СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Элективный курс Урок №1-4 Стили речи. Повторение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка, формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;
  2. развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;
  3. воспитывать в детях любовь к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №1-2»

11 класс

Урок № 1-2. Повторение "Стили речи"

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка, формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;

  2. развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;

  3. воспитывать в детях любовь к родному языку.


Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, компьютеры, бумага формата А-3, фломастеры, маркеры, стикеры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Самая большая ценность народа – язык – язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся наша сознательная жизнь проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком.

Верный способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, лицо и по ним судим о человеке, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Д.С. Лихачёв.

- Как вы понимаете слово стиль?

- Вспомните, каково происхождение этого слова?

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.


  1. Повторение изученного материала о стилях речи. Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?












- К какому разделу относятся стили литературного языка?

- Что изучает стилистика?


  1. Работа с иллюстрациями.

- Определить стиль (на экране показаны фотографии и нужно по ним определить стиль)


  1. Работа с текстами.

Каждый из учащихся получает 10 примеров текста. Задача – определить стиль речи.

  1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).

  2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

  3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

  1. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

  2. Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

  3. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

  4. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

  5. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

  6. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

  7. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).


  1. Составление текстов на определённый стиль (работа в группе)

- Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

  • Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)

  • Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)

  • Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)

  • Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)

  • Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)


  1. Составление тестов на тему «Стили речи» (работа в группах), т.е. каждая группа составляет тесты из пяти вопросов и передаёт другой группе, а затем оценивают друг друга.


  1. Составление синквейна (каждая группа составляет по своему стилю). Запись в тетрадях.



  1. Рефлексия «Олимпийские кольца»

- О чем говорили на уроке?

интересно важно полезно

неожиданно ново




Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме Стили речи»

Повторительно-обобщающий практикум по теме «Стили речи»


Задание №1. Составьте из словосочетаний определение функционального стиля речи и запишите его в тетрадь.


Функциональные стили речи –

которые создаются

различающихся отбором языковых средств.

в зависимости от целей и задач общения,

Это разновидности единого литературного языка,

1

2

3

4

5

Задание №2. Дайте определение данным понятиям. Объясните правописание пропущенных букв.


Ст..листика, функц..ональные стили,  л..т..ратурный язык, ст..листические сре..тва  языка, ст..листическая   (о,а)краска, ст..листическая  с..ч..таемость, ст..листическая  норма, ст..листическая  оши..ка.


Задание №3. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.


Материал для справок:

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: общение, предписание или указание, соблюдение делового этикета, эстетическое воздействие, передача информации.

3. Функция языка: коммуникативная, воздействия, информационная, эстетическая.

4. Вид речи: диалог, монолог, полилог.

5. Форма речи: письменная, устная.

6. Способ изложения материала: формально-логический, стандартный, констатация или утверждения, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.

7. – 13. Объективность, точность, ясность, выразительность, стандартизованность, полнота изложения, соблюдение графики: «есть» (+), «нет» ( – ).


Стилеобразующие факторы



Научный

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный

Художественный

Сфера общения






Цель общения






Функция языка






Вид речи






Форма речи






Способ изложения материала






Точность






Объективность






Ясность






Выразительность






Стандартизированность






Полнота изложения






Соблюдение графики.








Задание №4. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.


Стили речи

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный









Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, протокол допроса, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, аннотация, словарь, справочник, очерк, диссертация, подписка о невыезде, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, беседа на бытовую тему, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.


Задание №5. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля.



Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Разговорный стиль

Лексика





Морфология





Синтаксис






Материал для справок: термины, профессионализмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), юридические клише, разговорные слова, фразеологизмы, употребление глаголов в личной форме, употребление частиц, закон «экономии речевых средств», простые предложения, сложные предложения, латинизмы, ведомственные слова, употребление прилагательных и причастий в значении существительных, косвенная речь, прямой порядок слов, эмоционально-окрашенные слова, нанизывание форм родительного падежа существительных, причастные и деепричастные обороты.


Задание №6. Перечисленные ниже слова и обороты распределите на четыре группы, в соответствии с четырьмя функциональными стилями – научным, официально-деловым, публицистическим и разговорным. Слова каждой группы выпишите в отдельный столбец. Вставьте пропущенные буквы.

Стили речи

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный









Нижеслед…щий, военщина, сгущ...нка, дифференциальный, температура кипения, иметь место, вояж, газировка, формулировать, послать на картошку, подвергать анализу, драндулет, ввере...ый, стать на вахту, шаром покати, привлеч...н к ответстве...ости, в истекш...м году, выве...ти формулу, припарадились, таковой, изотермический, маловат, великоват, самоотверже...ый, вышеназванный, каюк, ча...ния, завалить (экзамен), оказать содействие, дисперсия, шумиха, закатить выговор, в случае н...явки, постоя...ая величина.

Задание №7. Работа с текстом. Докажите, опираясь на 5 признаков характеристики стиля, что данный отрывок – образец научного стиля.


В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. cell – клетка, сота). Однако в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. Лишь в 1808 году французским учёным Мирбелем было установлено, что из тканей, образованных клетками, состоят все растения, а через год другой французский ботаник, Ламарк, доказал, что из клеток состоят также все животные организмы, что и привело к созданию в 1839 году клеточной теории, отражающей безусловное единство животного и растительного мира.



Задание №8. Создайте образную картину того, о чем говорится в учебнике математики.


А) всадник и велосипедист едут по одной дороге навстречу друг другу. Расстояние между ними 2 км…;

Б) жук ползет по стволу дерева со скоростью 6 см/с. По тому же дереву ползет вниз гусеница…

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстами»

Работа с текстами.

Задача – определить стиль речи.


  1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

  2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

  3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

  1. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

  2. Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

  3. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

  4. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто.

  5. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

  6. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

  7. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.



Просмотр содержимого презентации
«Иллюстрации Стили речи»

Стили речи  11 класс Учитель русского языка МБОУ Знаменская СОШ №1 Вострикова К.С.

Стили речи 11 класс

Учитель русского языка

МБОУ Знаменская СОШ №1

Вострикова К.С.

Список литературы 1.Создание текстов (копирайтинг): основы, секреты, примеры, проблемы, блоггинг http :// shard-copywriting.ru / copywriting-basics / text-styles-examples 2. Видеотьютор по рускому языку  http :// videotutor-rusyaz.ru / uchenikam / teoriya /77-tipyistilirech.html  3. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык: Учебник для 5 класса. –Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 – 240 стр. 4. Иллюстрации

Список литературы

1.Создание текстов (копирайтинг): основы, секреты, примеры, проблемы, блоггинг

http :// shard-copywriting.ru / copywriting-basics / text-styles-examples

2. Видеотьютор по рускому языку

http :// videotutor-rusyaz.ru / uchenikam / teoriya /77-tipyistilirech.html

3. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык: Учебник для 5 класса. –Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001 – 240 стр.

4. Иллюстрации

  • http :// www.compufixsystems.com.mx /1.jpg
  • http://www.naim.ru/uploads/image/dymong/карьера1r.jpg
  • http://img.lenta.ru/news/2012/05/22/medvedev/picture.jpg
  • http://zdr.gudok.ru/upload/iblock/c3d/c3d5bb68a65434aa51ecd77a3dcab7c4.jpg
  • http://prv3.lori-images.net/uchitel-u-doski-na-uroke-matematiki-0003283139-preview.jpg
  • http://www.krokha.ru/sites/default/files/imagecache/articlebig/articles/2008september/radovarsa_zizni.jpg
  • http://s50.radikal.ru/i128/1103/ce/29f4f6f0aac0.jpg
  • http://img1.1tv.ru/imgsize460x345/20081126190722.GIF
  • http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/08/AA/567837.jpg
  • http://skidkadar.ru/uploads/shares/img/5a82e58d21658088227357ed244f1cad.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!