СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №5-6 Практическая работа. Анализ звучащей речи с точки зрения ее нормативности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе отработки норм произношения гласных и согласных в течение урока у учащихся развивается умение анализировать и аргументированно оценивать речь носителей языка с точки зрения правильности

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №5-6»

10 класс

Урок №5-6

Практическая работа. Анализ звучащей речи с точки зрения ее нормативности

Цель:

в процессе отработки норм произношения гласных и согласных развивать у учащихся умение анализировать и аргументированно оценивать речь носителей языка с точки зрения правильности, выразительности и других качеств

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают и соблюдают орфоэпические нормы: произношение гласных и согласных, сочетания звуков, постановки ударения; восстанавливают текст в соответствии с нормами правописания, транскрибируют текст согласно правилам орфоэпии и фонетики

Оборудование:

раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, стикеры для рефлексии, иллюстрация повара

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Мотивация на успех. «Освети завтра с помощью сегодня» - Элизабет Барретт Браунинг (известная английская поэтесса Викторианской эпохи)

Приветствуют учителя.

Записывают число и тему урока. Формулируют цели урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Орфоэпическая разминка.

  1. Укажите, произношение каких слов полностью опирается на фонетические законы, а в каких требуется еще знание орфоэпических норм.

Радость, жужжать, часовой, столб, легкий, мягче, ногти, дверь, шесть, жалеть, вожжи, изжарить, скучно, нечто, звонкий, боялся, резчик, помощник, итого.


  1. Найдите среди разных речевых ошибок орфоэпические.

У сестре, реали[з ,м ], пио[нэр], ложи, ши[нэл ,], заместо, ляжь, без пальта, мине.


  1. Укажите, какие из данных заимствованных слов в литературном языке полностью подчинились законам русской фонетики.

[пашт,эт], [анэстэзийа],[ мадэрн], ,р,инада], [эксп,эрт],[ мадэл],


  1. Орфоэпический диктант.

Прочитайте вслух слова, соблюдая орфоэпические нормы.

Антенна, ателье, булочная, дельта, демисезонный, депо, интернат, интервью, кафе, купе, лотерея, модель, музей, сессия, скучно, темп, шинель, шоссе, яичница.


  1. В каком слове неверно определено ударение?

  1. красИвее, собрАла, крестьЯнин, исчЕрпать.

  2. пОнявший, непрАвы, обеспЕчение, алкогОль.

  3. сУдно, (речные) пОрты, (дело) возбужденО, квАртал.

  4. началИсь, цемЕнт, Августовский, Эксперт.

  5. перезвонИм, избАлован, приободрИть, простолюдИн.

  6. договОр, диспансЕр, искрА, каталОг

  7. обеспечЕние, нАчали, партЕр, джинсОвый

  8. стАтуя, петлЯ, ходАтайство, фенОмен

  9. квартАл, твОрОг, щавЕль, бАловать

  10. медикамЕнты, мусоропровОд, кладоваЯ, сИроты


Работа фронтально со всем классом.

Выполняют предложенные задания, аргументируют свои ответы.

  1. Практикум по теме урока.


Достаточный уровень

Продвинутый уровень

  1. Определите лишнее слово:

  1. эпилог, каталог, аналог, некролог

  2. глухота, дремота, слепота, немота

  3. красота, ломота, острота, зевота

  4. марсианин, египтянин, дворянин, мусульманин

  5. христианин, славянин, мещанин, англичанин

  6. блокировать, премировать, копировать, экспортировать

  1. Определите лишнее слово:

  1. язычник, конечно, горчичник, скворечник, прачечная.

  2. брюнет, бутерброд, свитер, шинель, рейс.

  3. опека, недоуменно, афера, желчь.

  4. сказка, кровь, ковер, поезд, хлеб.

  5. сгореть, просьба, отгул, отнял, отзвук.


    1. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, договор, диспансер, искра, каталог, квартал, паралич, творог, щавель, баловать, балованный, звонит, занята, красивее, инженеры-(а), обеспечение, начали, партер, джинсовый, статуя, петля, ходатайство, феномен, медикаменты, мусоропровод, кладовая, сажень, сироты, усугубить, ржаветь, мизерный.


  1. Распределительное списывание.

Расставьте ударение. Запишите слова группами в зависимости от ударного слога (первый ударный слог, второй ударный слог и т.д.).

Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

  1. Распределите слова в два столбика в соответствии с особенностями произношения Е: как [э] и как [о].

Афера, бытие, гололедица, белесый, головешка, желчь, желчный, забредший, зев, истекший (год), истекший (кровью), маневры, недоуменно, опека, блеклый решетчатый, сметка, шерстка, щелка.

  1. Определите, какие звуки обозначает буква Е. Одинакова ли ее роль в данных словах? Прокомментируйте все случаи.

Песня, компьютер, литера, процесс, поездка, единый, жесть, консенсус, ателье, шинель, фельетон, сессия.


  1. Восстановите текст в соответствии с нормами правописания.

      • Кагда ч,илав,эка бран,ат / эта абыч,на азнач,айит што он абладай,ит й,асна выражэнным характ,ирам//

«Когда человека бранят, это обычно обозначает, что он обладает ясно выраженным характером». Т.Эдвардс


      • Ч,илав,эк б,эс пр,инцыпаф иб,ис вол,и пахош на карабл, / у каторава н,эт рул,а и компаса / он м,ин,ай,ит сфай,о направл,эн,ий,э с каждай, п,ир,им,энай, в,этра//

«Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет направление с каждой переменой ветра». С.Смайлс


      • Й,сл,и вы нач,н,от,и суд,ит, л,уд,эй, / у вас н,ихват,ит вр,эм,эн,и на то / штобы л,уб,ит, их //

«Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их».

Мать Тереза

      • Кагда мал,ин,к,йй, ч,илав,ек задумываит в,ил,икай,э пр,итпр,ий,ат,ий,э / он вс,игда канч,ай,ит т,эм/ што ум,ин,шай,ит й,эво дауравн,а сфай,эй паср,этств,эннаст,и//


«Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности». Наполеон Бонапарт


  1. Затранскрибируйте текст.

А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшный ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один…



Выполняют практическую работу согласно выбранному уровню.

Проверка в парах (с разным уровнем), в группах (с одним уровнем).

  1. Контроль над темой

Контрольная работа.

- Прочитайте предложения вслух, соблюдая орфоэпические нормы. В подчеркнутых словах расставьте ударения.


Скучно сидеть без дела. Мне, конечно, повезло. Диалог продолжался два часа. Что бы это значило? Крем для обуви стоит 16 рублей. В бассейн начала поступать вода. Проливной дождь не дал возможности сходить в магазин. Повторишь к следующему уроку алфавит. Свеклу убирала молодежь авиазавода. Эти кружева красивее. Мусоропровод был вовремя исправлен. Была принята новая программа. К сожалению, кухонный нож затупился. До деревни я мог добраться за шесть-семь минут. Щавель продали мне за пяток. Рука вообще не болела. Анна Николаевна и Александр Александрович пришли позже. Договор облегчит товарообмен между обеими сторонами. Во время обеда она осталась одна. Не балуйся! Подожди немного. Асфальт привезли второго января. Энергия иссякла. Дверь приоткрылась. В километре от нашего дома построен магазин «Кулинария». Газ поражает органы дыхания. Орган звучал тихо. Комбайнеры выполнили задание второго квартала. Мы позвоним завтра. Принято решение премировать отличившихся. Новая комиссия создана вчера. Он принял подарок с благодарностью. Ответы верны. Одновременно прозвучал громкий выстрел.


Читают текст, соблюдая орфоэпические нормы.

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия «РЕСТОРАН»

На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?", на отдельных листочках участника предлагается закончить предложения:

  • Я съел бы еще этого …

  • Больше всего мне понравилось …

  • Я почти переварил …

  • Я переел …

  • Пожалуйста, добавьте …


Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке



Просмотр содержимого документа
«РМ»

Орфоэпическая разминка.


  1. Укажите, произношение каких слов полностью опирается на фонетические законы, а в каких требуется еще знание орфоэпических норм.

Радость, жужжать, часовой, столб, легкий, мягче, ногти, дверь, шесть, жалеть, вожжи, изжарить, скучно, нечто, звонкий, боялся, резчик, помощник, итого.


  1. Найдите среди разных речевых ошибок орфоэпические.

У сестре, реали[з ,м ], пио[нэр], ложи, ши[нэл ,], заместо, ляжь, без пальта, мине.


  1. Укажите, какие из данных заимствованных слов в литературном языке полностью подчинились законам русской фонетики.

[пашт,эт], [анэстэзийа],[ мадэрн], [с,р,инада], [эксп,эрт],[ мадэл],


  1. Орфоэпический диктант.

Прочитайте вслух слова, соблюдая орфоэпические нормы.

Антенна, ателье, булочная, дельта, демисезонный, депо, интернат, интервью, кафе, купе, лотерея, модель, музей, сессия, скучно, темп, шинель, шоссе, яичница.


  1. В каком слове неверно определено ударение?

  1. красИвее, собрАла, крестьЯнин, исчЕрпать.

  2. пОнявший, непрАвы, обеспЕчение, алкогОль.

  3. сУдно, (речные) пОрты, (дело) возбужденО, квАртал.

  4. началИсь, цемЕнт, Августовский, Эксперт.

  5. перезвонИм, избАлован, приободрИть, простолюдИн.

  6. договОр, диспансЕр, искрА, каталОг

  7. обеспечЕние, нАчали, партЕр, джинсОвый

  8. стАтуя, петлЯ, ходАтайство, фенОмен

  9. квартАл, твОрОг, щавЕль, бАловать

  10. медикамЕнты, мусоропровОд, кладоваЯ, сИроты



Практическая работа.

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

  1. Определите лишнее слово:

  1. эпилог, каталог, аналог, некролог

  2. глухота, дремота, слепота, немота

  3. красота, ломота, острота, зевота

  4. марсианин, египтянин, дворянин, мусульманин

  5. христианин, славянин, мещанин, англичанин

  6. блокировать, премировать, копировать, экспортировать

  1. Определите лишнее слово:

  1. язычник, конечно, горчичник, скворечник, прачечная.

  2. брюнет, бутерброд, свитер, шинель, рейс.

  3. опека, недоуменно, афера, желчь.

  4. сказка, кровь, ковер, поезд, хлеб.

  5. сгореть, просьба, отгул, отнял, отзвук.


    1. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, договор, диспансер, искра, каталог, квартал, паралич, творог, щавель, баловать, балованный, звонит, занята, красивее, инженеры-(а), обеспечение, начали, партер, джинсовый, статуя, петля, ходатайство, феномен, медикаменты, мусоропровод, кладовая, сажень, сироты, усугубить, ржаветь, мизерный.


  1. Распределительное списывание.

Расставьте ударение. Запишите слова группами в зависимости от ударного слога (первый ударный слог, второй ударный слог и т.д.).

Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

  1. Распределите слова в два столбика в соответствии с особенностями произношения Е: как [э] и как [о].

Афера, бытие, гололедица, белесый, головешка, желчь, желчный, забредший, зев, истекший (год), истекший (кровью), маневры, недоуменно, опека, блеклый решетчатый, сметка, шерстка, щелка.

  1. Определите, какие звуки обозначает буква Е. Одинакова ли ее роль в данных словах? Прокомментируйте все случаи.

Песня, компьютер, литера, процесс, поездка, единый, жесть, консенсус, ателье, шинель, фельетон, сессия.


  1. Восстановите текст в соответствии с нормами правописания.

      • Кагда ч,илав,эка бран,ат / эта абыч,на азнач,айит што он абладай,ит й,асна выражэнным характ,ирам//

      • Ч,илав,эк б,эс пр,инцыпаф иб,ис вол,и пахош на карабл, / у каторава н,эт рул,а и компаса / он м,ин,ай,ит сфай,о направл,эн,ий,э с каждай, п,ир,им,энай, в,этра//

      • Й,сл,и вы нач,н,от,и суд,ит, л,уд,эй, / у вас н,ихват,ит вр,эм,эн,и на то / штобы л,уб,ит, их //

      • Кагда мал,ин,к,йй, ч,илав,ек задумываит в,ил,икай,э пр,итпр,ий,ат,ий,э / он вс,игда канч,ай,ит т,эм/ што ум,ин,шай,ит й,эво дауравн,а сфай,эй паср,этств,эннаст,и//



  1. Затранскрибируйте текст.

А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшный ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один…




Контрольная работа.

- Прочитайте предложения вслух, соблюдая орфоэпические нормы. В подчеркнутых словах расставьте ударения.


Скучно сидеть без дела. Мне, конечно, повезло. Диалог продолжался два часа. Что бы это значило? Крем для обуви стоит 16 рублей. В бассейн начала поступать вода. Проливной дождь не дал возможности сходить в магазин. Повторишь к следующему уроку алфавит. Свеклу убирала молодежь авиазавода. Эти кружева красивее. Мусоропровод был вовремя исправлен. Была принята новая программа. К сожалению, кухонный нож затупился. До деревни я мог добраться за шесть-семь минут. Щавель продали мне за пяток. Рука вообще не болела. Анна Николаевна и Александр Александрович пришли позже. Договор облегчит товарообмен между обеими сторонами. Во время обеда она осталась одна. Не балуйся! Подожди немного. Асфальт привезли второго января. Энергия иссякла. Дверь приоткрылась. В километре от нашего дома построен магазин «Кулинария». Газ поражает органы дыхания. Орган звучал тихо. Комбайнеры выполнили задание второго квартала. Мы позвоним завтра. Принято решение премировать отличившихся. Новая комиссия создана вчера. Он принял подарок с благодарностью. Ответы верны. Одновременно прозвучал громкий выстрел.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!