СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №11. Символическое звучание времени в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. нацелить учащихся на восприятие романа «Доктор Живаго» в контексте  времени его создания, определить злободневность проблематики романа для современного читателя, выделив в нем «вечные» мотивы, расширить представления учащихся о понятии символ в художественном произведении, подчеркнув несомненную лиричность романа Б.Л.Пастернака.

  2. способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки логического мышления, монологической и диалогической речи;

  3. воспитывать эстетическую культуру чтения художественного текста.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №11 Задание группам»

Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

1 группа:

Мотив № 1

1) «Шли и шли и пели вечную память, и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра»

2) «Тело самоубийцы лежало на траве около насыпи. Струйка запекшийся крови резким знаком чернела поперек лба и глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки. Кровь казалась не его кровью, вытекшею из него, а приставшим посторонним придатком, пластырем или брызгом присохшей грязи, или мокрым березовым листиком.»

3) «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный» - тихим веянием проволакивается по переулку и остается в нем, как будто провели мягким страусовым пером по воздуху, и все качается: венки и встречные, головы лошадей с султанами, отлетающее кадило на цепочке в руках священника, белая земля под ногами».

4) «Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. …Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трех детей тем самым топором, которым резал им … из дерева игрушки…»

5) «В нескольких шагах от крыльца, вкось поперек дорожки, упав и уткнувшись головой в сугроб, лежал застрелившийся Павел Павлович. Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови».

6) «Со стола в дверь грубо выдолбленным челном смотрел нижний суживающийся конец гроба, в который упирались ноги покойника. Это был то же стол, на котором прежде писал Юрий Андреевич… Его окружали цветы во множестве…»

Мотив № 2

1)      «…Юре казалось, что он узнает  то место, с которого дорога должна повернуть вправо, а с поворота показаться и через минуту скрыться десятиверстная Кологривовская панорама с блещущей вдали рекой и пробегающей за ней железной дорогой».

2)      « В форточки дул теплый ветер с юга, на вокзалах белугой ревели паровозы, и болеющая Лара, лежа в постели, предавалась на досуге далеким воспоминаниям».

3)      « …крики Тони, как кричат задавленные с отрезанными конечностями, извлеченные из-под колес вагона».

4)      « В это время вагон пришел в движение, но проехав совеем немного по Пресне, остановился… Не обращая внимания на окрики, он (Живаго) прорвался сквозь толчею, ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на колени и больше не вставал… Подошла к группе дама в лиловом, постояла, посмотрела на мертвого, послушала разговоры и пошла дальше».















Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

2 группа

Мотив № 1

1)      « За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, что буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало».

2)      « Порывы ветра терзали побеги дикого винограда, которыми была увита одна из террас. Ветер как бы хотел вырвать растение целиком, поднимая на воздух, встряхивая на весу и брезгливо кидая вниз, как дырявое рубище».

3)      « Шум ветра сливался с шумом ливня, который то отвесно обрушивался на крыши, то под напором изменившегося ветра двигался вдоль улицы, как бы отвоевывая шаг за шагом своими хлещущими потоками».

4)      « Над толпой перебегающих по мостовой пассажиров от Никитских ворот ползла, все выше к небу поднимавшаяся, черно-лиловая туча. Надвигалась гроза…  Первые крупные капли дождя упали на тротуар, на мостовую, на даму. Порыв пыльного ветра проволокся по деревьям, задевая листьями за листья, стал срывать с дамы шляпу и подворачивать ей юбки и вдруг улегся».





Мотив № 2

1)      « Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная солнцем, как известью, летела Россия, поля и села, города и степи… Все движения на свете в отдельности были рассчитано-трезвы, а в общей сложности безотчетно пьяны общим потоком жизни, который объединял их. Люди трудились, хлопотали, приводимые в движение механизмом собственных забот».

2)      « Все кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло на разбирая куда по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом все по дороге».

3)      « Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится».

4)      « …И не то чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания».

5)      « Молодой лес под насыпью был почти ещё гол, как зимой. Только в почках, которыми он был сплошь засыпан, как воском, завелось что-то лишнее, какой-то непорядок, вроде грязи или припухлости, и этим непорядком и грязью была жизнь, зеленым пламенем листвы охватившая первые, распустившиеся в лесу деревья».

6)      « Вагон, проехав совсем немного по Пресне, остановился… он сделал шаг, другой третий, рухнул на камни и больше не вставал… И она пошла вперед, в десятый раз обогнав трамвай и, ничуть того не ведая, обогнала Живаго и пережила его».







Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

3 группа

Мотив № 1

1)      « Всходило солнце и землю в парке покрывала длинная, мокрая от росы, петлистая тень деревьев. Тень была не черного, а темно-серого цвета, как промокший войлок. Одуряющее благоухание утра, казалось, исходило именно от этой отсыревшей тени на земле с продолговатыми просветами, похожими на пальцы девочки».

2)      « Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого. Земля, воздух, месяц. Звезды скованы вместе, склепаны морозом. В парке поперек аллей лежат отчетливые тени деревьев, кажущиеся выточенными и выпуклыми… крупные звезды синими слюдяными фонарями висят в лесу между ветвями. Мелкими, как летние луга, ромашками усеяно все небо».

3)      « Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно он пропускал сквозь себя эти столбы света… Тот юношеский образ, который на всю жизнь складывается у каждого…, пробуждался в нем и заставлял природу, лес, вечернюю зарю и все видимое преображаться в такое же первоначальное и всеохватывающее подобие девочки».

Мотив № 2

1)      « Вот вечерний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в разных местах разной дальности, как бы в знак того. Что пространство все насквозь живое. И  эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая. Знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! ...  Вот это-то и есть Лара».

2)      « Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вдруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

3)      « Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к концу которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».

































Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

Группа 4

Мотив № 1

1)      « Высший мир обступил Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес, … Тогда Юра верил в Бога этого леса, как в лесничего».

2)      « Воскресение в той грубейшей форме, как это утверждается для утешения слабейших, это мне чуждо. И слова Христа о живых и мертвых я понимал всегда по-другому. Где вы разместите эти полчища, набранные по всем тысячелетиям? Для них не хватит вселенной, и Богу, и добру, и смыслу придется убраться из мира. Их задавят в этой животной толчее. … Вот вы опасаетесь, воскресните ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили».

3)      « В недавнем бреду он укорял небо в безучастии, а небо всей ширью опускалось к его постели, и две большие, белые до плеч, женские руки протягивались к нему».

Мотив № 2

1)      « Они проезжали по Камергескому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, … «Свеча горела на столе, свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося…»

2)      « Россия … видится …на глазах у всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и грехи человечества».

3)      « Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на эту свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, … пошло в жизнь его предназначение». 

Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

Группа 5

Мотив № 1

1)      « Она росла на горке над низким топким кочкарником и протягивала ввысь, к самому небу, в темный свинец предзимнего ненастья, плоско расширяющиеся щитки своих твердых разодевшихся ягод».

2)      « Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспоминал большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным движением рябина осыпала его снегом с головы до ног».

3)      « Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови. Мелкие, в строну брызнувшие, капли крови скатались со снегом в красные шарики, похожие на ягоды мерзлой рябины».

Мотив № 2

1)      « Вначале он не мог ни во что вглядеться и ничего не увидел. Но через минуту расслышал ослабленное расстоянием протяжное утробно-скулящее завывание и тогда заметил на краю поляны за оврагом четыре вытянутые тени, размером не больше маленькой черточки».

2)      « - Слышишь? Собака воет. Даже две. Ах, как страшно, какая дурная примета! Как-нибудь дотерпим до утра, и едем, едем. Ни минуты тут дольше не останусь».



Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №11»

11 класс

Урок 11.

Символическое звучание времени в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Цели урока:

  1. нацелить учащихся на восприятие романа «Доктор Живаго» в контексте  времени его создания, определить злободневность проблематики романа для современного читателя, выделив в нем «вечные» мотивы, расширить представления учащихся о понятии символ в художественном произведении, подчеркнув несомненную лиричность романа Б.Л.Пастернака.

  2. способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки логического мышления, монологической и диалогической речи;

  3. воспитывать эстетическую культуру чтения художественного текста.

Ожидаемые результаты

занимаются исследовательской деятельностью, выделяют идейный уровень романа на основе художественных деталей, интерпретируют содержание романа в контексте времени, выделяют «вечные темы», злободневные проблемы для современного читателя; совершенствуют монологическую и диалогическую речь, творческие способности.

Тип урока:

урок-исследование

Оборудование:

звуковой файл, раздаточный материал для работы в группах; листы А-3, фломастеры, цветные стикеры

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Создание эмоционального настроя – мелодия из к\ф «Ирония судьбы, или с легким паром» (песня на стихи Б. Пастернака – «Никого не будет в доме» - Приложение)

Примечание.

Произведения Бориса Леонидовича необычны, фантазия поэта увлекает нас в таинственный, иногда не совсем с первого взгляда понятный мир.

В стихотворении «Никого не будет в доме…» нашли отражение обстоятельства личной жизни поэта: в 1931-м году Пастернак создаёт новую семью. Это событие послужило отправной точкой для рождающейся тогда лирики поэта. Стихотворение, написанное в 1931-м году, вошло в сборник с символическим названием «Второе рождение»

Приветствуют учителя.

Прослушивают музыкальный файл (Восприятие, оценка, истолкование.)


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Синквейн «Пастернак».

  2. Чтение стихотворений наизусть.

  3. Отредактированный вариант миниатюры на тему «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?»

Представляют домашнее задание.

  1. Этап целеполагания.


  1. Обсуждение эпиграфа.

  2. Совместное целеполагание.

- История создания  романа Б.Л.Пастернака не совсем обычна уже тем, что к этому произведению автор шел долгие годы, оно стало роковым в его судьбе и подвело своеобразный итог творчества этого сложного писателя. Нобелевская премия, присужденная за создание романа, так и не смогла попасть в руки её обладателя, наверное, потому, что это был человек с большой буквы, настоящий интеллигент, который не смог покинуть свою страну в тяжкие для неё годы. Он не отрекся от Родины, не отрекся от своих произведений и продолжал, не смотря ни на что, писать в них правду о суровой действительности. Его герой похож на своего создателя, иначе, наверное, не получилось бы той проникновенности в изображении чувств, характера, поступков, а самое главное, невозможно человеку с этим незнакомому описать тот небывалый процесс творчества, миг вдохновения, дарованный далеко не каждому. Не случайно роман «Доктор Живаго» называют «поэзией в прозе» или причисляют к жанру лирического романа. Возможно, что сам Пастернак не смог бы создать иное по жанру произведение, потому что сам воздух времени, эпохи, в которую он жил был полон стихов, ритмы, рифмовки.

 Сам Б.Л.Пастернак до романа писал в основном стихи, да и рядом с ним жили поэты, чьи имена были у всех на слуху, чьи стихи читались на поэтических вечерах.

- Назовите поэтов-современников Б.Л.Пастернака.

- Назовите годы создания романа и соотнесите его содержание с историческими событиями, происходящими в стране в это же время.

- Попробуйте вспомнить литературные течения, характерные для этого исторического периода. (Символизм как одно из ведущих)

- Сформулируйте цели урока, исходя из темы

Основой романного сюжета можно назвать постоянную борьбу героев, их противостояние друг другу, внешним обстоятельствам, ходу истории. Борьба жизни и смерти, добра и зла, белых и красных, долга и совести, любви и преданности семье – вот грани романа, рождающие целый ряд мотивов-символов, характерных не только для романа «Доктор Живаго», но и для эпохи, описанной в нем.


Обсуждают эпиграф, интерпретируют слова Лихачева

Эпиграф:

«Перед нами не роман, а род автобиографии самого Пастернака, автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. Это духовная автобиография, лирическая исповедь Пастернака».

Д.С. Лихачев

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Символика названия романа (диалог с учащимися)

Итак, главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго.

- Почему Пастернак даёт своему герою имя Юрий?

1. Юрий – созвучно юродивому, т.е. в отличие от обычных людей. Обладающим даром провидения, видящим истину в жизни.

2. В Святцах отсутствует имя Юрий, поэтому при крещении давали имя Георгий, ассоциируется с Георгием Победоносцем, т.е. мужественным, а мужество Юрия Живаго заключается в том, что он остался самим собой, одерживает духовную победу.

3. В переводе с латинского – «землепашец», «созидатель».

- А теперь обратимся к фамилии. Почему фамилия Живаго?

1. От слова «жизнь».

2. В Евангелие от Матфея рассказывается о том, что когда Иисус Христос пришёл в окрестности Кесари, то спросил своих учеников: «Что говорят люди, кто я таков?», то один из учеников Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», т.е. вечно живой (Христа распяли, но не убили, потому что Бога убить нельзя).

Фамилия и имя символичны, но роман назван «Доктор Живаго».

- Почему главный герой романа именно доктор?

- Каково же назначение профессии врача? (Спасать жизнь людей)

Название романа символично. Вот вы сейчас говорили: «Живаго – жизнь, назначение врача – спасать жизнь».

- Какую жизнь показывает Б. Пастернак в романе? ( Жизнь в эпоху войн и революций, поколение, живущее в эпоху социальных катаклизмов)

- Что значит доктор в эпоху войн? (Доктор – это профессия нейтральная, его не имеют право убивать, брать в плен).

- Эта мысль, что профессия доктора нейтральна, отражена в поведении героя.

Он, действительно, нейтрален, как бы созерцает эту жизнь, потому что считает, что история сама себя излечит. Он постоянно находится между: войной и миром, белыми и красными (мы не знаем, кто он – белый или красный), между бытом и бытием, между Тоней и Ларой, между жизнью и смертью.

 

  1. Определение мотивов-символов (исследовательская работа в группах по теме урока).

- Гипотеза нашего исследования будет заключаться в том, что условно все мотивы символы можно разделить на две большие группы: «живые и мертвые».

Задание: попробуйте определить мотив-символ времени, отнести его к определенной группе, а также постарайтесь угадать, о ком из героев романа идет речь, какое значение имеет данный мотив в его судьбе.

Задания для каждой из групп одинаковые, различны лишь цитаты из текста, предложенные для анализа (см. Приложения).


Высказывают предположения о смысловом значении и символике названия романа




























Класс делится на пять групп, каждая из которых получает задания.

  1. Подведение итогов.


Создание образно-графической схемы «Мотивы-символы в романе»

- Таким образом, в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» можно выделить десять мотивов-символов. Условно они делятся на две большие группы: «живые» (движение, природа, Россия, Бог) и «мертвые» (похороны, метель, железная дорога, волки). Символы свечи и рябины являются своеобразным дополнением к воспроизведению образов героев. Развитие этих мотивов составляет смысловую, сюжетообразующую и стилевую основу романа. 

Создают образно-графическую схему «Мотивы-символы в романе».

Взаимооценивание «Тур по галерее».

Домашнее задание

Творческие работы «У времени в плену» (на выбор):

  1. слайдовые презентации «Тема любви в романе», «Тема революции в романе»

  2. кроссворды,

  3. ментальная карта «Литературная критика о романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»


Записывают домашнее задание.


1 группа:

Мотив № 1

1) «Шли и шли и пели вечную память, и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра»

2) «Тело самоубийцы лежало на траве около насыпи. Струйка запекшийся крови резким знаком чернела поперек лба и глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки. Кровь казалась не его кровью, вытекшею из него, а приставшим посторонним придатком, пластырем или брызгом присохшей грязи, или мокрым березовым листиком.»

3) «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный» - тихим веянием проволакивается по переулку и остается в нем, как будто провели мягким страусовым пером по воздуху, и все качается: венки и встречные, головы лошадей с султанами, отлетающее кадило на цепочке в руках священника, белая земля под ногами».

4) «Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. …Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трех детей тем самым топором, которым резал им … из дерева игрушки…»

5) «В нескольких шагах от крыльца, вкось поперек дорожки, упав и уткнувшись головой в сугроб, лежал застрелившийся Павел Павлович. Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови».

6) «Со стола в дверь грубо выдолбленным челном смотрел нижний суживающийся конец гроба, в который упирались ноги покойника. Это был то же стол, на котором прежде писал Юрий Андреевич… Его окружали цветы во множестве…»

( Мотив-символ похороны (смерть), связан с судьбой доктора Живаго, с него начинается роман (умирает мать Юры), смерть преследует героя повсюду, он постоянно борется с ней, сам пытается выжить, таково веяние времени. Роман заканчивается смертью Юрия Андреевича.)

Мотив № 2

1)      «…Юре казалось, что он узнает  то место, с которого дорога должна повернуть вправо, а с поворота показаться и через минуту скрыться десятиверстная Кологривовская панорама с блещущей вдали рекой и пробегающей за ней железной дорогой».

2)      « В форточки дул теплый ветер с юга, на вокзалах белугой ревели паровозы, и болеющая Лара, лежа в постели, предавалась на досуге далеким воспоминаниям».

3)      « …крики Тони, как кричат задавленные с отрезанными конечностями, извлеченные из-под колес вагона».

4)      « В это время вагон пришел в движение, но проехав совеем немного по Пресне, остановился… Не обращая внимания на окрики, он (Живаго) прорвался сквозь толчею, ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на колени и больше не вставал… Подошла к группе дама в лиловом, постояла, посмотрела на мертвого, послушала разговоры и пошла дальше».

( Мотив-символ железной дороги относится к группе мотивов «мертвых». Эта дорога, как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком)





2 группа

Мотив № 1

1)      « За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, что буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало».

2)      « Порывы ветра терзали побеги дикого винограда, которыми была увита одна из террас. Ветер как бы хотел вырвать растение целиком, поднимая на воздух, встряхивая на весу и брезгливо кидая вниз, как дырявое рубище».

3)      « Шум ветра сливался с шумом ливня, который то отвесно обрушивался на крыши, то под напором изменившегося ветра двигался вдоль улицы, как бы отвоевывая шаг за шагом своими хлещущими потоками».

4)      « Над толпой перебегающих по мостовой пассажиров от Никитских ворот ползла, все выше к небу поднимавшаяся, черно-лиловая туча. Надвигалась гроза…  Первые крупные капли дождя упали на тротуар, на мостовую, на даму. Порыв пыльного ветра проволокся по деревьям, задевая листьями за листья, стал срывать с дамы шляпу и подворачивать ей юбки и вдруг улегся».

(Мотив-символ бури(метели) является промежуточным между «мертвыми» и «живыми». Она сопровождает Юрия Андреевича всю его жизнь, являясь символом грядущих испытаний в его судьбе. Буря, несомненно, и символ описанного мятежного исторического времени революции и гражданской войны)

Мотив № 2

1)      « Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная солнцем, как известью, летела Россия, поля и села, города и степи… Все движения на свете в отдельности были рассчитано-трезвы, а в общей сложности безотчетно пьяны общим потоком жизни, который объединял их. Люди трудились, хлопотали, приводимые в движение механизмом собственных забот».

2)      « Все кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло на разбирая куда по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом все по дороге».

3)      « Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится».

4)      « …И не то чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания».

5)      « Молодой лес под насыпью был почти ещё гол, как зимой. Только в почках, которыми он был сплошь засыпан, как воском, завелось что-то лишнее, какой-то непорядок, вроде грязи или припухлости, и этим непорядком и грязью была жизнь, зеленым пламенем листвы охватившая первые, распустившиеся в лесу деревья».

6)      « Вагон, проехав совсем немного по Пресне, остановился… он сделал шаг, другой третий, рухнул на камни и больше не вставал… И она пошла вперед, в десятый раз обогнав трамвай и, ничуть того не ведая, обогнала Живаго и пережила его».

(Мотив-символ постоянного движения, безусловно, принадлежит к «живым». Движение – жизнь, постоянно меняющаяся, преподносящая сюрпризы, но несомненная. Фамилия главного героя – Живаго – также означает жизнь.)

3 группа

Мотив № 1

1)      « Всходило солнце и землю в парке покрывала длинная, мокрая от росы, петлистая тень деревьев. Тень была не черного, а темно-серого цвета, как промокший войлок. Одуряющее благоухание утра, казалось, исходило именно от этой отсыревшей тени на земле с продолговатыми просветами, похожими на пальцы девочки».

2)      « Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого. Земля, воздух, месяц. Звезды скованы вместе, склепаны морозом. В парке поперек аллей лежат отчетливые тени деревьев, кажущиеся выточенными и выпуклыми… крупные звезды синими слюдяными фонарями висят в лесу между ветвями. Мелкими, как летние луга, ромашками усеяно все небо».

3)      « Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно он пропускал сквозь себя эти столбы света… Тот юношеский образ, который на всю жизнь складывается у каждого…, пробуждался в нем и заставлял природу, лес, вечернюю зарю и все видимое преображаться в такое же первоначальное и всеохватывающее подобие девочки».

( Мотив – символ природы является в роман подтверждением лиричности прозы Пастернака. С ним, безусловно, связано чувство любви к Ларе, а также тема творчества в романе. Природа в романе не только помогает понять внутренний мир героев, но и является полноправным действующим лицом повествования. )

Мотив № 2

1)      « Вот вечерний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в разных местах разной дальности, как бы в знак того. Что пространство все насквозь живое. И  эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая. Знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! ...  Вот это-то и есть Лара».

2)      « Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вдруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

3)      « Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к концу которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».

(Мотив–символ России, родины является вечной темой писателей и поэтов. Трепетное отношение к России связано с биографией самого Пастернака (отказ от нобелевской премии). Россия для Живаго воплощается в образе его возлюбленной, Лары)

Группа 4

Мотив № 1

1)      « Высший мир обступил Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес, … Тогда Юра верил в Бога этого леса, как в лесничего».

2)      « Воскресение в той грубейшей форме, как это утверждается для утешения слабейших, это мне чуждо. И слова Христа о живых и мертвых я понимал всегда по-другому. Где вы разместите эти полчища, набранные по всем тысячелетиям? Для них не хватит вселенной, и Богу, и добру, и смыслу придется убраться из мира. Их задавят в этой животной толчее. … Вот вы опасаетесь, воскресните ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили».

3)      « В недавнем бреду он укорял небо в безучастии, а небо всей ширью опускалось к его постели, и две большие, белые до плеч, женские руки протягивались к нему».

( Мотив-символ веры, Бога перекликается у Пастернака то с образом матери, то России, то Лары. Здесь автор демонстрирует свое ощущение, понимание Бога. Без него он не мыслит жизни, что так расходится с веяниями нового времени.)

Мотив № 2

1)      « Они проезжали по Камергескому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, … «Свеча горела на столе, свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося…»

2)      « Россия … видится …на глазах у всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и грехи человечества».

3)      « Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на эту свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, … пошло в жизнь его предназначение». 

(Мотив-символ свечи как начала жизни, начала творчества, вдохновения. « Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важным символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу».)

Группа 5

Мотив № 1

1)      « Она росла на горке над низким топким кочкарником и протягивала ввысь, к самому небу, в темный свинец предзимнего ненастья, плоско расширяющиеся щитки своих твердых разодевшихся ягод».

2)      « Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспоминал большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным движением рябина осыпала его снегом с головы до ног».

3)      « Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови. Мелкие, в строну брызнувшие, капли крови скатались со снегом в красные шарики, похожие на ягоды мерзлой рябины».

(Мотив-символ рябины - «живой» символ романа. Для Живаго, как человека творческого, рябина заметна, она единственная сохранила листву из всех деревьев и продолжает жить зимой, она вдохновляет доктора на создание поэтических творений.)

Мотив № 2

1)      « Вначале он не мог ни во что вглядеться и ничего не увидел. Но через минуту расслышал ослабленное расстоянием протяжное утробно-скулящее завывание и тогда заметил на краю поляны за оврагом четыре вытянутые тени, размером не больше маленькой черточки».

2)      « - Слышишь? Собака воет. Даже две. Ах, как страшно, какая дурная примета! Как-нибудь дотерпим до утра, и едем, едем. Ни минуты тут дольше не останусь».

(Мотив-символ волков – «мертвый» символ романа. Это тревожное предчувствие героев, своеобразное предупреждение надвигающейся опасности. С волком ассоциируется в романе и образ Стрельникова, постоянного соперника Живаго.)

Просмотр содержимого документа
«ОК»

Б.Л.Пастернак (1890 – 1960)

Антипов – Стрельников как антипод Живаго, человек, олицетворяющий волю, активно вмешивающийся в ход событий, делающий революцию (символ его волевого воздействия на жизнь – бронепоезд).

Позиция доктора: «Переделка жизни! ..материалом, веществом жизнь никогда не бывает. Она сама… непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно переделывает и претворяет…»

Восприятие природы как живого чуда, поэтическое отношение к действительности.

17 глава «Стихи Юрия Живаго», которые он считал лишь этюдами, лелея замысел большого эпического полотна (25 стихотворений).

Лара как олицетворение России (лары – боги домашнего очага; близость пушкинской Татьяне, Катерине в «Грозе» Островского, «Матери» М. Горького)

Роман «Доктор Живаго» (1955):

- жанр: духовная автобиография, лирический роман, Евангелие от Пастернака, лирический дневник;

- концепция героя (символика имени – Георгий Победоносец, сын Бога Живаго; не активный участник событий, не борец, а свидетель эпохи, выбирающий творчество; ипостаси врача, поэта, мыслителя, сына, мужа, отца);

- стихия революции как главное действующее лицо произведения (в неё нельзя вмешиваться, нужно принимать как данность: «Советская власть – великолепная хирургия!», «Революция – откровение», «чудо, брошенное в самую гущу обыденщины);

- авторская позиция (близость Живаго и Лары, понимание истории как явления, независимого от воли человека, подобного природному миру: «Историю никто не делает, её не видно, как нельзя увидеть, как трава растёт»)

Открытие законов вдохновения в стихотворении «Февраль…» (1912, 28): тайна творчества заключается в способности включиться в поток стихийного бытия, мир живой природы.

Органическое, природное ощущение творчества в произведении из цикла «Сестра моя – жизнь» - «Определение поэзии» (1917).

Образ возлюбленной, являющейся герою зимой «в чём-то белом» в стихотворении «Никого не будет в доме…» (1931). Особую музыкальность поэтическому слогу придают многочисленные переносы, повторы, в том числе анафорические

Стихотворения из романа «Доктор Живаго»:

- «Гамлет» (1946) – проекция судьбы шекспировского героя на жизнь доктора Живаго и его создателя;

- «Зимняя ночь» (1946) – история любви на фоне большой Истории, свеча как символ духовного горения;

- «Во всём мне хочется дойти …» (1956) – жизненное и творческое кредо поэта, понимание им полноты жизни;

- «Снег идёт» (1957) – поступь времени, шаги судьбы в сопровождении тихо падающего снега, роль кольцевой композиции, символизирующей круг бытия


Просмотр содержимого презентации
«11 класс Урок №11 Пастернак Доктор Живаго»

Prezentacii.com

Prezentacii.com

Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.

Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий.

Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.

Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю. «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.

На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю.

«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.

Нобелевская премия.  Я пропал, как зверь в загоне, Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне на волю хода нет.  Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно.  Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.  Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.   1959 г.

Нобелевская премия.

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне на волю хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

1959 г.

Вся эта история подкосила писателя. 30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания. Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей ?

Вся эта история подкосила писателя.

30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания.

Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей ?

Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».

Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго? Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.

Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?

Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.

Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ? В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.

Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ?

В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.

Чем привлекает герой романа Юрий Живаго? Герой Пастернака, Юрий Живаго , привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.

Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?

Герой Пастернака, Юрий Живаго , привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.

Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии. Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.

Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.  На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронести.  Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.  Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти.   1946 г.

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронести.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

1946 г.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение.

Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

З и м н я я н о ч ь Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела.  Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.  Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе Свеча горела.  На озаренный потолок Ложились тени. Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал.  И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.  На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел. Два крыла Крестообразно.  Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

З и м н я я н о ч ь

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе.

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени.

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел. Два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!