ІІ. Актуализация опорных знаний | Выполнение тестового задания (в парах) Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления. А — определение обособлено, так как стоит после определяемого слова; Б — приложение обособлено, так как стоит после имени собственного; В — определение обособлено, так как относится к личному местоимению; Г — определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение; Д — определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения; Ж — приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное. 1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин). 2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов). 3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклочённые, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев). 4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн). 5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький). 6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. А. Шолохов). | Ответы: 1) Б; 2) А; 3) Ж; 4) Г; 5) В; 6) Д. |
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся | Обобщение, систематизация материала (работа в 4 группах). Составление кластера «Чужая речь» Составление диаграммы Венна «Прямая и косвенная речь». Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение» Прямая речь — это… . Косвенная речь по форме представляет собой… . Эти формы передачи чужой речи различаются по… . Прямую речь можно узнать по таким словам-сигналам:… . Косвенную — по… . При преобразовании прямой речи в косвенную происходят следующие грамматические изменения: 1) … ; 2) … ; 3) … и т. п. Несобственно-прямая речь — это… . Интерактивное упражнение «Крестики -нолики». Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о». 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | | | | | | | | | | | | | | | Вопросы: Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи. Косвенная речь пишется с маленькой буквы. Косвенная речь выделяется кавычками. Косвенная речь передает только содержание чужой речи. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме. Косвенная речь всегда следует после слов автора. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли. Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | х | о | о | о | х | х | о | х | х | х | х | х | о | х | х | Практическая работа с языковым материалом Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//». 1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд? 2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались. 3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе. Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора. Какие виды придаточных встречаются в этих текстах? «Аукцион знаний» Вспомните: какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку: В «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову говорить — 24, к ответить — 9, а к спросить — 6. А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите как можно больше. Творческая работа (в парах) Продолжите следующие тексты самостоятельно, а потом сверьте свои варианты с авторским. 1) «Мне следовало бы вас повесить!» — в бешенстве воскликнул Наполеон, завершая один из бурных разговоров с министром Фуше. Фуше почтительно ответил: … . 2) Известный русский писатель В. В. Вересаев имел медицинское образование. Поэтому один из собратьев по перу обратился к нему за медицинской помощью. Вересаев осмотрел больного и с улыбкой сказал: «Знаете, я ведь царь-врач».— «Что это значит?» — спросил озадаченный пациент. «Это очень просто,— ответил Вересаев.— Царь-пушка не стреляет, царь-колокол не звонит…». 3) Однажды у Альберта Эйнштейна спросили: «Как появляются изобретения в наши дни?» — «Очень просто,— ответил Эйнштейн.— Все знают, что это невозможно…». 4) Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма застряла в грудной клетке револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Физик Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их — дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще…». 5) У многих народов мира есть сказка примерно такого содержания. Хозяин принёс с охоты журавля, отдал повару и приказал зажарить. Пока повар жарил птицу, он съел одну ногу. Хозяин обнаружил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту. Скоро он увидел журавля, который стоял на одной ноге. «Вот видите, хозяин,— сказал повар. — У него только одна нога». Хозяин закричал «ого-го», и журавль спустил вторую ногу. «Вот видишь, обманщик!» — гневно обернулся к повару хозяин. На это повар ответил… . Работа с текстом Задания для групп: Найти предложения | Заменить на предложения другой структуры: | с прямой речью; с косвенной; с предложным падежом и предлогом о; с вводными словами. | на дополнение в форме предложного падежа; на прямую речь; на предложения с вводными словами, вводящими прямую речь; на предложения с косвенной речью. | 1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» - спросил пятилетний Миша у своего отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза. 3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», - подхватила бабуля. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты. 6) Миша спросил отца о распространенности березы в России. 7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека. 8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь. 9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», - подвел итог отец. | Каждая группа выполняет предложенное задание, информирует другие группы об его выполнении. Выполняют предложенные упражнения согласно инструктажу учителя. Ответы: 1) Я не разделяю мнения вашего величества. 2) …а царь-врач не лечит. 3) Случайно приходит один невежда, который этого не знает. Вот он-то и делает это изобретение. 4) Пришлите мне Вашу грудную клетку. 5) Хозяин! Если бы вы тому журавлю сказали «ого-го», он тоже спустил бы вторую ногу. Результаты записывают в тетрадях: найденные предложения | переделанные предложения | | | |