СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №40 Идейно-художественное своеобразие поэм А.Т.Твардовского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об идейно - художественном своеобразии поэм;
  2. продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся;
  3. показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме памяти.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия плюс-минус-интересно»

Плюс

Минус

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны для достижения каких-то целей.

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 















Плюс

Минус

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны для достижения каких-то целей.

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 


















Плюс

Минус

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны для достижения каких-то целей.

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 


















Плюс

Минус

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны для достижения каких-то целей.

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 


















Просмотр содержимого документа
«11 класс №40 Идейно-художественное своеобразие поэм Твардовского»

11 класс


Урок №40

Идейно-художественное своеобразие поэм А.Т.Твардовского

Цели:


  1. углубить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об идейно - художественном своеобразии поэм;

  2. продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся;

  3. показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме памяти.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание поэм Твардовского, определяют их идейно-художественное своеобразие на основе поисково-исследовательской работы; развивают монологическую речь, навыки само- и взаимооценивания

Оборудование:

портрет А.Т. Твардовского; репродукции рукописей поэм, обложки книг, тексты поэм А.Т. Твардовского, карточки для рефлексии, оценочные листы, критерии оценивания

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Притча «Семь дверей»

Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.

- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.

- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.

- Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.

- Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.

Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка: «В жизни много дверей, и за одной из них - подарок судьбы. Мудрые говорят: «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».

- Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.


Приветствуют учителя.

Прослушивают притчу, определяют ее идейное содержание.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Литературоведческая разминка

- Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

  • Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.

  • Художественный образ – изображение человека в произведении.

  • Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

  • Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

  • Композиция внешняя – деление на части, главы.

  • Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

  • Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

  • Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

  • Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.

  • Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

  • Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.


Работа в группах.

Вспоминают литературоведческие понятия, соотносят понятие с его определением.

Взаимопроверка – прием «Карусель»

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Работа с эпиграфами.

Эпиграфы:

Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

А.Т. Твардовский. «За далью - даль»

…почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

А.Т. Твардовский

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным.

Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит

уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.
Д.С. Лихачев



Вопросы к классу:

  1. Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете слова Д.С. Лихачева о том, что "Память активна", память способна противостоять уничтожению временем? Убеждают ли поэмы Твардовского в справедливости мысли Д.С. Лихачева?

  2. Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова Твардовского: "Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой". Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению? (Сказано скупо и мужественно, опять-таки в духе человека, еще в книге "За далью - даль" "вызывающего огонь" на себя).



  1. Презентация творческих работ (реализация домашнего задания)


  1. «Мозговой штурм»

- По окончании изучения творчества А.Т. Твардовского уместно выяснить, каковы же взгляды писателя на предназначение искусства. Дополните наблюдениями с урока результаты ваших поисков. Сформулируйте жизненный и творческий принцип поэта. Сопоставьте свои материалы, ответы.

  1. В каких строках стихотворений и поэм А.Т. Твардовского вы увидели жизненный и творческий принцип поэта?

  2. На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.


С тропы своей ни в чём не уступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(«К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968)


(…) И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало,

Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля;

Чтоб шло в расчёт любое слово

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)


(…) Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву толстому

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(«Вся суть в одном единственном завете…», 1958)

Вывод.

Творческую манеру и жизненную позицию А.Т. Твардовского определяет чувство сопричастности национальным свершениям и бедам. Каждое его произведение являет собой образец социально-нравственной цельности поэта, верности гуманистическим традициям русской литературы, верности её генеральной «думе» о жизни и человеке, месте человека в истории, взыскательное отношение к слову, бескомпромиссность в требовании – «за своё в ответе».

Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза".


Записывают тему урока, эпиграфы, обсуждают по предложенным вопросам.



















Презентуют творческие работы - анализ одной из поэм Твардовского.

Критериальное оценивание – карта оценивания.

ФО: «Две звезды – одно желание»



Учащиеся зачитывают строки из произведений и комментируют их - реализация домашнего задания.

Упрощенный вариант – формулируют жизненный и творческий принцип поэта на основании данных отрывков из стихотворений Твардовского


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Плюс-минус-интересно»


Плюс

Минус

Интересно

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны для достижения каких-то целей.

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 





Данный лист рефлексии можно предложить учащимся в начале урока, который они заполняют по ходу урока, в конце занятия зачитывают свои наблюдения








Домашнее задание

  1. Литература русского зарубежья первой волны (обзорный конспект – стр. 223-228).

  2. Составление вопросов высокого и низкого порядка.

  3. Индивидуальное задание «Универсальные проблемно-тематические компоненты творчества В.В. Набокова»




Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания мультимедийной презентации»

Критерии оценивания мультимедийной презентации

 

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Постановка

целей и задач

Цель исследования четко сформулирована, реальна и достижима.

Поставленные задачи направлены на достижение поставленной цели.

Верно определены объект и предмет исследования.

Цель исследования четко сформулирована, реальна и достижима.

Сформулированные задачи не позволяют в полной мере достигнуть поставленной цели, либо не корректно определены предмет и объект исследования.

Цель исследования не достижима.

Задачи не соответствуют достижению поставленной цели.

Не корректно определены объект и предмет исследования.

Цели и задачи проекта не представлены в презентации.

План проекта

Представлен четкий план исследования с описанием основных этапов работы.

План реален и позволяет достичь поставленную цель.

Представленный план исследования позволяет достичь поставленную цель, однако он не четко структурирован, либо содержит некорректные формулировки.

Предложенный план исследования не позволяет в полной мере достичь поставленную цель.

План исследования не представлен в презентации.

Информация

Презентация содержит достоверную, четкую и убедительную информацию по теме, освещает все аспекты изучаемой проблемы.

Презентация содержит достоверную, четкую и убедительную информацию по теме, но освещает не все аспекты изучаемой проблемы.

Презентация освещает лишь один аспект изучаемой проблемы и содержит неполную или недостоверную информацию о предмете исследования.

Информация, содержащаяся в презентации, не соответствует выбранной теме, либо не раскрывает сущности, изучаемой проблемы.

Выводы

Окончательные выводы содержат ответы на направляющие вопросы проекта.

Они четки, организованы, убедительны.

Окончательные выводы содержат ответы на направляющие вопросы проекта.

Выводы не организованы в логической форме.

Окончательные выводы содержат ответы лишь на часть направляющих вопросов проекта, либо они лишь частично отражают результаты представленной работы.

Окончательные выводы

не представлены.

Иллюстративный

материал

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, графики, диаграммы, звуковые и видео файлы) соответствует теме исследования и логично дополняет текст, усиливая основные моменты презентации.

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, графики, диаграммы, звуковые и видео файлы) соответствует теме и не противоречит основным моментам презентации.

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, графики, диаграммы, звуковые и видео файлы) иногда противоречит основным моментам презентации.

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, графики, диаграммы, звуковые и видео файлы) не имеет ничего общего с содержанием презентации.

Источники

Источники исследования включают в себя разнообразные ресурсы (Интернет, печатные издания); они надёжны, актуальны, точны и корректно документированы.

Источники исследования включают в себя разнообразные ресурсы (интернет, печатные издания);
они надёжны, актуальны;
но не корректно документированы.

Источники исследования включают только один тип (Интернет или печатные издания);
надежность некоторых источников сомнительна (ссылаются на неизвестные сайты), либо они устарели.

Нет ссылок на источники.

Организация текста

Высказывание логично;
средства связи использованы правильно;
стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата;
структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка.

Высказывание логично, хотя присутствуют неточности в использовании средств логической связи;
стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата;
имеются незначительные ошибки в формате высказывания.

Высказывание не всегда логично;
присутствуют ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен;
встречаются нарушения стилевого оформления речи;
имеются ошибки в формате высказывания.

Отсутствует логика в построении высказывания;
формат высказывания не соблюдается;
стилевое оформление речи выбрано не верно.

Грамотность

изложения

Презентация не содержит лексических, орфографических, грамматических ошибок и опечаток.

Презентация содержит незначительные лексические, орфографические и/или грамматические ошибки и опечатки, которые не влияют на понимание презентации.


Презентация содержит немногочисленные лексические, орфографические, грамматические ошибки и/или опечатки, некоторые их которых влияют на понимание презентации.

Презентация содержит многочисленные лексические, орфографические, грамматические ошибки и/или опечатки, которые серьёзно затрудняют восприятие презентации.

Соответствие стандартам

оформления

Оформление титульного листа, ссылок, списка использованных источников и других обязательных элементов презентации соответствует предъявляемым требованиям.

Оформление титульного листа, ссылок, списка использованных источников и других обязательных элементов презентации частично соответствует предъявляемым требованиям.

Оформление титульного листа, ссылок, списка использованных источников и других обязательных элементов презентации не соответствует предъявляемым требованиям.

Некоторые из основных элементов презентации (титульный лист, ссылки, список использованных источников) не представлены.

Объем презентации не соответствует предъявляемым требованиям.

Дизайн

Ясный и привлекательный дизайн презентации поддерживает общую цель презентации.
Графические и анимационные элементы усиливают основные моменты презентации.

Привлекательный дизайн презентации в целом поддерживает общую цель презентации.
Графические и анимационные элементы не отвлекают внимание от основного содержания презентации.

Дизайн презентации иногда отвлекает; непонятно, как он поддерживает общую цель презентации.
Графические и анимационные элементы используются не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.

Дизайн презентации отвлекает и затрудняет просмотр, не поддерживает общую цель презентации.







Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания»

Критерии оценивания проекта-презентации

Класс ___________ Дата ____________

Команда учеников ____________________________________________________________________________

Тема проекта __________________________________________________________________________________

критерии

Баллы макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

1

2

3

Постановка целей и задач

3






План проекта

3






Информация

3






Выводы

3






Иллюстративный материал

3






Источники

3






Организация текста

3






Грамотность изложения

3






Соответствие стандартам оформления

3






Дизайн

3






Общая оценка

30







Отличная работа

Хорошая работа

Удовлетворительная работа

Нуждается в доработке

Слабая работа



30-25

24-20

19-15

14-10

9 -…








Критерии оценивания проекта-презентации

Класс ___________ Дата ____________

Команда учеников ____________________________________________________________________________

Тема проекта __________________________________________________________________________________

критерии

Баллы макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

1

2

3

Постановка целей и задач

3






План проекта

3






Информация

3






Выводы

3






Иллюстративный материал

3






Источники

3






Организация текста

3






Грамотность изложения

3






Соответствие стандартам оформления

3






Дизайн

3






Общая оценка

30







Отличная работа

Хорошая работа

Удовлетворительная работа

Нуждается в доработке

Слабая работа



30-25

24-20

19-15

14-10

9 -…








Просмотр содержимого документа
«Рефлексия 2 звезды-одно желание»


























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!