СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №22-23 С.А. Есенин. Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. ознакомить учащихся с истоками творческого таланта С. А. Есенина; раскрыть народно-песенную основу творчества поэта; совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания; продолжить обучение выразительному чтению;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся, их творческие способности, направленные на раскрытие темы урока;
  3. воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №22-23 Есенин Лирика»

11 класс


Урок №22-23

С.А. Есенин. Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Поэзия С.А. Есенина сегодня.

Цели:

  1. ознакомить учащихся с истоками творческого таланта С. А. Есенина; раскрыть народно-песенную основу творчества поэта; совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания; продолжить обучение выразительному чтению;

  2. активизировать познавательную деятельность учащихся, их творческие способности, направленные на раскрытие темы урока;

  3. воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Ожидаемый результат:

учащиеся выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики поэта; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит его стихотворений; анализируют стихи, раскрывают своеобразие художественных приёмов в поэзии С. А. Есенина и их связь с народным поэтическим творчеством;

отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации; развивают навыки самостоятельной работы по группам, умеют подбирать и отбирать необходимый материал по теме, работать над элементом проектной технологии;

Ресурсы:

учебник, презентационный материал, видеоролики « Живой Сергей Есенин», «Любимые женщины Есенина» листы для взаимооценивания работ групп

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Стадия вызова

1.Орг. момент.

Деление на группы по разноцветным стикерам с названиями стихотворениий Есенина. Красные стикеры – стихи о Родине, синие – о природе, желтые – о любви, зеленые – о животных.

Создание психологического настроя путем ассоциации к слову «комфорт»


2. Сергей Александрович Есенин — талантливейший поэт земли русской. Его творчество неотделимо от духовной жизни страны, её богатой национальными традициями песенной культуры. В чём же секрет столь огромной популярности этого автора?

Он — в особом характере его природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность.

Опрос домашнего задания. Защита постера по теме «Сергей Есенин»


3.Вхождение в тему. Просмотр видеороликов, в которых звучат стихи поэта.Определение темы и цели урока.Запись эпиграфа к уроку: «Я сердцем никогда не лгу» С.Есенин

Ученики рассаживаются по своим рабочим местам и настраиваются на плодотворную работу.






Ученики индивидуально или в паре защищают постер, а остальные ученики оценивают их работу критериям:

1.Оформление, фантазия

2. Речь, коммуникативность.

3. Отбор информации

Ученики просматривают видеоролики, настраиваются на урок, читают названия стихов в своих стикерах и определяют тему и цели урока, обсуждают слова Есенина.


  1. Стадия осмысления

Работа в группе. Каждая группа анализируют одно стихотворение поэта и готовят проектные работы

1 группа- стихотворение «Песнь о собаке»

2 группа – «Письмо к матери»

3 группа – «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

4 группа – «До свидания, друг мой, до свидания»



Ученики должны подобрать эпиграф, включить высказывания о Есенине, подобрать другие стихи поэта, близкие по тематике анализируемого стихотворения. Используя учебник, материалы интернета подготовить презентацию стихотворения в форме постера.

  1. Рефлексия

  1. Составление синквейна на тему «Есенин»

Обобщающее слово учителя

— Сергей Александрович Есенин был яркой личностью. По словам Р. И. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределённым словом «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то

своё, привычное и любимое,— и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

О чём бы ни писал поэт: о Родине, любви, природе, писал он искренне, с душой. Благодаря врождённому чувству гармонии, многие люди находили отраду в поэзии Есенина, наслаждаясь задушевными звуками его лиры!

  1. Взаимооценивание по листу успеха

  2. Рефлексия урока по методу «Плюс, минус, интересно» (устно)


Ученики индивидуально или в группе составляют синквейн.


Члены каждой группы по листу успеха оценивают работу членов другой команды.

Ученики устно высказывают, что им понравилось на уроке, что не понравилось , что было им интересно и хотелось бы поглубже узнать об этом.

Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть по выбору одно из стихотворений поэта.

  2. Эссе «Поэма «Анна Снегина» – горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время».








Просмотр содержимого документа
«Стихотворение С»

«Письмо матери».



Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.







До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.


До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,—

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.



1925







Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.


До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.


А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.


По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.


А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.


В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.


И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.


1915










Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.


Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.


Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.


Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


1924



Просмотр содержимого документа
«деление на группы»

«Песнь о собаке»

«Письмо к матери»

«Песнь о собаке»

«Письмо к матери»

«Песнь о собаке»

«Письмо к матери»

«Песнь о собаке»

«Письмо к матери»

«Песнь о собаке»

«Письмо к матери»

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

«До свидания, друг мой, до свидания»

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

«До свидания, друг мой, до свидания»

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

«До свидания, друг мой, до свидания»

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

«До свидания, друг мой, до свидания»

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

«До свидания, друг мой, до свидания»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!