СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №30 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. расширить представление учащихся о пребывании Толстого на Кавказе, а затем в Севастополе и об отношении писателя к войне; на материале рассказов Толстого показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя, сопоставить настоящих героев войны с «аристократическим и полуаристократическим» офицерством, приехавшим на войну ради наград и карьеры; подвести учащихся к осмыслению важнейшего художественного новаторства Толстого в изображении войны («правда» войны, война «изнутри»); обратить внимание на общие принципы построения «Севастопольских рассказов»;
  2. развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз;
  3. способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №30»

10 класс


Урок №30

«Правда» войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Военный опыт писателя. Принципы изображения войны.

Цели:

  1. расширить представление учащихся о пребывании Толстого на Кавказе, а затем в Севастополе и об отношении писателя к войне; на материале рассказов Толстого показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя, сопоставить настоящих героев войны с «аристократическим и полуаристократическим» офицерством, приехавшим на войну ради наград и карьеры; подвести учащихся к осмыслению важнейшего художественного новаторства Толстого в изображении войны («правда» войны, война «изнутри»); обратить внимание на общие принципы построения «Севастопольских рассказов»;

  2. развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз;

  3. способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся создают представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя; развивают умение работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты; на основе проработанного материала определяют художественное новаторство Л.Н.Толстого в изображении войны

Тип урока:

урок изучения нового материала

Оборудование:

текст рассказов, иллюстрации, РМ – вопросы для работы в группе, концептуальная таблица

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Эпиграф урока.

«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать
о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за
собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести
отечества».
Л.Н.Толстой

  1. Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока и эпиграф, формулируют цель и задачи урока.

Делятся на группы по стратегии «Выбери меня».

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам:

1. Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.)

Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне?

2. Крымская война. Участие Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден? Почему не получил Георгиевский крест? (Толстой создал проект о переформировании русской армии, в котором правдиво отметил тяжелейшие условия солдатской службы. Намеревался издавать журнал «Солдатский вестник», но против был русский император Николай I.

Вывод. У высшего начальства молодой Толстой на плохом счету, Георгиевский крест не положен, достаточно и медалей «За защиту Севастополя», «В память войны1853–1856 гг.», «За храбрость».)

3. В каких произведениях Толстой рассказал об обороне Севастополя?


«Севастопольские рассказы» - книга о Крымской войне.

Историческая справка.

В России правит Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853г. русские войска были введены в Дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853г. Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854г. войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856г. в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1955г. он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856г. Ф.И.Тютчев:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые,-

Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.


Л.Толстой – участник Крымской войны. Каким образом он попал в воюющий Севастополь? Каким был офицером?

Биографическая справка.

С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854 г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию, 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «… Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма».

Толстой понимал, что «война идет не за город, а за родину». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Это было задумано кружком приятелей офицеров-артиллеристов Южной Армии. Чтобы иметь на издание журнала деньги, Толстой в 1854 г. продал на своз родительский дом, находившийся в Ясной Поляне. Издание журнала царь не разрешил. Тогда Толстой обещал Некрасову ежемесячно доставлять для «Современника» от 2 до 5 листов и дал список тем «Письмо о сестрах милосердия», «Письмо солдата из Севастополя», «Воспоминание об осаде Силистрии». Некрасов писал Толстому 27 января 1855 года:

«Письмо ваше с предложением военных статей получил и спешу вас уведомить, что не только готов, но и рад дать вам полный простор в «Современнике» - вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему».

В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 г. он был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа). Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса».

«Не могу молчать» - именно так позже в 1908 г. писатель назовет одну из своих статей. Он действительно не мог молчать о безобразиях, творившихся вокруг, потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость».

В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 -й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».

Таким образом, «Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий.

Ученики демонстрируют свои знания (для слабомотивированных учащихся можно предложить сначала изучение исторической и биографической справок).

ФО: «Большой палец»

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».

1. «Севастополь в декабре»

Беседа по вопросам:

1) О чем этот рассказ Толстого?

2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город автор?

3) Расскажите о защитниках Севастополя. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели? Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?

Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами. Вглядываясь в лица защитников Севастополя, Толстой увидел жестокое лицо войны.

Это – война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» (Л. Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри». Такое изображение войны новаторское.

Общий дух патриотизма охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» (Л.Толстой).


2. «Севастополь в мае»

Беседа по вопросам:

1) Перечислите героев второго рассказа.

2) Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.)

3) С какой целью автор создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы?

4) В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников?

Во втором рассказе Толстой раскрывает поведение людей на войне. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».

Один из лучших эпизодов рассказа – перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… Простым людям не нужна война!

Писатель, пережив все ужасы войны, приходит к мысли о бессмысленности и противоестественности войны. Это была его человеческая и писательская позиция.


3. «Севастополь в августе 1855 года»

Беседа по вопросам:

1) С какими новыми героями знакомит нас Толстой?

2) Расскажите об их судьбах.

3) Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

Третий рассказ заканчивается анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь.

Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. «Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам – такова концовка рассказа».

Л. Н. Толстой: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,– правда».



  1. Презентация постеров.

Задание. Заполнить таблицу на основе выступления учащихся групп.



Севастополь в декабре

Севастополь в мае

Севастополь в августе

Темы:

Темы:

Темы:

Идея

Идея

Идея

Герои

Герои

Герои

Авторская позиция

Авторская позиция

Авторская позиция


  1. «Мозговой штурм».

  • Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь. По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.)

  • Как вы думаете, в чем своеобразие русского национального характера? (Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности).

  • В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны? (Война показана здесь не в виде красивого зрелища «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти»)

! -  Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». «Севастопольские рассказы» литературная критика рассматривает как своего рода «этюды» к данному роману.

Работа в группах (3 или 6).

Учащиеся готовят постер по одному из «Севастопольских рассказов», обсуждают данные учителем вопросы, проводят презентацию рассказа перед классом.

ФО: «В яблочко»

Учитель раздает каждой группе листы с импровизированной мишенью, на которых группы ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше им удалось справиться с заданием.

































Учащиеся в тетради заполняют таблицу на основе выступления групп.

ФО: наблюдения и проверка работ учителем индивидуально.




Ученики обсуждают данные вопросы; выступают со своими идеями.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока.

  • Самым интересным на уроке для меня было…

  • Для меня оказалось трудным и сложным…

  • О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Домашнее задание

Карточка.

Задание. Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

  6. В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?

Получают карточку для домашнего задания.


Просмотр содержимого документа
«ДЗ - ответьте кратко на вопросы»

Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

  6. В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?



Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

  6. В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?



Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

  6. В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?



Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

  6. В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?



Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

  6. В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?

Просмотр содержимого презентации
«Севастопольские рассказы (2)»

Автор: Карпова С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 г. Суворова.

Автор: Карпова С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 г. Суворова.

Здесь есть святыня, русская святыня, Великих жертв, великой скорби край

Здесь есть святыня, русская святыня,

Великих жертв, великой скорби край

В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л.Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь  « Храбрый офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный»- таким был Л.Толстой, по свидетельствам очевидцев, на 4 бастионе, самом опасном месте.

В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л.Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь

« Храбрый офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный»- таким был Л.Толстой, по свидетельствам очевидцев, на 4 бастионе, самом опасном месте.

Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются и умирают русские солдаты. «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский», - писал Л.Толстой.

Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются и умирают русские солдаты.

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский», - писал Л.Толстой.

2апреля- «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до 5 тысяч, но держимся мы не только хорошо , но так, что защита эта должна доказать неприятелю (невозможность) когда бы то ни было взять Севасто- поль». 3-7 апреля- «Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка- дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…»

2апреля- «Я живу в

Севастополе. Потерь у нас

уже до 5 тысяч, но

держимся мы не только

хорошо , но так, что

защита эта должна

доказать неприятелю

(невозможность) когда бы

то ни было взять Севасто-

поль».

3-7 апреля- «Третьего дня

ночевал на 4 бастионе. Изредка

стреляет какой-то пароход по

городу. Вчера ядро упало около

мальчика и девочки, которые

по улице играли в лошадки:

они обнялись и упали вместе.

Девочка- дочь матроски.

Каждый день ходит на квартиру

под ядра и бомбы…»

Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящён литературный памятник Л.Н.Толстого  То, о чём пишет Толстой в своих рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам всё переживший и по собственному опыту всё знающий

Оборона Севастополя

стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящён литературный памятник Л.Н.Толстого

То, о чём пишет Толстой в своих рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам всё переживший и по собственному опыту всё знающий

1. Доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский. 2.Проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов» 3. Воспитывать чувство гордости за свой народ

1. Доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский.

2.Проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов»

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ

В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года

В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года

Вывод: Толстой показывает войну в крови и страданиях. Автор восхищается мужеством русских людей, защищавших Родину.

Вывод: Толстой показывает войну в крови и страданиях. Автор восхищается мужеством русских людей, защищавших Родину.

Вопросы.

Вопросы.

  • 1. Как построен рассказ?
  • 2. Где мы побывали вместе с автором?
  • 3. Что увидел Толстой, а вместе с ним и мы, читатели?
  • 4. Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает автор? Зачем?
На 4 бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Фёдора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко

На 4 бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Фёдора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко

В мае года 1855 произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля

В мае года 1855 произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля

Вопросы.  1. Каким мы видим лицо войны?  2. Какой приём использует автор в повествовании? Почему?  3. Что, по мысли Толстого, заставляет человека убивать себе подобных? Что движет солдатами, офицерами?

Вопросы.

1. Каким мы видим лицо войны?

2. Какой приём использует автор в повествовании? Почему?

3. Что, по мысли Толстого, заставляет человека убивать себе подобных? Что движет солдатами, офицерами?

Авторский вывод: Все герои «Севастополя в мае» проходят «пытку анализом». «Диалектика души» впервые обнаруживается не в самоанализе рассказчика, а в изображении внутреннего мира действующих лиц. Автор уже не наблюдатель, а проповедник, судья, который судит войну и людей, её ведущих. Война- страшное зло. « И эти люди…не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»

Авторский вывод:

  • Все герои «Севастополя в мае» проходят «пытку анализом». «Диалектика души» впервые обнаруживается не в самоанализе рассказчика, а в изображении внутреннего мира действующих лиц. Автор уже не наблюдатель, а проповедник, судья, который судит войну и людей, её ведущих.
  • Война- страшное зло.

« И эти люди…не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»

Домашнее задание . Сочинение «Что такое война «в настоящем её выражении?»(По «Севастопольским рассказам»)

Домашнее задание . Сочинение «Что такое война «в настоящем её выражении?»(По «Севастопольским рассказам»)

1. http://kolobook.ru  2. www.o-sudbe.ru  3. http://newzz.in.ua/ob/1148851525-httpkorrespondentnetworldabus1124108.html  4. http://artvit.narod.ru/sevastopol_21.html   5. http://www.rusarchives  6.  http://mono-z.ucoz.ru

1. http://kolobook.ru

2. www.o-sudbe.ru

3. http://newzz.in.ua/ob/1148851525-httpkorrespondentnetworldabus1124108.html

4. http://artvit.narod.ru/sevastopol_21.html 5. http://www.rusarchives

6. http://mono-z.ucoz.ru

Просмотр содержимого презентации
«Севастопольские рассказы»

Обучающая : познакомить учащихся с изображением суровой правды войны, героизмом и патриотизмом русских солдат и офицеров в ходе Крымской войны, выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души человека», учить анализировать текст Развивающая : учить обосновывать свою точку зрения, подбирать необходимые аргументы, выстраивать ответ- монолог Воспитывающая : обучать работать в группах, воспитывать лидерские качества, прививать умение брать на себя ответственность за результат работы всей группы
  • Обучающая : познакомить учащихся с изображением суровой правды войны, героизмом и патриотизмом русских солдат и офицеров в ходе Крымской войны, выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души человека», учить анализировать текст
  • Развивающая : учить обосновывать свою точку зрения, подбирать необходимые аргументы, выстраивать ответ- монолог
  • Воспитывающая : обучать работать в группах, воспитывать лидерские качества, прививать умение брать на себя ответственность за результат работы всей группы
Казанский университет (с картины неизвестного художника XIX века) Казанский университет (наши дни)

Казанский университет

(с картины неизвестного художника XIX века)

Казанский университет

(наши дни)

Ясная Поляна Петербург Москва Ясная Поляна «… беспутно прожитые годы»

Ясная Поляна

Петербург

Москва

Ясная Поляна

«… беспутно прожитые годы»

юв

юв

1 группа 2 группа 3 группа

1 группа

2 группа

3 группа

Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский Л.Н. Толстой ВОПРОСЫ:

Надолго оставит в России великие следы

эта эпопея Севастополя, которой героем

был народ русский

Л.Н. Толстой

ВОПРОСЫ:

  • Как Л.Н. Толстой создаёт неприукрашенный облик военных будней?
  • Какое значение имеет образ наблюдателя? Повествователя?
  • Какими показаны защитники Севастополя?
  • Каковы художественные особенности этого рассказа?
Героем моей повести,  которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести  во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен,- правда. Л.Н. Толстой ВОПРОСЫ: Какова тема рассказа? Как писатель изображает поведение офицеров?  ( Калугин, князь Галицин, ротмистр Праскухин, штаб-капитан Калугин, Пест, порутчик Непшитшетский)

Героем моей повести,

которого я люблю всеми силами души,

которого старался воспроизвести

во всей красоте его и который был,

есть и будет прекрасен,- правда.

Л.Н. Толстой

ВОПРОСЫ:

  • Какова тема рассказа?
  • Как писатель изображает поведение офицеров?

( Калугин, князь Галицин, ротмистр Праскухин,

штаб-капитан Калугин, Пест, порутчик Непшитшетский)

  • Военные будни
  • Художественные особенности рассказа?
ВОПРОСЫ: Как Л.Н. Толстой развенчивает ложную военную романтику и воссоздаёт «трезвую правду о войне

ВОПРОСЫ:

  • Как Л.Н. Толстой развенчивает ложную военную романтику и воссоздаёт «трезвую правду о войне"?
  • Какую роль сыграли братья Козельцовы в общем ходе исторических событий?

Володя

1. Страх (гл. 7,8,10)

Михаил

2. На мортирную батарею (гл. 20,21)

  • Встреча с полковником,

2. Встреча с ротой (гл.16,17)

3. Исполнение обязанностей (гл.23)

бывшим товарищем (гл.15)

4. Штурм (гл.26)

3. Штурм (гл.25)

5. Смерть

4. Смерть

Война показана здесь не в виде красивого зрелища «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти »

Война показана здесь не в виде красивого зрелища

«с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами,

а в её настоящем выражении -

в крови, в страданиях, в смерти »

Анализ эпизода: Анализ эпизода: 1 группа Смерть ротмистра Праскухина (гл.11 «Севастополь в мае») 2 группа Ранение штабс-капитана Михайлова (гл.12 «Севастополь в мае» 3 группа Гибель братьев Козельцовых (гл.25-26 «Севастополь в августе»

Анализ эпизода:

  • Анализ эпизода:

1 группа Смерть ротмистра Праскухина (гл.11 «Севастополь в мае»)

2 группа Ранение штабс-капитана Михайлова (гл.12 «Севастополь в мае»

3 группа Гибель братьев Козельцовых (гл.25-26 «Севастополь в августе»

Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»?
  • Самым интересным на уроке для меня было…
  • Для меня оказалось трудным и сложным…
  • О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!