Изучение нового материала. | 1) (На демонстрационном экране – сначала высвечиваются годы жизни Е.И. Замятина, затем по щелчку сначала портрет работы Б.М. Кустодиева, затем – Ю. П. Анненкова) (Слайд №5) Вопрос учителя: ~ Расскажите, каким вы представляете человека, изображённого на портрете? На демонстрационном экране высвечен портрет Е.И. Замятина работы Б.М. Кустодиева. (Слайд №5) Сообщение ученика: ~ Замятин окончил индустриальный факультет Петербургского политехникума, работал в Англии на судоверфях Глазго, Ньюкасло, Сандерленда, поэтому столь индустриальный пейзаж на заднем плане вполне объясним. При участии Замятина был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных – «Святой Александр Невский» (переименован позднее в «Ленин»). Революция застала Замятина за границей, и писатель поспешил домой, в Россию. Являясь марксистом, Замятин принял революцию с восторгом, но, как и многие писатели (М.Горький, В.Короленко), разочаровался в методах и средствах, используемых большевиками. Вопрос учителя: ~ Обратимся ещё раз к портрету работы Кустодиева и Анненкова: о чём говорит взгляд писателя, одинаков ли он на этих портретах? Пояснения учителя: ~ Именно этим взглядом писатель смотрел сквозь века, а затем свои мысли о будущем России, о развитии мировой цивилизации вложил в роман «МЫ». На слайде №5 по щелчку высвечиваются слова Замятина: «Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается». (Зачитываются учителем) Как вы понимаете эти слова? 2). Вопрос учителя: ~ А сейчас послушаем историю создания романа «МЫ», название которого вынесено в тему нашего урока. Ученик 1 (индивидуальное сообщение) рассказывает об истории создания романа «МЫ», на демонстрационном экране по-прежнему – портрет Замятина работы Б. Кустодиева (Слайд №5): - Е. Замятин в числе тех, кто возвращается сегодня в нашу литературу. Ему не удалось «прорваться» к читателю в 60-е годы. Роман «МЫ», написанный в 1921 – 1922 гг., впервые опубликован на английском языке в 1924 г. в Нью-Йорке, на русском языке там же, в 1952 году. В нашей стране роман увидел свет лишь в 1988 году в 4,5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, как и судьба его автора. Современники называли его «англичанином». На портрете писатель изображён на фоне города: мостов, кранов, каких-то построек. 3). На следующем этапе урока разберёмся в понятии «антиутопия», но сначала вспомним, что такое утопия. Для этого работаем самостоятельно в группах: Группа №1, 3: (Дидактический материал: файл «Карточки»: карточка - инструкция №1) КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ №1 Группа №1 (2 человек) ~ Е. Замятин создаёт в 1920 г. роман-миф, который многие критики относят к жанру антиутопии. Поработайте с различными словарями (С. Ожегова, иностранных слов, литературоведческих терминов). Найдите толкование слов «роман», «миф», «утопия» и «антиутопия». Найдите общее в значении этих понятий. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов, что такое роман-миф, роман-утопия. Выпишите ответы в тетрадь, подготовьте ответ классу. Распределите между собой работу со словарями, один из группы готовит устно высказывание. СЛОВАРЬ Антиутопия — это мечта, начавшая осуществляться и неожиданно обнаружившая массу побочных эффектов. Вопрос жанра утопии — каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии — можно ли принудительно сделать человека счастливым? Антиутопия — это не столько мечта, сколько предупреждение УТОПИЯ АНТИУТОПИЯ Мечта о прекрасном будущем Предупреждение о будущем ~ Каким должно быть будущее? ~ Можно ли принудительно сделать человека счастливым? Группа №2,4 работает с таблицей №2 из дидактического материала (файл «Таблица №2»): КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ №2 ~ Сравнение и сопоставление – методы, позволяющие лучше понять явление. ~ Пожалуйста, поработайте с таблицей №2, назовите черты утопии и антиутопии. Чем отличаются эти два понятия? Два человека готовят ответ на вопрос: «Какие произведения, написаны в жанре утопии и антиутопии?», используя таблицу, которая находится на столах. Проверяем работу всех групп, которые дают краткие ответы: Антиутопия — это мечта, начавшая осуществляться и неожиданно обнаружившая массу побочных эффектов. Вопрос жанра утопии — каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии — можно ли принудительно сделать человека счастливым? Антиутопия — это не столько мечта, сколько предупреждение. ~ Мечта о том, чтобы сделать общество справедливым и благополучным, сопровождала человека на всём протяжении его истории. Мечтали в сказках и легендах. Ещё в античности эта мечта превратилась в описание жизни, которая якобы существует где-то, в какой-то неизвестной или фантастической стране. Позднее такого рода сочинения стали называть утопическими. ~ Без мечты трудно жить. Но одно дело мечтать, а совсем другое — требовать осуществления мечты. По мере развития науки и технического совершенства, особенно к концу XIX века, начало казаться, что утопии осуществимы. Тогда же появились и первые предупреждения: готов ли человек к тому, чтобы получить в руки мощные средства преобразования жизни, справится ли он с ними, сумеет ли привести научные законы в согласие с законами человеческих отношений? ~ Однако ещё опаснее научных экспериментов оказались социальные проекты по революционному преобразованию действительности. Писатели получили возможность с натуры воспроизводить черты будущего тоталитарного государства. ~ Томас Мор, Кампанелла, Дж. Свифт создавали утопии, пропагандировали образ идеального государства. Только во второй половине 19 века пришло осознание того, что такие мечты опасны. После ответа ребят учитель просит класс кратко определить, что такое утопия и что такое антиутопия. (Слайд №6) Учитель зачитывает со слайда №7 слова Н.А. Бердяева об утопиях: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» 4). Работа с текстом (анализ отдельных сцен, пересказ отдельных эпизодов, характеристика образов). Учитель: ~ Восстановим структуру Единого Государства, создающего пространство романа-антиутопии. Общий вопрос: Главный герой пишет в записи 3: «Быть может, вы не знаете даже таких азов, как Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зелёная Стена, Благодетель…» Поможем Д-503 объяснить нашему поколению, какова структура общества, в котором живёт герой. Какова модель этого общества? Каково пространство, созданное в романе? Выполним задания по группам (группы распределены заранее), определив, из чего складывается пространство антиутопии Е. Замятина. В Едином государстве всё разумно, всё учтено, всё подчинено одной цели. Создадим схему структуры этого Государства. (Ребята работают). По окончании работы схема выводится по частям, показывается в слайдах № 8, 9, 10 на экране проектора. - В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек — не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины). Слово учителя: Предметом изображения в романе стало далёкое будущее, XXXI век. О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Замятин почти не даёт воли своей технической фантазии. Он прогнозирует не столько пути развития техники, покорения и преобразования природы, сколько пути развития человека, человеческого общества. Прогресс знаний, науки и техники – это не прогресс человечества. «МЫ» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия. Кто же населяет пространство замятинского общества? На демонстрационном экране появляется слайд-иллюстрация с шагающими МЫ, высвечиваются слова на фоне музыки (Шостакович Дмитрий Иванович «Шестая симфония. Тема нашествия») (Слайд № 11): «Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой». ~ Какие чувства выражает Шостакович в этом отрывке? ~ Кто же они «МЫ»? 5). Исследовательская работа по названию романа-антиутопии. Почему роман назван «МЫ»? (опережающее задание) Ответ (примерный): ~ В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием – «МЫ»: Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши… Всё – мы, во всём – мы, мы – пламень и свет побеждающий, Сами себе Божество, и Судья, и Закон. Вспомним блоковское: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольской дикою ордою!» («Скифы»). А у В. Маяковского в поэме «150000000»: «Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Единица – вздор, единица – ноль…», «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз». В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загнать в «счастливое будущее». «Мы» можно понять как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. В романе общество вначале неразделимо, читатель видит всех взглядом Д-503. Только монолитное «МЫ» видит читатель. «МЫ», шагающее строем, думающее одинаково, имеющее одинаковые взгляды. Индивидуальное сознание растворяется в «коллективном разуме» масс. «Я» перестаёт существовать как таковое – оно становится лишь органической клеточкой «МЫ», составляющей толпы. Учитель: ~ Что «угадано» Замятиным в романе? (На фоне слайда №12 делаем промежуточные выводы): Учитель читает по мере появления строчек: ~ Для общества в пространстве романа характерно: Слепое поклонение идее Единого Государства. Цель – распространить образец «математически безошибочного счастья». Слияние частных «я» в одно безликое «мы». Отрицание фантазии, души, милосердия и сострадания, строгая регламентация личной жизни людей. Отсутствие семьи, любви. 6). Вопросы по системе персонажей в романе всему классу (фронтальная работа). Слайд №13: Есть ли индивидуальности в художественном пространстве романа? В какой момент они проявляют себя? Дадим характеристики героям с опорой на текст. Узнайте героев, используя цитаты и характеристики (задание на карточках, всем, зачитывают вслух ученики), (Дидактический материал – Цитаты из «МЫ» №2): «Математик, «все в волосах лохматые руки – какой-то нелепый атавизм», один из нумеров, боготворит «квадратную гармонию». (Д-503) «Она похожа на своё имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы – И оттого вся кругло обточенная, и …рот - раскрыт навстречу каждому … слову. И ещё: круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей». (О-30) «Она, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст… в глазах или в бровях – какой-то странный раздражающий икс… острым углом вздёрнутые к углам брови… необычайно белые и острые зубы…». (I-330) «поэт, негрогубый…, чёрные, лакированные смехом глаза, толстые негрские губы» (R-13) «…Неподвижная, как из металла, фигура… одни глаза, чёрные, всасывающие, глотающие дыры… Лица не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями». (Благодетель) 7). Защита проектов портретов (опережающее задание). Задание группе учащихся было дома на компьютере в Word или Графическом редакторе (по выбору одиннадцатиклассников) создать при помощи различных фигур (кругов, прямоугольников, треугольников) образы героев: Д-503, О-90, I-330. Что же получилось? 8). Работа с текстом, чтение «про себя»: отрывков из записи 28 со слов «Да, это у меня записано» до слов «И вот момент…». - О чём отрывок? (ответ: о любви героев, о нежности, о чувствах, о проявлении индивидуальности). Слово учителя: ~ Обратили ли вы внимание на оппозицию, заявленную в портрете героев? Какие средства формируют портрет героев? (На демонстрационном экране высвечивается слайд № 14): Портрет формируют математические фигуры: детали: круг, ромб, квадрат, лохматая рука, треугольник пухлая складочка, острые зубы, негрские губы К каким сферам жизни относятся данные средства? математика, наука, живые существа, разум, рационализм, животное начало, чувства, искусственное естественное Вопрос учителя: - По какому принципу строится портрет персонажа в романе? (Антитеза: раздвоение героев: душа – тело, разум – чувства). - Из прочитанного отрывка мы видим, почему есть в портрете героев детали животного начала (ответ: женщины выходили за стену, к диким людям). Вывод учителя: Именно в любви проявляются индивидуальные черты героев: О-90 хочет ребёнка, а, забеременев, уходит за Зелёную стену; R-13 ревнует О-90, пишет стихи, не принимаемые официальной поэзией; Д-503, влюбившись в I-330, чуть не перешёл на сторону организации «Мэфи», борющуюся с официальным режимом; I-330 же «провалила» дело, т.к. поверила Д-503, полюбив его, а он предал, оказался слабее её. | Предполагаемые ответы: ~ На портрете Кустодиева Замятин в вальяжной позе, самоуверен, курит сигару, чуть улыбается, чуть прищурился, элегантен, ироничен, умён. Послушаем небольшое сообщение об этом писателе. Предполагаемые ответы: - Взгляд Замятина проницателен и ироничен, он как бы проникает вам в душу, всё про вас знает и понимает. Предполагаемые ответы: ~ На нигилистической позиции разрушения ничего не построишь! Надо принимать традиции прошлого, думая о будущем. Выполняют в группе предложенные задания. Зачитывают определение из словарных статей и из словаря урока (Дидактический материал – файл «Словарь урока»): Миф – это построение собственной модели мира, собственного мироздания. Утопия – идеальное государственное устройство. Антиутопия – нежелательное общественное устройство. Выполняют задание на листах («Дидактический материал» - файл «Схема по структуре»), из предложенных карточек составляют структуру антиутопического пространства романа. Предполагаемые ответы (после подготовки): Модель нового общества в романе «МЫ» такова: «хрустально-неколебимое, вечное небо Единого государства», «стеклянные купола аудиториумов», «стеклянный огнедышащий Интеграл», «стеклянный колпак Газового колокола», «хрустальный колокольчик в изголовье» - это символ прозрачности и призрачности жизни, постоянное напоминание о принадлежности к Единому государству. Прослушивают музыку. Предполагаемые ответы Маршевая интонация, словно идёт строй, много людей в ногу на параде. Слышны чётко барабаны, отбивающие такт, как на военном параде, требующие дисциплины в движении. Бодрая интонация движения, которого ничто не в силах задержать и остановить. Заслушивают сообщение, делают выводы о названии романа Предполагаемые ответы: - Замятин предсказал последствия правления Сталина и Гитлера. В основе их власти лежит «культ личности» и построение счастливого общества любыми путями. Это страшно, когда живёшь по теории: «цель оправдывает средства» и господствуют такие взгляды. Определяют героев романа по цитатному материалу. Демонстрация работ учащихся в распечатанном варианте. |