Этап актуализации опорных знаний | Проверка домашнего задания. Опрос по вопросам: 1. Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.) Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне? 2. Крымская война. Участие Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден? Почему не получил Георгиевский крест? (Толстой создал проект о переформировании русской армии, в котором правдиво отметил тяжелейшие условия солдатской службы. Намеревался издавать журнал «Солдатский вестник», но против был русский император Николай I. Вывод. У высшего начальства молодой Толстой на плохом счету, Георгиевский крест не положен, достаточно и медалей «За защиту Севастополя», «В память войны1853–1856 гг.», «За храбрость».) 3. В каких произведениях Толстой рассказал об обороне Севастополя? «Севастопольские рассказы» - книга о Крымской войне. Историческая справка. В России правит Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853г. русские войска были введены в Дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853г. Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854г. войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856г. в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1955г. он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856г. Ф.И.Тютчев: Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые,- Всё было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Л.Толстой – участник Крымской войны. Каким образом он попал в воюющий Севастополь? Каким был офицером? Биографическая справка. С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854 г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию, 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «… Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма». Толстой понимал, что «война идет не за город, а за родину». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Это было задумано кружком приятелей офицеров-артиллеристов Южной Армии. Чтобы иметь на издание журнала деньги, Толстой в 1854 г. продал на своз родительский дом, находившийся в Ясной Поляне. Издание журнала царь не разрешил. Тогда Толстой обещал Некрасову ежемесячно доставлять для «Современника» от 2 до 5 листов и дал список тем «Письмо о сестрах милосердия», «Письмо солдата из Севастополя», «Воспоминание об осаде Силистрии». Некрасов писал Толстому 27 января 1855 года: «Письмо ваше с предложением военных статей получил и спешу вас уведомить, что не только готов, но и рад дать вам полный простор в «Современнике» - вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему». В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 г. он был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа). Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса». «Не могу молчать» - именно так позже в 1908 г. писатель назовет одну из своих статей. Он действительно не мог молчать о безобразиях, творившихся вокруг, потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость». В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 -й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов». Таким образом, «Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий. | Ученики демонстрируют свои знания (для слабомотивированных учащихся можно предложить сначала изучение исторической и биографической справок). ФО: «Большой палец» |
Операционно-деятельный этап | Работа над содержанием «Севастопольских рассказов». 1. «Севастополь в декабре» Беседа по вопросам: 1) О чем этот рассказ Толстого? 2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город автор? 3) Расскажите о защитниках Севастополя. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели? Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть? 4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны? Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами. Вглядываясь в лица защитников Севастополя, Толстой увидел жестокое лицо войны. Это – война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» (Л. Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри». Такое изображение войны новаторское. Общий дух патриотизма охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» (Л.Толстой). 2. «Севастополь в мае» Беседа по вопросам: 1) Перечислите героев второго рассказа. 2) Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.) 3) С какой целью автор создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы? 4) В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников? Во втором рассказе Толстой раскрывает поведение людей на войне. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души». Один из лучших эпизодов рассказа – перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… Простым людям не нужна война! Писатель, пережив все ужасы войны, приходит к мысли о бессмысленности и противоестественности войны. Это была его человеческая и писательская позиция. 3. «Севастополь в августе 1855 года» Беседа по вопросам: 1) С какими новыми героями знакомит нас Толстой? 2) Расскажите об их судьбах. 3) Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками? Третий рассказ заканчивается анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. «Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам – такова концовка рассказа». Л. Н. Толстой: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,– правда».
Презентация постеров. Задание. Заполнить таблицу на основе выступления учащихся групп.
Севастополь в декабре | Севастополь в мае | Севастополь в августе | Темы: | Темы: | Темы: | Идея | Идея | Идея | Герои | Герои | Герои | Авторская позиция | Авторская позиция | Авторская позиция | «Мозговой штурм». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь. По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.) Как вы думаете, в чем своеобразие русского национального характера? (Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности). В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны? (Война показана здесь не в виде красивого зрелища «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти») ! - Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». «Севастопольские рассказы» литературная критика рассматривает как своего рода «этюды» к данному роману. | Работа в группах (3 или 6). Учащиеся готовят постер по одному из «Севастопольских рассказов», обсуждают данные учителем вопросы, проводят презентацию рассказа перед классом. ФО: «В яблочко» Учитель раздает каждой группе листы с импровизированной мишенью, на которых группы ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше им удалось справиться с заданием. Учащиеся в тетради заполняют таблицу на основе выступления групп. ФО: наблюдения и проверка работ учителем индивидуально. Ученики обсуждают данные вопросы; выступают со своими идеями. |