СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №39 «Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки великой победы;
  2. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения;
  3. пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Просмотр содержимого документа
«Приложение История создания»



Приложение 1.


История создания поэмы “Василий Теркин».


Вася Теркин появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: «Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы» и т.п.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате «Васе Теркине». Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы «Страна Муравия») – крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: «Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь», – писал поэт. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность «писателя» в газету «Красная Армия» Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о «Теркине» поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не «Вася Теркин», а «Василий Теркин». Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – «Василий Теркин».

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было «до литературы», «до поэзии». Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно – задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.




Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №39 Тёркин - Кто же он такой_»

11 класс


Урок №39

«Теркин – кто же он такой?» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)

Цель:

проследить отражение русского национального характера в образе Василия Теркина через выявление его типичных черт.

Задачи:


  1. раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки великой победы;

  2. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения;

  3. пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают текст поэмы, анализируют произведение, определяют основные черты обобщенного образа и его роль в годы Великой Отечественной войны; создают монологические и диалогические высказывания в устной и письменной форме

Оборудование:

текст поэмы, презентация, видеоряд, музыкальное сопровождение, РМ для работы в группе

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап.

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

- К. Симонов считал поэму “Василий Тёркин” лучшим из всего написанного о войне на войне (обращение к эпиграфу). Многие строки поэмы стали любимыми и дорогими для всех русских людей. Давайте послушаем их.

Чтение строчек поэмы сопровождается показом видеоряда.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали строчки из поэмы и смотрели видеоряд? Поделитесь своими впечатлениями.

  1. Целеполагание.

- Кто же такой В. Тёркин? Какими качествами наделил его поэт? Почему этот герой популярен и любим во все времена? Именно на эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, эпиграф

«Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне.

К. Симонов

Прослушивают начало поэмы, просматривают видеоряд, делятся впечатлениями.

Формулируют цели и задачи урока.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Творческая работа. Реализация домашнего задания.

Звучит песня «Дороги» (сл.Л.Ошанина, муз.А.Новикова)

- На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Теркин (слайд)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, своих друзей. Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе «Книги про бойца». Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот-вот закончит свою речь и «заведет другую песню»: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете. А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

- Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина.

Задание. Составьте диалог, который мог бы состояться между поэтом и его героем (можно использовать цитаты из поэмы – реализация домашнего задания)


Заслушивают творческие работы.

ФО «Две звезды – одно желание»


  1. Сообщение учителя об истории создания поэмы.

- «Василий Тёркин» был, по признанию самого поэта его «лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Несколько слов об истории создания поэмы «Василий Тёркин». Твардовский ушел на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее - в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошел до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияло на его творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку, и материал помещал в газету. Постепенно сложилась «Книга про бойца» и всеобщий любимец Теркин. Начальный замысел поэмы возник ещё в период финской компании в 1939-1940 годах. В 1942 году Твардовский вернулся к работе над произведением. Поэт вспоминал: «С того времени, как в печати появились первые части «Тёркина», он стал моей основной и главной работой на фронте». А когда в 1943 году поэт решил расстаться с Василием Тёркиным, он стал получать письма от своих читателей с просьбой не делать этого. «Я с новым увлечением принялся за работу, видя её завершение только в победном завершении войны»,- писал автор.

- Почему же этот герой стал таким популярным? Давайте попытаемся разобраться.

Заслушивают сообщение учителя, делают краткие записи в тетради.


  1. Составление дискуссионной карты.

- В строчках, вынесенных в тему урока, сказано, что Тёркин – парень обыкновенный. Так ли это? Согласны ли вы с этим утверждением?

Составьте дискуссионную карту, текстом докажите свои предположения.

Теркин

Обыкновенный парень

Незаурядный человек

Всегда с солдатами в одном строю, в бою, на службе, на привале. Он один из многих защитников родины.

Русский чудо-человек, Богатырь не тот, что в сказке - беззаботный великан.

Тёркин живёт теми же заботами, как и другие солдаты, лихой солдат на войне, гость не лишний на гулянке, на работе хоть куда.

Храбрее других, бесстрашный, славный товарищ, не унывает в любой обстановке, шутит, подбадривает солдат.

Парень свой, снова воду черпать из какой-то реки, ступают сапоги солдата по русской земле. В бою не чужд опаски. Святой и грешный. Человек простой закваски.

Один совершает множество подвигов.

Индивидуальный образ

реальный солдат, стойкий боец Советской Армии

Обобщённый образ

русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист.

Вывод: В образе Тёркина автор показал его типичность и необыкновенность, что сделало этого героя ярким и незабываемым. И, подчеркнув эту обычность, его неотделимость от массы бойцов, поэт выявляет его незаурядность: «Но герой – героем».


Составляют дискуссионную карту, подбирают аргументы с опорой на текст поэмы.

Делают выводы после заслушивания всех групп


  1. Составление кластера.

- В своём любимом герое Твардовский сумел выразить лучшие черты русского народа, увидел главное в русском национальном характере. Давайте вспомним прочитанные нами главы и определим характерные для Василия Тёркина черты характера.


Эпизоды (главы)

Качества характера Василия Тёркина

1. «Переправа»

Мужество, смелость, отвага, героизм, продолжатели дела отцов-защитников родины, Стойкость, выносливость

2. «О награде»

Весёлый, скромный, медаль нужна, чтобы произвести впечатление, достоинство и гордость, Мечты о будущем без войны уверенность в победе,

3. «Гармонь»

умеющий поддержать товарищей, не дать

им впасть в уныние или даже замерзнуть, фронтовая дружба, солдат оказался настоящим гармонистом (талантливый)

4. «Два солдата»

Мастер на все руки, смекалистый, хитрый, шутник, уверен в победе и готов сделать всё для этого, Патриотизм

5. « Кто стрелял?»

Скромность, успокаивает солдата, завидующего ему, что у немцев это не последний самолёт. Любовь к жизни, но и готовность отдать её ради победы

6. «Смерть и воин»

разговор человека с самим собой у последней черты, на той грани, где он до последнего обязан оказывать сопротивление «стрелам яростной судьбы»”. То есть и перед лицом смерти герой не может быть равнодушным к судьбе своей страны и не может забыть о родных краях.

7. «От автора»

Лихой солдат, весёлый на гулянке, хороший работник, вера в победу, шутник, неунывающий, терпеливый и выносливый, обладает здравым смыслом и рассудительностью, святой и грешный.


Вывод. В образе Теркина Твардовский обобщил лучшие черты русского солдата: мужество, силу, выносливость, жизнестойкость, веселость, общительность, надежность, скромность. Теркин, даже оставаясь один на один с врагом или со смертью, ощущает себя частью народа, и поэтому он непобедим.


Работают с текстом поэмы (отдельные главы – по выбору учащихся), на его основе составляют кластер.

Защищают работу.

ФО: «Светофор»
































  1. Анализ художественного своеобразия поэмы. Составление дневника «двойной записи».

- Что помогло автору сделать образ Тёркина любимым на все времена? Проанализируем художественное своеобразие поэмы через объяснения ключевых слов. Составим двухчастный дневник.

Ключевое слово

Объяснение

  1. Жанр

Поэма Лиро-эпический жанр

  1. Сюжет

Книга про бойца без начала и конца

  1. Пафос

Героический

  1. Рефрен

Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле

  1. Антитеза

Война и мир, юмор и серьёзность

  1. Деталь

Подробности фронтового быта

  1. Монолог

Характеристика Василия Тёркина через его монологи

  1. Образ автора

Образ поэта, друга Тёркина, тоже солдата, воина, защитника Родины, военный корреспондент

  1. Типичность героя

Обобщённый образ защитника Родины


Заполняют предложенную таблицу, делают выводы о художественном своеобразии поэмы и её роли в годы Великой Отечественной войны















  1. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Рефлексия «Письмо герою»

- Очень часто на привале, в короткие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Конвертов во время войны не было, письма писались на обычных тетрадных листах, сворачивались в треугольник. На фронтовом треугольнике солдаты писали адрес, и письмо уходило в тыл. Давайте мы тоже сегодня напишем письма нашему герою, защитнику Родины Василию Тёркину.

- Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

  1. Заполнение оценочной карты.

Критерии работы:

3 балла – участвовал активно, вносил свои идеи, проявлял знание материала и умение его применить;

2 балла – поддерживал идеи других, участвовал в обсуждении;

1 балл – пассивно слушал, выполнял предложенную работу.

Ф.И. уч-ся

самооценка

взаимооценка

оценка учителя


итого баллов








5 минут для написания письма.

Прием «Авторский стул». Чтение писем под музыку военных лет.







Осуществляют самооценку и взаимооценку работы в группе, проставляют баллы по предложенным критериям.







Домашнее задание.

«Летопись страны» в творчестве А. Твардовского (презентация одной из поэм писателя – групповая работа)

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«Кроссворд»

Вопросы по горизонтали:

1. Емкость для жидкости, которой обязательно пользовались все солдаты во время Великой Отечественной войны, и упомянутая в поэме. (Фляга).

2. Без неё «на войне одной минутки не прожить». (Шутка).

3. Потерял его боец и остался «как без рук». (Кисет).

4. Именно такую территорию захватила война. (Полсвета).

6. Тяжёлая вспомогательная техника на фронте. (Тягач).

7. В поэме она «суконная, казённая, военная». (Шинель).

8. Важное лицо на фронте, «парень свой, чтобы числился недаром» (Повар).

9. В мирное время он полевой, колхозный. (Стан).

10. Народное название смерти, которую смог прогнать Василий Тёркин. (Косая).

11. На войне она должна быть понаваристей. (Каша).

12. Награда, от которой отказывался Тёркин. (Орден).

14. Это то, что остаётся в награду погибшим, а живым – слава. (Память).

15. Обобщённое название врага. (Немец).


Вопросы по вертикали:

1. Передовая линия огня, сражений, где не раз геройствовал Тёркин. (Фронт).

2. Названия города, уроженцы которого сражались вместе с Тёркиным, наши земляки. (Казань).

3. Родной край Василия Тёркина, не раз упоминающийся в поэме. (Смоленский).

4. Одна из ключевых глав поэмы, в которой Тёркин после трудных испытаний остался «жив-здоров назло врагу». («Переправа»).

5. Ещё одна война, на которой побывал Тёркин. (Финская).

6. Музыкальный инструмент, доставшийся Васе в подарок. (Гармонь).

7. Её Тёркин грубо называет дуррой, но попадает она всегда в точку. (Бомба).

8. Кем был Василий Тёркин по роду войск. (Пехотинец).

9. До такого возраста мечтал дожить Тёркин. (Девяносто).

10. Это основное качество Василия Тёркина, характеризующее его как храброго бойца. (Отвага).

11. Противно завывающий снаряд. (Мина).

12. Река, которая стала линией фронта в поэме. (Днепр).

13. Самое страшное и бесчеловечное событие в истории. (Война).

14. Военный плот. (Понтон).



Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №39 Теркин - кто он»

Тёркин – кто же он такой?  (По поэме А.Твардовского «Василий Теркин»)

Тёркин – кто же он такой? (По поэме А.Твардовского «Василий Теркин»)

Цели урока:

Цели урока:

  • Показать черты русского национального характера у героев А.Твардовского.
  • Дать понятие обобщённого образа.
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств.
«Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне на войне»  К. Симонов

«Василий Тёркин

это лучшее из

всего написанного

о войне на войне»

К. Симонов

Памятник Твардовскому  в Смоленске.

Памятник Твардовскому в Смоленске.

Обыкновенный Обычный, ничем не выделяющийся

Обыкновенный

Обычный,

ничем не

выделяющийся

Необыкно венный Редко Встречаю щийся, необычный

Необыкно

венный

Редко

Встречаю

щийся,

необычный

Теркин — тертый, терпеливый Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут. Василий Теркин — перетертый, перемятый жизнью. Но в том-то и сила русского человека, что он стойкий ко всем жизненным невзгодам. Выстояв, сохранив в себе лучшие человеческие качества, “русский чудо-человек” смог отстоять независимость и свободу миру. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина.

Теркин — тертый, терпеливый

Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут. Василий Теркин — перетертый, перемятый жизнью. Но в том-то и сила русского человека, что он стойкий ко всем жизненным невзгодам. Выстояв, сохранив в себе лучшие человеческие качества, “русский чудо-человек” смог отстоять независимость и свободу миру. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина.

Русский национальный характер

Русский национальный характер

  • Жизнестойкость
  • Простота
  • Ответственность
  • Щедрость
  • Жизнерадостность
  • Смелость
  • Выдержка и терпение
  • Сметливость и мудрость
  • Сознательность
  • Уважение к прошлому и настоящему своей родины
  • Бескорыстие
Нужен ли был такой человек на войне?

Нужен ли был такой человек на войне?

Переправа, переправа!  Берег левый, берег правый.  Снег шершавый, кромка льда…

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда…

О награде И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят…

О награде

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят…

Нет дороги, нету прав Побывать в родном селе. Страшный бой идёт, кровавый. Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле…

Нет дороги, нету прав

Побывать в родном селе.

Страшный бой идёт, кровавый.

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле…

Только взял боец трёхрядку,  Сразу видно – гармонист.  Для начала, для порядку  Кинул пальцы сверху вниз…  Гармонь

Только взял боец трёхрядку, Сразу видно – гармонист. Для начала, для порядку Кинул пальцы сверху вниз…

Гармонь

А хозяин плутовато Гостя под локоть тишком: - Вот что значит мы, солдаты…   Два солдата

А хозяин плутовато

Гостя под локоть тишком:

- Вот что значит мы, солдаты…

Два солдата

Всё припомнил, всё проверил. Подогнал и под конец Он вздохнул у самой двери И сказал:  - Побьём, отец… Два солдата

Всё припомнил, всё проверил.

Подогнал и под конец

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

- Побьём, отец…

Два солдата

Отдымился бой вчерашний, Высох пот, металл простыл. От окопов пахнет пашней, Летом мирным и простым…   Кто стрелял?

Отдымился бой вчерашний,

Высох пот, металл простыл.

От окопов пахнет пашней,

Летом мирным и простым…

Кто стрелял?

Не горюй, у немца этот  Не последний самолёт…  С этой шуткой – прибауткой.  Облетевшей батальон,  Перешёл в герои Тёркин…
  • Не горюй, у немца этот Не последний самолёт… С этой шуткой – прибауткой. Облетевшей батальон, Перешёл в герои Тёркин…

Кто стрелял?

Речь идёт о том болоте,  Где война стелила путь,  Где вода была пехоте  По колено, грязь – по грудь …  Бой в болоте

Речь идёт о том болоте, Где война стелила путь, Где вода была пехоте По колено, грязь – по грудь

Бой в болоте

День и ночь в боях сменяя,  В месяц шапки не снимая,  Воин твой, защитник – сын,  Шёл, спешил к тебе, родная.  По дороге на Берлин… По дороге на Берлин

День и ночь в боях сменяя, В месяц шапки не снимая, Воин твой, защитник – сын, Шёл, спешил к тебе, родная. По дороге на Берлин…

По дороге на Берлин

«Только большие художники Способны в одну судьбу Вместить судьбу всего народа; Потому каждый, читая книгу, Находит в ней и самого себя.» Григорий Бакланов

«Только большие художники

Способны в одну судьбу

Вместить судьбу всего народа;

Потому каждый, читая книгу,

Находит в ней и самого себя.»

Григорий Бакланов

Домашнее задание:  Подготовить статью в газету «По боевым дорогам отцов и дедов».  2.Написать небольшой рассказ «Встреча Тёркина с поэтом через 60 лет».  3 . Выучить отрывок из  поэмы «Василий Теркин».  4. Дать характеристику герою  «Теркин – кто же он такой?»  5. Решить кроссворд

Домашнее задание:

  • Подготовить статью в газету

«По боевым дорогам отцов и дедов».

2.Написать небольшой рассказ

«Встреча Тёркина с поэтом через 60 лет».

3 . Выучить отрывок из

поэмы «Василий Теркин».

4. Дать характеристику герою

«Теркин – кто же он такой?»

5. Решить кроссворд

Вопросы по горизонтали: 1. Емкость для жидкости, которой обязательно пользовались все солдаты во время Великой Отечественной войны, и упомянутая в поэме. 2. Без неё «на войне одной минутки не прожить». 3. Потерял его боец и остался «как без рук». 4. Именно такую территорию захватила война. 6. Тяжёлая вспомогательная техника на фронте. 7. В поэме она «суконная, казённая, военная». 8. Важное лицо на фронте, «парень свой, чтобы числился недаром». 9. В мирное время он полевой, колхозный. 10. Народное название смерти, которую смог прогнать Василий Тёркин. 11. На войне она должна быть понаваристей. 12. Награда, от которой отказывался Тёркин. 14. Это то, что остаётся в награду погибшим, а живым – слава. 15. Обобщённое название врага.

Вопросы по горизонтали:

1. Емкость для жидкости, которой обязательно пользовались все солдаты во время Великой Отечественной войны, и упомянутая в поэме.

2. Без неё «на войне одной минутки не прожить».

3. Потерял его боец и остался «как без рук».

4. Именно такую территорию захватила война.

6. Тяжёлая вспомогательная техника на фронте.

7. В поэме она «суконная, казённая, военная».

8. Важное лицо на фронте, «парень свой, чтобы числился недаром».

9. В мирное время он полевой, колхозный.

10. Народное название смерти, которую смог прогнать Василий Тёркин.

11. На войне она должна быть понаваристей.

12. Награда, от которой отказывался Тёркин.

14. Это то, что остаётся в награду погибшим, а живым – слава.

15. Обобщённое название врага.

Вопросы по вертикали: 1. Передовая линия огня, сражений, где не раз геройствовал Тёркин. 2. Названия города, уроженцы которого сражались вместе с Тёркиным, наши земляки. 3. Родной край Василия Тёркина, не раз упоминающийся в поэме. 4. Одна из ключевых глав поэмы, в которой Тёркин после трудных испытаний остался «жив - здоров назло врагу». 5. Ещё одна война, на которой побывал Тёркин. 6. Музыкальный инструмент, доставшийся Васе в подарок. 7. Её Тёркин грубо называет дуррой, но попадает она всегда в точку. 8. Кем был Василий Тёркин по роду войск. 9. До какого возраста мечтал дожить Тёркин. 10. Это основное качество Василия Тёркина, характеризующее его как храброго бойца. 11. Противно завывающий снаряд. 12. Река, которая стала линией фронта в поэме. 13. Самое страшное и бесчеловечное событие в истории. 14. Военный плот.

Вопросы по вертикали:

1. Передовая линия огня, сражений, где не раз геройствовал Тёркин.

2. Названия города, уроженцы которого сражались вместе с Тёркиным, наши земляки.

3. Родной край Василия Тёркина, не раз упоминающийся в поэме.

4. Одна из ключевых глав поэмы, в которой Тёркин после трудных испытаний остался «жив - здоров назло врагу».

5. Ещё одна война, на которой побывал Тёркин.

6. Музыкальный инструмент, доставшийся Васе в подарок.

7. Её Тёркин грубо называет дуррой, но попадает она всегда в точку.

8. Кем был Василий Тёркин по роду войск.

9. До какого возраста мечтал дожить Тёркин.

10. Это основное качество Василия Тёркина, характеризующее его как храброго бойца.

11. Противно завывающий снаряд.

12. Река, которая стала линией фронта в поэме.

13. Самое страшное и бесчеловечное событие в истории.

14. Военный плот.

Просмотр содержимого презентации
«Василий Теркин (Новикова)»

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

История создания Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате

История создания

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине".

Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир. Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир. Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин", а "Василий Теркин" . Сменилось имя, сменилась концепция героя: автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения3. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения3. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Поэма состоит из 30 глав , пролога и эпилога , условно разделяясь на три части . Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах , а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»). В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой. Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность ; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Поэма состоит из 30 глав , пролога и эпилога , условно разделяясь на три части . Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах , а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»). В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой. Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность ; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»). Василий за словом в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда». В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»). Василий за словом в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда». В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Будучи раненым, на волоске от смерти, находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Талант поэта совершил чудо. В обыкновенном парне Васе Теркине раскрылись характерные черты народа-воина: горячая любовь к Родине, воля, мужество, стойкость, оптимизм, – народа, осознавшего свою высокую миссию спасителя цивилизации от “коричневой чумы”: Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле!  Василия Теркина характеризует чувство высокой ответственности за судьбу Родины: Грянул год, пришел черед. Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете.

Талант поэта совершил чудо. В обыкновенном парне Васе Теркине раскрылись характерные черты народа-воина: горячая любовь к Родине, воля, мужество, стойкость, оптимизм, – народа, осознавшего свою высокую миссию спасителя цивилизации от “коричневой чумы”:

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле!

Василия Теркина характеризует чувство высокой ответственности за судьбу Родины:

Грянул год, пришел черед.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

В самых трудных ситуациях герой Твардовского сохраняет самообладание. С честью выходить из трудных положений ему помогает и великолепное чувство юмора: Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врет Весело и складно.  Поэт любит своего героя, с теплотой, сочувствием рассказывает о нем. Эту любовь разделили с ним миллионы читателей, для которых Теркин стал другом, верным спутником в суровых буднях войны

В самых трудных ситуациях герой Твардовского сохраняет самообладание. С честью выходить из трудных положений ему помогает и великолепное чувство юмора:

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.

Поэт любит своего героя, с теплотой, сочувствием рассказывает о нем. Эту любовь разделили с ним миллионы читателей, для которых Теркин стал другом, верным спутником в суровых буднях войны

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем
  • Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем
Культурное значение Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику. Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

Культурное значение

Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

  • Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.
  • Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.
  • Города сдают солдаты, генералы их берут.
  • Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.
Смоленск. Памятник А.Т.Твардовскому и Василию Тёркину

Смоленск. Памятник А.Т.Твардовскому и Василию Тёркину


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!