СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №44. Молодежная и городская проза. Ю.П. Казаков. Рассказы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: дать характеристику молодежной и городской прозы, познакомить учащихся с творчеством Ю. Казакова, определить особенности его рассказов

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №44 Молодежная и городская проза Рассказы Ю. П. Казакова»

11 класс


Урок №44.

Молодежная и городская проза. Ю.П. Казаков. Рассказы

Цель урока:

дать характеристику молодежной и городской прозы, познакомить учащихся с творчеством Ю. Казакова, определить особенности его рассказов

Прогнозируемые результаты:

дают характеристику направлению «городская и молодежная проза»; определяют проблемы, поднимаемые писателями данного направления; характеризуют героев, идейно-художественные особенности произведений Ю.Казакова

Оборудование:

раздаточный материал, учебник, листы А-3, маркеры, фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Приветствуют учителя

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Мини-лекция. Характеристика особенностей молодежной и городской прозы

В первых литературных направлениях постсталинского периода, так называемых, молодежной (рубеж 50—60 годов) и городской прозе (60—70 годы), обозначилась присущая эпохе гуманизация, повышенное внимание к внутреннему миру, психологии человеческой личности.

В повестях Андрея Битова (р. 1937) «Такое долгое детство» (1965), «Аптекарский остров» (1968), «Путешествие к другу детства» (1968) было ярко выражено исповедальное начало, стремление молодого героя к дальним странствиям, рожденное желанием освободиться от домашней опеки, осознать собственные силы и возможности. Отличитель­ной чертой битовской ранней прозы становится особенная сосредоточенность на внутреннем мире молодого горожанина. Уже в его «юношеской повести» «Такое долгое детство» заявлена одна из главных тем дальнейшей прозы подлинное и мнимое существование человека, его способность (или неспособность) на поступок. Еще одна примета молодежной прозы — ее авто­биографичность. Отсюда и тяготение раннего А. Битова к жанру путевого повествования («Уроки Армении», «Колесо», «Выбор натуры»). Здесь внешние впечатления о поездках по стране стали мощным импульсом для авторского самоанализа. Сам жанр путевого повествования с его вольной композицией представлял возможность для выхода на прямую авторскую речь, непосредст­венные авторские суждения о жизни, человеке и искусстве, что тоже было характерно для эпохи.

Василию Аксенову (р.1932) известность принесла повесть «Коллеги» (1960), много раз переиздававшаяся, экранизиро­ванная и поставленная на сцене. Эта и вслед за ней появившиеся повести «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), роман «Пора, мой друг, пора» (1964) и др. упрочили за В. Аксеновым славу одного из лидеров «молодежной прозы». Произведения эти вызвали в критике бурную полемику, так как в них заострялось внимание на злободневных проблемах периода «оттепели» и, прежде всего, — на конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Соот­ветствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальность прозы В. Аксенова, и сочувственное внимание к внут­реннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения. Не случайно в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся авторов журнала «Юность», в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии.

Юрий Трифонов (1925—1981) - один из основателей так называемой «городской прозы». Главной задачей литературы Ю. Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека. Критики тех лет пытались создать писателю репутацию всего лишь современного бытописателя, поглощенного каждодневной суетой горожан, занятых «великими пустяками» жизни. На самом же деле Ю. Трифонов был, прежде всего, тонким психологом, пишущим «романы самопознания», скрупулезно исследующим все «внутренние слои» человека. В конце 60 годов он начал рабо­тать над циклом «московских» (или «городских») повестей «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1976), где за описанием быта современного города скрыто осмысление «вечных тем», того, что составляет сущность человеческой жизни. Это стремление к справедливости, победе над самим собой, попытки отыскать корни и причины распада семьи, утраты любви, поиски взаимосвя­зи истории и современности.

Восприятие современника как продолжателя вековой исто­рико-культурной эволюции характеризует творчество Юрия Казакова, эволюционирующего от молодежной к городской прозе, одного из самых талантливых представителей поколения «шестидесятников».

  1. Работа с учебником. Работа в группах

  1. Группа Мотив дороги – стр. 245

  2. Группа Синдром нового места – стр. 246

  3. Группа Личностное, лирическое начало – стр. 247

  4. Группа Романтический порыв на Север - стр. 249

  1. Выступления групп

  2. Письменная работа «Жаровые особенности рассказов» стр. 251


Прослушивают лекционный материал учителя, делают записи в тетради.



















































Работают в группах, по предложенному материалу создают постер, презентуют классу выполненную работу.

ФО: «Светофор»

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

Составление словарно-энциклопедической статьи «Молодежная и городская проза» (8 предложений)


На основе прослушанного и проработанного материала создают словарно-энциклопедическую статью

ФО: «Коллекция стикеров» (выбирают лучшую статью в группе – в классе)

Домашнее задание


Подготовка к семинару «Деревенская проза» (создание творческой работы – коллаж или постер «Яркие представители деревенской прозы» - по творчеству одного писателя)

Записывают домашнее задание, определяют группы, выбирают писателя – «деревенщика»




4


Просмотр содержимого документа
«л???????????? ? ?????????╗ (?? ????????????? ?.?.????????)»

«Человеческое в человеке…» (по произведениям Ю.П.Казакова)


«Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека»

Антуан де Сент-Экзюпери


Цели урока:

  1. образовательные:

  • Подробное знакомство с рассказами «Манька», «Вон бежит собака!»

  • Показать сущность женской самоотверженности, тепла как истинно женского качества, любви.

  • Объяснить символику дороги.

  1. развивающие:

  • Развивать эмоциональные сферы и чувства учащихся, воображение, память.

  1. воспитательные:

  • Дать положительную оценку самым лучшим женским качествам.

  • Привить любовь к творчеству Ю.П.Казакова


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Целевая установка

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с биографией русского писателя Юрия Павловича Казакова. С его творчеством.

  1. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве писателя. Запись в тетради.

  2. Слово учителя.

- Почему из многочисленных русских писателей он стал хрестоматийным?

Он автор перевода трёхтомника Нурпеисова «Кровь и пот». Он вошёл в национальную энциклопедию. А это значит он для нас писатель с большой буквы. Удивительно, что за рассказ «Манька» он получает посредственную оценку в литературном институте. Но это, не забывайте, 1958 год! Само время требовало героя, рабочего, комсомольца Павки Корчагина, идейного борца, который своим примером станет лидером, покажет капиталистам, как советский человек должен жить, во имя чего. И вдруг москвич Казаков со своими рассказиками. Мелковат. Прошли десятилетия. Оказалось, что именно рассказы Казакова имеют право на изучение в школе! Я уже не говорю о просто их существовании.

  1. Работа с книгой.

Один человек всю жизнь искал правду, но никак не мог отыскать. Он исходил множество стран, побывав и на севере, и на юге, и на западе – нигде нет правды. И вот однажды он приехал в одну страну на востоке. Страна была маленькая, почти никому не известная, и он собирался уже ехать дальше, как вдруг набрёл на какой-то заброшенный храм. И тамошний жрец сказал ему, что именно здесь, в этом храме, прячется сама правда. Человек не поверил, но жрец уверял: так оно и есть на самом деле. И он подвёл его к большой статуе, на которую было наброшено чёрное покрывало.

- Вот, - сказал жрец, - она перед тобой, сама правда.

Тогда человек протянул руку, сдёрнул покрывало и увидел перед собой ужасное, страшное, омерзительное лицо. Он отшатнулся в испуге.

- Что это? – спросил он. – Неужели это и есть правда?

И тогда правда ответила ему тихо:

- Да, это я и есть. Правда.

- Но какая же ты страшная, - сказал человек, - страшнее тебя нет никого. Как же я о тебе расскажу людям? Кто мне поверит?

- А ты солги, - сказала правда, - и тебе все поверят.

- Какой вывод сделаем?

Правда во имя высшего. Святая ложь. Она имеет право быть. Но честность выше всего: правды, истины.

Вывод: Ложью нельзя воспитать порядочность, честность, красоту в человеке. Любой человек это чувствует. Ребёнок доверчив. Он верит. И любимый вами человек тоже вам верит. И не дай бог вам когда-нибудь солгать. Уж лучше промолчать во имя высшей цели. Но правда к вам придёт на склоне лет. И вы будете помнить и, может быть, сожалеть об этом. А пока мы молоды…Лев Толстой – русский философ и писатель – утверждал, что человек за день лжёт не менее 20 раз. Но, помните, выбор за вами. Это может стать отличительной чертой вашего характера, хотелось бы, лучшей чертой.

  1. Рассказ «Манька».

Кто может кратко изложить сюжет.

Странное имя Манька. Не Маня, не Манечка, не Маняша.

- Какое это имя?

- Почему автор так называет свой рассказ?

В этом какая-то доверчивость и простота.

- Найдём характеристику героини? Какой автор даёт портрет? Внешний, внутренний.

Манька – сирота.

- Что вы знаете о сиротах? Что это за люди?

Я был студентом второго курса, простудился, пришёл в поликлинику. Сидит красивая девчонка. Это я сейчас стеснительный и простой учитель. А тогда на втором курсе я уже мнил себя великим учителем.

- Ты откуда такая красивая?

Она оказалась коммуникабельной.

- Я из интерната. Кондратова у нас директор.

Я понял, что у неё нет родителей. Она сказала, что сирота.

- А как ты простудилась? – спросил я. - Зима не весна ведь.

- А я на спор. В Ишиме прорубь была, и я прыгнула в прорубь.

В миг у меня сердце вспотело. Я про себя подумал: «Да-а, с такой девочкой можно смело в разведку идти. Это не кисейные барышни. У них внутри стальной стержень. Они вшивость, слабость, трусость за километр чувствуют. Такую обидеть и то грех. «Сироты, - кто-то сказал, - это, как юродивые, дети Бога». Их нельзя обижать, иначе поплатитесь.

Всё горе, которое приходит человеку, это не что иное, как испытание, данное свыше. Значит, вы неправильно живёте, нечестно. И это Расплата. Или Возмездие.

Итак, героиня. Почтальон. За 30 вёрст ходит в Золотицы. Отец утонул. Мать руки наложила. Дикая была, дремучая.

- Каково было её поведение на похоронах? Ей было в ту пору 13 лет. Тяжело в 13 лет потерять всех близких?

Люди бледнели, мужики и бабы. С 15 лет работает.

Я начал работать с 18 лет на московском заводе имени Лихачёва (ЗИЛ). Моя Мама с 12 лет на шахте в Карсакпае, но отец с 13 лет на Ленинградском (Кировском) заводе, но это во время войны. Горький в 4 года подавал горячий чай в трактире и получал за это копеечку. Очень важно, чтобы человек рано узнал цену куску хлеба. Манька – письмоносец уже два года. Она любит свою работу.

- До какой степени?

У неё нет скотины, худая крыша, печь полгода не топлена. Она вся живёт в своей профессии. Её по достоинству ценят рыбаки.

Худая, высокая, голенастая. Ходит легко, не уставая. Зелёные глаза!

Это особенный цвет, редкий.

Дует ровный морской ветер. Вкус водорослей, запах у моря особенный. Я отдыхать ездил на Чёрное море, а в армии служил на Балтийском. Разный вкус, запах.

Много почты.

- Манька, может лошадь дать?

Вот настоящая женская черта. Есть фраза у сатирика Аркадия Райкина: «Мать шла с сумками, лошади оборачивались». У Некрасова русская женщина выносливая, двужильная, ей всё по плечу.

- У неё есть главная черта, присущая почтальону. Знаете, какая?

Вовремя. В срок. Пунктуальность. Скрупулёзность.

Далее автор знакомит с Перфилием Волокитиным. Некрасивое имя, некрасивая фамилия: Волокитин. Но любовь зла, полюбишь и… Почему? Любовь слепа. Вы знаете ангелы любви Эрот, Амур они летают со стрелами, но у них завязанные глаза. Они не видят, что творят. В кого направят свои стрелы. Наша героиня полюбила демобилизованного из армии Перфирия. Черноволосый, стриженый, гармонист. Гармонист раньше был первым парнем на деревне. Сейчас не знаю. Но, думаю, талант он и на селе талант. Расторопен, постоянно весел. Ловок, неутомим в танцах, буен, брался за тяжёлую работу. Понравился Маньке. Манька краснеет, опускает глаза. Полюбила? За что?

Вдруг сон. Стыдный сон. Она просыпается с колотящимся сердцем. Завидует Ленке, с которой Перфирий гуляет по ночам.

И вот, пожалуй, главный момент в произведении. Трёхбалльный шторм. Я жил на море. И во время шторма страшно. Манька сама напрашивается помочь Перфирию выбрать ловушки, иначе их снесёт в море. Рёв, чудовищный накат. Море имеет шоколадный цвет. И Перфирий, и Манька оказываются за бортом лодки.

- Какое качество Маньки меня, как читателя, потрясает?

Самоотверженность. Это в лучших традициях русской литературы. Это в генетике у женщины. Самоотверженность. Не задумываясь, броситься спасать ребёнка в ледяную прорубь. Последняя российская премьера 4-х серийная «Ладога». Жёны декабристов. Татьяна Ларина. «Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана, и буду век ему верна». Вот она вся - самопожертвование. Это исторически внутренняя тема. И писатель Казаков это чётко уловил. В этом все женщины одинаковы. У них природный код, закодированный код. Море ревёт будто зверь. А Манька держится одной рукой за Перфирия, другой за киль лодки. В конце концов выбрались на берег. Выпили для согрева. Перфирий полез к Маньке, которая сразу отбрила его.

Это знаете, как стеклянная игрушка. Чуть нажмёшь, и она лопнет. Хрупко всё. И отношения человеческие так хрупки. Перфирий понял, что в Маньке есть человечность, это важнее всего остального. В Маньке есть главное – дух.

- Из чего состоит человек, согласно библии?

Тело, душа, дух. де Сент-Экзюпери сказал: «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека!» Наконец-то, люди стали это понимать. Вчера на ралли «Париж-Дакар» (473 машины) российские гонщики шли первыми, но увидели аварию китайских гонщиков. Остановились. Помогли спортсменам, убрали с трассы машину. Для них это было важнее. Ну не получат они приз, а спасти людей куда важнее, это человеческий фактор. Когда российские спортсмены пришли на финиш, конечно, они были не первыми. Первыми пришли голландцы. Судьи единогласно дали первое место россиянам. И никто не подал протест. Все же люди. Все всё поняли. Наконец-то, в спорте начали ценить человечность.

- А как бы поступили вы?

Заканчивается рассказ слезами Маньки. Это правда, что мужчины летят на свет, как мотыльки. Они тянутся к красоте и видят только её. Как обманчив мир! Но молитва спасает Маньку. Помогает верить. Да и Перфилий, кажется, понял, наступило прозрение. Манька – его настоящая любовь. В ней есть внутренняя красота, что, конечно, важнее в жизни, в ней есть тепло, самоотверженность, вера.

  1. Рассказ «Вон бежит собака!»

Пересказ.

Московский механик Крымов отправляется на рыбалку, в своё любимое, тайное место. Он счастлив предвкушением нескольких дней среди тишины и покоя природы, горит нетерпением заядлого рыбака – поскорее закинуть леску спиннинга в реку, чтобы добыть щуку. И в своём эгоизме, духовной слепоте он не видит драмы другого человека, случайной попутчицы, соседки в междугороднем автобусе. Он не способен на сострадание простых человеческих чувств, желание помочь. Он глух и слеп.

- Случайно ли появляется собака? Что олицетворяет собой собака? Подумаем вместе.

Крымов чистой воды сюрреалист.

- Что такое сюрреализм?

- Это совмещение сна и реальности. Это парадоксальность. Откуда собака взялась?

Это фантазия писателя. Собака – друг человека. Она спасение Крымова. Вот она и появилась. «Вон бежит собака!» Он повторяет эти слова несколько раз. Бессмысленно. Тем самым он отгораживается от проблемы. Позже, когда закончились дни рыбалки, оказавшись на дороге, он прозревает. Он понял, что не отозвался на боль ближнего, не сделал шаг навстречу. И вот это что-то большое, красивое и печальное теперь стояло над ним и жалело его.

- Какую роль играет музыка в рассказе? Джаз?

Во время пути. А дорога – это жизнь. Звучит на радиоволне джаз. Крымов счастлив, спутница переживает. Эта музыка – её грусть. Вот она глубина человеческой души. Как сильна музыка.

Вывод: Есть 11 неправильных глаголов в русском языке. Я вам продиктую правильные глаголы – их 5! Надо понимать человека, помогать человеку, принимать человека таким, каков он есть, сострадать человеку и любить человека.


- Что объединяет эти два рассказа?

Раскрыть человеческое в человеке. Всё проникнуто любовью к человеку. Раскрыть внутренний мир человека и сделать так, чтобы человек сам себя поругал, не судил, но заставил себя, как в детстве, покраснеть. Разбудить в себе стыд, совесть проснётся, и тогда ты станешь человеком. Если ты плачешь, ты человек.


Домашнее задание: подготовка к семинару «Деревенская проза»

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №44»

11 класс

Урок 44. Молодежная и городская проза: В. Аксенов. «Звездный билет», «Апельсины из Марокко»; Ю. Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь» (обзор). Гуманизация литературы. Жанровые особенности рассказов Ю.П. Казакова: «Северный дневник», «Странник». Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения личности. Типизация в герое общечеловеческого, а не социального, классового.

Цели: дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).


Ход урока

Интимное, интимное берегите: всех сокровищ мира дороже интимность вашей души!

В. В. Розанов


I. «Городская» проза в литературе ХХ века.

1. Работа с учебником.

— Прочитайте статью учебника.

— Что, по-вашему, обозначает понятие «городская» проза? В чем ее особенности?

— Свои выводы оформите в виде плана.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1) Особенности «городской» прозы:

а) это крик боли за человека, «превращаемого в песчинку»;

б) литература исследует мир «через призму культуры, философии, религии».

2) Авторы «городской» прозы и жанры.

3) «Городская» проза Ю. Трифонова:

а) в повести «Предварительные итоги» урезонивает «пустых» философов;

б) в повести «Долгое прощание» раскрывает тему крушения светлого начала в человеке в его уступках мещанству.


2. Обращение к эпиграфу урока.

— Как содержание «городской» прозы связано с эпиграфом сегодняшнего урока?


II. «Городская» проза Юрия Трифонова

1. Жизненный и творческий путь Трифонова.

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве.

Сложность судьбы писателя и его поколения, талант воплощения духовных поисков, своеобразие манеры — все это предопределяет внимание к жизненному пути Трифонова.

Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 г. вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошел каторгу. Позже стал членом Военно-революционного комитета в октябре 1917 г. В 1923—1925 гг. возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР.

В 30-е годы отец и мать были репрессированы. В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.

История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»). Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать — тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».

В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького.

Зримо представить писателя помогают воспоминания современников: «Ему было за сорок. Неуклюжая, чуть мешковатая фигура, коротко стриженные черные волосы, кое-где в еле видных барашковых завитках, с редкими нитками седины открытый наморщенный лоб. С широкого, слегка оплывшего бледного лица, сквозь тяжелые роговые очки, на меня застенчиво и незащищенно смотрели серые умные глаза».

Первая повесть «Студенты» дипломная работа начинающего прозаика. Повесть напечатал журнал «Новый мир» А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 автор получил за нее Сталинскую премию

Принято считать, что основная тематика писателя — быт, затягивания бытом. Один из известных исследователей творчества Трифонова, Н. Б. Иванова, пишет: «При первом чтении Трифонова возникает обманчивая легкость восприятия его прозы, погружения в знакомые, близкие нам ситуации, столкновения с известными по жизни людьми и явлениями...» Это так, но лишь при чтении поверхностном.

Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».

Критик Ю. М. Оклянский справедливо утверждает: «Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящий... — сквозная и заглавная тема позднего Трифонова...».


2. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

1) — Вспомните сюжет произведения.

Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка — подросток — за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.

— Итак, обмен — сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?


2) Главный герой повести — представитель третьего поколения Дмитриевых.

Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.

— А что можно сказать о матери героя?

Найдите характеристику в тексте:

«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие...»

А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой... — Ксения Федоровна помолчала. — А сейчас нет» — «Почему?» — «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».

— В чем смысл этих слов?


3) Из чего складывается образ главного героя?

(Характеристика образа с опорой на текст.)

— Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?

(«... Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)

— Что выражает эта поза Дмитриева?

(Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)

— А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».

Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но... «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».

— Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?

(Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.

«Дмитриеву что-то хотелось сказать но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)

Эта деталь — «два шага вперед» — «два шага назад» — наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.

— Чью оценку получает герой?

(Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)


4) На право называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «... она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог... Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть...»

Оксюморон1 миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.

Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить» своих героев задача была иная — понять» Это верно отчасти…

Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика « за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, — трифоновская поэтика. И — попытка социального эстетического воспитания».

— Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?

— Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях?

(Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)


III. Итог урока.

— Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?

— Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?


Домашнее задание.

«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной типы мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».

— Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:

• Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?

• Действительно ли у Трифонова нет идеалов?

• Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?


1 Оксюморон — стилистический прием, сочетание слов с противоположным значением, например: «грустная радость», «жар холодных чисел», «живой труп».

Просмотр содержимого документа
«Городская проза Трифонов»

Городская проза. Творчество Ю. В. Трифонова

В 60–70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской прозы героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской жизни. Рассматривалась проблема одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Для произведений городской прозы характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на «вечные» вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».

Творческая деятельность Юрия Трифонова приходится на послевоенные годы. Впечатления от студенческой жизни отражены автором в его первом романе «Студенты», который был удостоен Государственной премии. В двадцать пять лет Трифонов стал знаменит. Сам автор, однако, указывал на слабые места в этом произведении.

   В 1959 году выходят сборник рассказов «Под солнцем» и роман «Утоление жажды», события которого разворачивались на строительстве оросительного канала в Туркмении. Писатель уже тогда говорил об утолении духовной жажды.

   Более двадцати лет Трифонов работал спортивным корреспондентом, написал множество рассказов на спортивные темы: «Игры в сумерках», «В конце сезона», создавал сценарии художественных и документальных фильмов.

   Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» образовали так называемый «московский», или «городской», цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Писатель выдержал нападки критиков, обвинявших его в «мелкотемье». Особенно непривычен был выбор темы на фоне существовавших тогда книг о славных подвигах, трудовых достижениях, герои которых были идеально положительными, целеустремленными и непоколебимыми. Многим критикам показалось опасным кощунством то, что писатель осмелился раскрыть внутренние изменения в нравственном облике многих интеллигентов, указал на отсутствие в их душах высоких побуждений, искренности, порядочности. По большому счету Трифонов ставит вопрос, что такое интеллигентность и есть ли у нас интеллигенция.

Многие герои Трифонова, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, так и не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, но в быту, дома, где не нужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев: неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. По мере знакомства с персонажами повестей перед нами вырисовывается правдивая картина состояния умов советских людей и нравственных критериев интеллигенции.   

Проза Трифонова отличается высокой концентрацией мыслей и эмоций, своеобразной «плотностью» письма, позволяющей автору за внешне бытовыми, даже банальными сюжетами многое сказать между строк.

   В «Долгом прощании» молодая актриса размышляет, продолжать ли ей, пересиливая себя, встречаться с видным драматургом. В «Предварительных итогах» переводчик Геннадий Сергеевич мучается от сознания своей вины, уйдя от жены и взрослого сына, давно ставших ему духовно чужими. Инженер Дмитриев из повести «Обмен» под нажимом властной жены должен уговорить родную мать «съехаться» с ними после того, как врачи сообщили им, что у пожилой женщины рак. Сама мать, ни о чем не догадываясь, крайне удивлена внезапно возникшими горячими чувствами со стороны невестки. Мерило нравственности здесь – освобождающаяся жилплощадь. Трифонов словно спрашивает читателя: «А как бы поступил ты?»

   Произведения Трифонова заставляют читателей строже присмотреться к себе, учат отделять главное от наносного, сиюминутного, показывают, какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести.

Просмотр содержимого документа
«Трифонов Обмен Краткое содержание»

Советская литература / Трифонов

Обмен

1969

Краткое содержание повести

Читается за 7 мин

Оригинал — 1,5 ч

Действие происходит в Москве. Мать главного героя, тридцатисемилетнего инженера Виктора Дмитриева, Ксения Федоровна тяжело заболела, у неё рак, однако сама она считает, что у неё язвенная болезнь. После операции её отправляют домой. Исход ясен, однако она одна полагает, что дело идёт на поправку. Сразу после её выписки из больницы жена Дмитриева Лена, переводчица с английского, решает срочно съезжаться со свекровью, чтобы не лишиться хорошей комнаты на Профсоюзной улице. Нужен обмен, у неё даже есть на примете один вариант.

Было время, когда мать Дмитриева действительно хотела жить с ним и с внучкой Наташей, но с тех пор их отношения с Леной стали очень напряжёнными и об этом не могло быть речи. Теперь же Лена сама говорит мужу о необходимости обмена. Дмитриев возмущён — в такой момент предлагать это матери, которая может догадаться, в чем дело. Тем не менее он постепенно уступает жене: она ведь хлопочет о семье, о будущем дочери Наташи. К тому же, поразмыслив, Дмитриев начинает успокаивать себя: может быть, с болезнью матери не все так бесповоротно, а значит, то, что они съедутся, будет только благом для неё, для её самочувствия — ведь свершится её мечта. Так что Лена, делает вывод Дмитриев, по-женски мудра, и зря он на неё сразу набросился.

Теперь он тоже нацелен на обмен, хотя и утверждает, что ему лично ничего не надо. На службе он из-за болезни матери отказывается от командировки. Ему нужны деньги, так как много ушло на врача, Дмитриев ломает голову, у кого одолжить. Но, похоже, день для него складывается удачный: деньги предлагает со свойственной ей чуткостью сотрудница Таня, его бывшая любовница. Несколько лет назад они были близки, в результате у Тани распался брак, она осталась одна с сыном и продолжает любить Дмитриева, хотя понимает, что эта любовь безнадёжна. В свою очередь Дмитриев думает, что Таня была бы ему лучшей женой, чем Лена. Таня по его просьбе сводит Дмитриева с сослуживцем, имеющим опыт в обменных делах, который ничего конкретного не сообщает, но даёт телефон маклера. После работы Дмитриев с Таней берут такси и едут к ней домой за деньгами. Таня счастлива возможности побыть с Дмитриевым наедине, чем-то помочь ему. Дмитриеву искренне жаль её, может быть, он бы и задержался у неё дольше, но ему нужно торопиться на дачу к матери, в Павлиново.

С этой дачей, принадлежащей кооперативу «Красный партизан», связаны у Дмитриева тёплые детские воспоминания. Дом строил его отец, инженер-путеец, всю жизнь мечтавший оставить эту работу, чтобы заняться сочинением юмористических рассказов. Человек неплохой, он не был удачливым и рано умер. Дмитриев помнит его отрывочно. Лучше он помнит своего деда, юриста, старого революционера, вернувшегося в Москву после долгого отсутствия (видимо, после лагерей) и жившего некоторое время на даче, пока ему не дали комнату. Он ничего не понимал в современной жизни. С любопытством взирал и на Лукьяновых, родителей жены Дмитриева, которые тогда тоже гостили в Павлинове летом. Однажды на прогулке дед, имея в виду именно Лукьяновых, сказал, что не надо никого презирать. Эти слова, явно обращённые к матери Дмитриева, часто проявлявшей нетерпимость, да и к нему самому, хорошо запомнились внуку.

Лукьяновы отличались от Дмитриевых приспособленностью к жизни, умением ловко устроить любые дела, будь то ремонт дачи или устройство внучки в элитарную английскую школу. Они — из породы «умеющих жить». То, что Дмитриевым казалось неодолимым, Лукьяновыми решалось быстро и просто, только им одним ведомыми путями. Это было завидное свойство, однако такая практичность вызывала у Дмитриевых, особенно у его матери Ксении Федоровны, привыкшей бескорыстно помогать другим, женщины с твёрдыми нравственными принципами, и сестры Лоры, высокомерную усмешку. Для них Лукьяновы — мещане, пекущиеся только о личном благополучии и лишённые высоких интересов. В их семье даже появилось словцо «олукьяниться». Им свойственен своего рода душевный изъян, проявляющийся в бестактности по отношению к другим. Так, например, Лена перевесила портрет отца Дмитриева из средней комнаты в проходную — только потому, что ей понадобился гвоздь для настенных часов. Или забрала все лучшие чашки Лоры и Ксении Федоровны.

Дмитриев любит Лену и всегда защищал её от нападок сестры и матери, но он и ругался с ней из-за них. Он хорошо знает силу Лены, «которая вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть». Одно время она толкала Дмитриева к защите диссертации, но он не осилил, не смог, отказался, и Лена в конце концов оставила его в покое.

Дмитриев чувствует, что родные осуждают его, что считают его «олукьянившимся», а потому отрезанным ломтём. Особенно это стало заметно после истории с родственником и бывшим товарищем Лёвкой Бубриком. Бубрик вернулся в Москву из Башкирии, куда распределился после института, и долгое время оставался без работы. Он присмотрел себе место в Институте нефтяной и газовой аппаратуры и очень хотел туда устроиться. По просьбе Лены, жалевшей Лёвку и его жену, хлопотал по этому делу её отец Иван Васильевич. Однако вместо Бубрика на этом месте оказался Дмитриев, потому что оно было лучше его прежней работы. Все сделалось опять же под мудрым руководством Лены, но, разумеется, с согласия самого Дмитриева. Был скандал. Однако Лена, защищая мужа от его принципиальных и высоконравственных родственников, взяла всю вину на себя.

Разговор об обмене, который начинает с сестрой Лорой приехавший на дачу Дмитриев, вызывает у той изумление и резкое неприятие, несмотря на все разумные доводы Дмитриева. Лора уверена, что матери не может быть хорошо рядом с Леной, даже если та будет на первых порах очень стараться. Слишком разные они люди. Ксении Федоровне как раз накануне приезда сына было нехорошо, потом ей становится лучше, и Дмитриев, не откладывая, приступает к решающему разговору. Да, говорит мать, раньше хотела жить вместе с ним, но теперь — нет. Обмен произошёл, и давно, говорит она, имея в виду нравственную капитуляцию Дмитриева.

Ночуя на даче, Дмитриев видит свой давний акварельный рисунок на стене. Когда-то он увлекался живописью, не расставался с альбомом. Но, провалившись на экзамене, с горя бросился в другой, первый попавшийся институт. После окончания он не стал искать романтики, как другие, никуда не поехал, остался в Москве. Тогда уже были Лена с дочерью, и жена сказала: куда ему от них? Он опоздал. Его поезд ушёл.

Утром Дмитриев уезжает, оставив Лоре деньги. Через два дня звонит мать и говорит, что согласна съезжаться. Когда наконец слаживается с обменом, Ксении Федоровне становится даже лучше. Однако вскоре болезнь вновь обостряется. После смерти матери у Дмитриева происходит гипертонический криз. Он сразу сдал, посерел, постарел. А дмитриевскую дачу в Павлинове позже снесли, как и другие, и построили там стадион «Буревестник» и гостиницу для спортсменов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!