СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №35 Женские судьбы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. рассмотреть особенности создания женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма;
  3. приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №35 Шолохов Женские образы романа Тихий Дон»

11 класс


Урок №35

Женские судьбы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Цель:

  1. рассмотреть особенности создания женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре;

  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма;

  3. приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием

Оборудование:

портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон».

Тип урока:

комбинированный (урок-диалог).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный этап

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Приветствуют учителя.

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Беседа.

  • Дайте возможные толкования названия романа. Š

  • Установите временные и географические рамки каждой книги романа.

  • Почему данное произведение можно назвать романом-эпопеей? Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охвата действительности?

  1. Проверка домашнего задания. Чтение эссе.

Современные концепции образа Мелехова.

В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:

  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем.

  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения.

Эссе. «Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?»

Отвечают на поставленные вопросы.






Читают эссе в малых группах.

ФО: «Коллекция стикеров»

Набравший наибольшее количество стикеров в группе представляют свою работу – прием «Авторский стул»

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

- Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам М. А. Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова. «Отношение к женщине, к любви у М. А. Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка…» — считал И. Жуков.

Итак, кто же они – главные героини романа Шолохова?

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

ІV. Работа над темой урока


  1. Создание «говорящего» постера (или презентации)


1 группа

2 группа

Анализ образа Аксиньи.

Анализ образа Натальи Мелеховой

Опора на текст романа (ч. 1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл. 12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч. 8, гл. 1, 9, 17)

Опора на текст романа (ч. 1, гл. 18, 22; ч. 2, гл. 5, 10, 18; ч. 3, гл. 19; ч. 4, гл. 5; ч. 7, гл. 4, 8, 16)

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться её любовью и силой характера. Автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относиться к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…» Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.

Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила её той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «чужая ты какая-то… ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь… И жалко тебя — кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто…» Наталья по-своему любит Григория, но её мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила её. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.


3 группа. Диаграмма Венна «Образы Аксиньи и Натальи»

4 группа. Постановка и решение проблемного вопроса. Дискуссионная карта.

- Кого же любит Григорий?

- Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет.

- Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

Вы сами убедились, что Григорий любит... обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.

Работа в малых группах.

Презентация творческих работ.

ФО: «Две звезды – одно желание»


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

  1. Составление синквейнов «Аксинья», «Наталья».

  2. Заключительное слово учителя

— Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автор.

Составляют синквейны в группах, обобщая материал урока.

Домашнее задание

  1. Выделить основные черты других женских образов романа, определить место и роль образа в системе романа (учащимися выбирается один женский образ).

  2. Подготовиться к сочинению по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон», выбрав одну из тем:

  • «Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

  • «Особенности изображения пейзажа в «Тихом Доне» М. А. Шолохова»;

  • «Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

  • «Григорий Мелехов в поисках правды»

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Верь в великую силу любви!..  Свято верь в ее крест побуждающий,  В ее свет, лучезарно спасающий,  Мир, погрязший в грязи и крови,  Верь в великую силу любви! Семен Надсон .

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побуждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

Семен Надсон .

Тема урока: «Тема любви и женские образы в романе М.А.шолохова «Тихий Дон»

Тема урока:

«Тема любви и женские образы в романе М.А.шолохова «Тихий Дон»

Цель урока:   * показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности как основу человеческой жизни, * раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе.

Цель урока:

* показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности как основу человеческой жизни,

* раскрыть своеобразие и роль женских образов в романе.

« Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею»  (из философского словаря)

« Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею»

(из философского словаря)

Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков.  Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Именно материнское чувство делает И. мудрее и умнее воюющих.

Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков.  Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Именно материнское чувство делает И. мудрее и умнее воюющих.

Любовь - страсть

Любовь - страсть

Любовь - жервтва

Любовь - жервтва

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

С

С

«В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода».   Мигель Сервантес .

«В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода».

Мигель Сервантес .

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!