СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №7-8. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. повторить и углубить знания об особенностях ударения и его функциях в современном русском языке; уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка;

  2. формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; развивать языковую и коммуникативную компетенции, логическое мышление, речь;
  3. воспитывать чувство любви к русскому языку как составляющей части общенациональной культуры, формировать чувство ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №7-8»

10 класс

Урок №7-8

Особенности русского ударения. Акцентологические нормы.

Цели:

  1. повторить и углубить знания об особенностях ударения и его функциях в современном русском языке; закрепить знания об основных акцентологических нормах; уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка;

  2. формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; развивать языковую и коммуникативную компетенцию школьников, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное), внимание, память, эмоциональную сферу учащихся, умение связно и грамотно излагать свои мысли;

  3. воспитывать чувство любви к русскому языку как составляющей части общенациональной культуры, формировать чувство ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знакомятся с понятием «акцентологические нормы», оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствуют навыки работы с различными видами словарей, умеют извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации; демонстрируют навыки логического мышления, монологической речи

Тип урока:

комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков c элементами исследовательской деятельности учащихся).

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в паре, группе.

Оборудование:

мультимедийный комплекс, словари, Интернет-ресурсы, дидактический материал, аудиозаписи.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала учебного занятия. Мотивация учебной деятельности.


Все доступно нашему языку. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...

- Как вы понимаете эпиграф с высказыванием Карамзина? (СЛАЙД 2)

Думаю, вы согласитесь с тем, что русский язык - явление уникальное, но в нем уживается не только красивое, выразительное и величественное, но и некрасивое, невзрачное, и малое. Конечно, объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию - публичное выступление, деловые переговоры и прочее, — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Бедность нашего словаря, косноязычие, неумение выразить свои мысли или неправильное произношение слов присущи многим носителям русского языка. И сегодня наше занятие посвящено устной речи… Посмотрите на слова Д. С. Лихачева, которые я предлагаю вам в качестве эпиграфа к нашему занятию. (СЛАЙД 2). Согласны вы с ними?

Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (нормами языка)

- Что же такое норма?

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) (СЛАЙД 3)

- Что может являться критерием правильной речи? 
* Чужой авторитет? 
* Интуиция? 
* Все так говорят? 
* Чувство вкуса? 
* Другой вариант ответа? 
- Для чего нужна норма?

Т. о., норма выполняет социальную, коммуникативную, культурную и эстетическую функции. Устойчивость литературных норм языка обеспечивает языковую связь между поколениями, преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы.


Эпиграфы урока.

В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим.

Н. М. Карамзин

Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С.Лихачёв














* Нормы русского языка, зафиксированные в словарях.

Предполагаемые ответы:

-помогает людям понимать друг друга правильно;

-отличает образованного человека от необразованного;

-сохраняет языковые традиции и целостность языка


  1. Постановка темы и целей занятия. Вызов темы


- Когда-то в фильме «Москва слезам не верит» героиня И. Муравьевой, выдавая себя за профессорскую дочку, сказала подруге, что человек может себя разоблачить, если он неправильно ставит в словах ударения. Действительно, верная постановка ударения считается необходимым признаком грамотной речи, а отклонение от нормативного ударения вызывает определенную реакцию у многих носителей русского языка. По данным исследований последних десятилетий одним из наиболее слабых звеньев в речи носителей русского языка является ударение, поэтому выбор темы нашего занятия продиктован реалиями жизни.

- Сегодня мы расширим и углубим знания об орфоэпической норме и ее виде – акцентологической норме.

Итак, тема нашего урока – «Особенности русского ударения. Акцентологические нормы» (СЛАЙД 4)

- Все ли слова в названии темы вам известны?

Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. (СЛАЙД 5)

Во многих случаях мы, не задумываясь, ставим ударение правильно. Однако есть случаи, когда существуют варианты постановки ударения в одном слове на разные слоги. Установить «правильное» ударение помогают акцентологические нормы. 

Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения (СЛАЙД 5)

- Определите цели, которые, по вашему мнению, необходимо решить на сегодняшнем занятии.














Записывают тему урока, новые понятия

  • Акцентология 

  • Акцентологические нормы 









Определяют цели

  1. Актуализация знаний. Реализация домашнего задания: исследование учащихся


Вы провели исследование устной речи своих знакомых и их отношения к нормам устной речи. И я попрошу вас ознакомить присутствующих с результатами вашей работы.

Интервью и его результаты «Надо ли соблюдать нормы языка в разговорной речи и почему?»

  1. Делается вывод об отношении опрашиваемых к русскому языку.

  2. Результаты наблюдений об ошибках, совершаемых людьми в устной речи

- Почему именно акцентологические ошибки встречаются в устной речи чаще других?

- Таким образом, существует проблема соблюдения норм ударения в русском языке. Каковы пути ее решения?

- Сегодня мы с вами постараемся, пользуясь всеми этими способами, наметить пути решения проблемы, выполним ряд упражнений по исправлению нарушений акцентологической нормы в речи. Какие словари нам могут в этом помочь? (толковые, орфоэпические, словарь трудностей и др.)

- Итак, как показывает ваше исследование, ошибки с нарушениями постановки ударения встречаются в устной речи наиболее часто и, как лакмусовая бумажка, показывают уровень речевой культуры человека.


Представляют результаты своих наблюдений (в виде презентации)

Обсуждают вопросы, предложенные учителем.

Предполагаемые ответы

Причины акцентологических ошибок:

- нет единых правил,

- привычное, неправильное произношение вопреки норме,

- стремление сделать ударение более привычным «для русского уха»,

- профессиональные и диалектные отклонения от нормы.

Пути решения проблемы соблюдения норм ударения:

-обращение к словарям и другим информационным ресурсам

-выявление и исправление ошибок в приведенных языковых фрагментах

-общение

  1. Особенности русского ударения. Опора на знания. Постановка проблемы


- Каковы же особенности русского словесного ударения?

Наблюдение
1) Прочтите формы данного глагола и скажите, каков характер ударения в русском языке:

ПонЯть-пОнял-понялА-пОняли (СЛАЙД 6)

Выполните по аналогии:

Создать, прожить, обнять, начать

Вывод: в русском языке ударение подвижное. При изменении формы слова ударение может передвигаться с одного слога слова на другой.


2) Следующий признак – разноместность, т. е. ударение может падать на любой слог в слове: свёкла, шофёр, магазин, медикаменты (СЛАЙД 7)

Таким образом, основные признаки русского ударения – подвижность, разноместность и… (об этой особенности - в итогах занятия). (СЛАЙД 8).

Именно благодаря таким особенностям не только иностранцу, но и русскому человеку непросто выбрать правильный вариант.


Проводят наблюдение над языковым материалом, делают выводы об особенностях русского ударения.

  1. Работа с аудиозаписью.


- Как правило, мы замечаем ошибки в чужой речи чаще, нежели в своей. Как вы относитесь к отклонениям от нормативного ударения, например, в СМИ? Ведь не секрет, что многие журналисты халатно относятся к слову, и их ошибки, проникая в телеэфир, подхватываются и разносятся очень быстро. Давайте попробуем их услышать и по возможности исправить в тексте публицистического стиля, произнесенного таким горе - журналистом. Текст одновременно будет перед вами в напечатанном виде, чтобы вы могли подчеркнуть слова, в которых, по-вашему, есть нарушение акцентологической нормы. Обращайтесь к электронному словарю или к печатным изданиям за помощью.

- Итак, «чрезвычайная ситуация» (двойной смысл заголовка)

(прослушивание аудиозаписи) (СЛАЙД 9)

Чрезвычайная ситуация

Жёлчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала и составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, перешёл по перекинутой жёрдочке на крышу соседнего дома.
Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивояжёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле он знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продаёт сливовый сок. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. И потчует он её хлебом, нарезанным толстыми ломтями , политыми оливковым маслом.
Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Ирину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?


Слова с ошибками пронумерованы (СЛАЙД 10)

- А в чем особенности произношения слов желчный, творог, политый? Обратитесь к словарю. Как в словарях обозначена вариативность произношения?

- Таким образом, здесь мы имеем дело с акцентологическими вариантами (дублетами). Желчный, творог, политый – равноправные варианты

1-ая функция ударения – выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию































Прослушивание аудиозаписи. Чтение текста в исправленном виде и запись слов, произношение которых вызвало затруднения, в акцентологический минимум.

Выводы:

  1. в большинстве слов существует единственная норма.

  2. в произношении некоторых слов допускается вариативность.

  1. Варианты ударения. Исследовательско - практическая работа

  1. Акцентологические варианты – равноправные варианты (дублеты)

(СЛАЙД 11)

- Существует довольно обширная группа слов, в которых выделяют так называемые акцентологические варианты, или дублеты. Это значит, что нормы допускают постановку ударения на разные слоги одного и того же слова.

Работа парами c различными словарями (С. И. Ожегова и электронными словарями)

- Как в разных источниках подаются нормы этих слов?

Иначе – инАче; тЕфтели – тефтЕли; бАржа – баржА; пЕтля - петлЯ


Работа со словарями. Карточки.

- Отметить разные случаи вариативности в постановке ударения:

  1. Заржаветь, шасси

  2. Комбайнер, договор

  3. Компас, обеспечение

  4. Одновременный, колледж

- Запишите слова в акцентологический минимум. Какие выводы вы сделали? В каких случаях и почему в языке возникают акцентологические варианты?

(влияние разговорной речи, профессиональные диалекты)

Следовательно, наряду с литературным вариантом, существуют разговорные и профессиональные, которые сами по себе не являются нормой!


  1. Смыслоразличительная роль ударения. Семантические варианты.

- Попробуйте прочесть эти слова. Сколько их здесь написано? С какой проблемой вы столкнулись?

Ирис, замок, атлас, мука, гвоздики, хлопок (СЛАЙД 12)

-Какова роль ударения в этих словах? (Произносить эти слова нужно только в контексте).

- Составьте предложения с этими словами так, чтобы была доказана смыслоразличительная роль ударения (СЛАЙД 13)

2-ая функция ударения – смыслоразличительная

- Как называются такие слова, совпадающие по написанию, но различающиеся по значению? (Омографы)

Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов. Омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению). (СЛАЙД 14)

- В чем причины появления в языке омографов?

(Различное ударение и отсутствие точек над ё)

  1. Работа с практическим материалом

Задание 1.

- Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях? (СЛАЙД 15)

1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н.  Толстой) 3. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н.  Толстой) 4. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)/



Задание 2.

- В чем причина трудностей прочтения данных слов?

Афера, новорожденный, опека, осужденный, углубленный (СЛАЙД 16)


Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё

- Кстати, многих акцентологических ошибок можно было бы избежать, если бы мы проставляли точки над ё. Сделайте это, где необходимо:

Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый.


Задание 3.

- Есть ли варианты прочтения данных слов? (их можно прочитать и с е, и с ё)

Составьте предложения или словосочетания с этими словами, показав их особенность:

Совершенный, падеж, небо, поем, все (СЛАЙД 17)


  1. Индивидуальное задание. Работа с Интернет-ресурсами

(Сообщение о букве ё, её истории и роли в языке, проблеме употребления)

  1. Работа по вариантам. Решение теста по омографам (СЛАЙД 18)

1 вариант

2 вариант

1) Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например, кру'жка и кружка'. Сколько таких слов в списке:  стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село?

(А) Два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

2) В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ёвел, мел, сел, осел, дел?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.


1)  Даны четыре слова: вырезать, дороги, округа, издали. Какое из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово?

(А) Вырезать; (Б) дороги; (В) округа; (Г) издали; (Д) никакую.

2) В скольких словах из приведенных букву е  можно читать и как  е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет?

(А) Ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех.




Знакомятся с понятиями акцентологические и семантические варианты, омографы.

Выполняют практические задания, делают записи в акцентологический минимум.


  1. Лингвистический эксперимент.



- Прочтите поэтические строки и скажите, какие языковые трудности могут возникнуть у вас при чтении и почему?

1. Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке. Труден первый шаг

И скучен первый путь.

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)


2. Я посетил твое кладбище,
Подруга трудных, трудных дней!
И образ твой светлей и чище
Рисуется душе моей.

(Н. Некрасов «Я посетил твое кладбище»)


3. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

( И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)


4. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

(А. С. Пушкин «К…»)


- Как нужно прочесть эти строки? В угоду рифме или норме? Можно ли сказать, что поэты нарушают нормы, тем самым допуская поэтические вольности, что ведет к порче литературного языка?

(это не ошибки, а отражение старых акцентов, или устарелых вариантов произношения.)

См. высказывание лингвиста Л. А. Булаховского: «Особых замечаний требует один широко распространенный предрассудок. Многие думают, будто поэты по требованию ритма разрешают себе вольное обращение с ударением, доходящее иногда до искажений. На самом деле ни один культурный поэт никогда не позволял себе и не позволяет колебаний больших, чем те, которые реально существуют в литературном употреблении его времени»


- Послушайте, как читают эти отрывки мастера слова

Аудиозапись стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова (СЛАЙД 19)

- Итак, произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад нарушаются размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность

3) Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи: (СЛАЙД 20)

- В приведенных ниже парах слов одно слово является по своему произношению устаревшим. Найдите такие устаревшие слова:

Ножны – ножны, безудержный – безудержный, случай – случай, библиотека – библиотека, жаворонок – жаворонок, украинский – украинский, ракурс – ракурс.

3-я функция ударения – ритмическая организация речи.



Работают в группах, определяя языковые трудности при прочтении предложенных художественных текстов. Прослушивают аудиозаписи, делают выводы о нарушении современных норм произношения.

  1. Итог урока.

  1. Возвращение к вопросу об особенностях русского ударения:

- Какой же признак русского ударения мы с вами путем исследования и наблюдений выявили?

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость (возвращение по гиперссылке к слайду об особенностях русского ударения), которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, эпиграф, музыка, призрак. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.

Таким образом, область акцентологических норм – одна из наиболее трудных и изменчивых. Именно в ней перемены происходят достаточно быстро, а многие правила и варианты нужно просто запоминать.

- Какие варианты норм вы сегодня узнали? (равноправные, допустимые, семантические, разговорные, профессиональные, устаревшие)

- Что делать при наличии в языке вариативности акцентологических норм? (Пользуясь словарями и справочниками, всегда следует обращать внимание на год их выхода из печати, выбирать новейшие и обращать внимание на вариант, находящийся в словарной статье первым) 

- Вредно или полезно наличие вариативности ударения? (Наличие вариантности, т.е. стадии существования старого и нового качества, не только не вредно, но даже полезно, целесообразно. Варианты помогают нам привыкнуть к новой норме, делают сдвиг её менее ощутимым.)

- Каковы функции ударения в речи?

  1. Памятка «Говори правильно» (СЛАЙД 21)

- следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;

- говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок;

- если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом;

- чаще произноси «трудные» слова вслух;

- тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких;

- учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров;

- помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.

Записи в тетради:

  1. Акцентологические варианты, или дублеты.

  2. Семантические варианты.

  3. Нормативно-хронологические варианты

1-ая функция ударения – выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;

2-ая функция ударения – смыслоразличительная;

3-я функция ударения – ритмическая организация речи.



Знакомятся с памяткой «Говори правильно»


  1. Саморефлексия (СЛАЙД 23)


Продолжи предложение:

  • Сегодня я узнал (а)…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял (а) задания…

  • Я понял (а), что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал (а), что…

  • Я приобрел (а)…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Я смог (ла)…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось



Проводят саморефлексию

Домашнее задание (СЛАЙД 22)

  1. Выучить слова из акцентологического минимума

  2. Написать эссе о функции ударения в речи


Записывают домашнее задание


Просмотр содержимого документа
«РМ»

Чрезвычайная ситуация

Жёлчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала и составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, перешёл по перекинутой жёрдочке на крышу соседнего дома.

Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивояжёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле он знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продаёт сливовый сок. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. И потчует он её хлебом, нарезанным толстыми ломтями, политыми оливковым маслом.

Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Ирину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?







Чрезвычайная ситуация

Жёлчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала и составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, перешёл по перекинутой жёрдочке на крышу соседнего дома.

Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивояжёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле он знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продаёт сливовый сок. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. И потчует он её хлебом, нарезанным толстыми ломтями, политыми оливковым маслом.

Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Ирину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?







Лингвистический эксперимент.

- Прочтите поэтические строки и скажите, какие языковые трудности могут возникнуть у вас при чтении и почему?

1. Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке. Труден первый шаг

И скучен первый путь.

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

2. Я посетил твое кладбище,
Подруга трудных, трудных дней!
И образ твой светлей и чище
Рисуется душе моей.

(Н. Некрасов «Я посетил твое кладбище»)


3. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

( И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)


4. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

(А. С. Пушкин «К…»)


- Как нужно прочесть эти строки? В угоду рифме или норме? Можно ли сказать, что поэты нарушают нормы, тем самым допуская поэтические вольности, что ведет к порче литературного языка?

Лингвистический эксперимент.

- Прочтите поэтические строки и скажите, какие языковые трудности могут возникнуть у вас при чтении и почему?

1. Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке. Труден первый шаг

И скучен первый путь.

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

2. Я посетил твое кладбище,
Подруга трудных, трудных дней!
И образ твой светлей и чище
Рисуется душе моей.

(Н. Некрасов «Я посетил твое кладбище»)


3. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

( И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)


4. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

(А. С. Пушкин «К…»)


- Как нужно прочесть эти строки? В угоду рифме или норме? Можно ли сказать, что поэты нарушают нормы, тем самым допуская поэтические вольности, что ведет к порче литературного языка?

Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №7-8»

Особенности русского ударения. Акцентологические нормы

Особенности русского ударения.

Акцентологические нормы

В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим.  Н. М.Карамзин  Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.  Д. С. Лихачёв

В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим.

Н. М.Карамзин

Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)
  • Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)
Особенности русского ударения.  Акцентологические нормы    Нормы ударения в современном русском языке многолики и нелегки. Б.Н.Головин.

Особенности русского ударения. Акцентологические нормы

Нормы ударения в современном

русском языке многолики и нелегки.

Б.Н.Головин.

Акцентология  –  раздел языкознания, посвященный изучению ударения.    Акцентологические нормы  – правила постановки словесного ударения

Акцентология  – раздел языкознания, посвященный изучению ударения.  Акцентологические нормы  – правила постановки словесного ударения

Произнеси правильно: Произнеси по аналогии: Поня́ть – По́нял – Поняла́- По́няли  Создать  Прожить  Обнять  Начать   Подвижность –  способность ударения при изменении формы слова передвигаться с одного его слога на другой

Произнеси правильно:

Произнеси по аналогии:

  • Поня́ть –
  • По́нял –
  • Поняла́-
  • По́няли

Создать

Прожить

Обнять

Начать

Подвижность способность ударения при изменении формы слова передвигаться с одного его слога на другой

Свёкла   Шофёр    Магази́н   Медикаме́нты Разноместность -  способность ударения падать на любой слог русского слова

Свёкла Шофёр Магази́н Медикаме́нты

Разноместность -

способность ударения падать на любой слог русского слова

Особенности русского ударения Подвижность  Разноместность

Особенности русского ударения

  • Подвижность

  • Разноместность

  • ?
Особенности русского ударения Подвижность  Разноместность  Изменчивость ?

Особенности русского ударения

  • Подвижность

  • Разноместность

  • Изменчивость

?

1 .Столяр 2 .Завсегдатай 3 .Августовский 4 .Мусоропровод 5 .Туфля 6 .Намерение 7 .Тяжба 8 .Квартал 9 .Соглядатай 10 .Избалованный 11 .Гастрономия 12 .Жердочка 13 .Корысть 14 .Бряцать 15 .Завидно 16 .Танцовщица 17 .Эксперт 18 .Знахарь 19 .Дояр 20 .Сливовый 21 .Сетчатый 22 .Ломтями 23. Пломбирует 24 .Закупоривает 25 .Ходатайством 26 .Уведомили 27. Приняла 28 .Мытарства 29. Облегчит

1 .Столяр

2 .Завсегдатай

3 .Августовский

4 .Мусоропровод

5 .Туфля

6 .Намерение

7 .Тяжба

8 .Квартал

9 .Соглядатай

10 .Избалованный

11 .Гастрономия

12 .Жердочка

13 .Корысть

14 .Бряцать

15 .Завидно

16 .Танцовщица

17 .Эксперт

18 .Знахарь

19 .Дояр

20 .Сливовый

21 .Сетчатый

22 .Ломтями

23. Пломбирует

24 .Закупоривает

25 .Ходатайством

26 .Уведомили

27. Приняла

28 .Мытарства

29. Облегчит

Акцентологические варианты (дублеты) слова с так называемым двойным ударением:  Иначе, тефтели, баржа, петля ина́че – и́наче те́фтели – тефте́ли ба́ржа – баржа́ пе́тля - петля́

Акцентологические варианты (дублеты)

слова с так называемым двойным ударением:

Иначе, тефтели, баржа, петля

ина́че – и́наче

те́фтели – тефте́ли

ба́ржа – баржа́

пе́тля - петля́

Ирис  замок  атлас мука гвоздики хлопок
  • Ирис
  • замок
  • атлас
  • мука
  • гвоздики
  • хлопок
и́рис - ири́с замо́к –за́мок а́тлас – атла́с мука́ - му́ка гво́здики –гвозди́ки  хло́пок – хлопо́к
  • и́рис - ири́с
  • замо́к –за́мок
  • а́тлас – атла́с
  • мука́ - му́ка
  • гво́здики –гвозди́ки
  • хло́пок – хлопо́к
Омографы –  разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении  Семантические варианты –  пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слова

Омографы

разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении

Семантические варианты

пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слова

Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях? 1. Что это тут, духи или духи? (Л.Н.  Толстой)  2. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н.  Толстой)  3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон) 4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский)  1. Что это тут, духи́ или ду́хи? (Л.Н.  Толстой)  2. Де́ла в приказе Большого дворца было много, и дела́ путаные. (А.Н.  Толстой)  3. И чувства и мысли так и остаются не столько неска́занные, сколько несказа́нные. (А.Эфрон) 4. Я приехал в Москву, плачу́ и пла́чу. (П.Вяземский)

Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?

1. Что это тут, духи или духи? (Л.Н.  Толстой)

2. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н.  Толстой)

3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)

4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский)

1. Что это тут, духи́ или ду́хи? (Л.Н.  Толстой)

2. Де́ла в приказе Большого дворца было много, и дела́ путаные. (А.Н.  Толстой)

3. И чувства и мысли так и остаются не столько неска́занные, сколько несказа́нные. (А.Эфрон)

4. Я приехал в Москву, плачу́ и пла́чу. (П.Вяземский)

Афера, новорожденный, опека, осужденный, углубленный  Поставить точки над ё Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый

Афера, новорожденный, опека,

осужденный, углубленный

Поставить точки над ё

Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый

Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над  ё

Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над  ё

  • Совершенный , падеж, небо, поем, все
  • Совершённый , падёж, нёбо, поём, всё
Выполни тест  1 вариант 2 вариант  1.    Какое слово можно прочитать с ударением на любом слоге?   вырезать, дороги, округа, издали . (А)  Вырезать ; (Б)  дороги ; (В)  округа ; (Г)  издали ; (Д) никакую. 2.  В скольких словах букву  е  можно читать и как  е , и как  ё:   берет, жилет, живет, запрет, скребет ? (А)Ни в одном;(Б)в одном (В) в 2-х;(Г) в 3-х;(Д) в 4-х. Ключ: 1 – В; 2 - В  1. Сколько слов будут являться омографами? стоящий, мука,горе, змея, хлопком, село ? (А) 2;(Б) 3;(В) 4;(Г) 5; (Д) 6. 2.   В скольких словах букву  е  можно читать и как е , и как  ё :  вел, мел, сел, осел, дел ? (А) в одном; (Б)в двух; (В)в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти.  Ключ: 1 – Д; 2 - В

Выполни тест 1 вариант 2 вариант

1.   Какое слово можно прочитать с ударением на любом слоге?

  вырезать, дороги, округа, издали .

(А)  Вырезать ; (Б)  дороги ; (В)  округа ; (Г)  издали ; (Д) никакую.

2.  В скольких словах букву  е  можно читать и как  е , и как  ё:  

берет, жилет, живет, запрет, скребет ?

(А)Ни в одном;(Б)в одном

(В) в 2-х;(Г) в 3-х;(Д) в 4-х.

Ключ: 1 – В; 2 - В

1. Сколько слов будут

являться омографами?

стоящий, мука,горе,

змея, хлопком, село ?

(А) 2;(Б) 3;(В) 4;(Г) 5; (Д) 6.

2.   В скольких словах букву  е  можно читать и как е , и как  ё

вел, мел, сел, осел, дел ?

(А) в одном; (Б)в двух; (В)в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти.

Ключ: 1 – Д; 2 - В

«Моцарт и Сальери»  «Я посетил твое кладбище»  «Лебедь, Щука и Рак»  «Я помню чудное мгновенье…»
  • «Моцарт и Сальери»

  • «Я посетил твое кладбище»

  • «Лебедь, Щука и Рак»

  • «Я помню чудное мгновенье…»
Нормативно-хронологические варианты –  это пары слов, в которых разноместность связана с временны́м периодом употребления данного слова в речи:   н о́ жны – ножн ы́ без у́ держный – безуд е́ ржный случ а́ й – сл у́ чай библи о́ тека  – библиот е́ ка ж а́ воронок – жавор о́ нок  укра и́ нский – укр а́ инский р а́ курс – рак у́ рс

Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны́м периодом употребления данного слова в речи:

  • н о́ жны – ножн ы́
  • без у́ держный – безуд е́ ржный
  • случ а́ й – сл у́ чай
  • библи о́ тека – библиот е́ ка
  • ж а́ воронок – жавор о́ нок 
  • укра и́ нский – укр а́ инский
  • р а́ курс – рак у́ рс

Памятка «Говори правильно»

Памятка «Говори правильно»

  • - следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;
  • - говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок;
  • - если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом;
  • - чаще произноси «трудные» слова вслух;
  • - тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких;
  • - учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров;
  • - помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать .
Домашнее задание Выучить слова из акцентологического минимума

Домашнее задание

  • Выучить слова из акцентологического минимума

  • Написать эссе о функции ударения в речи
Саморефлексия Продолжи предложение:  Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Было трудно… Я выполнял (а) задания… Я понял (а), что… Теперь я могу…

Саморефлексия

Продолжи предложение:

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял (а) задания…
  • Я понял (а), что…
  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал (а), что…
  • Я приобрел (а)…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог (ла)…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Благодарю  за работу!

Благодарю

за работу!

http://otvet.mail.ru/question/8950http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE5401 http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02criticism/57.htm https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu-sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid% http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html main.isuct.ru/files/Lecture%202.doc https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B http://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p47.php https://docs.google.com/document/d/1Lq4u5L9_HdGaElRequJveY457HtyUQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1
  • http://otvet.mail.ru/question/8950http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE5401
  • http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02criticism/57.htm
  • https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu-sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid%
  • http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html
  • main.isuct.ru/files/Lecture%202.doc
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B
  • http://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p47.php
  • https://docs.google.com/document/d/1Lq4u5L9_HdGaElRequJveY457HtyUQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2464 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) http://nearyou.ru/kbrullov/5Krylov.html http://www.gramota.ru/
  • http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE
  • http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2464
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)
  • http://nearyou.ru/kbrullov/5Krylov.html
  • http://www.gramota.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!