СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №24-25. А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением А. Н. Толстого; вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  2. совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;
  3. воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №24-25»

11 класс


Урок №24-25.

А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии. Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретенной родины» в «Хождении по мукам». Творческая история романа «Петр I». Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле».

Цели:


  1. познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением А. Н. Толстого; вызвать интерес к личности и творчеству автора;

  2. совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;

  3. воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Ожидаемый результат:

учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством писателя, самостоятельно прорабатывая содержание текста учебника, раздаточного материала, делают обобщения и выводы по предложенным вопросам и заданиям, предлагают вопросы для обсуждения; осуществляют рефлексию деятельности, объективно оценивают своих товарищей

Оборудование:

раздаточный материал, листы А-3, фломастеры, цветные карандаши, стикеры для ФО и «Корзины имен»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Стадия «Вызов»


Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока.

  1. Учитель задает вопрос о том, что известно ученикам по данной теме.

  2. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

  3. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации.

- В ходе урока мы попытаемся эти разрозненные в вашем сознании факты, мнения, проблемы, понятия связать в логические цепочки.


  1. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает на стикерах все, что знает по этой теме и приклеивают их на нарисованную корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики знают о писателе. Это строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 мин.

  2. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).

  3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.


  1. Стадия «Осмысление»


Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (стр. 117-128), раздаточного материала (индивидуально, а затем в группе). Затем ученики в группе получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Примеры заданий:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.


3 группы:

  1. А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии.

  2. Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретенной родины» в «Хождении по мукам».

  3. Творческая история романа «Петр I». Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле».


Учащиеся прорабатывают материал, выбирают нужную информацию для «Говорящего постера», обобщают ее по предложенным вопросам и заданиям, презентуют работу классу.

  1. Стадия «Рефлексия»


Прием «Две звезды - одно желание» (взаимооценка)


Оценивают работу и выступление групп

Домашнее задание.


Составить вопросы по изученному материалу, используя шаблон «Ромашки Блума» (разные типы вопросов)






Просмотр содержимого документа
«Биография»

Алексей Николаевич Толстой (1883 - 1945)

  Алексей Николаевич Толстой родился 10 января в городе Николаевске (ныне – Пугачев) Самарской губернии в семье помещика. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму писателя – Алексею Бострому, служившему в земской управе, — этого человека Толстой считал своим отцом и до тринадцати лет носил его фамилию.

  Родного отца, графа Николая Александровича Толстого, офицера лейб-гвардии гусарского полка и знатного самарского помещика, маленький Алеша почти не знал. Его матушка, Александра Леонтьевна, наперекор всем тогдашним законам, оставила мужа и троих детей, и, беременная сыном Алексеем, ушла к своему возлюбленному. В девичестве Тургенева, Александра Леонтьевна была сама не чужда писательству. Сочинения ее — роман «Неугомонное сердце», повесть «Захолустье», а также книги для детей, которые она печатала под псевдонимом Александра Бостром, — имели значительный успех и были популярны в то время. Матушке своей обязан был Алексей любовью к чтению. Александра Леонтьевна пыталась склонить сына и к писательству.   

 Первоначальное образование Алексей получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, там он поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, Алексей Николаевич едет в Петербург, где поступает на отделение механики Технологического института. В это время он пишет первые стихи, не свободные от влияния творчества Некрасова и Надсона.

  В 1907, незадолго до защиты диплома, Толстой оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. Вскоре он «напал на собственную тему»: «Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых... Это была художественная находка».

  После повестей и рассказов, составивших позже книгу «Заволжье», о Толстом стали много писать (появился одобрительный отзыв Горького), но он был собой недоволен: «Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом...»

  Еще в Петербурге он, находясь под влиянием Ремизова, взялся за изучение народного русского языка «по сказкам, песням, по записям «Слова и дела», то есть судебным актам XVII века, по сочинениям Аввакума.. Увлечение фольклором дало  Толстому  богатейший материал для «Сорочьих сказок» и пронизанного сказочно-мифологическими мотивами поэтического сборника «За синими реками», издав который Алексей Николаевич решил более стихов не писать.

  ...В те первые годы накопления мастерства, стоившие Толстому невероятных усилий, он писал многочего он только не писал — рассказы, сказки, стихи, повести, — и где только не печатался. Романы «Две жизни» («Чудаки» — 1911), «Хромой барин» (1912), рассказы и повести «За стилем» (1913), пьесы, которые шли в Малом театре и не только в нем, — все было результатом неустанного сидения за рабочим столом. Друзья Толстого изумлялись его работоспособности, ведь, помимо всего прочего, он был завсегдатаем множества литературных сборищ, вечеринок, салонов, вернисажей, юбилеев, театральных премьер.

  В начале первой мировой войны Алексей Николаевич Толстой, как военный корреспондент от «Русских ведомостей», находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В эти годы он обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).

  Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918, спасаясь от большевиков,  он с семьей перебрался в Одессу. Такое впечатление, что происходившие в России революционные события Толстого вовсе не затронули. В Одессе написаны повесть «Граф Калиостро» - прелестная фантазию об оживлении старинного портрета и прочих чудесах, и комедия «Любовь — книга золотая».

  Из Одессы Толстые эмигрировали сначала в Константинополь, а затем в Париж. Писать Алексей Николаевич не перестал, в эти годы увидела свет повесть «Детство Никиты», а также роман «Хождение по мукам» — первая часть будущей трилогии. В Париже Толстому было тоскливо и неуютно. В октябре 1921-го он переезжает в Берлин. Но и в Германии житье было не из лучших: "Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся", — жаловался Алексей Николаевич в письме Бунину.

  Отношения с эмиграцией портились. За сотрудничество в газете «Накануне» Толстого исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал только Куприн, Бунин — воздержался... Мысли о возможном возвращении на родину все чаще овладевали Толстым.

   В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.

«И сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки». В театрах шли его пьесы; в России Толстой написал одну из лучших повестей «Похождения Невзорова» (...Похождения  Невзорова, или Ибикус, Толстой Алексей Николаевич...) и завершил начатый еще в Берлине фантастический роман «Аэлита», наделавший немало шума. К фантастике Толстого в писательских кругах отнеслись с подозрением. «Аэлиту», так же как утопический рассказ «Голубые города» и авантюрно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в духе популярного тогда «красного Пинкертона», который ни Бунин, ни Шкловский, ни Тынянов, ни даже дружественный Чуковский не оценили по достоинству.

  Толстой с улыбкой делился со своей женой, Натальей Крандиевской: «Кончится дело тем, что напишу когда-нибудь роман с привидениями, с подземельем, с зарытыми кладами, со всякой чертовщиной. С детских лет не утолена эта мечта... Насчет привидений — это, конечно, ерунда. Но, знаешь, без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе — враль, вот в чем дело!» Прав оказался Горький, который сказал, что «написана «Аэлита» очень хорошо и, я уверен, будет иметь успех». Так оно и вышло.

  Возвращение Толстого в Россию вызвало самые разные толки. Эмигранты сочли этот поступок предательством и сыпали по адресу «советского графа» страшными проклятиями. Большевиками же писатель был обласкан: со временем он сделался личным другом Сталина, постоянным гостем на пышных кремлевских приемах, был награжден многочисленными орденами, премиями, избран депутатом Верховного Совета СССР, действительным членом Академии Наук.

  Но социалистический строй не принял, скорее, приспособился к нему, смирился с ним, а потому, как и многие, часто говорил одно, думал — другое, а писал — третье. Новые власти не скупились на подарки: у Толстого было целое поместье в Детском Селе (как и в Барвихе) с роскошно обставленными комнатами, два или три автомобиля с личным шофером. Писал он по-прежнему много и разно: без конца дорабатывал и перерабатывал трилогию «Хождение по мукам» и тогда же вдруг взял да и подарил детям так полюбившуюся им деревянную куклу Буратино — пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. В 1937 сочинил «просталинскую» повесть «Хлеб», в которой поведал о выдающейся роли «отца народов» при обороне Царицына в годы Гражданской войны. И до последних дней трудился над своей главной книгой — большим историческим романом об эпохе Петра Великого, замысел которого возник, возможно, еще до революции, во всяком случае, уже в конце 1916, а в 1918 появились такие рассказы, как «Наваждение», «Первые террористы» и, наконец, «День Петра». Прочтя «Петра Первого», даже угрюмый и желчный Бунин, строго судивший Толстого за его понятные человеческие слабости, пришел в восторг.

   Во время войны Алексей Толстой часто выступает со статьями, очерками, рассказами, героями которых были люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. И все это — несмотря на прогрессирующую болезнь и связанные с ней поистине адские муки: в июне 1944 врачи обнаружили у Толстого злокачественную опухоль легкого. Тяжелая болезнь не дала ему дожить до конца войны.

 Алексей Николаевич Толстой умер 23 февраля 1945 в Москве.








10 января 1883 года родился Алексей Николаевич Толстой. Его боготворили современники и клеймили потомки, критика пела «красному графу» дифирамбы и одновременно порицала за «легкомысленность» и «приспособленчество». Неоднозначный и, вероятно, до конца так и не понятый, он вошел в историю как один из ярчайших и талантливых советских писателей.



1       ТОЛСТОЙ ИЛИ НЕ ТОЛСТОЙ?


Алексей Николаевич официально получил знаменитую фамилию только в 19 лет, когда поступил в Петербургский технологический институт. Его мать, нося под сердцем сына, сбежала от законного мужа графа Николая Толстого к Алексею Бострому – именно его маленький Алеша и будет долгое время считать своим отцом.

Некоторые члены большой семьи Толстых ни в момент рождения, ни после, не будут торопиться распахнуть объятия для нового родственника, считая его «ненастоящим Толстым». Биографам останется одно: приводить доводы «за» и «против». Например, по закону генетики у двух голубоглазых родителей – матери писателя и его отца Бострома – не мог родиться кареглазый потомок.

Сам же Толстой, похоже, старался оправдать с таким трудом полученный титул и не запятнать знаменитой фамилии. История доказала, что у него получилось – его «Петр Первый» и «Хождение по мукам» стали классикой русской литературы, а «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — одной из самых любимых детских книг.


2       «РУССКОЕ» ЧУВСТВО


Алексей Николаевич Толстой, похоже, мало полагался на вдохновение. Работал как заведенный, и, казалось, что очередная неурядица только подкидывала угля в его творческую «топку». Он трудился в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Известно, что не забросил писательство даже на корабле Одесса-Константинополь, который на долгие годы увозил его с Родины.

Ставил на палубе ящик из-под консервов, на него – печатную машинку, сам садился на ящик поменьше и работал. Он намеренно не изучал иностранные языки, считая, что утратит ощущение родного языка. Бунин характеризовал Толстого как человека, который «всё русское знал и чувствовал, как очень немногие». Но в то же время Алексей Толстой написал достаточное количество произведений на основе зарубежных источников.


3       НЕ ПЬЕРО, НО БУРАТИНО


Будущий прозаик и драматург Алексей Толстой начинал как поэт. Он был частым гостем «Башни» Иванова. О его стихах лестно отзывались Бунин, Гумилев, Волошин, Брюсов, Блок, Цветаева. Толстой был в числе тех, кто отрывал легендарный арт-подвал «Бродячая собака». Однако сам он меньше всего вписывался в устойчивый образ поэта Серебряного века.

Как верно замечали, в балаганчике русских поэтов Толстой был вовсе не утонченным декадентом Пьеро, а солнечным жизнелюбцем Буратино. Он не считал себя божественным посредником. Разве может «пророк» полдня искать нужную рифму? Он был ярким не только на литературном поприще, но и в жизни – например, выступил секундантом на дуэли Гумилева и Волошина. Но в один момент бросил все и отправился на фронт Первой мировой войны.


4       БЕЛО-КРАСНЫЙ ГРАФ


Он мог не участвовать в Первой мировой войне (был поврежден лучевой нерв), но отправился на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». Февральскую революцию он встретил с энтузиазмом. Временное правительство даже назначило «гражданина графа Толстого» «комиссаром по регистрации печати».

Однако дальнейшие события породят в нем беспокойство и чувство подавленности, граничащее, порой, с жестокостью — в одной из своих статей Толстой образно предложит втыкать большевикам под ногти иголки. Позднее, в эмиграции, из трех возможных вариантов: бороться с большевиками, игнорировать их или принять новую власть, он выберет последний.

Из письма Толстого: «Большевики – единственные, кто вытаскивает российскую телегу из оврага, куда ее занесли красные кони. Удастся ли вытащить? Не знаю». Сами же большевики увидят потрясающую возможность для пропаганды – им покажется, что «белого графа» будет очень просто превратить в «красного».


5       КОНЪЮНКТУРЩИК


В эмиграции он найдет массу хороших знакомых по Петербургу и Москве, будет бывать во многих богатых домах, за глаза называя их хозяев сволочами. Обладая немалым и зорким умом, он, тем не менее, до поры до времени будет играть роль эдакого придурковатого шалопая, с которого «взятки гладки».
И в то же время его будет раздражать «пустая» болтовня и праздность эмигрантов (сам он напишет в эмиграции «Детство Никиты» и начнет «Хождение по мукам»). Он отчетливо осознает, что историю страны будут вершить не те, кто находится за ее пределами. Не поверит он и в избранность, великую миссию русской эмиграции, а затем нарушит давнюю традицию русской интеллигенции – противостоять правительству.

Напишет, что не может позволить себе этой «роскоши», пока «Отечество стоит на самом краю бездны». Толстой «отрежет» себя от эмиграции, которая поспешно закрепит за ним ярлык «конъюнктурщика».


6       НЕЛЕГКИЙ «ХЛЕБ»


В 1937 году был опубликован роман «Хлеб», который позднее станет «черной меткой» писателя. Сюжет книги повествует об участии Сталина в гражданской войне – критики расценят роман как панегирик «отцу народов». В 1940 году Толстой получит заказ на пьесу об Иване Грозном с требованием показать «историческую прогрессивность жесточайшего тирана русского средневековья».

Иван Грозный предстанет «обновленным»: он больше не монарх-деспот, а мудрейший из русских царей, возлюбленный рыцарь и любящий муж. Аналогии, которые стремились провести заказчики, очевидны, но был ли созданный Толстым образ Грозного неверным?

Он пойдет еще на одну «сделку»: в составе комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков «подтвердит», что массовое убийство польских офицеров в Катыни совершено нацистами, а не палачами с Лубянки.


7       «ПРОСТОЙ СМЕРТНЫЙ»


«Советский граф» займет в «обновленной» стране исключительное положение, а после смерти Горького станет «главным» советским писателем, оказавшись «у руля» Союза писателей СССР. Его «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» положат начало советской фантастической литературе, спектакли на его «Заговор императрицы» будут проходить при полным аншлагах, к 10-летию революции он допишет вторую часть «Хождений по мукам», которая будет иметь ошеломляющий успех.

В годы Великой Отечественной войны из-под пера Толстого выйдет большое количество материалов на злободневные темы. Публицистика Толстого окажется настолько актуальна, что статьи будут издавать в виде маленьких книжиц, которые удобно положить в карман гимнастерки.

Вместе с тем, «товарищ граф» будет подобен балансирующему под куполом цирка канатоходцу, за которым следят и с замиранием сердца ждут «падения». Но он устоит, взяв от жизни все самые «яркие и праздничные куски». Возможно, он будет лукавить, когда напишет, что «эта гимнастика его забавляет».



Просмотр содержимого документа
«РМ - задание»

1 группа: А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии.

Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.




  1. группа: Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретенной родины» в «Хождении по мукам».

Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

  1. группа: Творческая история романа «Петр I». Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле».


Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.


  1. группа: Творческая история романа «Петр I». Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле».


Прием « Мудрые совы»

Самостоятельно проработайте содержание текста учебника, раздаточного материала и заполните рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Задания:

  • Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

  • Что не ждали? Выберите из текста информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль несколькими ключевыми фразами.

  • Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного материала такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

  • Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!