Актуализация опорных знаний
Работа со схемами. Прием «Четвертое лишнее»
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
Прием «Перепутанные логические цепочки»
- Соотнесите предложение и его характеристику.
Предложение | Характеристика |
Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю. | ССП |
По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. | СП с придаточным определительным |
В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона. | Простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством |
Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков. | Сложное предложение с придаточным времени |
Актуализация опорных знаний
Работа со схемами. Прием «Четвертое лишнее»
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
Прием «Перепутанные логические цепочки»
- Соотнесите предложение и его характеристику.
Предложение | Характеристика |
Тетя Оля разложила узелки с цветочными семенами по сортам, пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю. | ССП |
По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. | СП с придаточным определительным |
В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив на встречу три тугих, тяжелых бутона. | Простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельством и обособленным обстоятельством |
Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки маков. | Сложное предложение с придаточным времени |
Интерактивный прием «Мозговой штурм».
Сопоставьте предложения (предложения записаны на доске).
1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой.— Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
1) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко (М. Горький).— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2) меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора (М. Горький).— меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.
• Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерактивный прием «Мозговой штурм».
Сопоставьте предложения (предложения записаны на доске).
1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой.— Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
1) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко (М. Горький).— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 2) меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора (М. Горький).— меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.
• Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если… _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи
1) Простое или сложное. Количество простых предложений.
2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.
3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.
4) Объяснить расстановку знаков препинания.
5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.
Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи
1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).
(когда), [ ] и, [ ], (будто)
Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. Между частями отношение временной последовательности.
Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.
2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).
[ ], и [ ], (словно)
Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. Между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.
План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи
1) Простое или сложное. Количество простых предложений.
2) Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.
3) Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.
4) Объяснить расстановку знаков препинания.
5) После этого каждая часть разбирается отдельно как простое или сложное предложение.
Образцы разбора сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи
1) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации (К. Паустовский).
(когда), [ ] и, [ ], (будто)
Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, связанных сочинительным союзом и: первая часть — сложноподчинённое предложение — Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли; вторая часть — тоже сложноподчинённое предложение — В комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. То, о чём говорится во второй части (во втором сложноподчинённом предложении), происходит после действия первой части. Между частями отношение временной последовательности.
Далее можно разбирать каждое из сложноподчинённых предложений.
2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль (И. Тургенев).
[ ], и [ ], (словно)
Это предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей: простого и сложноподчинённого предложений. Между этими частями (предложениями) отношения одновременности, которые осложняются (дополняются) отношениями причины и следствия: причина — в простом предложении, следствие — в сложноподчинённом.
Практическая работа
Восстановите отрывок из произведения л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное.
1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3) Была тревожная походная ночь. 4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
- Выполните синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений. При разборе следует: а) указать, что это сложное предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной; б) сказать, из скольких частей состоит сложное предложение и как эти части связаны между собой; в) каждую часть разобрать отдельно как простое или сложное предложение.
1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак). 2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).
Практическая работа
Восстановите отрывок из произведения л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное.
1) Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2) Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3) Была тревожная походная ночь. 4) Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5) Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
- Выполните синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
Произведите синтаксический разбор данных ниже предложений. При разборе следует: а) указать, что это сложное предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной), бессоюзной; б) сказать, из скольких частей состоит сложное предложение и как эти части связаны между собой; в) каждую часть разобрать отдельно как простое или сложное предложение.
1) Гоголя, одного из самых загадочных и сложных писателей, мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница книги равноценна для нас пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда свежее и быстрое наше воображение опережает мелькающие перед нами строчки (С. Маршак). 2) До сих пор Костя знал, что есть день и ночь, есть столько-то часов между гудками, и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды, а оказалось, что эту мелочь нужно беречь, если хочешь сделать много (Б. Горбатов).