СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №2-3. В.Маяковский: поэт и человек.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэта, определяют характерные черты личности В. Маяковского как человека и поэта, их противоречивость; развивают навыки аналитической деятельности при работе с художественным текстом; проявляют творческие способности при создании образно-графической схемы, совершенствуют монологическую и диалогическую речь. Работа на уроке проводится в группах и индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №2-3 В.Маяковский - человек и поэт»

11 класс

Урок №3-4

Владимир Маяковский: поэт и человек.

Цели:

  1. дать представление о неординарной, трагической личности поэта, его творчестве, которое носило новаторский характер;

  2. активизировать мышление учащихся; развивать творческие способности и навыки исследовательской деятельности;

  3. формировать духовно – нравственные ценности, культурную личность.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэта, определяют характерные черты личности В. Маяковского как человека и поэта, их противоречивость; развивают навыки аналитической деятельности при работе с художественным текстом; проявляют творческие способности при создании образно-графической схемы, совершенствуют монологическую и диалогическую речь.

Оборудование:

РМ – стихотворения Маяковского, манифест футуристов, «Лови ошибку»; листы А-3, фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся.


  1. Введение в тему урока

  1. Дискуссия с постановкой проблемного вопроса.

- Кто из вас может назвать себя знатоками в современном мире моды (шоу-бизнеса, политики)?

- А как называют публичных людей, которые стремятся быть необычными, не как все, желают выделиться из толпы?

- Можете назвать несколько примеров таких экстравагантных, неординарных личностей?

Учитель читает стихотворение В. Маяковского «Несколько слов о себе самом»

- Послушайте и ответьте, можно ли автора следующего стихотворения назвать неординарным, экстравагантным? Почему?

Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом?
А я —
в читальне улиц —
так часто перелистывал гро̀ба том.
Полночь
промокшими пальцами щупала
меня
и забитый забор,
и с каплями ливня на лысине купола
скакал сумасшедший собор.
Я вижу, Христос из иконы бежал,
хитона обветренный край
целовала, плача, слякоть.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»

[1913]

- Как думаете, кто мог написать так в начале 20 века?

- Да, конечно, это поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский! Поэт - горлан, как его иногда называют. Человек с непростой судьбой. Человек, который никакому делу не отдавал себя наполовину. Он отдавал всего себя. Или не отдавал ничего.

- Итак, сегодня на уроке я предлагаю вам при помощи таблицы поговорить о Маяковском, как о поэте и как о человеке.








Экстравагантными, причудливыми, эксцентричными, странными, неординарными, белыми воронами и т.п.

М. Джексон, Жанна Агузарова, В. Жириновский, Сергей Зверев, Моисеев, Шура и т.п.


Да, конечно! Еще каким экстравагантным! Странным! …

Страшные мысли в начале стихотворения





































Похоже на Маяковского, это он всё хотел выделиться…


Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

Эпиграф

Ненавижу всяческую мертвечину,

обожаю всяческую жизнь

В. Маяковский


Чертим таблицу из двух столбиков.

М - поэт

М - человек




  1. Работа по теме урока


  1. Аналитическое чтение стихотворений.

- Перед вами текст прочитанного мною стихотворения. Вы знаете, что по законам литературы любой писатель или поэт выражает себя в слове. Вот вы сейчас попробуете найти в предложенном стихотворении строки, которые, на ваш взгляд, характеризуют Маяковского как поэта и как человека и выпишите эти цитаты в разные колонки.


- Что заметили?

- Послушайте еще один отрывок из стихотворения Маяковского «Дешевая распродажа»

…Слушайте ж:
все, чем владеет моя душа,
- а ее богатства пойдите смерьте ей! -
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это - хотите? -
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье…
…Люди!
За человечье слово -
не правда ли, дешево?
Пойди,
попробуй,-
как же,
найдешь его!


- Что из этого отрывка вы бы выписали в таблицу, подтверждая свои догадки?



- Как думаете, зачем Маяковский-поэт бросает в своих стихах такой вызов обществу?

- Да, верно. Кто же не откликнется на столь чудовищные, столь бесчеловечные по смыслу строки: «Я люблю смотреть, как умирают дети…» Мурашки по коже…

Поэтому с первого же появления Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления сопровождались улюлюканьем, были «просвистаны до дыр», как говорили. Но что же скрывалось за этой напускной грубостью, доходящей до наглости?


-Давайте посмотрим, с помощью каких выразительных синтаксических средств передает Маяковский состояние своей души?


- Да, ребята, трудно сказать, кто еще соединил в себе столько непримиримых противоречий! Маяковский - поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский – человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы. Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры; его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала; им восторгались, его боготворили и славословили – о нем злословили и издевались; его любили и ненавидели!


- Марина Цветаева в своё время написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Маяковский закончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил…»

Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь поэта Маяковского – продолжается.

  1. Выступление 1 группы учащихся «Литературная визитка поэта»



Самостоятельная работа в малых группах с избранными текстами стихотворений поэта.

В тетради:

Я люблю смотреть, как умирают дети…, скакал сумасшедший собор… и т.п.

…Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!..

…Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе…

Это как будто разные люди, два разных человека…





















В тетради:

…богатства души…, …великолепие, что в вечность украсит мой шаг и самое мое бессмертие…,

…все это - хотите? - сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье…

Трудно сказать, но, может быть, чтобы быстрее обратили внимание, услышали?








Одиночество, «порванная в клочья душа»…



Много восклицательных знаков, как крик души…





















1 группа представляет свою творческую работу, называя интересные факты из жизни В. Маяковского. Учащиеся (класс) продолжают заполнение таблицы.



  1. Актуализация понятия «футуризм»

- Творческий дебют В. Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Что вы помните об этом литературном течении Серебряного века?





























- Прочитайте выдержки из манифеста футуристов. Чем отличается это литературное направление от других?

- «Рог времени трубит нашими голосами» - заявляли они, а позже М. Горький перефразирует это заявление: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни»

- Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, т.к. искусство, по их мнению, должно будить и будоражить. И хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он находил свой, собственный путь. Это путь поэта-борца, поэта - революционера. Его занимают не внешние приемы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни, его увлекает борьба с воинствующим старым. Он ищет язык, который был бы понятен народу, он выбирает слова, которые достаточно сильны, чтобы прозвучать на площади. Давайте убедимся в этом на примере его произведений.

- Футуризм – от латинского futurum – будущее Прием «Лови ошибку»

Назовите основные принципы футуризма (делают выборку из предложенного материала)

    1. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный (символизм).

    2. Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы

    3. Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности (символизм и акмеизм).

    4. Культ техники, индустриальных городов

    5. Мифология - арсенал психологических и философских моделей (символизм)

    6. Обращение к человеку, к подлинности его чувств (акмеизм).

    7. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее

    8. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат

    9. Пафос эпатажа как средства выразительности

    10. Поиски раскрепощенного "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;

    11. Предметность и четкость образов («прекрасная ясность»), отточенность деталей, создающих конкретную картину (акмеизм).

    12. Произведения строятся как поток словесно - музыкальных созвучий (символизм)

    13. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты (символизм).


Читают манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»

Отличительные признаки:

  1. Анархическое бунтарство.

  2. Свобода творчества.

  3. Отказ от литературных и языковых норм.

  4. Устремленность в будущее.

  5. Неприятие буржуазной морали.

  6. Эпатаж как средство выразительности.





  1. Выступление мини-групп с презентацией домашнего задания

- «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.

Поэтому творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство.

Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.


Опережающее домашнее задание: презентация произведения В. Маяковского

2 группа «Поэма В. Маяковского «Облако в штанах»

3 группа Сатирическая пьеса В. Маяковского «Клоп»

4 группа Сатирическая пьеса В. Маяковского «Баня»






















Заслушивают выступление 2 группы

Работа в группах:

  1. «ДОЛОЙ ВАШУ ЛЮБОВЬ»: Преображает или искажает любовь «глыбу» - человека?

  2. «ДОЛОЙ ВАШЕ ИСКУССТВО»: В чем видит смысл творчества герой поэмы? Близка ли эта точка зрения самому автору?

  3. «ДОЛОЙ ВАШ СТРОЙ»: Что привносит мотив разрушения, насилия, организующий содержание данной главы, в идею всей поэмы?

  4. «ДОЛОЙ ВАШУ РЕЛИГИЮ»: Что добавляет последняя глава к нашему восприятию образа героя поэмы?

Обсуждение ответов.


Прослушивают выступления 3, 4 групп, отвечают (устно) на вопрос «В чем актуальность пьес В. Маяковского?»


  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  1. Дискуссионный вопрос

- Скажите, легко ли быть неординарной личностью?




  1. Запись вывода по таблице

- Как звучала тема урока? Так какой же вывод можно сделать, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека? Запишите свои мысли внизу таблицы.

  1. Создание образно-графической схемы

- Попробуйте в группах схематично изобразить душевный мир лирического героя поэтических произведений В. Маяковского (при наличии времени – возможно дать задание в качестве домашнего творчески одаренным учащимся)

  1. Заключительное слово учителя.

- Нет двух лирических героев в творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный, противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника, с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее. Демонстративный цинизм лирического героя в творчестве Маяковского – не что иное, как оборотная сторона его протестующего, воинствующего одиночества, «защитная реакция» на то, что его окружает. Бросая вызов окружающему, герой остаётся нежным, беззащитным и снова и снова звучат его слова (песня «Если звёзды зажигаются».)

Я так же, как В. Маяковский надеюсь, что звёзды нам будут нужны всегда.

Рассуждают на поставленный вопрос, аргументируют свою точку зрения.





Делают выводы в двух столбиках таблицы, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека.


Работа в группах: схематично изображают душевный мир лирического героя В. Маяковского

(при наличии времени)


Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…»

  2. Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы.

  3. Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.

  4. Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного – двух учеников)





Просмотр содержимого документа
«РМ - ЛОВИ ОШИБКУ»

«ЛОВИ ОШИБКУ»


Основные признаки футуризма:

  1. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный

  2. Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы

  3. Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности

  4. Культ техники, индустриальных городов

  5. Мифология - арсенал психологических и философских моделей

  6. Обращение к человеку, к подлинности его чувств

  7. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее

  8. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат

  9. Пафос эпатажа как средства выразительности

  10. Поиски раскрепощенного "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка

  11. Предметность и четкость образов («прекрасная ясность»), отточенность деталей, создающих конкретную картину

  12. Произведения строятся как поток словесно - музыкальных созвучий (символизм)

  13. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты





«ЛОВИ ОШИБКУ»


Основные признаки футуризма:

  1. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный

  2. Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы

  3. Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности

  4. Культ техники, индустриальных городов

  5. Мифология - арсенал психологических и философских моделей

  6. Обращение к человеку, к подлинности его чувств

  7. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее

  8. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат

  9. Пафос эпатажа как средства выразительности

  10. Поиски раскрепощенного "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка

  11. Предметность и четкость образов («прекрасная ясность»), отточенность деталей, создающих конкретную картину

  12. Произведения строятся как поток словесно - музыкальных созвучий (символизм)

  13. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты



Просмотр содержимого документа
«РМ - манифест ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ»

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Мы приказываем чтить права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами ( Словоновшество ).

  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.400

  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.

  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них уже

1912



Просмотр содержимого документа
«РМ - стихотворения»

В. Маяковский «Несколько слов о себе самом»

Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
за тоски хоботом?
А я —
в читальне улиц —
так часто перелистывал гро̀ба том.
Полночь
промокшими пальцами щупала
меня
и забитый забор,
и с каплями ливня на лысине купола
скакал сумасшедший собор.
Я вижу, Христос из иконы бежал,
хитона обветренный край
целовала, плача, слякоть.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»

[1913]



В. Маяковский «Дешевая распродажа»

…Слушайте ж:
все, чем владеет моя душа,
- а ее богатства пойдите смерьте ей! -
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это - хотите? -
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье…
…Люди!
За человечье слово -
не правда ли, дешево?
Пойди,
попробуй,-
как же,
найдешь его!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!