СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. 15.03.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

решите тест

Просмотр содержимого документа
«11 класс. 15.03.24 Домашняя работа»

1.  Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

Качества «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность  — обеспечивают целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения.

Точность  — соответствие смыслового содержания речи информации, которая лежит в […] основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи  — это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность  — это правильное отражение в речи структуры рассуждения, выражение языковыми средствами смысловых связей между частями текста.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным.

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект, который зависит от степени выразительности речи.

Человек  — существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. Неслучайно Декарт писал: «Я мыслю, следовательно, я существую».

 

По материалам https://bobych.ru/referat/71/16937/1.html

2.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.  

1)  КАЧЕСТВО. То или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-чего-нибудь. Качество работы.

2)  БОГАТСТВО. Обилие материальных ценностей. Накопил несметные богатства.

3)  ЭЛЕМЕНТ. Составная часть какого-либо целого. Элементом композиции художественного произведения является экспозиция.

4)  СВЯЗЬ. Отрасль экономики, предоставляющей коммуникационные услуги. Телефонная связь.

5)  ВОЗМОЖНОСТЬ. Средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь, возможное обстоятельство. Большие возможности. Возможность упущена.

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

1)  В тексте частотны существительные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. Например, существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (выразительность, точность, применение, богатство, информация). Это признак научного стиля.

2)  Сферой применения данного текста является сфера законодательства, делопроизводства, административно правовой деятельности.

3)  В тексте представлены в равной степени повествование и рассуждение.

4)  Типичным для данного текста научного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста. Примеры таких предложений: «Точность  — соответствие смыслового содержания речи информации, которая лежит в ... основе», «Логичность  — это правильное отражение в речи структуры рассуждения, выражение языковыми средствами смысловых связей между частями текста».

5)  Отвлеченный, обобщенный характер текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: реализация, применение. Общеупотребительные слова приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, например, слова: речь, язык, фигура  — являются в контексте содержания терминами.

4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  нарвАла

2)  обогнАла

3)  дефИс

4)  знАчимый

5)  красивЕе

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.

Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОТГОРОДИТЬ.

На сцене появился ПОПУЛЯРНЫЙ исполнитель.

К сожалению, всё больше появляется ПОПУЛИСТСКИХ лозунгов, причём провозглашаются они весьма известными политиками.

6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, замените неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Зимой следующего года во двор фермы вошёл прилично одетый человек и не успел оглянуться, как, хлопнув внутри дома несколькими дверьми, к нему, распугав кур, скоропостижно выбежала молодая женщина с вытянутым и напряжённым лицом.

7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

уборка ЯСЛЕЙ

НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ

ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ словами

ПОЛОЩЕТ бельё

(красивый) ПОДЧЕРК

8.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  неправильное построение предложения с косвенной речью

Д)  ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

2)  Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

3)  Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4)  Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

5)  Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.

6)  По утверждению К. И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.

7)  Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

8)  Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.

9)  Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас. 

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  пол..мический, непост..жимый, т..атральный

2)  окам..неть, согр..вать, уб..ру

3)  ок..лдовать, пл..вец, зап..тевать

4)  прив..нтить, скр..пучий, щ..бетать

5)  исст..ри, см..хнуть, ост..новиться

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  без..нициативный, без..сходность, с..змала

2)  предн..значение, под..рваться, пр..браться (в комнату)

3)  пр..дать (форму), беспр..станный, непр..ложная (истина)

4)  ни..вергнуть, не..доровится, и..подлобья

5)  кинос..ёмка, раз..ярённый, меж..ярусный

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  яблон..вый, земл..ные (работы)

2)  алюмини..вый, затм..вать

3)  подразум..вая, налаж..вать

4)  милост..вый, (улицы) обезлюд..ли

5)  раскра..вать, болот..стая (местность)

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)   (вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)

2)  скро..нный (костюм), контролиру..мая (ситуация)

3)  выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)

4)  мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)

5)  (они) высме..т (зло), ороша..щий (землю)

13.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

 

1)  (НЕ)СКОЛЬКО раз Матвей пытался поговорить с братом, но безрезультатно.

2)  Меня интересовало (НЕ)СКОЛЬКО времени было затрачено, а каков результат.

3)  Кто-то (НЕ)СПЕША шёл по аллее.

4)  Медсестра, (НЕ)ГОДУЯ, вбежала в палату.

5)  В этом ресторане мясо всегда (НЕ)ДОЖАРЕНО, зато паста переварена.

14.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

2)  Но мне ТАК(ЖЕ) кажется, что Лежнёв не стал бы говорить (ПО)ПУСТУ, не взвесив то, что говорит.

3)   Я ТО(ЖЕ) опустил руку в воду, ЧТО(БЫ) узнать направление течения.

4)  Мы (ПО)ДОЛГУ сидели на берегу (В)ОБНИМКУ, молчали и слушали прибой.

5)  Перед выездом Олег решил ВСЁ(ТАКИ) сообщить родителям о своём скором прибытии, дабы не застать их (В)РАСПЛОХ.

15.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 

На автопортрете художник изображён в изыска(1)ом плаще, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно причёса(3)ы.

16.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2)  Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3)  Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4)  Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

5)  Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

К вечеру дед Трофим (1) надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза.

18.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Гм! гм! Читатель благородный (1)

Здорова ль (2) ваша вся родня?

Позвольте: может быть (3) угодно (4)

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И (5) по обычаю народа (6)

О Рождестве их навещать…

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб.

20.   Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.

21.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1)  В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озёр течёт прозрачная и широкая Вуокса в лесной глуши. 4) Беспрестанно заграждают ей путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклоненной щели, стиснув её светлые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бешеным ревом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн. 6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это водопад Иматра.

22.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1)  Александр Зеленин  — молодой врач, которого направили на стажировку в Круглогорье, чтобы Макар Иванович обучал его.

2)  Зеленин не мог поставить диагнозы больным, лежащим в стационаре, потому что в больнице не было необходимой техники и лабораторного оборудования.

3)  Макар Иванович участвовал в Великой Отечественной войне, за его плечами было тридцать лет практики, поэтому он считал, что читать «Пособие для сельских фельдшеров» ему, опытному хирургу, незачем.

4)  Больница находилась на берегу большого озера.

5)  После производственного собрания Макар Иванович, считая себя несправедливо униженным, не вышел на работу.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев  — без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.

(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все работники больницы: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все эти люди со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех маломальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койкодней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

—  (20)Наша больница является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё поломанное, грязное. (27)В чём дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

«(34)Нехорошо получилось,  — подумал Зеленин,  — ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

—  (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

—  (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма,  — ответил Макар Иванович и привычно напыжился.  — (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…

—  (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали?  — и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

—  (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я…  — сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат.  — (46)Я на фронте… (47)Вот так унизить… эх… постыдились бы!..

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать?

(51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

—  (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района  — нужно выделить средства,  — сказал он, обращаясь к завхозу.  — (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в больничной столовой и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

«(57)Настоящий морской шторм,  — подумал Саша.  — (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь  — изволь работать добросовестно».

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.

(По В. П. Аксёнову*)

* Василий Павлович Аксёнов (1932−2009)  — русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.

23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложениях 3–6 представлено рассуждение.

2)  Предложения 11–12 противостоят по смыслу предложениям 9–10.

3)  Предложение 17 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 16.

4)  В предложении 44 представлено повествование.

5)  В предложении 56 представлено описание.

24.  В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару). Запишите их.

25.  Среди предложений 13–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26.  «Персонажи повести Василия Аксёнова “Коллеги”, с которыми мы знакомимся в предложенном фрагменте, – простые люди, оказавшиеся за пределами привычного. Создавая их образы и описывая ситуации, в которые они попадают, автор использует такой троп, как (А)_________ (“острую щемящую жалость“ в предложении 48, “взлохмаченный горизонт“ в предложении 56), такие лексические средства, как (Б)_________(“мало-мальски” в предложении 17, “семеня“” в предложении 32, “напыжился» в предложении 38) и (В)_________(“то и дело” в предложении 11, “ходуном ходил” в предложении 56), а также такое синтаксическое средство, как (Г)_________(предложения 30, 37, 46)».

 

Список терминов:  

1)  фразеологизмы

2)  разговорные слова

3)  риторические обращения

4)  эпитет

5)  метонимия

6)  антонимы

7)  вводные конструкции

8)  неполные предложения

9)  олицетворение

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!