Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Эпиграф к уроку: Числа - и есть тот бог, который правит миром. Пифагор. - Как вы понимаете высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним? - Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью. Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ. - Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты). Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3. 989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2017 года. - Легко вам выполнить это задание? - Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия. - Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи» | Приветствуют учителя. Знакомятся с эпиграфом, высказывают свою точку зрения о смысле фразы Пифагора. Читают предложения, высказывают предположительно тему урока. Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока |
Этап актуализации опорных знаний | Морфологические нормы имен числительных. Существуют свои нормы при употреблении имён числительных: 1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами). 2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году). 3) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки). 4) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра). 5) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц. - А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”? 6) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д. (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук. | Вспоминают правила склонения и употребления имен числительных, используя материал опорных таблиц |
Операционно-деятельный этап | Практикум по теме урока. Задание 1. Замените цифровые обозначения словами. 1. Он не знал, как распорядиться полученными 1560 рублями. 2. К 194 прибавить 620. 3. Фермер посеял пшеницу на 465 га земли. 4. Из 290 участников олимпиады в вуз поступили лишь 10%. 5. Лагерь находился в 1675 километрах от границы. 6. Воздух был наполнен 1000 птичьих свистов. 7. К 1325 учащимся одной школы присоединились около 850 учащихся другой. 8. Появилась серия пособий с 6567 чертежами. 9. На покупку нового компьютера мне не хватает 790 рублей. 10. Библиотека располагает 2379 произведениями русских классиков. Задание 2. Прочитайте микротексты, заменяя цифровые обозначения словами. 1. Бизнес-класс У нас в студии Парамон Степанович Калашников, немало добившийся в оптовой торговле. Он, располагая всего 762 руб. 94 коп. начального капитала, за месяц увеличил его до 76 450 руб. Уставный капитал зарегистрированной им вскоре фирмы «Алёнушка» составил более 440 990 рублей. Ныне его состояние приближается уже к 965 773 долларов. 2. Наша почта В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы известного народного целителя. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором целитель провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отправился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах. У 567 человек изменился цвет глаз, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 85-летнего Акима Акимовича Сидорова прорезались зубы! 3. Новости культуры С огромным успехом прошел концерт группы ***. После него выбито более 54 700 стекол, выломано около 280 дверей и опрокинуто не менее 250 автобусов. Конечно, это бледновато в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми накануне фанатами группы ***, но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод: в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, испытавших на себе всплеск эмоций поклонников группы ***, мы уже сообщали в прошлый раз. Задание 3. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант. Объясните свой выбор. Укажите случаи возможного использования разных вариантов. 1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она отчаянно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) прекрасные охотники. 4. Старшие сыновья уехали, младшие дожидались, пока за ними (троими – тремя) приедет мать. 5. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 6. При больном барине неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 7. (Три лодки – трое лодок) стояли у самой воды. 8. В приемной вы увидите (двух секретарей – двоих секретарей). Обратитесь к секретарю по фамилии Андреева. 9. Встреча (трех лидеров – троих лидеров) – Сталина, Рузвельта и Черчилля – состоялась в Ялте в 1944 году. Задание 4. Из слов, данных в скобках, выберите правильный вариант. 1. Три (первые, первых) недели мы занимались только фонетикой французского языка. 2. Три (первые, первых) месяца было трудно привыкать к чужой стране, к другому ритму, к другому быту. 3. (Первые, первых) три года после Академии он рисовал только эскизы к будущим картинам. 4. Прочитайте два (первые, первых) предложения. 5. Наши спортсмены завоевали три (золотые, золотых) медали. 6. (Последние, последних) два часа мы ни о чём не говорили. 7. Три (крупные, крупных) яблока лежали на дне корзинки. 8. Две (яркие, ярких) звезды взошли над домом. 9. В жюри вокального конкурса были приглашены две (знаменитые – знаменитых) певицы. 10. За три (последние, последних) сезона у женской сборной по биатлону не было ни одной победы в индивидуальном зачёте. 11. В октябре в эфир будут выходить как минимум две (новые, новых) программы о здоровье и спорте. Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением имени числительного. 1. К полуторам килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четверо женщин одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у обоих ворот. 4. Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до двух тысячи пятого года. 6. У обоих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Трое профессоров нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обеих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухста рублей. 10. Паром с пятидесятью шести пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полуторах километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двести шестьдесят пять квадратных метров. 13. У меня живет собака и трое котов. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмидесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двухстам пятидесяти рублям. Задание 6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением форм имени числительного. Исправьте их. 1. На обоих выборах в Госдуму победили демократы. 2. В семье было трое сыновей. 3. Семинар вели двое доцентов. 4. Из троих подруг никто не поступил в университет. 5. Более двухсот пятидесяти студентов приняли участие в конференции. 6. На обоих очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полуторам килограммам. 8. Имение находилось в полутораста километрах от города. 9. Эти диски можно купить по семьдесят пять рублей. 10. Я отправилась на рынок с тысячью пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обоими сестрами. 12. С двух тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот. 13. Четверо студентов из нашей группы сдали сессию досрочно. Задание 7. Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных: 1) у обоих сестер 2) до полутора килограммов 3) с тремястами пятидесятью рублями 4) на обоих переговорах 5) до двух тысяча шестого года 6) с тысячей студентов 7) до двухста пятидесяти человек 8) четверо друзей 9) с обеими подругами 10) к трехстам пятидесяти книгам 11) на восьмистах гектарах 12) к стам граммам 13) к восьмисот пятидесяти зрителям 14) трое профессоров 15) стоимость от девяноста пятидесяти рублей. | Выполняется в группе – взаимопроверка «Карусель» Тексты (каждой группе один текст) разбираются в группе, зачитываются в классе. ФО: «Большой палец» Указывают на допущенные ошибки (при их наличии) Задания 3 и 4 выполняются в паре – взаимопроверка «Научи другого» Задания 5,6,7 выполняются в группе – взаимопроверка «Посол» Сверяют с эталоном (РМ) |