СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №5-6. Официально-деловой стиль. Сфера применения и стилевые черты.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. обобщить и систематизировать сведения учащихся об официально-деловом стиле речи, показать особенности его функционирования, развивать навыки составления документов обиходно-делового подстиля, редактировать предложенные тексты;

  2. совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки; развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

  3. воспитывать личность, готовую к самостоятельной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №5-6»

10 класс

Урок №5-6

Официально-деловой стиль. Сфера применения и стилевые черты.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать сведения учащихся об официально-деловом стиле речи, показать особенности его функционирования, развивать навыки составления документов обиходно-делового подстиля;

  2. совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки; развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

  3. воспитывать личность, готовую к самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты:

знают основные стиле­вые черты официально-делового стиля, языковые признаки; умеют опознавать тек­сты данного стиля, анализиро­вать их с точки зрения стилевых особенностей; исполь­зуют при создании собственных текстов особую лексику

Оборудование:

раздаточный материал, презентация, оценочный лист

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Создание эмоционального настроя.

Приветствуют учителя.

  1. Словарная работа.

- Перечисленные ниже слова и обороты распределите на четыре группы, в соответствии с четырьмя функциональными стилями – научным, официально-деловым, публицистическим и разговорным. Слова каждой группы выпишите в отдельный столбец. Вставьте пропущенные буквы.

Нижеслед…щий, военщина, сгущ...нка, дифференциальный, температура кипения, иметь место, вояж, газировка, формулировать, послать на картошку, подвергать анализу, драндулет, ввере...ый, стать на вахту, шаром покати, привлеч...н к ответстве...ости, в истекш...м году, выве...ти формулу, припарадились, таковой, изотермический, маловат, великоват, самоотверже...ый, вышеназванный, каюк, ча...ния, завалить (экзамен), оказать содействие, дисперсия, шумиха, закатить выговор, в случае н...явки, постоя...ая величина.


Записывают в тетрадь слова, распределяя их по столбикам согласно стилю речи

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Вы на пороге большой, взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязанности. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до самой смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи. И на сегодняшнем уроке мы постараемся повторить и углубить свои сведения о языке официальном, языке деловых отношений.

Шарль Балли, французский лингвист женевской школы, говорил: «Язык официальный резко отличается от общеупотребительной речи, он владеет совокупностью речевых фактов, служащих для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать обстоятельства, которые накладывает на человека жизнь в обществе, начиная с нотариальных актов и кончая статьями Конституции».

  1. Составление кластера «Официально-деловой стиль»

(дается учащимся заготовка кластера)














Составляют в группе кластер, презентуют работу классу

  1. Изучение нового материала.


  1. Лекция с опорой на мультимедийную презентацию.

- Итак, официально-деловой стиль. Что это за стиль? (Это та разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере правовых отношений, служебных, производственных).

Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в основном в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи — выступления на торжественных заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д.

Каковы же его основные черты?

а) точность изложения, не допуска­ющая каких-либо разночтений;

б) неличный характер;

в) стандартизованность, стереотипность построения текста;

г) долженствующе-предписывающий характер.


Рассмотрим каждую из этих особенностей подробнее.

- Как вы понимаете «точность изложения, не допускающая каких-либо разночтений»?

Точность формулировок для законодательных текстов проявля­ется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особен­ность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно тер­минов.


- Что значит «неличный характер»?

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоиме­ния 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении. Кроме то­го, часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане, войско, оружие.


- Стандартизованность, стереотипность построения текста?

Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обили­ем устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, всту­пать в законную силу, в установленном порядке, обжалова­нию не подлежит и т. д.


- Долженствующе - предписывающий характер?

Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов — взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления кате­горичности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять, обязан беспреко­словно выполнять. Например: Предприниматель обязан: вы­полнять обязательства, вытекающие из законодательства.., заключать... трудовые договоры... полностью рассчиты­ваться со всеми работниками.., осуществлять социаль­ное... и иные виды страхования.., выполнять решения... (За­кон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятель­ности»).


  1. Работа над таблицей

А) Официально – деловой стиль подразделяется на два подстиля. Рассмотрим схему

Б) Словарная работа (щелчок на словарное слово, обратно на слайд)

Нота, ж.р. [от лат. nota - знак, замечание]
Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста.

Меморандум, м. р. [от лат. memorandum - что надо помнить]
Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-л. вопрос. Правительственный меморандум

Конвенция, ж. р. [от лат. conventio - договор, соглашение]
Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу. Железнодорожная конвенция

Коммюнике, неизм.; ср. р. [франц. communique]
Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения. Коммюнике о советско-французской встрече в верхах.


- С какими типами официально-деловых бумаг вы уже сталкивались?


Слушают лекционный материал, делают записи в тетради.

  1. Практическая работа.


  1. Оформление документов обиходно-делового подстиля.

Задание 1.

- Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте один из текстов.


Директору автобазы № 2

от Никифорова Л.Н.

 

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь

Никифоров Л.Н.

2 марта 2010 г.



Доверенность

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему верному спутнику по жизни, т.е. мужу (он же Шевчук И.С) по­лучить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

16 декабря 2009 года

Л. А. Шевчук

- Сравните отредактированное вами заявление и назовите основные правила написания данного вида документов.


  1. Редактирование текстов (смешение разговорной и деловой лексики).

- Мы знаем, что выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают её более эмоциональной.

- Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи?

Задание 2.

- Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату.

Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.


Задание 3.

- Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко. Можно ли считать его деловым документом?


Заявление.

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться,

Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.


Константин Печёнкин.

- Укажите стилевые несоответствия.

- Для чего автор использует эти стилевые несоответствия?

- Что ещё способствует созданию комического эффекта?

Задание 4. Собери деловое письмо.

- Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:

- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”. Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.



- Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель?

У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.

Проверка задания.

Уважаемый Александр Николаевич! Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил восемь неудовлетворительных оценок. Прошу Вас прийти в школу. Классный руководитель Смирнова Л.Н.


  1. Редактирование текстов (использование канцеляризмов)

- Говоря об определенных официально-деловых штампах, следует остерегаться засорения языка так называемыми канцеляризмами. Канцеляризмы – это слова и выражения официально-деловой речи, употребленные за ее пределами. Перед вами предложения, «засорённые» канцеляризмами.

Задание 5.

- Устраните неоправданное использование штампов официально-делового стиля.

А)

  • Под натиском Катерины Ивановны Соня приобретает «желтый билет».

  • Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что не было у него юридических оснований для ареста.

  • Семья Раскольникова не имела должного материального обеспечения

Б)

- Папа, можно мне не есть на завтрак овсяную кашу?

- Нет, нельзя. Как уже указывалось мамой, ввиду снижения температуры воздуха тебе надлежит есть овсянку, ибо это вызовет повышение температуры твоего тела. Кроме того, учитывая вышеприведенные температурные условия, следует надеть связанные бабушкой перчатки и куртку на шерстяной подкладке.

- Можно посыпать овсянку сахаром?

- Отсутствие сахара в данном сосуде ранее констатировалось папой. Однако это вещество уже доставлено мамой из соответствующей емкости, находящейся в кухне.

В)

Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовлении пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.



  1. Определяют ошибки, допущенные в оформлении документов, сравнивают отредактированный текст заявления с образцом, формулируют правила написания.












  1. Указывают стилевые несоответствия, высказывают предположения, с какой целью их использовал автор художественного текста.





































Собирают из предложенных фрагментов деловое письмо














  1. Находят канцеляризмы, редактируют предложения.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодня мы говорили об особенностях официально-делового стиля речи, его важности в наше время.  Навыки по составлению и грамотному чтению деловых бумаг нам крайне необходимы в повседневной жизни, поэтому такой урок  имеет высокую практическую направленность.

Лист КПУ

(коэффициент полезного участия)

1 – слушал, но не принимал участия,

2 – принимал активное участие,

3 – моё участие принесло успех общему делу.


Определяют практическую значимость урока.

Заполняют лист КПУ


Оценочный лист КПУ (коэффициент полезного участия)


Словарная работа

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

ИТОГО


















Просмотр содержимого документа
«Деловое письмо - карточки»

Уважаемый

Уважаемый

Александр Николаевич

Александр Николаевич

Ваш сын

Ваш сын

систематически

систематически

не готовится

не готовится

к урокам

к урокам

За последнюю неделю

За последнюю неделю

восемь

восемь

неудовлетворительных

неудовлетворительных

оценок

оценок

Прошу

Прошу

Вас

Вас

прийти

прийти

в школу

в школу

Классный руководитель

Классный руководитель

Смирнова Л.Н.

Смирнова Л.Н.

он получил

он получил

Уважаемый

Уважаемый

Александр Николаевич

Александр Николаевич

Ваш сын

Ваш сын

систематически

систематически

не готовится

не готовится

к урокам

к урокам

За последнюю неделю

За последнюю неделю

восемь

восемь

неудовлетворительных

неудовлетворительных

оценок

оценок

Прошу

Прошу

Вас

Вас

прийти

прийти

в школу

в школу

Классный руководитель

Классный руководитель

Смирнова Л.Н.

Смирнова Л.Н.

он получил

он получил


Просмотр содержимого документа
«РМ - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Словарная работа.

- Перечисленные ниже слова и обороты распределите на четыре группы, в соответствии с четырьмя функциональными стилями – научным, официально-деловым, публицистическим и разговорным. Слова каждой группы выпишите в отдельный столбец. Вставьте пропущенные буквы.

Нижеслед…щий, военщина, сгущ...нка, дифференциальный, температура кипения, иметь место, вояж, газировка, формулировать, послать на картошку, подвергать анализу, драндулет, ввере...ый, стать на вахту, шаром покати, привлеч...н к ответстве...ости, в истекш...м году, выве...ти формулу, припарадились, таковой, изотермический, маловат, великоват, самоотверже...ый, вышеназванный, каюк, ча...ния, завалить (экзамен), оказать содействие, дисперсия, шумиха, закатить выговор, в случае н...явки, постоя...ая величина.


  1. Оформление документов обиходно-делового подстиля.

Задание 1.

- Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте один из текстов.

Директору автобазы № 2

от Никифорова Л.Н.

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь

Никифоров Л.Н.

2 марта 2010 г.


Доверенность

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему верному спутнику по жизни, т.е. мужу (он же Шевчук И.С) по­лучить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

16 декабря 2009 года

Л. А. Шевчук

- Сравните отредактированное вами заявление и назовите основные правила написания данного вида документов.


  1. Редактирование текстов (смешение разговорной и деловой лексики).

Задание 2.

- Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату.

Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.


Задание 3.

- Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко. Можно ли считать его деловым документом?

Заявление.

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально - опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться,

Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

Константин Печёнкин.

- Укажите стилевые несоответствия.

- Для чего автор использует эти стилевые несоответствия?


Задание 4. Собери деловое письмо.

- Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:

- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”. Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.



- Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель?

У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.


  1. Редактирование текстов (использование канцеляризмов)

- Говоря об определенных официально-деловых штампах, следует остерегаться засорения языка так называемыми канцеляризмами. Канцеляризмы – это слова и выражения официально-деловой речи, употребленные за ее пределами. Перед вами предложения, «засорённые» канцеляризмами.

Задание 5.

- Устраните неоправданное использование штампов официально-делового стиля.

А)

  • Под натиском Катерины Ивановны Соня приобретает «желтый билет».

  • Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что не было у него юридических оснований для ареста.

  • Семья Раскольникова не имела должного материального обеспечения

Б)

- Папа, можно мне не есть на завтрак овсяную кашу?

- Нет, нельзя. Как уже указывалось мамой, ввиду снижения температуры воздуха тебе надлежит есть овсянку, ибо это вызовет повышение температуры твоего тела. Кроме того, учитывая вышеприведенные температурные условия, следует надеть связанные бабушкой перчатки и куртку на шерстяной подкладке.

- Можно посыпать овсянку сахаром?

- Отсутствие сахара в данном сосуде ранее констатировалось папой. Однако это вещество уже доставлено мамой из соответствующей емкости, находящейся в кухне.

В)

Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовлении пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.


Оценочный лист КПУ (коэффициент полезного участия)

Словарная работа

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

ИТОГО


















1 – слушал, но не принимал участия, 2 – принимал активное участие, 3 – моё участие принесло успех общему делу.

Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №5-6»

Тема  Официально-деловой стиль.  Цель: познакомить с особенностями официально-делового стиля  Задачи:

Тема Официально-деловой стиль.

Цель:

познакомить с особенностями официально-делового стиля

Задачи:

  • знать основные стилевые черты официально-делового стиля, языковые признаки; уметь опознавать тексты данного стиля, анализировать их с точки зрения языковых и стилевых особенностей; использовать при создании собственных текстов особую лексику
  • развивать навыки составления документов обиходно-делового подстиля;
  • развивать самостоятельность мышления
Язык официальный резко отличается от общеупотребительной речи, он владеет совокупностью речевых фактов, служащих для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать обстоятельства, которые накладывает на человека жизнь в обществе, начиная с нотариальных актов и кончая статьями Конституции .  Шарль Балли  французский лингвист женевской школы Шарль Балли (1865—1947)

Язык официальный резко отличается от общеупотребительной речи, он владеет совокупностью речевых фактов, служащих для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать обстоятельства, которые накладывает на человека жизнь в обществе, начиная с нотариальных актов и кончая статьями Конституции .

Шарль Балли

французский лингвист женевской школы

Шарль Балли

(1865—1947)

Официально-деловой стиль.   Это та разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Основные черты  официально-делового стиля: точность изложения, не допускающая каких-либо разночтений неличный характер стандартизованность, стереотипность построения текста долженств у юще- предписывающий характер Деловая речь безлична, стереотипна,  в ней отсутствует эмоциональное начало.

Официально-деловой стиль.

Это та разновидность современного русского литературного языка,

которая функционирует в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные черты официально-делового стиля:

точность изложения,

не допускающая каких-либо разночтений

неличный характер

стандартизованность,

стереотипность построения текста

долженств у юще- предписывающий характер

Деловая речь безлична, стереотипна,

в ней отсутствует эмоциональное начало.

нота  меморандум  коммюнике конвенция законы указы уголовные  акты уставы служебная  = докладная уведомление договор справка  объяснительная заявление ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Обиходно-деловой Официально-документальный  Язык законов Деловая записка Деловые бумаги Язык дипломатии Устные формы практически Основная устная форма – судебная речь Устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение не применяются

нота

меморандум

коммюнике

конвенция

законы

указы

уголовные акты

уставы

служебная =

докладная

уведомление

договор

справка

объяснительная

заявление

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Обиходно-деловой

Официально-документальный

Язык законов

Деловая записка

Деловые бумаги

Язык дипломатии

Устные формы практически

Основная устная форма – судебная речь

Устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение

не применяются

Директору автобазы № 2  от Никифорова Л.Н.   Доверенность. Заявление Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу. Я, Шевчук Л.А., доверяю моему верному спутнику по жизни, т.е. мужу (он же Шевчук И.С) получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице. Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.  6.12.2009  Никифоров Л.Н. Л.                                                                                                                  2 марта 2010 г.  Л.А.Шевчук                                                                                                                         Задание 1.  Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте один из текстов.

Директору автобазы № 2

от Никифорова Л.Н.

 

Доверенность.

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему верному спутнику по жизни, т.е. мужу (он же Шевчук И.С) получить мою зарплату за первую половину декабря.

В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.

6.12.2009

Никифоров Л.Н. Л.                                                                                                               

  2 марта 2010 г.

Л.А.Шевчук                                                                                                                        

Задание 1.

Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте один из текстов.

Директору автобазы № 2  Черных В.И.  водителя  Никифорова Л.Н.    заявление. Прошу Вас временно освободить меня от работы на дальних рейсах для прохождения лечения в поликлинике.  Никифоров Л.Н 2 марта 2010 г. кому? кого? что? внизу справа четко, разборчиво ниже подписи слева; число, год - цифрами месяц - словами

Директору автобазы № 2

Черных В.И.

водителя

Никифорова Л.Н.

 

заявление.

Прошу Вас временно освободить меня от работы на дальних рейсах для прохождения лечения в поликлинике.

Никифоров Л.Н

2 марта 2010 г.

кому?

кого?

что?

внизу справа

четко, разборчиво

ниже подписи слева;

число, год - цифрами месяц - словами

Задание 2 .   Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе.  На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.  Доверенность Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.  Доверенность

Задание 2 .

Прочитайте доверенность, написанную

К. И. Чуковским

в юмористическом ключе.

На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

Доверенность

Заявление.  Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.  Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться,  Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.  Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Задание 3. Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко. Можно ли считать его деловым документом?    

Заявление.

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться,

Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

Задание 3.

Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко.

Можно ли считать его деловым документом?

 

 

Вас За последнюю неделю Александр Николаевич Ваш сын к урокам неудовлетворительных он получил восемь систематически Прошу Классный руководитель Уважаемый оценок Смирнова Л.И. прийти в школу Задание 4.  не готовится

Вас

За последнюю неделю

Александр Николаевич

Ваш сын

к урокам

неудовлетворительных

он получил

восемь

систематически

Прошу

Классный руководитель

Уважаемый

оценок

Смирнова Л.И.

прийти

в школу

Задание 4.

не готовится

Под натиском Катерины Ивановны Соня приобретает «жёлтый билет». Семья Раскольникова не имела должного материального обесп е чения . Задание 5.  Редактирование предложений, содержащих канцеляризмы Канцеляризмы – это слова и выражения официально-деловой речи,  употребленные за ее пределами. Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что не было у него юридических оснований для ареста.

Под натиском Катерины Ивановны Соня приобретает «жёлтый билет».

Семья Раскольникова

не имела должного материального обесп е чения .

Задание 5.

Редактирование предложений, содержащих канцеляризмы

Канцеляризмы – это слова и выражения официально-деловой речи,

употребленные за ее пределами.

Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что не было у него юридических оснований для ареста.

морфологические

Синтаксические

Лексические

признаки

Языковые особенности

официально-делового стиля.

Употребление

  • глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах), совершенного вида (в более

конкретных документах – протоколах собраний, распоряжениях, актах)

- кратких прилагательных

- большого количества отыменных предлогов и союзов ( во избежание, в соответствии, в связи, согласно,

в виду того что)

  • отглагольных существительных м.р. для обозначения лиц ж.р. по их профессии, должности,

званию ( лаборант Петрова, полковник Свиридова )

Преобладание имени существительного над местоимением (имя существительное во избежание неточностей не заменяется местоимением и повторяется даже в рядом стоящих предложениях)

Широкое употребление стандартных оборотов речи (ставить вопрос, доводится до вашего сведения, входящие/исходящие документы), специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера ( недоимки, алиби, отзыв лицензии)

- Осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

- Сложные предложения, в особенности сложноподчиненные с придаточными условными ( При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.)

- В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствует повествование и описание.

Отметить на примере из

Отметить на примере из "Конвенции о правах ребенка" признаки официально-делового стиля :

Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

(ст.2)

Словарь  Нота , ж.р. [от лат. nota - знак, замечание]   Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста.

Словарь

Нота , ж.р. [от лат. nota - знак, замечание] Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста.

Словарь Меморандум,  м. р. [от лат. memorandum - что надо помнить]  Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос. Правительственный меморандум

Словарь

Меморандум, м. р. [от лат. memorandum - что надо помнить] Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос. Правительственный меморандум

Словарь Конвенция,  ж. р. [от лат. conventio - договор, соглашение]  Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу. Железнодорожная конвенция

Словарь

Конвенция, ж. р. [от лат. conventio - договор, соглашение] Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу. Железнодорожная конвенция

Словарь Коммюнике, неизм.; ср. р. [франц. communique]  Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения . Коммюнике о советско-французской встрече в верхах .

Словарь

Коммюнике, неизм.; ср. р. [франц. communique] Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения . Коммюнике о советско-французской встрече в верхах .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!