Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя. Притча «Семь дверей» Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив. - Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед. - Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук. - Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой. - Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой. Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка: «В жизни много дверей, и за одной из них - подарок судьбы. Мудрые говорят: «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась». - Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться. | Приветствуют учителя. Прослушивают притчу, определяют ее идейное содержание. |
Этап актуализации опорных знаний | Литературоведческая разминка - Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений. Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение. Художественный образ – изображение человека в произведении. Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта. Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении. Композиция внешняя – деление на части, главы. Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство. Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли. Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения. Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени. Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания. Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме. | Работа в группах. Вспоминают литературоведческие понятия, соотносят понятие с его определением. Взаимопроверка – прием «Карусель» |
Операционно-деятельный этап | Работа с эпиграфами. Эпиграфы: Я жил, я был – за всё на свете Я отвечаю головой. А.Т. Твардовский. «За далью - даль» …почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни… А.Т. Твардовский Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти. Д.С. Лихачев
Вопросы к классу: Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете слова Д.С. Лихачева о том, что "Память активна", память способна противостоять уничтожению временем? Убеждают ли поэмы Твардовского в справедливости мысли Д.С. Лихачева? Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова Твардовского: "Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой". Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению? (Сказано скупо и мужественно, опять-таки в духе человека, еще в книге "За далью - даль" "вызывающего огонь" на себя).
Презентация творческих работ (реализация домашнего задания) «Мозговой штурм» - По окончании изучения творчества А.Т. Твардовского уместно выяснить, каковы же взгляды писателя на предназначение искусства. Дополните наблюдениями с урока результаты ваших поисков. Сформулируйте жизненный и творческий принцип поэта. Сопоставьте свои материалы, ответы. В каких строках стихотворений и поэм А.Т. Твардовского вы увидели жизненный и творческий принцип поэта? На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта. С тропы своей ни в чём не уступая, Не отступая – быть самим собой. Так со своей управиться судьбой, Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью-то душу отпустила боль. («К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968) (…) И я, чей хлеб насущный – слово, Основа всех моих основ, Я за такой устав суровый, Чтоб ограничить трату слов; Чтоб сердце кровью их питало, Чтоб разум их живой смыкал; Чтоб не транжирить как попало, Из капиталов капитал; Чтоб не мешать зерна с половой, Самим себе в глаза пыля; Чтоб шло в расчёт любое слово По курсу твёрдого рубля (…) («Слово о словах», 1962) (…) Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву толстому Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог. А я лишь смертный. За своё в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. («Вся суть в одном единственном завете…», 1958) Вывод. Творческую манеру и жизненную позицию А.Т. Твардовского определяет чувство сопричастности национальным свершениям и бедам. Каждое его произведение являет собой образец социально-нравственной цельности поэта, верности гуманистическим традициям русской литературы, верности её генеральной «думе» о жизни и человеке, месте человека в истории, взыскательное отношение к слову, бескомпромиссность в требовании – «за своё в ответе». Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза". | Записывают тему урока, эпиграфы, обсуждают по предложенным вопросам. Презентуют творческие работы - анализ одной из поэм Твардовского. Критериальное оценивание – карта оценивания. ФО: «Две звезды – одно желание» Учащиеся зачитывают строки из произведений и комментируют их - реализация домашнего задания. Упрощенный вариант – формулируют жизненный и творческий принцип поэта на основании данных отрывков из стихотворений Твардовского |
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия «Плюс-минус-интересно» Плюс | Минус | Интересно | Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны для достижения каких-то целей. | Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | Вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | | | | | Данный лист рефлексии можно предложить учащимся в начале урока, который они заполняют по ходу урока, в конце занятия зачитывают свои наблюдения
|