СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №3-4. Практическая работа по распознаванию и моделированию текстов различных стилей речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на формирование умений и навыков различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка. Учитель способствует воспитанию культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №3-4»

10 класс

Урок №3-4

Практическая работа по распознаванию и моделированию текстов различных стилей речи.

Цели:


  1. систематизировать изученный материал о стилях речи;

  2. формировать умения и навыки различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, упражнять учащихся использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка;

  3. способствовать воспитанию культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают стили речи и их характерные особенности; определяют стили речи, находят характерные для каждого стиля признаки; моделируют текст определенного стиля речи, осуществляют самооценивание и взаимооценивание по предложенным критериям

Оборудование:

раздаточный материал, опорная таблица «Стили речи», карточки для деления по группам

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Приветствие учащихся

  2. Деление на 4 группы.

- Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

  3. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

  4. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Приветствуют учителя.

Делятся на группы (каждый учащийся берет карточку с характеристикой стиля, определяет его название и садится за определенный стол)

  1. Научный стиль

  2. Официально-деловой стиль

  3. Публицистический стиль

  4. Разговорный стиль


  1. Актуализация опорных знаний


Задание №1. Заполните пропуски.

  1. Наука, изучающая стили как разновидности литературного языка, употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется ________________

  2. Неподготовленность высказывания; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость речи - основные особенности ____________________ стиля.

  3. Сфера применения ___________________стиля речи – административно-правовая. Это язык документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг.

  4. Сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему аргументации – задача ______________________стиля.

  5. Широкое применение тропов, фигур речи характерно для ______________стиля.

  6. Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов (инверсии), предложений с рядами однородных членов характерно для ________________________стиля.


  1. Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность – это черты ____________________________________ стиля речи.

  2. Цель __________________________________ стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, побуждением его к определенным поступкам.

  3. Точность, неличный характер речи, стандартизованность, предписывающий характер документации – это черты ___________________ стиля речи.

  4. Автобиография, резюме, докладная – это жанры _____________________ стиля речи.

  5. Проблемный очерк, устное выступление – это жанры ________________ стиля речи.

  6. Преобладание существительных, частое использование абстрактных отглагольных существительных, неупотребительность местоимений «я», и «ты», глаголов 1 и 2 лица единственного числа – это особенности ____________________________ стиля речи в морфологии.

  7. Для ______________________________ стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека и др.


Задание №2.Проведите соответствия (стиль-жанр)

Закон Художественный беседа

Автобиография Публицистический заметка

Телефонный разговор Научный роман

Басня Официально-деловой репортаж

Доклад Разговорный лекция


Работают в группе: заполняют пропуски, находят соответствия.


Пропуски:

  1. Стилистика

  2. Разговорный

  3. Официально-деловой

  4. Научный

  5. Художественный

  6. Публицистический

  7. Научный

  8. Публицистический

  9. Официально-деловой

  10. Официально-деловой

  11. Публицистический

  12. Публицистический

  13. Публицистический


Групповая взаимопроверка – прием «Карусель»

  1. Практическая работа

  1. Определение стилей речи в группах с обсуждением

  • Каждый из вас прекрасно знает сказку русскую народную сказку «КОЛОБОК». Как вы думаете, в каком стиле она написана? Совершенно верно, в художественном. Но вы получите варианты этой же сказки, написанной в разных стилях речи. Ваша задача: работая в группе, определить стиль речи вашего варианта сказки и доказать свою точку зрения.


Текст для 1 группы (научный стиль).

Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета.

Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».

Человек пожилых лет предложил своей законной жене испечь хлебобулочное изделие шарообразной формы (Колобо́к). Женщина пожилых лет согласилась и испекла хлебобулочное изделие шарообразной формы. Так как оно имело высокую температуру, то женщина поставила его совершать теплообмен с воздухом. Спустя некоторый промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы направилось к двери, а затем двигалось по дороге. Оно пересеклось с млекопитающим рода зайцев отряда зайцеобразных. Животное хотело употребить в пищу Колобо́к, но хлебобулочное изделие шарообразной формы настояло на своей неприкосновенности. То же самое произошло с хищным млекопитающим семейства псовых рода волков и хищным млекопитающим семейства медвежьих. Спустя промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы пересеклось с лисицой - хищным млекопитающим семейства псовых. Колобо́к настаивал на своей неприкосновенности, но лисица одержала верх в своей позиции и путем обманных маневров употребила его в пищу.


Текст для 2 группы (официально-деловой стиль)

Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку, и учитывая отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.

Таким образом, гр-ка Безымянная, не вправе отказать своему законному супругу, исполняет процесс приготовления выпечки.

В целях понижения температуры испеченного продукта и облегчения процесса его потребления в пищу, гр-ка Безымянная оставляет выпечку в открытом помещении. Однако, вопреки всем законам физики, и имея целью обрести свободу, продукт питания, меняет местоположение и оказывается в лесу.

Вышеупомянутая гр-ка Безымянная не сразу обнаруживает пропажу, и поэтому не сообщает в соответствующие инстанции.

В это время, гр-нин Колобок встречает гр-нина Зайца. Гр-нин Заяц совершает покушение на ожившую сдобу.

Гр-нин Колобок успешно отвлекает внимание гр-нина Зайца, избегая тем самым дальнейших неправомерных действий со стороны нападающего на него. Аналогичная ситуация происходит и с гр-нином Волком и гр-нином Медведем.

Выбранная гр-нином Колобком тактика не срабатывает на гр-ке Лисе, которая введя в заблуждение гр-на Колобка исполняет свои угрозы, таким образом, нарушая статью 105 Уголовного Кодекса РК и подвергая себя наказанию в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет.


Текст для 3 группы (публицистический стиль)

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели. Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?

Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его. О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес? Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог личности развиться. Решались бы проблемы по-новому методу, то и Колобок покатился бы не за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в универсам, где многолюдно и безопасно для его жизни, и вернулся бы домой в целости и сохранности.

Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.

Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки! Мы не должны допустить такого впредь.

Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...


Текст для 4 группы (разговорный стиль).

Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.

Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.

- Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.

- Что за гнусную змею я пригрел в своем дому. Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь сюда - чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то! Объясняю по-английски: вери хангри – жрать охота.

- Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого дурака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.

- Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?

Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.

Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.

- Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт?


Выступление членов группы.


  1. Применение знаний. Моделирование текста (групповая работа):

Задание: отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» преобразовать в свой (название стола в начале занятия) стиль, используя образец сказки «Колобок».


Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Критерии для оценивания.

1.Соответствие стилю.

2.Соответствие первоначальному варианту текста.

3. Творческий подход.


Определяют стиль речи данного текста. Аргументируют свою точку зрения, пользуясь опорной таблицей «Стили речи», приводят примеры особенностей стиля из текста.


































































































Моделируют текст по заданным параметрам (определенный стиль речи).















Выслушивание выступающих.

Взаимооценивание по критериям.


  1. Подведение итогов урока

Рефлексивно-оценочная методика «ХИМС»

Ученики заполняют таблицу по методу «ХИМС»

Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам.


Просмотр содержимого документа
«Деление на группы»

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.



Просмотр содержимого документа
«ПР»

Текст для 1 группы

Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета.

Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».

Человек пожилых лет предложил своей законной жене испечь хлебобулочное изделие шарообразной формы (Колобо́к). Женщина пожилых лет согласилась и испекла хлебобулочное изделие шарообразной формы. Так как оно имело высокую температуру, то женщина поставила его совершать теплообмен с воздухом. Спустя некоторый промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы направилось к двери, а затем двигалось по дороге. Оно пересеклось с млекопитающим рода зайцев отряда зайцеобразных. Животное хотело употребить в пищу Колобо́к, но хлебобулочное изделие шарообразной формы настояло на своей неприкосновенности. То же самое произошло с хищным млекопитающим семейства псовых рода волков и хищным млекопитающим семейства медвежьих. Спустя промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы пересеклось с лисицой - хищным млекопитающим семейства псовых. Колобо́к настаивал на своей неприкосновенности, но лисица одержала верх в своей позиции и путем обманных маневров употребила его в пищу.



Текст для 2 группы

Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку, и учитывая отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.

Таким образом, гр-ка Безымянная, не вправе отказать своему законному супругу, исполняет процесс приготовления выпечки.

В целях понижения температуры испеченного продукта и облегчения процесса его потребления в пищу, гр-ка Безымянная оставляет выпечку в открытом помещении. Однако, вопреки всем законам физики, и имея целью обрести свободу, продукт питания, меняет местоположение и оказывается в лесу.

Вышеупомянутая гр-ка Безымянная не сразу обнаруживает пропажу, и поэтому не сообщает в соответствующие инстанции.

В это время, гр-нин Колобок встречает гр-нина Зайца. Гр-нин Заяц совершает покушение на ожившую сдобу.

Гр-нин Колобок успешно отвлекает внимание гр-нина Зайца, избегая тем самым дальнейших неправомерных действий со стороны нападающего на него. Аналогичная ситуация происходит и с гр-нином Волком и гр-нином Медведем.

Выбранная гр-нином Колобком тактика не срабатывает на гр-ке Лисе, которая введя в заблуждение гр-на Колобка исполняет свои угрозы, таким образом, нарушая статью 105 Уголовного Кодекса РК и подвергая себя наказанию в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет.


Текст для 3 группы

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели. Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?

Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его. О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес? Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог личности развиться. Решались бы проблемы по-новому методу, то и Колобок покатился бы не за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в универсам, где многолюдно и безопасно для его жизни, и вернулся бы домой в целости и сохранности.

Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.

Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки! Мы не должны допустить такого впредь.

Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...



Текст для 4 группы

Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.

Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.

- Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.

- Что за гнусную змею я пригрел в своем дому. Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь сюда - чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то! Объясняю по-английски: вери хангри – жрать охота.

- Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого дурака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.

- Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?

Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.

Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.

- Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт?



Применение знаний. Моделирование текста (групповая работа):

Задание: отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» преобразовать в свой (название стола в начале занятия) стиль, используя образец сказки «Колобок».


Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Критерии для оценивания.

1.Соответствие стилю.

2.Соответствие первоначальному варианту текста.

3. Творческий подход.




Применение знаний. Моделирование текста (групповая работа):

Задание: отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» преобразовать в свой (название стола в начале занятия) стиль, используя образец сказки «Колобок».


Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Критерии для оценивания.

1.Соответствие стилю.

2.Соответствие первоначальному варианту текста.

3. Творческий подход.

Просмотр содержимого документа
«РМ - 1»

Задание №1. Заполните пропуски.

  1. Наука, изучающая стили как разновидности литературного языка, употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется ________________

  2. Неподготовленность высказывания; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость речи - основные особенности ____________________ стиля.

  3. Сфера применения ___________________стиля речи – административно-правовая. Это язык документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг.

  4. Сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему аргументации – задача ______________________стиля.

  5. Широкое применение тропов, фигур речи характерно для ______________стиля.

  6. Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов (инверсии), предложений с рядами однородных членов характерно для ________________________стиля.


  1. Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность – это черты ____________________________________ стиля речи.

  2. Цель __________________________________ стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, побуждением его к определенным поступкам.

  3. Точность, неличный характер речи, стандартизованность, предписывающий характер документации – это черты ___________________ стиля речи.

  4. Автобиография, резюме, докладная – это жанры _____________________ стиля речи.

  5. Проблемный очерк, устное выступление – это жанры ________________ стиля речи.

  6. Преобладание существительных, частое использование абстрактных отглагольных существительных, неупотребительность местоимений «я», и «ты», глаголов 1 и 2 лица единственного числа – это особенности ____________________________ стиля речи в морфологии.

  7. Для ______________________________ стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека и др.


Задание №2.Проведите соответствия (стиль-жанр)

Закон Художественный беседа

Автобиография Публицистический заметка

Телефонный разговор Научный роман

Басня Официально-деловой репортаж

Доклад Разговорный лекция


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!