СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №27 «Мы живём, под собою не чуя страны…» (Поэт Осип Мандельштам и его время)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. обзорно изучить творчество О.Э. Мандельштама, определить высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта; показать, как в поэзии и судьбе Мандельштама отразилась трагедия эпохи 30-х годов;
  2. развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические и живописные произведения;
  3. способствовать развитию художественного вкуса, воспитанию чувства прекрасного, конкретной образности.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №27 Осип Мандельштам»

11 класс


Урок №27

«Мы живём, под собою не чуя страны…» (О. Мандельштам) (Поэт Осип Мандельштам и его время)

Цели:


  1. обзорно изучить творчество О.Э. Мандельштама, определить высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта; показать, как в поэзии и судьбе Мандельштама отразилась трагедия эпохи 30-х годов;

  2. развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические и живописные произведения;

  3. способствовать развитию художественного вкуса, воспитанию чувства прекрасного, конкретной образности.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся приобщаются к сложным духовным поискам литературы XX века через осознание индивидуальности поэтического мира Мандельштама; развивают навыки проектно-исследовательской деятельности и коллективной работы в группах и парах; вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражают свои мысли (устно или письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим

Оборудование:

презентация, раздаточный материал для работы в парах и группах, музыкальные и аудио- файлы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Фаза вызова


  1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя: звучит отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шерри-бренди» под «Ноктюрн» А. Хачатуряна из балета «Спартак» и демонстрируются (с помощью проектора) документальные рисунки неизвестного художника с личным автографом и комментариями на бумаге, который находился в лагерях ГУЛАГа с 1947 по 1953 год и на себе испытал весь ужас «дна жизни и ада» одновременно. (Приложение №1)


«Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук лежали на груди, не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и закованное круглой решёткой, было прикреплено высоко под потолком. Свет падал в ноги поэта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар.

Поэт умирал так долго, что перестал понимать, что умирает. Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь через мозг, какая-нибудь простая и сильная мысль – что у него украли хлеб, который он положил под голову. И это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать. Но сил для всего этого не было, и мысль о хлебе ослабла.

Жизнь входила в него и выходила, и он умирал. Он верил в бессмертие, в настоящее человеческое бессмертие... он вовсе не устал жить. Он верил в бессмертие своих стихов. Вся его жизнь была литературной книгой, сказкой, сном, и только настоящий день был подлинной жизнью... К вечеру он умер.

Но списали его на два дня позднее – изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвец поднимал руку как кукла-марионетка. Стало быть, он умер раньше даты своей смерти – немаловажная деталь для будущих его биографов».

Это небольшой рассказ Варлама Шаламова «Шерри-бредни». И хотя сам автор отрицал, что рассказ о Мандельштаме, такова уж сила искусства, оно заставляет верить в фантазию художника, и, пожалуй, смерть поэта трудно представить иначе.

В рассказе не указано имя Мандельштама, просто – поэт. Но название «Шерри-бренди» точно отсылает нас к Мандельштаму, к его стихотворению:

Я скажу тебе с последней

Прямотой:

Всё лишь бренди – шерри-бренди,-

Ангел мой.

Там, где эллину сияла

Красота,

Мне из чёрных дыр зияла

Срамота.

Греки сбондили Елену

По волнам.


Ну, а мне – солёной пеной

По губам.

По губам меня помажет

Пустота.

Строгий кукиш мне покажет

Нищета.

Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли –

Всё равно;

Ангел Мэри, пей коктейли,

Дуй вино.


Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься вопросом: почему вдруг Шаламов назвал свой трагический рассказ об умирании – гибели поэта этим легкомысленным «Шерри-бренди» из строки, где ясно сказано: «всё лишь бренди». А как вы думаете, почему? (жизнерадостное ощущение стихотворения подчёркивает трагичность звучания).

Да, прекрасные светлые стихи и трагическая судьба.

Сегодня на уроке нам предстоит вести важный разговор о поэте XX века Осипе Эмильевиче Мандельштаме и его времени. Действительно,

Мало в нём было линейного,

Нрава он был не лилейного,

И потому – эта улица

Или, верней, эта яма

Так и зовётся по имени

Этого Мандельштама.

  1. Целеполагание.

- Соотнесите содержание рассказа В.Шаламова и название темы урока с основной мыслью каждого из предложенных эпиграфов. Сформулируйте гипотезы, задайте вопросы (предварительно обсудив их в парах), на которые следует нам найти ответ в ходе работы на уроке.


Учащиеся, работая в парах, заполняют таблицу «Знаю – хочу знать – узнал». В графе «Что я знаю» по теме ученик может записать или свои ассоциации, или предположения о поэте, или конкретные исторические сведения. В графу «Хочу узнать» ребята записывают цели урока, самостоятельно их сформулировав и предварительно обсудив в парах.


Предположительные вопросы, или гипотезы, сформулированные учащимися во время обсуждения:

  • Почему XX век поэтом назван «зверь мой»? В чём проявляется жестокость власти по отношению к Осипу Мандельштаму?

  • Выдвигается гипотеза, что фраза «заглянуть в твои зрачки» позволяет предположить: поэт был человеком смелым, решительным, может быть даже борцом, желающим проникнуться проблемами эпохи.

  • Нас, например, выражение «..своею кровью склеит/Двух столетий позвонки» наводит на мысль о том, что разговор на уроке должен вестись и о важности творческого наследия поэта для нас, его потомков.

  • На наш взгляд, строки «Посох мой, моя свобода – /Сердцевина бытия…» указывают на приоритет темы «свободы» в творчестве Мандельштама, а последующие – на служение его интересам народа. И эту гипотезу следует нам доказать.

  • Бесспорно, вызывают интерес слова Владимира Высоцкого: «…Получилось – я зря им клеймён..», которые пронизаны, как нам кажется, критическим осмыслением некогда допустимой ошибки. Хочется на уроке найти ответ на вопрос: кем «им»? кто позволял себе действия («клеймить» людей), характерные для эпохи средневековья?

  • Фраза В. Высоцкого о наследии «мрачных времен» ассоциируется у меня со строчкой О. Мандельштама: «Мы живём, под собою не чуя страны..», поэтому хочу больше узнать о жестоком, «мрачном времени» сталинских репрессий.


II. Фаза реализации смысла.


  1. Защита проекта «Осип Мандельштам – жертва политических репрессий».

- Все ваши предположения верны, потому что на уроке речь пойдет о причине национальной трагедии, связанной с «замалчиванием» неповторимой поэзии Осипа Мандельштама. Кроме того, нам важно проследить механизм уничтожения талантливого деятеля русской культуры, о котором, несмотря на его трагический конец, Анна Ахматова упорно говорила: «Осип победил!.. Всё было против него, но он победил».

Вопросы для обсуждения.

  1. Какие факты биографии Осипа Мандельштама показались вам самыми значительными, привлекли ваше внимание? Какие – вызывают уважение?

  2. Как вы охарактеризуете век Мандельштама?

  3. Что послужило причиной медленного уничтожения талантливого поэта?

  4. Как отражаются трагические страницы истории в лирике поэта?

  1. Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны

- К моменту написания этого стихотворения была уже написана гениальная проза о катастрофе, которая случилась с русским крестьянством в результате сталинской коллективизации, Андрея Платонова («Котлован», «Чевенгур»), но это по жанру антиутопия. У Мандельштама – можно сказать, был прямой выпад против политики государства, и в этом многие видели отчаянность поступка. Некоторые откровенно называли поэта сумасшедшим. Критики отказывают стихотворению в художественных достоинствах.

Вопросы для обсуждения:

  1. Образ чего создает поэт в первом четверостишие? (Атмосферу всеобщего страха, сковавшего страну)

  2. С помощью каких выразительных средств поэт создаёт образ Отца народа?

  3. Как поэт рисует психологический портрет людей, окружающих Сталина?

  4. Почему, однако, «тонкошеих вождей»?

  5. Как вы понимаете фразу: «Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз…»?

  6. Как можно интерпретировать последние две строки:

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина?

(Здесь и сладострастие от упоения властью, утоление кровожадности и одновременно – обозначение гнезда преступного мира. Кстати, упоминание о «груди осетина» можно толковать только как намёк на национальность народов юга нашего государства. Кроме того, Сталин вообще намекал, что он чуть ли не русский. Упоминание о «малине» ассоциируется только с преступным миром, с произволом и беззаконными действиями.)


  1. Интерпретация сюжета картины известного русского художника Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына».

- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на данную картину? Проведите смысловую параллель, сопоставляя замысел художника с изображением «века-зверя» в стихотворениях Осипа Мандельштама.

В качестве информации о трагической судьбе поэта предлагается вариант защиты ученического проекта, выполненного группой учащихся, с использованием мультимедиапроектора

После прослушивания и просмотра презентации учащиеся обсуждают материал по вопросам учителя.









Подготовленный ученик читает стихотворение.

Учащиеся обсуждают стихотворение по вопросам учителя.


























Называют ассоциации к картине, определяют смысловые параллели между картиной и творчеством Мандельштама (работа в группе)


III. Фаза рефлексии.


Беседа «Свободный микрофон»

  • Какие предположения ваши подтвердились?

  • Что на уроке показалось вам необычным? Интересным?

  • Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?


Заполняют последнюю графу «Что узнал на уроке»

По желанию учащиеся озвучивают запись в третьей графе

Домашнее задание

Составить свой сборник стихов Мандельштама, объяснить, почему именно эти стихи включены в него или написать эссе «Мой Мандельштам»





Просмотр содержимого документа
«Интерпретация картины»

Задание.

  • Интерпретировать сюжет картины известного русского художника Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Провести смысловую параллель, сопоставляя замысел художника с изображением «века-зверя» в стихотворениях Осипа Мандельштама.


Слово о художнике.

Илья Сергеевич родился в 1930 году, живописец и график, народный художник СССР (1980), действительный член РАХ (1997). Автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России. Илья Глазунов понимает жизнь как неустанную борьбу добра и зла. Сегодня, в столь трудное, апокалипсическое время, утверждение идеалов нашей христианской цивилизации является подвигом. Любить Россию и выражать самосознание русского народа также является подвигом.

Что же сближает художника Глазунова и поэта Мандельштама? Безусловно, любовь к своему народу и Отечеству, чьё прошлое, настоящее и будущее им не безразлично.


Предполагаемый вариант ответа (одна из интерпретаций картины).

Картина Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына» поражает зрителя остротой композиции и особым (символическим) прочтением сюжета. Попытаемся разобраться в символике образов, помещенных на картине. Именно с их помощью художник показывает зрителю своё видение советской эпохи.

Прежде всего, в цветовом оформлении картины преобладают темные и алые краски. Тёмный цвет ассоциируется с годами «тёмными», то есть репрессия, коллективизация, войны и т. д. Алый – это цвет крови, революции, смерти, поэтому он как бы мазками рассыпан по всему полотну. Кровавый стяг свободно реет на фоне тёмного, беззвездного неба в правом углу картины. Возможно, художник этим пытается сказать нам, что в советской стране нет для людей ни единого просвета надежды на счастье, свободу и правду. Их повсюду окружает «красный контроль» цензуры, органов власти и – наказание.

Ниже мы видим страшный стол жертвоприношений: на блюде отрубленная голова, в бокалах жидкость кровавого цвета, в беспорядке разбросаны людские тела. Создаётся впечатление, что за этим столом XX века вдоволь «потрапезничал» кто-то очень жестокий и беспощадный, для которого человеческая жизнь – ничто. Может быть, за этим импровизированным столом-историей сидели сами вожди советского государства, потому что налицо результат их правления – кругом людские тела, кругом разруха и смерть.

На переднем плане – две откормленных свиньи. Однозначно, они не колхозные, потому что слишком довольные рыла, потому что с особым значением сверкают их большие клыки. Возможно, они символизируют власть, достаток и для окружающих определённо опасны, так как похожие руководители на местах отбирали последний хлеб у стариков и детей во время продразверзки, ссылали трудолюбивого крестьянина на Калыму и Соловки, разрушали деревни и уничтожали целые семьи.

Лишь только в левом верхнем углу виден свет. Здесь художник изобразил главных героев картины: Иисуса Христа и «блудного сына». Всем известная библейская легенда о возвращении блудного сына после разгульной жизни домой на художественном полотне Ильи Глазунова читается немного по-другому: в роли отца, по нашему наблюдению, простившего сыну его ошибки выступает Иисус Христос, человек-миссия, однажды спасший человечество от грехов, а в роли сына – весь русский народ, который жаждет отпущения грехов, покоя, мира и добра. Молодой человек без рубашки, но в джинсах и современных ботинках, значит он живёт в наше время. Значит, он и есть тот самый блудный сын, который долго искал свой жизненный путь и во время революции, и в период НЭПа, и в переломный момент истории – коллективизацию, и во времена многочисленных войн. И вот теперь он готов покаяться и начать новую жизнь в новой России.

Если соотнести содержание картины Ильи Глазунова с произведениями Осипа Мандельштама, то мы видим, что оба автора показывают нам историческую правду, о которой все знали, но долго молчали или же боялись говорить открыто.

Ничто на этом свете не добывается с таким трудом, как истина. (Аврелий)



Просмотр содержимого документа
«Проект»

Проект на тему «Осип Мандельштам – жертва политических репрессий».


Цель задачи проекта:

  1. Показать трагическую судьбу Осипа Мандельштама и причины «конфликта» поэта с властью;

  2. Проследить механизм медленного уничтожения советской системой талантливого, неповторимого поэта XX века;

  3. Воспитывать в себе трепетное чувство уважения к творческому наследию и памяти «непокорного поэта»;

  4. Учиться исторически верно и корректно оценивать эпоху советского режима.


1 ученик. Если взять Литературную энциклопедию и выписать столбиком даты смерти писателей и поэтов, погибших в годы террора, а рядом – истинные даты их гибели, которые стали известны из лубянских архивов, то всем будет видна фальсификация этой информации. Так уродовалась история… Даты были сдвинуты на годы войны, пусть, мол, считают, что убиты на фронте…

Но наше поколение хочет знать правду, хочет, чтобы рядом с 70-ю именами погибших на войне писателей висела мемориальная доска в память о тех, кто вступил в неравный бой с «дьявольской машиной» времени, погубившей жизни стольких талантливых людей. Наше поколение хочет знать, почему один из них, Осип Мандельштам, удостоился признания и любви читателей только после своей смерти, хотя был уже признанным поэтом «серебряного века»? Почему долгое время стихи его не издавались и были известны лишь в списках и копиях самиздата?

2 ученик. Всю свою сознательную жизнь Осип Эмильевич Мандельштам считал себя «непризнанным» поэтом, «отщепенцем в народной семье». Надежда Яковлевна, жена поэта, а впоследствии хранительница его рукописей, глубоко была уверена в том, что пройдут годы и «время раскроет его сущность», потомки оценят творчество Мандельштама.

Сегодня мы говорим о том, почему такой трудной оказалась его творческая и житейская судьба?

1 ученик. Осип Мандельштам родился в Варшаве, в еврейской семье. В 1891 году родители будущего поэта переехали в Петербург. Ощущение рубежа веков как времени рождения трагического, обречённого поколения было присуще Осипу Мандельштаму всегда. В начале своего творческого пути поэт подражал символистам. После революции «душа его была полна всем, что свершилось». Как пишет Анна Ахматова, самый близкий и верный друг поэта, «Мандельштам один из первых стал писать на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, поэтому слово НАРОД не случайно часто фигурирует в его стихах».

2 ученик. Положение народа в новом молодом государстве всегда волновало поэта. Он оказался не только автором «гимна» о революции и свободе, но и первым, и, пожалуй, единственным поэтом в стране, кто в 30-е годы написал о голоде в Крыму, на Украине, Кубани. Весной 1933 года Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна приехали в Крым, предусмотрительно захватив с собой мешок сухарей, крупу и муку. Поселились они сначала в Старом Крыме, поддерживая пропитанием по мере возможности ещё и Нину Грин с матерью, которые после смерти Александра Грина остались без средств к существованию. Надежда Яковлевна пишет: «Раскулачивание уже прошло, остались только слухи и толпы бродящего народу. Старый Крым в испуге как-то сжался. Ежедневно рассказывали, как ночью проломали стену, залезли в кладовую и вытащили всю муку… Целый день к воротам подходили люди. Откуда? С Кубани… Они рассказывали, как целиком выселялись громадные станицы, как раскулачивали и усмиряли..»

1 ученик. Вот на этом фоне и начались стихи.

Холодная весна. Голодный Старый Крым,

Как был при Врангеле – такой же виноватый

Овчарки на дворе, на рубищах заплаты,

Такой же серенький, кусающийся дым…

Стихи как будто лишены гневных мотивов, но в самой атмосфере «заторможенности» сквозит отчаяние. Конечно же, это стихотворение не могло быть напечатано, даже читать или показывать его знакомым было опасно.

2 ученик. Ещё более удивительно, что в том же 1933 году О. Мандельштам, первый и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи и прочёл их не менее чем полутора десяткам людей, в основном своим знакомым – поэтам и писателям. Они, услышав их, приходили в ужас и открещивались: «Я этого не слышал, ты мне это не читал..» Вот это стихотворение, до недавнего времени хранившееся в архивах Госбезопасности, впервые напечатанное в 1963 году на Западе, а у нас – только в 1987-м.

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.


А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.


Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.



1 ученик. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовали. При аресте присутствовала Анна Ахматова, только что прилетевшая из Ленинграда. В «Листках из дневника» она пишет: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо. Следователь при мне нашёл «Волка» и показал О.Э. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра».

С обыском приходили второй раз и опять искали, искали стихи о Сталине – чекистам каким-то образом стало о них известно. В сущности, чекистам нужен был автограф-подтверждение – стихи у них уже были, причём с вариантом: «душегубца и мужикоборца». Более контрреволюционного документа трудно было придумать, и Мандельштаму всерьёз угрожал расстрел. Но заступились друзья поэта, Анна Ахматова, Пастернак. Надежда Яковлевна позвонила Бухарину. Последовал звонок Сталина Пастернаку, во время которого он проверял, знает ли писатель о стихах «про горца».

2 ученик. Хлопоты, по-видимому, сыграли свою роль. А может быть, наверху решили не поднимать излишнего шума. Мандельштам ссылался в городок Чердынь на Урале. Надежде Яковлевне разрешалось последовать за ним в ссылку. В дороге Мандельштам заболел: начались галлюцинации. Всюду впечатлительному поэту мерещились подосланные убийцы либо палачи (сказывались ночные допросы на Лубянке, ожидание расправы). Переживая за душевное состояние мужа, Надежда Яковлевна слала телеграммы в Москву – в правительство, давнему заступнику Мандельштама – Николаю Ивановичу Бухарину. Бухарин написал Сталину. Последовало распоряжение: заменить далёкую Чердынь другим городом. Осип Эмильевич выбрал Воронеж.

1ученик. Поначалу жизнь Мандельштама в Воронеже была сносной. Ему предоставили работу в театре, на радио. Он сочиняет стихи. Библиографы считают этот период творчества самым плодотворным. Постепенно заполняются так называемые «Воронежские тетради». И хотя, как всегда у Мандельштама, стихи эти не следует понимать буквально, они всё же проникнуты определённой горечью и безысходностью. К самому автору надолго прикреплён ярлык «оторвавшегося от жизни» сочинителя, не желающего идти в ногу со временем. Мандельштам, однако, себя веку не противопоставлял, он говорил лишь о трудном с ним схождении: «Ну что же, если нам не выковать другого, давайте с веком вековать».

2 ученик. И всё же поэт мучительно переживал свою отъединённость от времени, своё «отщепенство».


Куда мне деться в этом январе?

Открытый город сумасбродно цепок..

От замкнутых я, что ли пьян дверей? –

И хочется мычать от всех замков и скрепок

И переулков лающих чулки,

И улиц перекошенных чуланы –

И прячутся поспешно в уголки

И выбегают из углов угланы..

Кроме того, осложнившиеся отношения с чиновниками из Воронежской писательской организации, проработки в печати, даже обличительные стихи в адрес непокорного поэта, образовавшийся вокруг него вакуум, чрезвычайно травмировали психику Мандельштама и буквально приводили его в отчаяние.

1 ученик. После окончания трёхгодичной ссылки в Воронеже Мандельштамы возвращаются в Москву. В собственной квартире их, однако, не прописывают, потому что одну из комнат уже захватил энергичный сосед. Чтобы не угодить в новую ссылку или того хуже, они решают исчезнуть из Москвы и поселяются в Савёлове.

2 ученик. К сожалению, судьба распорядилась даже очень по-земному и жестоко с этим чрезвычайно своеобразным поэтом.

Он был арестован 2 мая 1938 года в Саматихе (санаторий в 25 километрах от станции Черусти Казанской железной дороги). Осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вспомнил ли Сталин о его обличительных стихах, или трагическую роль сыграло дело Бухарина, в бумагах которого нашли то ли упоминание о поэте, то ли письмо? Как знать? Затем Таганка, Бутырка, следование по этапу во Владивосток. Оттуда единственное письмо брату Александру, отправленное в конце октября 1938 года.

«Дорогой Шура!

Я нахожусь – Владивосток СВИТЛ, 11-й барак. Получил 5 лет за к.р.д. по решению ОСО. Из Москвы, из Бутырок, этап выехал 9 сентября, приехал 12 октября. Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте всё-таки. Очень мёрзну без вещей.

Родная Наденька, не знаю, жива ли ты, голубка моя. Ты, Шура, напиши о Наде мне сейчас же. Здесь транзитный пункт. В Колыму меня не взяли. Возможна зимовка.

Родные мои. Целую вас. Ося.»


1 ученик. На земле нет могилы Осипа Мандельштама. Есть лишь где-то котлован, куда в беспорядке были сброшены тела замученных людей. Среди них, по-видимому, лежит и Поэт, как его звали в лагере. По воспоминаниям солагерников, он до последней минуты сочинял свои стихи.

Увези меня в ночь, где течёт Енисей,

Где сосна до звезды достаёт,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет!

2 ученик. (вывод)

В заключение хочется сказать, что с позиций своего времени мы понимаем, насколько трагична судьба Осипа Мандельштама, человека, который никогда не считал себя «волком», но которому пришлось жить в жестокий век «волкодавов» и «тонкошеих вождей».

Однако Осип Мандельштам стал для своих потомков пророком, поэтом, который оказался первым критиком культа личности задолго до того, как это явление было обозначено политиками.

Сегодня уже в трех городах: Дальневостоке, Воронеже, Москве – (в основном по инициативе преданных читателей) открыты памятники неповторимому поэту XX века Осипу Мандельштаму.



Просмотр содержимого документа
«РМ - стихотворение»

Мы живем, под собою не чуя страны...


* * *

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.


А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ:


Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина.


Ноябрь 1933




Мы живем, под собою не чуя страны...


* * *

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.


А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ:


Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина.


Ноябрь 1933


Просмотр содержимого документа
«Рисунки неизвестного художника»

Рисунки неизвестного художника, репрессированного в 1947 году и освобожденного по амнистии в 1953 году.



Трупы вывозят за зону, пробивая молотком голову – на всякий случай.

Карабаш, 1947. (автограф – В. Гр…)








Просмотр содержимого презентации
«osip_mandelshtam»

Тема проекта:

Тема проекта:

Показать трагическую судьбу поэта Осипа Мандельштама и причины его «конфликта» с властью.  Воспитывать в себе трепетное чувство уважения к творческому наследию «непокорного поэта».  Научится исторически верно и корректно оценивать эпоху советского режима.
  • Показать трагическую судьбу поэта Осипа Мандельштама и причины его «конфликта» с властью.
  • Воспитывать в себе трепетное чувство уважения к творческому наследию «непокорного поэта».
  • Научится исторически верно и корректно оценивать эпоху советского режима.
«Революцию Мандельштам встретил вполне сложившимся и уже, хотя и в узком кругу, известным поэтом. Мандельщтам один из первых стал писать стихи на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово НАРОД не случайно фигурирует в его стихах» (А.Ахматова)
  • «Революцию Мандельштам встретил вполне сложившимся и уже, хотя и в узком кругу, известным поэтом.
  • Мандельщтам один из первых стал писать стихи на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово НАРОД не случайно фигурирует в его стихах» (А.Ахматова)

Борис Кустодиев «Большевик»

1919-1920 г.г.

Мандельштам, пожалуй, единственный поэт в стране, кто в 30-е годы написал о голоде в Крыму, на Украине, Кубани. «Раскулачивание уже прошло, остались только слухи и толпы бродящего народа. Старый Крым в испуге как-то сжался… Они (люди) рассказывали, как целиком выселялись громадные станицы, как раскулачивали и усмиряли…» (Н.Я. Мандельштам)
  • Мандельштам, пожалуй, единственный поэт в стране, кто в 30-е годы написал о голоде в Крыму, на Украине, Кубани.
  • «Раскулачивание уже прошло, остались только слухи и толпы бродящего народа. Старый Крым в испуге как-то сжался… Они (люди) рассказывали, как целиком выселялись громадные станицы, как раскулачивали и усмиряли…» (Н.Я. Мандельштам)

Голод в СССР

Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, И слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются глазища И сияют его голенища…  (О.Мандельштам) И.В. Сталин

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища…

(О.Мандельштам)

И.В. Сталин

  • В 1933 году О. Мандельштам, первый и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи и прочел их не менее полутора десяткам людей, в основном своим знакомым – поэтам, писателям, которые, услышав их, приходили в ужас и открещивались: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал..»
В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовали. При аресте присутствовала Анна Ахматова, только что приехавшая из Ленинграда. «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундука рукописям…» (А.Ахматова)
  • В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовали. При аресте присутствовала Анна Ахматова, только что приехавшая из Ленинграда. «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундука рукописям…» (А.Ахматова)

Анна Ахматова и

Осип Мандельштам

Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей: Запихай меня лучше, как шапку,  в рукав Жаркой шубы сибирских степей… ……………………………………………………… .. Уведи меня в ночь, где течёт Енисей И сосна до звезды достаёт, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьёт.  (За гремучую доблесть грядущих  веков…» 1931 г.) О. Мандельштам

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку,

в рукав

Жаркой шубы сибирских степей…

……………………………………………………… ..

Уведи меня в ночь, где течёт Енисей

И сосна до звезды достаёт,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьёт.

(За гремучую доблесть грядущих

веков…» 1931 г.)

О. Мандельштам

Чердынь. Больница, где в 1934 году лежал О.Э. Мандельштам

Чердынь. Больница, где в 1934 году лежал О.Э. Мандельштам

Надежда Яковлевна слала телеграммы в Москву – в правительство, давнему заступнику Мандельштама – Николаю Ивановичу Бухарину. И они возымели действие. Бухарин написал Сталину. Последовало распоряжение: заменить далёкую Чердынь другим городом. Николай Иванович  Бухарин

Надежда Яковлевна слала телеграммы в Москву – в правительство, давнему

заступнику Мандельштама – Николаю Ивановичу Бухарину. И они возымели

действие. Бухарин написал Сталину. Последовало распоряжение: заменить

далёкую Чердынь другим городом.

Николай Иванович

Бухарин

Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок.. От замкнутых я, что ли пьян дверей? – И хочется мычать от всех замков и скрепок И переулков лающих чулки, И улиц перекошенных чуланы – И прячутся поспешно в уголки, И выбегают из углов угланы.. Осложнились отношения с чиновниками  из Воронежской писательской организации, даже появились обличительные стихи в адрес непокорного поэта. О.Э. Мандельштам в ссылке. Воронеж. 1935 г.

Куда мне деться в этом январе?

Открытый город сумасбродно цепок..

От замкнутых я, что ли пьян дверей? –

И хочется мычать от всех замков и скрепок

И переулков лающих чулки,

И улиц перекошенных чуланы –

И прячутся поспешно в уголки,

И выбегают из углов угланы..

Осложнились отношения с чиновниками

из Воронежской писательской организации,

даже появились обличительные стихи в адрес

непокорного поэта.

О.Э. Мандельштам

в ссылке. Воронеж. 1935 г.

Улица в Воронеже, где жил Осип Эмильевич Мандельштам

Улица в Воронеже, где жил Осип Эмильевич Мандельштам

После окончания трёхгодичной ссылки в Воронеже Мандельштамы возвращаются в Москву. В собственной квартире их, однако, не прописывают, одну из комнат уже захватил энергичный сосед.
  • После окончания трёхгодичной ссылки в Воронеже Мандельштамы возвращаются в Москву. В собственной квартире их, однако, не прописывают, одну из комнат уже захватил энергичный сосед.

Рынок на Сухаревской площади

Судьба жестоко распорядилась с этим чрезвычайно своеобразным поэтом. О.Мандельштам был арестован 2 мая 1938 года в Саматихе (санаторий в 25 км. от станции Черусти Казанской железной дороги). Осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности.
  • Судьба жестоко распорядилась с этим чрезвычайно своеобразным поэтом. О.Мандельштам был арестован 2 мая 1938 года в Саматихе (санаторий в 25 км. от станции Черусти Казанской железной дороги). Осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Осип Мандельштам

после ареста

Фотография О.Э. Мандельштама в тюрьме и выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР

Фотография

О.Э. Мандельштама

в тюрьме и выписка из

протокола Особого

совещания при НКВД СССР

Официальное свидетельство, выданное в 1940 году, гласит, что Осип Эмильевич Мандельштам умер 27 декабря 1938 года от паралича сердца. На земле нет могилы поэта. Есть только где-то котлован, куда в беспорядке сброшены были тела замученных людей, среди них, по-видимому, лежит и Поэт, как его звали в лагере.
  • Официальное свидетельство, выданное в 1940 году, гласит, что Осип Эмильевич Мандельштам умер 27 декабря 1938 года от паралича сердца. На земле нет могилы поэта. Есть только где-то котлован, куда в беспорядке сброшены были тела замученных людей, среди них, по-видимому, лежит и Поэт, как его звали в лагере.

Т.И. Сговио. Сваливание

трупов в долине смерти.

Осип Мандельштам оказался первым критиком культа личности – задолго до того, как это явление было обозначено политиками.  Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово. Но не каждому дано постигнуть и понять его.
  • Осип Мандельштам оказался

первым критиком культа личности –

задолго до того, как это явление

было обозначено политиками.

  • Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово. Но не каждому дано постигнуть и понять его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!