СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №19 Добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель данного урока: рассмотреть решение означенной проблемы в произведении, осознать её принципиальную важность для понимания идейно-художественного своеобразия романа, понимания авторского замысла и анализа этапов его воплощения. 

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №19»

11 класс


Урок №19

Добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Цели:

рассмотреть решение означенной проблемы в произведении, осознать её принципиальную важность для понимания идейно-художественного своеобразия романа, понимания авторского замысла и анализа этапов его воплощения.

Задачи:

  1. проверить и закрепить знание текста, понять идейно-тематическое содержание;

  2. осознать противостояние добра и зла в жизни как проблему, сделать шаг к определению собственной нравственной позиции;

  3. обучение аналитическому мышлению, навыки общения в определённом культурном контексте.

Ожидаемые результаты:

учащиеся смогут:

  • рассмотреть уже известные эпизоды романа в новом аспекте, характеризовать главных героев романа, сопоставить личные читательские впечатления с замыслом и мировоззрением автора;

  • участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию художественным текстом, определять круг проблем, касающихся конкретной темы.

  • увидеть чёткую и ясную авторскую позицию и её воплощение в романе, задуматься о собственном личностном нравственном выборе

Оборудование:

китайский символ ИНЬ-ЯНЬ, карточки для интерактивного теста

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Мотивация деятельности.

Приветствует учащихся.

Сообщается тема урока, проговариваются ожидаемые результаты (см. выше). На данном этапе необходимо вызвать у учащихся заинтересованность в обсуждении достаточно серьёзных и сложных вопросов. В качестве мотивационного приема предлагаем демонстрацию рисунка-символа (ИНЬ-ЯНЬ).

Вопросы:

  • Знаком ли вам этот символ?

  • Попробуйте дать ему толкование?

  • Объясните форму и цвет.

  • Предполагает ли подобное мировоззрение борьбу тёмного и светлого начал? Если нет, то каким словом можно более точно охарактеризовать их отношения? (здесь нужно выйти на слово взаимодействие)

Приветствуют учителя.

Обсуждают китайский символ ИНЬ-ЯНЬ (дают свое понимание данного символа, его цветовой гаммы, формы)

  1. Целеполагание. Постановка проблемы.


  1. Целеполагание.

- Вернёмся к роману Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", попробуем выяснить, на каком уровне взаимодействуют у него понятия добра и зла, близка ли его позиция принципу ИНЬ-ЯНЬ и что мы наблюдаем в романе: борьбу или взаимодействие.

Для начала вспомним основных героев романа. (Называются Мастер, Маргарита, Воланд, Иешуа, Понтий Пилат - имена нужно записать на доске).

Какие начала несут эти герои, как мы, читатели, определяем их принадлежность к свету или тьме? Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно определиться, какие конкретно ассоциации, образы, понятия связаны у нас с этими абстрактными категориями Добро и Зло.

  1. Прием «Мозговой штурм»

На доске выписаны слова "Добро" и "Зло", к ним называются ассоциации. В результате этой работы мы имеем записанные на доске столбики слов, среди которых, как показывает опыт проведения подобного урока, будут милосердие, помощь, сострадание, дружба, любовь и т.д. и ложь, ненависть, жадность, предательство и т.д.

Здесь крайне важно обратить внимание ребят на то, что они имели в виду прежде всего человеческие качества, снова возвращаемся к символу китайской философии и обсуждаем принципиальное различие: символ воплощает взаимодействие добра и зла абстрактно, в целом для всего мироздания; для нас и для автора "Мастера и Маргариты" добро и зло - это в первую очередь то, что присуще миру людей.

- Что же присуще героям романа?


Записывают тему урока, формулируют цели и задачи.











Под ними в столбик записываются все возникающие у ребят ассоциации. Важно, чтобы, называя то или иное слово, учащиеся давали краткий комментарий-объяснение своего выбора.

  1. Дискуссия

Работа в группах.

  1. Интерактивный тест.

Задание: кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?

  1. "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" (Воланд)

  2. "Беда в том. Что ты слишком замкнут и потерял веру в людей" (Иешуа)

  3. "Нет более безнадёжного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать" (Понтий Пилат)

  4. "Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу" (Азазелло)

  5. "Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся: Второй стадией была стадия удивления" (Мастер)

  6. "И интереснее всего в этом вранье то, что оно - враньё от первого до последнего слова" (Воланд)

  7. "…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…" (Мастер)

  8. "…грусть перед дальней дорогой… вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?.. " (Маргарита)

  9. "Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)

  10. "…Правду говорить легко и приятно …" (Иешуа)

  11. "…всякая власть является насилием над людьми…" (Иешуа)

  12. "…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков Осмелюсь вам возразить: это самый страшный порок…" (Понтий Пилат)


После обсуждения вопросов теста (кратко, быстро, точно) группы получают задание: они должны, ориентируясь на записанные на доске слова-ассоциации, доказать принадлежность своих героев к злым или добрым силам, для этого они должны вспомнить конкретные ситуации, эпизоды, в которых они проявляли качества, обозначенные словами-ассоциациями.

  1. Выступление групп: для эффективной работы нужно заранее оговорить время подготовки и время выступления каждой группы.

  2. Дискуссия

Вопросы:

а) Есть ли борьба добра и зла в романе?

б) Чего в мире больше по Булгакову?

в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием?

Для деления на группы используем интерактивный тест. Вопросы раздаются по одному на парту, отвечает, таким образом, пара.

Четыре группы:

1. Понтий Пилат

2. Мастер и Маргарита

3. Воланд и его свита

4. Иешуа.

Доказывают принадлежность своего героя к силам добра или зла, опираясь на текст романа.



















Участвуют в дискуссии, высказывая свою точку зрения и аргументируя ее на основе материала романа Булгакова


  1. Подведение итогов.

Выводы формулирует после дискуссии учитель.

Выводы:

Со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но всё это не делает людей добрыми: симпатии писателя не на стороне Воланда. Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.


Выводы записывают в тетрадь.

Критерии для самооценки:

  • Активная работа на этапе мотивации

  • Аргументированные высказывания на этапе мозгового штурма

  • Активное участие при выступлении групп

  • Активное участие в дискуссии

(Отдельно могут быть выставлены оценки за работу с интерактивным тестом).

Домашнее задание

Дайте письменный ответ на следующий вопрос "Происходит ли, на ваш взгляд, в романе скрытый диалог между Воландом и Иешуа?"

Сформулируйте несколько тем для сочинения по роману М.Булгакова



Просмотр содержимого документа
«Карточки для интерактивного теста»

"Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"

"Беда в том. Что ты слишком замкнут и потерял веру в людей"

"Нет более безнадёжного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать"

"Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу"

"Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся: Второй стадией была стадия удивления"

"И интереснее всего в этом вранье то, что оно - враньё от первого до последнего слова"

"…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…"

"…грусть перед дальней дорогой… вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?.."

"Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!"

"…Правду говорить легко и приятно …"

"…всякая власть является насилием над людьми…"

"…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков Осмелюсь вам возразить: это самый страшный порок…"


Просмотр содержимого документа
«Цитаты из романа»

Цитаты из романа "Мастер и Маргарита"

Цитаты Иешуа

«…оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет…» (Иешуа)

«…Правду говорить легко и приятно …» (Иешуа)

«…всякая власть является насилием над людьми…» (Иешуа)

«...перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил...» (Иешуа)

Цитаты Понтия Пилата

«...Зачем же отказываться от того, что предлагается по закону?..» (Понтий Пилат)

«…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок…» (Понтий Пилат)

Цитаты автора

«…никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама…» (автор)

«…Кто скажет что нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории…» (автор) «…колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уж его ничем не остановишь…» (автор) «…мысли побежали уже по двойному рельсовому пути, но, как всегда бывает во время катастрофы, в одну сторону и вообще черт знает куда…» (автор о Степе Лиходееве)

«…умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах…» (автор)

«…За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!..» (автор)

«…не бывает так, чтобы что нибудь тянулось вечно…» (автор)

«..все кончается…» (автор)

Цитаты Воланда

«…Следуйте старому мудрому правилу, – лечить подобное подобным…» (Воланд о похмелье)

«…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…» (Воланд)

«…зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?..» (Воланд)

«…они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота…» (Воланд) «…Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!..» (Воланд)

«…что то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения…» (Воланд)

«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из за твоей фантазии наслаждаться голым светом?..» (Воланд)

«…Странно ведут себя красавицы…» (Воланд)

«…Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь…» (Воланд)

«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..» (Воланд)

«…Рукописи не горят…» (Воланд)

Цитаты Коровьева

«…Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет, все это условно и зыбко. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот . И еще как бывает!..» (Коровьев)

«…Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно…» (Коровьев)

«…чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было!..» (Коровьев о писателях)

«…вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!..» (Коровьев)

«…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться. Это неразумно…» (Коровьев)

Цитаты кота Бегемота

«…Каждый украшает себя, чем может…» (Кот Бегемот)

«…моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, к счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо – счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!..» (Кот Бегемот)

Цитаты Азазелло

«…Трудный народ эти женщины!..» (Азазелло)

«…Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…» (Азазелло)

Цитаты Мастера

«…вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен…» (Мастер)

«…когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!..» (Мастер)

«…вообще не бывает так, чтобы все стало, как было…» (Мастер)

Цитаты Маргариты

«…все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной…» (автор передает мысли Маргариты)

«…грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?..» (Маргарита)

Цитаты Ивана Бездомного

«…Интуристы... До чего же вы все интуристов обожаете! А среди них, между прочим, разные попадаются…» (Иван Бездомный)

«…надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!..» (Иван Бездомный)


Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/citaty-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov.html

@Сайт www.literaturus.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!