11 класс
Урок №5
«Я тогда была с моим народом…» (предназначение поэмы А. Ахматовой «Реквием»)
Цель урока:
Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.
Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.
Ожидаемые результаты:
Знают историю создания поэмы «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения; формулируют и решают познавательные задачи на основе анализа текстовой информации, строят развёрнутое связное высказывание; осознают трагедию страны и поэтессы в эпоху сталинских репрессий
Оборудование:
поэма А. Ахматовой «Реквием», толковые словари, В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), РМ для работы в группах
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап (4 мин)
Цель этапа:
Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.
- Анна Ахматова – удивительный поэт, с ее именем связаны трагические события русской истории. Судьба не была к ней благосклонна, несчастья следовали по пятам. Но великое мужество души позволило ей остаться несгибаемой под бурями клеветы и предательства, обиды и несправедливости.
Годы сталинских репрессий - страшные страницы в советской истории. Сколько нечеловеческих страданий испытали люди! Многих духовно искалечили, сломали, истребили. В те годы, когда на долю страны выпали чудовищные испытания, когда каждый чувствовал лишь страх и безмерное страдание, боль разлук, лирика А.А. Ахматовой становилась голосом России. Твердость и сила духа помогли поэту возвыситься над личным горем и поведать о трагической судьбе родины.
Итак, продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня мы знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Записываем тему урока ««Я тогда была с моим народом…»
Горестные события 30-ых – 40-ых годов XX века нашли воплощение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Чтение этого произведения оставляет неизгладимое впечатление, дает урок мужества и духовной стойкости.
- Ребята, для работы сегодня нам понадобятся тетради, текст поэмы А. Ахматовой «Реквием».
- Работу будем проводить индивидуально и в группах. Каждой группе было дано свое задание: найти нужную информацию, относящуюся к поэме.
1-я группа историков
2-я группа литературоведов
3-я группа музыковедов и искусствоведов.
- Попробуем сформулировать цель урока
Формулировка цели урока на основе объявленной темы.
Возможные ответы учащихся
Я думаю, так как поэма называется «Реквием», в теме обозначено понятие «предназначение поэмы», необходимо на примере художественного текста показать значимость нравственных ориентиров (законов) для человека в трагические годы «ежовщины» и в современное время.
Проверка домашнего задания (4 мин)
Цель этапа:
Проверка уровня подготовленности учащихся к восприятию и анализу поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой
№ | Вопрос |
1 | К каким фольклорным жанровым традициям обращается А. Ахматова в своих стихотворениях? |
2 | Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции? |
3 | В чём Ахматова видит своё предназначение? |
4 | В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери? |
5 | Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как? |
6 | «Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь? |
Ответы |
Молитва, плач, причитание, песня |
Трагическое время потерь и разрушений |
Разделить судьбу Родины, отказ от эмиграции |
«Реквием» |
Да, аресты сына Льва, расстрел мужа Н. Гумилёва |
«Реквием» |
Актуализация знаний по поэме «Реквием» (7 минут)
Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.
- А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени.
(выступление группы историков)
- Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда наркомом внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД позвали «ежовщиной». Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой?
(выступление группы литературоведов)
- Давайте обратимся к названию произведения. Что обозначает слово «Реквием»? Работаем с толковым словарём, выпишите это понятие.
- Как вы думаете, а есть ли другая, внутренняя музыка поэмы?
(выступление группы музыковедов)
- Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem». («Вечный покой даруй им, Господи!»).
- Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете? А теперь обратимся к произведению «Реквием» и прослушаем фрагмент одноимённого музыкального произведения Моцарта. Что их объединяет? Какие ассоциации возникли у вас?
Группа историков.
Историческая справка (приложение)
Группа литературоведов
Биографическая справка (приложение)
Группа музыковедов
Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение – Р. Моцарта.
Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них.
Еще за 14 лет до работы над поэмой, в 1921 году, одно свое стихотворение Ахматова начала строчками:
«Все расхищено, предано, продано, / Черной смерти мелькало крыло»
Изучение нового учебного материала (10-12 мин)
Цель этапа:
Развитие навыков анализа поэтического текста.
Анализ произведения:
- Подумаем над жанром: О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони). Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).
Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.
Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.
- Поэма многоголоса: мы слышим голос поэта, матери, историка. Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?
Анализ произведения по группам.
1 группа
Голос поэта
В каких главах слышится голос поэта?
Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?
Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?
Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?
Вторая группа
Голос матери
В каких главах мы слышим голос матери?
Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?
Какую лексическую особенность глав можете отметить?
Какие литературные ассоциации можете назвать?
Третья группа
Голос историка
Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?
Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?
Результат наблюдения всех групп может быть следующим:
В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.
- Зачем автору понадобилось такое многоголосие?
Выступление групп, обсуждение поставленных вопросов:
Возможный вариант ответа 1 группы
Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
Еще в стихотворении «Мне голос был..». поэтесса заявляет о своей гражданской позиции.
Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом».
Отрывок из документального фильма «Листки из дневника Ахматовой»
Голос Ахматовой (предисловие к «Реквиему»)
«Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо:
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта.
Хочется вспомнить еще одно стихотворение «Страх по тьме, перебирая вещи…»
Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.»
Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.
И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что-то изменить сложно – остаётся только молиться.
Стихотворение «Молитва»
Возможный вариант ответа 2 группы:
Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: «тихо» - «тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.
Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна.
Возможный вариант ответа 3 группы
Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».
Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.
В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.
В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.
Подведение итогов урока (8 мин)
Итоговый вопрос, вывод
- Каково же предназначение поэмы А. Ахматовой «Реквием»?
- Согласны ли вы со словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».
А.С.Пушкин видит своё предназначение в том, чтобы «…Глаголом жечь сердца людей». Почему эти строки можно применить к творчеству А.А. Ахматовой? Исполняет Александр Галич
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…
Выставление оценок
Домашнее задание (2 мин)
Цель этапа:
Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
И. Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».
- Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?
«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)
- Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?