СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №6. Поэтический мир М.Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: показать исключительность дарования, трагическое величие М. Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». В ходе урока учитель развивает познавательный интерес учащихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности, навыки выразительного чтения лирического произведения,  исследовательской работы, интеллект; воспитыват любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №6 Острова любви Мармны Цветаевой»

11 класс

Урок 6.

«Острова любви Марины Цветаевой»

Цель:

познакомить с жизнью и творчеством М. А. Цветаевой.

Задачи:


1. показать исключительность дарования, трагическое величие М. Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви».

2. развивать познавательный интерес к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно - ориентированного подхода и дифференциации, навыки выразительного чтения лирического произведения, исследовательской работы, интеллект.

3. воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэтессы, проводят исследовательскую работу по стихотворениям М.Цветаевой , а также различным источникам информации (учебник, Интернет, раздаточный материал) и представляют ее классу, выразительно читают стихотворения

Форма урока:

заочная экскурсия с элементами исследования

Тип урока:

изучение нового материала

Оборудование:

учебник, раздаточный материал для работы в группах, музыкальные файлы, презентация

Ход урока:



  1. Организационный этап

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».

  • Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?


Высказывают предположение об авторе слов песни – Марина Цветаева.

Делятся впечатлениями от прослушанной песни.

Рассказывают известные им сведения о поэтессе.

  1. Операционно-деятельный этап


  1. Исследовательская работа – характеристика имени и фамилии поэтессы.

- Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени человека и его характера.

А.С.Пушкин «Что в имени тебе моём?»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...


- Каким видит поэт своё имя? (негромким, печальным, навевающим грусть, тоску)

«Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души», – писал Зигмунд Фрейд в своем эссе «Тотем и табу».

Я произношу: «Марина Цветаева…» Что слышите вы в этом имени?

Задание: Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии, какие ассоциации они вызывают.

Проверяет выполнения задания


  1. Аналитическое чтение стихотворения «Кто создан из камня»

- Великолепную характеристику своего имени дала сама М. Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня…»

Стихотворение «Кто создан из камня»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

- Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения?

- Чем они отличаются? (составление таблицы)

- О чем заставляют эти различия?

- Действительно, эти различия заставляет задуматься над особенностью характера М.Цветаевой. В чем эта особенность?

  1. Работа в группах «Острова любви».

Уход во мрак, полёт страстей,

Трагическая безысходность,...

Стать понятой, родной, своей

Ей не дана была возможность.

Её несломленная стать,

И царственность, и величавость,

Любимая, жена и мать…

И боль душевная, усталость,

И крик души, и мир в душе

И кровоточащая рана,

И риск, и ураганный вихрь –

Всё это в имени – МАРИНА.

Но всё же главное – ЛЮБОВЬ!

К родителям, к Отчизне, к детям,

К поэтам, к мужу…Без неё

Ей не прожить бы в мире этом…

- Итак, что же главное в жизни М.Цветаевой?

- Действительно, ничего не искала М. Цветаева в жизни, кроме Бога земной любви. И потому вся ее жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». Остров любви – это всё ее творчество, события, факты, имена, встречи и расставания, «вёрсты, мили», ее жизнь…Таких островов в жизни поэтессы было много, и на каждом из них она разная: дочь, мать, патриот своей Родины, жена, поэтесса, любимая, просто женщина…Наш урок – это экскурсия на острова любви М.Цветаевой. Мы увидим, что быть самой собой, не отступать от своих жизненных принципов – таким было ее жизненным кредо. Только сильная личность способна стать Поэтом с большой буквы. Ее жизнь, как и поэзия, пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными переживаниями.

Вот эти острова:

  • Москва

  • Коктебель

  • Революция и Гражданская война

  • Эмиграция

  • Елабуга

Задания для групп

- Расскажите о жизни и творчестве М.Цветаевой в данный период

- Прочитайте выразительно стихотворения

- Объясните особенности лирической героини


  1. Заключительное слово.

- В начале своего творчества М. Цветаева писала:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Поэтесса была права в своём поэтическом завещании. Такой черёд настал, её стихотворения читают, ими живут, их чувствуют…

Наша заочная экскурсия подошла к концу. Мы с вами побывали на островах любви замечательной поэтессы М.Цветаевой. На них вся её жизнь, творчество, события, факты, встречи и расставания. И на каждом острове – своя Марина Цветаева:

Дочь

Любимая

Жена

Мать

Поэт

И просто женщина…

Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования – высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца. Он безмерен. Такова и М. Цветаева.

























Составляют таблицу

Ключевые слова

Рана

Ветер

Царевна

Мать

Море

Ассоциации

Трагизм

Ураган

Величие

Женственность

Таинственность

Боль

Вихрь


Любовь

Необозримость

Смерть

Полёт


Нежность


Нерв

Страсть





Риск

















Предполагаемые ответы:

Марина Цветаева и обыкновенные люди



Марина Цветаева

Обыкновенные люди

Серебрюсь, сверкаю, измена, бренная пена

Камень, глина

Крещена, поёт, непрестанно разбита

Плоть, надгробные плиты

Кудри беспутные, своеволие

Сердце, сети, земная соль

Дробясь, воскресаю

Гранитные колени


Эти различия заставляют задуматься об особенностях характера М.Цветаевой

Особенность характера поэтессы: непохожесть, ранимость, трагизм, движение, жизнь, свобода.





























































Для выполнения задания изучают материал учебника, раздаточного материала, информацию Интернета.

Заслушивают выступления групп, делают краткие записи в тетради



  1. Рефлексия


Прием «Свободный микрофон»

  • Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

  • Какие строки запали в душу?

  • Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

  • Почему поэзия Цветаевой актуальна и в наши дни? В чём её своеобразие?

  • Какое высказывание М.Цветаевой вы выбрали бы эпиграфом к прошедшему уроку? Обоснуйте свой ответ.

  1. В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд.

  2. Я сильна, мне не нужно ничего, кроме своей души! Я хочу лёгкости, свободы, понимания, - никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь-роман с собственной душой…

  3. Я не верю в стихи, которые льются. Рвутся - да.

  4. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь....

Отвечают на вопросы учителя

Выбирают высказывание, обосновывают свой выбор

Домашнее задание

Выучить наизусть любимое стихотворение М.Цветаевой и сделать его анализ.

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«РМ (для групп) - ОСТРОВА ЛЮБВИ»

ОСТРОВ – МОСКВА.


Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…»

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.


26 сентября 1882 года в Москве, в небольшом уютном доме по Трёхпрудному переулку, в семье И.В.Цветаева и М.А.Мейн родилась дочь Марина. В пору её рождения – на изломе осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит пылающая высоким багряным костром рябина, ставшая символом судьбы М.Цветаевой, горькой, надломленной.


Отец М.Цветаевой – сын священника Владимирской губернии, российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III


Мать Марины Цветаевой –Мария Александровна Мейн, блистательная пианистка, ученица Рубинштейна. Свою недолгую жизнь она посвятила музыке и детям, открыла им глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие книги. В этом радостном мире и росла Марина, не зная, чему отдать предпочтение – музыке или поэзии. После смерти матери был сделан окончательный выбор - стихи.


Стихотворение «Стихи растут, как звёзды и как розы…»

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.

Первые книги любого поэта почти всегда подражательные. Марина Цветаева – исключение. В 1910 году тайком от родителей она выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Здесь она была полностью сама собой и такой осталась навсегда. Некоторые стихотворения Цветаевой уже предвещали будущего поэта. В первую очередь - безудержная и страстная «Молитва»


Стихотворение «Христос и Бог! Я жажду чуда…»


Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.


Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

— «Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал — слишком много!

Я жажду сразу — всех дорог!


Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;


Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой — день вчерашний,

Чтоб был безумьем — каждый день!


Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство — лучше сказки

И дай мне смерть — в семнадцать лет!


Первая книга стихотворений принесла М.Цветаевой известность, её заметили, одобрили влиятельные и взысканные критики: Николай Гумилёв, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Александр Блок. Стихи юной поэтессы были ещё очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, своеобразием, непосредственностью.


В.Брюсов: «Марина Цветаева, несомненно, очень талантлива. Она может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки»


Н.Гумилёв: «Марина Цветаева внутренне талантлива, своеобразна. Эта книга – не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихотворений»


М.Волошин:

К вам душа так радостно влекома,

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»

(Почему альбом, а не тетрадь?)

Ваша книга – это весть оттуда,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко видеть: чудо есть!





































КОКТЕБЕЛЬ


По приглашению М.Волошина М.Цветаева приехала в Коктебель. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческое вдохновение, часы одиночества стали для неё счастливыми моментами жизни.


Стихотворение «На прощанье»


Мы оба любили, как дети,
Дразня, испытуя, играя,
Но кто-то недобрые сети
Расставил, улыбку тая —
И вот мы у пристани оба,
Не ведав желанного рая,
Но знай, что без слов и до гроба
Я сердцем пребуду — твоя.

Ты все мне поведал — так рано!
Я всё разгадала — так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос,
Земная пустыня бескрайна,
Высокое небо беззвездно,
Подслушана нежная тайна,
И властен навеки мороз.

Я буду беседовать с тенью!
Мой милый, забыть нету мочи!
Твой образ недвижен под сенью
Моих опустившихся век...
Темнеет... Захлопнули ставни,
На всем приближение ночи...
Люблю тебя, призрачно-давний,
Тебя одного — и навек!


Здесь, в Коктебеле, Марина Цветаева встретила свою любовь, будущего мужа – Сергея Эфрона, которому тогда едва исполнилось 17 лет. Сергей и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж….Конечно, он нашёл его тотчас же, на ощуп, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил его ей в ладонь.


Стихотворение «Вот опять окно…»


Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может - пьют вино,

Может - так сидят.

Или просто - рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.


Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!


Крик разлук и встреч -

Ты, окно в ночи!

Может - сотни свеч,

Может - три свечи...

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.


Чувства, связавшие двух людей, сильны и прочны. Здесь и нежность, и дружба, и единомыслие. Двухмесячное пребывание в Коктебеле явилось для Марины и Сергея поистине пребыванием в раю. Природа тех мест стала на всю жизнь «местом её души». Именно ему, Сергею Эфрону, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихотворения М.Цветаевой.


Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…»


Я с вызовом ношу его кольцо

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями распахнутых бровей -

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.


В январе 1912 года Марина и Сергей обвенчались в Палашевской церкви Рождества Христова.

1913 год…Крым…Коктебель…Рядом с Мариной Цветаевой её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Ариадна. Тихо плещет море…Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды…И стихи…


Стихотворение «В огромном липовом саду…»


В огромном липовом саду,
— Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду,
В наряде очень длинном,

Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины,
Пробором кудри разделив…
— Тугого шёлка шорох,
Глубоко-вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах. —
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук
На зелени — так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы.


А там, на маленьком холме,
За каменной оградой,
Навеки отданный зиме
И веющий Элладой,

Покрытый временем, как льдом,
Живой каким-то чудом —
Двенадцатиколонный дом
С террасами, над прудом.

Над каждою колонной в ряд
Двойной взметнулся локон,
И бриллиантами горят
Его двенадцать окон.

Стучаться в них — напрасный труд:
Ни тени в галерее,
Ни тени в залах. — Сонный пруд
Откликнется скорее.


Талант М.Цветаевой развивался под влиянием замечательных поэтов. Особенный интерес она проявила к творчеству А.Ахматовой, найдя в ее поэтической манере родственную душу. Осип Мандельштам пленил М.Цветаеву высокой степенью словесного совершенства. Но особенной любовью проникнуты стихи, посвященные её поэтическому кумиру А.А.Блоку.


Стихотворение «Имя твоё – птица в руке…»

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.


Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.


Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

ОСТРОВ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Годы революции и гражданской войны были для М.Цветаевой трудными и драматичными. Её терзала вынужденная разлука с дочерьми и мужем, который вступил в Добровольческую армию Корнилова. М.Цветаева вынуждена была жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода и смерти. Всё, что можно было продать, было продано, всё, что можно было сжечь, было сожжено. Спасало одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились ей на помощь. Появляются мудрые строки, полные воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников. В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М.Цветаева читала свои стихи:


Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…»

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.


Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.


Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!


И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.


Зал негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и….преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Её душа разрывалась от тревоги за то, как сложится её дальнейшая жизнь, за будущее России, раздираемой Гражданской войной, которую М.Цветаева не понимала и не принимала. Она вглядывалась в окружающую новь без враждебности и раздражения, но не смогла смириться с насилием и террором. За короткое время М.Цветаева создала немало лирических произведений, которые можно отнести к шедеврам русской поэзии. Но возможности «выкрикнуть» свои стихи она, за редким исключением, не имела.















ОСТРОВ ЭМИГРАЦИЯ.


В мае 1922 года М.Цветаева вместе с дочерью едет в Берлин, где находится её муж, обратный путь которому в Россию был заказан и невозможен. Начались долгие годы эмиграции. Берлин…Прага…Париж…Но духовное одиночество, частичная изоляция, трудное существование не сломили М.Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по Родине.


Стихотворение «Тоска по Родине…»

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой


Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —


В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.


Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!


Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всё — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —


Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.


Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…


Стихи кричат об одиночестве и сиротстве, о болезни чужбины, собственной ненужности и невостребованности. От России ни скрыться, ни уединиться, ни спрятаться не дано. Огромную поддержку поэтессе оказал Б.Пастернак, который восторженно откликнулся на её новый сборник «Вёрсты». 13 лет длилась их переписка:

М.Цветаева: «Вы для меня – истинное открытие, световой ливень, явление редкой лирической силы…»

Б.Пастернак: «Марина! Золотой мой друг! Какие удивительные стихи вы пишете!»


Облака вокруг, купола вокруг,

Надо всей Москвой, сколько хватит рук.

Возношу тебя бремя лучшее,

Деревцо моё невесомое


В дивном граде сём, в мирном граде сём,

Где и мёртвой мне будет радостно

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец, о мой первенец.


Ты постов говей, не сурьми бровей

и все сорок чти, сороков церквей,

исходи пешком молодым шажком

всё привольное семихолмие.


Будет твой черёд, ту же дочери

Передашь Москву снежной горечью,

Мне же вольный сон, колокольный звон,

Зори ранние на Ваганькове.

Тяжело дались М.Цветаевой 17 лет на чужбине. Но она выстояла. Эмиграция обострила чувство Родины. М.Цветаева поняла, что вне России творчество художника невозможно, а в России оно не нужно. В марте 1937 года в Россию возвращаются дочь Аля и муж Сергей Эфрон, разоблачённый парижской полицией за участие в убийстве советского разведчика. Цветаеву называют большевичкой, эмигрантские круги с презрением отвернулись от неё. В 1939 году М.Цветаева восстанавливает советское гражданство и вместе с сыном возвращается в Россию. Но тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на неё: арест сестры Анастасии, дочери Ариадны, расстрел мужа. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына. И она держалась, из последних сил, но держалась.


ОСТРОВ ЕЛАБУГА.


Грянула Великая Отечественная война…

8 августа 1941 года Б.Пастернак и В.Боков отправили М. Цветаеву в эвакуацию в Елабугу. Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к сотрудничеству. Через несколько дней М. Цветаева в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. Но получила отказ. Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться. Тут и настиг М.Цветаеву ее «одиночества верховный час» - она решила уйти из жизни. 31 августа 1941 года, в свою рябиновую пору, накануне листопада…


«Уж сколько их упало в эту бездну…»

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.


Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.


И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!


Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.


Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!







К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.


И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,


За то, что мне прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,


За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

- Послушайте!- Еще меня любите

За то, что я умру.

Просмотр содержимого документа
«РМ - М Цветаева»

М.И.Цветаева

М.И.Цветаева родилась в ____________ . Детство ее прошло_____________________________ .Стихи начала писать с_____ лет . В ______году скончалась от чахотки мать, Мария Александровна Цветаева - Мейн. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "___________________".Одобрительную рецензию получила от ___________ . Написала первую критическую статью"_________________________". Находясь в гостях у _________ в ____________, познакомилась с будущим мужем __________________ .В ________году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга "________________". ____сентября родилась дочь _______.В1913 году выходит 3 сборник "_______________".30 августа 19__скончался отец И.Я.Цветаев. В1917 году написано несколько _________, в том числе- на _______________ революцию. 13 апреля родилась дочь ________, впоследствии умерла от истощения в _________. В1922 году пишет прощальные стихи, написала поэму "______________", прощание с Москвой. В 19___году уезжает за границу. В19__ году в Берлине вышли две ее книжки: "_________", "_________________". В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ - рождение сына _________ (_____). В19____г.- возвращение на Родину. В 19 ___г. __________ушла из жизни в городе _________.

Основные темы и мотивы лирики Цветаевой:

1._________________________________________

2._________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

7.__________________________________________

8.__________________________________________

М.И.Цветаева

М.И.Цветаева родилась в ____________ . Детство ее прошло_____________________________ .Стихи начала писать с_____ лет . В ______году скончалась от чахотки мать, Мария Александровна Цветаева - Мейн. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "___________________".Одобрительную рецензию получила от ___________ . Написала первую критическую статью"_________________________". Находясь в гостях у _________ в ____________, познакомилась с будущим мужем __________________ .В ________году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга "________________". ____сентября родилась дочь _______.В1913 году выходит 3 сборник "_______________".30 августа 19__скончался отец И.Я.Цветаев. В1917 году написано несколько _________, в том числе- на _______________ революцию. 13 апреля родилась дочь ________, впоследствии умерла от истощения в _________. В1922 году пишет прощальные стихи, написала поэму "______________", прощание с Москвой. В 19___году уезжает за границу. В19__ году в Берлине вышли две ее книжки: "_________", "_________________". В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ - рождение сына _________ (_____). В19____г.- возвращение на Родину. В 19 ___г. __________ушла из жизни в городе _________.

Основные темы и мотивы лирики Цветаевой:

1._________________________________________

2._________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

7.__________________________________________

8.__________________________________________

Просмотр содержимого документа
«РМ - Марина Цветаева»



«Марина Цветаева…» Что слышите вы в этом имени?

Задание: чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии, какие ассоциации они вызывают.

Ключевые слова






Ассоциации
































«Кто создан из камня»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

  • Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения?

    Чем они отличаются? (составление таблицы)

  • О чем заставляют задуматься эти различия?

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Рефлексия:

  • Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие строки запали в душу?

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Почему поэзия Цветаевой актуальна и в наши дни? В чём её своеобразие?

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какое высказывание М.Цветаевой вы выбрали бы эпиграфом к прошедшему уроку? Обоснуйте свой ответ.

  1. В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд.

  2. Я сильна, мне не нужно ничего, кроме своей души! Я хочу лёгкости, свободы, понимания, - никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь-роман с собственной душой…

  3. Я не верю в стихи, которые льются. Рвутся - да.

  4. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь....

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №6 Острова любви М.Цветаевой»

Острова любви  Марины  Цветаевой   11 класс

Острова любви Марины Цветаевой 11 класс

Остров Москва

Остров Москва

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

И.В.Цветаев

И.В.Цветаев

М.А.Мейн

М.А.Мейн

Остров Коктебель

Остров Коктебель

Вот опять окно, Где опять не спят. Может - пьют вино, Может - так сидят.

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может - пьют вино,

Может - так сидят.

Или просто - рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое.

Или просто - рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в Вечности - жена, не на бумаге.

Я с вызовом ношу его кольцо

Да, в Вечности - жена, не на бумаге.

Остров революции и Гражданской войны

Остров революции и

Гражданской войны

Пригвождена к позорному столбу

Пригвождена к

позорному столбу

Остров Эмиграция

Остров Эмиграция

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина…

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…

Остров Елабуга

Остров Елабуга


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!