СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Гражданская оборона

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«10 класс Гражданская оборона»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Рогов Андрей Владимирович

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Касторенская средняя общеобразовательная школа№ 1» касторенского района Курской области

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 2. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций ( 5 часов) Урок 1

Тема урока

Гражданская оборона

Уровень изучения:

базовый

Тип урока :

комбинированный урок


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Гражданское воспитание:

сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни.

Духовно-нравственное воспитание:

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства.

Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Базовые логические действия:

планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи.

Базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;

владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения

учебной задачи.

Работа с информацией:

владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации.

Коммуникативные УУД:

Общение:

владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств .

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;

ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника.

Регулятивные УУД:

Самоорганизация:

оценивать приобретённый опыт.

Самоконтроль:

использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения .

Принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.

Предметные:

закрепить полученные знания в области безопасности культуры жизнедеятельности в современном обществе : характеризовать значение культуры безопасности для жизни человека, государства, общества; знать и применять общие правила безопасного поведения;

сформировать у школьников представление о правах и обязанностях гражданина в области гражданской обороны;

характеризовать роль гражданской обороны в обеспечении национальной безопасности;

знать действия при сигналах гражданской обороны.

Ключевые слова : гражданская оборона, мероприятия по гражданской обороне, руководство гражданской обороной, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Структура урока обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода: повторение и закрепление материала предыдущего урока, благодаря которым происходит актуализация знаний и формулирование новой темы. Освоение нового материала проходит в ходе

просмотра видеоролика и лекции учителя. Во время лекции учащиеся делают опорную схему.

Применение полученных знаний происходит в ходе работы с учебником в группах. Школьники систематизируют полученные знания, заполняя таблицы по §. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков происходит в ходе индивидуальной самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

На уроке осуществляется фронтальная, индивидуальная работа, групповая, письменная и устная.

Содержание урока направлено на формирование мышления (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке.

Используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы

Аюбов Э.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. базовый уровень/

Э.Н.Аюбов, Д.З.Прищепов, М.В.Муркова, А.Ю.Тараканов . – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2021г.

Мультимедийная установка

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5474/start/120278/











3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Учебное задание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Совместная деятельность

Проверка готовности к уроку

2. Психофизическая тренировка

Эмоциональный и психологический настрой


Регулятивные УУД:

самоорганизация

самоконтроль


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Вы знаете (актуализация знаний)

Тест с самопроверкой по эталону:

1.Какие из перечисленных признаков относятся к руфингу? Выберите все правильные ответы.

а)лазание по небоскребам

б)лазание по крышам

в)лазание по чердакам

г) лазание по подвалам

2.Какие из перечисленных признаков относятся к бейсджампингу? Выберите все правильные ответы.

а)непредсказуемость

б)прыжок с моста

в)подъем на высотку

г)прыжок с высотки

д)перепрыгивание с одного объекта на другой

3.Какие из перечисленных признаков не относятся к видам спорта? Выберите все правильные ответы.

а) альпинизм

б)диггерство

в)трейнсерфинг

г)рафтинг

4.Какие из перечисленных признаков относятся к суицидальным проявлениям? Выберите все правильные ответы.

а)человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей

б)чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве

в)покупает новые вещи

г)депрессия

д)когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение

5.Какие из перечисленных действий необходимо выполнить, чтобы помочь человеку, имеющему суицидальные намерения? Выберите все правильные ответы.

а)психотерапия

б)новые знакомства

в)телефон доверия

г)алкоголь

д)смена обстановки

е)упрочение семейных отношений

6.Какие из перечисленных факторов относятся к факторам риска суицида? Выберите все правильные ответы.

а)низкая самооценка

б)снижение устойчивости к эмоциональным нагрузкам

в)адекватная самооценка

г)наличие чувства вины

д)наличие жизненных ценностей

е)повышенная внушаемость

ж)максимализм, бескомпромиссность, незрелость суждений

Критерии оценки :

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2»






Гражданское воспитание:

сформированность активной гражданской позиции обучающегося

Познавательные УУД:

Базовые логические действия:

планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи.

Базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией













характеризовать значение культуры безопасности для жизни человека, государства, общества; знать и применять общие правила безопасного поведения

Этап 1.3. Целеполагание


Беседа:

Знаете ли вы, что такое гражданская оборона?

Что такое оружие массового поражения? Можно ли от него защититься?

Что делать, если вы услышали сигнал «Внимание всем»?

-Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

Учитель:

На уроке мы узнаем

что такое гражданская оборона;

какие мероприятия гражданской обороны осуществляются в современной России;

каким образом осуществляется оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
























Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности

Познавательные УУД:

Базовые логические действия:

планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи

Коммуникативные УУД:

Общение:

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

Регулятивные УУД:

Принятие себя и других:

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.


















БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учебное задание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Просмотр видеоролика по теме урока

Лекция учителя. Учащиеся составляют план и опорную схему лекции

План

История создания ГО

Правовые основы организации и ведения ГО

Силы ГО

Права и обязанности граждан в области ГО

Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности

Познавательные УУД:

Базовые исследовательские действия:

владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения


права и обязанности гражданина в области ГО ;

роль ГО в обеспечении национальной безопасности


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Фронтальный опрос

-Дайте определение понятия «гражданская оборона»

-Назовите основные задачи в области ГО

-Для чего создаются силы ГО? Назовите их


















Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности













Коммуникативные УУД:

Общение:

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

Регулятивные УУД:

Принятие себя и других:

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.










роль ГО в обеспечении национальной безопасности


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Учебное задание

Планируемые результаты

Лмчностные

Метапредметные

Предметные

Самостоятельная работа в группах учебником

1-я группа: Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу

Задачи войск ГО

Задачи войск ГО

Когда выполняются

При организации и проведении мероприятий ГО

При ЧС в мирное время

При ликвидации последствий ЧС









2-я группа: Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу

Мероприятия по ГО

в мирное время

в угрожающий период

в ходе ведения ГО




Самостоятельная работа в парах учебником

Пользуясь материалом параграфа, дополните таблицу об уровнях и органах управления ГО Российской Федерации:

Уровни и органы сил ГО

Федеральный уровень



Региональные центры МЧС России

Территориальный уровень




Объектовый уровень

Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны


Главные управления МЧС России по субъектам РФ

Муниципальный уровень

Управления (отделы) по делам ГО и ЧС органов местного самоуправления

Межрегиональный уровень

МЧС России




Духовно-нравственное воспитание:

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства

Познавательные УУД:

Базовые исследовательские действия:

владеть видами деятельности по приобретению нового знания.

Работа с информацией:

владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации.

Коммуникативные УУД:

Общение:

владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения

Совместная деятельность:

ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов

Принятие себя и других:

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.

права и обязанности гражданина в области ГО ;

роль ГО в обеспечении национальной безопасности


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Фронтальный опрос:

Что нужно делать , если вы услышите сигнал оповещения населения об угрозе возникновения ЧС в мирное время, техногенных аварий и природных катастроф?

Назовите дату, когда отмечается Международный день гражданской обороны. Он установлен с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения.

Какой единый номер используется на территории Российской Федерации для вызова экстренных оперативных служб? Набрав его, вы можете сообщить о пожаре, чрезвычайном происшествии, преступлении, утечке газа и других экстренных ситуациях.

При утечке газа нельзя зажигать спички – может произойти взрыв. А почему же нельзя включать свет?

Войдя в квартиру, ты чувствуешь запах газа. Взрослых дома нет. Что ты сделаешь в первую очередь?

Чем опасны: спички, неисправные электроприборы, бытовой газ, петарды, фейерверки?

Что нужно сделать, если в школе услышали сигнал пожарной тревоги?

Духовно-нравственное воспитание:

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства

Познавательные УУД:

Базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией,

владеть видами деятельности по преобразованию нового знания и применению его для решения различных учебных задач.

Коммуникативные УУД:

Общение:

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

Регулятивные УУД:

Принятие себя и других:

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.


знать действия при сигналах ГО

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Выберите правильный ответ:

Гражданская оборона – это …:

а)Система мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование природных ресурсов на благо населения страны

б) Система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих в мирное время

в) Система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий

г) Система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения в повседневных условиях


Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности

Коммуникативные УУД:

Общение:

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

Регулятивные УУД:

Принятие себя и других:

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.


права и обязанности гражданина в области ГО ;

роль ГО в обеспечении национальной безопасности


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Заполните пропуски в определении:

Гражданская оборона – это система мероприятий по защите населения, а также ________________ на территории РФ от опасностей, возникающих при ________________ или вследствие этих действий, а также при возникновении _________________ и техногенного характера.


Духовно-нравственное воспитание:

сформированность ценности безопасного поведения

Познавательные УУД:

Базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией

Работа с информацией:

владеть навыками обобщения и анализа информации.

роль ГО

в обеспечении национальной безопасности

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Работа в группах:

Для оповещения про чрезвычайную ситуацию существуют специальные сигналы. Посмотрим, насколько вы их знаете! Ведь от своевременного и правильного реагирования на сигнал зависит ваша жизнь!

Отвечающий реагирует на звучащие сигналы, показывая действия населения во время этого сигнала. (посмотрите, что есть на столе, вам может, что- то пригодится)

Сигналы: «Внимание газы!», «Внимание обстрел!» «Задымленность помещения – пожар», «Землетрясение – здание трясет!»















Духовно-нравственное воспитание:

сформированность ценности безопасного поведения

Коммуникативные УУД:

Общение:

владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения

Совместная деятельность:

организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов

Регулятивные УУД:

Принятие себя и других:

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.



знать действия при сигналах ГО

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Учебное задание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


Индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по образцу:

1.Заполните пропуски в определении:

Гражданская оборона – это система мероприятий по защите населения, а также ________________ на территории РФ от опасностей, возникающих при ________________ или вследствие этих действий, а также при возникновении _________________ и техногенного характера.

2. Укажите основную задачу ГО:

а) прогнозирование ЧС на территории страны

б)обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны

в)ликвидация последствий ЧС

г)предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха

3. Перечислите задачи, которые решает ГО в современных условиях:

а) Обучение______________________

б)Оповещение _____________________

в)Эвакуация_______________________

г)Предоставление населению____________________

д)Проведение______________________________

е)Первоочередное обеспечение_________________

ж)Борьба с _______________________________

з)Срочное восстановление___________________

и)Обеспечение постоянной готовности____________________________

Критерии оценки :

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»


Ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности

Познавательные УУД:

Базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией;

владеть видами деятельности по применению нового знания для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД:

Принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля

роль ГО в обеспечении национальной безопасности

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание




Этап 5.1. Рефлексия


Учебное задание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


Для оценивания обучающимися своей активности и качества своей

работы предлагается на листочке условно отмечать свои успехи:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«»  - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, обучающиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.


Коммуникативные УУД:

Общение:

аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств .

Совместная деятельность:

понимать и использоватьпреимущества индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации.

Регулятивные УУД:

Самоорганизация:

оценивать приобретённый опыт.

Самоконтроль:

использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения .

Принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;

принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации.




Этап 5.2. Домашнее задание

Изучить § 3 ,

1-я группа : ответить на вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу. В чём суть этого высказывания?

2-я группа: ответить на вопрос: почему именно войны XX века послужили причиной создания ГО?

3-я группа: найдите в Интернете ресурсы, которые помогают получать знания в области ГО. Сделайте сообщение на эту тему.



 


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!