Актуализация опорных знаний. Орфоэпическая разминка. | Укажите, произношение каких слов полностью опирается на фонетические законы, а в каких требуется еще знание орфоэпических норм. Радость, жужжать, часовой, столб, легкий, мягче, ногти, дверь, шесть, жалеть, вожжи, изжарить, скучно, нечто, звонкий, боялся, резчик, помощник, итого. Найдите среди разных речевых ошибок орфоэпические. У сестре, реали[з ,м ], пио[нэр], ложи, ши[нэл ,], заместо, ляжь, без пальта, мине. Укажите, какие из данных заимствованных слов в литературном языке полностью подчинились законам русской фонетики. [пашт,эт], [анэстэзийа],[ мадэрн], [с,р,инада], [эксп,эрт],[ мадэл], Орфоэпический диктант. Прочитайте вслух слова, соблюдая орфоэпические нормы. Антенна, ателье, булочная, дельта, демисезонный, депо, интернат, интервью, кафе, купе, лотерея, модель, музей, сессия, скучно, темп, шинель, шоссе, яичница. В каком слове неверно определено ударение? красИвее, собрАла, крестьЯнин, исчЕрпать. пОнявший, непрАвы, обеспЕчение, алкогОль. сУдно, (речные) пОрты, (дело) возбужденО, квАртал. началИсь, цемЕнт, Августовский, Эксперт. перезвонИм, избАлован, приободрИть, простолюдИн. договОр, диспансЕр, искрА, каталОг обеспечЕние, нАчали, партЕр, джинсОвый стАтуя, петлЯ, ходАтайство, фенОмен квартАл, твОрОг, щавЕль, бАловать медикамЕнты, мусоропровОд, кладоваЯ, сИроты | Работа фронтально со всем классом. Выполняют предложенные задания, аргументируют свои ответы. |
Практикум по теме урока. | Достаточный уровень | Продвинутый уровень | Определите лишнее слово: эпилог, каталог, аналог, некролог глухота, дремота, слепота, немота красота, ломота, острота, зевота марсианин, египтянин, дворянин, мусульманин христианин, славянин, мещанин, англичанин блокировать, премировать, копировать, экспортировать | Определите лишнее слово: язычник, конечно, горчичник, скворечник, прачечная. брюнет, бутерброд, свитер, шинель, рейс. опека, недоуменно, афера, желчь. сказка, кровь, ковер, поезд, хлеб. сгореть, просьба, отгул, отнял, отзвук. | Расставьте ударения в следующих словах. Алфавит, договор, диспансер, искра, каталог, квартал, паралич, творог, щавель, баловать, балованный, звонит, занята, красивее, инженеры-(а), обеспечение, начали, партер, джинсовый, статуя, петля, ходатайство, феномен, медикаменты, мусоропровод, кладовая, сажень, сироты, усугубить, ржаветь, мизерный. | Распределительное списывание. Расставьте ударение. Запишите слова группами в зависимости от ударного слога (первый ударный слог, второй ударный слог и т.д.). Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин. | Распределите слова в два столбика в соответствии с особенностями произношения Е: как [э] и как [о]. Афера, бытие, гололедица, белесый, головешка, желчь, желчный, забредший, зев, истекший (год), истекший (кровью), маневры, недоуменно, опека, блеклый решетчатый, сметка, шерстка, щелка. | Определите, какие звуки обозначает буква Е. Одинакова ли ее роль в данных словах? Прокомментируйте все случаи. Песня, компьютер, литера, процесс, поездка, единый, жесть, консенсус, ателье, шинель, фельетон, сессия. | Восстановите текст в соответствии с нормами правописания. Кагда ч,илав,эка бран,ат / эта абыч,на азнач,айит што он абладай,ит й,асна выражэнным характ,ирам// «Когда человека бранят, это обычно обозначает, что он обладает ясно выраженным характером». Т.Эдвардс Ч,илав,эк б,эс пр,инцыпаф иб,ис вол,и пахош на карабл, / у каторава н,эт рул,а и компаса / он м,ин,ай,ит сфай,о направл,эн,ий,э с каждай, п,ир,им,энай, в,этра// «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет направление с каждой переменой ветра». С.Смайлс Й,сл,и вы нач,н,от,и суд,ит, л,уд,эй, / у вас н,ихват,ит вр,эм,эн,и на то / штобы л,уб,ит, их // «Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их». Мать Тереза Кагда мал,ин,к,йй, ч,илав,ек задумываит в,ил,икай,э пр,итпр,ий,ат,ий,э / он вс,игда канч,ай,ит т,эм/ што ум,ин,шай,ит й,эво дауравн,а сфай,эй паср,этств,эннаст,и// «Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности». Наполеон Бонапарт | Затранскрибируйте текст. А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшный ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один… | | Выполняют практическую работу согласно выбранному уровню. Проверка в парах (с разным уровнем), в группах (с одним уровнем). |