СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс. Урок №1-2. Понятие о стилистике. Функциональные стили речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся с историей возникновения слова «стиль», «стилистика»; различают функциональные стили русского языка, определяют характерные черты каждого стиля, анализируют текст с точки зрения стилевой принадлежности; развивают интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки. На уроке использованы такие активные приемы, как "Кластер", "Морфологический ящик", решение речевых ситуаций и стилистических задач. Для мотивации - просмотр видеролика "Ералаш"

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №26 Функциональные стили речи»

10 класс

Урок 1-2.

Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики.

Современный русский литературный язык и его функциональные стили.

Цели:


  1. Познакомиться с понятием «стилистика» и ее видами; обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи», повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи;

  2. сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи; подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи;

  3. воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают историю возникновения слова «стиль», «стилистика»; различают функциональные стили русского языка, определяют характерные черты каждого стиля, анализируют текст с точки зрения стилевой принадлежности; развивают интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки

Оборудование:

кластер «Стили речи», «Морфологический ящик», тесты, тексты разных стилей, видеофрагменты - запись фильма «Ералаш» - «Почему мы так говорим», «Стили речи».

Тип урока:

урок-практикум

Ход урока




  1. Организационный момент.


- Добрый день всем!

Прочитайте слова и подумайте, почему с этих слов мы начинаем урок?

«Речь — удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель


Предполагаемый ответ: «Нужно учиться многому и каждый день»


  1. Определение темы урока. Целеполагание.


  1. Просмотр видеофрагмента.

- А теперь посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» (Видеосюжет: ералаш «Почему мы так говорим»)

- Так почему же мы так говорим?

- Насколько уместно было общение мальчика на сленговом языке?

-Каких знаний не хватило мальчику?

  1. Обсуждение стихотворения.

- Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать -

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, -

Нужно стили речи знать!

- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

- Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

- Таким образом, тема урока «Понятие о стилистике. Функциональные стили речи», а цель урока – познакомиться с понятием «стилистика», научиться анализировать тексты, используя знания теории о «функциональных стилях речи».


Предполагаемый ответ: «Потому что в языке 5 стилей речи. И каждый стиль уместен в той или иной ситуации».

Предполагаемый ответ: «Знаний стилей речи».




Предполагаемый ответ: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Предполагаемый ответ: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.



  1. Определение понятия «стилистика»

Лекционный материал (Г.Я.Солганик «Стилистика русского языка» 10-11 классы, стр.5-6)

Стилистика – это выбор средств для эффективной передачи информации. Она рассматривает языковые средства со стороны значения и экспрессивности, то есть предметом стилистики является изучение экспрессивных средств языка.

Стилистика делится на функциональную стилистику, стилистику языковых единиц, стилистику текста и стилистику художественной речи:

1. Функциональная стилистика. Это изучение и описание системы стилей.

2. Стилистика языковых единиц. Изучает языковые единицы всех уровней, поэтому с одной стороны она связана с функциональной стилистикой, а с другой стороны со стилистикой текста.

3. Стилистика текста. Изучает общие и частные закономерности организации текста.

4. Стилистика художественной речи. Изучает вопросы построения различных типов повествования, изучает зык художественной литературы. Для этой стилистики очень важно изучение стиля конкретного писателя.


Важной проблемой стилистики является изучение функциональных стилей. В зависимости от того, какая функция языка является преобладающей, выделяются функциональные стили. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень.

Делают записи в тетрадь

  1. Актуализация знаний. Повторение темы "Стили речи"

  1. Составление кластера.

-Какие стили речи есть в русском языке?


- Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).

- Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Предполагаемый ответ: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

  1. «Морфологический ящик»

-Расскажите об особенностях каждого стиля.

  1. Просмотр видеофильма «Стили речи»


Заполняют клетки кластера.















Каждая группа определяет особенности одного из предложенных стилей речи. После выступления каждой группы просмотр видеофрагмента.

  1. Организация работы по теме урока. Работа с текстами.


  1. Задание: постройте из данных «предложений» текст, прочитайте его.

1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, официально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. Полное, совершенное владение языком предполагает овладение функциональными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.

Учитель: Вы согласны с тем, что нужно постоянно обращать внимание на свою речь?

Учитель: Процесс постижения родного языка неиссякаем, т.к. нескончаемы богатства русского языка. Знать родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство. Знать язык – значит знать секреты грамотного письма.

  1. Решение речевых ситуаций

  1. Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.

  2. Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.

  3. На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.

  4. Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.

  5. Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земля.


  1. Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.


текст

стиль речи

№1

- А в каком году была образована Омская крепость?- спросил учитель истории.

- В 1716 году,- ответил Павел.

-А кто является основателем Омской крепости?- спросил учитель истории.

- Бухгольц Иван Дмитриевич отправился расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I. Омск служил пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1782 года был острогом, - ответил Сергей.

научный

№2

Директору КОУ

"Средняя школа №4

(очно-заочная)"

Т.П.Рыковской

ученика 12 класса

Жигунова Александра

заявление.

      Прошу  освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 14 по 15 марта) для участия в соревнованиях по подтягиванию.

10. 03. 2016 г.

Жигунов

художественный

№3

Масленичные гуляния в Омске начнутся с «Блинфеста»

Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Омске на площади у Дома Дружбы и на бульваре Мартынова, а также в Большеречье.

Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Омске во второй раз. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице.

разговорный

№4

Здесь появился я на свет,
Прожил счастливых много лет,
С любимою встречал рассвет,
Мне города роднее нет.
Под перезвон колоколов,
Люблю мой Омск трехсот годов,
Ведь я Омич, я сибиряк
И без тебя мне не прожить никак!

Олег Калмин

официально-деловой

№5

Ирты́ш (каз. Ертіс, кит. 额尔齐斯河 — É'ěrqísī hé, сиб. Йөрөтөш) — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самый протяжённый водоток в России, второй по протяжённости в Азии и шестой в мире (5410 км).

публицистический


  1. Стилистические задачи.

  1. Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард

  2. Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества

  3. Птичка несет в клюве маленькую веточку, необходимую при постройке гнезда

  4. Ученые малость перестарались при проведении реакции с серной кислотой

  5. Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется

  6. Музыка – важнейший фактор нашего спектакля.

  7. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

  8. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности

  9. Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства (Из Конституции СССР)

  10. Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки

Самостоятельная работа в парах.

Код ответа: 3 1 5 4 2 7 6















Групповая работа

Учащиеся определяют речевую ситуацию, ответив на вопросы, и соответствующий ей стиль речи.

  1. Разговорный

  2. Публицистический

  3. Научный

  4. Официально-деловой

  5. Художественный



Самостоятельная работа в парах.

Код ответа:

№1- разговорный

№2 –официально-деловой

№3-публицистический
№4-художественный

№5-научный









































Самостоятельная работа в парах (группах).

  1. официально-деловой

  2. публицистический

  3. художественный

  4. научный

  5. разговорный

  6. публицистический

  7. разговорный

  8. научный

  9. официально-деловой

  10. публицистический



  1. Подведение итогов. Рефлексия.


Игра-тест «Верю-не верю».

    1. Разговорный стиль используется в повседневной жизни

    2. Различаются 5 основных стилей речи

    3. Научный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

    4. Публицистический стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке, служит для оформления документов.

    5. Художественный стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

    6. Целью официально-делового стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

    7. Характерными чертами научного стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

    8. Характерные черты публицистического стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

    9. Жанры разговорного стиля — диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

    10. Жанры художественного стиля— эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ


На каждый вопрос учащиеся отвечают «да» или «нет».


Проверка:

1. да 6. нет

2. да 7. да

3. нет 8. да

4. нет 9. да

5. нет 10. да


Домашнее задание.

Тест по теме "Стили речи"












Просмотр содержимого документа
«РМ - Стилистические задачи»

Ситуация 1.

Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.

Инструкция:

Определите речевую ситуацию, ответив на вопросы:

- Для кого предназначена речь? 1- много, 1 – 1

- В какой обстановке произносится речь? Официальная обстановка, неофициальная обстановка

- С какой целью произносится речь? Общение, сообщение (научной или деловой информации), воздействие (на чувства или на разум)

Назовите соответствующий РС стиль

- - - - - - - - - - - - ---- ---- ---



Ситуация 2.

Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.

Определите речевую ситуацию, ответив на вопросы:

- Для кого предназначена речь? 1- много, 1 – 1

- В какой обстановке произносится речь? Официальная обстановка, неофициальная обстановка

- С какой целью произносится речь? Общение, сообщение (научной или деловой информации), воздействие (на чувства или на разум)

Назовите соответствующий РС стиль

- - ---- ---- ---- ----- ----



Ситуация 3.

На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.

Определите речевую ситуацию, ответив на вопросы:

- Для кого предназначена речь? 1- много, 1 – 1

- В какой обстановке произносится речь? Официальная обстановка, неофициальная обстановка

- С какой целью произносится речь? Общение, сообщение (научной или деловой информации), воздействие (на чувства или на разум)

Назовите соответствующий РС стиль

--- --- --- --- --- --- ----


Ситуация 4.

Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.

Определите речевую ситуацию, ответив на вопросы:

- Для кого предназначена речь? 1- много, 1 – 1

- В какой обстановке произносится речь? Официальная обстановка, неофициальная обстановка

- С какой целью произносится речь? Общение, сообщение (научной или деловой информации), воздействие (на чувства или на разум)

Назовите соответствующий РС стиль

--- ---- --- --- ---


Ситуация 5.

Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земля.

Определите речевую ситуацию, ответив на вопросы:

- Для кого предназначена речь? 1- много, 1 – 1

- В какой обстановке произносится речь? Официальная обстановка, неофициальная обстановка

- С какой целью произносится речь? Общение, сообщение (научной или деловой информации), воздействие (на чувства или на разум)

Назовите соответствующий РС стиль



















Стилистические задачи.

  1. Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард

  2. Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества

  3. Птичка несет в клюве маленькую веточку, необходимую при постройке гнезда

  4. Ученые малость перестарались при проведении реакции с серной кислотой

  5. Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется

  6. Музыка – важнейший фактор нашего спектакля

  7. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

  8. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности

  9. Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства (Из Конституции СССР)

  10. Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки






Игра-тест «Верю-не верю». На каждый вопрос участники отвечают да или нет.

    1. Разговорный стиль используется в повседневной жизни

    2. Различаются 5 основных стилей речи

    3. Научный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

    4. Публицистический стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке, служит для оформления документов.

    5. Художественный стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

    6. Целью официально-делового стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

    7. Характерными чертами научного стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

    8. Характерные черты публицистического стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

    9. Жанры разговорного стиля — диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

    10. Жанры художественного стиля— эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ




Задание №1: постройте из данных «предложений» текст, прочитайте его.

1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, официально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. Полное, совершенное владение языком предполагает овладение функциональными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.


Задание №2: определите стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.


текст

стиль речи

№1

- А в каком году была образована Омская крепость?- спросил учитель истории.

- В 1716 году,- ответил Павел.

-А кто является основателем Омской крепости?- спросил учитель истории.

- Бухгольц Иван Дмитриевич отправился расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I. Омск служил пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1782 года был острогом, - ответил Сергей.

научный

№2

Директору КОУ

"Средняя школа №4

(очно-заочная)"

Т.П.Рыковской

ученика 12 класса

Жигунова Александра

заявление.

      Прошу  освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 14 по 15 марта) для участия в соревнованиях по подтягиванию.

10. 03. 2016 г.

Жигунов

художественный

№3

Масленичные гуляния в Омске начнутся с «Блинфеста»

Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Омске на площади у Дома Дружбы и на бульваре Мартынова, а также в Большеречье. Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Омске во второй раз. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице.

разговорный

№4

Здесь появился я на свет,
Прожил счастливых много лет,
С любимою встречал рассвет,
Мне города роднее нет.
Под перезвон колоколов,
Люблю мой Омск трехсот годов,
Ведь я Омич, я сибиряк
И без тебя мне не прожить никак!

Олег Калмин

официально-деловой

№5

Ирты́ш (каз. Ертіс, кит. 额尔齐斯河 — É'ěrqísī hé, сиб. Йөрөтөш) — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самый протяжённый водоток в России, второй по протяжённости в Азии и шестой в мире (5410 км).

публицистический


Просмотр содержимого документа
«РМ - Стиль речи»

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ



































Морфологический ящик

Стиль речи


Сфера общения

А

Цель общения

Б

Жанры

В

Стилевые черты

Г

Языковые средства

Д

Научный

1

Агитационно-массовая деятельность, СМИ

Сообщение и передача официально-деловой информации

Эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, эпиграмма, поэма, баллада, трагедия, комедия

Образность, эмоциональность

Разговорная и просторечная лексика, употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы.

Официально - деловой

2

Художественное творчество

Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь

Точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности

Наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.

Публицистический

3

Научная деятельность

Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов

Законы, приказы, постановления, характеристики, протоколы, расписки и справки

Подчёркнутая логичность, доказательность, точность.

Наличие общественно-политической лексики

Художественный

4

В быту

Передача и сообщение научной информации

Диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.


Наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Разговорный

5

Правовая, административно-общественная, производственная сферы деятельности

Воздействовать на мысли и чувства через призыв

Научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение

Эмоциональность, выразительность, живость и экспрессивность

Все языковые средства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!