СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №13. Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся с жанровыми понятиями «утопия» и «антиутопия»; анализируют и интерпретируют художественный текст, разбираются в проблематике романа; классифицируют и систематизируют изученный материал с помощью таблиц и схем.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №13»

11 класс

Урок №13.

Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ»

Цели:

  1. Образовательная.

  • исследовать художественное пространства текста, способы и средства создания антиутопического общества, использованные Е.И. Замятиным в романе «МЫ»;

  • закрепить понятие о жанре утопии;

  • формировать у учащихся знаний о жанре антиутопии;

  • познакомиться со страницами биографии Е. Замятина, позволившими писателю создать произведение в жанре антиутопии.

  1. Развивающая.

  • развивать речь учащихся, умений чётко формулировать свои мысли;

  • развивать навыки отбора нужного материала, умений классифицировать и систематизировать его с помощью таблиц и схем;

  • развивать умения сопоставлять и сравнивать.

  1. Воспитательная.

  • рассмотреть гуманистическую направленность произведения Е. Замятина;

  • формировать гражданскую позицию у учащихся и чувство ответственности за свою страну и за всё, что в ней происходит.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знакомятся с жанровыми понятиями «утопия» и «антиутопия»; анализируют и интерпретируют художественный текст, разбираются в проблематике романа; классифицируют и систематизируют изученный материал с помощью таблиц и схем

Тип урока:

комбинированный.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

презентация, дидактический материал, раздаточный материал.

Оформление:

на доске и на демонстрационном экране запись темы, эпиграфа «Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается» (Е. Замятин), годы жизни Е.И. Замятина, фраза Н.А. Бердяева о жанре утопии: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?», фотографический портрет Е.И Замятина на доске и на демонстрационном экране.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя


  1. Целеполагание.


  • Приготовимся к восприятию необычного романа Е.И. Замятина «Мы». Сегодня нам с вами предстоит работа с необычным текстом, с текстом художественного произведения, который мы будем анализировать и интерпретировать, чтобы выйти на проблематику романа. Сформулируйте, пожалуйста, наши задачи с опорой на тему урока, написанную на доске.

Учитель добавляет: Но будем помнить, что анализ – это не цель нашей работы, а только средство, позволяющее понять позицию автора.

Эмоциональный настрой: И прежде хочется дать вам настрой, и для этого прослушаем музыкальный отрывок. Подумаем, какие чувства выражает в нём автор? (Слушаем фрагмент из произведения Игоря Фёдоровича Стравинского «Весна священная»), и записываем тему урока в тетрадь.

На демонстрационном экране появляется тема урока и начинает звучать мелодия (Слайд №1), после щелчка появляется на слайде №1 фотография Е.И. Замятина.

На слайде №1 по щелчку высвечиваются вопросы, комментируемые учителем:

Чем наполнено пространство романа?

- Мечтой о светлом будущем? Тревогой за будущее? Предчувствием? Предвидением? Предупреждением?


Формулируют цели урока.

Предполагаемые ответы: Мы должны, читая роман «МЫ», посмотреть, какие средства использует Е. Замятин для создания художественного пространства романа. Разобраться, что такое антиутопия и с помощью анализа изобразительно-выразительных средств, выйти на проблемы романа.

Прослушивают аудиозапись. Предполагаемые ответы после прослушивания:

  • После прослушивания возникает ощущение тревоги, состояние неопределённости, бесцельности пути, хаотичности движения.

  • Звучит мотив грозы, предупреждения об опасности.

  • Присутствуют светлые нотки, оптимистический настрой, но тревога преобладает.


  1. Актуализация.


  • На прошлых уроках мы говорили, что, конечно, тревогу вызвала у страны Октябрьская революция. Мы говорили с вами о трактовке революции в произведениях писателей, которые явились современниками этого события, перевернувшего жизнь целой страны, нескольких поколений.

  • Какие особенности литературного процесса 20-х годов вы можете отметить? Какое литературное направление оформилось в 20-30-ые гг.?

  • Каковы черты нового государства и новой литературы?

  • Пользуйтесь при ответе таблицей, созданной на прошлых уроках. (Дидактический материал, табл. №1)


Литературная ситуация

Формируется новое государство

Формируется новая литература

Черты нового государства:

    • усиление власти государства;

    • ограничение свободы во всём;

    • «каждая кухарка способна управлять государством»;

    • регламентация всех сторон жизни, строгий контроль государства;

    • однопартийность: кто не в партии, тот враг;

    • построение сказочного общества, новой утопии – коммунизма;

    • становление культа личности.


Черты новой литературы:

    • усиление социального заказа государства;

    • ограничение свободы выбора;

    • литература должна быть доступна всем;

    • регламентация тем произведений;

    • обязательно нужно противопоставлять: они – мы;

    • социалистический реализм: вместо реальности – новая сказка;

    • партийность: давление политики на искусство.


Вопрос учителя: Так что же представляет собой ситуация в России в 20 – 30-ые годы XX века?

Слайд №3 и слайд №4 позволяют завершить повторение, повторив черты нового государства и новой литературы.

Слово учителя: Критик Галина Белая считает, что борьба шла между художником и государством: не в пользу художника. Отрицалось художественное достоинство произведений: критерии остались лишь идеологические. С такими же проблемами столкнулся и Е.И. Замятин, о котором мы сегодня и поговорим.








Ответ с использованием таблицы. (При ответе появляется слайд №2)


  1. Изучение нового материала.


1) (На демонстрационном экране – сначала высвечиваются годы жизни Е.И. Замятина, затем по щелчку сначала портрет работы Б.М. Кустодиева, затем – Ю. П. Анненкова) (Слайд №5)

Вопрос учителя:

~ Расскажите, каким вы представляете человека, изображённого на портрете?

На демонстрационном экране высвечен портрет Е.И. Замятина работы Б.М. Кустодиева.

(Слайд №5)


Сообщение ученика:

~ Замятин окончил индустриальный факультет Петербургского политехникума, работал в Англии на судоверфях Глазго, Ньюкасло, Сандерленда, поэтому столь индустриальный пейзаж на заднем плане вполне объясним.

При участии Замятина был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных – «Святой Александр Невский» (переименован позднее в «Ленин»). Революция застала Замятина за границей, и писатель поспешил домой, в Россию.

Являясь марксистом, Замятин принял революцию с восторгом, но, как и многие писатели (М.Горький, В.Короленко), разочаровался в методах и средствах, используемых большевиками.

Вопрос учителя:

~ Обратимся ещё раз к портрету работы Кустодиева и Анненкова: о чём говорит взгляд писателя, одинаков ли он на этих портретах?

Пояснения учителя:

~ Именно этим взглядом писатель смотрел сквозь века, а затем свои мысли о будущем России, о развитии мировой цивилизации вложил в роман «МЫ». На слайде №5 по щелчку высвечиваются слова Замятина: «Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается». (Зачитываются учителем) Как вы понимаете эти слова?


2). Вопрос учителя:

~ А сейчас послушаем историю создания романа «МЫ», название которого вынесено в тему нашего урока.

Ученик 1 (индивидуальное сообщение) рассказывает об истории создания романа «МЫ», на демонстрационном экране по-прежнему – портрет Замятина работы Б. Кустодиева (Слайд №5):

- Е. Замятин в числе тех, кто возвращается сегодня в нашу литературу. Ему не удалось «прорваться» к читателю в 60-е годы. Роман «МЫ», написанный в 1921 – 1922 гг., впервые опубликован на английском языке в 1924 г. в Нью-Йорке, на русском языке там же, в 1952 году. В нашей стране роман увидел свет лишь в 1988 году в 4,5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, как и судьба его автора. Современники называли его «англичанином». На портрете писатель изображён на фоне города: мостов, кранов, каких-то построек.


3). На следующем этапе урока разберёмся в понятии «антиутопия», но сначала вспомним, что такое утопия. Для этого работаем самостоятельно в группах:

Группа №1, 3: (Дидактический материал: файл «Карточки»: карточка - инструкция №1)

КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ №1

Группа №1 (2 человек)

~ Е. Замятин создаёт в 1920 г. роман-миф, который многие критики относят к жанру антиутопии.

Поработайте с различными словарями (С. Ожегова, иностранных слов, литературоведческих терминов). Найдите толкование слов «роман», «миф», «утопия» и «антиутопия». Найдите общее в значении этих понятий. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов, что такое роман-миф, роман-утопия. Выпишите ответы в тетрадь, подготовьте ответ классу.

Распределите между собой работу со словарями, один из группы готовит устно высказывание.


СЛОВАРЬ

Антиутопия — это мечта, начавшая осуществляться и неожиданно обнаружившая массу побочных эффектов. Вопрос жанра утопии — каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии — можно ли принудительно сделать человека счастливым? Антиутопия — это не столько мечта, сколько предупреждение

УТОПИЯ АНТИУТОПИЯ

Мечта о прекрасном будущем Предупреждение о будущем

~ Каким должно быть будущее? ~ Можно ли принудительно сделать человека счастливым?






Группа №2,4 работает с таблицей №2 из дидактического материала (файл «Таблица №2»):

КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ №2

~ Сравнение и сопоставление – методы, позволяющие лучше понять явление.


~ Пожалуйста, поработайте с таблицей №2, назовите черты утопии и антиутопии. Чем отличаются эти два понятия? Два человека готовят ответ на вопрос: «Какие произведения, написаны в жанре утопии и антиутопии?», используя таблицу, которая находится на столах.


Проверяем работу всех групп, которые дают краткие ответы:

Антиутопия — это мечта, начавшая осуществляться и неожиданно обнаружившая массу побочных эффектов. Вопрос жанра утопии — каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии — можно ли принудительно сделать человека счастливым? Антиутопия — это не столько мечта, сколько предупреждение.

~ Мечта о том, чтобы сделать общество справедливым и благополучным, сопровождала человека на всём протяжении его истории. Мечтали в сказках и легендах. Ещё в античности эта мечта превратилась в описание жизни, которая якобы существует где-то, в какой-то неизвестной или фантастической стране. Позднее такого рода сочинения стали называть утопическими.

~ Без мечты трудно жить. Но одно дело мечтать, а совсем другое — требовать осуществления мечты. По мере развития науки и технического совершенства, особенно к концу XIX века, начало казаться, что утопии осуществимы. Тогда же появились и первые предупреждения: готов ли человек к тому, чтобы получить в руки мощные средства преобразования жизни, справится ли он с ними, сумеет ли привести научные законы в согласие с законами человеческих отношений?

~ Однако ещё опаснее научных экспериментов оказались социальные проекты по революционному преобразованию действительности. Писатели получили возможность с натуры воспроизводить черты будущего тоталитарного государства.

~ Томас Мор, Кампанелла, Дж. Свифт создавали утопии, пропагандировали образ идеального государства. Только во второй половине 19 века пришло осознание того, что такие мечты опасны.


После ответа ребят учитель просит класс кратко определить, что такое утопия и что такое антиутопия. (Слайд №6)


Учитель зачитывает со слайда №7 слова Н.А. Бердяева об утопиях: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления


4). Работа с текстом (анализ отдельных сцен, пересказ отдельных эпизодов, характеристика образов).

Учитель:

~ Восстановим структуру Единого Государства, создающего пространство романа-антиутопии.

Общий вопрос:

  • Главный герой пишет в записи 3: «Быть может, вы не знаете даже таких азов, как Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зелёная Стена, Благодетель…» Поможем Д-503 объяснить нашему поколению, какова структура общества, в котором живёт герой. Какова модель этого общества? Каково пространство, созданное в романе?

  • Выполним задания по группам (группы распределены заранее), определив, из чего складывается пространство антиутопии Е. Замятина.


  • В Едином государстве всё разумно, всё учтено, всё подчинено одной цели. Создадим схему структуры этого Государства. (Ребята работают). По окончании работы схема выводится по частям, показывается в слайдах № 8, 9, 10 на экране проектора.


- В романе изображено совершенное Государство, возглавляемое неким Благодетелем, своего рода патриархом, наделенным неограниченной властью. В этом государстве прозрачных стен, розовых талонов на любовь, механической музыки и «оседланной стихии» поэзии, в этом обществе «разумной механистичности» и «математически совершенной жизни» обезличенный человек — не более чем винтик в образцово отлаженном механизме. Здесь нет имен, а есть номера, здесь порядок и предписание превыше всего, а отступление от общепринятых правил и санкционированного образа мысли грозит нарушителю Машиной Благодетеля (что-то вроде модернизированной гильотины).


Слово учителя: Предметом изображения в романе стало далёкое будущее, XXXI век. О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Замятин почти не даёт воли своей технической фантазии. Он прогнозирует не столько пути развития техники, покорения и преобразования природы, сколько пути развития человека, человеческого общества. Прогресс знаний, науки и техники – это не прогресс человечества. «МЫ» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия. Кто же населяет пространство замятинского общества?


На демонстрационном экране появляется слайд-иллюстрация с шагающими МЫ, высвечиваются слова на фоне музыки (Шостакович Дмитрий Иванович «Шестая симфония. Тема нашествия») (Слайд № 11):

«Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой».

~ Какие чувства выражает Шостакович в этом отрывке?

~ Кто же они «МЫ»?


5). Исследовательская работа по названию романа-антиутопии. Почему роман назван «МЫ»? (опережающее задание)

Ответ (примерный):

~ В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием – «МЫ»:

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы победители пространства морей, океанов и суши…

Всё – мы, во всём – мы, мы – пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

Вспомним блоковское: «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольской дикою ордою!» («Скифы»). А у В. Маяковского в поэме «150000000»: «Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Единица – вздор, единица – ноль…», «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загнать в «счастливое будущее». «Мы» можно понять как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. В романе общество вначале неразделимо, читатель видит всех взглядом Д-503. Только монолитное «МЫ» видит читатель. «МЫ», шагающее строем, думающее одинаково, имеющее одинаковые взгляды. Индивидуальное сознание растворяется в «коллективном разуме» масс. «Я» перестаёт существовать как таковое – оно становится лишь органической клеточкой «МЫ», составляющей толпы.

Учитель:

~ Что «угадано» Замятиным в романе?

(На фоне слайда №12 делаем промежуточные выводы):

Учитель читает по мере появления строчек:

~ Для общества в пространстве романа характерно:

  • Слепое поклонение идее Единого Государства.

  • Цель – распространить образец «математически безошибочного счастья».

  • Слияние частных «я» в одно безликое «мы».

  • Отрицание фантазии, души, милосердия и сострадания, строгая регламентация личной жизни людей.

  • Отсутствие семьи, любви.


6). Вопросы по системе персонажей в романе всему классу (фронтальная работа). Слайд №13:

  • Есть ли индивидуальности в художественном пространстве романа? В какой момент они проявляют себя? Дадим характеристики героям с опорой на текст. Узнайте героев, используя цитаты и характеристики (задание на карточках, всем, зачитывают вслух ученики), (Дидактический материал – Цитаты из «МЫ» №2):

«Математик, «все в волосах лохматые руки – какой-то нелепый атавизм», один из нумеров, боготворит «квадратную гармонию». (Д-503)


«Она похожа на своё имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы – И оттого вся кругло обточенная, и …рот - раскрыт навстречу каждому … слову. И ещё: круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей». (О-30)


«Она, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст… в глазах или в бровях – какой-то странный раздражающий икс… острым углом вздёрнутые к углам брови… необычайно белые и острые зубы…». (I-330)


«поэт, негрогубый…, чёрные, лакированные смехом глаза, толстые негрские губы» (R-13)


«…Неподвижная, как из металла, фигура… одни глаза, чёрные, всасывающие, глотающие дыры… Лица не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями». (Благодетель)


7). Защита проектов портретов (опережающее задание).

Задание группе учащихся было дома на компьютере в Word или Графическом редакторе (по выбору одиннадцатиклассников) создать при помощи различных фигур (кругов, прямоугольников, треугольников) образы героев: Д-503, О-90, I-330. Что же получилось?


8). Работа с текстом, чтение «про себя»: отрывков из записи 28 со слов «Да, это у меня записано» до слов «И вот момент…».

- О чём отрывок? (ответ: о любви героев, о нежности, о чувствах, о проявлении индивидуальности).

Слово учителя:

~ Обратили ли вы внимание на оппозицию, заявленную в портрете героев? Какие средства формируют портрет героев?

(На демонстрационном экране высвечивается слайд № 14):

Портрет формируют


математические фигуры: детали:

круг, ромб, квадрат, лохматая рука,

треугольник пухлая складочка,

острые зубы,

негрские губы



К каким сферам жизни относятся данные средства?

математика, наука, живые существа,

разум, рационализм, животное начало, чувства,

искусственное естественное

Вопрос учителя:

- По какому принципу строится портрет персонажа в романе? (Антитеза: раздвоение героев: душа – тело, разум – чувства).

- Из прочитанного отрывка мы видим, почему есть в портрете героев детали животного начала (ответ: женщины выходили за стену, к диким людям).

Вывод учителя: Именно в любви проявляются индивидуальные черты героев: О-90 хочет ребёнка, а, забеременев, уходит за Зелёную стену; R-13 ревнует О-90, пишет стихи, не принимаемые официальной поэзией; Д-503, влюбившись в I-330, чуть не перешёл на сторону организации «Мэфи», борющуюся с официальным режимом; I-330 же «провалила» дело, т.к. поверила Д-503, полюбив его, а он предал, оказался слабее её.






Предполагаемые ответы:

~ На портрете Кустодиева Замятин в вальяжной позе, самоуверен, курит сигару, чуть улыбается, чуть прищурился, элегантен, ироничен, умён. Послушаем небольшое сообщение об этом писателе.









Предполагаемые ответы:

- Взгляд Замятина проницателен и ироничен, он как бы проникает вам в душу, всё про вас знает и понимает.


Предполагаемые ответы:

~ На нигилистической позиции разрушения ничего не построишь! Надо принимать традиции прошлого, думая о будущем.
















Выполняют в группе предложенные задания.

Зачитывают определение из словарных статей и из словаря урока (Дидактический материал – файл «Словарь урока»):

  • Миф – это построение собственной модели мира, собственного мироздания.

  • Утопия – идеальное государственное устройство.

  • Антиутопия – нежелательное общественное устройство.






































































Выполняют задание на листах («Дидактический материал» - файл «Схема по структуре»), из предложенных карточек составляют структуру антиутопического пространства романа.


Предполагаемые ответы (после подготовки):

  • Модель нового общества в романе «МЫ» такова: «хрустально-неколебимое, вечное небо Единого государства», «стеклянные купола аудиториумов», «стеклянный огнедышащий Интеграл», «стеклянный колпак Газового колокола», «хрустальный колокольчик в изголовье» - это символ прозрачности и призрачности жизни, постоянное напоминание о принадлежности к Единому государству.
















Прослушивают музыку.

Предполагаемые ответы

    • Маршевая интонация, словно идёт строй, много людей в ногу на параде.

    • Слышны чётко барабаны, отбивающие такт, как на военном параде, требующие дисциплины в движении.

    • Бодрая интонация движения, которого ничто не в силах задержать и остановить.



Заслушивают сообщение, делают выводы о названии романа

Предполагаемые ответы:

- Замятин предсказал последствия правления Сталина и Гитлера. В основе их власти лежит «культ личности» и построение счастливого общества любыми путями. Это страшно, когда живёшь по теории: «цель оправдывает средства» и господствуют такие взгляды.






















Определяют героев романа по цитатному материалу.
























Демонстрация работ учащихся в распечатанном варианте.




































  1. Подведение итогов урока

Что же всё-таки представляет собой позиция автора? (Слайд №15)

  • Он мечтает о будущем?

  • Он тревожится о грядущем?

  • Предчувствует последствия тоталитарного режима?

  • Предвидит огромные его жертвы?

  • Предупреждает о бесперспективности насильственного строительства светлого будущего, когда цель оправдывает средства?


Учитель зачитывает слова Дж. Оруэлла о тоталитаризме. (Слайд №16):

~Итак, роман – скорее предупреждение всем людям. О чём?

- «Не теряйте свою индивидуальность, не поклоняйтесь рационализму, не будьте чересчур практичными! Без чувств, без любви можно превратиться в робота!»

Слайд №17: под музыку Свиридова Г. размышляем, за кем будущее: за страдающей индивидуальностью, способной любить или за роботообразным «средним арифметическим»?

Рефлексия:

    • Что запомнилось на уроке?

    • Что понравилось в процессе работы?

    • Что бы изменили в ходе урока?

В качестве ответа может быть рисунок, портрет, цветовая гамма.


Высказывают свою точку зрения на позицию автора, рассуждают, о чем предупреждает роман













Проводят саморефлексию.

Домашнее задание.

1). Круг вопросов для домашнего задания к дискуссии (на карточках по рядам – 3 задания):

  • Почему ХХ век вошёл в историю как антиутопический? Какие утопические проекты предшествующих эпох вызвали разочарование? (1 ряд)

  • Можно ли счесть людей в обществе эры Форда счастливыми? Что официально понимается под счастьем? Кто такие еретики? (2 ряд)

  • Почему, с точки зрения Главноуправителя, Шекспир несовместим с возможностью для всех быть счастливыми? (3 ряд)

2). Творческое задание: создайте на компьютере с использованием любой программы герб Единого Государства, изображённого Е. Замятиным в романе.

3). Исследовательская работа по цветописи в романе. Символика цвета.


Записывают домашнее задание.



1


Просмотр содержимого документа
«БЛАГОДЕТЕЛЬ»

БЛАГОДЕТЕЛЬ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

БЮРО ХРАНИТЕЛЕЙ – ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА

ЧАСОВАЯ СКРИЖАЛЬ – «СЕРДЦЕ И ПУЛЬС» ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУКА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАВОД

ЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

СЕКСУАЛЬНОЕ ПРАВО

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАЗЕТА

ДЕТСКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

МАРШ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

МАТЕРИНСКАЯ НОРМА

ЗЕЛЁНАЯ СТЕНА – НЕРУШИМАЯ ГРАНИЦА

МЫ - НУМЕРА

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ИСКУССТВО

НАУКА

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

ДИКИЕ ЛЮДИ

ОРГАНИЗАЦИЯ «ОСВОБОЖДЕНИЕ»



Просмотр содержимого документа
«ПОРТРЕТ ГЕРОЯ»

ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

«МАТЕМАТИК, «ВСЕ В ВОЛОСАХ ЛОХМАТЫЕ РУКИ – КАКОЙ-ТО НЕЛЕПЫЙ АТАВИЗМ», ОДИН ИЗ НУМЕРОВ, БОГОТВОРИТ «КВАДРАТНУЮ ГАРМОНИЮ»















































ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

«ОНА ПОХОЖА НА СВОЁ ИМЯ: САНТИМЕТРОВ НА 10 НИЖЕ МАТЕРИНСКОЙ НОРМЫ – И ОТТОГО ВСЯ КРУГЛО ОБТОЧЕННАЯ, И …РОТ - РАСКРЫТ НАВСТРЕЧУ КАЖДОМУ … СЛОВУ. И ЕЩЁ: КРУГЛАЯ, ПУХЛАЯ СКЛАДОЧКА НА ЗАПЯСТЬЕ РУКИ – ТАКИЕ БЫВАЮТ У ДЕТЕЙ»













































ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

«ОНА, ТОНКАЯ, РЕЗКАЯ, УПРЯМО-ГИБКАЯ, КАК ХЛЫСТ… В ГЛАЗАХ ИЛИ В БРОВЯХ – КАКОЙ-ТО СТРАННЫЙ РАЗДРАЖАЮЩИЙ ИКС… ОСТРЫМ УГЛОМ ВЗДЁРНУТЫЕ К УГЛАМ БРОВИ… НЕОБЫЧАЙНО БЕЛЫЕ И ОСТРЫЕ ЗУБЫ…»













































ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

«…НЕПОДВИЖНАЯ, КАК ИЗ МЕТАЛЛА, ФИГУРА… ОДНИ ГЛАЗА, ЧЁРНЫЕ, ВСАСЫВАЮЩИЕ, ГЛОТАЮЩИЕ ДЫРЫ… ЛИЦА НЕ РАЗОБРАТЬ: ВИДНО ТОЛЬКО, ЧТО ОНО ОГРАНИЧЕНО СТРОГИМИ, ВЕЛИЧЕСТВЕННЫМИ, КВАДРАТНЫМИ ОЧЕРТАНИЯМИ»

Просмотр содержимого документа
«СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


15. БЮРО Хранителей – полицейская система

1.БЛАГОДЕТЕЛЬ – глава Государства



2.ЧАСОВАЯ СКРИЖАЛЬ – «СЕРДЦЕ И ПУЛЬС» Единого Государства







ИСКУССТВО

13. Музыкальный завод

6. Институт Государственных Поэтов и Писателей

7. Государственная Газета

  1. Марш Единого Государства






НАУКА

4. Единая Государственная Наука





ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ


14. ЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

9. МАТЕРИНСКАЯ НОРМА


8. СЕКСУАЛЬНОЕ ПРАВО

3. ДЕТСКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД




10. МЫ - НУМЕРА





11. ОРГАНИЗАЦИЯ «Освобождение»





12. ЗЕЛЁНАЯ СТЕНА – НЕРУШИМАЯ ГРАНИЦА

16. ДИКИЕ ЛЮДИ




Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА»

ТАБЛИЦА №1

Ответ с использованием таблицы.

  • Каковы черты нового государства и новой литературы?


Историческая ситуация

Литературная ситуация

1.

Формируется новое государство

Формируется новая литература

2.

Черты нового государства:

    • усиление власти государства;

    • ограничение свободы во всём;

    • «каждая кухарка способна управлять государством»;

    • регламентация всех сторон жизни, строгий контроль государства;

    • однопартийность: кто не в партии, тот враг;

    • построение сказочного общества, новой утопии – коммунизма;

    • становление культа личности.


Черты новой литературы:

    • усиление социального заказа государства;

    • ограничение свободы выбора;

    • литература должна быть доступна всем;

    • регламентация тем произведений;

    • обязательно нужно противопоставлять: они – мы;

    • социалистический реализм: вместо реальности – новая сказка;

    • партийность: давление политики на искусство.



Группа №1, 3:

КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ №1

~ Е. Замятин создаёт в 1920 г. роман-миф, который многие критики относят к жанру антиутопии.

Поработайте с различными словарями (С. Ожегова, иностранных слов, литературоведческих терминов). Найдите толкование слов «роман», «миф», «утопия» и «антиутопия». Найдите общее в значении этих понятий. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов, что такое роман-миф, роман-утопия. Выпишите ответы в тетрадь, подготовьте ответ классу.


Группа №2, 4:

КАРТОЧКА – ИНСТРУКЦИЯ №2

~ Сравнение и сопоставление – методы, позволяющие лучше понять явление.

~ Пожалуйста, поработайте с таблицей №2, назовите черты утопии и антиутопии. Чем отличаются эти два понятия? Приготовьте ответ на вопрос: «Какие произведения, написаны в жанре утопии и антиутопии?», используя таблицу.










ТАБЛИЦА №2

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №13»

Художественное пространство антиутопии  Е.И. Замятина «МЫ»   Мечта о будущем? Тревога за будущее? Предчувствие? Предупреждение? Предвидение?

Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ»

Мечта о будущем?

Тревога за будущее? Предчувствие?

Предупреждение?

Предвидение?

Россия 20-х – 30-х годов: Литературная ситуация ? Историческая ситуация ? Формируется новое государство  Формируется новая литература  Каковы черты нового государства и новой литературы?

Россия 20-х – 30-х годов:

Литературная ситуация ?

Историческая

ситуация ?

Формируется новое

государство

Формируется новая

литература

Каковы черты нового государства

и новой литературы?

Черты нового государства: усиление власти государства; становление культа личности;  ограничение свободы во всём; «каждая кухарка способна управлять государством»; регламентация всех сторон жизни, строгий контроль государства; однопартийность: кто не в партии, тот враг; построение сказочного общества, новой утопии – коммунизма.      

Черты нового государства:

  • усиление власти государства; становление культа личности;
  • ограничение свободы во всём;
  • «каждая кухарка способна управлять государством»;
  • регламентация всех сторон жизни, строгий контроль государства;
  • однопартийность: кто не в партии, тот враг;
  • построение сказочного общества, новой утопии – коммунизма.      

Черты новой литературы: усиление социального заказа государства; ограничение свободы выбора; литература должна быть доступна всем; регламентация тем произведений; обязательно нужно противопоставлять: они – мы; социалистический реализм: вместо реальности – новая сказка; партийность: давление политики на искусство.

Черты новой литературы:

  • усиление социального заказа государства;
  • ограничение свободы выбора;
  • литература должна быть доступна всем;
  • регламентация тем произведений;
  • обязательно нужно противопоставлять: они – мы;
  • социалистический реализм: вместо реальности – новая сказка;
  • партийность: давление политики на искусство.

Замятин Евгений Иванович 1884 – 1937 Б. Кустодиев. Портрет Е. Замятина «Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается»    (Е. Замятин)  Ю.П. Анненков. Портрет Е. Замятина

Замятин Евгений Иванович

1884 – 1937

Б. Кустодиев. Портрет Е. Замятина

«Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается»

(Е. Замятин)

Ю.П. Анненков. Портрет Е. Замятина

Утопия Антиутопия  нежелательное социальное устройство  идеальное социальное устройство

Утопия

Антиутопия

нежелательное социальное устройство

идеальное социальное устройство

Бердяев Николай Александрович: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»

Бердяев

Николай

Александрович:

«Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА антиутопического государства? Система государственной власти: Благодетель – глава Государства   Бюро Хранителей – полицейская система   Часовая Скрижаль – « сердце и пульс » Единого Государства    

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

антиутопического государства?

Система государственной власти:

Благодетель – глава Государства

  Бюро Хранителей – полицейская система

  Часовая Скрижаль –

« сердце и пульс » Единого Государства

 

 

Искусство и Наука: Музыкальный З авод « Марш Единого Государства»     Институт Государственных Поэтов и Писателей Государственная Газета     Единая Государственная наука

Искусство и Наука:

Музыкальный З авод

« Марш Единого Государства»  

Институт Государственных Поэтов и Писателей

Государственная Газета

 

  Единая Государственная наука

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ :  «ЛИЧНЫЕ ЧАСЫ» «СЕКСУАЛЬНОЕ ПРАВО» «ДЕТСКО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ :

«ЛИЧНЫЕ ЧАСЫ»

«СЕКСУАЛЬНОЕ ПРАВО»

«ДЕТСКО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

«Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой» «Мы – счастливейшее среднее арифметическое». «Мы так одинаковы», «мы победим».

«Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой»

«Мы – счастливейшее среднее арифметическое».

«Мы так одинаковы», «мы победим».

«Мы»  Слепое поклонение идее Единого Государства.  Цель – распространить образец «математически безошибочного счастья».  Слияние частных « я » в одно безликое « мы ».  Отрицание фантазии, души, милосердия и сострадания, строгая регламентация личной жизни людей.  Отсутствие семьи, любви.

«Мы»

Слепое поклонение идее Единого Государства.

Цель – распространить образец «математически безошибочного счастья».

Слияние частных « я » в одно безликое « мы ».

Отрицание фантазии, души, милосердия и сострадания, строгая регламентация личной жизни людей.

Отсутствие семьи, любви.

Но только ли безликие «НУМЕРА» населяют пространство романа? Есть ли в пространстве антиутопии индивидуальности?

Но только ли безликие «НУМЕРА» населяют

пространство романа?

Есть ли в пространстве антиутопии индивидуальности?

Портрет формируют     математические фигуры :     детали : круг   квадрат    лохматая рука  ромб  треугольник    пухлая складочка        острые зубы        негрские губы         К каким сферам жизни относятся данные средства? математика, наука,    живые существа, разум, рационализм,    животное начало, чувства,     естественное искусственное

Портрет формируют

математические фигуры : детали :

круг квадрат лохматая рука

ромб треугольник пухлая складочка

острые зубы

негрские губы

К каким сферам жизни относятся данные средства?

математика, наука, живые существа,

разум, рационализм, животное начало, чувства, естественное

искусственное

Роман «МЫ» – это  Мечта о будущем? Тревога за будущее? Предчувствие? Предвидение? Предупреждение?

Роман «МЫ» – это

Мечта о будущем?

Тревога за будущее? Предчувствие?

Предвидение?

Предупреждение?

Тоталитаризм посягнул на свободу мысли… Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать. Дж. Оруэлл

Тоталитаризм посягнул на свободу мысли…

Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать.

Дж. Оруэлл

За кем будущее? Счастливейшее среднее арифметическое Личность со всеми радостями и бедами

За кем будущее?

Счастливейшее среднее арифметическое

Личность со всеми радостями и бедами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!