I. Организационный этап. | Мотивация учебной деятельности. - Часто говорят, что у каждого языка есть своя «картина мира». Своя «картина мира», отражающая ход истории, есть и у русского языка. Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы, ведь слово по своей лингвистической природе — сложная, многогранная, разноплановая единица языка, которую мы можем охарактеризовать с точки зрения фонетики и орфографии, лексики и морфологии. Давайте убедимся в этом. Постановка цели и задач урока. | Формируются 4 группы по 6 человек при помощи стратегии «Пазлы». Учащиеся записывают число и тему урока, формулируют основные цели. Оценивание «Коллекция цветных стикеров»: Красный – «2» Розовый - «3» Желтый - «4» Зеленый – «5» (на протяжении всего урока) |
ІІ. Актуализация опорных знаний | Прием «Аукцион знаний» - По приведённому толкованию (определению) назовите определяемое слово и запишите его. 1) Раздел науки о языке, изучающий звуки. 2) Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. 3) Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4) Главный член предложения, который называет действие или состояние подлежащего. 5) Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. 6) Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности. 7) Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его значения. 8) Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его грамматических признаков. Прием «Табу» Каждая группа получает карточку с ключевым словом – названием раздела лингвистики, которое ученики не имеют права использовать в объяснении. Цель игры состоит в том, чтобы каждая группа объяснила свое слово другим группам, используя, как можно больше терминов, относящихся к данному разделу языкознания. Если группа правильно догадается, какое там слово, они получают балл. Группа, представляющая слово, также получает балл. Прием «Минута» - За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов: Яблоку негде упасть, вывести на чистую воду, делать из мухи слона, за тридевять земель, зарубить на носу, засучив рукава, иметь голову на плечах, в двух словах, в двух шагах, одного поля ягода, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, себе на уме, клевать носом, как рыба в воде, семь пятниц на неделе, оказаться между двух огней, в три ручья, стричь всех под одну гребёнку, убить двух зайцев, на всех парусах, садиться не в свои сани, взять голыми руками, без году неделя, как свои пять пальцев, скрепя сердце, ни свет ни заря, быть на седьмом небе, как снег на голову, болеть душой, в два счёта, задирать нос, вставлять палки в колёса, два сапога — пара, сидеть сложа руки, кривить душой, спустя рукава, от корки до корки, вызывать огонь на себя. | Учащиеся записывают слова индивидуально в тетрадь. Осуществляют проверку в паре, группе, используя прием «Снежный ком» Для справок: сказуемое; прямая речь; морфология; обращение; фонетика; пунктуация; лексика; текст. Ученики просматривают свои слова и обсуждают в группах как объяснить их при помощи терминологии раздела. Фонетика Морфемика и словообразование Лексика Морфология Учащиеся в группе записывают значения как можно большего количества фразеологизмов. Проверка работы происходит по принципу приема «Горячий стул» Более 15 фразеологизмов – «5» 14 - 10 фразеологизмов – «4» 9 - 5 фразеологизмов – «3» |
IV. Работа над темой урока | 1. Орфоэпический практикум - Расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка. Произнесите вслух слова, соблюдая орфоэпические нормы. ТеплопровОд, тамОжня, столЯр, срЕдства, сосредотОчение, созвонИмся, сОгнутый, сирОты, свЕкла, сажЕнь, раскУпорить, разОгнутый, приободрИть, принУдить, ломОть, дремОта, красИвее, тОрты, договОр. | Учащиеся делают записи в рабочей тетради, расставляют ударения в карточках (РМ). После окончания работы осуществляют взаимопроверку по стратегии «Карусель» (по часовой стрелке) и оценивают при помощи стикеров Эталон для проверки |
2. Орфографический практикум - Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов. БеспрецеНдентный, дермаНтин, дикобраз, поДскользнуться, поДщёчина, прецеНдент, скУРпулёзный, инцидент, компромеНтировать, конкурентНоспособный, будущий, жаждуЮщий. | Учащиеся делают записи в рабочей тетради, находят и исправляют орфографические ошибки на карточках (РМ). После окончания работы осуществляют взаимопроверку по стратегии «Карусель» (против часовой стрелки) и оценивают при помощи стикеров Эталон для проверки |
Стилистический тренинг 1 группа - Сгруппируйте приведённые слова по трём стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные. Ахнуть, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент. - Исключите «лишнее» слово 1) Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный. 2) Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать. 3) Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка. 4) Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить. 5) Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь. Ответы: 1) Дотошный; 2) огорчиться; 3) заминка; 4) победить; 5) засвидетельствовать. 2 группа - Определите значения просторечных слов, замените их литературными. Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить. группа - Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов. Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник). 4 группа - Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. п.). 1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушёл несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнётся ревизия, мы можем влипнуть в переплёт. 8) Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них всё было шито-крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь. | Учащиеся в группе выполняют данное им задание. Взаимопроверка по принципу приема «Посол» (один человек от группы рассказывает другим группам о выполненном задании, группа оценивает его ответ при помощи стикеров) |