СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Обзорные уроки по теме "Лирика второй половины ХХ века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приобщение учащихся  к миру поэзии второй половины XX века

Задачи:

  • познакомить учащихся с тремя направлениями поэзии второй половины XX века: гражданской лирикой (эстрадной поэзией) (Е.Евтушенко, А.Вознесенский), «тихой»  лирикой (Н.Рубцов), авторской песней (В.Окуджава);
  • развивать умение чувствовать поэтическое слово;
  • прививать любовь к русской современной поэзии

Просмотр содержимого документа
«11 класс Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века»

11 класс

Тема «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».


Цели: знакомство с развитием поэзии в конце ХХ века.

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать представление о развитии поэзии в конце ХХ века;

- познакомить с этапами творческого пути поэтов 60-90-х годов;

- показать место авторской песни в развитии культуры страны.


2.Развивающие:

- развивать навык выразительного чтения стихотворений;

- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение подбирать материал для сообщения;

- совершенствовать умение анализировать поэтический текст;

- совершенствовать навыки устной речи.


3.Воспитательные:

- воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.

 

Оборудование:

- выставка книг поэтов,

-презентация.

Поэзия будь громкой или тихой,

Не будь тихоней лживой никогда…

Е.Евтушенко.

ХОД УРОКА

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

-Как вы понимаете эпиграф? Как, на ваш взгляд, он связан с темой урока?

- О чём будем говорить на уроке?


2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Тысячи лет ведется спор – зачем люди тратят время, силы, страдают и ищут…что? То, что, по словам Н. Гумилева, «не съесть, не выпить, не поцеловать». Зачем?

Читаете ли вы стихи? Нужны ли они в ХХI веке?

Говорят, что интерес к поэзии значительно уменьшился.


3. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОПРОСА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СОВРЕМЕННУЮ ПОЭЗИЮ».

Опрос показал, что интерес к поэзии, к сожалению, гаснет. Но это не значит, что она не нужна. Может быть, мы плохо ее знаем. Попробуем восполнить пробелы.

Задание: по мере урока, знакомясь с периодами развития поэзии конца ХХ века, заполняйте таблицу.

Хронологическая таблица.


Годы

60-е г.г.

70-е г.г.

80-90 г.г.

Название

«ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ»

«ТИХАЯ ЛИРИКА»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Поэты




Характерные

особенности

поэзии




4. ЛИРИКА 60-х ГОДОВ (“ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ ”).


4.1. ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ 60-х (ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ).

Вопросы перед просмотром:

- Каких поэтов относят к “эстрадным”?

- Почему так названо это направление?


3.3. ЗНАКОМСТВО С ПОЭТАМИ - «ШЕСТИДЕСЯТНИКАМИ».

( Сообщения учащихся)

  • Вознесенский

  • Е Евтушенко

  • Ахмадулина


3.2. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.


Самостоятельное заполнение 1 колонки (пустых граф) с последующей проверкой.


- Почему эта поэзию называют «эстрадной»?

- Что характерно для “эстрадной поэзии”?

  • установка на огромную аудиторию;

  • воспевание прогресса;

  • публицистичность и гражданственность;

  • борьба с мещанством и бездуховностью;

  • «оголенный нерв»стиха.


5. БАРДОВСКАЯ ПОЭЗИЯ

Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару.

- Назовите какие-нибудь известные строки или авторов?

- Что характерно для бардовской поэзии?

Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

Сообщения студентов о творчестве

  • Окуджавы;

  • Высоцкого.

Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.

Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта».

А.Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

В литературоведении существует устоявшаяся точка зрения на то, что «тихая лирика» возникает как противовес громкой, эстрадной лирике. Беря во внимание природу, сам процесс поэтического творчества, основанный на мироощущении художника, поразмышляем над тем, в какой мере справедливо это утверждение по отношению к творчеству Н.Рубцова и А.Жигулина, Просолова.



6. ЛИРИКА 70-Х ГОДОВ ХХ – «ТИХАЯ» ЛИРИКА.

6.1. ЗНАКОМСТВО С ЖИХНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ Н.РУБЦОВА.

Сообщение ученицы, сопровождающееся просмотром презентации.

6.2. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.РУБЦОВА «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА».

- Один из самых ярких поэтов “тихой лирики” является Н. Рубцов. Прослушивание и анализ стихотворения Н.Рубцова. (стихотворение наизусть читает студентка)

Николай Рубцов “Тихая моя родина...”

Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу -
Тихо ответили жители:
Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.


Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

  • Вам понравилось это стихотворение? Чем?

  • Почему оно относится к “тихой лирике”? Какое слово повторяется в стихотворении? Что скрывается за этим словом? Найдите синонимы к слову “тихая”.

  • Определите, к какой теме оно относится? Какие же чувства испытывает герой от встречи с родными местами, в каких строках это видно?

  • Каково внутреннее состояние лирического героя? Каким чувством проникнуто стихотворение?

  • Какие выразительные средства языка вы бы отметили?


6.3. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ 70-х ГОДОВ ХХ ВЕКА.

(сообщения студентов)

  • Ю. Кузнецов.

  • Алек. Просолов.

  • Анатолий Жигулин.

6.4. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ 70-х (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ).

Самостоятельное заполнение соответствующей колонки (пустых граф) с последующей проверкой.


- Как вы думаете, почему эта лирика названа «тихой»?

- Что характерно было для этой поэзии?


Отличительные особенности «тихой» лирики:

  • обращение к читателю, его внутреннему миру;

  • возрождение классических традиций поэзии;

  • темы природы, деревни, неразрывная связь с родиной;

  • обращение к духовности.


7. ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В 80-90 гг. ХХ в.


- А что происходит с поэзией в 80-89-е годы?


7.1. ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ О ПУТЯХ ПОЭЗИИ В 80-90 ГОДЫ ХХ ВЕКА.


-Новое звучание поэзии известных поэтов 60-70-х годов.

- «Литература второй культуры» - «Самиздат».

- Постмодернистская поэзия (концептуализм, метареализм).


7.2. ЗНАКОМСТВО С ПОЭТАМИ 80-90 ГГ.

( Сообщения учащихся)

  • В.Кривулин.

  • Д.Пригов

  • Игорь Губерман


7.3.РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.


Самостоятельное заполнение последней колонки (пустых граф) с последующей проверкой.


- Как вы думаете, почему эта лирика, в отличие от «эстрадной» и «тихой, не имеет названия?

- Что характерно было для поэзии этого периода?


Отличительные особенности лирики 80-90 гг.:

  • усложнение поэтического языка и образа;

  • сверххудожественные обобщения метареализма;

  • иронические штампы и перепевы классиков концептуалистами;

  • протест против системы общества;

  • одиночество поэта.

Подведение итогов.

- Стихи каких поэтов (или поэта) вам больше понравились?

- Какие темы звучат в стихотворениях перечисленных вами поэтов? Можно ли отнести их к «вечным»?


Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение понравившегося автора, мотивировать свой выбор.



Источники:


http://rudocs.exdat.com/docs/index-180415.html?page=5


http://www.uamconsult.com/book_852_chapter_4_1._Dvizhenie_poehzii_60-kh_godov.html


http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-11-klasse-tema-tikhaya-lirika-i-poeziya-nikolaya-rubtsov



Просмотр содержимого документа
«11 класс Обзорный урок Поэзия 2 половины ХХ века»

Обзорный урок

Русская поэзия последней
трети XX — начала XXI века

Лирик ничего не дает людям.
Но люди приходят и берут
А. Блок

      При подготовке и проведении обзорных уроков постараемся руководствоваться методическими принципами, которые мы обозначили в статье «Об обзорных уроках по современной драматургии и лирике» (см. ее на с. 203).
      Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души, особого, поэтического взгляда на мир. Обращение к современной лирике тем более сложно: для многих сегодняшних выпускников жизнь лирики «остановилась» в начале двадцатого века — на именах Ахматовой и Цветаевой, а потому для них как бы не существует ни лирики шестидесятников, ни авторской песни, ни поэзии андеграунда, ни Бродского, ни тем более стихотворений живых современников, если об этом не позаботились учителя литературы. Сложившаяся ситуация объясняется не только нехваткой времени на уроке литературы, но и тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Обращение к современнейшей лирике затруднено и тем, что она принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы прежде всего должны осознать мир, в котором живем, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения сегодняшней поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.
      Обозначим пространство нашего диалога о современной лирике и предложим возможную композицию урока-обзора. Напомним о том, что ученики в силу разных причин (программа, уровень литературного образования) могут быть в разной степени подготовлены к работе над темой. Если у учеников имеется соответствующая база для восприятия этой темы, необходимо не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и придать предлагаемому материалу проблемный характер. При отсутствии такой подготовки наибольшее внимание следует уделить организации самостоятельной работы в классе: помочь ученикам в поиске материала и оформлении выступления, предложить интересные темы для рефератов. И в том и в другом случае важно стимулировать у учащихся творческий подход к выполнению задания: объявить конкурсы на лучшую поэтическую презентацию, конкурсы выразительного чтения, знатоков поэзии и др.


Зачин урока

«Что такое поэт?» (А. Блок)

      Л. Я. Гинзбург писала о «парадоксе» лирики: будучи самым субъективным родом литературы, она, «как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Лирика с присущим ей обостренным восприятием жизни и музыкальным слухом наиболее чутка ко всем переменам и веяниям времени: в отдельных разрозненных звуках эпохи ей дано расслышать рождающуюся интонацию, музыку времени.
      Материал для размышления
      «Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
       Поэт — сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок. «О назначении поэта». 1921).
      «Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу тремя (тяготея преимущественно ко второму и к третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — универсальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом (выделено Е. Я.)». (Иосиф Бродский. Нобелевская лекция. 1987.)
      Размышления учащихся над приведенными высказываниями. Мотивировка общих корней слов «стих» и «стихия». Музыка как самое непосредственное и точное выражение человеческой эмоции. Музыкальность поэзии. Язык как «самодвижитель» поэзии, поэзия как «ускоритель» мышления и мироощущения. Точки зрения Блока и Бродского как отражение мироощущения поэтов разных культурных эпох, разных типов сознания. Традиции и новаторство в поэзии.
      При высоком уровне литературного развития учащихся весь урок может иметь кольцевую композицию: от Блока к Бродскому, от «назначения» поэзии к ее самодостаточности. Это сложный путь, требующий философского осмысления, поэтому учитель может ограничиться лишь приведением точек зрения поэтов без глубокого анализа.
      В литературном пространстве второй половины двадцатого века лирические доминанты находятся в разном соотношении: в лирике шестидесятников — полярные лейтмотивы эстрадной поэзии и песен Б. Окуджавы; в семидесятых — «тихая лирика» и бунтарский вызов авторской песни, вариации знакомых интонаций в лирике восьмидесятых и непривычные ритмы поэзии андеграунда; нестройное многоголосие 90-х и лейтмотив И. Бродского. Все это сложное поэтическое пространство нельзя представлять только как борьбу нового со старым, противостояние официального неофициальному, схематически делить на школы и направления. Сущность поэтического сложнее, ведь «поэт — величина неизменная». Важно, чтобы ведущие поэтические интонации второй половины XX века прозвучали на уроке и чтобы они были услышаны учениками, а остальное предоставим времени.
      Проведем кратчайший экскурс в историю русской поэзии.
      Три века русской поэзии. Ораторская, напевная и говорная интонации как доминанты звучания лирики XVIII—XX веков. Поэтическая школа как единица литературного процесса в поэзии XX века. Усиление иррационального начала, смешение стилей и речевых потоков в поэзии XX века. Традиции Анненского, Блока, Хлебникова; Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого. Сопоставление литературных ситуаций в поэзии рубежа XIX—XX вв. и рубежа тысячелетий: многообразие поэтических школ и течений и ситуация после 20-х, когда стихи, по выражению Пастернака, не заражали больше воздуха, и постмодернистские тенденции в поэзии «конца века лирики» (М. Липовецкий).
      Сколько сегодня поэтов? Социологами установлено, что через каждые десять лет в литературном обороте остается не более одного процента всех напечатанных книг. Время безжалостно сбрасывает все остальные в небытие. Сегодня же, по данным библиографического справочника «Новая Россия: мир литературы», около пятнадцати тысяч поэтов (в кавычках или без них). Современный критик Сергей Чупринин назвал подобную ситуацию «катастрофической» по одной простой причине: такую «уйму стихов» нельзя прочесть. Критик вспоминает о том, как когда-то А. Вознесенский нарисовал «леденящую душу» картинку:

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах —
последний читатель стихов.

      Размышляя над тем, «что делать», Чупринин вспоминает статью Мандельштама «Армия поэтов», в которой поэт выражал надежду на то, что «волна стихотворной болезни неизбежно должна схлынуть в связи с общим оздоровлением страны».
      Один из современных поэтов как-то заметил, что, пока поэзия существует, она многими может не замечаться, но если ее нет — «люди задыхаются».
      Есть ли сегодня поэзия, жива ли сегодня лирика?
      На пути к сегодняшнему поэтическому слову очертим пространство поэзии второй половины XX века — живой истории.


Основная часть урока

      К уроку предложим учащимся следующие задания.
      Индивидуальные задания:
      1. Подготовить творческое сообщение по произведениям одного из поэтов, группы поэтов, поэтического направления (темы и мотивы творчества; поиск эпиграфов и ключевых слов (цитат), создающих портрет поэта, эволюцию его творчества; подбор музыкального (живописного) оформления).
      Например, подбор цитат, ярко иллюстрирующих характер поэзии Е. Евтушенко, может быть таким:
«И голосом ломавшимся моим / Ломавшееся время закричало»;
«Я разный — / я натруженный и праздный»;
«Но если столько связано со мною, / я что-то значу, видимо, / и стою?»;
«Мне кажется сейчас — / я иудей»;
«Граждане, послушайте меня...»;
«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта» и др.
      Творчество Б. Ш. Окуджавы нельзя представить без «Полночного троллейбуса» и «Давайте восклицать...».
      2. Рассказ об авторской песне сопроводим музыкой. Учитывая, что песни А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы уже знакомы учащимся, предложим ученикам выбрать для каждого из поэтов «знаковую» песню. Так, например, музыкальным фоном для рассказа о поэзии А. Галича может быть песня «Когда я вернусь».
      Групповые задания:
      1. Составление терминологического словаря: постмодернизм, концептуализм, минимализм, неоакмеизм, необарокко. Краткое истолкование терминов; подбор отрывков из поэтических текстов для иллюстрации каждого термина. Понятие о хронотопе.
      2. Обзор поэтических рубрик журналов «Новый мир», «Нева», «Наш современник» и др.
      3. Представление литературного сайта «Вавилон». (С 1997 года на сайте «Вавилон» (http://www.vavilon.ru) дана антология современной литературы. В настоящее время на этом сайте представлено более 130 современных поэтов.)
      4. Организация выставки книг (сборники стихов, книги о современной поэзии).
      5. Интересным и увлекательным заданием может стать поиск эпиграфов к характеристике общественно-исторической ситуации разных десятилетий. Иногда они представляют собой целые стихотворения как послания из разных лет. В качестве примера можно привести цикл стихов Юрия Левитанского «Из разных десятилетий».
      Из пятидесятых: «Все гаечки да винтики...».
      Из шестидесятых: «Кончается рабство на свете...».
      Из семидесятых: Как живут поэты. Диалог. «Кругом поют, кругом ликуют...».
      Из восьмидесятых: «...А теперь рассуждаем...», «Сейчас эпоха прессы...».
      Поскольку общественно-историческая ситуация каждого из десятилетий учащимся хорошо знакома по другим урокам, целесообразно скреплять литературный монтаж стихотворными портретами эпохи. Такая работа представляет огромное поле деятельности для творческого поиска: ведь каждая «эпоха» представлена множеством имен. Соответствующие периоды представим голосами «официальной» и «неофициальной» поэзии, а сегодняшнюю поэзию — перекличкой поэтических «школок» и течений.

      1. «Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников

И голосом ломавшимся моим
Ломавшееся время закричало.
Е. Евтушенко

      «Поэтический бум» шестидесятых. Эстрадная поэзия. Стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Правдивость, экспрессивность, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского. «Громкая» («эстрадная») поэзия как выражение взрывных интонаций «оттепели». Публицистический и гражданский пафос стихов. Отражение главных исторических событий времени. Выступления «громких» поэтов на открытии памятника В. Маяковскому в Москве (1958 г.); поэтические вечера в Политехническом музее и Лужниках. Массовая любовь народа к стихам.
      Рамки свободы. Поэзия шестидесятников как попытка восстановления равновесия между народом и властью, попытка очистить запятнанную идею социализма и коммунизма.
      Риторичность и монологичность стихов Р. Рождественского. Самовыражение и исповедальность в лирике Е. Евтушенко. Приметы НТР и образы старины в метафорах А. Вознесенского. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной.
      Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.
      Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта»; А. Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
      Заряд любви в песнях Булата Окуджавы
      Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Арбат как неофициальный центр культуры шестидесятников в творчестве поэта. Вера, Надежда и Любовь как необходимейшие спутники человеческого пути в лирике Б. Окуджавы. «Песенки» Окуджавы в жизни русской интеллигенции разных поколений.
      Прослушивание стихотворений «эстрадников» и песен Окуджавы в исполнении авторов даст возможность учащимся расслышать разные интонации одной эпохи.
      Предложим учащимся подумать над тем, почему «песенки» Окуджавы продолжает петь уже не одно поколение, а многие стихотворения его современников («эстрадников») остались лишь фактом истории литературы.
      2. Поэзия андеграунда
      «Лианозовская группа», смогисты, группа Чарткова и др.
      «Лианозовская группа» (Е. Кроповницкий, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, И. Холин, Я. Сатуновский). Традиции обериутов в творчестве поэтов-«лианозовцев». «Лианозовская школа» — «классика нового искусства» (В. Кулаков).
      Интересный, живой материал об участниках литературного процесса андеграунда представлен в книге В. Кулакова «Поэзия как факт», к которой учитель может адресовать учащихся, заинтересовавшихся этой страницей истории русской поэзии. На уроке можно ограничиться кратким рассказом о «лианозовской группе» и чтением фрагмента из раздела книги «Некоторое количество разговоров», в котором «говорят» поэты андеграунда.
      Важно показать ученикам, что в 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни существовало целое поэтическое пространство — неофициальная поэзия (поэты андеграунда).
      Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы.
      3. «Тихая лирика» семидесятых
      Поэтический мир Николая Рубцова. Неразрывность связи природы и человека, человека и родины в творчестве Н. Рубцова. Простота слога и напевность интонации как характерные черты поэтики. Выразительное чтение стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина...», «Далекое» и других или монтаж из отрывков стихотворений. Картины Левитана и стихотворения Н. Рубцова.
      Поскольку творчество Н. Рубцова неоднократно уже было представлено в основной школе, можно кратко обобщить уже известное ребятам или просто ограничиться выразительным чтением стихотворений поэта по выбору учащихся (уроки о творчестве Н. Рубцова см. на с. 297 и на с. 302).
      Анатолий Жигулин: «Кровная связь» с народом и народным миром, философское звучание темы родной природы.
      В литературоведении существует устоявшаяся точка зрения на то, что «тихая лирика» возникает как противовес громкой, эстрадной лирике. Беря во внимание природу, сам процесс поэтического творчества, основанный прежде всего на мироощущении художника, предложим учащимся поразмышлять над тем, в какой мере справедливо это утверждение по отношению к творчеству Н. Рубцова и А. Жигулина.
      4. Классики «магнитофон-издата»
      Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Имена этих поэтов-бардов уже знакомы учащимся (7 класс, программа под ред. В. Г. Маранцмана).
      Александр Галич. Романтическое двоемирие и образ лирического героя в творчестве Александра Галича. Прослушивание песен. Размышление над обращением поэта: «И все так же, не проще, / Век наш пробует нас — / Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / в тот назначенный час?»
      Владимир Высоцкий — истинно народный поэт, голос и совесть эпохи. Многообразие тем (социальных, философских, политических и др.) и их обостренное звучание в творчестве поэта. Трагический мотив губительности свободы. Жанровое своеобразие, богатство интонаций лирики В. Высоцкого.
      Спросим ребят, близко ли им творчество Высоцкого? Какие качества современного человека препятствуют сегодня общению с поэтом?
      5. Неоакмеизм в поэзии
      Традиции акмеизма (И. Анненского, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) в литературе 60—80-х годов.
      Нераздельность природы и культуры в творчестве «Старших неоакмеистов». Причастность к миру культуры как попытка обрести бессмертие. Образы культуры в творчестве Арс. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина.
      «Неоакмеисты-шестидесятники». Элегичность старинного слога («балетные па», по выражению критика Б. Сарнова), вера в способность поэта пересоздавать мир в поэзии Б. Ахмадулиной. «Стоицизм» (И. Бродский) и «отсутствие Бога» в поэзии А. Кушнера. Скорбные интонации в поэзии О. Чухонцева.
      Можно предложить учащимся самостоятельно прочитать одно из интервью А. Кушнера, помещенное в журнале «Новый мир», в котором поэт высказывает свое отношение к современной поэзии (Кушнер А. Не дерево, а роща // Новый мир. — 2004. — № 6. — С. 127—139).
      6. Поэзия конца ХХ века
      Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.
      Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.
      Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова.
      Учитывая ограниченность во времени, данное направление нагляднее всего может быть представлено «художественной системой» Л. Рубинштейна, в основе которой лежит жанр каталога.
      «Смертожизнь», гармония как компромисс между хаосом и космосом, категория телесности и интонации «нового гуманизма» (М. Липовецкий) в творчестве Елены Шварц. Антиномии света и тьмы в поэзии, традиции раннего Заболоцкого в творчестве Ольги Седаковой. Камерность, мрачная веселость и пессимизм стихотворений Льва Лосева. Поэтический мир Татьяны Вольтской. Этот ряд, безусловно, можно продолжить или изменить в зависимости от возможностей учителя (время, уровень владения данным материалом) и интересов учащихся.
      В начале обзора поэзии этого периода учитель кратко знакомит учащихся с основными тенденциями развития поэзии. Затем идет представление сайта, на котором можно прочитать современную поэзию.
      После этого учащиеся очень сжато знакомятся с «новыми» поэтами, зачитывают строчки из стихотворений, обмениваются читательскими впечатлениями.
      Представляя новых поэтов, важно помнить о том, чтобы не «потопить» учащихся в обилии новых имен и сложной терминологии. Достаточно ограничиться двумя терминами и тремя-четырьмя именами поэтов. В дальнейшем эта тема может быть представлена более развернуто на семинаре по новейшей поэзии или на факультативе. На уроке важно пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии, указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.
      7. Творчество И. Бродского
      Жизненный и творческий путь поэта как вызов советскому времени. Традиции и новаторство в лирике Бродского. Понимание поэзии как процесса и явления, живущего по собственным внутренним законам.
      Поскольку творчеству И. Бродского посвящены отдельные уроки (см. ниже), на этом обзорном уроке лишь подчеркнем значительность, «вершинность» лирики Бродского в развитии русской поэзии второй половины XX века, а также создадим установку на чтение его стихотворений.
      В конце урока предложим учащимся вновь вернуться к высказыванию Блока о поэте и сущности поэтического творчества и после дальнейшего самостоятельного чтения стихов попытаться дома поразмышлять над тем, насколько удавалось поэтам второй половины двадцатого века слышать музыку Времени (время как конкретный исторический промежуток и Время как вечность).
      А какой вы слышите музыку сегодняшнего дня?
      Прочитанные тексты и предложенный материал — мысли ученых и поэтов — помогут будущим выпускникам выбрать собственную читательскую и человеческую позицию.
      Материал для размышления
      1. Обдумайте предложенный ниже материал и выразите свое понимание мироощущения современного человека.
      Постмодернизм — «послесовременность». Для каждой эпохи характерен свой мыслительный и художественный стиль. Выдающимся открытием двадцатого века стало явление диалогизма, осознание стремления и предназначения человека быть участником «непрекращающегося диалога» (М. М. Бахтин). Многие ученые склоняются к тому, что именно диалогизм может сегодня стать художественным и мыслительным стилем «постсовременности». Но участие в «диалоге» культурных эпох, как пишет Л. Баткин, предполагает «мощный собственный стиль» (Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. — 1996. № 10. — С. 177). В современной культуре, по мысли критика, нет «чувства пути и судьбы», нет «человечности и трагизма». «Мы вдруг увидели себя людьми после собственной современности. Мы вышли из себя, оборотились на себя и не очень представляем, что нам с нами, современными, делать» (там же. — С. 178). Разными поэтами и литературоведами последней четверти двадцатого века высказывалась мысль о том, что язык — единственная реальность, хотя в то же время и реальность иллюзорная.
      Поэтесса Лариса Миллер, комментируя стихи одного из собратьев по перу, выразила мысль о том, что «писать навзрыд сегодня вряд ли возможно. Запас слез исчерпан. Как и запас высоких слов. Исчерпан не данным поэтом, а всеми предыдущими. Душа идет вразнос, а ритм остается прежним — плясовым». Вспоминаются строчки Бродского «Хочется плакать. Но плакать нечего».
      Размышляя о современном состоянии общества, замечательный русский ученый, наш современник, С. Аверинцев высказал мысль о том, что испытывает сильнейшую ностальгию по тому состоянию человека как типа, «когда все в человеческом мире что-то значило или, в худшем случае, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить; когда возможно было «значительное» (выделено автором) (Аверинцев С. Моя ностальгия // Новый мир. — 1996. — № 1. — С. 140). Именно исчезновение значительного — важного, необходимого, не только того, ради чего живем и во имя чего творим (это исчезло несколько раньше), но исчезновение значительности, значимости всего происходящего, предельно обостряет проблему «как жить дальше». «В том-то и ужас, что сегодня люди могут сколько угодно убивать и умирать — и, сколько бы ни было жертв, это все равно ничего не будет значить. Объективно не будет», — утверждает Аверинцев (там же. — С. 142). Ученый полагает, что еще недавние разговоры о последних временах, о конце света придавали осмысленность самой жизни, то теперь наступило ничего. «Формулой сегодняшнего дня», найденной за современников, называет Аверинцев следующие строчки И. Бродского:

Это хуже, чем грохот
И знаменитый всхлип.
Это хуже, чем детям сделанное «бо-бо»,
Потому что за этим не следует ничего.

      2. Сопоставьте приведенные ниже высказывания с размышлениями А. А. Ухтомского (1875—1942), крупнейшего мыслителя XX века, предвосхитившего ряд идей современной науки о человеке.
      «Человек человеку — величайший секрет, но вместе с тем без устремления понять этот секрет и иметь человека перед собою теряется смысл человеческого поведения и бытия».
      «Простой человек со здоровым смыслом и сердцем — лишь бы суметь к нему подойти».
      «Все утекает, ничто неповторимо: значит, все исключительно важно».
      «Не ratio, этот рассудительный мещанин, всегда самодовольный и ищущий своего успокоения, а горячая совесть и любовь к человеческим лицам — вот кто наш надежный руководитель и строитель жизни!»
      3. Учитывая исторические контексты начала и конца века, сравните «прогноз» А. Блока в отношении появления нового типа человека с современной реальностью. Выразите собственную точку зрения.
      А. Блок. Из статьи «Крушение гуманизма» (1919):
      «Я утверждаю, наконец, что исход борьбы решен и что движение гуманной цивилизации сменилось новым движением, которое также родилось из духа музыки; теперь оно представляет из себя бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации; однако в этом движении уже намечена новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество».
      4. Прочитав размышления Блока о принадлежности поэта к тому или иному течению, постарайтесь ответить на вопрос: чем, с вашей точки зрения, вызвано многообразие поэтических школ («школок»), течений в потоке новой лирики?
      «...Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу. И так как центр тяжести всякого поэта — его творческая личность, то сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества. Поэтому вопрос о школах в поэзии — вопрос второстепенный. В истинных поэтах, из которых и слагается поэтическая плеяда данной эпохи, подражательность и влияния всегда пересиливаются личным творчеством, которое и занимает первое место. Никакие тенденции не властны над поэтами» (Блок А. О лирике. 1907).


Литература

      1. Баевский В. С. История русской поэзии. — Смоленск: Русич, 1994.
      2. История русской советской поэзии. В 2 т. — Л.: Наука, 1983.
      3. Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.
      4. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950—1990-е годы. В 2 т. — М.: Академия, 2003.
      5. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. Н. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.


Просмотр содержимого документа
«11 класс Поэзия второй половины XX века (обзор)»

11 класс

«Поэзия второй половины XX века»



Цель: приобщение учащихся к миру поэзии второй половины XX века

Задачи:

  • познакомить учащихся с тремя направлениями поэзии второй половины XX века: гражданской лирикой (эстрадной поэзией) (Е.Евтушенко, А.Вознесенский), «тихой» лирикой (Н.Рубцов), авторской песней (В.Окуджава);

  • развивать умение чувствовать поэтическое слово;

  • прививать любовь к русской современной поэзии

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, тексты, выход в Интернет



Ход урока

 

I. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя.

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах -
последний читатель стихов.

А.Вознесенский

 Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души и особого поэтического взгляда на мир. Обращение к лирике второй половины XX века особенно сложно. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Современная лирика принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы должны осознать мир, в котором живём, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.

Итак, обозначим пространство нашего диалога о лирике второй половины XX века и начнём урок.

Хронологическая таблица.

Годы

60-е г.г.

70-е г.г.

60-80 г.г.

Название

«ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ»

«ТИХАЯ ЛИРИКА»

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Поэты




Характерные

особенности

поэзии





  1. Гражданская лирика (эстрадная поэзия)

В 60-е - 80-е годы XX века поэтов в стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на насущные запросы: учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать с пути обновления жизни. Здесь громче всех звучал голос Евгения Евтушенко.



Сообщение учащегося о Евгении Евтушенко.

 

Учитель: Для поэзии Евтушенко характерно обращение к «полузапрещённым» в СССР темам. Обратимся к тексту стихотворения «Наследники Сталина» (Приложение 1). (Чтение стихотворения)

- Какова общая интонация стихотворения?

-Кого называет поэт наследниками Сталина?

-Какой образ вождя создает поэт? Докажите, что образ Сталина противопоставлен стране, народу.

-О чём мечтает лирический герой? В чём, по его мнению, главное отличие сталинского времени от сегодняшнего дня? Ответьте на эти вопросы строками их текста.

Возможный ответ: В стихотворении «Наследники Сталина» Евтушенко говорит о процессе гораздо более долгом и трудном, чем вынос тела из мавзолея, - о перестройке человеческого сознания, памяти. «Но как из наследников Сталина Сталина вынести?» Такие перемены не совершаются моментально. Для поэтической речи Евтушенко характерны взволнованность, поэта волнуют вопросы общественные, жизнь целой страны, всего народа.



Учитель: Лирический герой Евтушенко - типичный «шестидесятник» с его исповедальностью, романтическим максимализмом, больной совестью. (Читает стихотворение «Нет, мне ни в чём не надо половины!») Евтушенко задаётся вопросом – нужна ли его поэзия народу, настоящее ли всё то, что осталось позади – многолюдные вечера, успех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени?

Осмыслению себя, своего места в обществе посвящено стихотворение «Граждане, послушайте меня…» (Приложение 1). (Чтение стихотворения)

- О каком отношении слушателей рассказал поэт?

- Услышали ли мы обвинение в глухоте к чужой боли, в безразличии, черствости?

- Какова роль приземлённых, нарочито сниженных деталей, противопоставления гармошки и гитары в этом стихотворении?

Возможный ответ: На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смятения и боли, мучительный крик души в начале песни: «Граждане, послушайте меня». Слова эти звучат как мольба о помощи, может быть, это боль души рвётся наружу, страдание не даёт покоя человеку? А «граждане не хочут его слушать». Его потрясает эта глухота к чужой боли, ведь сколько раз в любом кричало и шептало это же начало: «Граждане, послушайте меня». Лирический герой не озлобляется против людей, которые, в общем, совсем неплохие люди. Ведь для того, чтобы взволновать их, надобно нечто большее, чем риторические заклинания. Сомнения в том, что именно он скажет что-то важное и нужное людям, что его слово должны услышать, выражены в заключительной части стихотворения.

 

Учитель: Поэтической программой, манифестом Евтушенко стало вступление к поэме «Братская ГЭС» «Молитва перед поэмой» (звучит «Молитва перед поэмой»)

В ней нашли отражение характерные для всего творчества Евтушенко темы и мотивы: тема гражданского служения поэта, его особой роли в России – роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее, мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям.

А сейчас мы обращаемся к Андрею Вознесенскому. Его стихи, впервые появившиеся в печати, сразу же стали предметом обострённого и настороженного внимания критики. Поэт сразу нашёл дорогу к сердцам молодых читателей и завоевал их восторженное внимание. Молодёжь со слуха оценила его голос, непохожий на обычные голоса начинающих авторов, и стала жадно слушать, воспринимая эту непохожесть, нешаблонность его стихов.

 

Краткое сообщение учащегося об Андрее Вознесенском.

 

В 1957 году Вознесенский окончил Московский Архитектурный институт и отметил это окончание такими стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!» Вознесенский появился с поэтикой уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям не известны. Генезис его поэзии – это синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и логически-коструктивное мышление архитектора-профессионала. Одна из его первых книг не случайно называется «Мозаика». Во главу угла он поставил метафору, назвав её мотором формы. Его ранние метафоры ошеломляли: «по лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл», «мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир», «и из псов, как из зажигалок, светят тихие языки», но иногда шокировали : «чайка – плавки бога». После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары.



Учитель: Прочитаем стихотворение «Пожар в Архитектурном институте»

Существуют разные, диаметрально противоположные оценки этого стихотворения. Одни говорили: «горит здание, пропадает народное добро, чья-то мысль, воплощённая в архитектуре, чей-то нелёгкий труд, а поэт, этакий юный Нерон, наслаждается зрелищем, радуется, поскольку вместе с институтом сгорели «дела», в которых занесён выговор поэту, и в заключении браво призывает: «Айда в кино!».

Другие утверждали, что пожар обладает символическим значением, знаменуя разрыв с прошлым для молодого человека, окончившего Архитектурный, но решившего посвятить себя поэзии, да ещё такой необычной, новаторской; и всё стихотворение представляет собой вызов мертвечине, скуке, инерции обыденного существования.

- А как вы оцениваете лирического героя этого стихотворения, его поступки, действия?

Ответы учащихся.

 

Учитель: Для поэзии Вознесенского характерна публицистичность, конкретность места и повода поэтического высказывания. Поэт отзывается стихами на самые острые вопросы современности, на самые волнующие события.

Учащиеся читают стихотворения «Есть русская интеллигенция», «Смерть Шукшина», «Мой проект памятника жертвам репрессий».



Учитель: Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение постоянного улучшения, совершенствования мира и человека сближают поэзию Вознесенского с поэзией футуристов. Давайте послушаем стихотворение «Ностальгия по настоящему» в исполнении Анатолия Белого. http://www.youtube.com/watch?v=0IB6JjR-6vQ

Учащиеся делятся впечатлениями.



Учитель: В заглавии стихотворения оксюморон, показывающий, что поэту чуждо обращение к темам памяти, прошлого, ностальгии. Через всё стихотворение проходит противопоставление, контраст.

- Подумайте, что и чему противопоставляет Вознесенский?

Возможный ответ: Поэт помогает нам увидеть ещё одно значение слова «настоящее» - «современное» и «подлинное». «В сад распахнутая столярка» – полемика с Б.Пастернаком, который в последние годы жизни в « Переделкино» и любил проводить время в одиночестве в своей столярке. В лирику Пастернака современность входила очень осторожно, опосредованно, преломляясь в авторском восприятии, чего уже недостаточно для «злободневного» Вознесенского.



Учитель: Творчество Вознесенского можно назвать социальным авангардом, основанным на традициях русского футуризма, с его неприятием пережитков прошлого, злободневностью, экспериментированием в области художественных форм.



  1. «Тихая лирика»

Учитель: Эстрадная поэзия, добившаяся на первых порах решительного успеха, уже к концу 60-х годов уступила свои позиции, оказавшись несостоятельной в разрешении высоких нравственно-философских вопросов и задач. Разрешить их могла только поэзия, питающаяся живительными корнями великой русской литературы, поэзия глубоких идей и сильных человеческих чувств. И Владимир Соколов, и Анатолий Жигулин, и Николай Рубцов, и Станислав Куняев, и Глеб Горбовский и другие представители поэтического движения «тихой лирики» принадлежали к тому же поколению, что и Е.Евтушенко с А.Вознесенским.

«Тихой лирике», по выражению С.Чупринина, свойственно не громогласное утверждение, подчёркнутое обилием восклицательных знаков, как это было у «эстрадных» поэтов, а «слово полувопроса», пунктуационно проявленное многоточиями.

Именно к разряду этой лирики был причислен и Николай Рубцов.

 

Сообщение учащегося о Николае Рубцове.

 

Учитель: В стихах Н.Рубцова нашли отражение трагические события его детства, его трудовая юность, скитания по стране.

Читаем стихотворения «Элегия («Стукнул по карману – не звенит…»), «Дорожная элегия».

- Какое настроение передано в «Дорожной элегии»?

Возможный ответ: Мотив дороги, пути, движения – один из самых важных в лирике Рубцова. При этом поэт становится продолжателем и наследником традиций А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Все творчество Рубцова можно представить как большую лирическую поэму, герой которой – странник, идущий по жизни, по дорогам своей родины. С темой дороги, пути у Рубцова связано настроение грусти, одиночества, бесприютности, оторванности от близких людей. Даже ритм «Дорожной элегии» словно подчеркивает безнадёжность, однообразие пути, усталость путника.



Учитель: С темой странствий связана и тема возвращения домой, к истокам, корням, возвращения памятью к прошлому. Обратимся к стихотворению «Видения на холме»

- Какой видит свою родину поэт?

- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?

Что им противопоставляется в стихотворении?

-Найдите строки, где поэт выразил своё отношение к родине.

Возможный ответ: Родина для Н.Рубцова – прежде всего сельская Россия с её бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звёздное небо в стихотворении символизирует вечность, перед лицом которой даже нашествия Батыя – лишь «миг». Гармоничность природы Руси противостоит смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка. Нагнетание союза И, повторы придают стихотворению неторопливость, величавость.



Учитель: Для лирики Рубцова характерна философичность, осмысление места человека перед лицом мироздания, стремление постичь загадочный мир природы. Это сближает лирику Рубцова с творчеством Ф Тютчева. Послушаем стихотворение «Звезда полей» (Читает ученик)

-Каково преобладающее настроение этого стихотворения? Какие чувства лирического героя переданы?

-Что символизирует в данном случае звезда?



Учитель: Обратим внимание, что художественное пространство стихотворения расширяется за пределы родины, родных полей. «Звезда полей» горит не только над Россией, но «для всех тревожных жителей земли».

-Как вы думаете?

Возможный ответ: Звезда в данном произведении выступает как традиционный символ судьбы и вечности. Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? Поле, как и небо, символизирует простор, свободу, широту горизонтов русской земли. Счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, напоминающей о том, что есть на земле место, где родился Спаситель, что усиливает оптимистическое настроение финала.

Стихотворение проникнуто ощущением сопричастности поэта этой земной гармонии, стремлением к нераздельной связи с родиной, ее природой, народом.

 

Учитель: А сейчас обратимся к стихотворению «Тихая моя родина». (Чтение стихотворения)

 - Как вы понимаете эпитет «тихая» в применении к родине поэта?

-Какой пейзаж возникает в вашем воображении, когда вы слышите: «Ивы, река, соловьи»?

- Для чего приезжает лирический герой в родные места?

- Что изменилось в родном селе за несколько лет, которые лирический герой провел вдали от родных мест? Найдите признаки запустения.

- Каким чувством наполнена душа лирического героя?

Возможный ответ: В этом стихотворении Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – «тихая». Тихая – негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная. В этом прилагательном заключено представление о таких чертах русского национального характера, как степенность, размеренность труда.

Ивы, река, соловей - каждая из этих деталей рождает свои ассоциации. Ивы - плакучие, воплощение печали русской земли; река – дорога жизни, текучее время; соловей - радующая душу чудесная трель маленькой птахи.

Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность - поклониться могиле матери, тоска по ней, сыновняя любовь и нежность вечно живут в сердце. Уже в первой строфе заявлена тема сиротства - мальчик потерял мать в раннем детстве.

«Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз» – тема тишины продолжается. От грешного и суетного отделено кладбище: «Это на том берегу»

Нелегко покидать «деревянное» село в глуши северных лесов, пронзительная, щемящая боль окрашивает строки:

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Учитель: Послушайте песню «Тихая моя родина» в исполнении Александра Михайлова

http://www.youtube.com/watch?v=f8fvoBdo_xw и поделитесь впечатлениями.

Учащиеся делятся впечатлениями.

  1. Авторская песня

Учитель: Шестидесятые годы с их романтизмом, культом «дружества» и энтузиазма как безусловных жизненных ценностей породили особое явление: поэта с гитарой в руках, который поёт свои стихи, а потом эти стихи переписываются на магнитофонных лентах и становятся своеобразным фольклором, звуча у костра, в экспедициях и походах, на кухнях и во дворах. Творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима, А.Галича воспринимается сейчас как особое явление русской культуры второй половины ХХ века – «бардовская поэзия». Родоначальником «авторской песни» считают Булата Окуджаву.

 

Сообщение учащегося о Булате Окуджаве.

 

Учитель: Когда началась война, Окуджаве было 17 лет. Совсем юным человеком прошёл будущий поэт через суровые испытания и тяготы четырёх военных лет. Тема войны звучит в его песнях и стихах и спустя 30, и 40, и 50, и 60 лет после Великой Победы.

Обратимся к тексту стихотворения «Проводы у военкомата»

Первое четверостишие напоминает кадры из старой фотохроники, запечатлевшей проводы у военкомата. Звучит духовой оркестр. Вслед за названием «Проводы у военкомата» усиливается тема прощания, разлуки. Когда-то духовой оркестр играл на вокзалах перед отходом поезда и в парках по вечерам и выходным, оставляя томительное чувство, заставлявшее волноваться сердце. И ещё духовой оркестр звучал на похоронах.

- Что он играет? Возможно, «Прощание славянки»?

- «Звук медовый». Как вы понимаете это сочетание?

Возможный ответ: Низкий, густой, медленный, связанный с золотым, медовым цветом медных труб.

Перед нами, словно неожиданно выхваченный камерой, появляется герой стихотворения: «Вот и я...». Возникает ощущение, что герой, постаревший, после окончания войны сидит вместе с нами, читателями, смотрит старую плёнку и видит себя самого – «молодого и бедового, с чёрным чубчиком, с болью в глазах».

- Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами.

Возможный ответ: Боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что разлука может быть навсегда, страх смерти, боль оттого, что нужно улыбаться, «растягивать губы в улыбке», чтобы поддержать провожающих, запомниться молодым.



Учитель: «Машут ручки нелепо и споро». Это о ком? О тех, кто машет руками, прощаясь, или снова о лирическом герое, уходящем в строю?

Возможный ответ: Ускоренные, смешные движения похожи на детскую игру или детский рисунок. Что-то игрушечное, ненастоящее - на войну отправляется оловянный солдатик. Но вслед ему тянутся скорбные крики, действие замедляется, тянется, возникает ощущение трагедии, возникает «безумец из чёрного хора», голос рока, предсказывающий трагический грядущий сюжет. Строка «жизнь музыкой бравурной объята» вызывает в памяти строку из пушкинского романа: «Звучит музыка полковая»; именно «музыка», как называли игру полкового оркестра, передаёт ощущение безвозвратного перелома в жизни. По ту сторону остаются мирное время, любовь, к которым не будет возврата. Пополам, как нечто хрупкое, переламывается судьба. Впереди у героя испытания, которые ему предстоит преодолеть, подобно сказочному герою. Как раскаляющиеся медные трубы «превращаются в пламя и дым», ему суждено пройти «сквозь огонь и медные трубы». Вернётся ли он? Последние строки не дают надежды: даже если герой вернётся, он вернётся уже другим человеком. И только в памяти, провожавших его или на старой фотографии, он останется молодым...



Учитель: А сейчас послушаем песню. http://chaplevideo.com/video/162674022-35808388/

 Совпадают ваши впечатления?!

Учащиеся делятся своими впечатлениями.



Учитель: Следующее стихотворение также написано от первого лица. Это монолог лирического героя, обращённый к тому, кого он называет братом. Кто это: старый однополчанин или читатель-потомок? Прошли годы, что-то забылось, уже самому солдату не верится в то, что он был на войне.

Каждое из трёх четверостиший начинается одинаково: «Ах, что-то мне не верится, что я...». Затем в сильной позиции появляется глагол. Выпишем и задумаемся над возникшей цепочкой. «Воевал - убивал - пал в бою». Это очень короткое, но потрясающе ёмкое описание войны, судьбы человека на войне: воевал, убивал врагов, убит сам.

Война – это смерть, солдат убивает других и умирает сам, независимо от того, вернулся ли он. Даже если он вернулся, это уже другой человек, тот, довоенный, погиб, «давно живёт в раю», «а эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам». Здесь по-новому переосмысливается известная мысль: «Жизнь есть сон». Настоящее, живущее в памяти героя, хотя он не хочет в это верить, – война.

Отсылает нас к стихотворению «Проводы у военкомата» и попытка увидеть войну как рисунок ребёнка: нестрашный, игрушечный, ненастоящий («Машут ручки нелепо и споро» – «Я ручками размахиваю, я ножками сучу»).

Может быть, война – это только старое кино? («А может, просто вечером в кино я побывал?») Но вечернее кино не оставляет неизгладимого чувства вины в том, что «крушил чужую жизнь», был орудием войны. Не верится не в то, что воевал, а в то, что «руки чистые и праведна душа». Итак, война закончилась, но именно в это не верится читателю - война продолжается в памяти её участников, не отпуская их, не давая вернуться назад или жить новой жизнью.

Учитель даёт возможность учащимся задуматься над этим, ещё раз прочитав стихотворение про себя.



Учитель: В 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни, существовало целое поэтическое пространство - неофициальная поэзия (поэты андеграунда). Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы. Но об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке.



III. Рефлексия

- Согласны ли вы со словами эпиграфа? Если «да», то почему? Если «нет», то почему?



IV. Домашнее задание:

Для всех:

  1. Объясните высказывание «...Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу».  (Блок А. О лирике. 1907).

На выбор:

  1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение поэта второй половины XX.

  2. Сделайте подборку стихотворений поэтов второй половины XX века для школьного «Альманаха»



Приложение 1

Евгений Евтушенко

Наследники Сталина

Безмолвствовал мрамор.
         Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул,
         на ветру бронзовея,
А гроб чуть дымился.
         Дыханье из гроба текло,
когда выносили его
         из дверей Мавзолея.
Гроб медленно плыл,
         задевая краями штыки.
Он тоже безмолвным был -
         тоже! -
         но грозно безмолвным.
Угрюмо сжимая
         набальзамированные кулаки,
в нем к щели глазами приник
         человек, притворившийся мертвым.
Хотел он запомнить
         всех тех, кто его выносил, -
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли,
         и до них,
            неразумных,
            добраться.
Он что-то задумал.
         Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить,
   утроить у этой плиты караул,
чтоб Сталин не встал 
   и со Сталиным - прошлое.
Мы сеяли честно.
   Мы честно варили металл,
и честно шагали мы,
   строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся.
   Он, веря в великую цель, не считал,
что средства должны быть достойны
         величия цели.
Он был дальновиден.
         В законах борьбы умудрен,
наследников многих
         на шаре земном он оставил.
Мне чудится -
         будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять 
         сообщает свои указания Сталин.
Куда еще тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер.
         Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли 
         из Мавзолея 
            его,
но как из наследников Сталина
         Сталина вынести?
Иные наследники
         розы в отставке стригут,
но втайне считают,
что временна эта отставка.
Иные
   и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.
Наследников Сталина,
         видно, сегодня не зря
хватают инфаркты.
         Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время,
         в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи,
         переполнены.
Велела не быть успокоенным Родине мне.
Пусть мне говорят: "Успокойся!"-
         спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина
         живы еще на земле,
мне будет казаться, 
         что Сталин - еще в Мавзолее. 

1962








Граждане, послушайте меня... 1963
Д. Апдайку


Я на пароходе "Фридрих Энгельс",
ну а в голове - такая ересь,
мыслей безбилетных толкотня.
Не пойму я - слышится мне, что ли,
полное смятения и боли:
"Граждане, послушайте меня..."

Палуба сгибается и стонет,
под гармошку палуба чарльстонит,
а на баке, тоненько моля,
пробует пробиться одичало
песенки свербящее начало:
"Граждане, послушайте меня..."

Там сидит солдат на бочкотаре.
Наклонился чубом он к гитаре,
пальцами растерянно мудря.
Он гитару и себя изводит,
а из губ мучительно исходит:
"Граждане, послушайте меня..."

Граждане не хочут его слушать.
Гражданам бы выпить и откушать
и сплясать, а прочее - мура!
Впрочем, нет,- еще поспать им важно.
Что он им заладил неотвязно:
"Граждане, послушайте меня..."?

Кто-то помидор со смаком солит,
кто-то карты сальные мусолит,
кто-то сапогами пол мозолит,
кто-то у гармошки рвёт меха.
Но ведь сколько раз в любом кричало
и шептало это же начало:
"Граждане, послушайте меня..."

Кто-то их порой не слушал тоже.
Распирая рёбра и корёжа,
высказаться суть их не могла.
И теперь, со вбитой внутрь душою,
слышать не хотят они чужое:
"Граждане, послушайте меня..."

Эх, солдат на фоне бочкотары,
я такой же - только без гитары...
Через реки, горы и моря
я бреду и руки простираю
и, уже охрипший, повторяю:
"Граждане, послушайте меня..."

Страшно, если слушать не желают.
Страшно, если слушать начинают.
Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,
вдруг в ней всё ничтожно будет, кроме
этого мучительного с кровью:
"Граждане, послушайте меня..."?


Проводы у военкомата

Булат Окуджава

Б. Биргеру


Вот оркестр духовой. Звук медовый.

И пронзителен он так, что - ах...

Вот и я, молодой и бедовый,

С черным чубчиком, с болью в глазах.


Машут ручки нелепо и споро,

Крики скорбные тянутся вслед,

И безумцем из черного хора

Нарисован грядущий сюжет.


Жизнь музыкой бравурной объята -

Все о том, что судьба пополам,

И о том, что не будет возврата

Ни к любви и ни к прочим делам.


Раскаляются медные трубы -

Превращаются в пламя и дым.

И в улыбке растянуты губы,

Чтоб запомнился я молодым.

Ах, что-то мне не верится


Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.

А может, это школьник меня нарисовал:

я ручками размахиваю, я ножками сучу,

и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.

А может, просто вечером в кино я побывал?

И не хватал оружия, чужую жизнь круша,

и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.

А может быть, подстреленный, давно живу в раю,

и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...

А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!