СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Виртуальная экскурсия «Мир таинственных зеркал Михаила Булгакова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрут экскурсии: три основные «остановки» «Тайные зеркала современности», «Тайные зеркала истории», «Тайные зеркала вечности». На каждом из основных этапов экскурсии предусмотрены дополнительные «остановки» (автор Танкова Наталья Степановна)

Просмотр содержимого документа
«Конспект экскурсии»


Конспект экскурсии

  1. Тема экскурсии: «Мир таинственных зеркал Михаила Булгакова» (по роману « Мастер и Маргарита»)

  2. Цели экскурсии:

-создать условия для формирования у учащихся представления о том, какую композиционную и идейную роль играют зеркала в произведении Булгакова и какими художественными приемами пользуется автор романа;

-помочь учащимся понять суть происходящих в романе событий и авторское к ним отношение;

- углубить представление учащихся об идейной направленности романа

  1. Задачи экскурсии:

-создать условия для погружения в атмосферу происходящих в романе событий;

-создать ситуацию «единения» с маршрутным замыслом писателя ;

- пройти по пути булгаковского зеркального «лабиринта»

4. Маршрут экскурсии: три основные «остановки» «Тайные зеркала современности», «Тайные зеркала истории», «Тайные зеркала вечности». На каждом из основных этапов экскурсии предусмотрены дополнительные «остановки

  1. Конспект и навигация экскурсии



Слайд 1 Титульный.

Анимация автоматическая

Переход на следующий слайд по щелчку



Слайд 2, 3 Пролог «Зеркала в жизни человека» сопровождается музыкой.

Представим себя перед зеркалом, а лучше в окружении множества зеркал. Все как на ладони, но ведь что-то вечно ускользает, и нам хочется заглянуть еще за эту бесконечную стену. Перешагнуть роковую черту, чтобы узнать, рассмотреть себя до самого конца, понять таинство бытия. Уже тысячелетия мы не можем постигнуть границы человеческой души. До умопомрачения вглядываются люди в собственное ‘ отражение ’, пока их собственное Я не померкнет во вселенной, чтобы все вернулось вновь, но уже не со мной, не мое и не для меня. Не такова ли природа и магия таланта большого писателя? Он будто чародей в окружении тысячи зеркал находит линии чужих судеб, вбирает их в себя, а потом бросает ее под молот грядущего бытия. Так умирает сам автор, и начинается судьба его трудов

Анимация автоматическая

Переход со 2 на 3, с 3 на 4 слайды автоматический



Слайд 4 Маршрут.

Анимация автоматическая

Гиперссылки на объекты с надписей

Переход на следующий слайд по щелчку



Слайд 5 Предисловие – объяснение предполагаемого маршрута.

Феерическая калейдоскопичность картин имеет свою художественную логику, взаимосвязь. Три круга повествования - Земля (Современность), Олимп (История) и Преисподняя (Вечность) - это система волшебных зеркал, в которых сюжетные события отражаются от реального и усиливаются до фантастического . Говоря о художественных особенностях романа, В. Лакшин указывает на то, что "сюжет не вытягивается линейно, он ветвится подобно живому дереву , возвращается в бегущих отражениях, как в волшебных зеркалах, создающих вторую и третью перспективу”. Вероятно, В. Лакшин имел в виду не "сюжет", а повествование с его многообразием картин. Это многообразие отнюдь "не ветвится" "подобно живому дереву", а действительно движется, меняется, но внутренне имеет магическое единство, создает многомерность в бегущих отражениях," как в волшебных зеркалах, создающих вторую и третью перспективу".

По принципу зеркального отражения строится вся композиция романа Булгакова.

Анимация автоматическая и по щелчку

Возврат на маршрут с помощью кнопки



Слайд 6 – «Тайное зеркало Современности».

Зеркало современности – картины, изображающие события, происходящие в булгаковской Москве. В фантасмагорической карусели московской жизни необъяснимым образом сочетаются реальность, фантастика и сатира, образуя картину «низа» - мощной стихии вседозволенности, соскальзывания в пропасть небытия, «тварного» начала.

Анимация автоматическая

Гиперссылки: «реальность» слайд 10; «фантастика» слайд 11; «сатира» слайд 14



Слайд 10

С первой главы романа Булгакова "Никогда не разговаривайте с неизвестными" (в ней описывается встреча Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом на Патриарших прудах) до главы шестой "Шизофрения" (в ней рассказывается о болезни Ивана Бездомного) повествование имеет целью доказать верность высказывания Воланда о том, что событиями жизни управляют таинственные, непознанные силы. Развивается идея о том, что антитеза между добром и злом - вечный закон жизни. Но внутренняя убежденность автора, что справедливость и истина являются высшими общечеловеческими ценностями, отчетливо, с необыкновенной художественной силой выражена в противопоставлении Понтия Пилата и Иешуа.

Булгаков описывает узнаваемую современниками Москву, в которой существует Мастер, и куда прибыл с «ревизией» Воланд.

Сегодня в Москве открыт уникальный экскурсионный маршрут: трамвай, под колесами которого погиб Берлиоз, вернулся на Патриаршие пруды… Московский мир романа ярок и блестящ, многие места «помнят» героев Булгакова и события, происходившие в те четыре дня небывало жаркого лета…

Анимация автоматическая и по щелчку

Гиперссылки: «Патриаршие пруды» слайд 7; «многие места» слайд 9

Возврат на слайд 6 по щелчку на кнопку



Слайд 7,8,9 - Путешествие по булгаковской Москве с музыкальным сопровождением.

Это «реальные» зеркала романа Булгакова. Сегодня в Москве открыт уникальный экскурсионный маршрут: трамвай, под колесами которого погиб Берлиоз, вернулся на Патриаршие пруды… Московский мир романа ярок и блестящ, многие места «помнят» героев Булгакова и события, происходившие в те четыре дня небывало жаркого лета…

Анимация на 7-9 слайдах автоматическая

Переход с 7 на 8 слайд – автоматический

Возврат с 8 и 9 слайдов на 10 слайд – по щелчку на кнопку



Слайды 11, 12, 13,14, 15 - «фантастические « и «сатирические» зеркала современности.

Система фантастических зеркал призвана выразить убежденность автора не только в неизбежности внешних противоречий добра и зла, но и в необходимости снятий этих противоречий. Фантастика Булгакова придает сатире форму правдоподобия, а основной принцип повествования – принцип перевоплощения и карнавальности. Он позволяет автору насытить сюжетные события массой действующих лиц и создать иллюзию причастности читателя к тайнам жизни.

Происходящие в романе события Булгаков изобразил, используя сатирические, даже гротесковые приемы. С седьмой главы "Нехорошая квартира" по 18-ю главу "Неудачные визитеры" расширяется сатирическая система зеркал, отражающая современность. Философский план усиливается, но дробится на отдельные мотивы. Остро звучат нравственные проблемы. В центре оказывается сцена в Варьете с ее отчетливым зеркальным и карнавальным принципом. Противоречия обнажаются. Булгаков фиксирует внимание на проблеме, для него внутренне очень важной, проходящей через все его творчество, - прогресс бессилен изменить натуру людей. А через все главы этой части повествования властно звучит фаустовская тема о пагубной страсти к наживе: "Люди гибнут за металл..." Все повествование проникнуто болью автора, вызванной сознанием, что человечество никак не может избавиться от пагубных пороков. Нравственный аспект в осмыслении вечных истин возрастает. Следует подчеркнуть, что фантастика и гротеск - это способы заострения, способы рельефного выражения идейных устремлений автора. Здесь с особой силой проявляется оригинальность Булгакова. С помощью фантастики и гротеска создается новый художественный мир - субъективный, фантастически-гротескный. Но не для того, чтобы уйти от решения общечеловеческих проблем, а для того, чтобы философские идеи автора зеркально отразились в созданном им художественном мире. Современность у Булгакова призвана отражать сатирическая система зеркал. Эти зеркала остро высвечивают нравственные проблемы. Противоречия обнажаются, прогресс бессилен изменить натуру людей.

Анимация автоматическая и по щелчку

На слайде 15 – интерактивная лента через кнопку

Переходы: с 11 на 12 сл. и с 12 на 13 сл. – по щелчку

Возврат с 13 сл. на слайд 6 по щелчку на кнопку

Переходы: с 14 сл. На 15 сл. по щелчку

Возврат с 15 сл. на маршрут по щелчку на кнопку



Слайд 16 «Тайное зеркало Истории»

В романе словам тесно, а мыслям просторно. Образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя реплики и действия героев, а потом отбрасывает, усиливая смысл. Булгаков выражает свою концепцию существования вечных трагических законов существования личности, смысла человеческой жизни. Ход истории предстает как вечное

противостояние добра и зла, их вечное столкновение.

Анимация автоматическая и по щелчку

Переход на следующий слайд по щелчку



Слайд 17 «Оптические» зеркала Истории».

Философская проблема вечных противоречий между абсолютной властью и свободой личности, добром и злом, справедливостью и преступлением находит в исторической фреске необыкновенную силу художественного воплощения. В этот узел повествования естественно вплетаются главы о Понтии Пилате и Иешуа с ее центральной идеей о вечных противоречиях между любой властью и свободной личностью. Судьба пророков истины и справедливости трагична. В общем повествовании вполне логично появление образа Мастера (в главе "Появление героя"). Между трагической судьбой Иешуа и мучениями, страданиями Мастера возникает параллель. Ассоциативная связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.

Течение истории - это вечная и непреодолимая борьба добра и зла, подобно свету и тьме. Главы о Понтии Пилате, раскрывающие его отношение к Иешуа и к Левию Матвею, рассказывающие о его мести иудейским первосвященникам (по его приказу зарезан Иуда, предавший Иешуа), по закону отражения фиксируют внимание на нравственных уроках истории, усиливают философское звучание лейтмотивов романа - осмысление вечных законов человеческой жизни. Булгаков, подобно Данте, проникает в потусторонний мир, окунается в ад жизни (глава "Великий бал у Сатаны"), чтобы затем вознестись к небу, показать бессмертие Иешуа как пророка истины и справедливости. Все повествование насыщено драматизмом, овеяно великими идеями.

Анимация автоматическая и по щелчку

Гиперссылки: «Философская проблема» слайд 18; «историческая фреска» слайд 19



Слайд18,19 - «Отражения» романа Мастера. Главные мысли, своеобразный «цитатник». То, за что и был запрещен роман. В исторической фреске романа словам тесно, а мыслям просторно. Буквально каждая реплика, действие героя обретают, кроме индивидуальных характеристик, общефилософский смысл, несут общую идею произведения и развивают ее. Получается: в "волшебном зеркале" образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя отражение и затем отбрасывает его, усиливая его смысл. При этом мы видим, как в конкретном оживает, начинает жить своей жизнью, отражается в своей исторической специфике большое явление, обретая всеобщее значение. Итак, в художественном и идейном плане в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" ярко выражена общая концепция о смысле человеческой жизни, о тех вечных законах трагического существования личности, которые, по мнению автора, человечество и в XX веке всё ещё никак не может преодолеть. Булгаков проявил удивительную диалектичность мысли. Он ярко запечатлел в романе свое трагическое ощущение хода истории. Но в то же время вера в бессмертие вечных человеческих истин, в гуманизм общечеловеческого характера (в духе христианского коммунизма) согревала его душу и была тем самым загадочным источником вдохновения.

Сл. 18 - анимация автоматическая

Сл. 19 - анимация автоматическая и по щелчку

Возврат с 18 сл. на слайд 17 по щелчку на кнопку

Возврат с 19 сл. на маршрут по щелчку на кнопку



Слайд 20 – «Тайное зеркало Вечности»

Все повествование движется к свету. Прошлое как бы остается позади, фантастически исчезает. Воланд творит не добро, не зло, а суд, справедливый и праведный, воздавая каждому по его Вере. И все это - в его таинственном глобусе.

Создавая картины «преисподней», потустороннего мира, автор выражает убежденность не только в неизбежности вечных противоречий добра и зла, но и необходимости снятия этих противоречий. Теза и антитеза сменяется синтезом: Понтий Пилат прощен, Мастер обрел покой Таким образом, первый роман Булгакова "Мастер и Маргарита" направлен вниз, на духовное падение, а второй роман Булгакова "О Понтии Пилате" стремиться ввысь, к духовному озарению. Как связаны оба романа? Должно быть какое-либо связующее звено, которое соединило бы будущее и прошлое. Этим звеном является Воланд. Он и есть та самая точка зрения, та самая позиция Булгакова, которая строится на основании вечности, а не момента. Воланд - это зеркало, в котором отражаются все поступки людей прошлого и настоящего времени. Он не является злом или добром в романе. Он зеркало истории. Почему Маргарита тянется к Воланду, личности властной и сильной? Возможно потому, что общаясь с ним, она соприкасается с позицией вечности, а это крайне необычно и глобально для нее. Вот и третий пример неоднозначности падения духа, но перед ним, как и полагается, мгновенное озарение, прозрение, которые должны толкнуть человека к самоусовершенствованию.

Анимация автоматическая и по щелчку

Гиперссылки: «по его Вере» слайд 21; «таинственном глобусе» слайд 23



Слайды 21, 22 - «Волшебные зеркала».

Любовь в романе - волшебство. Повествование переносится в мир волшебных зеркал, в мир фантастических видений. Маргарита заключает союз с Воландом, соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны, чтобы с помощью дьявольской силы вернуть пропавшего без вести любимого Мастера. Волшебные зеркала призваны сыграть необычайной силы лирический мотив и создать иллюзию причастности читателя к тайнам жизни Система волшебных зеркал, взаимосвязь сюжетных событий и образов усиливают в романе Булгакова выразительность художественного слова. В повествовании образуются два пласта - "внешний" и "внутренний" (условно говоря). Они всегда находятся в сложной взаимозависимости. Так в нарисованных картинах, благодаря ассоциативной связи внешнего и внутреннего пласта повествования возникает бездонность, глубина, словно безграничный мир отражается в зеркальной поверхности воды. И сами картины наполняются дыханием эпохи, пронизываются большими идеями.

Таким образом, в романе Булгакова переплетаются в один нерасторжимый узел сложнейшие проблемы. Одно "волшебное зеркало" дополняет другое, и все оказывается взаимосвязанным, зависимым друг от друга. Великие идеи буквально пронизывают всю ткань произведения.

Сл. 21 - анимация автоматическая

Сл. 22 - анимация автоматическая и по щелчку

Возврат со сл. 22 на сл. 20 по щелчку на кнопку



Слайды 23,24 -«Разбитые» зеркала.

Булгаков прибегает к принципу обратного бинокля, позволяющего увидеть то, что удалено от глаз. Таков и глобус Воланда, в котором можно увидеть все, что происходит в том или ином мире. Маргарита бьет зеркала, чтобы «закрыть» дверь в ТОТ мир, где нет места аду жизни. Автор возносит читателя к небу, с целью показать бессмертие истины и справедливости. И разбитые зеркала складываются в мозаику Вечности. Деление на части и композиция глав в романе Булгакова отнюдь не случайны. Они определены усилением в романе зеркального принципа отражения. Сюжетные события словно отвлекаются от сочетания реального и фантастического и переключаются целиком в область фантастического. Между образами и событиями сильнее устанавливается ассоциативная взаимосвязь (по принципу параллелизма и антагонизма). Все картины, связанные с балом у Сатаны, целиком построены по зеркальному принципу отражения. Один образ, одно сюжетное событие усиливают другое (по принципу волшебных зеркал). Добро и зло в произведении М.А.Булгакова уравновешены, и, постоянно переходя то в один, то в другой аспекты, они создают сложную композицию романа.

Сл. 23 - анимация автоматическая

Сл. 24 - анимация автоматическая и по щелчку

Возврат с 24 сл. на маршрут по щелчку на кнопку



Слайд 25 Эпилог («Зеркала Прощания»)

…Каждый год, когда лишь только наступает весеннее полнолуние...

… и когда цельная, в начале вечера белая, а затем золотая, с темным кольцом-драконом, плывет и в то же время стоит на одном месте в своей высоте луна...

…и когда все затихает…

…почему-то так и тянет взглянуть в это небо и сказать себе: все будет как надо, все будет правильно…

ВЕДЬ ВСЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО?!..

И услышать освобожденно в ответ:

«НУ, КОНЕЧНО ЖЕ, НЕ БЫЛО!..



Слайды 26-28 Информационные источники (скрыты)



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Танкова Наталья Степановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 села Мамонтова

Мамонтовского района Алтайского края


Пояснительная записка к виртуальной экскурсии по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Тема экскурсии: «Мир таинственных зеркал Михаила Булгакова»

  2. Целевая аудитория: ученики11 класса

  3. Цели экскурсии:

-создать условия для формирования у учащихся представления о том, какую композиционную и идейную роль играют зеркала в произведении Булгакова и какими художественными приемами пользуется автор романа;

-помочь учащимся понять суть происходящих в романе событий и авторское к ним отношение;

- углубить представление учащихся об идейной направленности романа

  1. Задачи экскурсии:

-создать условия для погружения в атмосферу происходящих в романе событий;

-создать ситуацию «единения» с маршрутным замыслом писателя ;

- пройти по пути булгаковского зеркального «лабиринта»

  1. Актуальность экскурсии: экскурсия будет актуальна при изучении романа М. Булгакова на уроках литературы в 11 классе,

-предполагаемый результат: повышение интереса учащихся к творчеству Булгакова в целом и роману «Мастер и Маргарита» в частности

  1. Маршрут экскурсии: три основные «остановки» «Тайные зеркала современности», «Тайные зеркала истории», «Тайные зеркала вечности». На каждом из основных этапов экскурсии предусмотрены дополнительные «остановки»

  1. Техническое обеспечение экскурсии: ПК, (для коллективного путешествия - мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран), колонки для воспроизведения форматов mp3, программа Power Point 2010

  2. Рекомендации по использованию ресурса: рекомендуется использовать на заключительных уроках по роману М. Булгакова в качестве углубленного обобщения материала

  3. Информационные источники

Слайд 1,3, 25. http://www.solovki.ca/writers_023/images/bulgakov_writers_2010_002.jpg

http://s58.radikal.ru/i159/1111/83/4091c6711f12.jpg

Слайд 2. http://storage.canalblog.com/51/63/187741/12921948.jpg

Слайд 3. http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-03/1236358125_magical_mirror_by_ironshod.jpg

http://www.ljplus.ru/img/l/o/lorikus/Mariana_in_the_South.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/lenivova-elena.a7/0_67f25_eca1710f_XXXL.jpg

http://f9.ifotki.info/org/d8b25a23323cea26f9244af17ba7ab14bc81d699521280.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3702/arminas-k.26/0_37438_d1d73980_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/arminas-k.26/0_37437_359d737e_XL.jpg

http://storage.canalblog.com/51/63/187741/12921948.jpg

http://sr.gallerix.ru/1806064823/L/1641092142/

http://nechtoportal.ru//gallery/albums/other/zerkalo/zerkalo_39.jpg

http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-04/1271969311_m.-bulgakov.jpg

Слайд 5. http://iaera.ru/pictures/2011_03_28/2011_03_28_19_16_02.

http://download4fast.com/uploads/posts/2012-03/download4fast.com.fwktbfej1krsthz.jpeg

Слайд 4. http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2107000/2106138-5a1fc2d369f55f82.jpg

http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-04/1271969111_dzhon-golsuorsi.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/33636756.0/0_646d5_7930b2ea_XL

http://xvideostudio.narod.ru/workshop/2005/3006.jpg

Слайд 6. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/61/368/61368763_20091217_muzbulg01.jpg

http://mosday.ru/photos/55_565.jpg

Слайд 7,8. http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/00/00/01/2010/05/14/235e32__959f64b37c_600.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/tavilova/2871/i-2882.jpg

Слайд 9, 2,14,2. http://prv3.lori-images.net/ekskursionnyi-bulgakovskii-avtobus-na-ulitse-nikitskaya-0002048023-preview.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/348/74348791_sg14aL.jpg

Слайд 10. http://mosday.ru/photos/55_565.jpg

http://prv3.lori-images.net/ekskursionnyi-bulgakovskii-avtobus-na-ulitse-nikitskaya-0002048023-preview.jpg

http://www.masterandmargarita.eu/images/04mappen/margarita5.jpg

http://fotolit.narod.ru/moskva/griboedov.jpg

http://stat17.privet.ru/lr/0912f6f55bc441d3f10e2b169b708367

http://stat18.privet.ru/lr/0a24538c60298d1ca57e1c8c9078af84

http://findmapplaces.com/bphoto/5/tverskoy-bulvar_54341.jpg

http://www.veefore.ru/pics/msk16.jpg

Слайд 11. http://img-fotki.yandex.ru/get/21/toriii-84.e/0_d4de_d82bd346_XL

Слайд 13. http://s61.radikal.ru/i173/0810/f8/105fd89f1e54.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4419/48821360.16/0_5595a_61b8bec2_XL

http://project6-gym6.narod.ru/4/91.jpg

http://www.russian.rfi.fr/sites/russian.filesrfi/imagecache/aef_image_original_format/sites/images.rfi.fr/files/aef_image/st-malo%20vampire.JPG http://s.imhonet.ru/user_files/8b/62/8b62c4674ad751f06da3ccd271ae14fb/images/1241688931_13121815pjn.jpg

http://i5.pixs.ru/storage/0/5/1/25jpg_2665701_3280051.jpg

http://i5.pixs.ru/storage/0/2/6/9jpg_7483857_3280026.jpg

Слайд 15. http://i.allday.ru/35/8e/1e/1305564568_glushenko_azazello.jpg http://i.allday.ru/4b/75/89/1305564591_glushenko_variete.jpg http://i1.i.ua/prikol/thumb/0/1/681510.jpg http://img11.nnm.ru/2/9/b/9/f/e1be5cd9085647d59c3ca8a4419_prev.jpg http://s05.radikal.ru/i178/1104/d0/1d08c9b3fcc0.jpg http://www.eg.ru/upimg/photo/115062.jpg http://s61.radikal.ru/i172/1104/45/81d381b8ae1c.jpg

Слайд 16. http://cs4417.vkontakte.ru/u111836088/-6/x_c27a06f8.jpg

Слайд 17. http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-04/1271969600_m.-bulgakov.-master-i-margarita.jpg

http://www.kailassh.ru/airesmirror.jpg

Слайд 18. http://img-2005-12.photosight.ru/08/1169544.jpg

Слайд 19. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/646/85646067_garden_gefsimanskiy_sad.jpg

Слайд 20. http://fenix.gorod.tomsk.ru/uploads/49434/1305599680/08_lunnaya_dorozhka.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/33636756.0/0_646d5_7930b2ea_XL

Слайд 21. http://pics.photographer.ru/pictures/25243.jpg

http://www.ellf.ru/uploads/posts/2009-11/1259275483_4130725417_4c24cf840f_o.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/81604351.79/0_537aa_417c8980_XL

Слайд 22. http://danilajirov.narod.ru/index.files/dpic/Jak.2.jpg

Слайд 23. http://art-name.ru/Glamik/snegnie_shariki/9.gif http://pics.livejournal.com/r_fruneau/pic/00085e6g/s640x480

Слайд26- http://www.worlds.ru/photo/russia_170220120936_2.jpg

http://s54.radikal.ru/i144/1006/c8/a068f1f58a70.jpg

Слайд 24. http://demiart.ru/forum/uploads/post-33144-1188327046.gif

http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/lorieux_otravlennye.jpg

http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/lorieux_pri_svechah.jpg

http://www.russian.rfi.fr/sites/russian.filesrfi/imagecache/aef_image_original_format/sites/images.rfi.fr/files/aef_image/Ivan%20Bezdomny.JPG http://i5.pixs.ru/storage/0/6/6/33jpg_2972331_3280066.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2008/09/30/3067.jpg

Слайд 25. http://elenamartynyuk.ru/images/photo/master/final.jpg

Литература:

1. М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Веко,!998

2. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. 1989. N 11.

3. Лакшин В. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита." // Новый мир. 1968. N 6. Он же. Рукописи не горят! // Новый мир. 1968. N 12.

Материалы портала:

Беленькая Л.В. Алгоритм уменьшения веса презентации через опцию программы Power Point «сжатие рисунков» 

Беленькая Л.В. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю

Беленькая Л.В. Пример применения технологического приема "Виртуальная прогулка" 

Беленькая Л.В. Алгоритм выполнения триггера в презентации PowerPoint. В помощь учителю. 

Беленькая Л.В. Задание 2. Разработка маршрутного листа (слайда)



Просмотр содержимого презентации
«tankova_bulgakov_sadanie_5»

виртуальная экскурсия по роману «Мастер и Маргарита» МИР ТАИНСТВЕННЫХ ЗЕРКАЛ  Михаила Булгакова Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Мамонтова Алтайского края

виртуальная экскурсия

по роману «Мастер и Маргарита»

МИР ТАИНСТВЕННЫХ ЗЕРКАЛ

Михаила Булгакова

Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ села Мамонтова Алтайского края

Зеркала …  Таинственные и обольстительные…  Их глубина всегда притягивала и манила… В зеркале все, как на ладони, но что-то вечно ускользает, тревожит, и нам снова и снова хочется заглянуть за эту бесконечную грань, перешагнуть роковую черту, чтобы понять таинство бытия, постичь границы человеческой души…  «чтобы все вернулось вновь, но уже не со мной, не мое и не для меня» … Уже тысячелетия вглядываются люди в собственное отражение , пока их собственное « Я» не померкнет во Вселенной,…

Зеркала …

Таинственные

и обольстительные…

Их глубина всегда притягивала

и манила…

В зеркале все, как на ладони, но что-то вечно ускользает, тревожит, и нам снова и снова хочется заглянуть за эту бесконечную грань, перешагнуть роковую черту, чтобы понять таинство бытия, постичь границы человеческой души…

«чтобы все вернулось вновь,

но уже не со мной,

не мое и не для меня» …

Уже тысячелетия вглядываются люди в собственное отражение , пока их собственное « Я» не померкнет во Вселенной,…

Маршрут Тайное зеркало  Вечности Тайное зеркало  Истории Преисподняя Тайное зеркало Современности Олимп Земля * Предисловие Эпилог

Маршрут

Тайное зеркало

Вечности

Тайное зеркало

Истории

Преисподняя

Тайное зеркало

Современности

Олимп

Земля

*

Предисловие

Эпилог

Предисловие Феерическая калейдоскопичность картин имеет свою художественную логику, взаимосвязь. Три круга повествования - Земля (Современность), Олимп (История) и Преисподняя (Вечность) - это система волшебных зеркал, в которых сюжетные события отражаются от реального и усиливаются до фантастического http://iaera.ru/pictures/2011_03_28/2011_03_28_19_16_02.  http://download4fast.com/uploads/posts/2012-03/download4fast.com.fwktbfej1krsthz.jpeg При стилевом и художественном многообразии роману Булгакова присуща внутренняя цельность и гармоничное взаимодействие изображаемого . Вся композиция романа строится по принципу зеркального отражения

Предисловие

Феерическая калейдоскопичность картин имеет свою художественную логику, взаимосвязь. Три круга повествования -

Земля (Современность), Олимп (История) и

Преисподняя (Вечность) - это система волшебных зеркал, в которых сюжетные события отражаются от реального и

усиливаются до фантастического

http://iaera.ru/pictures/2011_03_28/2011_03_28_19_16_02.

http://download4fast.com/uploads/posts/2012-03/download4fast.com.fwktbfej1krsthz.jpeg

При стилевом и художественном многообразии роману Булгакова присуща внутренняя цельность и гармоничное взаимодействие изображаемого . Вся композиция романа строится по принципу зеркального отражения

Тайное зеркало  Современности Зеркало современности – картины, изображающие события, происходящие в булгаковской Москве. В фантасмагорической карусели московской жизни необъяснимым образом сочетаются реальность , фантастика и сатира, образуя картину «низа» - мощной стихии вседозволенности, соскальзывания в пропасть небытия, «тварного» начала

Тайное зеркало Современности

Зеркало современности – картины, изображающие события, происходящие в булгаковской Москве. В фантасмагорической карусели московской жизни необъяснимым образом сочетаются реальность , фантастика и сатира, образуя картину «низа» - мощной стихии вседозволенности,

соскальзывания в пропасть небытия, «тварного» начала

Патриаршие пруды

Патриаршие пруды

Дом «Грибоедова» Тверской бульвар Булгаковский Дом Особняк Маргариты Сад-Аквариум

Дом «Грибоедова»

Тверской бульвар

Булгаковский Дом

Особняк Маргариты

Сад-Аквариум

Зеркала реальности  Булгаков описывает узнаваемую современниками Москву, в которой существует Мастер, и куда прибыл с «ревизией» Воланд. Повествование имеет целью доказать, что событиями жизни управляют таинственные, непознанные силы Сегодня в Москве открыт уникальный экскурсионный маршрут: трамвай, под колесами которого погиб Берлиоз, вернулся на Патриаршие пруды… Московский мир романа ярок и блестящ, многие места «помнят» героев Булгакова и события,  происходившие в те четыре дня небывало жаркого лета…

Зеркала реальности

Булгаков описывает узнаваемую современниками Москву, в которой существует Мастер, и куда прибыл с «ревизией» Воланд. Повествование имеет целью доказать, что событиями жизни управляют таинственные, непознанные силы

Сегодня в Москве открыт уникальный экскурсионный маршрут: трамвай, под колесами которого погиб Берлиоз, вернулся на Патриаршие пруды… Московский мир романа ярок и блестящ,

многие места «помнят» героев Булгакова и события,

происходившие в те четыре дня небывало жаркого лета…

Фантастические зеркала Фантастика Булгакова придает сатире форму правдоподобия, а основной принцип повествования – принцип перевоплощения и карнавальности. Он позволяет автору насытить сюжетные Система фантастических зеркал призвана выразить убежденность автора не только в неизбежности внешних противоречий добра и зла, но и в необходимости снятий этих противоречий события массой действующих лиц и создать иллюзию причастности читателя к тайнам жизни

Фантастические зеркала

Фантастика Булгакова придает сатире форму правдоподобия, а основной принцип повествования – принцип перевоплощения и карнавальности. Он позволяет автору насытить сюжетные

Система фантастических зеркал призвана выразить убежденность автора не только в неизбежности внешних противоречий добра и зла, но и в необходимости снятий этих противоречий

события массой действующих лиц и создать иллюзию

причастности читателя к тайнам жизни

Фантастическое «варьете» московской жизни

Фантастическое «варьете» московской жизни

Сатирические зеркала Современность у Булгакова призвана отражать сатирическая система зеркал. Эти зеркала остро высвечивают нравственные проблемы .Противоречия обнажаются, прогресс бессилен изменить натуру людей, которые «гибнут за металл»

Сатирические зеркала

Современность у Булгакова призвана отражать сатирическая система зеркал. Эти зеркала остро высвечивают нравственные проблемы .Противоречия обнажаются, прогресс бессилен изменить натуру людей, которые «гибнут за металл»

Москва и москвичи

Москва и москвичи

Тайное зеркало Истории Булгаков выражает свою концепцию существования вечных трагических законов существования личности, смысла В романе словам тесно, а мыслям просторно. Образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя реплики и действия героев, а потом отбрасывает, усиливая смысл человеческой жизни . Ход истории предстает как вечное противостояние добра и зла, их вечное столкновение

Тайное зеркало Истории

Булгаков выражает свою концепцию существования вечных трагических законов существования личности, смысла

В романе словам тесно, а мыслям просторно. Образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя реплики и действия героев, а потом отбрасывает, усиливая смысл

человеческой жизни . Ход истории предстает как вечное

противостояние добра и зла, их вечное столкновение

Оптические зеркала истории  Философская проблема вечных противоречий между абсолютной властью и свободой личности, добром и злом, справедливостью и преступлением находит в  Внутренняя убежденность автора, что справедливость и истина являются высшими общечеловеческими ценностями, с необыкновенной художественной силой выражена в противопоставлении Понтия Пилата и Иешуа  исторической фреске  необыкновенную силу художественного воплощения

Оптические зеркала истории

Философская проблема вечных противоречий между абсолютной властью и свободой личности, добром и злом, справедливостью и преступлением находит в

Внутренняя убежденность автора, что справедливость и истина являются высшими общечеловеческими ценностями, с необыкновенной художественной силой выражена в противопоставлении Понтия Пилата и Иешуа

исторической фреске

необыкновенную силу художественного воплощения

« Отражения» романа Мастера Трусость - самый страшный порок! Рукописи не горят! Злых людей на свете нет Не власть, а свобода! Перерезать волосок может только тот, кто его подвесил Не будет ничьей власти над людьми! Не вера, а истина! Что есть истина? Бог один!

« Отражения» романа Мастера

Трусость - самый страшный порок!

Рукописи не горят!

Злых людей на свете нет

Не власть, а свобода!

Перерезать волосок может только тот, кто его подвесил

Не будет ничьей власти над людьми!

Не вера, а истина!

Что есть истина?

Бог один!

Пусть зло во все века сильней, Г Е Ф С И М А Н С К И Й С А Д Но доброта неистребима, Идет безвестным пилигримом Она дорогою своей, Давно уж слуха нет о ней… И вдруг… Такой же, как с икон Рублева, Она глядит: сама основа И оправданье жизни всей…

Пусть зло во все века сильней,

Г

Е

Ф

С

И

М

А

Н

С

К

И

Й

С

А

Д

Но доброта неистребима,

Идет безвестным пилигримом

Она дорогою своей,

Давно уж слуха нет о ней…

И вдруг…

Такой же, как с икон Рублева,

Она глядит: сама основа

И оправданье жизни всей…

Тайное зеркало Вечности Все повествование движется к свету. Прошлое как бы остается позади, фантастически исчезает. Воланд творит не добро, не зло, а суд, справедливый и праведный, Создавая картины «преисподней», потустороннего мира, автор выражает убежденность не только в неизбежности вечных противоречий добра и зла, но и необходимости снятия этих противоречий. Теза и антитеза сменяется синтезом: воздавая каждому по его Вере. Понтий Пилат прощен, Мастер обрел покой И все это - в его таинственном глобусе

Тайное зеркало Вечности

Все повествование движется к свету. Прошлое как бы остается позади, фантастически исчезает. Воланд творит не добро, не зло, а суд, справедливый и праведный,

Создавая картины «преисподней», потустороннего мира, автор выражает убежденность не только в неизбежности вечных противоречий добра и зла, но и необходимости снятия этих противоречий. Теза и антитеза сменяется синтезом:

воздавая каждому по его Вере.

Понтий Пилат прощен, Мастер обрел покой

И все это - в его таинственном глобусе

Волшебные зеркала Любовь в романе - волшебство. Повествование переносится в мир волшебных зеркал, в мир фантастических видений. Маргарита заключает союз с Воландом, соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны, чтобы с помощью дьявольской силы вернуть пропавшего без вести любимого Мастера. Волшебные зеркала призваны сыграть необычайной силы лирический мотив и создать иллюзию причастности читателя к тайнам жизни

Волшебные зеркала

Любовь в романе - волшебство. Повествование переносится в мир волшебных зеркал, в мир фантастических видений. Маргарита заключает союз с Воландом, соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны, чтобы с помощью дьявольской силы вернуть пропавшего без вести любимого Мастера. Волшебные зеркала призваны сыграть необычайной силы лирический мотив и создать иллюзию причастности читателя к тайнам жизни

Разбитые зеркала Булгаков прибегает к принципу обратного бинокля, позволяющего увидеть то, что удалено от глаз. Таков и глобус Воланда, в котором можно увидеть все, что происходит в том или ином мире. Маргарита бьет зеркала, чтобы «закрыть» дверь в ТОТ мир, где нет места аду жизни. Автор возносит читателя к небу, с целью показать бессмертие истины и справедливости. И разбитые зеркала складываются в мозаику Вечности

Разбитые зеркала

Булгаков прибегает к принципу обратного бинокля, позволяющего увидеть то, что удалено от глаз. Таков и глобус Воланда, в котором можно увидеть все, что происходит в том или ином мире. Маргарита бьет зеркала, чтобы «закрыть» дверь в ТОТ мир, где нет места аду жизни. Автор возносит читателя к небу, с целью показать бессмертие истины и справедливости. И разбитые зеркала складываются в мозаику Вечности

Эпилог  Зеркала Прощания … почему-то так и тянет взглянуть в это небо и сказать себе: все будет как надо, все будет правильно… ВЕДЬ ВСЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО?!.. И услышать освобожденно в ответ: «НУ,КОНЕЧНО ЖЕ, НЕ БЫЛО!.. … Каждый год, когда лишь … и когда цельная, в начале вечера белая, а затем золотая , … и когда все затихает…  только наступает весеннее полнолуние... с темным кольцом-драконом, плывет и в то же время стоит на одном месте в своей высоте луна...

Эпилог

Зеркала Прощания

почему-то так и тянет взглянуть в это небо и сказать себе: все будет как надо, все будет правильно…

ВЕДЬ ВСЕГО ЭТОГО НЕ БЫЛО?!..

И услышать освобожденно в ответ:

«НУ,КОНЕЧНО ЖЕ, НЕ БЫЛО!..

Каждый год, когда лишь

и когда цельная, в начале вечера белая, а затем золотая ,

и когда все затихает…

только наступает весеннее полнолуние...

с темным кольцом-драконом, плывет и в то же время стоит на одном месте в своей высоте луна...

Информационные источники:

Слайд 1,3, 25. http://www.solovki.ca/writers_023/images/bulgakov_writers_2010_002.jpg

http://s58.radikal.ru/i159/1111/83/4091c6711f12.jpg

Слайд 2. http://storage.canalblog.com/51/63/187741/12921948.jpg

Слайд 3. http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-03/1236358125_magical_mirror_by_ironshod.jpg

http://www.ljplus.ru/img/l/o/lorikus/Mariana_in_the_South.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/lenivova-elena.a7/0_67f25_eca1710f_XXXL.jpg

http://f9.ifotki.info/org/d8b25a23323cea26f9244af17ba7ab14bc81d699521280.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3702/arminas-k.26/0_37438_d1d73980_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/arminas-k.26/0_37437_359d737e_XL.jpg

http://storage.canalblog.com/51/63/187741/12921948.jpg

http://sr.gallerix.ru/1806064823/L/1641092142/

http://nechtoportal.ru//gallery/albums/other/zerkalo/zerkalo_39.jpg

http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-04/1271969311_m.-bulgakov.jpg

Слайд 5. http://iaera.ru/pictures/2011_03_28/2011_03_28_19_16_02.

http://download4fast.com/uploads/posts/2012-03/download4fast.com.fwktbfej1krsthz.jpeg

Слайд 4. http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2107000/2106138-5a1fc2d369f55f82.jpg

http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-04/1271969111_dzhon-golsuorsi.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/33636756.0/0_646d5_7930b2ea_XL

http://xvideostudio.narod.ru/workshop/2005/3006.jpg

Слайд 6. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/61/368/61368763_20091217_muzbulg01.jpg

http://mosday.ru/photos/55_565.jpg

Слайд 7,8. http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/00/00/01/2010/05/14/235e32__959f64b37c_600.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/tavilova/2871/i-2882.jpg

Слайд 9, 2,14,2. http://prv3.lori-images.net/ekskursionnyi-bulgakovskii-avtobus-na-ulitse-nikitskaya-0002048023-preview.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/348/74348791_sg14aL.jpg

Слайд 10. http://mosday.ru/photos/55_565.jpg

http://prv3.lori-images.net/ekskursionnyi-bulgakovskii-avtobus-na-ulitse-nikitskaya-0002048023-preview.jpg

http://www.masterandmargarita.eu/images/04mappen/margarita5.jpg

http://fotolit.narod.ru/moskva/griboedov.jpg

http://stat17.privet.ru/lr/0912f6f55bc441d3f10e2b169b708367

http://stat18.privet.ru/lr/0a24538c60298d1ca57e1c8c9078af84

http://findmapplaces.com/bphoto/5/tverskoy-bulvar_54341.jpg

http://www.veefore.ru/pics/msk16.jpg

Слайд 11. http://img-fotki.yandex.ru/get/21/toriii-84.e/0_d4de_d82bd346_XL

Слайд 13. http://s61.radikal.ru/i173/0810/f8/105fd89f1e54.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4419/48821360.16/0_5595a_61b8bec2_XL

http://project6-gym6.narod.ru/4/91.jpg

http://www.russian.rfi.fr/sites/russian.filesrfi/imagecache/aef_image_original_format/sites/images.rfi.fr/files/aef_image/st-malo%20vampire.JPG http://s.imhonet.ru/user_files/8b/62/8b62c4674ad751f06da3ccd271ae14fb/images/1241688931_13121815pjn.jpg

http://i5.pixs.ru/storage/0/5/1/25jpg_2665701_3280051.jpg

http://i5.pixs.ru/storage/0/2/6/9jpg_7483857_3280026.jpg

Слайд 15. http://i.allday.ru/35/8e/1e/1305564568_glushenko_azazello.jpg http://i.allday.ru/4b/75/89/1305564591_glushenko_variete.jpg http://i1.i.ua/prikol/thumb/0/1/681510.jpg http://img11.nnm.ru/2/9/b/9/f/e1be5cd9085647d59c3ca8a4419_prev.jpg http://s05.radikal.ru/i178/1104/d0/1d08c9b3fcc0.jpg http://www.eg.ru/upimg/photo/115062.jpg http://s61.radikal.ru/i172/1104/45/81d381b8ae1c.jpg

Слайд 16. http://cs4417.vkontakte.ru/u111836088/-6/x_c27a06f8.jpg

Слайд 17. http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-04/1271969600_m.-bulgakov.-master-i-margarita.jpg

http://www.kailassh.ru/airesmirror.jpg

Слайд 18. http://img-2005-12.photosight.ru/08/1169544.jpg

Слайд 19. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/646/85646067_garden_gefsimanskiy_sad.jpg

Слайд 20. http://fenix.gorod.tomsk.ru/uploads/49434/1305599680/08_lunnaya_dorozhka.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/33636756.0/0_646d5_7930b2ea_XL

Слайд 21. http://pics.photographer.ru/pictures/25243.jpg

http://www.ellf.ru/uploads/posts/2009-11/1259275483_4130725417_4c24cf840f_o.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/81604351.79/0_537aa_417c8980_XL

Слайд 22. http://danilajirov.narod.ru/index.files/dpic/Jak.2.jpg

Слайд 23. http://art-name.ru/Glamik/snegnie_shariki/9.gif http://pics.livejournal.com/r_fruneau/pic/00085e6g/s640x480

Слайд26- http://www.worlds.ru/photo/russia_170220120936_2.jpg

http://s54.radikal.ru/i144/1006/c8/a068f1f58a70.jpg

Слайд 24. http://demiart.ru/forum/uploads/post-33144-1188327046.gif http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/lorieux_otravlennye.jpg   http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/lorieux_pri_svechah.jpg http://www.russian.rfi.fr/sites/russian.filesrfi/imagecache/aef_image_original_format/sites/images.rfi.fr/files/aef_image/Ivan%20Bezdomny.JPG  http://i5.pixs.ru/storage/0/6/6/33jpg_2972331_3280066.jpg  http://www.stihi.ru/pics/2008/09/30/3067.jpg  Слайд 25. http://elenamartynyuk.ru/images/photo/master/final.jpg Литература: 1. М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Веко,!998 2. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. 1989. N 11. 3. Лакшин В. Роман М. Булгакова

Слайд 24. http://demiart.ru/forum/uploads/post-33144-1188327046.gif

http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/lorieux_otravlennye.jpg

http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/lorieux_pri_svechah.jpg

http://www.russian.rfi.fr/sites/russian.filesrfi/imagecache/aef_image_original_format/sites/images.rfi.fr/files/aef_image/Ivan%20Bezdomny.JPG http://i5.pixs.ru/storage/0/6/6/33jpg_2972331_3280066.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2008/09/30/3067.jpg

Слайд 25. http://elenamartynyuk.ru/images/photo/master/final.jpg

Литература:

1. М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Веко,!998

2. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. 1989. N 11.

3. Лакшин В. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита." // Новый мир. 1968. N 6. Он же. Рукописи не горят! // Новый мир. 1968. N 12.

Материалы портала:

Беленькая Л.В. Алгоритм уменьшения веса презентации через опцию программы Power Point «сжатие рисунков»  

  Беленькая Л.В. Интерактивная лента. Поэтапное выполнение. В помощь учителю

  Беленькая Л.В. Пример применения технологического приема "Виртуальная прогулка"  

  Беленькая Л.В. Алгоритм выполнения триггера в презентации PowerPoint . В помощь учителю.  

  Беленькая Л.В. Задание 2. Разработка маршрутного листа (слайда)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!