Урок №7-8 | Особенности русского ударения. Акцентологические нормы. |
Цели: | повторить и углубить знания об особенностях ударения и его функциях в современном русском языке; закрепить знания об основных акцентологических нормах; уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; развивать языковую и коммуникативную компетенцию школьников, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное), внимание, память, эмоциональную сферу учащихся, умение связно и грамотно излагать свои мысли; воспитывать чувство любви к русскому языку как составляющей части общенациональной культуры, формировать чувство ответственности за чистоту и правильность русской речи. |
Ожидаемые результаты: | учащиеся знакомятся с понятием «акцентологические нормы», оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствуют навыки работы с различными видами словарей, умеют извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации; демонстрируют навыки логического мышления, монологической речи |
Тип урока: | комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков c элементами исследовательской деятельности учащихся). |
Формы работы: | фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в паре, группе. |
Оборудование: | мультимедийный комплекс, словари, Интернет-ресурсы, дидактический материал, аудиозаписи. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала учебного занятия. Мотивация учебной деятельности. | Все доступно нашему языку. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык... - Как вы понимаете эпиграф с высказыванием Карамзина? (СЛАЙД 2) Думаю, вы согласитесь с тем, что русский язык - явление уникальное, но в нем уживается не только красивое, выразительное и величественное, но и некрасивое, невзрачное, и малое. Конечно, объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию - публичное выступление, деловые переговоры и прочее, — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Бедность нашего словаря, косноязычие, неумение выразить свои мысли или неправильное произношение слов присущи многим носителям русского языка. И сегодня наше занятие посвящено устной речи… Посмотрите на слова Д. С. Лихачева, которые я предлагаю вам в качестве эпиграфа к нашему занятию. (СЛАЙД 2). Согласны вы с ними? Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (нормами языка) - Что же такое норма? Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) (СЛАЙД 3) - Что может являться критерием правильной речи? * Чужой авторитет? * Интуиция? * Все так говорят? * Чувство вкуса? * Другой вариант ответа? - Для чего нужна норма? Т. о., норма выполняет социальную, коммуникативную, культурную и эстетическую функции. Устойчивость литературных норм языка обеспечивает языковую связь между поколениями, преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы. | Эпиграфы урока. В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим. Н. М. Карамзин Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Д. С.Лихачёв * Нормы русского языка, зафиксированные в словарях. Предполагаемые ответы: -помогает людям понимать друг друга правильно; -отличает образованного человека от необразованного; -сохраняет языковые традиции и целостность языка |
Постановка темы и целей занятия. Вызов темы | - Когда-то в фильме «Москва слезам не верит» героиня И. Муравьевой, выдавая себя за профессорскую дочку, сказала подруге, что человек может себя разоблачить, если он неправильно ставит в словах ударения. Действительно, верная постановка ударения считается необходимым признаком грамотной речи, а отклонение от нормативного ударения вызывает определенную реакцию у многих носителей русского языка. По данным исследований последних десятилетий одним из наиболее слабых звеньев в речи носителей русского языка является ударение, поэтому выбор темы нашего занятия продиктован реалиями жизни. - Сегодня мы расширим и углубим знания об орфоэпической норме и ее виде – акцентологической норме. Итак, тема нашего урока – «Особенности русского ударения. Акцентологические нормы» (СЛАЙД 4) - Все ли слова в названии темы вам известны? Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. (СЛАЙД 5) Во многих случаях мы, не задумываясь, ставим ударение правильно. Однако есть случаи, когда существуют варианты постановки ударения в одном слове на разные слоги. Установить «правильное» ударение помогают акцентологические нормы. Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения (СЛАЙД 5) - Определите цели, которые, по вашему мнению, необходимо решить на сегодняшнем занятии. | Записывают тему урока, новые понятия Акцентология Акцентологические нормы Определяют цели |
Актуализация знаний. Реализация домашнего задания: исследование учащихся | Вы провели исследование устной речи своих знакомых и их отношения к нормам устной речи. И я попрошу вас ознакомить присутствующих с результатами вашей работы. Интервью и его результаты «Надо ли соблюдать нормы языка в разговорной речи и почему?» Делается вывод об отношении опрашиваемых к русскому языку. Результаты наблюдений об ошибках, совершаемых людьми в устной речи - Почему именно акцентологические ошибки встречаются в устной речи чаще других? - Таким образом, существует проблема соблюдения норм ударения в русском языке. Каковы пути ее решения? - Сегодня мы с вами постараемся, пользуясь всеми этими способами, наметить пути решения проблемы, выполним ряд упражнений по исправлению нарушений акцентологической нормы в речи. Какие словари нам могут в этом помочь? (толковые, орфоэпические, словарь трудностей и др.) - Итак, как показывает ваше исследование, ошибки с нарушениями постановки ударения встречаются в устной речи наиболее часто и, как лакмусовая бумажка, показывают уровень речевой культуры человека. | Представляют результаты своих наблюдений (в виде презентации) Обсуждают вопросы, предложенные учителем. Предполагаемые ответы Причины акцентологических ошибок: - нет единых правил, - привычное, неправильное произношение вопреки норме, - стремление сделать ударение более привычным «для русского уха», - профессиональные и диалектные отклонения от нормы. Пути решения проблемы соблюдения норм ударения: -обращение к словарям и другим информационным ресурсам -выявление и исправление ошибок в приведенных языковых фрагментах -общение |
Особенности русского ударения. Опора на знания. Постановка проблемы | - Каковы же особенности русского словесного ударения? Наблюдение 1) Прочтите формы данного глагола и скажите, каков характер ударения в русском языке: ПонЯть-пОнял-понялА-пОняли (СЛАЙД 6) Выполните по аналогии: Создать, прожить, обнять, начать Вывод: в русском языке ударение подвижное. При изменении формы слова ударение может передвигаться с одного слога слова на другой. 2) Следующий признак – разноместность, т. е. ударение может падать на любой слог в слове: свёкла, шофёр, магазин, медикаменты (СЛАЙД 7)
Таким образом, основные признаки русского ударения – подвижность, разноместность и… (об этой особенности - в итогах занятия). (СЛАЙД 8). Именно благодаря таким особенностям не только иностранцу, но и русскому человеку непросто выбрать правильный вариант. | Проводят наблюдение над языковым материалом, делают выводы об особенностях русского ударения. |
Работа с аудиозаписью. | - Как правило, мы замечаем ошибки в чужой речи чаще, нежели в своей. Как вы относитесь к отклонениям от нормативного ударения, например, в СМИ? Ведь не секрет, что многие журналисты халатно относятся к слову, и их ошибки, проникая в телеэфир, подхватываются и разносятся очень быстро. Давайте попробуем их услышать и по возможности исправить в тексте публицистического стиля, произнесенного таким горе - журналистом. Текст одновременно будет перед вами в напечатанном виде, чтобы вы могли подчеркнуть слова, в которых, по-вашему, есть нарушение акцентологической нормы. Обращайтесь к электронному словарю или к печатным изданиям за помощью. - Итак, «чрезвычайная ситуация» (двойной смысл заголовка) (прослушивание аудиозаписи) (СЛАЙД 9) Чрезвычайная ситуация Жёлчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала и составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, перешёл по перекинутой жёрдочке на крышу соседнего дома. Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивояжёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле он знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продаёт сливовый сок. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. И потчует он её хлебом, нарезанным толстыми ломтями , политыми оливковым маслом. Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупоривает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Ирину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда наступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь? Слова с ошибками пронумерованы (СЛАЙД 10) - А в чем особенности произношения слов желчный, творог, политый? Обратитесь к словарю. Как в словарях обозначена вариативность произношения? - Таким образом, здесь мы имеем дело с акцентологическими вариантами (дублетами). Желчный, творог, политый – равноправные варианты 1-ая функция ударения – выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию | Прослушивание аудиозаписи. Чтение текста в исправленном виде и запись слов, произношение которых вызвало затруднения, в акцентологический минимум. Выводы: в большинстве слов существует единственная норма. в произношении некоторых слов допускается вариативность. |
Варианты ударения. Исследовательско - практическая работа | Акцентологические варианты – равноправные варианты (дублеты) (СЛАЙД 11) - Существует довольно обширная группа слов, в которых выделяют так называемые акцентологические варианты, или дублеты. Это значит, что нормы допускают постановку ударения на разные слоги одного и того же слова. Работа парами c различными словарями (С. И. Ожегова и электронными словарями) - Как в разных источниках подаются нормы этих слов? Иначе – инАче; тЕфтели – тефтЕли; бАржа – баржА; пЕтля - петлЯ Работа со словарями. Карточки. - Отметить разные случаи вариативности в постановке ударения: Заржаветь, шасси Комбайнер, договор Компас, обеспечение Одновременный, колледж - Запишите слова в акцентологический минимум. Какие выводы вы сделали? В каких случаях и почему в языке возникают акцентологические варианты? (влияние разговорной речи, профессиональные диалекты) Следовательно, наряду с литературным вариантом, существуют разговорные и профессиональные, которые сами по себе не являются нормой! Смыслоразличительная роль ударения. Семантические варианты. - Попробуйте прочесть эти слова. Сколько их здесь написано? С какой проблемой вы столкнулись? Ирис, замок, атлас, мука, гвоздики, хлопок (СЛАЙД 12) -Какова роль ударения в этих словах? (Произносить эти слова нужно только в контексте). - Составьте предложения с этими словами так, чтобы была доказана смыслоразличительная роль ударения (СЛАЙД 13) 2-ая функция ударения – смыслоразличительная - Как называются такие слова, совпадающие по написанию, но различающиеся по значению? (Омографы) Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов. Омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению). (СЛАЙД 14) - В чем причины появления в языке омографов? (Различное ударение и отсутствие точек над ё) Работа с практическим материалом Задание 1. - Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях? (СЛАЙД 15) 1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 3. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой) 4. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)/
Задание 2. - В чем причина трудностей прочтения данных слов? Афера, новорожденный, опека, осужденный, углубленный (СЛАЙД 16) Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё - Кстати, многих акцентологических ошибок можно было бы избежать, если бы мы проставляли точки над ё. Сделайте это, где необходимо: Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый. Задание 3. - Есть ли варианты прочтения данных слов? (их можно прочитать и с е, и с ё) Составьте предложения или словосочетания с этими словами, показав их особенность: Совершенный, падеж, небо, поем, все (СЛАЙД 17) Индивидуальное задание. Работа с Интернет-ресурсами (Сообщение о букве ё, её истории и роли в языке, проблеме употребления) Работа по вариантам. Решение теста по омографам (СЛАЙД 18) 1 вариант | 2 вариант | 1) Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например, кру'жка и кружка'. Сколько таких слов в списке: стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село? (А) Два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть. 2) В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. | 1) Даны четыре слова: вырезать, дороги, округа, издали. Какое из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово? (А) Вырезать; (Б) дороги; (В) округа; (Г) издали; (Д) никакую. 2) В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет? (А) Ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех. |
| Знакомятся с понятиями акцентологические и семантические варианты, омографы. Выполняют практические задания, делают записи в акцентологический минимум. |
Лингвистический эксперимент.
| - Прочтите поэтические строки и скажите, какие языковые трудности могут возникнуть у вас при чтении и почему? 1. Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 2. Я посетил твое кладбище, Подруга трудных, трудных дней! И образ твой светлей и чище Рисуется душе моей. (Н. Некрасов «Я посетил твое кладбище») 3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. ( И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак») 4. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. (А. С. Пушкин «К…») - Как нужно прочесть эти строки? В угоду рифме или норме? Можно ли сказать, что поэты нарушают нормы, тем самым допуская поэтические вольности, что ведет к порче литературного языка? (это не ошибки, а отражение старых акцентов, или устарелых вариантов произношения.) См. высказывание лингвиста Л. А. Булаховского: «Особых замечаний требует один широко распространенный предрассудок. Многие думают, будто поэты по требованию ритма разрешают себе вольное обращение с ударением, доходящее иногда до искажений. На самом деле ни один культурный поэт никогда не позволял себе и не позволяет колебаний больших, чем те, которые реально существуют в литературном употреблении его времени» - Послушайте, как читают эти отрывки мастера слова Аудиозапись стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова (СЛАЙД 19) - Итак, произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад нарушаются размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность 3) Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи: (СЛАЙД 20) - В приведенных ниже парах слов одно слово является по своему произношению устаревшим. Найдите такие устаревшие слова: Ножны – ножны, безудержный – безудержный, случай – случай, библиотека – библиотека, жаворонок – жаворонок, украинский – украинский, ракурс – ракурс. 3-я функция ударения – ритмическая организация речи.
| Работают в группах, определяя языковые трудности при прочтении предложенных художественных текстов. Прослушивают аудиозаписи, делают выводы о нарушении современных норм произношения. |
Итог урока. | Возвращение к вопросу об особенностях русского ударения: - Какой же признак русского ударения мы с вами путем исследования и наблюдений выявили? Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость (возвращение по гиперссылке к слайду об особенностях русского ударения), которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, эпиграф, музыка, призрак. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей. Таким образом, область акцентологических норм – одна из наиболее трудных и изменчивых. Именно в ней перемены происходят достаточно быстро, а многие правила и варианты нужно просто запоминать. - Какие варианты норм вы сегодня узнали? (равноправные, допустимые, семантические, разговорные, профессиональные, устаревшие) - Что делать при наличии в языке вариативности акцентологических норм? (Пользуясь словарями и справочниками, всегда следует обращать внимание на год их выхода из печати, выбирать новейшие и обращать внимание на вариант, находящийся в словарной статье первым) - Вредно или полезно наличие вариативности ударения? (Наличие вариантности, т.е. стадии существования старого и нового качества, не только не вредно, но даже полезно, целесообразно. Варианты помогают нам привыкнуть к новой норме, делают сдвиг её менее ощутимым.) - Каковы функции ударения в речи? Памятка «Говори правильно» (СЛАЙД 21) - следи не только за тем, что сказать, но и как сказать; - говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок; - если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом; - чаще произноси «трудные» слова вслух; - тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких; - учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров; - помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать. | Записи в тетради: Акцентологические варианты, или дублеты. Семантические варианты. Нормативно-хронологические варианты 1-ая функция ударения – выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию; 2-ая функция ударения – смыслоразличительная; 3-я функция ударения – ритмическая организация речи.
Знакомятся с памяткой «Говори правильно» |
Саморефлексия (СЛАЙД 23) | Продолжи предложение: Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Было трудно… Я выполнял (а) задания… Я понял (а), что… Теперь я могу… Я почувствовал (а), что… Я приобрел (а)… Я научился… У меня получилось … Я смог (ла)… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось
| Проводят саморефлексию |
Домашнее задание (СЛАЙД 22) | Выучить слова из акцентологического минимума Написать эссе о функции ударения в речи | Записывают домашнее задание |