СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №9-10. Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по технологии развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление); используется метод презентации, прием ассоциаций, метод «ключевых слов», метод «Шесть шляп мышления Э. де Бонэ», художественное чтение и сообщения учащихся.

Учащиеся через знакомство с дополнительной литературой (презентация, раздаточный материал, учебные статьи Интернета) определяют основные этапы жизни и творчества; реализуют навыки работы с информацией с определенной точки зрения; демонстрируют творческое воображение при составлении рассказа-предположения; формулируют вопросы; развивают монологическую и диалогическую речь.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №9-10 Художественный мир поэта Б.Пастернака»

11 класс

Урок №9-10

Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака.

Цели:

  1. познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта;

  2. развивать связную речь учащихся; осваивать навыки анализа философской лирики;

  3. воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.

Ожидаемые результаты:

учащиеся через знакомство с дополнительной литературой (презентация, раздаточный материал, учебные статьи Интернета) определяют основные этапы жизни и творчества; реализуют навыки работы с информацией с определенной точки зрения; демонстрируют творческое воображение при составлении рассказа-предположения; формулируют вопросы; развивают монологическую и диалогическую речь.

Методы и приемы:

технология развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление), метод презентации, прием ассоциаций, метод «ключевых слов», метод «Шесть шляп мышления Э. де Бонэ», художественное чтение и сообщения учащихся.

Оборудование:

ноутбуки, раздаточный материал для работы в группах, сборники стихотворений, 6 цветных шляп

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Первая стадия урока - ВЫЗОВ:


1) Демонстрируется портрет Б.Л.Пастернака (на снимке ему не более 30 лет, изображен в полный рост с книгой в руке у книжного шкафа). Преподаватель не сообщает имя человека, изображенного на фотографии.

2) Применяя прием ассоциации, задается блок вопросов:

-Кто, по вашему мнению, изображен на этой фотографии? (Наверное, поэт или писатель, ведь мы на уроке литературы).

-А если не следовать этой логике, подумайте, каким видом деятельности мог заниматься человек, смотрящий на вас со снимка? ( Историк, музыкант, ученый, философ).

-В какое время жил? ( Начало 20 в. или середина 20 в.)

-В какой стране? ( Россия, Франция, Германия).

3)Сообщается, что имя человека с фотографии – Борис Леонидович Пастернак, русский поэт и писатель 20 века.

-Что вам известно о его жизни и творчестве? (Сведений у студентов нет).

4)На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).

«Ключевые слова»:

Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…», Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго», «Гамлет», 1956, Нобелевская премия, травля, 1943, не музыкант, а поэт.

5) Заслушиваются рассказы-предположения каждой группы.


1) Высказывают предположения о том, кто изображен на снимке.

2) Составляют рассказ-предположение по «ключевым словам».

3) Демонстрируют первичные знания в устной и письменной речи (рассказы-предположения, оформленные на большом листе, вывешиваются на стене).

4) Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ («Какое отношение к жизни поэта имеет Роза Кауфман и композитор Скрябин?», «Неужели поэт был любимым художником Л.Н.Толстого?», «Небожитель – это название стихотворения?» и др.).


  1. Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ.


1) После того как заслушаны рассказы-предположения учащихся каждой группы, преподаватель оглашает тему и основные цели урока и предлагает вниманию презентацию «Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака».

2) Перед презентацией группы получают задания в соответствии с цветом выбранной ими «шляпы». (Применяется метод «Шесть шляп мышления».)

Задание для «Белой шляпы»:

Во время просмотра презентации составьте краткую хронологию жизни и творчества Б.Л.Пастернака.

Задание для «Желтой шляпы»:

-Что позитивного было в жизни и творчестве Б. Пастернака, что дало возможность художнику выжить в тоталитарном обществе? Ответ аргументируйте.

Задание для «Черной шляпы»:

-Назовите самые трагические, на ваш взгляд, моменты в жизни и творчестве поэта. Ответ аргументируйте.

Задание для «Красной шляпы»:

-Какие эмоции вы переживали по ходу презентации (негодование, удивление, радость, грусть и т.д.) в связи с разными моментами в жизни Б. Пастернака?

Задание для «Зеленой шляпы»:

-Слушая чтение и анализ стихотворений, подумайте, в чем своеобразие лирики Пастернака? Какие вопросы вы хотели бы задать декламирующим и анализирующим стихотворения учащимся?

Задание для «Синей шляпы»:

-Обобщите высказывания других «шляп», сделайте общие выводы. Группе необходимо всё время работы поделить на две части. В первой части: походить по другим группам, послушать, что они говорят. Во второй части: вернуться в свою группу и выполнить задание. За вами последнее слово.

1)Смотрят презентацию, слушают преподавателя и выступающих одноклассников.

2) Члены каждой группы делают записи по мере освоения новой информации по своему вопросу.


  1. Третья стадия-Размышление (РЕФЛЕКСИЯ).


1) Внимательно выслушав ответы всех групп, кроме групп «Синей шляпы» и «Зеленой шляпы», преподаватель возвращает учащихся к той работе, которая велась ими на этапе вызова, - к рассказам-предположениям по «ключевым словам».

2) Заслушиваются ответы групп «Зеленой и Синей шляп». Преподаватель дополняет и корректирует выводы, сделанные учащимися.

3) Каждая группа получает задание написать синквейн.


1) Учащиеся фиксируют главное в выступлении группы «Синей шляпы»:

«Самый трагичный момент в жизни поэта – запрет на личное творчество»,

«Смысл жизни и спасение от хаоса истории – в творчестве»,

«Своеобразие лирики – в неожиданных метафорах, эпитетах и сравнениях. Каждое стихотворение отличается музыкальным решением и острым драматизмом. В его лирике предстает мир, утративший устойчивость, а целостность бытия – в поэтической душе поэта. Главная тема творчества – место человека в истории».

2) Возвращаясь к работе по «ключевым словам», отмечают, что в их утверждениях было верным, а что – ложным.

3) Обучающиеся составляют синквейн.

Пастернак!

Талантливый и человечный.

Искал, воплощал, открывал.

В творчестве выразивший истину о времени,

О, небожитель!

Поэт!

Музыкальный и мужественный.

Обожествил, написал, перевел.

Тираном названный жителем неба,

Человечище!

Поэт!

Честь имеющий, великий.

Творил, защищая, отстаивая.

Боготворю тебя за истинное мужество,

О, гений!

Домашнее задание.

1) Выучить наизусть стихотворение (на выбор).

2) Сделать его краткий анализ.



Просмотр содержимого документа
«Задания для групп»

«Ключевые слова»:

На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).

Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…», Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго», «Гамлет», 1956, Нобелевская премия, травля, 1943, не музыкант, а поэт.





«Ключевые слова»:

На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).

Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…», Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго», «Гамлет», 1956, Нобелевская премия, травля, 1943, не музыкант, а поэт.





«Ключевые слова»:

На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).

Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…», Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго», «Гамлет», 1956, Нобелевская премия, травля, 1943, не музыкант, а поэт.

Задание для «Белой шляпы»:

Во время просмотра презентации составьте краткую хронологию жизни и творчества Б.Л.Пастернака.



Задание для «Желтой шляпы»:

-Что позитивного было в жизни и творчестве Б. Пастернака, что дало возможность художнику выжить в тоталитарном обществе? Ответ аргументируйте.



Задание для «Черной шляпы»:

-Назовите самые трагические, на ваш взгляд, моменты в жизни и творчестве поэта. Ответ аргументируйте.



Задание для «Красной шляпы»:

-Какие эмоции вы переживали по ходу презентации (негодование, удивление, радость, грусть и т.д.) в связи с разными моментами в жизни Б. Пастернака?



Задание для «Зеленой шляпы»:

-Слушая чтение и анализ стихотворений, подумайте, в чем своеобразие лирики Пастернака? Какие вопросы вы хотели бы задать декламирующим и анализирующим стихотворения учащимся?



Задание для «Синей шляпы»:

-Обобщите высказывания других «шляп», сделайте общие выводы. Группе необходимо всё время работы поделить на две части. В первой части: походить по другим группам, послушать, что они говорят. Во второй части: вернуться в свою группу и выполнить задание. За вами последнее слово.

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Этапы жизни и творчества  Б. Л. Пастернака  1890 - 1960 Я тоже был, прохожий! Прохожий, остановись!

Этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака 1890 - 1960

Я тоже был, прохожий! Прохожий, остановись!

Родители  Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.  Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества .

Родители

Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.

Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества .

Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.  «Прощай, философия

Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.

«Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

Марбург. Германия

В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – “Близнец в тучах”. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга” .

В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – “Близнец в тучах”. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”

Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга” .

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (1928) Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит .  Достать пролетку . За шесть гривен , Чрез благовест , чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.  Где, как обугленные груши , С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.  Под ней проталины чернеют , И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (1928)

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит .

Достать пролетку . За шесть гривен ,

Чрез благовест , чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши ,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют ,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Алексей Кондратьевич Саврасов

«Грачи прилетели»

В то время вышло известное стихотворений Пастернака – «Снег идет» , написанное в 1957 году.   Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет , густой-густой. Снег идет , и всё в смятеньи, В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет , Или как слова в поэме? Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Снег идет , и всё в смятеньи: Снег идет, снег идет, Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.

В то время вышло известное стихотворений Пастернака – «Снег идет» , написанное в 1957 году.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься - и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет , густой-густой.

Снег идет , и всё в смятеньи,

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет ,

Или как слова в поэме?

Всё пускается в полет,-

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Снег идет , и всё в смятеньи:

Снег идет, снег идет,

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции. Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака, возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.

1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции.

Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака, возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.

Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник “Сестра моя - жизнь”. Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».

Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник “Сестра моя - жизнь”.

Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».

Таганай. Откликные скалы Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении  «Урал впервые» .   Лесным печником, злоязычным горынычем, Как опий попутчику опытным вором. Очнулись в огне. С горизонта пунцового На лыжах спускались к лесам азиатцы, Лизали подошвы и соснам подсовывали Короны и звали на царство венчаться. И сосны, повстав и храня иерархию Мохнатых монархов, вступали На устланный наста оранжевым бархатом Покров из камки и сусали. Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то. Пыхтел пассажирский. И где-то от этого Шарахаясь, падали признаки пихты. Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам –

Таганай. Откликные скалы

Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении «Урал впервые» .

Лесным печником, злоязычным горынычем,

Как опий попутчику опытным вором.

Очнулись в огне. С горизонта пунцового

На лыжах спускались к лесам азиатцы,

Лизали подошвы и соснам подсовывали

Короны и звали на царство венчаться.

И сосны, повстав и храня иерархию

Мохнатых монархов, вступали

На устланный наста оранжевым бархатом

Покров из камки и сусали.

Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,

На ночь натыкаясь руками, Урала

Твердыня орала и, падая замертво,

В мученьях ослепшая, утро рожала.

Гремя опрокидывались нечаянно задетые

Громады и бронзы массивов каких-то.

Пыхтел пассажирский. И где-то от этого

Шарахаясь, падали признаки пихты.

Коптивший рассвет был снотворным.

Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам –

В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”. Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.

В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”.

Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.

«Любить иных – тяжелый крест…» (1931)  Любить иных – тяжелый крест ,  А ты прекрасна без извилин ,  И прелести твоей секрет  Разгадке жизни равносилен .   Весною слышен шорох снов.  И шелест новостей и истин.  Ты из семьи таких основ.  Твой смысл, как воздух, бескорыстен.   Легко проснуться и прозреть,  Словесный сор из сердца вытрясть,  И жить, не засоряя впредь.  Все это – не большая хитрость.

«Любить иных – тяжелый крест…»

(1931)

Любить иных – тяжелый крест , А ты прекрасна без извилин , И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен .

Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь,-

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

«Никого не будет в доме…» (1931)

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь,-

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность , войдешь.

Ты появишься из двери

В чем-то белом , без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют .

Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь,-

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино  и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами.  Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.

Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами.

Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.

1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.

1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах».

Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.

Во время  Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения:

Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России.

В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль","Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие.

После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман “Доктор Живаго” - главное дело жизни Бориса Пастернака. «Вы подумайте какое сейчас время…»

15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман “Доктор Живаго” - главное дело жизни Бориса Пастернака.

«Вы подумайте какое сейчас время…»

Зимняя ночь  (1946) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Зимняя ночь (1946)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».

В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака.

Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».

Гамлет Вот я весь.  Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске То, что будет на моём веку. Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить- не поле перейти.  Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. 1946

Гамлет

Вот я весь.

Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске

То, что будет на моём веку.

Это шум вдали идущих действий.

Я играю в них во всех пяти.

Я один. Всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить- не поле перейти.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

1946

23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.

23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.

Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Ответ Борис Пастернак был таков: “Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать”.

Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства.

Ответ Борис Пастернак был таков: “Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать”.

Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении  «Нобелевская премия».   1959 года. Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия». 1959 года.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. И я б хотел, чтоб после смерти, Как мы замкнемся и уйдем,  Тесней, чем сердце и предсердье,  Зарифмовали нас вдвоем.

Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена.

И я б хотел, чтоб после смерти, Как мы замкнемся и уйдем, Тесней, чем сердце и предсердье, Зарифмовали нас вдвоем.

19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”. Е. Евтушенко так  однажды написал:  «Дай, Пастернак, смещенье дней,  Смущенье веток,  Сраженье запахов, теней  С мученьем века,  Чтоб слово, садом бормоча,  Цвело и зрело,  Чтоб вовек твоя свеча  Во мне горела».

19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”.

Е. Евтушенко так однажды написал:

«Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтоб вовек твоя свеча Во мне горела».

Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы  Известнейшие строчки знаменитого поэта и писателя, ставшие афоризмом, раскрывают подлинное величие Б. Л. Пастернака: «Но быть живым, живым и только,  Живым - и только до конца.  И дольше века длится день  И не кончаются объятья».

Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы

Известнейшие строчки знаменитого поэта и писателя, ставшие афоризмом, раскрывают подлинное величие Б. Л. Пастернака:

«Но быть живым, живым и только, Живым - и только до конца. И дольше века длится день И не кончаются объятья».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!