СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №9 Способы передачи чужой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Способы передачи чужой речи»; совершенствовать умения определять стилистические функции прямой речи, авторских слов, а также косвенной и несобственно-прямой речи;
  2. развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
  3. воспитывать стремление к совершенствованию знаний.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №8(9)»

11 класс

Урок №8.

Прямая и косвенная речь, знаки препинания. Цитаты. Употребление кавычек.

Цели:


  1. обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Способы передачи чужой речи»; совершенствовать умения определять стилистические функции прямой речи, авторских слов, а также косвенной и несобственно-прямой речи;

  2. развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

  3. воспитывать стремление к совершенствованию знаний.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют стилистические функции прямой речи, авторских слов, а также косвенной и несобственно-прямой речи; используют авторские слова, вводящие прямую речь, как выразительное экспрессивное средство, как способ выражения своего отношения, как средство характеристики лица, которому принадлежит прямая речь и т. д.; используют несобственно-прямую речь для повышения выразительности, эмоциональности и образности своей речи; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Оборудование:

учебник, учебные тексты для работы в паре и группе, лист А-3 (для создания кластера), диаграмма Венна, фломастеры.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный этап

Приветствие учащихся. Позитивный настрой.

Приветствуют учителя

ІІ. Актуализация опорных знаний


Выполнение тестового задания (в парах)

Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.

А — определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;

Б — приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В — определение обособлено, так как относится к личному местоимению;

Г — определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;

Д — определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;

Ж — приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.

1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).

2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов).

3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклочённые, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев).

4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн).

5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький).

6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные

нивы (М. А. Шолохов).

Ответы:

1) Б; 2) А; 3) Ж; 4) Г; 5) В; 6) Д.


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности


Прием «Покопаемся в памяти»

  • Какова тема урока? (назовите ее);

  • Что вы уже знаете об этом?

  • Чего вы ожидаете или испытываете потребность узнать?

  • Почему вам это нужно знать?

Записывают тему урока.

Обсуждают предложенные вопросы.

Определяют цели и задачи урока

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся



  1. Обобщение, систематизация материала (работа в 4 группах).

  1. Составление кластера «Чужая речь»

  2. Составление диаграммы Венна «Прямая и косвенная речь».

  3. Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение»

    1. Прямая речь — это… .

    2. Косвенная речь по форме представляет собой… .

    3. Эти формы передачи чужой речи различаются по… .

    4. Прямую речь можно узнать по таким словам-сигналам:… . Косвенную — по… .

    5. При преобразовании прямой речи в косвенную происходят следующие грамматические изменения: 1) … ; 2) … ; 3) … и т. п.

    6. Несобственно-прямая речь — это… .


  1. Интерактивное упражнение «Крестики -нолики».

Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о».


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

















Вопросы:

  1. Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме.

  2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

  3. Косвенная речь пишется с маленькой буквы.

  4. Косвенная речь выделяется кавычками.

  5. Косвенная речь передает только содержание чужой речи.

  6. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли

  7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.

  8. Косвенная речь всегда следует после слов автора.

  9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

  10. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным.

  11. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

  12. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что.

  13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.

  14. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы.

  15. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли.

  16. Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

х

о

о

о

х

х

о

х

х

х

х

х

о

х

х


  1. Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.

  1. Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора.

  2. Какие виды придаточных встречаются в этих текстах?

ŠŠ

  1. «Аукцион знаний»

ŠŠ Вспомните: какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку:

В «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову говорить — 24, к ответить — 9, а к спросить — 6. А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите как можно больше.


  1. Творческая работа (в парах)

ŠŠ Продолжите следующие тексты самостоятельно, а потом сверьте свои варианты с авторским.

1) «Мне следовало бы вас повесить!» — в бешенстве воскликнул Наполеон, завершая один из бурных разговоров с министром Фуше. Фуше почтительно ответил: … .

2) Известный русский писатель В. В. Вересаев имел медицинское образование. Поэтому один из собратьев по перу обратился к нему за медицинской помощью. Вересаев осмотрел больного и с улыбкой сказал: «Знаете, я ведь царь-врач».— «Что это значит?» — спросил озадаченный пациент. «Это очень просто,— ответил Вересаев.— Царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит…».

3) Однажды у Альберта Эйнштейна спросили: «Как появляются изобретения в наши дни?» — «Очень просто,— ответил Эйнштейн.— Все знают, что это невозможно…».

4) Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма застряла в грудной клетке револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Физик Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их — дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще…».

5) У многих народов мира есть сказка примерно такого содержания. Хозяин принёс с охоты журавля, отдал повару и приказал зажарить. Пока повар жарил птицу, он съел одну ногу. Хозяин обнаружил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту. Скоро он увидел журавля, который стоял на одной ноге. «Вот видите, хозяин,— сказал повар. — У него только одна нога». Хозяин закричал «ого-го», и журавль спустил вторую ногу. «Вот видишь, обманщик!» — гневно обернулся к повару хозяин. На это повар ответил… .


  1. Работа с текстом

Задания для групп:

Найти предложения

Заменить на предложения другой структуры:

  1. с прямой речью;

  2. с косвенной;

  3. с предложным падежом и предлогом о;

  4. с вводными словами.

  1. на дополнение в форме предложного падежа;

  2. на прямую речь;

  3. на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

  4. на предложения с косвенной речью.


1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца.

2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.

3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля.

4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших.

5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.

6) Миша спросил отца о распространенности березы в России.

7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека.

8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь.

9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.

Каждая группа выполняет предложенное задание, информирует другие группы об его выполнении.
















































Выполняют предложенные упражнения согласно инструктажу учителя.

























Ответы:

1) Я не разделяю мнения вашего величества.

2) …а царь-врач не лечит.

3) Случайно приходит один невежда, который этого не знает. Вот он-то и делает это изобретение.

4) Пришлите мне Вашу грудную клетку.

5) Хозяин! Если бы вы тому журавлю сказали «ого-го», он тоже спустил бы вторую ногу.
















Результаты записывают в тетрадях:

найденные предложения

переделанные предложения




















V. Рефлексия. Подведение итогов урока


Совместно с учащимися подводятся итоги урока: обсуждение того, что узнали, и того, как работали.

Стратегия «Всё в твоих руках»

  1. Большой – Как бы вы назвали урок?

  2. Указательный – Что было самым важным на уроке?

  3. Средний – Что для тебя было легко (трудно)?

  4. Безымянный – Довольны ли вы работой своей группы?

  1. Мизинец – За что ты хочешь похвалить себя, группу или кого-то из одноклассников?

Ребята оценивают свой вклад в достижение целей урока, свою активность, эффективность работы групп, индивидуальной работы, увлекательности и полезности выбранных форм работы.

Домашнее задание


1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.



Просмотр содержимого документа
«АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Выполнение тестового задания (в парах)

Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.

А — определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;

Б — приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В — определение обособлено, так как относится к личному местоимению;

Г — определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;

Д — определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;

Ж — приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.


1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).

2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов).

3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклочённые, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев).

4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн).

5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький).

6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. А. Шолохов).





АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Выполнение тестового задания (в парах)

Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.

А — определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;

Б — приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В — определение обособлено, так как относится к личному местоимению;

Г — определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;

Д — определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;

Ж — приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.


1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).

2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов).

3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклочённые, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев).

4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн).

5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький).

6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. А. Шолохов).


Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ»

ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (РАБОТА В 4 ГРУППАХ).



  1. Составление кластера «Чужая речь»

  2. Составление диаграммы Венна «Прямая и косвенная речь».

  3. Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение»

    1. Прямая речь — это… .

    2. Косвенная речь по форме представляет собой… .

    3. Эти формы передачи чужой речи различаются по… .

    4. Прямую речь можно узнать по таким словам-сигналам:… . Косвенную — по… .

    5. При преобразовании прямой речи в косвенную происходят следующие грамматические изменения: 1) … ; 2) … ; 3) … и т. п.

    6. Несобственно-прямая речь — это… .



  1. Интерактивное упражнение «Крестики -нолики».

Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


















Вопросы:

  1. Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме.

  2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

  3. Косвенная речь пишется с маленькой буквы.

  4. Косвенная речь выделяется кавычками.

  5. Косвенная речь передает только содержание чужой речи.

  6. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли

  7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.

  8. Косвенная речь всегда следует после слов автора.

  9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

  10. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным.

  11. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

  12. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что.

  13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.

  14. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы.

  15. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли.

  16. Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске.



Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКУМ»


  1. Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.

  1. Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора.

  2. Какие виды придаточных встречаются в этих текстах?

ŠŠ

  1. «Аукцион знаний»

ŠŠ Вспомните: какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку:

В «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову говорить — 24, к ответить — 9, а к спросить — 6. А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите как можно больше.


  1. Творческая работа (в парах)

ŠŠ Продолжите следующие тексты самостоятельно, а потом сверьте свои варианты с авторским.

1) «Мне следовало бы вас повесить!» — в бешенстве воскликнул Наполеон, завершая один из бурных разговоров с министром Фуше. Фуше почтительно ответил: … .

2) Известный русский писатель В. В. Вересаев имел медицинское образование. Поэтому один из собратьев по перу обратился к нему за медицинской помощью. Вересаев осмотрел больного и с улыбкой сказал: «Знаете, я ведь царь-врач».— «Что это значит?» — спросил озадаченный пациент. «Это очень просто,— ответил Вересаев.— Царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит…».

3) Однажды у Альберта Эйнштейна спросили: «Как появляются изобретения в наши дни?» — «Очень просто,— ответил Эйнштейн.— Все знают, что это невозможно…».

4) Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма застряла в грудной клетке револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Физик Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их — дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще…».

5) У многих народов мира есть сказка примерно такого содержания. Хозяин принёс с охоты журавля, отдал повару и приказал зажарить. Пока повар жарил птицу, он съел одну ногу. Хозяин обнаружил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту. Скоро он увидел журавля, который стоял на одной ноге. «Вот видите, хозяин,— сказал повар. — У него только одна нога». Хозяин закричал «ого-го», и журавль спустил вторую ногу. «Вот видишь, обманщик!» — гневно обернулся к повару хозяин. На это повар ответил… .


  1. Работа с текстом

Задания для групп:

Найти предложения

Заменить на предложения другой структуры:

  1. с прямой речью;

  2. с косвенной;

  3. с предложным падежом и предлогом о;

  4. с вводными словами.

  1. на дополнение в форме предложного падежа;

  2. на прямую речь;

  3. на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь;

  4. на предложения с косвенной речью.


1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца.

2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.

3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля.

4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших.

5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.

6) Миша спросил отца о распространенности березы в России.

7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека.

8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь.

9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец.



Стратегия «Всё в твоих руках»

  1. Большой – Как бы вы назвали урок?

  2. Указательный – Что было самым важным на уроке?

  3. Средний – Что для тебя было легко (трудно)?

  4. Безымянный – Довольны ли вы работой своей группы?

  1. Мизинец – За что ты хочешь похвалить себя, группу или кого-то из одноклассников?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!