СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №42 Поэзия и публицистика во время войны (обзор)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. дать представление об особенностях развития литературы периода ВОВ, пробудить у учащихся интерес к одной из самых волнующих тем, показать огромную роль поэзии и публицистики огненных лет в духовной жизни народа;
  2. прививать навыки поисковой работы, использование дополнительной литературы, анализа лирических произведений, развивать интерес к развитию творческого мышления;
  3. прививать чувство патриотизма и гражданственности.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №42 Поэзия и публицистика во время войны»

11 класс


Урок №42

Поэзия и публицистика во время войны (обзор)

Цели:

  1. дать представление об особенностях развития литературы периода ВОВ, пробудить у учащихся интерес к одной из самых волнующих тем, показать огромную роль поэзии и публицистики огненных лет в духовной жизни народа;

  2. прививать навыки поисковой работы, использование дополнительной литературы, анализа лирических произведений, развивать интерес к развитию творческого мышления;

  3. прививать чувство патриотизма и гражданственности.

Прогнозируемые результаты

используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; развивают навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; участвуют в обсуждении проектов

Оборудование:

проекты учащихся, оценочные карточки, слайд с эпиграфом, аудиофайл «Священная война»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом.

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
 А.Т.Твардовский

- Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась советским людям в 20 миллионов жизней. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 тысяч километров – это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке.

«Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Вопреки старинному утверждению, в годы войны музы не молчали, они тоже сражались с врагом оружием искусства. К штыку приравняли перо писатели и поэты, многие из которых погибли за свободу и независимость Родины.

  1. Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, эпиграф.

Определяют смысл эпиграфа.

Формулируют цель и задачи урока.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Защита проектов.

- Самым популярным жанром военных лет была поэзия, особенно лирическая. Это был самый оперативный жанр, соединявший высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача.

Прослушивание грамзаписи песни.

- Как вы думаете, почему она стала легендарной? (Она пробудила дух патриотизма, призывала каждого к ответственности за судьбу страны. Война названа «народной» и «священной»).

- Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду. Она не боялась горькой и жестокой правды о войне. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Лирика объединяла людей, утешала, вдохновляла, окрыляла. Стихи были очень востребованы, многие довольно быстро становились популярными песнями: «В землянке» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского и другие.

  1. Заслушивание проекта «Песни Великой Отечественной войны»

Заслушивают выступления групп

Формы проекта:

  1. Постер (коллаж)

  2. компьютерная презентация

  3. макет электронной газеты “За победу!”

  4. альманах


- Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но и артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от смертельных ран в госпиталях.

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий… Многие из них не вернулись, но остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

  1. Заслушивание проекта «Поэты, не пришедшие с войны»

- Говорят: «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они были  медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна: Анна Ахматова и Ольга Берггольц, Вероника Тушнова и Юлия Друнина. В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

  1. Заслушивание проекта «У войны не женское лицо»

- Тема зашиты Отечества и условия военного времени часто определяли жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный и эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, поэтому их мог прочитать каждый боец, каждый человек. Хорошо известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, ту, которую сами осознали. Героями их произведений были простые люди, такие же, как любой из читателей газеты. По свидетельству Виктора Некрасова, который командовал полковыми саперами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями В. Гроссмана, И. Эренбурга зачитывались до дыр.

  1. Заслушивание проекта «Публицистика Великой Отечественной войны».

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Оценивание – прием «Плюс-минус-интересно» (заслушивать выступления групп после представления каждого проекта)

  2. Рефлексия «Опорные слова»

- Подберите опорные слова, при помощи которых вы смогли бы охарактеризовать поэзию и публицистику периода Великой Отечественной войны.

  • Оперативность

  • Эмоциональность

  • Доходчивость

  • Патриотические чувства

  • Глубоко личные переживания

По ходу выступления групп делаются записи в оценочной карточке, комментируются после защиты проекта

Подводят итоги, подбирая опорные слова для характеристики поэзии и публицистики ВОВ

Домашнее задание

подготовиться к семинару по теме «Военная проза» (постер о творчестве одного из писателей «лейтенантской прозы» - Б. Васильев, В. Быков, К. Симонов, Ю. Бондарев)

Определяют выбор писателя путем жеребьевки, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!