СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №25 М.Е.Салтыков-Щедрин - "прокурор русской жизни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с личностью писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием;
  2. формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и события;
  3. способствовать овладению творческим подходом к решению познавательных и практических задач, умению  оценивать свою деятельность.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №25»

10 класс


Урок №25

"Прокурор русской жизни" М.Е. Салтыков-Щедрин. Биография и личность великого сатирика.

Цели:

  1. познакомить учащихся с личностью писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием;

  2. формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и события;

  3. способствовать овладению творческим подходом к решению познавательных и практических задач, умению оценивать свою деятельность.

Прогнозируемые результаты:

познакомятся с биографией писателя, закрепят умения работать с учебником и РМ, выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать таблицу по теме, выражать свои мысли в устной и письменной форме

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

учебник, РМ, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие. Создание коллаборативной среды.

  2. Мотивация учебной деятельности. Знакомство с рассказом А. И. Куприна «Исполин»

Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и…

Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Вопросы классу

  • Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?

  • Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)

  1. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.

- Наш сегодняшний урок посвящен творчеству писателя М.Е. С.-Щедрина.

  У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».

Зачитываются эпиграфы.

Эпиграфы:

"Я люблю Россию до боли сердечной".

М.Е. Салтыков-Щедрин

"Он был истинным демократом, великим мастером сатиры: беспощадной,

глубокой, разящей насмерть. Он боролся, как титан, во имя того,

чтобы народу страстно любимой им России было хорошо".

Л.Н.Толстой

  • Как бы вы сформулировали цель всей деятельности писателя?

- Продолжаю свое выступление словами Н.В.Гоголя: "Трагична судьба у писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед неравнодушными очами: всю страшную потрясающую паутину. Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез. На его долю выпадают жестокие испытания" Именно это и позволило его современникам назвать писателя «прокурором русской жизни».

Многогранная литературная деятельность С.-Щедрина: писателя, публициста, литературного критика, редактора была одно из замечательных явлений русской литературы и общественной деятельности. Гейне советовал рассматривать жизнь выдающихся людей, как рассматривают солнце: на восходе и на закате. Следуя совету Гейне, мы сегодня вкратце познакомимся с биографией писателя.


Приветствуют учителя.

Слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы.




















Записывают тему урока, эпиграфы.

Формулируют цель и задачи урока.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. (Г) Работа с учебником и РМ. Заполнение таблицы – синтез. 

1, 4 группа. Общественная деятельность.

2, 5 группа. Редакторская деятельность.

3, 6 группа. Литературная деятельность. Особенности сатиры.

* Вариант работы: работа в тройках.



  1. (К) Обсуждение таблицы.

- Подходя к логическому завершению нашего разговора о Щедрине, мы попытаемся сделать вывод.

  • В чем же состоит человеческий подвиг Салтыкова-Щедрина как «прокурора русской жизни»? (обсуждение таблицы).

Предполагаемые ответы:

  • Он состоит в том, что до конца своих дней у писателя сохранилась вера в свой народ, свою историю.

  • Современные читатели находят в произведениях сатирика мысли, меткие образы, яркие афоризмы, которые делают речь человека образной.

  • Салтыков-Щедрин близок нам своим неукротимым осуждением всех форм социального зла, своей горячей защитой добра, красоты и человеческого достоинства.


Прием «ДЖИГСО»

При знакомстве с материалом учебника и РМ выбирают нужную информацию, заносят ее в таблицу.

Презентуют свою часть работы, выслушивают своих товарищей и заполняют другие столбики таблицы.

ФО: «Две звезды – одно пожелание».

При коллективном обсуждении таблицы - синтез отвечают на проблемный вопрос учителя.

ФО: словесное поощрение

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «5-минутное эссе»

- Давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова великого сатирика рождались из суровой и требовательной любви к Родине, но все, же сатира его была не уничтожающей, она была пронизана теплым чувством великой любви к людям.

Читая строки из прощального письма к сыну, написанного в 1889 году, мы видим, что они обращены к будущему поколению, к детям:

  • "Паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому".

  • "Не давайте окаменеть сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего".

  • "Писания мои до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно как иллюстрации этой современности".

- Согласны ли вы с мнением великого сатирика? Подумайте над этим вопросом и подготовьте ответ.

Знакомятся с фрагментами из письма писателя, высказывают свою точку зрения по поводу прочитанного и аргументируют ее.

Прием «Горячий стул».

ФО: «Пять П»

Полно?

Правильно?

Последовательно?

Понятно?

Примеры?

Домашнее задание

  1. Сбор материала по истории создания, жанровой и композиционной характеристике романа «Господа Головлевы», системе образов.

  2. Синквейн (моё представление) «Семья Головлёвых»


 

    



Схема таблицы (будет заполняться в течение урока).

Общественная деятельность

Редакторская деятельность

Литературная деятельность

Особенности сатиры

Вятка

1.Резкая смена впечатлений

2.Заморозилось идейное развитие

3.Вятка – «великая школа жизни»

4.Познал жизнь, быт, психологию людей – большое значение для литературной деятельности.

Государственная служба

1.Намерение принести пользу Отечеству

2.Угнетение двойственным положением

3.Вступает в конфликт с властями

4.Трудно находиться на государственное поприще

5.Богатый материал для творчества

6. «Я не дам в обиду мужика…» М.Е. Салтыков-Щедрин


1.Работа в редакции журнала «Современник»

2.Редактор журнала «Отечественные записки». После смерти Некрасова – ответственный редактор.

3.Основные идейно-художественные принципы и цели реалистической сатиры.

Редакторская деятельность (схема)

1.С1862-1866 выступает в качестве члена редакторской группы опального журнала Современник». Он борется за свои идеалы и отстаивает свое мнение.

2.Начало публикации произведение «Помпадуры и помпадурши»

3.С1868 года редактор «Отечественных записок». Журнал становится передовым. В эти годы расцвет литературной деятельности.

4.Выходит в свет большое количество произведений сатирика.

5. В1884 году – запрещение и закрытие «Отечественных записок» по инициативе правительства.

6.Конец редакторской деятельности.

«Журнальное дело у нас всегда было трудное, а теперь жестокое. Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, а мы тянулись за ним как могли. Не говорю уже о том, что я хорошо его знал и привязался к нему…» Н.А.Некрасов

1840 – первые стихотворные опыты

1846-1848 – публикация рецензий на первые книги в «Современнике» и «Отечественных записках»

1847 – печатается «Противоречие»

1848 – опубликовано «Запутанное дело»

1857 – издание «Губернских очерков»

1869 – первые сказки

1870 – издание «история одного города»

1863-1874 – «Помпадуры и помпадурши»

1869-1872 – «Господа Ташкенцы»

1872 - «Дневники провинциала в Петербурге»

1880 - «Господа Головлевы»

1877-1883 – «Современная идиллия»

1885 – печатаются сказки

1884-1886 – опубликовываются «Пестрые письма»

1886 – публикуются сказки

1887-1889 – «Пошехонская сторона».


1.продолжение традиций мировых и русский сатириков (Свифт, Гоголь)

2.художественные особенности: гротеск, аллегория, гипербола

3.функция сатиры

4. «эзопов язык»

«…единственно плодотворная почва для сатиры народная, ибо ее только можно назвать общественной в истинном и действительном значении этого слова».




15 января 1826 года — родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в «Пошехонской старине».

1836 год — Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.

1838 год — в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.

1844—1848 годы — служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».

26 апреля 1848 год — лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.

1848—1856 годы — 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.

1856—1857 годы — из Вятки в Петербург. Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.

1857—1863 годы — циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.

1858—1868 годы — государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».

1868—1884 годы — Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о свержении существующего строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши». Роман «История одного города».

70-е годы — болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.

1880 год — отдельное издание «Господ Головлевых».

80-е годы — раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.

1884 год — закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».

28 апреля 1889 года — Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.

стихи известного поэта Серебряного века Игоря Северянина, написанные в 1926 году в эмиграции.



САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Не жутко ли, - среди губернских дур
И дураков, туземцев Пешехонья,
Застывших в вечной стадии просонья,
Живуч неумертвимый помпадур.

Неблагозвучьем звучен трубадур,
Чей голос, сотрясая беззаконье,
Вещал стране бесплодье, похоронье,
Чей смех тяжел, язвителен и хмур.









Гнетет, смердит от движущихся трупов
Неразрушимый вечно город Глупов -
Проруссенный, повсюдный, озорной.
Иудушки из каждой лезут щели,
Страну одолевают. Одолели.
И нет надежд. И где удел иной?

Просмотр содержимого документа
«РМ»

1. Детство и юность будущего писателя

Родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и расчетливой помещицей была мать – Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич Салтыков – слабохарактерный человек. В атмосфере вражды, лицемерия и жестокости прошло детство будущего сатирика.

М. Е. Салтыков-Щедрин: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

1836–1844 г. Салтыков-Щедрин учился в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», – вспоминал Салтыков об учебе в лицее.

Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.



2. Начало литературной деятельности

Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель затронул тему социального неравенства и выступил с критикой существующего строя. Иван Самойлович Мичулин («Запутанное дело») – «маленький» человек, доведенный нуждой и голодом до отчаяния: «Россия – государство обширное, обильное и богатое, – да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве!» – сказал Иван Самойлович.

Повесть наполнена негодованием против угнетения человека человеком.

Прогрессивные идеи в первых повестях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».

Высказывание одного из современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных».

Несмотря на то что Салтыков служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции.

«Вятский плен» продолжался около восьми лет. После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].



3. «Губернские очерки» (1856–1857)

Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом – Николай Щедрин. Это произведение – разностороннее исследование провинциальной жизни.

В «записках» Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках, сценах и лирических монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей, взяточников и казнокрадов.

Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую систему в целом.

В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это «живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С. 281].



4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе

В Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани).

Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников.

Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен... Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…»

Отношение Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46].



5. Работа М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике»
и «Отечественных записках»

С 1862 года Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала вместе с Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания.

Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку: «…о времени моей службы я стараюсь забыть… Я – писатель, в этом мое призвание».

6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870);
«Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина»
(1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»

В условиях постоянных цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду.

В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова-Щедрина – журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», – писал он.

Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа.

«Он работал… до последнего вздоха… продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», – рассказывал один из современников писателя-сатирика.

«Пошехонская старина» – итоговое произведение писателя, завещание людям. М. Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре… Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»*.



Просмотр содержимого презентации
«biografiya_»

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин  Жизнь и творчество писателя    (1826 – 1889)

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин

Жизнь и творчество писателя

(1826 – 1889)

Детство писателя Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова. Мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейства Головлевых в романе «Господа Головлевы.

Детство писателя

Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова. Мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейства Головлевых в романе «Господа Головлевы.

Дом в селе Спас-Угол Тверской губернии, где родился М.Е.Салтыков

Дом в селе Спас-Угол Тверской губернии, где родился М.Е.Салтыков

Е.В.Салтыков, отец писателя и мать, Салтыкова О.М.

Е.В.Салтыков, отец писателя и мать, Салтыкова О.М.

Годы учёбы Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.

Годы учёбы

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.

Царскосельский лицей В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начинает писать стихи, испытывает большое влияние статей В. Белинского и А. Герцена, произведений Н. Гоголя. 

Царскосельский лицей

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начинает писать стихи, испытывает большое влияние статей В. Белинского и А. Герцена, произведений Н. Гоголя. 

Служба В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

Служба

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...", такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.

Кружок Петрашевского Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение

Кружок Петрашевского

Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. 

Арест и ссылка Первые повести Салтыкова

Арест и ссылка

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". 

Дело III отделения  о ссылке М.Е. Салтыкова в Вятку. 1848 г.

Дело III отделения

о ссылке М.Е. Салтыкова

в Вятку. 1848 г.

Здесь находился под арестом  М.Е. Салтыков в апреле 1848 г.

Здесь находился под арестом

М.Е. Салтыков в апреле 1848 г.

В Вятке Дом, в котором жил Салтыков - Щедрин

В Вятке

Дом, в котором жил Салтыков - Щедрин

Вятка имела на меня и благодетельное влияние: она меня сблизила с действительной жизнью  и дала много материалов для

Вятка имела на меня и благодетельное влияние:

она меня сблизила с действительной жизнью

и дала много материалов для "Губернских очерков".

М.Е. Салтыков

Рязань Тупоумие здешних властей по крестьянскому делу столь изумительно, что нельзя быть без отвращения свидетелем того, что делается. Думаю к осени совсем рассчитаться со службой… М.Е. Салтыков–Щедрин – П.В. Анненкову. 16 мая 1861 г.

Рязань

Тупоумие здешних властей по крестьянскому делу столь изумительно, что нельзя быть без отвращения свидетелем того, что делается. Думаю к осени совсем рассчитаться со службой…

М.Е. Салтыков–Щедрин – П.В. Анненкову.

16 мая 1861 г.

«ГУБЕРНСКИМИ ОЧЕРКАМИ» ГОРДИТСЯ И ДОЛГО БУДЕТ ГОРДИТЬСЯ НАША ЛИТЕРАТУРА. B КАЖДОМ ПОРЯДОЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ЩЕДРИН ИМЕЕТ ГЛУБОКОГО ПОЧИТАТЕЛЯ... НИКТО НЕ КАРАЛ НАШИХ ОБЩЕСТВЕННЫX ПОРОКОВ СЛОВОМ БОЛЕЕ ГОРЬКИМ, НЕ ВЫСТАВЛЯЛ НАШИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯЗВ C БОЛЬШЕЮ БЕСПОЩАДНОСТЬЮ. Чернышевский.

«ГУБЕРНСКИМИ ОЧЕРКАМИ» ГОРДИТСЯ И ДОЛГО БУДЕТ ГОРДИТЬСЯ НАША ЛИТЕРАТУРА. B КАЖДОМ ПОРЯДОЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ЩЕДРИН ИМЕЕТ ГЛУБОКОГО ПОЧИТАТЕЛЯ... НИКТО НЕ КАРАЛ НАШИХ ОБЩЕСТВЕННЫX ПОРОКОВ СЛОВОМ БОЛЕЕ ГОРЬКИМ, НЕ ВЫСТАВЛЯЛ НАШИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯЗВ C БОЛЬШЕЮ БЕСПОЩАДНОСТЬЮ.

Чернышевский.

Тверь   В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. 

Тверь

  В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. 

Жена писателя В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. 

Жена писателя

В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. 

В Петербурге В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала

В Петербурге

В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывает огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. 

В журнале «Отечественные записки» С 1868 по 1884 года все свои произведения он печатает только на страницах

В журнале «Отечественные записки»

С 1868 по 1884 года все свои произведения он печатает только на страницах "Отечественных записок". Читатели журнала знакомятся с циклами сатирических рассказов и очерков Салтыкова: "Помпадуры и помпадурши", "Письма о провинции" ,"Признаки времени" ,"Господа ташкентцы«,, "Благонамеренные речи«.

Сказки Салтыкова - Щедрина  Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки были напечатаны в 1869 году:

Сказки Салтыкова - Щедрина

Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки были напечатаны в 1869 году: "Дикий помещик", "Как один мужик двух генералов прокормил".      Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени (см. "Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина"). 

Роман «Господа Головлёвы» Среди произведений великого сатирика особое место занимает этот роман , в котором показаны три поколения семьи Головлевых. Люди этой семьи, непригодные к труду, душевно пустые, ненавидят и боятся друг друга. Идет непрестанная семейная война. Головлевских господ губит сам их склад жизни с сытым бездельем и паразитизмом. Здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих.

Роман «Господа Головлёвы»

Среди произведений великого сатирика особое место занимает этот роман , в котором показаны три поколения семьи Головлевых. Люди этой семьи, непригодные к труду, душевно пустые, ненавидят и боятся друг друга. Идет непрестанная семейная война. Головлевских господ губит сам их склад жизни с сытым бездельем и паразитизмом. Здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих.

Последние годы жизни   В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. 

Последние годы жизни

В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. 

Последние годы жизни Петербург. Дом по Литейному проспекту,62.  С 1876 г. до конца дней в нём жил писатель.

Последние годы жизни

Петербург. Дом по Литейному проспекту,62. С 1876 г. до конца дней в нём жил писатель.

Смерть Салтыкова - Щедрина Салтыков-Щедрин умер 10 мая (по старому стилю - 28 апреля) 1889 в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением

Смерть Салтыкова - Щедрина

Салтыков-Щедрин умер 10 мая (по старому стилю - 28 апреля) 1889 в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением "Забытые слова". Погребен 2 мая (по старому стилю), согласно его желанию, на Волковом кладбище, рядом с И.С. Тургеневым . 

Писатель о России На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ, свою историю.

Писатель о России

На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ, свою историю. "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!