СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №15 «Жестокий опыт или рождение новой жизни?» Проблематика и художественные особенности повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. закрепить понятие о сатире, познакомить  учащихся  с  системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова, актуальность его произведения;
  2. развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения; аналитических способностей, умений обобщать, систематизировать, делать выводы, сопоставлять полученные выводы со своим жизненным опытом;
  3. воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия; привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки

Просмотр содержимого документа
«Цитаты к уроку_материал»

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».

В. Сахаров


Цитата 1.

Прочтите приведённые отрывки: кому из героев принадлежат данные высказывания?

1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"


2. «- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе».


3. « -Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все

стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирят этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему».


Цитата 2.

23 Декабря. В 8. 30 часов вечера произведена первая в Европе операция по проф. Преображенскому: под хлороформенным наркозом удалены яичники Шарика и вместо них пересажены мужские яичники с придатками и семенными канатиками, взятыми от скончавшегося за 4 часа, 4 минуты до операции мужчины 28 лет и сохранявшимися в стерилизованной физиологической жидкости по проф. Преображенскому.


17 Января. Не записывал несколько дней: болел инфлюэнцей. За это время облик окончательно сложился. Этим историю болезни заканчиваю. Перед нами новый

организм; наблюдать его нужно сначала.


От мартовского тумана пес по утрам страдал головными болями, которые мучили

его кольцом по головному шву. Но от тепла к вечеру они проходили. И сейчас легчало, легчало, и мысли в голове у пса текли складные и теплые.


Цитата 3.

«Филипп Филиппович оседлал нос пенсне поверх очков и принялся читать. Он долго бормотал про себя, меняясь в лице каждую секунду. "...А также угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, даже Энгельса приказал своей социалприслужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно не прописанный проживает у него в квартире. Подпись заведующего подотделом очистки П. П. Шарикова - удостоверяю. Председатель домкома Швондер, секретарь Пеструхин".»


Цитата 4.

Шариков – это жестокий опыт или рождение новой жизни?


1.«Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал».


2.«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».


3.« Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»


Цитата 5.

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П. Чехов






Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №15»

11 класс

Урок №15.

«Жестокий опыт или рождение новой жизни?» Проблематика и художественные особенности повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:


  1. закрепить понятие о сатире, познакомить учащихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова, актуальность его произведения;

  2. развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения; аналитических способностей, умений обобщать, систематизировать, делать выводы, сопоставлять полученные выводы со своим жизненным опытом;

  3. воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия; привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

Ожидаемые результаты:

знают содержание произведения, анализируют проблемные вопросы с опорой на текст, высказывают свою точку зрения, делают вывод об актуальности творчества Булгакова и важности поднимаемых писателем проблем; развивают навыки монологической и диалогической речи

Оборудование:

текст повести, РМ – блок-схема, таблица для проблемного вопроса, карточка ПОПС – формула, фломастеры

Тип урока:

урок - исследование, проблемно - эвристический

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствуют учителя.

  1. Целеполагание.


  1. Постановка проблемного вопроса.

- М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?


  1. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя».


Знакомясь с биографией Булгакова, мы выяснили, что писатель жил в сложное для страны время, и поэтому в его произведениях эта эпоха освещена достаточно ярко и через призму сатиры.

Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».

В. Сахаров

- Мы должны вспомнить, что такое сатира?

Запись темы в тетрадь.

Определение целей урока.









Обсуждают цитату.













Записывают эпиграф урока.

  1. Актуализация знаний.

Терминологический комментарий.

  • Сатира - вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

  • Виды сатиры: ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного; юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного; сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

  • Средства сатиры - гиперболизм, гротескное несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек и тем, что он делает.

Поисковое чтение. Проследите по тексту повести, где встречаются виды и средства сатиры.

  • Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, сочетании реального и фантастического (Превращение Шарикова в Полиграфа Полиграфовича Шарикова).

  • Сарказм (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного).

  • Юмор (Мы видим Москву 30-х годов глазами пса Шарика).

  • Гипербола (Чрезмерное преувеличение - поведение Шарикова).

  • Ирония (Операция Шарикова: Преображенский и Борменталь «заволновались, как убийцы», «глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор - лексика, заимствованная из уголовной хроники; пациенты, желающие омолодиться, и т. д.).

Заполняют схему «Сатира. Виды и средства сатиры», используя терминологический минимум

  1. Игра «Блиц-опрос»


  1. Исправь фактическую ошибку:

Над романом «Собачье сердце» Булгаков работал около 12 лет и закончил его перед самой смертью. (Над повестью писатель работал 3 месяца)


  1. Подобрать имя литературному герою:

Преображенский - Иван Арнольдович

Борменталь - Полиграф Полиграфович

Шариков – Филипп Филиппович

Чугункин – Клим Григорьевич

  1. Соотнести персонаж с родом его занятия:

Преображенский – профессор, врач

Борменталь – доктор, помощник

Шариков – заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных

Зина – служанка


  1. Работа с планом. Сюжетный пересказ.

- Восстановите её сюжет по предложенному плану.

  1. монолог Шарика

  2. Шарику «свезло»

  3. операция

  4. очеловечивание собаки

  5. бесчинства Шарикова

  6. возвращение Шарика в прежнее состояние

  7. Шарику «свезло»

- А какова композиция повести?

Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.


Выполняют задания блиц-опроса. Взаимопроверка – прием «Посол». Разбор спорных вопросов.


  1. Работа с блок-схемой.


  1. Просмотр видеофрагмента. Постановка проблемного вопроса.

Смешон или страшен Шариков?

  1. Характеристика образа главного героя (групповая работа).

Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед


Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).


Шариков: Он перенял все плохие качества и привычки своих доноров. Постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстук, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами.

Ф.Ф. Преображенского отличает глубокая внутренняя культура, интеллигентность, высокая порядочность. Он, не признающий слово «товарищ» в обращении к себе и другим, по привычке, а скорей по глубокому убеждению, даже Швондера господином и на вы. Это независимый человек, человек-труженик, патриот России. Ведь многие ученый и писатели, которым были чужды революция, уже уехали из России, а он остался. В тексте Филипп Филиппович часто грозит закрыть квартиру, прекратить деятельность и уехать в Сочи. «Ключи могу передать Швондеру – пусть он оперирует».
Вяземская предлагает ему купить несколько журналов в пользу детей Германии. Он не соглашается. Прямо и честно говорит: …Я не люблю пролетариата, «Я сторонник разделения труда». Приобретает собственное мнение и смело его высказывает. Борется со Швондером, Вяземской, Петрухиным и Жаровниковым их же методами.

Преображенский и доктор Борменталь пытались создать из него человека путем воспитания, «лаской», как говорит Филипп Филиппович. Он даже разработал план этого перевоспитания. В приемной профессора висел лист, на коем было написано рукою Филипп Филипповича «Семечки есть в квартире запрещаю», рукою Борменталя «Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается». Воспрещалось спать на палатах, ловить блох пальцами, гонять котов, ругаться, пить водку. Но значились поездки в цирк, чтение книг, беседы. Но все это было бесполезно.

Швондер.

При поддержке Швондера Шариков становится всё наглее, агрессивнее и опаснее.

Председатель домкома Швондер статейки в газету пописывает, Энгельса читает. И вообще ведет борьбу за революционный порядок и социальную справедливость. Жильцы дома должны пользоваться одинаковыми правами. Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем. Швондер – идеолог Шарикова. Почувствовать себя хоть маленьким, но начальником. Искусственная должность Шарикова – начальник подотдела по очистке. Вот как выглядит новый советский бюрократизм.

Результаты воздействия Швондера на Шарикова:

  • Разруха в доме профессора (вместо того, чтобы заниматься лечением пациентов, профессор Преображенский и доктор Борменталь заняты Шариковым).

  • Шариков требует у доктора часть жилплощади и прописку.

  • Шариков устраивается в контору по истреблению кошек.


Просматривают видеофрагмент.

Работают в группах по заполнению блок-схемы: дают краткую характеристику главным героям, определяют, чье влияние сильнее: профессора Преображенского или Швондера.

Отвечают на проблемный вопрос.

  1. Дискуссия по теме урока.

«Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происходящему». М.Я. Шнейдер


ПОЧЕМУ повесть «Собачье сердце» не выходила в печать 62 года?

Задание:

  1. проследите связь трех временных пластов: истории, литературного замысла и современности

  2. ответьте на проблемный вопрос


История 20-30-х годов

Литературный вымысел

Актуальность, современность

Революция – эксперимент на обществом

Операция – эксперимент профессора

Нарушение законов природы – губительно для человека

Последствия революции – террор, разруха, насилие

Швондер, «разруха в головах»

Решение проблем мирным путем; губительность террора, насилия.

Образ «нового человека» - пролетариат

Шариков – невежество и агрессия

Нарицательность образа Шарикова


Вывод: Слишком прозрачно было показано то жестокое и неспокойное время. Сатира на тех, кто «кто был никем, тот станет всем»



Заполняют таблицу, отвечают на проблемный вопрос урока.

  1. Подведение итогов

- Почему повесть «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение?!

Мне кажется, что в лаборатории профессора Преображенского появился не человек, а человекоподобное существо с собачьим нравом и генами бывшего уголовника Чугункина, которые полностью убили все добрые качества пса Шарика. Вспомните, появившись в доме Филипп Филипповича, он обладал каким-то секретом покорять сердца людей, через два дня Дарья Петровна была от Шарика без ума, подкармливая его на кухне. У него было доброе собачье сердце. Но Полиграф Полиграфович Шариков – это хам, алкоголик, вор, социально опасное существо. В его сердце совсем нет доброты, любви к людям, любви к труду, честности. Ничего нет духовного, есть только физическое сходство с человеком. Я делаю вывод: это человекоподобное существо, иными словами – животное, даже не собака.

Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в России в 1917 г.

В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова. Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.


Стратегия ПОПС-формула

  1. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

  1. Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

  1. Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу доказать это на примере …».

  1. И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Выступают по одному человеку от группы.

Домашнее задание


  1. письменная работа - темы (по выбору учащихся):

  1. Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

  2. Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни». Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».

  3. Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

  4. Смешон или страшен Шариков?

  1. групповая работа – коллаж по роману «Мастер и Маргарита»

  1. Реальный план. Московский мир в романе

  2. Исторический план. Ершалаимский мир в романе.

  3. Фантастический план. Вечность. Потусторонний мир (Царство Тьмы и Света. Область покоя).

  4. Любовь в романе. Мастер и Маргарита.


Записывают домашнее задание, делятся на группы к следующему уроку для выполнения коллажа



Просмотр содержимого документа
«БЛИЦ-ОПРОС»

БЛИЦ-ОПРОС


  1. Исправь фактическую ошибку:

Над романом «Собачье сердце» Булгаков работал около 12 лет и закончил его перед самой смертью.




  1. Подобрать имя литературному герою:


Преображенский

Иван Арнольдович

Борменталь

Полиграф Полиграфович

Шариков

Филипп Филиппович

Чугункин

Клим Григорьевич


  1. Соотнести персонаж с родом его занятия:

Преображенский

заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных

Борменталь

служанка

Шариков

профессор, врач

Зина

доктор, помощник


  1. Работа с планом. Сюжетный пересказ.

- Восстановите её сюжет по предложенному плану.

  1. возвращение Шарика в прежнее состояние

  2. Шарику «свезло»

  3. очеловечивание собаки

  4. монолог Шарика

  5. бесчинства Шарикова

  6. операция

  7. Шарику «свезло»

- А какова композиция повести?

БЛИЦ-ОПРОС


  1. Исправь фактическую ошибку:

Над романом «Собачье сердце» Булгаков работал около 12 лет и закончил его перед самой смертью.




  1. Подобрать имя литературному герою:


Преображенский

Иван Арнольдович

Борменталь

Полиграф Полиграфович

Шариков

Филипп Филиппович

Чугункин

Клим Григорьевич


  1. Соотнести персонаж с родом его занятия:

Преображенский

заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных

Борменталь

служанка

Шариков

профессор, врач

Зина

доктор, помощник


  1. Работа с планом. Сюжетный пересказ.

- Восстановите её сюжет по предложенному плану.

  1. возвращение Шарика в прежнее состояние

  2. Шарику «свезло»

  3. очеловечивание собаки

  4. монолог Шарика

  5. бесчинства Шарикова

  6. операция

  7. Шарику «свезло»

- А какова композиция повести?

Просмотр содержимого документа
«СМЕШОН ИЛИ СТРАШЕН ШАРИКОВ»

Жестокий опыт или рождение новой жизни?

СМЕШОН ИЛИ СТРАШЕН ШАРИКОВ?



профессор Преображенский





Чьё влияние сильнее?





Пес Шарик

+ = Полиграф Полиграфович Шариков

Клим Чугункин













Швондер

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Собачье сердце»

Жестокий опыт или рождение новой жизни в повести М . А . Булгакова «Собачье сердце» . «Эксперимент не удался…Во всём виновата дурная наследственность…!»

Жестокий опыт или рождение новой жизни в повести М . А . Булгакова «Собачье сердце» . «Эксперимент не удался…Во всём виновата дурная наследственность…!»

«чудовищная история» Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «чудовищная история»написана в 1925 году, она увидела свет только через 62 года после своего рождения - в 1987 году.

«чудовищная история»

Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «чудовищная история»написана в 1925 году, она увидела свет только через 62 года после своего рождения - в 1987 году.

Повесть «Собачье сердце» Написана в 1925 году. Напечатана в 1987 году.  Почему повесть напечатана только через 62 года? Отзыв Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» Памфлет- злободневное публицистическое произведение обличительного характера

Повесть «Собачье сердце»

  • Написана в 1925 году.
  • Напечатана в 1987 году.

Почему повесть напечатана только через 62 года?

Отзыв Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя»

Памфлет- злободневное публицистическое произведение обличительного характера

Композиция повести: Композиция кольцевая:

Композиция повести:

Композиция кольцевая:

  • завязка (монолог Шарика);
  • развитие действия (Шарик у профессора, операция,очеловечивание собаки);
  • кульминация (бесчинства Шарикова);
  • развязка (возвращение Шарика в прежнее состояние);
  • эпилог (Шарику «свезло»).
Сатира(лат. satira) -способ проявления комичес-
  • Сатира(лат. satira) -способ проявления комичес-

кого в искусстве, состоящий в уничтожающем осмея-

нии явлений, которые представляются автору пороч-

ными. Сила сатиры зависит от социальной значимос-

ти занимаемой сатириком позиции, от эффективнос-

ти сатирических методов.

Сюжет повести

Сюжет повести

  • На первый взгляд сюжет повести прост –профессор Преображенский вынимает гипофиз и семенные железы у только что умершего мужчины и вкладывает их в пса Шарика, в результате чего получается «очеловечение» последнего.
  • Но история превращения собаки в человека имела более глубокую подоплеку, чем просто операция, произведенная профессором Преображенским. Для Булгакова рискованный эксперимент над мозгом бездомного пса Шарика послужил лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем общества.
Россия в 20-х годах ХХ века Чтобы понять всю суть повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», необходимо знать, в каких условиях она была написана, какие времена переживала Россия в начале прошлого века. Историю нашей Родины в первую четверть ХХ-го века можно представить несколькими большими вехами. 1917 год  – Октябрьский переворот в России . Царь Николай II свергнут с престола, к власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным. Основная цель программы большевиков была построение социализма в России (от каждого по способностям, каждому – по труду), а впоследствии и построение коммунизма (от каждого по способностям, каждому – по потребностям). 1920 – 1921 гг – экономический и социальный кризис.

Россия в 20-х годах ХХ века

Чтобы понять всю суть повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», необходимо знать, в каких условиях она была написана, какие времена переживала Россия в начале прошлого века.

Историю нашей Родины в первую четверть ХХ-го века можно представить несколькими большими вехами.

1917 год – Октябрьский переворот в России . Царь Николай II свергнут с престола, к власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным.

Основная цель программы большевиков была построение социализма в России (от каждого по способностям, каждому – по труду), а впоследствии и построение коммунизма (от каждого по способностям, каждому – по потребностям).

1920 – 1921 гг – экономический и социальный кризис.

К Р И З И С СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Население уменьшилось на 10,9 млн.человек Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах начались забастовки. Разрушены многие шахты и рудники, нефтяные вышки Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Посевные площади сократились на 25%. Голод в городе и деревне. Прекратилось движение на 30 железных дорогах Безудержно нарастала инфляция

К Р И З И С

СОЦИАЛЬНЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Население уменьшилось на 10,9 млн.человек

Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах начались забастовки.

Разрушены многие шахты и рудники, нефтяные вышки

Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы

Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу.

Посевные площади сократились на 25%.

Голод в городе и деревне.

Прекратилось движение на 30 железных дорогах

Безудержно нарастала инфляция

Еще один герой повести « Собачье сердце» - славный уличный пес Шарик , который умел « читать по цветам» и к тому же знал все торговые лавки на улицах Мясницкой и Моховой в Москве .    И начались в жизни Шарика происходить большие перемены . Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека .
  • Еще один герой повести « Собачье сердце» - славный уличный пес Шарик , который умел « читать по цветам» и к тому же знал все торговые лавки на улицах Мясницкой и Моховой в Москве .
  • И начались в жизни Шарика происходить большие перемены . Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека .

ШАРИК

Профессор Преображенский

Профессор

Преображенский

  • Итак , перед нами главный герой повести «Собачье сердце» - уже немолодой профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский . Он практикует модное в то время омолаживание человека . Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей . Днем он принимает пациентов , а вечером берется за изучение медицинской литературы . Профессор предстает перед нами как воплощение образованности и высокой культуры . По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков .
У Профессора есть помощник Борменталь , с которым он любит болтать на разные скользкие темы . Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать , поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде . Профессор может себе позволить быть гурманом , он обучает Борменталя искусству еды , чтобы она была не просто едой , а удовольствием . Это уже и повод поговорить о советской водке . Борменталь замечает , что « новоблагославенная очень приличная . Тридцать градусов» . Филипп Филиппович возражает: « Водка должна быть в сорок градусов , а не в тридцать» . Все эти замечания , казалось бы , по мелочам , на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы . Словом, перед нами типичный интеллигент , которому советская власть не успела создать условия , не позволяющие в полной мере раскрывать и реализовать свой талант .
  • У Профессора есть помощник Борменталь , с которым он любит болтать на разные скользкие темы . Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать , поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде . Профессор может себе позволить быть гурманом , он обучает Борменталя искусству еды , чтобы она была не просто едой , а удовольствием . Это уже и повод поговорить о советской водке . Борменталь замечает , что « новоблагославенная очень приличная . Тридцать градусов» . Филипп Филиппович возражает: « Водка должна быть в сорок градусов , а не в тридцать» . Все эти замечания , казалось бы , по мелочам , на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы . Словом, перед нами типичный интеллигент , которому советская власть не успела создать условия , не позволяющие в полной мере раскрывать и реализовать свой талант .

БОРМЕНТАЛЬ

КЛИМ ЧУГУНКИН

КЛИМ ЧУГУНКИН

  • Человеком, который дает собаке свой гипофиз, становится Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, который судился три раза и оправдан : в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий – условно каторга на 15 лет.
  • «Профессия- игра на балалайке по трактирам.
  • Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).
  • Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной «Стоп-сигнал» у Преображенской заставы».
С в е р ш и л о с ь !

С в е р ш и л о с ь !

  • И вот в результате сложнейшей операции появляется человекоподобное существо, в котором задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора. Булгаков так описывает его внешность : «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице луговой небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками бровей начиналась густая головная щетка».
И что из этого вышло…

И что из этого вышло…

  • С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Первые произнесенные им слова – ругань, первое отчетливое слово – «буржуи».
  • Очеловеченный шарик устраивает дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп и творит всякие другие безобразия.
  • Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может.
И чем дальше,  тем хуже

И чем дальше, тем хуже

  • «Неожиданно появившееся … лабораторное» существо требует прописать его в квартире и присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает - Полиграф Полиграфович.
  • Плохая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. Профессор Пребораженский и Борменталь бузуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса.
  • В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно, Шариков с иронией отвечает, что так люди мучили себя при царском режиме.
Конфликт  неизбежен

Конфликт неизбежен

  • Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариковым.
  • Человек с собачьим нравом чувствует себя хозяином жизни : он нагл, агрессивен, полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, абсолютно безнравствен.
  • Полиграф Полиграфович быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве : низы, добравшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство.
  • Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков «родился» с одним чувством : ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии, ненависть бедных к богатым, ненависть необразованных к образованным .
Профессор Преображенский – классовый враг

Профессор Преображенский – классовый враг

  • И трагедия в том, что едва научившийся ходить, «человек» находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу.
  • У Шарикова уже есть «духовный наставник» - председатель домкома Швондер.
  • От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь,- классовый враг.
  • Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни : грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное – стремись к всеобщей уравниловке.
  • И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот «один в семи комнатах расселился», и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.
КАРЬЕРА ШАРИКОВА

КАРЬЕРА

ШАРИКОВА

  • Звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Карьера Шарикова поистине удивительна : от бродячего пса до заведующего подотделом очистки города от бродячих животных.
  • И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталем «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках до колен». Как известно, революционные командиры предпочитали именно кожаную одежду.
  • Нас уже не удивляет, что Шариков взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова : ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. И именно такой выбор профессии неудивителен : шариковы всегда стремятся уничтожить своих же.
КТО БЫЛ НИЧЕМ, ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ

КТО БЫЛ НИЧЕМ,

ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ

  • Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм – черты, изначально присущие Шарикову, - получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу «кто был ничем, тот станет всем».
  • Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо.
  • Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфович уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ставит им свои условия.
  • Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то. О чем говорят его враги, чтобы написать на них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи.
ЭКСПЕРИМЕНТ НЕ УДАЛСЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

НЕ УДАЛСЯ

  • Как нам известно, профессор Филипп Филиппович Преображенский мечтает превратить собаку в человека. Однако эксперимент завершился полной неудачей. Милый и добрый пес Шарик воспринял только худшие черты своего человеческого донора – пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина.
  • В финале он, подстрекаемый председателем домкома Швондером, пишет донос на своего создателя и благодетеля, чтобы завладеть его жилплощадью, и профессору Преображенскому не остается ничего другого, как вернуть новоявленного агрессивного члена общества Полиграфа Полиграфовича Шарикова в первобытное собачье состояние.
  • Филипп Филиппович предвидит, что может натворить Шариков, если его вовремя не остановить : «…Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Булгаков словно предвидел волну репрессий второй половины 30-х годов, которая обрушилась уже на самих коммунистов. Тогда шариковы действительно расправились со швондерами.
Памятник героям повести в Харькове

Памятник героям повести в Харькове


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!