СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №18. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;
  2. формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; совершенствовать навык синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи;
  3. воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №18»

11 класс


Урок №18.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи.

Цели:


  1. актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;

  2. формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; совершенствовать навык синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи;

  3. воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; проводят синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи

Оборудование:

РМ - опорные таблицы, задания - упражнения, тесты.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды.

Мысль в подарок:

Собираться вместе – это начало

Оставаться вместе – это прогресс

Работать вместе – это успех

Г. Форд

Деление по методу случайного выбора: ученики выбирают карточки, на которых написаны названия групп: «Единство», «Дружба», «Сотрудничество», «Успех».

IIАктуализация опорных знаний


1. Игра «Узнай родственника»

Например:

— К вам приехал родственник. У него, правда, грамматическая основа состоит только из подлежащего. Кто это? (Односоставное, назывное предложение)

— К вам приехал родственник. Только, кроме грамматической основы он ничего не захватил с собой. Кто это? (Нераспространенное предложение)

Отвечает тот из троих учащихся, кто быстрее отгадает. Спрашивающий ученик может давать наводящие подсказки.

Последнего родственника загадывает учитель:

— К вам приехал родственник. У него может быть две и больше Грамматических основ. Кто это? (Сложное предложение)


2. Объяснительный диктант

- Объяснить знаки препинания.

Листьев на земле уже не было. Их, очевидно, унес ветер. Голые стояли деревья: осины, березы, тополя, клены. Ветер, куда ты унес их наряд? Ветер в ответ тихонечко подвывал, а небо хмурилось.

  • Найдите последнего родственника Предложения — Сложное Предложение.

  • Как вы его нашли? Чем отличается оно от других?

  • Изменится ли предложение, если убрать союз А?


3. Работа со схемами «Четвертое лишнее». Схемы на доске.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ].


2 ) а) [ ], ( что. . . ).

б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].

г) [ ], и [ ].


3) а) [ ] - [ ].

б) [ ]: [ ].

в) [ ], и [ ].

г) [ ]; [ ].


4. Прием «Перепутанные логические цепочки»

- Соотнесите предложение и его характеристику.

Предложение

Характеристика

  1. Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю.

ССП. (4).


  1. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.

СП с придаточным определительным.(2)


  1. В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона.

Простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством.(3)

  1. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков.

Сложное предложение с придаточным времени.(1)


Правила игры

Трое учащихся достаточного уровня выходят в качестве отвечающих, их фамилия — Предложение. Остальные учащиеся по очереди представляют их родственников.

Задача учащегося-Предложения отгадать родственника, назвав его.




Записывают предложения, комментируя постановку знаков препинания.







Определяют 4-е лишнее, аргументируя свой выбор





Соотносят предложение с предложенной характеристикой, комментируют свой выбор














IIIПостановка целей и задач урока.


Мотивация учебной деятельности

- В русском языке сложное предложение может состоять не только из простых предложений. Довольно часто оно включает в свой состав как простые, так и сложные предложения (часто только сложные), связанные между собой разными видами связи: союзной и бессоюзной, сочинительной и подчинительной.

При усвоении пунктуации сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи вам придется оперировать знаками разных уровней. Пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания между частями сложного предложения с разными видами связи, более высокого уровня, чем пунктограммы, связанные с выделением обособленных членов предложения, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, однородных членов предложения и др.

Формулируют цели и задачи урока, исходя из темы

IV. Изучение нового материала


  1. Интерактивный прием «Мозговой штурм».

- Сопоставьте предложения. Сделайте выводы.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой.— Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод. При наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед И не ставится.

1) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко (М. Горький).— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора (М. Горький).— Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

  1. Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.

  • Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если…

  • Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если…


  1. Прием «Перепутанные логические цепочки»

- Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное.

1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3) Была тревожная походная ночь. 4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.

- Выполните синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи


  1. Ознакомление с планом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи (памятки разложены на каждой парте)

План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1) Простое или сложное. Количество простых предложений.

2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

4) Объяснить расстановку знаков препинания.

5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.


Сопоставляют предложения, формулируют выводы, делают записи в тетради.

Фронтальная проверка.





















Восстанавливают текст, составляя логическую цепочку по предложенному заданию:

3, 2, 5, 1, 4.

Выполняют разбор сложного предложения с разными видами связи, предварительно ознакомившись с планом и образцами синтаксического разбора (памятка)

Фронтальная проверка.











V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся


  1. Практическая работа

- Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений.

1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак).

2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).


Выполняют разбор самостоятельно, осуществляют взаимопроверку в паре.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Рефлексия «Лестница успеха»

Ступени. Критерии деятельности

  1. Хорошо знаю тему и могу помочь другим.

  2. Знаю тему, но затрудняюсь в применении.

  3. Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.

  4. Мне нужно разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней.

Определяют свою ступень согласно предложенным критериям

Домашнее задание.

Альтернативные тесты по теме «Сложное предложение»

Записывают задание, получают распечатанные варианты тематического теста


Просмотр содержимого документа
«Деление на группы»

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех

единство

дружба

сотрудничество

успех







Просмотр содержимого документа
«РМ»

Актуализация опорных знаний

Работа со схемами. Прием «Четвертое лишнее»

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ].

2 ) а) [ ], ( что. . . ).

б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].

г) [ ], и [ ].

3) а) [ ] - [ ].

б) [ ]: [ ].

в) [ ], и [ ].

г) [ ]; [ ].


Прием «Перепутанные логические цепочки»

- Соотнесите предложение и его характеристику.


Предложение

Характеристика

  1. Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю.

ССП


  1. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.

СП с придаточным определительным


  1. В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона.

Простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством

  1. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков.

Сложное предложение с придаточным времени







Актуализация опорных знаний

Работа со схемами. Прием «Четвертое лишнее»

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ].

2 ) а) [ ], ( что. . . ).

б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].

г) [ ], и [ ].

3) а) [ ] - [ ].

б) [ ]: [ ].

в) [ ], и [ ].

г) [ ]; [ ].


Прием «Перепутанные логические цепочки»

- Соотнесите предложение и его характеристику.


Предложение

Характеристика

  1. Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю.

ССП


  1. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.

СП с придаточным определительным


  1. В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона.

Простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством

  1. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков.

Сложное предложение с придаточным времени



Интерактивный прием «Мозговой штурм».

  1. Сопоставьте предложения (предложения записаны на доске).

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой.— Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.


1) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко (М. Горький).— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2) меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора (М. Горький).— меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.


  1. Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.

• Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


• Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Интерактивный прием «Мозговой штурм».

  1. Сопоставьте предложения (предложения записаны на доске).

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой.— Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.


1) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко (М. Горький).— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2) меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора (М. Горький).— меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.


  1. Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.

• Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


• Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1) Простое или сложное. Количество простых предложений.

2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

4) Объяснить расстановку знаков препинания.

5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.


Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

(когда), [ ] и, [ ], (будто)

Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. Между частями отношение временной последовательности.

Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.

2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).

[ ], и [ ], (словно)

Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. Между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.





План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

1) Простое или сложное. Количество простых предложений.

2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.

3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

4) Объяснить расстановку знаков препинания.

5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.


Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).

(когда), [ ] и, [ ], (будто)

Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. Между частями отношение временной последовательности.

Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.

2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).

[ ], и [ ], (словно)

Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. Между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.


Практическая работа

  1. Восстановите отрывок из произведения л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное.

1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3) Была тревожная походная ночь. 4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.

- Выполните синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи


  1. Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений. При разборе следует: а) указать, что это сложное предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной; б) сказать, из скольких частей состоит сложное предложение и как эти части связаны между собой; в) каждую часть разобрать отдельно как простое или сложное предложение.

1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак). 2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).


Практическая работа

  1. Восстановите отрывок из произведения л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное.

1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3) Была тревожная походная ночь. 4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.

- Выполните синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи


  1. Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений. При разборе следует: а) указать, что это сложное предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной; б) сказать, из скольких частей состоит сложное предложение и как эти части связаны между собой; в) каждую часть разобрать отдельно как простое или сложное предложение.

1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак). 2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!