СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №33-34 «Сам ищу выход» (Трагедия Григория Мелехова - главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя Григория Мелехова; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);
  3. формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. 

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №33-34 Трагедия Григория Мелехова»

11 класс


Урок №33-34

«Сам ищу выход» (Трагедия Григория Мелехова - главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Цели:

показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой страны

Задачи:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя Григория Мелехова; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;

  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);

  3. формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Формы работы:

  1. аналитическая беседа

  2. работа с цитатами к образу Григория Мелехова

  3. кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова».

  4. постановка и решение проблемного вопроса: как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?

  5. коллективная работа по составлению спиральной схемы «Трагедия Григория Мелехова».

Тип урока:

комбинированный (урок-диалог).

Оборудование:

портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», опорные схемы, цитаты.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация знаний.

  1. Блиц-опрос

  1. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» (1965 г.)

  2. Назовите жанр произведения «Тихий Дон» (роман-эпопея).

  3. Перечислите исторические события, изображенные в романе (первая мировая война, гражданская война, восстание казаков на Дону).

  4. Укажите название станицы, где в основном разворачиваются события романа (хутор Татарский).

  5. Что обозначает в переводе с тюркского «казак»? (храбрец, удалец)

  6. Для чего автор использует диалектизмы? (для создания колорита)

  1. Прием «Незаконченное предложение» (проверка домашнего задания)

Как относится автор романа «Тихий Дон» к Гражданской войне?

Отвечают на вопросы в группах, взаимопроверка - прием «Карусель»






Заслушивают творческие работы в группе, выбирают лучшее эссе – прием «Авторский стул»

  1. Постановка целей и задач урока

  1. Постановка проблемы.

Притча о выборе человека.

Когда Бог создал человека, то спросил его, кем он хочет быть. Человек был ещё молодым и неопытным и потому от такого вопроса несколько растерялся и сказал: «Я не знаю». Тогда Бог взял человека за руку и повёл к морю. Подведя его к берегу, Бог показал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал:— Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины - будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как и ты, и едой твоей будет только то, что занесёт тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдёт без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Всё время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открывать, закрывать, открывать, закрывать. Показав человеку жизнь раковины, Бог повёл человека в горы. И там, высоко в горах, указал ему на гнездо орла.— Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко, как захочешь, сможешь жить так, как захочешь, сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как и ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь, и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты будешь каждый день отправляться на поиски пищи и добывать её потом и кровью. Ты можешь выбрать и эту жизнь, если захочешь. И с тех пор появились на свете люди, которые выбрали для себя жизнь раковины, и лишь немногие, которые выбрали для себя жизнь орла.

- Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как часто?

- Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор? /обстоятельства, среда, цель, "я сам"/

Существует две точки зрения:

  • Выбор человека зависит от обстоятельств. "Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ.

  • Человек сам творит свою судьбу. "Люди хозяева своей жизни" У. Шекспир.


«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске — смысл существования главного героя Григория Мелехова в романе. «Блукаю я, как метель в степи…», «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом Григорий всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.

- И тема сегодняшнего занятия «Сам ищу выход» (Трагедия Григория Мелехова). Найдите ключевые слова в теме урока.

- Подумайте, какой может быть цель нашего урока? Сформулируйте ее в виде проблемного вопроса. (Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?)

Заслушивают притчу, читают эпиграфы урока, обсуждают предложенный материал.

Жизнь - череда выборов.

Неизвестный автор

Постоянно выбор перед нами
Ставит потрясений круговерть:
Очень больно шевелить мозгами,
Чтобы не предать и уцелеть.

Эдуард Александрович Севрус (Ворохов)

Бог всем дал право выбора: радоваться или грустить, любить или ненавидеть, созидать или разрушать, дарить или отбирать, жить или медленно умирать.

Ольга Анина





Отвечают на вопросы учителя с опорой на жизненный опыт.























Записывают тему урока, на основе обсуждений формулируют проблему

  1. Аналитическое чтение

  1. Аналитическое чтение цитат романа

- Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

ЗАДАНИЕ: прочитать, подчеркнуть в тексте пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория. Объясните свой выбор.


"Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…

Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий".

"Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение".

"Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"."

"Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался".

"Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём".

"Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить".

"От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы".

Знакомятся с цитатным материалом, определяют ключевые слова, характеризующие эмоциональное внутренне состояние героя в ситуации выбора, объясняют свой выбор, интерпретируют их.


  1. Аналитическое чтение эпизодов романа. Составление кластера и спиральной схемы.

- Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий Мелехов? Попробуем разобраться в перипетиях жизни Григория.

I группа (А)

Каков уклад жизни и воспитание в семье Мелеховых?

  1. Пантелей Прокофьевич, каким он был по характеру?

  2. Каковы были порядки в семье, воспитание?

  3. Как это сказалось на детях, хозяйстве?

II группа (А)

Запретная любовь Григория к Аксинье.

Книга первая, часть 1, гл. IX, X, XII.

  1. Какой была любовь Григория и Аксиньи?

  2. Почему была такая негативная реакция казачества хутора на их любовь?

  3. Какое решение в семье Мелеховых было принято?

  4. Бунт Григория Мелехова

III группа (А)

Книга первая, часть 2, гл. XXI, часть 3, гл. V

1914 год. Призыв на службу в армию.

  1. Где находится Григорий Мелехов?

  2. Как он служит, воюет?

  3. Где и как отличился Григорий, ранение его, чем награждён?

  4. Влияние Гаранжи. Что происходит в душе и сознании Григория Мелехова?

IV группа (А)

Преодоление жизненных испытаний, мужание Григория.

Книга первая, часть 3, гл. XXIV

  1. Что ожидало Григория Мелехова в Ягодном, когда он приехал в отпуск со службы?

  2. Что решает делать?

  3. Куда опять после отпуска отправляется, что делает?

  4. Что меняется в его жизни, убеждениях?

I группа (Б)

1917 год. Революция, как восприняли её казаки, Григорий Мелехов?

Книга I, часть 5, гл. II, книга вторая, часть 5, гл. XIII

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?

  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?

  3. Изварин, Подтёлков, их влияние на Григория Мелехова.

  4. Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?

II группа (Б)

1918 год. Гражданская война. Сомнение в справедливости большевистской власти.

Книга III, часть IV, гл. IX

  1. Чего достиг Григорий Мелехов, служа в белой армии?

  2. Чего не допускает он в казачьей части, которой он командует?

  3. Да, Григорий достиг многого, но что постоянно крутится у него в голове, что бы он лучше делал, несмотря на свои заслуги?

  4. Почему он одинок?

III группа (Б)

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор.

Книга III, часть VI, гл. X, XVI, XX

  1. Что делают красные на базу у Мелеховых?

  2. О чём Григорий узнаёт у Аникушки на гулянке?

  3. Что он вынужден делать и почему?

IV группа (Б)

Служба у белых, резкий взлёт воинской карьеры

Книга III, часть 6, гл., XXXIV-XXXVI

  1. За кого и кому мстит Григорий?

  2. Каких воинских чинов он достиг?

  3. Какая жестокая расплата постигла его?

  4. Чем заканчивается служба в белой армии для Григория?

I группа (В)

Демобилизация, возвращение в хутор.

Книга IV, часть VIII, гл. VII

  1. Что решил делать после демобилизации Григорий?

  2. Каким он увидел хутор, свою семью, подворье?

  3. Что требует от Григория Михаил Кошевой?

  4. Что опять вынужден делать Григорий?

II группа (В)

В банде Фомина.

Книга четвёртая, часть 8, гл. XI

  1. Как попал в банду Фомина Григорий?

  2. Как себя представляют члены банды Фомина, а как обстоят дела на самом деле?

  3. Что делает Григорий Мелехов?

III группа (В)

В поисках обетованной земли.

Книга IV, часть 8, гл. XIII- XIV

  1. Изгнанник, неприкаянный, что делать, куда идти Григорию?

  2. О чём он сожалеет и мечтает в столь тяжёлое время?

  3. К чему привёл его очередной поиск своей дороги, обетованной земли?

IV группа (В)

Финал тяжкого пути познания истины.

Книга IV, часть 8, гл. XVII

  1. Куда и зачем возвращается Григорий, что бросает в полынью Дона?

  2. На что он решился?

  3. Что он собирается сделать?

  4. Каким в финале романа мы видим Григория Мелехова?

Дают ответы с использованием цитат из текста. По ходу выступления групп составляется кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова» и спиральная схема «Трагедия Григория Мелехова»





  1. Аналитическая беседа. Прием «ПОПС - формула»

1. «что же ещё человеку надо?»

2. «Хороший казак, а вот непутёвый».

3. «Какой-то чудаковатый».

4. «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».

5. «Несчастный человек».

- Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?

- Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?

- Можно было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?

- Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа? (Трагедия Григория заключается в потребности в правде и невозможностью ее достижения).


  1. Решение проблемного вопроса (в группах)

- Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?

Обобщение учителя.

Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет – что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе – это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов. Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал бремя, в котором жить. Но можно сказать одно: надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как Митька Коршунов или Фомин. Не кривил он душой, а если где и пошёл против совести, то до конца расплатился с собой за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за всё от неласковой судьбы.

Прием «ПОПС - формула»

Учащиеся выбирают цитату, обосновывают свой выбор; отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою позицию, предлагают свое решение проблемного вопроса.



Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)


  1. Подведение итогов

  1. Рефлексия «10 баллов» 
    „Я“                                 0________10 
    „Мы“                             0________10 
    „Интересно“                0________10 


В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: «В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». Впереди у вас долгая и трудная жизнь, и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать, чтобы ваши решения были правильными.

Пройти к доске и разместить свою фишку.


Домашнее задание

  1. Современные концепции образа Мелехова.

В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:

  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем.

  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения.

Эссе. «Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?»

  1. Подготовиться к беседе о женских судьбах в романе «Тихий Дон» (на примере образов Аксиньи и Натальи Мелеховой).

Записывают домашнее задание, прослушивают комментарий учителя, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«РМ - Что происходит в душе героя»

Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

ЗАДАНИЕ: прочитать, подчеркнуть в тексте пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория. Объясните свой выбор.



"Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…

Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий".

"Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение".

"Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"."

"Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался".

"Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём".

"Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить".

"От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы".



Просмотр содержимого документа
«РМ - вопросы по эпизодам»

I группа (А)

Каков уклад жизни и воспитание в семье Мелеховых?

  1. Пантелей Прокофьевич, каким он был по характеру?

  2. Каковы были порядки в семье, воспитание?

  3. Как это сказалось на детях, хозяйстве?


I группа (Б)

1917 год. Революция, как восприняли её казаки, Григорий Мелехов?

Книга I, часть 5, гл. II, книга вторая, часть 5, гл. XIII

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?

  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?

  3. Изварин, Подтёлков, их влияние на Григория Мелехова.

  4. Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?



I группа (В)

Демобилизация, возвращение в хутор.

Книга IV, часть VIII, гл. VII

  1. Что решил делать после демобилизации Григорий?

  2. Каким он увидел хутор, свою семью, подворье?

  3. Что требует от Григория Михаил Кошевой?

  4. Что опять вынужден делать Григорий?


II группа (А)

Запретная любовь Григория к Аксинье.

Книга первая, часть 1, гл. IX, X, XII.

  1. Какой была любовь Григория и Аксиньи?

  2. Почему была такая негативная реакция казачества хутора на их любовь?

  3. Какое решение в семье Мелеховых было принято?

  4. Бунт Григория Мелехова


II группа (Б)

1918 год. Гражданская война. Сомнение в справедливости большевистской власти.

Книга III, часть IV, гл. IX

  1. Чего достиг Григорий Мелехов, служа в белой армии?

  2. Чего не допускает он в казачьей части, которой он командует?

  3. Да, Григорий достиг многого, но что постоянно крутится у него в голове, что бы он лучше делал, несмотря на свои заслуги?

  4. Почему он одинок?



II группа (В)

В банде Фомина.

Книга четвёртая, часть 8, гл. XI

  1. Как попал в банду Фомина Григорий?

  2. Как себя представляют члены банды Фомина, а как обстоят дела на самом деле?

  3. Что делает Григорий Мелехов?



III группа (А)

Книга первая, часть 2, гл. XXI, часть 3, гл. V

1914 год. Призыв на службу в армию.

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?

  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?

  3. Изварин, Подтёлков, их влияние на Григория Мелехова.

  4. Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?




III группа (Б)

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор.

Книга III, часть VI, гл. X, XVI, XX

  1. Что делают красные на базу у Мелеховых?

  2. О чём Григорий узнаёт у Аникушки на гулянке?

  3. Что он вынужден делать и почему?



III группа (В)

В поисках обетованной земли.

Книга IV, часть 8, гл. XIII- XIV

  1. Изгнанник, неприкаянный, что делать, куда идти Григорию?

  2. О чём он сожалеет и мечтает в столь тяжёлое время?

  3. К чему привёл его очередной поиск своей дороги, обетованной земли?



IV группа (А)

Преодоление жизненных испытаний, мужание Григория.

Книга первая, часть 3, гл. XXIV

  1. Что ожидало Григория Мелехова в Ягодном, когда он приехал в отпуск со службы?

  2. Что решает делать?

  3. Куда опять после отпуска отправляется, что делает?

  4. Что меняется в его жизни, убеждениях?




IV группа (Б)

Служба у белых, резкий взлёт воинской карьеры

Книга III, часть 6, гл., XXXIV-XXXVI

  1. За кого и кому мстит Григорий?

  2. Каких воинских чинов он достиг?

  3. Какая жестокая расплата постигла его?

  4. Чем заканчивается служба в белой армии для Григория?



IV группа (В)

Финал тяжкого пути познания истины.

Книга IV, часть 8, гл. XVII

  1. Куда и зачем возвращается Григорий, что бросает в полынью Дона?

  2. На что он решился?

  3. Что он собирается сделать?

  4. Каким в финале романа мы видим Григория Мелехова?




Просмотр содержимого документа
«Современные концепции образа Мелехова»

Современные концепции образа Мелехова.


Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «тихом Доне». Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?

В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:

Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко «Описание событий в романах и других произведениях М. А. Шолохова»:

«…Трагедия Григория Мелехова, в конечном счёте - именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория Мелехова с трудовым казачеством и отщепенство явились следствием непреодоленных колебаний, анархического отрицания новой действительности. Отщепенство его становится трагическим, поскольку этот запутавшийся человек из народа пошёл против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам».

Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Данная точка зрения, восходя ещё к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, впоследствии наиболее остро и последовательно проводилась А. Бритиковым и Н. Маслинным. Н. Маслин в своей книге «Роман (бессмертное произведение) Шолохова», в частности, писал:

«Диалектическое решение вопроса об историческом заблуждении и отщепенстве Григория не может ограничиваться формулой: с одной стороны (а начале «донской Вандеи»), историческая ошибка, с другой (в финале романа) - отщепенство…» И продолжал: «…Не с одной стороны историческая ошибка, а с другой отщепенство, а со всех сторон, при любом переплетении общего и личного в герое, для всех этапов его жизненного пути, до финала включительно, его трагедия есть трагедия заблуждения».

Казалось бы, сочетание двух упомянутых концепций трагедии Григория Мелехова, прочно утвердившихся в критике, способно преодолеть односторонность трактовки, ибо действительно его судьба была связана с Верхне-Донским контрреволюционным мятежом, являющимся фактом исторического заблуждения казачества в годы гражданской войны, а в конце романа он порвал всякие связи с народом, стал отщепенцем.

Однако характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ его в целостности.

Одни исследователи оценивают Григория Мелехова как человека лично положительного, но сыгравшего исторически отрицательную роль; другие видят в нём характер, в котором причудливо сочетается и положительное и отрицательное; третьи полагают, что Григорий Мелехов - положительный характер, судьба которого сложилась трагически. М. Маслин, например, писал: «творческая смелость М. Шолохова в том и состояла, что он выдвинул на авансцену человека с яркими положительными качествами, но сыгравшего исторически отрицательную роль».

Чем объяснить подобную разноречивость оценок? При анализе «Тихого Дона» часто упускали из виду, что Григорий Мелехов - не реальное лицо, а художественный образ, создание творческой фантазии, с которым непосредственно связаны определенные идейные, философские, нравственно-эстетические намерения писателя. Конечно, нельзя забывать об относительной самостоятельности образа героя, но надо помнить и о том, что это все же и объективированная мысль автора, материализованная идея, претворенная в образной системе произведения.





Просмотр содержимого презентации
«11 класс Судьба Григория Мелехова»

Судьба Григория Мелехова в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»   Нет, хороший казак, только вот чудной какой-то…       М. Шолохов. Тихий Дон. Выполнили работу ученицы 11 класса МБОУ СОШ №9 Агаева Юлия, Волкотруб Елена, Гончарова Елена Учитель Плохотнюк И.В. 2015

Судьба Григория Мелехова в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

  Нет, хороший казак, только вот чудной какой-то…      М. Шолохов. Тихий Дон.

Выполнили работу

ученицы 11 класса

МБОУ СОШ №9

Агаева Юлия, Волкотруб Елена, Гончарова Елена

Учитель Плохотнюк И.В.

2015

Место персонажа в произведении   Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».  Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Портрет Петра Глебова в роли Григория Мелехова из к/ф

Место персонажа в произведении

  Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа.

Портрет Петра Глебова в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Прототип героя Прототипом стал казак Харлампий Ермаков, его «военная биография» хорошо была известна писателю, и основные ее вехи использованы писателем в биографии центрального героя романа.  Но «прототип Григория Мелехова Харлампий Ермаков, по словам хорошо знавших его людей, был лишен того, что

Прототип героя

Прототипом стал казак Харлампий Ермаков, его «военная биография» хорошо была известна писателю, и основные ее вехи использованы писателем в биографии центрального героя романа.

Но «прототип Григория Мелехова Харлампий Ермаков, по словам хорошо знавших его людей, был лишен того, что "Шолохов вдохнул в душу Григория, - страсти, обаяния, мучительного искания правды "».

Портрет Харлампия Ермакова

Внешность героя Григорию Мелехову исполнилось всего лишь 18 лет, когда впервые мы встречаемся с ним на первых страницах романа.   «Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».  Уже портретная характеристика, соотнесенная с только что поведанной историей его деда Прокофия, создает впечатление о человеке ярком, по-юношески порывистом и неукротимом.   Портрет Петра Глебова в роли Григория Мелехова из к/ф

Внешность героя

Григорию Мелехову исполнилось всего лишь 18 лет, когда впервые мы встречаемся с ним на первых страницах романа.

«Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Уже портретная характеристика, соотнесенная с только что поведанной историей его деда Прокофия, создает впечатление о человеке ярком, по-юношески порывистом и неукротимом.

Портрет Петра Глебова в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Григорий - настоящий, типичный казак, бедовый и честный, каких становится все меньше.  От внимания читателя не ускользает и некоторая

Григорий - настоящий, типичный казак, бедовый и честный, каких становится все меньше.

От внимания читателя не ускользает и некоторая "звероватость" главного героя. Однако эта "звероватость" несколько иного свойства, характерного для степного существа, живущего в гармонии с окружающей его средой.

О горячей, неуёмной крови, пылающей в жилах Григория, говорят и восточные "чуть косые прорези" глаз, полученных в наследство от бабки-"черкешенки" ("турчанки" по-казачьи). Возможно от нее Григорий унаследовал и некоторую мечтательность, неплохой голос и дар пылкой, самозабвенной любви.

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Характер героя Основные черты характера: Диковатый, «взгальный», «истованный черкесюка», но в то же время человечен и прост , чуток и наблюдателен , ради своей цели идет напролом. Всем существом своим сопротивляется он лжи, насилию.  В нем с детства воспитана любовь к земле, природе, животному миру. В характере у Григория как раз много черт, которые незаменимы в ратном походе: неподдельное бесстрашие, товарищество, презрение к опасностям и превратностям судьбы . Из этих черт и складывается тот душевный дар, которым наделен Григорий, - его человечность . Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф

Характер героя

Основные черты характера:

Диковатый, «взгальный», «истованный черкесюка», но в то же время человечен и прост , чуток и наблюдателен , ради своей цели идет напролом. Всем существом своим сопротивляется он лжи, насилию.

В нем с детства воспитана любовь к земле, природе, животному миру. В характере у Григория как раз много черт, которые незаменимы в ратном походе: неподдельное бесстрашие, товарищество, презрение к опасностям и превратностям судьбы .

Из этих черт и складывается тот душевный дар, которым наделен Григорий, - его человечность .

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.  Главным для Григория являются великодушие, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие (это главные ценности у Мелеховых). Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

Главным для Григория являются великодушие, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие (это главные ценности у Мелеховых).

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Путь Григория Мелехова в романе

Путь Григория Мелехова в романе

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: « Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы ». Кадр из к/ф

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле.

До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях:

« Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы ».

Кадр из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Переломные моменты в жизни героя   1.  После боёв на австрийском фронте, Григорий попадает в госпиталь. Там он оказывается в одной палате с украинцем Гаранжой. 2. Григория ждали сразу два потрясения - смерть маленькой дочери и известие об измене Аксиньи. Эти два эпизода сыграли переломную роль в жизни Григория. Гаранжа вселил в него дух революции, а измена Аксиньи и разрыв с ней озлобили его, но с другой стороны - сделали свободным.  Теперь Мелехову нечего было терять, ничто не мешало ему примкнуть теперь к красным. Вообще этот разрыв в известной степени обусловил всю дальнейшую историю Григория, сомнения и метания, поступки и действия на полях сражений. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф

Переломные моменты в жизни героя

  1. После боёв на австрийском фронте, Григорий попадает в госпиталь. Там он оказывается в одной палате с украинцем Гаранжой.

2. Григория ждали сразу два потрясения - смерть маленькой дочери и известие об измене Аксиньи.

Эти два эпизода сыграли переломную роль в жизни Григория. Гаранжа вселил в него дух революции, а измена Аксиньи и разрыв с ней озлобили его, но с другой стороны - сделали свободным.

Теперь Мелехову нечего было терять, ничто не мешало ему примкнуть теперь к красным. Вообще этот разрыв в известной степени обусловил всю дальнейшую историю Григория, сомнения и метания, поступки и действия на полях сражений.

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Первая Мировая война  Первая Мировая война разрушает всё в сознании Григория.  Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки:  «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».  Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. « Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой », - жалуется он брату Петру. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф

Первая Мировая война

Первая Мировая война разрушает всё в сознании Григория.

Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки:

«Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».

Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца.

« Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой », - жалуется он брату Петру.

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

  Во время  I  мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, но война не принесла ему ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее:  « С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства ». Кадры из к/ф

  Во время  I  мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, но война не принесла ему ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее:

« С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства ».

Кадры из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Война заставляет Григория по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей.  Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Он видит, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф

Война заставляет Григория по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей.

Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Он видит, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым , где герой заявляет, что  пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ , Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений.  Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.             Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым , где герой заявляет, что  пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ , Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений.

Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

 

         

Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ф "Тихий дон» (1957г.)

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик.  Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана:  «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик.

Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана:

«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания Михаила Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания Михаила Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Использованные источники:

Использованные источники:

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Трагедия Григория Мелехова»

Тема: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Тема: Трагизм судьбы Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Изображение казачества в романе

Изображение казачества в романе

Запретная любовь Григория Мелехова Весь хутор ополчился против любовных отношений Григория и Аксиньи. Аксинья замужем, да и они не скрывали своих отношений, это было возмутительно. Тогда решил Пантелей Прокофьевич женить Григория на Наталье Коршуновой, а Аксинью «поучит» как следует по казачьим законам Степан Астахов, муж Аксиньи, когда вернётся со службы. Но в Григории сказалась турецкая кровь бабки-турчанки и нрав отца: не смог он жить с «нелюбой», уходит он из дома в батраки в Ягодное к Листицким, но с любимой Аксиньей.

Запретная любовь Григория Мелехова

Весь хутор ополчился против любовных отношений Григория и Аксиньи. Аксинья замужем, да и они не скрывали своих отношений, это было возмутительно.

Тогда решил Пантелей Прокофьевич женить Григория на Наталье Коршуновой, а Аксинью «поучит» как следует по казачьим законам Степан Астахов, муж Аксиньи, когда вернётся со службы.

Но в Григории сказалась турецкая кровь бабки-турчанки и нрав отца: не смог он жить с «нелюбой», уходит он из дома в батраки в Ягодное к Листицким, но с любимой Аксиньей.

1914 год. Призыв на службу Григорий призван на службу, совершает подвиг награждён первым Георгием, ранен, госпиталь, знакомство с Гаранжой, пулемётчиком, который ругал царя, говорил, что с властями надо бороться. В Григории всё перевернулось: в семье, в казачьей среде учили совсем другому, но убеждения Григория пошатнулись, появились сомнения.

1914 год. Призыв на службу

Григорий призван на службу, совершает подвиг награждён первым Георгием, ранен, госпиталь, знакомство с Гаранжой, пулемётчиком, который ругал царя, говорил, что с властями надо бороться. В Григории всё перевернулось: в семье, в казачьей среде учили совсем другому, но убеждения Григория пошатнулись, появились сомнения.

Революция 1917 года. Как её восприняли казаки, Григорий Мелехов? Для казаков трудно принять революцию 1917 года, потому что никто ней толком ничего не знал. Григорий на фронте что-то об революции узнал. Он принимает её, хотя тоже сомневался в том, что революция даст казачеству то, что необходимо, воюет на стороне красных, то есть большевиков, хотя во многом не согласен с Извариным, Подтёлковым.

Революция 1917 года. Как её восприняли казаки, Григорий Мелехов?

Для казаков трудно принять революцию 1917 года, потому что никто ней толком ничего не знал. Григорий на фронте что-то об революции узнал.

Он принимает её, хотя тоже сомневался в том, что революция даст казачеству то, что необходимо, воюет на стороне красных, то есть большевиков, хотя во многом не согласен с Извариным, Подтёлковым.

Гражданская война. Сомнение Григория в справедливости большевистской власти.   У Григория Мелехова четыре Георгия, он хорунжий, не допускает мародёрства в своём воинском подразделении, которым командует, распоряжается брать в захваченных белыми хуторах продукты для казаков, корм для лошадей. Григорий думает неустанно о том, что его рукам не оружие держать, а работать надо на земле, жить в хуторе. А здесь ещё Аксинья не выходит из головы. Из-за повышения по службе и разности во взглядах он растерял друзей. Григорий Мелехов одинок. Не понимают его казаки.

Гражданская война. Сомнение Григория в справедливости большевистской власти.

У Григория Мелехова четыре Георгия, он хорунжий, не допускает мародёрства в своём воинском подразделении, которым командует, распоряжается брать в захваченных белыми хуторах продукты для казаков, корм для лошадей. Григорий думает неустанно о том, что его рукам не оружие держать, а работать надо на земле, жить в хуторе. А здесь ещё Аксинья не выходит из головы. Из-за повышения по службе и разности во взглядах он растерял друзей. Григорий Мелехов одинок. Не понимают его казаки.

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор. Григорий опять на службе у белых, командует полком, мстит за убитого красными брата Петра, никого не щадит. Он принимает решение: никого не брать в плен, уничтожать, особенно красных. Григория назначают командиром дивизии, он общается с генералами, высшими чинами белой армии. Одинаково идут успехи, поражения, но пришёл приказ о расформировании дивизии, Григория переводят в сотники. Из хутора приходит страшное известие: умерла жена Наталья. Это, считает Григорий, расплата за его жестокость. Григорий и его сотня доходят до Новороссийска, где на кораблях наши соотечественники отбывают за границу, потому что не приняли власть большевиков. Григорий остался, потому что подошли части армии Будённого, Мелехов переходит на сторону красных и воюет у Будённого.

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор.

Григорий опять на службе у белых, командует полком, мстит за убитого красными брата Петра, никого не щадит. Он принимает решение: никого не брать в плен, уничтожать, особенно красных. Григория назначают командиром дивизии, он общается с генералами, высшими чинами белой армии. Одинаково идут успехи, поражения, но пришёл приказ о расформировании дивизии, Григория переводят в сотники. Из хутора приходит страшное известие: умерла жена Наталья. Это, считает Григорий, расплата за его жестокость. Григорий и его сотня доходят до Новороссийска, где на кораблях наши соотечественники отбывают за границу, потому что не приняли власть большевиков. Григорий остался, потому что подошли части армии Будённого, Мелехов переходит на сторону красных и воюет у Будённого.

Демобилизация, возвращение в хутор. Григорий возвращается в хутор, но его зять Михаил Кошевой, председатель хуторского совета, не хочет его видеть в его отчем доме: враг советской власти, что он должен ответить за всё то, что совершил, должен предстать перед судом. Григория предупреждают об аресте, он бежит ночью из хутора.

Демобилизация, возвращение в хутор.

Григорий возвращается в хутор, но его зять Михаил Кошевой, председатель хуторского совета, не хочет его видеть в его отчем доме: враг советской власти, что он должен ответить за всё то, что совершил, должен предстать перед судом. Григория предупреждают об аресте, он бежит ночью из хутора.

В банде Фомина. Когда Григорий бежал из хутора, он случайно попадает в банду Фомина, участники которой «боролись за свободу казаков, за справедливую жизнь», а на самом деле были обыкновенными бандитами: грабили мирное население, убивали тех, кто им не подчинялся. Когда это увидел Григорий, решил уйти из банды.

В банде Фомина.

Когда Григорий бежал из хутора, он случайно попадает в банду Фомина, участники которой «боролись за свободу казаков, за справедливую жизнь», а на самом деле были обыкновенными бандитами: грабили мирное население, убивали тех, кто им не подчинялся. Когда это увидел Григорий, решил уйти из банды.

В поисках обетованной земли. Финал поисков смысла жизни казака, представителя казачества, Григория Мелехова. Теперь он изгнанник, неприкаянный. У него появилась идея: найти такую землю, место, где никто не знал бы о прошлом Григория, где истосковавшиеся по земле руки будут пахать, сеять. Конечно, отправиться в новую жизнь Григорий мечтает вместе с Аксиньей. Очередная попытка найти свой путь, свою дорогу. И опять жестокая расплата: Аксинью смертельно ранит случайная пуля красноармейца.

В поисках обетованной земли. Финал поисков смысла жизни казака, представителя казачества, Григория Мелехова.

Теперь он изгнанник, неприкаянный. У него появилась идея: найти такую землю, место, где никто не знал бы о прошлом Григория, где истосковавшиеся по земле руки будут пахать, сеять. Конечно, отправиться в новую жизнь Григорий мечтает вместе с Аксиньей. Очередная попытка найти свой путь, свою дорогу. И опять жестокая расплата: Аксинью смертельно ранит случайная пуля красноармейца.

Похоронив Аксинью, Григорий возвращается в родной хутор, где его корни, курень, близкая казачьему сердцу степь, он решает : принять наказание за содеянное, чтобы очистить совесть. Сколько потерь, смертей, но земля-то осталась. У него в хуторе сестра, сын – единственное, что осталось от семьи Мелеховых. Страшный итог исканий казачьей правды. Каждый проходит свой путь по-своему. У Григория этот путь тяжёлый, мучительный, но свой, путь казака. Григорий не согнулся под ветрами страшных времён и исторических перемен, хотя многое потерял, во многом разочаровался.

Похоронив Аксинью, Григорий возвращается в родной хутор, где его корни, курень, близкая казачьему сердцу степь, он решает : принять наказание за содеянное, чтобы очистить совесть. Сколько потерь, смертей, но земля-то осталась.

У него в хуторе сестра, сын – единственное, что осталось от семьи Мелеховых. Страшный итог исканий казачьей правды. Каждый проходит свой путь по-своему. У Григория этот путь тяжёлый, мучительный, но свой, путь казака. Григорий не согнулся под ветрами страшных времён и исторических перемен, хотя многое потерял, во многом разочаровался.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!