СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №14 СПП с несколькими придаточными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщает материал о видах подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: последовательном, параллельном, однородном подчинении; совершенствует учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки. К уроку прилагается рабочая карта урока, и тренажер, созданный Лебедевой Евгенией Игоревной

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к тренажеру»

Пояснительная записка.

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» создан для индивидуальной работы ученика.

Презентация-тренажер состоит из 23 слайдов. В тренажере четыре блока заданий: ТЕОРИЯ, ПРАКТЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ПУНКТУАЦИЯ, В 8 (ГИА). Задания предполагают выбор правильного ответа. Свой ответ сначала необходимо записать в рабочую тетрадь, потом сверить по тренажеру. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Правильные ответы к каждому заданию появляются по щелчку мыши.

При переходе с одного слайда на другой пользуйтесь управляющими кнопками:

- вперед



- на содержание


В первом втором блоке по 3 задания, в третьем – 6 заданий, в четвертом – 8 заданий. Всего в тренажере 20 заданий. Ученик может получить максимально 20 баллов.

Оценка выставляется следующим образом:

за 20 -19 баллов – «5»,

за 18- 14 баллов – «4»,

за 13 – 10 баллов – «3»,

ниже 10 баллов – «2».



Просмотр содержимого документа
«11 класс Рабочая карта урока»

11 класс

Урок 14. _______________________________________________________________________________

  1. Грамматическая разминка.

Предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если вы отвечаете утвердительно – «да», то ставите «1», если же с утверждением не согласны – «нет», то ставите «0».

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос чей?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении: Сделано все, чтобы я мог жить спокойно - первая часть – придаточное предложение?

9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения.



ОТВЕТ: _______________________________



  1. Актуализация опорных знаний.

Исключить третье лишнее предложение, объяснить свой выбор

1 группа

2 группа

3 группа

1.Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.

2.Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

3.У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце.

1.Гончаров в статье «Мильон терзаний», посвященной комедии «Горе от ума», подчеркивал, что «она отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений»

2. Мы расположились на отдых у дерева, что растет у самой воды.

3. Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.

1. Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка».

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва.

3. Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, - это доверие к людям.











  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Задание. Каждая группа анализирует предложение, выстраивает схемы на доске, определяет вид подчинения. Тему урока формулируют сами учащиеся.

1 группа

2 группа

3 группа

Писарев считал, что счастье завоевывается и вырабатывается, что оно не получается в готовом виде из рук благодетеля.


И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к новому привести.


Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.







  1. Тренировочные упражнения.

  1. Комментированное письмо. Определите вид подчинения в данных предложениях.

  1. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

  2. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

  3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

  4. Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

  5. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

  • последовательное – ____________________

  • параллельное – ________________________

  • однородное – _________________________



  1. Работа с тренажером

    Задания

    Ответы

    В каком предложении подчинение придаточных последовательное?


    В каком предложении подчинение придаточных параллельное?


    В каком предложении подчинение придаточных однородное?


    В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?


    В каком предложении надо поставить только одну запятую?


    В каком предложении надо поставить только одну запятую?


    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


    Количество правильных ответов


  2. Грамматический анализ предложения

Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.



Задания

Ответы

  1. Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.


  1. Выписать грамматические основы.


  1. Определить вид подчинения.


  1. Заменить словосочетание «лицейский товарищ» со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.


  1. Выписать цифры, соответствующие выделению вводного слова.


  1. Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству, выраженному деепричастным оборотом.


  1. Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.


  1. Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.


  1. Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.


  1. Выписать подчинительные союзы.




Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №14»

11 класс

Урок 14. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: с однородным, параллельным (неоднородным), последовательным подчинением.

Цели:

  1. обобщить материал о видах подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: последовательном, параллельном, однородном подчинении;

  2. совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки;

  3. способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют структуру, средства связи в СПП и виды придаточных предложений; различают вид подчинения в СПП с несколькими придаточными; расставляют знаки препинания согласно пунктуационным правилам; изображают предложение схематично в виде вертикальной и горизонтальной схем.

Оборудование: электронный тренажер, пособие Куликовской «Тренажер по синтаксису и пунктуации», РМ – задания для работы в группах, индивидуальная работа с текстом.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Словарная работа (в тетрадях и на доске) с комментариями.

Изложение эпизода романа, ясно излагать, чествовать тружеников, загорать на пляже, касаться стеклянной поверхности, преобразовывать природу, прибывшая комиссия, рецензия на спектакль, туманная идеология, донская архитектура, расположиться на скошенной траве, откуда-то слева, пробираешься сквозь заросли, слушаешь сосредоточенно.

  1. Грамматическая разминка.

Предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если вы отвечаете утвердительно – «да», то ставите «1», если же с утверждением не согласны – «нет», то ставите «0».

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос чей?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении: Сделано все, чтобы я мог жить спокойно - первая часть – придаточное предложение?

9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения.

Должен получиться следующий ответ: «101 100 101».



  1. Актуализация опорных знаний.

Исключить третье лишнее предложение, объяснить свой выбор (на доске каждая группа заполняет свое место в общей таблице и рассказывает об этих видах придаточных).

1 группа

2 группа

3 группа

1.Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.

2.Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

3.У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце.

1.Гончаров в статье «Мильон терзаний», посвященной комедии «Горе от ума», подчеркивал, что «она отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений»

2. Мы расположились на отдых у дерева, что растет у самой воды.

3. Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.

1. Народными сказками восхищался Пушкин, настойчиво советуя молодым писателям читать их, «чтобы видеть свойства русского языка».

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва.

3. Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, - это доверие к людям.

Придаточные определительные, лишнее 2 предложение

Придаточные изъяснительные, лишнее 2 предложение

Придаточные обстоятельственные, лишнее 3 предложение

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Задание. Каждая группа анализирует предложение, выстраивает схемы на доске, определяет вид подчинения. Тему урока формулируют сами учащиеся.

1 группа

2 группа

3 группа

Писарев считал, что счастье завоевывается и вырабатывается, что оно не получается в готовом виде из рук благодетеля.


И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к новому привести.


Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Комментированное письмо. Определите вид подчинения в данных предложениях.

  1. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

  2. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

  3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

  4. Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

  5. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

  • последовательное – 1,3

  • параллельное – 5

  • однородное – 2,4.



  1. Работа с электронным тренажером (возможна работа с пособием Куликовской «Тренажер по синтаксису и пунктуации»)



  1. Грамматический анализ предложения (ребята получают карточки с текстом для анализа).

Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.



Задания

Ответы

  1. Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.

3

  1. Выписать грамматические основы.

И. И. Пущин покинул и поступил, доказать, можно приносить

  1. Определить вид подчинения.

Последовательное

  1. Заменить словосочетание «лицейский товарищ» со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.

Товарищ по Лицею

  1. Выписать цифры, соответствующие выделению вводного слова.

3, 4

  1. Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству, выраженному деепричастным оборотом.

7

  1. Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.

Блестящую

  1. Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.

Чувства

  1. Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

Приносить

  1. Выписать подчинительные союзы.

Чтобы, что

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Стратегия «Письмо по кругу» - тема «Сложноподчиненное предложение»

Домашнее задание.

Параграф 12, стр.81-82 (пунктуация в СПП), тесты «Знаки препинания в сложном предложении»

Просмотр содержимого презентации
«СПП с несколькми придаточными Тренажер»

Тренажёр для учащихся 9 класса Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна

Тренажёр для учащихся 9 класса

Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы

Лебедева Евгения Игоревна

теория практические задания пунктуация В8 (ГИА) перед выполнением заданий прочитайте руководство

теория

практические задания

пунктуация

В8 (ГИА)

перед выполнением заданий прочитайте руководство

1. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением? почему? что? [  ] , ( потому что… ) , ( что…  ) 1. каких? когда? 2. ( когда…  ) , [  … сущ.  ] , ( которых… ) когда? когда? 3. [  ] , ( когда…  ) , ( когда…  )

1. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением?

почему?

что?

[ ] , ( потому что… ) , ( что… )

1.

каких?

когда?

2. ( когда… ) , [ … сущ. ] , ( которых… )

когда?

когда?

3. [ ] , ( когда… ) , ( когда… )

2. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением? почему? что? [  ] , ( потому что… ) , ( что…  ) 1. когда? каких? 2. ( когда…  ) , [  … сущ.  ] , ( которых… ) когда? когда? 3. [  ] , ( когда…  ) , ( когда…  )

2. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением?

почему?

что?

[ ] , ( потому что… ) , ( что… )

1.

когда?

каких?

2. ( когда… ) , [ … сущ. ] , ( которых… )

когда?

когда?

3. [ ] , ( когда… ) , ( когда… )

3. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с однородным подчинением? почему? что? [  ] , ( потому что… ) , ( что…  ) 1. каких? когда? 2. ( когда…  ) , [  … сущ.  ] , ( которых… ) когда? когда? 3. [  ] , ( когда…  ) , ( когда…  )

3. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с однородным подчинением?

почему?

что?

[ ] , ( потому что… ) , ( что… )

1.

каких?

когда?

2. ( когда… ) , [ … сущ. ] , ( которых… )

когда?

когда?

3. [ ] , ( когда… ) , ( когда… )

4.В каком предложении подчинение придаточных последовательное?  1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.  2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.  3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.  4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.

4.В каком предложении подчинение придаточных последовательное?

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.

5. В каком предложении подчинение придаточных параллельное?  1. В.Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».  2. К.С.Станиславский считал, что будущее – в углублённом психологическом реализме, что необходимо решение сверхзадач актёрского перевоплощения.  3. Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот, у кого хорошая память.  4. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

5. В каком предложении подчинение придаточных параллельное?

1. В.Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».

2. К.С.Станиславский считал, что будущее – в углублённом психологическом реализме, что необходимо решение сверхзадач актёрского перевоплощения.

3. Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот, у кого хорошая память.

4. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

6. В каком предложении подчинение придаточных однородное?  1. Многим покажется странным, что ещё каких-то сто лет назад в Росси не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.  2. Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.  3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

6. В каком предложении подчинение придаточных однородное?

1. Многим покажется странным, что ещё каких-то сто лет назад в Росси не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

2. Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?  1)Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.  2)Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «незабвенный покойный родитель».  3)Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.  4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1)Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

2)Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «незабвенный покойный родитель».

3)Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.

4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица.

8. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)  1. Самые большие наводнения происходят в нижнем течении Вай-Фудзина там где река принимает в себя сразу два притока.  2. Подозреваемых могут отпустить если выяснится что они ничего противоправного не совершали.  3. Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость тогда налетел второй селезень.  4. Чтобы помочь машине и наверстать время которое потеряли при затянувшейся погрузке капитан приказал по­ставить парус.

8. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

(Знаки препинания не расставлены.)

1. Самые большие наводнения происходят в нижнем течении Вай-Фудзина там где река принимает в себя сразу два притока.

2. Подозреваемых могут отпустить если выяснится что они ничего противоправного не совершали.

3. Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость тогда налетел второй селезень.

4. Чтобы помочь машине и наверстать время которое потеряли при затянувшейся погрузке капитан приказал по­ставить парус.

9. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)  1) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в Симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.  2) Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось.  3) Вопрос о том почему совершаются преступления и проступки людей изучался издревле.  4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает.

9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в Симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

2) Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось.

3) Вопрос о том почему совершаются преступления и проступки людей изучался издревле.

4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасно­сти (3) то она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан.  1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасно­сти (3) то она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Мне стало ясно (1) что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться не смогу.  1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне стало ясно (1) что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться

не смогу.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Игорь закрыл глаза и подумал вдруг(1) что(2) если бы он остался дома(3) то все в его жизни было бы по-другому.  1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Игорь закрыл глаза и подумал вдруг(1) что(2) если бы он остался дома(3) то все в его жизни было бы по-другому.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

13. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите его номер.  (8) Следовательно, «берегиня» хранит всех нас, а мы обязаны беречь свою «берегиню». (9) Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае, когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины — на пьедестале! (10) А мы, зазнавшиеся охламоны, проходя мимо, должны снимать шляпы и кланяться ей, вот тогда и будет подлинное женское равноправие...

13. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением.

Напишите его номер.

(8) Следовательно, «берегиня» хранит всех нас, а мы обязаны беречь свою «берегиню». (9) Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае, когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины — на пьедестале!

(10) А мы, зазнавшиеся охламоны, проходя мимо, должны снимать шляпы и кланяться ей, вот тогда и будет подлинное женское равноправие...

14. Среди предложений 8-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите его номер.  (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. (9) И этот мо­мент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть и без образа». (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, кото­рые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предмет­но-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром. (12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным?

14. Среди предложений 8-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

Напишите его номер.

(8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. (9) И этот мо­мент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть и без образа».

(10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, кото­рые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предмет­но-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

(12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным?

15. Среди предложений 47 - 53 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения. (47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом: (51) - Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять.

15. Среди предложений 47 - 53 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51) - Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять.

16. Среди предложений 39-43 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения. (39)Взгляд опускался все ниже, ниже, остановился на маленьком парашюте, и мне показалось, что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос. (40)Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (41)Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может еще пригодиться. (42) - Пока, — сказал он и быстро зашагал обратно. (43)У него был такой решительный вид, что я забеспокоился, не заберется ли он на высокую крышу и не сиганет ли вниз, чтобы еще раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?

16. Среди предложений 39-43 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(39)Взгляд опускался все ниже, ниже, остановился на маленьком парашюте, и мне показалось, что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.

(40)Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (41)Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может еще пригодиться.

(42) - Пока, — сказал он и быстро зашагал обратно.

(43)У него был такой решительный вид, что я забеспокоился, не заберется ли он на высокую крышу и не сиганет ли вниз, чтобы еще раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?

17. Среди предложений 35 - 40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тяжело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть. (38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу. (40)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабьи, когда вместо лошади впрягались в плуг.

17. Среди предложений 35 - 40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тяжело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.

(38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

(40)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабьи, когда вместо лошади впрягались в плуг.

18. Среди предложений 1—3 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соединением придаточных.  (1)Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. (2)«Кошелек!» — мелькнуло в голове. (3)Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.

18. Среди предложений 1—3 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соединением придаточных.

(1)Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. (2)«Кошелек!» — мелькнуло в голове. (3)Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.

19. Среди предложений 2 - 5 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. (3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

19. Среди предложений 2 - 5 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.

(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

20. Среди предложений 1 - 7 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

20. Среди предложений 1 - 7 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

Использованная литература.   1. Контрольно -измерительные материалы. Русский язык: 9 класс /сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2009.  2. Е.М.Сергеева. Тесты по прусскому языку: 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.  3. Г.Т.Егораева. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания: 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.

Использованная литература.

1. Контрольно -измерительные материалы. Русский язык: 9 класс /сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2009.

2. Е.М.Сергеева. Тесты по прусскому языку: 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.

3. Г.Т.Егораева. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания: 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!