СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №5 «Я тогда была с моим народом…» (предназначение поэмы А. Ахматовой «Реквием»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся с историей создания поэмы «Реквием», жанровыми и композиционными особенностями произведения; формулируют и решают познавательные задачи на основе анализа текстовой информации, строят развёрнутое связное высказывание; осознают трагедию страны и поэтессы в эпоху сталинских репрессий

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №5 Я была с моим народом..._ Поэма _Реквием_ (по творчеству Анны Ахматовой)»

11 класс

Урок №5

«Я тогда была с моим народом…» (предназначение поэмы А. Ахматовой «Реквием»)

Цель урока:


  1. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание

  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.

  3. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.

Ожидаемые результаты:

Знают историю создания поэмы «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения; формулируют и решают познавательные задачи на основе анализа текстовой информации, строят развёрнутое связное высказывание; осознают трагедию страны и поэтессы в эпоху сталинских репрессий

Оборудование:

поэма А. Ахматовой «Реквием», толковые словари, В.А. Моцарт «Реквием» (Лакримоза, 7 часть), РМ для работы в группах

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап (4 мин)


Цель этапа:

Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.

- Анна Ахматова – удивительный поэт, с ее именем связаны трагические события русской истории. Судьба не была к ней благосклонна, несчастья следовали по пятам. Но великое мужество души позволило ей остаться несгибаемой под бурями клеветы и предательства, обиды и несправедливости.

Годы сталинских репрессий - страшные страницы в советской истории. Сколько нечеловеческих страданий испытали люди! Многих духовно искалечили, сломали, истребили. В те годы, когда на долю страны выпали чудовищные испытания, когда каждый чувствовал лишь страх и безмерное страдание, боль разлук, лирика А.А. Ахматовой становилась голосом России. Твердость и сила духа помогли поэту возвыситься над личным горем и поведать о трагической судьбе родины.

Итак, продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня мы знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Записываем тему урока ««Я тогда была с моим народом…»

Горестные события 30-ых – 40-ых годов XX века нашли воплощение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Чтение этого произведения оставляет неизгладимое впечатление, дает урок мужества и духовной стойкости.


- Ребята, для работы сегодня нам понадобятся тетради, текст поэмы А. Ахматовой «Реквием».

- Работу будем проводить индивидуально и в группах. Каждой группе было дано свое задание: найти нужную информацию, относящуюся к поэме.

1-я группа историков

2-я группа литературоведов

3-я группа музыковедов и искусствоведов.

- Попробуем сформулировать цель урока


Формулировка цели урока на основе объявленной темы.

Возможные ответы учащихся

Я думаю, так как поэма называется «Реквием», в теме обозначено понятие «предназначение поэмы», необходимо на примере художественного текста показать значимость нравственных ориентиров (законов) для человека в трагические годы «ежовщины» и в современное время.


  1. Проверка домашнего задания (4 мин)


Цель этапа:

Проверка уровня подготовленности учащихся к восприятию и анализу поэмы А. Ахматовой «Реквием»


Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой

Вопрос

1

К каким фольклорным жанровым традициям обращается А. Ахматова в своих стихотворениях?

2

Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции?

3

В чём Ахматова видит своё предназначение?

4

В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?

5

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?

6

«Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?


Ответы

  1. Молитва, плач, причитание, песня

  1. Трагическое время потерь и разрушений

  1. Разделить судьбу Родины, отказ от эмиграции

  1. «Реквием»

  1. Да, аресты сына Льва, расстрел мужа Н. Гумилёва

  1. «Реквием»






  1. Актуализация знаний по поэме «Реквием» (7 минут)


Цель этапа: индивидуальные выступления позволяют создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.

- А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Чтобы глубже понять содержание поэмы, необходимо знать особенности того времени.

(выступление группы историков)

- Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда наркомом внутренних дел был Николай Иванович Ежов, в народе время его управления в НКВД позвали «ежовщиной». Вспомним, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой?

(выступление группы литературоведов)

- Давайте обратимся к названию произведения. Что обозначает слово «Реквием»? Работаем с толковым словарём, выпишите это понятие.

- Как вы думаете, а есть ли другая, внутренняя музыка поэмы?

(выступление группы музыковедов)

- Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem». («Вечный покой даруй им, Господи!»).

- Почему Ахматова остановилась на таком названии? Как вы думаете? А теперь обратимся к произведению «Реквием» и прослушаем фрагмент одноимённого музыкального произведения Моцарта. Что их объединяет? Какие ассоциации возникли у вас?








Группа историков.

Историческая справка (приложение)








Группа литературоведов

Биографическая справка (приложение)



Группа музыковедов

Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение – Р. Моцарта.


Это увековечивание памяти обо всех людях, погибших в годы репрессий, вечная молитва о них.

Еще за 14 лет до работы над поэмой, в 1921 году, одно свое стихотворение Ахматова начала строчками:

«Все расхищено, предано, продано, / Черной смерти мелькало крыло»

  1. Изучение нового учебного материала (10-12 мин)


Цель этапа:

Развитие навыков анализа поэтического текста.

  1. Анализ произведения:

- Подумаем над жанром: О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони). Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).

  • Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных стихотворений?

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.


- Поэма многоголоса: мы слышим голос поэта, матери, историка. Попробуем проанализировать поэму с разных точек зрения. И подумаем, зачем автору понадобилось такое многоголосие?

Анализ произведения по группам.

1 группа

Голос поэта

  • В каких главах слышится голос поэта?

  • Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?

  • Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?

  • Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?
























Вторая группа

Голос матери

  • В каких главах мы слышим голос матери?

  • Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?

  • Какую лексическую особенность глав можете отметить?

  • Какие литературные ассоциации можете назвать?














Третья группа

Голос историка

  • Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?

  • Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?












Результат наблюдения всех групп может быть следующим:

В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.

- Зачем автору понадобилось такое многоголосие?


Выступление групп, обсуждение поставленных вопросов:

Возможный вариант ответа 1 группы

Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Еще в стихотворении «Мне голос был..». поэтесса заявляет о своей гражданской позиции.

Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом».

Отрывок из документального фильма «Листки из дневника Ахматовой»

Голос Ахматовой (предисловие к «Реквиему»)

«Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо:

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта.

Хочется вспомнить еще одно стихотворение «Страх по тьме, перебирая вещи…»

Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.»

Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.

И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что-то изменить сложно – остаётся только молиться.

Стихотворение «Молитва»

Возможный вариант ответа 2 группы:

Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: «тихо» - «тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.

Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна.

Возможный вариант ответа 3 группы

Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».

Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.

В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.

В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.


  1. Подведение итогов урока (8 мин)

  1. Итоговый вопрос, вывод

- Каково же предназначение поэмы А. Ахматовой «Реквием»?

- Согласны ли вы со словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок».

А.С.Пушкин видит своё предназначение в том, чтобы «…Глаголом жечь сердца людей». Почему эти строки можно применить к творчеству А.А. Ахматовой? Исполняет Александр Галич

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…, понял…, осознал…, задумался…

  1. Выставление оценок



Домашнее задание (2 мин)


Цель этапа:

Соотнести рассмотренный на уроке материал со своими чувствами, мыслями, впечатлениями. Изложить свои выводы в творческой форме.

Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

  1. И. Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».

- Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?

  1. «О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» (А.С.Крюков)

- Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?



Просмотр содержимого документа
«АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ»

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ

"... а так как мне бумаги не хватило,

я на твоем пишу черновике..."

(Анна Ахматова "Поэма без героя")


Той злой тишиной, той неверной,

В тени разведенных мостов,

Ходила она по Шпалерной,

Моталась она у "Крестов". (*)


Ей в тягость? Да нет, ей не в тягость -

Привычно, как росчерк пера,

Вот если бы только не август,

Не чертова эта пора!


Таким же неверно-нелепым

Был давний тот август, когда

Над черным бернгардовским небом

Стрельнула, как птица, беда.


И разве не в августе снова,

В еще не отмененный год,

Осудят мычанием слово

И совесть отправят в расход?!


Но это потом, а покуда

Которую ночь - над Невой,

Уже не надеясь на чудо,

А только бы знать, что живой!


И в сумерки вписана четко,

Как вписана в нашу судьбу,

По-царски небрежная челка,

Прилипшая к мокрому лбу.


О, шелест финских сосен,

Награды за труды,

Но вновь приходит осень -

Пора твоей беды!


И август, и как будто

Все тоже, как тогда,

И врет мордастый Будда,

Что горе - не беда!


Но вьется, вьется челка

Колечками на лбу,

Уходит в ночь девчонка

Пытать твою судьбу.


Следят из окон постно

За нею сотни глаз,

А ей плевать, что поздно,

Что комендантский час!


По улице бессветной,

Под окрик патрулей,

Идет она бессмертной

Походкою твоей,


На праздник и на плаху

Идет она, как ты!

По Пряжке, через Прагу - (**)

Искать свои "Кресты"!


И пусть судачат глупые соседи,

Пусть кто-то обругает не со зла,

Она домой вернется на рассвете

И никому ни слова - где была...


Но с мокрых пальцев облизнет чернила,

И скажет, примостившись в уголке:

"Прости, но мне бумаги не хватило,

Я на твоем пишу черновике..."


1967-1969



Просмотр содержимого документа
«Анализ произведения по группам»

Анализ произведения по группам.

1 группа

Голос поэта

  • В каких главах слышится голос поэта?

  • Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?

  • Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?

  • Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?



Анализ произведения по группам.

Вторая группа

Голос матери

  • В каких главах мы слышим голос матери?

  • Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?

  • Какую лексическую особенность глав можете отметить?

  • Какие литературные ассоциации можете назвать?






Анализ произведения по группам.

Третья группа

Голос историка

  • Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?

  • Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?


Просмотр содержимого документа
«БЛИЦ-ОПРОС»

БЛИЦ – ОПРОС


Вопрос

Ответ

1

К каким фольклорным жанровым традициям обращается А. Ахматова в своих стихотворениях?


2

Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции?


3

В чём Ахматова видит своё предназначение?


4

В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?


5

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?


6

«Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?





БЛИЦ – ОПРОС


Вопрос

Ответ

1

К каким фольклорным жанровым традициям обращается А. Ахматова в своих стихотворениях?


2

Как воспринимает Ахматова новую эпоху, пришедшую после революции?


3

В чём Ахматова видит своё предназначение?


4

В каком произведении с наибольшей силой проявляется мотив осиротевшей матери?


5

Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?


6

«Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?



Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИКИ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая - коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек.



Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ


а) 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

б) Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.


Просмотр содержимого документа
«МУЗЫКОВЕДЫ»


МУЗЫКОВЕДЫ


Музыка поэмы «Реквием» жестокая, надрывная, похоронная, которая оплакивает миллионы неповинных жертв. Эта музыка живет где-то в глубине души человека и не способна вырваться наружу от непомерности страданий. Но мы слышим траурный мотив. Он ясно звучит в строках «Вступления»: это скорбь Ахматовой по России, которая безвинно «корчится» от мук, это плач матерей, видящих, как уводят от них на каторгу или на расстрел сыновей.

Кто может выслушать мольбу матерей, кто поймет их страдания? Только такая же, как и они сами, переживающая вместе с ними все происходящее. Словно в последний раз провожает мать своего сына:

Уводили тебя на рассвете.

За тобой, как на выносе, шла.

Эта строфа выстроена Ахматовой как народный плач. Причитание матери по сыну тесно переплетается с крестьянским плачем по покойнику. Обратите внимание на такие слова: «темная горница», «плакали дети», «божница», «холод иконки». Сцена ареста в поэме не сугубо личная. Ахматова придает ей более широкий смысл. Перед нами незримо предстает история, трагедия из глубины веков: плач Ярославны, стоны и крики стрелецких жен, общий вой русских крестьянок. Все эти голоса отражают невыразимый трагизм русской женщины. Ахматова говорит не только о себе, но и о тех, с кем вскоре будет стоять многие часы в нескончаемой очереди.

С каждой строкой «Вступления» нарастает мотив одиночества и тоски, переходящей в безумие:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна…

У матери отняли сына – для нее нет ничего страшнее. Находясь в состоянии глубочайшего отчаяния и горя, лирическая героиня как бы отстраняется от себя, пишет в третьем лице. Она сама не верит в возможность пережить такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла.

Как вынести мучительную разлуку? Что может быть ужасней семнадцати месяцев безмолвных ожиданий, горького одиночества, пугающей неизвестности, бессонных слезных ночей?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!