СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №25-26 Морфологические нормы. Имена числительные в устной и письменной речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. отрабатывать  умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи; продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных;
  2. развивать логическое мышление учащихся, умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы; способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся;
  3. воспитывать  внимание к слову; содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №25-26 Морфологические нормы Имя числительное»

10 класс


Урок №25-26

Морфологические нормы. Имена числительные в устной и письменной речи

Цели:

научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи; продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных;

  2. развивать логическое мышление учащихся, умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы; способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся;

  3. воспитывать внимание к слову; содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают нормы, связанные с правописанием и употреблением числительных; демонстрируют правильное употребление и написание числительных в устной и письменной речи

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Эпиграф к уроку:

Числа - и есть тот бог, который правит миром.

Пифагор.

- Как вы понимаете высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

- Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью. Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ.

- Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

  • Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

  • 989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2017 года.

- Легко вам выполнить это задание?

- Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

- Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи»

Приветствуют учителя.

Знакомятся с эпиграфом, высказывают свою точку зрения о смысле фразы Пифагора.


Читают предложения, высказывают предположительно тему урока.




Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Морфологические нормы имен числительных.

Существуют свои нормы при употреблении имён числительных:

1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами).

2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году).

3) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки).

4) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра).

5) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц.

- А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

6) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д. (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.  

Вспоминают правила склонения и употребления имен числительных, используя материал опорных таблиц

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практикум по теме урока.

Задание 1. Замените цифровые обозначения словами.

1. Он не знал, как распорядиться полученными 1560 рублями. 2. К 194 прибавить 620. 3. Фермер посеял пшеницу на 465 га земли. 4. Из 290 участников олимпиады в вуз поступили лишь 10%. 5. Лагерь находился в 1675 километрах от границы. 6. Воздух был наполнен 1000 птичьих свистов. 7. К 1325 учащимся одной школы присоединились около 850 учащихся другой. 8. Появилась серия пособий с 6567 чертежами. 9. На покупку нового компьютера мне не хватает 790 рублей. 10. Библиотека располагает 2379 произведениями русских классиков.


Задание 2. Прочитайте микротексты, заменяя цифровые обозначения словами.

1. Бизнес-класс

У нас в студии Парамон Степанович Калашников, немало добившийся в оптовой торговле. Он, располагая всего 762 руб. 94 коп. начального ка­питала, за месяц увеличил его до 76 450 руб. Уставный капитал зарегист­рированной им вскоре фирмы «Алёнушка» составил более 440 990 рублей. Ныне его состояние приближается уже к 965 773 долларов.

2. Наша почта

В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы про­сите возобно­вить сеансы известного народного целителя. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором целитель провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отпра­вился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах. У 567 человек изменился цвет глаз, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 85-летнего Акима Акимо­вича Сидо­рова прорезались зубы!

3. Новости культуры

С огромным успехом прошел концерт группы ***. После него выбито более 54 700 стекол, выломано около 280 дверей и опрокинуто не менее 250 автобусов. Конеч­но, это бледновато в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми накануне фанатами группы ***, но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод: в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, испытавших на себе всплеск эмоций по­клонников группы ***, мы уже сообщали в прошлый раз.


Задание 3. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант. Объяс­ните свой выбор. Укажите случаи возможного использования разных вариантов.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое дру­зей). 2. Она отчаянно боролась за свою жизнь, страшась оставить без вся­кой помощи (четырех си­рот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) прекрасные охотники. 4. Старшие сыновья уехали, младшие дожидались, пока за ними (троими – тремя) приедет мать. 5. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 6. При больном барине неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 7. (Три лодки – трое лодок) стояли у самой воды. 8. В приемной вы увидите (двух секретарей – двоих секретарей). Обратитесь к секретарю по фамилии Андреева. 9. Встреча (трех лидеров – троих лидеров) – Сталина, Рузвельта и Черчилля – состоя­лась в Ялте в 1944 году.


Задание 4. Из слов, данных в скобках, выберите правильный вари­ант.

1. Три (первые, первых) недели мы занимались только фонетикой французского языка. 2. Три (первые, первых) месяца было трудно привы­кать к чужой стране, к дру­гому ритму, к другому быту. 3. (Первые, пер­вых) три года после Академии он рисовал только эскизы к будущим кар­тинам. 4. Прочитайте два (первые, первых) предложения. 5. Наши спорт­смены завоевали три (золотые, золотых) медали. 6. (Последние, послед­них) два часа мы ни о чём не говорили. 7. Три (крупные, крупных) яблока ле­жали на дне корзинки. 8. Две (яркие, ярких) звезды взошли над домом. 9. В жюри вокального конкурса были приглашены две (знаменитые – знамени­тых) певицы. 10. За три (последние, последних) сезона у женской сборной по биатлону не было ни одной победы в индивидуальном зачёте. 11. В октябре в эфир будут выходить как минимум две (новые, новых) программы о здоровье и спорте.


Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с употреблением имени числительного.

1. К полуторам килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четверо женщин одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у обоих ворот. 4. Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до двух тысячи пятого года. 6. У обоих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Трое профессоров нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обеих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухста рублей. 10. Паром с пятидесятью шести пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полуторах километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двести шестьдесят пять квадратных метров. 13. У меня живет собака и трое котов. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмидесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двухстам пятидесяти рублям.

Задание 6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением форм имени числительного. Исправьте их.

1. На обоих выборах в Госдуму победили демократы. 2. В семье было трое сыновей. 3. Семинар вели двое доцентов. 4. Из троих подруг никто не поступил в университет. 5. Более двухсот пятидесяти студентов приняли участие в конференции. 6. На обоих очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полуторам килограммам. 8. Имение находилось в полутораста километрах от города. 9. Эти диски можно купить по семьдесят пять рублей. 10. Я отправилась на рынок с тысячью пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обоими сестрами. 12. С двух тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот. 13. Четверо студентов из нашей группы сдали сессию досрочно.

Задание 7. Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных:

1) у обоих сестер 2) до полутора килограммов 3) с тремястами пятидесятью рублями 4) на обоих переговорах 5) до двух тысяча шестого года 6) с тысячей студентов 7) до двухста пятидесяти человек 8) четверо друзей 9) с обеими подругами 10) к трехстам пятидесяти книгам 11) на восьмистах гектарах 12) к стам граммам 13) к восьмисот пятидесяти зрителям 14) трое профессоров 15) стоимость от девяноста пятидесяти рублей.


Выполняется в группе – взаимопроверка «Карусель»






Тексты (каждой группе один текст) разбираются в группе, зачитываются в классе.

ФО: «Большой палец»

Указывают на допущенные ошибки (при их наличии)
















Задания 3 и 4 выполняются в паре – взаимопроверка «Научи другого»






















Задания 5,6,7 выполняются в группе – взаимопроверка «Посол»

Сверяют с эталоном (РМ)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Проводят рефлексию собственной деятельности

Домашнее задание

Творческая работа «Числительные в нашей жизни» (коллаж, презентация, эссе)

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«ПР Морфологические нормы имени числительного»

Трудные случаи употребления форм имени числительного


Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) используются для обозначения количества наряду с количественными числительными в следующих случаях:

1) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое брюк, трое ножниц, четверо суток;

2) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое коллег, четверо студентов;

3) с личными местоимениями мы, вы, они: нас было двое.

Собирательные числительные не сочетаются:

1) с существительными женского рода (*трое подруг)

2) с существительными, обозначающими воинские и ученые звания (*двое генералов, *трое профессоров,*четверо доцентов).

3) с существительными, обозначающими названия животных (*двое котов)

Собирательное числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода, обе – с существительными женского рода, и в косвенных падежах используются формы обеих, обеим, с обеими и т. д. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа. Неправильно: сломались обои часы, правильно: сломались и те и другие часы.

У порядковых составных числительных склоняется только последнее слово, например, до две тысячи пятого года, к две тысячи пятому году и т. д.

Склонение количественных числительных

У количественных составных числительных склоняются все слова, входящие в их состав, например: с тысячей пятьюстами шестьюдесятью тремя.

Падежи

Числительные

500–900

200–400

50–80

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

о пятидесяти


Числительные 40, 90, 100 во всех косвенных падежах, кроме винительного, который совпадает по форме с именительным, имеют одну форму: сорока, девяноста, ста. Числительные полтора и полтораста во всех косвенных падежах, кроме винительного, совпадающего по форме с именительным, имеют одну форму: полутора, полутораста.


Упражнения.

1. Замените цифровые обозначения словами.

1. Он не знал, как распорядиться полученными 1560 рублями. 2. К 194 прибавить 620. 3. Фермер посеял пшеницу на 465 га земли. 4. Из 290 участников олимпиады в вуз поступили лишь 10%. 5. Лагерь находился в 1675 километрах от границы. 6. Воздух был наполнен 1000 птичьих свистов. 7. К 1325 учащимся одной школы присоединились около 850 учащихся другой. 8. Появилась серия пособий с 6567 чертежами. 9. На покупку нового компьютера мне не хватает 790 рублей. 10. Библиотека располагает 2379 произведениями русских классиков.

2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением имени числительного.

1. К полуторам килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четверо женщин одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у обоих ворот. 4. Лагерь находится в полуторастах километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до двух тысячи пятого года. 6. У обоих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Трое профессоров нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обеих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухста рублей. 10. Паром с пятидесятью шести пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полуторах километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двести шестьдесят пять квадратных метров. 13. У меня живет собака и трое котов. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмидесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двухстам пятидесяти рублям.


3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением форм имени числительного. Исправьте их.

1. На обоих выборах в Госдуму победили демократы. 2. В семье было трое сыновей. 3. Семинар вели двое доцентов. 4. Из троих подруг никто не поступил в университет. 5. Более двухсот пятидесяти студентов приняли участие в конференции. 6. На обоих очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полуторам килограммам. 8. Имение находилось в полутораста километрах от города. 9. Эти диски можно купить по семьдесят пять рублей. 10. Я отправилась на рынок с тысячью пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обоими сестрами. 12. С двух тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот. 13. Четверо студентов из нашей группы сдали сессию досрочно.


4. Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных:

1) у обоих сестер 2) до полутора килограммов 3) с тремястами пятидесятью рублями 4) на обоих переговорах 5) до двух тысяча шестого года 6) с тысячей студентов 7) до двухста пятидесяти человек 8) четверо друзей 9) с обеими подругами 10) к трехстам пятидесяти книгам 11) на восьмистах гектарах 12) к стам граммам 13) к восьмисот пятидесяти зрителям 14) трое профессоров 15) стоимость от девяноста пятидесяти рублей.


Ключи к упражнениям.

1.

1. … тысячей пятьюстами шестьюдесятью … 2. К ста девяноста четырем прибавить шестьсот двадцать. 3. … на четырехстах шестидесяти пяти гектарах … 4. Из двухсот девяноста … 5. … в тысяче шестистах семидесяти пяти километрах … 6. … тысячей … 7. … к тысяче тремстам двадцати пяти … около восьмисот пятидесяти … 8. … шестью тысячами пятьюстами шестьюдесятью семью … . 9. … семисот девяноста … 10. … двумя тысячами тремястами семьюдесятью девятью… .

2.

1. К полутора килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четыре женщины одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у тех и у других ворот. 4. Лагерь находится в полутораста километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до две тысячи пятого года. 6. У обеих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Три профессора нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обоих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухсот рублей. 10. Паром с пятьюдесятью шестью пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полутора километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двухсот шестидесяти пяти квадратных метров. 13. У меня живет собака и три кота. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмьюдесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двумстам пятидесяти рублям.

3.

1. На тех и на других выборах в Госдуму победили демократы. 3. Семинар вели два доцента. 4. Из трех подруг никто не поступил в университет. 6. На тех и на других очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полутора килограммам. 10. Я отправилась на рынок с тысячей пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обеими сестрами. 12. С две тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот.

4.

Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных:

1,3,4, 5, 7, 12, 13, 14.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!