СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №25-26 Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
  2. развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  3. воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. 

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №25-26 Художественный стиль Выразительные средства языка»

10 класс


Урок №25-26

Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур

Цели:

  1. познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

  2. развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  3. воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся дают определения различным видам тропов и стилистических фигур, различают их в тексте, определяют их роль; создают предложения (тексты) с использованием изобразительных средств

Оборудование:

раздаточный материал, опорные таблицы, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Организационный момент. Запись темы урока

  2. Мотивация учебной деятельности.

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

  1. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач.

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Диаманта

Речь
Красивая, живая (необычная, богатая, волшебная)
Обогащающаяся, описывающая, оживляющая
Красота, выразительность, гибкость, вместительность
Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме? (Обсуждение в группах.)

  • Повторить термины;

  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

Приветствие учащихся.


Определяют проблемы использования современного языка.



























Составляют синквейны, диаманту.



































Формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Словарный диктант.

М…тафора, ср…внение, эп…тет, м…тонимия, г…пербола, л…тота, ир…ния, а(л,лл)егория, ол…цетворение, ан…фора, эп…фора, ант…теза, гр…дация, инв…рсия.

Учащиеся записываю слова в тетрадь, дают определения.


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Работа в малых группах

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Задание 2. Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 3

– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?


Задание 4 "Солнышко"













Задание 5

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

Эвфемизм – разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть.



Задание 6 "Снежинка"

Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.



Задание 7

– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин). 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

  1. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

  1. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры"

Работа по карточкам (группа № 1 – карточка красного цвета, группа № 2 – карточка синего цвета, группа № 3 – зелёного цвета). Работа по карточкам (Приложение 1). Лист успехов (Приложение 2). Социализация.

  1. Тестовые задания на применение знаний. "Выразительно" о языке, слове, речи

Работа по карточкам (Приложение 3). Лист успехов (Приложение 2). Социализация.

  1. Обобщение

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?


Работают в парах, тройках. Взаимные консультации.

Социализация. Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?






























































Обобщают материал урока, дают определения, определяют их роль в языке.

Можно выбрать любую форму работы: индивидуальную, взаимообучение в паре, тройке, группе. Для проверки использовать код. Результаты отразить в листе успехов. Социализация.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Скоро вы станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.


Подводят итоги, определяют реализацию поставленных задач, практическую ценность урока.

Домашнее задание

Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи, определите выразительные средства




Просмотр содержимого документа
«Таблица Средства выразительности речи»

Средства выразительности речи

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) 
                                                   (А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
                                                 (С.Есенин)

Анафора

синт.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

синт.

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...                     (Б.Пастернак)

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

синт.

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

синт.

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)

Композиционный стык

синт.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

Лексический повтор

лекс.

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

лекс.

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

синт.

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. 
                                               (В.Инбер)

Окказионализмы

лекс.

Индивидуальные авторские словообразования

...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон

синт.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Парцелляция

синт.

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов) 

Ряды, парное соединение однородных членов

синт.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

...Удивительное сочетание простоты и сложностипрозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

лекс.

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

синт.

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эллипсис

синт.

Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум... 
(Н.Некрасов)

Эпифора

синт.

Одинаковая концовка нескольких предложений





Просмотр содержимого презентации
«11 класс Средства выразительности»

Средства выразительности речи

Средства выразительности речи

эпитет  сравнение  метафора  развёрнутая метафора  олицетворение  гипербола
  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • развёрнутая метафора
  • олицетворение
  • гипербола

изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим
  • изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим

3

И, как ребёнок после сна,  Дрожит звезда в огне денницы. (И. Бунин) И, как ребёнок после сна ,  Дрожит звезда в огне денницы. (И. Бунин)

И, как ребёнок после сна, Дрожит звезда в огне денницы.

(И. Бунин)

И, как ребёнок после сна , Дрожит звезда в огне денницы.

(И. Бунин)

перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству

перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству

пустых небес прозрачное стекло;  багровый костёр заката;  лунный серп;  густеет облаков волнистое руно.
  • пустых небес прозрачное стекло;
  • багровый костёр заката;
  • лунный серп;
  • густеет облаков волнистое руно.

И. Бунин

В этом году в лесах урожай белых . Боровики
  • В этом году в лесах урожай белых . Боровики попадаются буквально на каждом шагу.

Моё внимание привлёк какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус
  • Моё внимание привлёк какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус .

Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в большом городе. Редкая поездка по столице обходится без метро.
  • Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в большом городе. Редкая поездка по столице обходится без метро.

Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в большом городе . Редкая поездка
  • Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в большом городе . Редкая поездка по столице обходится без метро.

частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление
  • частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!»  (С. Есенин) Уж небо осенью дышало.  (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна…
  • Здесь даже камни плачут.
  • Цветы мне говорят: «Прощай!»

(С. Есенин)

  • Уж небо осенью дышало.

(А. Пушкин)

  • Россия вспрянет ото сна…

(А. Пушкин)

Здесь даже камни плачут . Цветы мне говорят : «Прощай!»  (С. Есенин) Уж небо осенью дышало .  (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна
  • Здесь даже камни плачут .
  • Цветы мне говорят : «Прощай!»

(С. Есенин)

  • Уж небо осенью дышало .

(А. Пушкин)

  • Россия вспрянет ото сна

(А. Пушкин)

не видел тебя целую вечность;  слёзы в три ручья,  сто раз тебе повторять.  В сто сорок солнц закат пылал
  • не видел тебя целую вечность;
  • слёзы в три ручья,
  • сто раз тебе повторять.
  • В сто сорок солнц закат пылал

(В. Маяковский).

Художественное преуменьшение
  • Художественное преуменьшение

Я живу в двух шагах от метро.  У него ни капли таланта.  Мужичок с ноготок;  Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить;  Мальчик-спальчик;
  • Я живу в двух шагах от метро.
  • У него ни капли таланта.
  • Мужичок с ноготок;
  • Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить;
  • Мальчик-спальчик;

противопо- ставление

противопо-

ставление

Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?  (М. Лермонтов) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов)  Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом. (С. Есенин)
  • Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?

(М. Лермонтов)

  • Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов)
  • Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом. (С. Есенин)

расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию
  • расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию

Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.   Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой
  • Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.
  • Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.

одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений
  • одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин)  И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы.
  • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин)
  • И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы.

(И. Бунин.)

Уж небо осенью дышало , уж реже солнышко  блистало . (А. Пушкин)  И тучи жарким горят  пожаром , и солнце  шаром  встаёт
  • Уж небо осенью дышало , уж реже солнышко блистало . (А. Пушкин)
  • И тучи жарким горят пожаром , и солнце шаром встаёт из тьмы.

(И. Бунин.)

намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания
  • намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок.)
  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
  • О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок.)

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.  О, весна без конца и без краю  – без конца и без краю
  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
  • О, весна без конца и без краю без конца и без краю мечта! (А.Блок)

Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни.
  • Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни.

(В. Хлебников.)

Когда  умирают кони – дышат, когда  умирают травы – сохнут, когда  умирают солнца – они гаснут, когда
  • Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни.

(В. Хлебников.)

особое членение предложения, расчленение высказывания; оформление части простого или сложного предложения в качестве отдельной синтаксической структуры
  • особое членение предложения, расчленение высказывания; оформление части простого или сложного предложения в качестве отдельной синтаксической структуры

Жена называла его Чудик. Иногда ласково.  (В. Шукшин)  Во всём мне хочется дойти до самой сути.
  • Жена называла его Чудик. Иногда ласково.

(В. Шукшин)

  • Во всём мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.

(Б. Пастернак)

Жена называла его Чудик. Иногда ласково .  (В. Шукшин)  Сравните
  • Жена называла его Чудик. Иногда ласково .

(В. Шукшин)

  • Сравните :

Жена называла его иногда ласково : «Чудик».

Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Б. Пастернак) Сравните :  Во всём: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте - мне хочется дойти до самой сути.

Во всём мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Б. Пастернак)

Сравните :

  • Во всём: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте - мне хочется дойти до самой сути.

У Анны стряслась большая беда. Случилось это очень давно . «Там видно будет»,- отвечает Корней и молча лезет  на козлы.
  • У Анны стряслась большая беда. Случилось это очень давно .
  • «Там видно будет»,- отвечает Корней и молча лезет на козлы.
  • У Анны беда стряслась. Большая; Случилось это давно. Очень давно.
  • «Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы.

И. Бунин

необычный порядок слов в предложении
  • необычный порядок слов в предложении

По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие , овцы блеющие и куры кудахтающие
  • По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие , овцы блеющие и куры кудахтающие .

(И. Гончаров)

  • По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие.

(И. Гончаров)

Вопрос : Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин.)  Восклицание  Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин.)  обращение
  • Вопрос : Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин.)
  • Восклицание Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин.)
  • обращение : Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Твардовский.)

Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)  А ты всё та ж, моя страна.
  • Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)
  • А ты всё та ж, моя страна.

В красе заплаканной и древней, -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

А. Блок

повторение согласных звуков
  • повторение согласных звуков в слове, фразе:

Не ва взду ва лась и ре ве ла, котлом клокоча и клубясь.

(А. Пушкин.)

повторение гласных звуков в слове, фразе: Б у дет б у ря – мы поспорим и пом у жествуем с ней.
  • повторение гласных звуков в слове, фразе: Б у дет б у ря – мы поспорим и пом у жествуем с ней.

« Собачье сердце». Хрестоматия,  ч. Ι . Выписать Стр. 333 – риторические вопросы. С. 334 – инверсию; С. 336, 354, 356, 358 , 363 – сравнения; С. 336 – олицетворение; С. 342 – развёрнутая метафора; С. 356 – градация.

« Собачье сердце». Хрестоматия,

ч. Ι . Выписать

  • Стр. 333 – риторические вопросы.
  • С. 334 – инверсию;
  • С. 336, 354, 356, 358 , 363 – сравнения;
  • С. 336 – олицетворение;
  • С. 342 – развёрнутая метафора;
  • С. 356 – градация.

Просмотр содержимого презентации
«11 класс Художественный стиль»

Художественный стиль речи Особенности: Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Использование средств других стилей (особенно разговорного)

Художественный стиль речи

Особенности:

  • Образность
  • Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
  • Использование средств других стилей

(особенно разговорного)

Главная функция  художественного стиля -   ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)  Художественный стиль – ключ к душе человека

Главная функция художественного стиля -

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека

Тропы и стилистические фигуры

Тропы и стилистические фигуры

  • Эпитет
  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Сравнение
  • Гипербола
  • Литота
  • Ирония
  • Олицетворение
  • Аллегория
  • Перифраз
  • Риторическое обращение
  • Риторический вопрос
  • Анафора
  • Эпифора
  • Антитеза
  • Оксюморон
  • Градация
  • Эллипсис
  • Умолчание
  • Парцелляция
ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

ЭПИТЕТ -

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)

МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения  (скрытое сравнение) И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

МЕТАФОРА -

  • троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения

(скрытое сравнение)

И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)

МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. Шипенье  пенистых  бокалов  и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

МЕТОНИМИЯ -

  • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения И слышно было до рассвета, как ликовал  француз. (М.Лермонтов)

СИНЕКДОХА -

  • один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)

Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто) Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)

Сравнение -

  • троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)

ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

ГИПЕРБОЛА -

  • троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу (А.Ахматова)

ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более  наперстка (А.Грибоедов)

ЛИТОТА -

  • троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)

ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов)

ИРОНИЯ -

  • Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И.Крылов)

АЛЛЕГОРИЯ -

АЛЛЕГОРИЯ -

  • троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.  Солнце русской поэзии – Пушкин  Царь зверей - лев

ПЕРИФРАЗ -

  • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

Солнце русской поэзии – Пушкин

Царь зверей - лев

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.   Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.  О вы, надменные потомки … (А.Пушкин)

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

  • Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.

О вы, надменные потомки … (А.Пушкин)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -  такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?  (А.Пушкин)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

(А.Пушкин)

АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые…  (А.Апухтин)

АНАФОРА -

  • единоначатие

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А.Апухтин)

ЭПИФОРА -  повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня.  (А.Блок)

ЭПИФОРА -

  • повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

(А.Блок)

АНТИТЕЗА - противопоставление  И день и час , и письменно и устно ,  За правду да и нет …  (М.Цветаева)

АНТИТЕЗА -

  • противопоставление

И день и час , и письменно и устно ,

За правду да и нет

(М.Цветаева)

ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий  Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи …  (М.Цветаева)

ОКСЮМОРОН -

  • соединение логически несовместимых понятий

Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи

(М.Цветаева)

ГРАДАЦИЯ -  группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости  Не жалею , не зову, не плачу …  (С.Есенин)

ГРАДАЦИЯ -

  • группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею , не зову, не плачу …

(С.Есенин)

ЭЛЛИПСИС -  Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:  Богаты мы, едва ли с колыбели …  (М.Лермонтов)

ЭЛЛИПСИС -

  • Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

Богаты мы, едва ли с колыбели

(М.Лермонтов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -  расчленение конструкции  Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -

  • расчленение конструкции

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА  художественного текста

ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста

  • Выразительное чтение текста
  • Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
  • Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
  • Выражение своего отношения к тексту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!