Урок №3-4 | Владимир Маяковский: поэт и человек. |
Цели: | дать представление о неординарной, трагической личности поэта, его творчестве, которое носило новаторский характер; активизировать мышление учащихся; развивать творческие способности и навыки исследовательской деятельности; формировать духовно – нравственные ценности, культурную личность. |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэта, определяют характерные черты личности В. Маяковского как человека и поэта, их противоречивость; развивают навыки аналитической деятельности при работе с художественным текстом; проявляют творческие способности при создании образно-графической схемы, совершенствуют монологическую и диалогическую речь. |
Оборудование: | РМ – стихотворения Маяковского, манифест футуристов, «Лови ошибку»; листы А-3, фломастеры |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствует учащихся. | |
Введение в тему урока | Дискуссия с постановкой проблемного вопроса. - Кто из вас может назвать себя знатоками в современном мире моды (шоу-бизнеса, политики)? - А как называют публичных людей, которые стремятся быть необычными, не как все, желают выделиться из толпы? - Можете назвать несколько примеров таких экстравагантных, неординарных личностей? Учитель читает стихотворение В. Маяковского «Несколько слов о себе самом» - Послушайте и ответьте, можно ли автора следующего стихотворения назвать неординарным, экстравагантным? Почему? Я люблю смотреть, как умирают дети. Вы прибоя смеха мглистый вал заметили за тоски хоботом? А я — в читальне улиц — так часто перелистывал гро̀ба том. Полночь промокшими пальцами щупала меня и забитый забор, и с каплями ливня на лысине купола скакал сумасшедший собор. Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона обветренный край целовала, плача, слякоть. Кричу кирпичу, слов исступленных вонзаю кинжал в неба распухшего мякоть: «Солнце! Отец мой! Сжалься хоть ты и не мучай! Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней. Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе на ржавом кресте колокольни! Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!» [1913] - Как думаете, кто мог написать так в начале 20 века? - Да, конечно, это поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский! Поэт - горлан, как его иногда называют. Человек с непростой судьбой. Человек, который никакому делу не отдавал себя наполовину. Он отдавал всего себя. Или не отдавал ничего. - Итак, сегодня на уроке я предлагаю вам при помощи таблицы поговорить о Маяковском, как о поэте и как о человеке. | Экстравагантными, причудливыми, эксцентричными, странными, неординарными, белыми воронами и т.п. М. Джексон, Жанна Агузарова, В. Жириновский, Сергей Зверев, Моисеев, Шура и т.п. Да, конечно! Еще каким экстравагантным! Странным! … Страшные мысли в начале стихотворения Похоже на Маяковского, это он всё хотел выделиться… Запись темы урока и эпиграфа в тетради. Эпиграф Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь В. Маяковский Чертим таблицу из двух столбиков. |
Работа по теме урока | Аналитическое чтение стихотворений. - Перед вами текст прочитанного мною стихотворения. Вы знаете, что по законам литературы любой писатель или поэт выражает себя в слове. Вот вы сейчас попробуете найти в предложенном стихотворении строки, которые, на ваш взгляд, характеризуют Маяковского как поэта и как человека и выпишите эти цитаты в разные колонки. - Что заметили? - Послушайте еще один отрывок из стихотворения Маяковского «Дешевая распродажа» …Слушайте ж: все, чем владеет моя душа, - а ее богатства пойдите смерьте ей! - великолепие, что в вечность украсит мой шаг и самое мое бессмертие, которое, громыхая по всем векам, коленопреклоненных соберет мировое вече, все это - хотите? - сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье… …Люди! За человечье слово - не правда ли, дешево? Пойди, попробуй,- как же, найдешь его! - Что из этого отрывка вы бы выписали в таблицу, подтверждая свои догадки? - Как думаете, зачем Маяковский-поэт бросает в своих стихах такой вызов обществу? - Да, верно. Кто же не откликнется на столь чудовищные, столь бесчеловечные по смыслу строки: «Я люблю смотреть, как умирают дети…» Мурашки по коже… Поэтому с первого же появления Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления сопровождались улюлюканьем, были «просвистаны до дыр», как говорили. Но что же скрывалось за этой напускной грубостью, доходящей до наглости? -Давайте посмотрим, с помощью каких выразительных синтаксических средств передает Маяковский состояние своей души? - Да, ребята, трудно сказать, кто еще соединил в себе столько непримиримых противоречий! Маяковский - поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский – человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы. Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры; его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала; им восторгались, его боготворили и славословили – о нем злословили и издевались; его любили и ненавидели! - Марина Цветаева в своё время написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Маяковский закончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил…» Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь поэта Маяковского – продолжается. Выступление 1 группы учащихся «Литературная визитка поэта» | Самостоятельная работа в малых группах с избранными текстами стихотворений поэта. В тетради: Я люблю смотреть, как умирают дети…, скакал сумасшедший собор… и т.п. …Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!.. …Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе… Это как будто разные люди, два разных человека…
В тетради: …богатства души…, …великолепие, что в вечность украсит мой шаг и самое мое бессмертие…, …все это - хотите? - сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье…
Трудно сказать, но, может быть, чтобы быстрее обратили внимание, услышали? Одиночество, «порванная в клочья душа»… Много восклицательных знаков, как крик души… 1 группа представляет свою творческую работу, называя интересные факты из жизни В. Маяковского. Учащиеся (класс) продолжают заполнение таблицы. |
| Актуализация понятия «футуризм» - Творческий дебют В. Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Что вы помните об этом литературном течении Серебряного века? - Прочитайте выдержки из манифеста футуристов. Чем отличается это литературное направление от других? - «Рог времени трубит нашими голосами» - заявляли они, а позже М. Горький перефразирует это заявление: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни» - Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, т.к. искусство, по их мнению, должно будить и будоражить. И хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он находил свой, собственный путь. Это путь поэта-борца, поэта - революционера. Его занимают не внешние приемы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни, его увлекает борьба с воинствующим старым. Он ищет язык, который был бы понятен народу, он выбирает слова, которые достаточно сильны, чтобы прозвучать на площади. Давайте убедимся в этом на примере его произведений. | - Футуризм – от латинского futurum – будущее Прием «Лови ошибку» Назовите основные принципы футуризма (делают выборку из предложенного материала) «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный (символизм). Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности (символизм и акмеизм). Культ техники, индустриальных городов Мифология - арсенал психологических и философских моделей (символизм) Обращение к человеку, к подлинности его чувств (акмеизм). Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат Пафос эпатажа как средства выразительности Поиски раскрепощенного "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка; Предметность и четкость образов («прекрасная ясность»), отточенность деталей, создающих конкретную картину (акмеизм). Произведения строятся как поток словесно - музыкальных созвучий (символизм) Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты (символизм). Читают манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» Отличительные признаки: Анархическое бунтарство. Свобода творчества. Отказ от литературных и языковых норм. Устремленность в будущее. Неприятие буржуазной морали. Эпатаж как средство выразительности. |
| Выступление мини-групп с презентацией домашнего задания - «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь. Поэтому творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство. Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим. Опережающее домашнее задание: презентация произведения В. Маяковского 2 группа «Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» 3 группа Сатирическая пьеса В. Маяковского «Клоп» 4 группа Сатирическая пьеса В. Маяковского «Баня» | Заслушивают выступление 2 группы Работа в группах: «ДОЛОЙ ВАШУ ЛЮБОВЬ»: Преображает или искажает любовь «глыбу» - человека? «ДОЛОЙ ВАШЕ ИСКУССТВО»: В чем видит смысл творчества герой поэмы? Близка ли эта точка зрения самому автору? «ДОЛОЙ ВАШ СТРОЙ»: Что привносит мотив разрушения, насилия, организующий содержание данной главы, в идею всей поэмы? «ДОЛОЙ ВАШУ РЕЛИГИЮ»: Что добавляет последняя глава к нашему восприятию образа героя поэмы? Обсуждение ответов. Прослушивают выступления 3, 4 групп, отвечают (устно) на вопрос «В чем актуальность пьес В. Маяковского?» |
Подведение итогов урока. | Рефлексия. Дискуссионный вопрос - Скажите, легко ли быть неординарной личностью? Запись вывода по таблице - Как звучала тема урока? Так какой же вывод можно сделать, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека? Запишите свои мысли внизу таблицы. Создание образно-графической схемы - Попробуйте в группах схематично изобразить душевный мир лирического героя поэтических произведений В. Маяковского (при наличии времени – возможно дать задание в качестве домашнего творчески одаренным учащимся) Заключительное слово учителя. - Нет двух лирических героев в творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный, противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника, с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее. Демонстративный цинизм лирического героя в творчестве Маяковского – не что иное, как оборотная сторона его протестующего, воинствующего одиночества, «защитная реакция» на то, что его окружает. Бросая вызов окружающему, герой остаётся нежным, беззащитным и снова и снова звучат его слова (песня «Если звёзды зажигаются».) Я так же, как В. Маяковский надеюсь, что звёзды нам будут нужны всегда. | Рассуждают на поставленный вопрос, аргументируют свою точку зрения. Делают выводы в двух столбиках таблицы, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека. Работа в группах: схематично изображают душевный мир лирического героя В. Маяковского (при наличии времени) |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…» Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы. Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях. Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного – двух учеников) | |