11 класс | |
Урок №42 | Поэзия и публицистика во время войны (обзор) |
Цели: | дать представление об особенностях развития литературы периода ВОВ, пробудить у учащихся интерес к одной из самых волнующих тем, показать огромную роль поэзии и публицистики огненных лет в духовной жизни народа; прививать навыки поисковой работы, использование дополнительной литературы, анализа лирических произведений, развивать интерес к развитию творческого мышления; прививать чувство патриотизма и гражданственности. |
Прогнозируемые результаты | используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; развивают навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; участвуют в обсуждении проектов |
Оборудование: | проекты учащихся, оценочные карточки, слайд с эпиграфом, аудиофайл «Священная война» |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом. Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова… А.Т.Твардовский - Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась советским людям в 20 миллионов жизней. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 тысяч километров – это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке. «Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Вопреки старинному утверждению, в годы войны музы не молчали, они тоже сражались с врагом оружием искусства. К штыку приравняли перо писатели и поэты, многие из которых погибли за свободу и независимость Родины. Совместное целеполагание. | Приветствуют учителя. Записывают тему урока, эпиграф. Определяют смысл эпиграфа. Формулируют цель и задачи урока. |
Операционно-деятельный этап | Защита проектов. - Самым популярным жанром военных лет была поэзия, особенно лирическая. Это был самый оперативный жанр, соединявший высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача. Прослушивание грамзаписи песни. - Как вы думаете, почему она стала легендарной? (Она пробудила дух патриотизма, призывала каждого к ответственности за судьбу страны. Война названа «народной» и «священной»). - Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду. Она не боялась горькой и жестокой правды о войне. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Лирика объединяла людей, утешала, вдохновляла, окрыляла. Стихи были очень востребованы, многие довольно быстро становились популярными песнями: «В землянке» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского и другие. Заслушивание проекта «Песни Великой Отечественной войны» | Заслушивают выступления групп Формы проекта: Постер (коллаж) компьютерная презентация макет электронной газеты “За победу!” альманах |
- Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но и артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от смертельных ран в госпиталях. Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий… Многие из них не вернулись, но остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Заслушивание проекта «Поэты, не пришедшие с войны» |
- Говорят: «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна: Анна Ахматова и Ольга Берггольц, Вероника Тушнова и Юлия Друнина. В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье. Заслушивание проекта «У войны не женское лицо» |
- Тема зашиты Отечества и условия военного времени часто определяли жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный и эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, поэтому их мог прочитать каждый боец, каждый человек. Хорошо известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, ту, которую сами осознали. Героями их произведений были простые люди, такие же, как любой из читателей газеты. По свидетельству Виктора Некрасова, который командовал полковыми саперами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями В. Гроссмана, И. Эренбурга зачитывались до дыр. Заслушивание проекта «Публицистика Великой Отечественной войны». |
Рефлексивно-оценочный этап | Оценивание – прием «Плюс-минус-интересно» (заслушивать выступления групп после представления каждого проекта) Рефлексия «Опорные слова» - Подберите опорные слова, при помощи которых вы смогли бы охарактеризовать поэзию и публицистику периода Великой Отечественной войны. | По ходу выступления групп делаются записи в оценочной карточке, комментируются после защиты проекта Подводят итоги, подбирая опорные слова для характеристики поэзии и публицистики ВОВ |
Домашнее задание | подготовиться к семинару по теме «Военная проза» (постер о творчестве одного из писателей «лейтенантской прозы» - Б. Васильев, В. Быков, К. Симонов, Ю. Бондарев) | Определяют выбор писателя путем жеребьевки, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |