СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №9-10 Научный стиль речи, его подстили. Сфера применения, речевые жанры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного стиля, научить определять стили речи, совершенствовать навык составления собственного высказывания на заданную тему; 
  2. развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов и мыслительные способности учащихся (логическая задача);
  3. воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Просмотр содержимого документа
«pril1»

Приложение1

Научный стиль






















фера употребления:


  • Статья в научных журналах и сборниках

  • Монографии

  • Диссертации

  • Энциклопедии

  • Словари

  • Справочники




Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №9-10 Научный стиль Сфера применения, речевые жанры»

10 класс


Урок №9-10

Научный стиль речи, его подстили. Сфера применения, речевые жанры.

Цели:

научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.

Задачи:


  1. дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного стиля, научить определять стили речи, совершенствовать навык составления собственного высказывания на заданную тему; 

  2. развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов и мыслительные способности учащихся (логическая задача);

  3. воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают отличительные особенности научного стиля и его разновидности, определяют стилевую принадлежность текста, аргументируют свои ответы с опорой на теоретический материал, различают подстили научного стиля, основные жанры

Оборудование:

раздаточный материал для работы в парах и группах, ОК по теме, учебник «Русский язык» для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой.


Приветствуют учителя

  1. Орфографическая разминка

Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.

- Значение каких слов вам неизвестны?

Эквивалент

– система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Классификация 

– нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Концепция 

– основательный, глубокий

Естествознание

– система, по которой что-либо классифицировано

Монография

– естественные науки о явлениях и закономерностях природы

Фундаментальный 

– исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.

 

Записывают слова под диктовку, сверяют со слайдом (самопроверка), находят соответствие между термином и его лексическим значением


  1. Выход на тему урока. Целеполагание.

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

(Г. Солганик)

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,

В нем – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

В описании явленья.

Образности в стиле нет,

Тропы не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.

Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать,-

Перед нами стиль - …

- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? Аргументируйте свой ответ.

  1. Целеполагание.

- Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях.

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, формулируют цели урока и критерии успешности по данной теме.

  1. Изучение нового материала

  1. Работа с текстом «Это интересно!» (или выступление заранее подготовленного ученика)

Крупнейший английский математик и философ Бертран Рассел в книге «Человеческое назначение» писал: «допустим, что я иду с приятелем ночью и что мы потеряли друг друга. Мой приятель кричит: “Где вы?” Отвечаю: “Я здесь”. Наука не признаёт такого языка. Она скажет: “В 11.32 пополудни 30 января 1948 года Бертран Рассел находится в пункте 4°3’29” западной долготы и 53°16’14” северной широты”».

Да, действительно, это фраза подлинно научного языка. В чём же его суть, специфика, как появился он на свете?

Каждый стиль появляется в своё время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах.

Так в средние века, в эпоху феодализма, «учёным языком» всей Западной Европы была латынь — международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: учёные независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.

Первый научный журнал был издан только 5 января 1655 г. при Французской академии («Журнал учёных»). В настоящее время выпускается более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки относится к первой трети ХVIII века. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы ХVIII века язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных учёных, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рачков, И. И. Лепёхин и другие.

Однако в этот период и позднее — вплоть до начала ХХ века — язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он был ещё очень близок к языку художественной литературы. Вот, например, отрывок из научной работы Вл. Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 г.:

«И вот в течении всех лет моих наблюдений я нашёл паука этого вида только однажды и нашёл его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука-почку».

Нетрудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных. Автор присутствует в нём не только как исследователь, но и как писатель, делящийся своими впечатлениями и переживаниями.

Как же развивался научный язык далее? Если наметить общую линию эволюции, основное направление развития научной речи от начала ХХ века к современности, то это прежде всего стремление к формированию собственной системы языковых средств, обособленной и замкнутой, стремление к строгому и чёткому изложению мыслей, к отталкиванию от художественного стиля, к исключению всего эмоционального и образного.

Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающих значительное влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учёта научного стиля и его роли в жизни общества.

Широкое интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких как: статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, диссертация, лекция, инструкция. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

  1. Работа с учебником.

  1. Какие же требования предъявляют наука и общество к своему языку? Ответ найдите в учебнике. Выпишите в тетрадь основные черты научного стиля в виде плана (стр. 201—203).

Проверка планов, составленных учащимися в тетрадях.

  1. Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее (схемы находятся на столах, см. Приложение 1).

  2. В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 206-207 и законспектируйте в виде схемы.

Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.

  1. Читают познавательный текст, формулируют тезисы запомнившейся информацию (можно использовать метод «Инсерт»).

Условные значки:

! – это интересно

? – возник вопрос



  1. Читают учебник, с. 201 – 203.

  2. Составляют план ответа «Основные признаки научного стиля речи». Работа в тетради.

План

  1. Логическое изложение:

  1. все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно;

  2. типична связь при помощи повторяющихся существительных;

  3. на последовательность развития мысли указывают

  • наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее;

  • союзы: так как, потому что, чтобы поэтому;

2 Точность (однозначность).

3 Отвлеченность и обобщенность.

  1. абстрактность понятия;

  2. слова с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество…

  3. формулы, графики, символы, условные обозначения, схемы, таблицы…

  4. термины;

  5. множественное число от абстрактных и вещественных существительных: величины, длины, частоты

  6. частое употребление слов среднего рода: свойство, значение и т.п.

  7. глаголы в обобщенно отвлеченном значении: следовать, привести, составлять, указывать и т.п.

4 Объективность.

  1. наличие количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных;

  2. редкое использование восклицательных предложений.


  1. Пользуясь ОК и записями в тетради, рассказывают о научном стиле.

  2. Составляют схему о разновидностях научного стиля, выявляют их отличия.


  1. Закрепление изученного материала

Задание 1

- Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради

Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.

Задание 2.

- Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.

1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)


2. Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона. К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.

 

3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.


Задание 3.

Миша, Маша, Ваня получили индивидуальное задание на уроке русского языка: приготовить сообщение, доклад и реферат на тему «Научный стиль речи». Ребята оказались в затруднительном положении, потому что не знают, чем отличаются друг от друга данные виды работ (конспект, доклад и реферат - жанры научного стиля).

Помогите им справиться с заданием.

Задача:

1.  Соотнесите данные в источнике информации понятия с соответствующим определением.

2.  Оформите свои результаты в таблицу (схему, рисунок)

3.  Какие слова являются многозначными? Допишите значения этих слов.


Источник информации:

РЕФЕРАТ (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. 

В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащегося на факультативных занятиях и др.

ДОКЛАД, -а, м. - сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция.

КОНСПЕКТ, - а, м. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.

Бланк ответов:


Жанр научного стиля

Определение

1. Конспект


2. Доклад


3. Реферат




Основная функция "Научного стиля "– передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, патентный, учебно-научный, научно-популярный.



Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:

А) "собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

Б) "научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

В) "научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.



Доказывают принадлежность текста к научному стилю, аргументируют свой ответ, пользуясь ОК и записями в тетради.





















Определяют разновидности научного стиля, аргументируют свой ответ.



























Знакомятся с заданием и источником информации к нему, выполняют, представляя результаты в виде таблицы (схемы, рисунка)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Прием «Свободный микрофон» (или прием «Ключевые слова»)

— Назовите характерные особенности научного стиля.

— В чём его отличие от других стилей?

— Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выделяют ключевые понятия урока.

Домашнее задание


1. Выучить материал урока.

2. Упр. 360 (выполнить все задания к упражнению).


Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«РМ - закрепление материала»

Задание 1

- Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради

Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.


Задание 2.

- Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.

1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)


2. Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона. К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.

 

3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.


Задание 3.

Миша, Маша, Ваня получили индивидуальное задание на уроке русского языка: приготовить сообщение, доклад и реферат на тему «Научный стиль речи». Ребята оказались в затруднительном положении, потому что не знают, чем отличаются друг от друга данные виды работ (конспект, доклад и реферат - жанры научного стиля).

Помогите им справиться с заданием.

Задача:

1.  Соотнесите данные в источнике информации понятия с соответствующим определением.

2.  Оформите свои результаты в таблицу (схему, рисунок)

3.  Какие слова являются многозначными? Допишите значения этих слов.


Источник информации:

РЕФЕРАТ (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. 

В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащегося на факультативных занятиях и др.

ДОКЛАД, -а, м. - сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция.

КОНСПЕКТ, - а, м. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.

Бланк ответов:


Жанр научного стиля

Определение

1. Конспект


2. Доклад


3. Реферат




Основная функция "Научного стиля "– передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, патентный, учебно-научный, научно-популярный.



Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:

А) "собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

Б) "научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

В) "научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.



Просмотр содержимого документа
«РМ - работа с текстом»

Работа с текстом «Это интересно!»

Крупнейший английский математик и философ Бертран Рассел в книге «Человеческое назначение» писал: «допустим, что я иду с приятелем ночью и что мы потеряли друг друга. Мой приятель кричит: “Где вы?” Отвечаю: “Я здесь”. Наука не признаёт такого языка. Она скажет: “В 11.32 пополудни 30 января 1948 года Бертран Рассел находится в пункте 4°3’29” западной долготы и 53°16’14” северной широты”».

Да, действительно, это фраза подлинно научного языка. В чём же его суть, специфика, как появился он на свете?

Каждый стиль появляется в своё время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах.

Так в средние века, в эпоху феодализма, «учёным языком» всей Западной Европы была латынь — международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: учёные независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.

Первый научный журнал был издан только 5 января 1655 г. при Французской академии («Журнал учёных»). В настоящее время выпускается более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки относится к первой трети ХVIII века. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы ХVIII века язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных учёных, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рачков, И. И. Лепёхин и другие.

Однако в этот период и позднее — вплоть до начала ХХ века — язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он был ещё очень близок к языку художественной



Работа с текстом «Это интересно!»

Крупнейший английский математик и философ Бертран Рассел в книге «Человеческое назначение» писал: «допустим, что я иду с приятелем ночью и что мы потеряли друг друга. Мой приятель кричит: “Где вы?” Отвечаю: “Я здесь”. Наука не признаёт такого языка. Она скажет: “В 11.32 пополудни 30 января 1948 года Бертран Рассел находится в пункте 4°3’29” западной долготы и 53°16’14” северной широты”».

Да, действительно, это фраза подлинно научного языка. В чём же его суть, специфика, как появился он на свете?

Каждый стиль появляется в своё время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах.

Так в средние века, в эпоху феодализма, «учёным языком» всей Западной Европы была латынь — международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: учёные независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.

Первый научный журнал был издан только 5 января 1655 г. при Французской академии («Журнал учёных»). В настоящее время выпускается более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки относится к первой трети ХVIII века. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы ХVIII века язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных учёных, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рачков, И. И. Лепёхин и другие.

Однако в этот период и позднее — вплоть до начала ХХ века — язык науки ещё не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он был ещё очень близок к языку художественной литературы. Вот, например, отрывок из научной работы Вл. Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 г.:

«И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашёл паука этого вида только однажды и нашёл его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука-почку».

Нетрудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных. Автор присутствует в нём не только как исследователь, но и как писатель, делящийся своими впечатлениями и переживаниями.

Как же развивался научный язык далее? Если наметить общую линию эволюции, основное направление развития научной речи от начала ХХ века к современности, то это прежде всего стремление к формированию собственной системы языковых средств, обособленной и замкнутой, стремление к строгому и чёткому изложению мыслей, к отталкиванию от художественного стиля, к исключению всего эмоционального и образного.

Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающих значительное влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учёта научного стиля и его роли в жизни общества.

Широкое интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких как: статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, диссертация, лекция, инструкция. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

литературы. Вот, например, отрывок из научной работы Вл. Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 г.:

«И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашёл паука этого вида только однажды и нашёл его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука-почку».

Нетрудно заметить, как далёк этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных. Автор присутствует в нём не только как исследователь, но и как писатель, делящийся своими впечатлениями и переживаниями.

Как же развивался научный язык далее? Если наметить общую линию эволюции, основное направление развития научной речи от начала ХХ века к современности, то это прежде всего стремление к формированию собственной системы языковых средств, обособленной и замкнутой, стремление к строгому и чёткому изложению мыслей, к отталкиванию от художественного стиля, к исключению всего эмоционального и образного.

Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающих значительное влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учёта научного стиля и его роли в жизни общества.

Широкое интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких как: статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, диссертация, лекция, инструкция. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Просмотр содержимого презентации
«10 класс Научный стиль»

Научный стиль речи

Научный стиль речи

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Функции научного стиля:

Функции научного стиля:

  • сообщение научных сведений,
  • научное объяснение факт ов.
Характерные черты:

Характерные черты:

  • логичность, объективность, смысловая точность, однозначность,
  • стандартность, краткость, ясность, строгость,
  • отвлеченность, обобщенность,
  • безличность, некатегоричность.
Особенности стиля:

Особенности стиля:

  • Использование терминов и однозначных слов,
  • повтор ключевых слов, прямой порядок слов,
  • преобладание неопределенно- личных и безличных предложений,
  • обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
Термины  – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии.  В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

Выделяются три подстиля:

Выделяются три подстиля:

  • собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады),
  • научно-учебный (учебники, лекции),
  • научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).
Собственно-научный подстиль    Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества.  С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста.  Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире  (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность  (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел.  При этом доля иммигрантов в ее населении  достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза.    К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований   И.Г Синельщикова  Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения, проблемы

Собственно-научный подстиль

 

Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества.

С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста.  Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире  (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность  (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел.  При этом доля иммигрантов в ее населении  достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза.

К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований И.Г Синельщикова Иммиграция и иммиграционная политика в Испании:

пути решения, проблемы

Научно-учебный подстиль  В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 — особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут.    Л.А. Вербицкая  «Давайте говорить правильно»

Научно-учебный подстиль

В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 — особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут.

Л.А. Вербицкая

«Давайте говорить правильно»

Научно-популярный подстиль  Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека.  Эльза Флоренская «О стиле ученого»

Научно-популярный подстиль

Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека.

Эльза Флоренская «О стиле ученого»

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели -

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение" ; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть" ; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - "заключение« т.е. тип речи – рассуждение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!