Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности Слова — это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух. Теодор Драйзер Слова имеют свою собственную душу. Б. Брехт — Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Прочитайте эпиграфы. Какой из них вам больше нравится? Спишите его в тетрадь, объясните свой выбор. Свободный диктант Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота — все это выражается в художественных произведениях. Художественная речь — своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература — значит, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. А. С. Пушкин разрушил устарелую стилистическую систему и установил новые принципы многообразия стилей в пределах единого национального литературного языка. Художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией — функцией эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Художественная речь должна возбуждать в нас чувство прекрасного, красоты. Что происходит со словами в художественном произведении? Как слово превращается в образ? На эти вопросы ищут ответы философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времен античности. В художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами. (По Г. Я. Солганику) - Определите основную мысль текста. Постановка целей и задач урока - Сегодня целью нашей работы является почувствовать своеобразие стиля художественной литературы в процессе анализа текстов. | Приветствуют учителя, записывают тему урока, эпиграф, обосновывают свой выбор. Прослушивают текст свободного диктанта, формулируют основную мысль. Определяют цель и задачи урока. |
Этап актуализации опорных знаний | Прием «Жигсо» Разговорный стиль Задание 1. Дайте определение разговорному стилю речи и укажите его основные черты. Задание 2. Замените приводимые ниже предложения синонимичными разговорными конструкциями. При необходимости некоторые книжные слова замените общеупотребительными. За введением следует первая часть, заключающая в себе историю вопроса. Алексеев – хороший шахматист, но, тем не менее, выиграть эту партию он не смог. Научный стиль Задание 1. Дайте определение научному стилю речи и укажите его основные черты. Задание 2. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, «общие фразы», устраните многословие, исправьте ошибки. В ходе осмотра отчетливее стали видны имевшиеся недостатки в организации метеорологической службы, выявились узкие места, наметились пути их устранения. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясение,- это наблюдение над состоянием источников подземных вод. Между тем малые архитектурные формы обычно бывают расположены в непосредственной близости от зрителей. Официально-деловой стиль Задание 1. Дайте определение официально-деловому стилю речи и укажите его основные черты. Задание 2. Укажите, какой вид документации вы будете использовать в следующих случаях. Вы опоздали на занятия. Вам нужно сдать экзамен раньше официально назначенного срока. Вы получили два магнитофона в студенческом клубе для проведения вечера. Вы не можете получить стипендию и разрешаете получить ее другому человеку. Ваш друг разрешает вам управлять его машиной. Вы хотите перевестись с одного отделения на другое. Публицистический стиль Задание 1. Дайте определение публицистическому стилю речи и укажите его основные черты. Задание 2. Что означают слова: Мэрия, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, менталитет, маркетинг, брокер? Учащимся предлагается дать собственное толкование данных слов, после чего значение слов дает учитель. Слова записываются на доске. Мэрия - орган местной городской исполнительной власти. Спикер – председатель парламента. Рейтинг – показатель популярности какого-либо лица, фильма, представления и др. Инвестор – вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий вклады в какое-либо предприятие, дело. Менеджер – специалист по управлению производством, работой предприятия. Менталитет – мировосприятие, умонастроение. Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг. Брокер – агент, выступающий посредником, при купле-продаже ценных бумаг. Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, запишите данные ниже слова. Сол..дарность, д..пл..матия, д..ржава, экстр..мальный, предвыборная к..мпания, строительная к..мпания, сам..сознание, мис..ия, к..нгресс, д..партамент, д..кларация. | Работа в группах. Выполняют работу, обсуждая задание в группе, презентуют выполненную работу в группе сменного состава |
Этап открытия нового знания | Проблемная ситуация. «Художественный стиль речи» - Определите стиль речи. Почему вы так считаете? Текст. ( И. Тургенев) Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо0лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой… Изучение материала опорных таблиц. Беседа. Каковы функции и особенности стиля? Что значит эстетическая функция? Какие лексические, грамматические, синтаксические средства характерны для него? Каковы критерии нормы для этого стиля? Вспомните, какие художественные средства характерны для этого стиля. Чем отличаются понятия: литературный язык и язык художественной литературы? *Комментарий учителя. Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка. В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической. Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля. Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Признаки художественного стиля: а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя. б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия. в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики. г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей. | На основе прочитанного текста вспоминают основные стилевые черты художественного стиля, его отличительные особенности. Изучают опорные таблицы, делают записи в тетради, отвечают на основе данного материала на вопросы учителя. |
Операционно-деятельный этап | Практическая работа. Слушание-понимание текстов художественного стиля Творческая работа. Задание. Прочитайте отрывки из стихотворений А. А. Ахматовой. Ответьте на вопросы, выполните предложенные задания. 1-2 группы | 3-4 группы | БЕЛЫЙ ДОМ Здесь дом был почти что белый, Стеклянное крыльцо. Сколько раз рукой помертвелой Я держала звонок-кольцо. Сколько раз… Играйте, солдаты, А я мой дом отыщу, Узнаю по крыше покатой, По вечному плющу. (А. А. Ахматова) | Я СОШЛА С УМА… Я сошла с ума, о мальчик странный, В среду, в три часа! Уколола палец безымянный Мне звенящая оса. Я ее нечаянно прижала, И, казалось, умерла она, Но конец отравленного жала Был острей веретена. О тебе ли я заплачу, странном, Улыбнется ль мне твое лицо? Посмотри! На пальце безымянном Так красиво гладкое кольцо. (А. А. Ахматова) | К какому стилю относится данный текст? Какова цель автора? Можно по этому описанию отправить письмо? К какому стилю будет относиться написание адреса? Напишите адрес, по которому может уйти это письмо, соблюдая рамки официально-делового стиля. Ваша цель и цель автора совпадают? Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой? | К какому стилю относится данный текст? Какова цель автора? Можно ли по данному тексту написать объявление о найденном кольце? Напишите такое объявление с максимальным сохранением содержания данного текста. Ваша цель и цель автора совпадают? Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой? | - Мы с вами преобразовывали текст художественный в официально-деловой. Как этим приемом пользуются мастера художественного слова, мы сейчас услышим. Работа с текстом. Задание. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы. ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ЗАДАЧА (Отрывок) Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали ее и учитель, вынув часы, заявил, что дает на решение задачи двадцать минут. Задача была следующая. «Два крестьянина вышли одновременно из пункта а в пункт Б, причем один из них делал в час 4 версты, а другой — 5. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта а до пункта Б такое же расстояние в верстах,— сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли 120 рублей, второму — 80, а всего бочка вина приносит прибыли 40 рублей». Первым долгом Семену Панталыкину пришла в голову мысль: «Что это за крестьяне такие: «первый» и «второй»? Эта сухая номенклатура ничего не говорит ни его уму, ни его сердцу. И сразу же, как только Панталыкин перекрестил «первого» и «второго» в Рудольфа и Вильяма, оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца… А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра. И вот шагают они оба, один на четверть часа впереди другого… Панталыкину пришел на ум такой вопрос: «Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу… Но если знакомы, почему они не сговорились идти вместе?». Возник еще один интересный вопрос: «Были ли у них ружья или нет?». Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов. Вот опять же — написали: пункт а, пункт Б… Что это за названия такие? Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами. И едва только пункт а получил название Санта-Фе, а пункт Б был преобразован в столицу Австралии, как оба города сделались понятными и ясными… Улицы сразу застроились домами причудливой экзотической архитектуры, из труб пошел дым, по тротуарам задвигались люди, а по мостовым забегали лошади, неся на своих спинах всадников — диких, приехавших в город за боевыми припасами испанцев. И еще — интересный вопрос: почему Рудольф и Вильям не воспользовались лошадьми, а пошли пешком? Все это очень странно… То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму. И постепенно вся задача, ее тайный смысл вырисовывается в мозгу Панталыкина Семена. Задача представилась такой: …Солнце еще не успело позолотить верхушек деревьев, еще яркие тропические птицы дремали в своих гнездах, еще черные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на все побережье, крадучись, шел по еле заметной лесной тропинке. Делал он только 4 версты в час: более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом. — Карамба! — пробормотал Вильям.— Если бы у Старого Билла была сейчас его лошаденка… Но… пусть меня разорвет, если я не найду негодяя, подрезавшего ей поджилки. А сзади него в это время крался, припадая к земле, скваттер Рудольф Каутерс, и его мужественные брови мрачно хмурились. — Я бы мог делать и 5 верст в час (кстати, почему не «миль» или «ярдов»?),— шептал скваттер,— но я хочу выследить эту старую лисицу. А Блокер уже слышал сзади себя шорох и, прыгнув за дерево, притаился… Увидев ползшего по траве Рудольфа, он приложился и выстрелил. И, схватившись рукой за грудь, перевернулся честный скваттер… — Ну, 20 минут прошло, раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики.— Ну, ты, Панталыкин Семен, покажи: какой из крестьян первый пришел в пункт Б? И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришел негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного» дерева… (По А. Аверченко) Определите, какие стили речи в нем присутствуют. Назовите их характерные черты. Какая цель была перед авторами задачи? Какова цель мальчика-фантазера, преобразовавшего задачу? Как в тексте рождался образ? При помощи чего возникли образы Рудольфа и Вильяма? Как преобразовались пункт А и пункт Б? Стилистический выбор. Задание. Прочитайте и сравните два текста писателей. Объясните причины изменений, внесенных ими в различные редакции своих изданий. Карточка № 1 До исправления | после исправления | Черт побери! Да есть ли что на свете, чего бы побоялся казак? | Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. В. Гоголь) | Карточка № 2 До исправления | после исправления | Он по полю едет на смирном коне. И к гордому старцу подъехал Олег. | Князь по полю едет на верном коне. И к мудрому старцу подъехал Олег. (А. С. Пушкин) | Карточка № 3 До исправления | после исправления | На свою неволю он (дрозд) давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит индифферентно. | На свою неволю он (дрозд) давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. (А. П. Чехов) | | Выполняют задание творческой работы: преобразовывают художественный текст в официально-деловой, определяют отличия в постановке целей и использовании художественных средств. Прослушивают текст, отвечают на вопросы учителя; отмечают отличительные черты художественного стиля в сравнении с научным (текст математической задачи), делают вывод, как рождается образ в художественной литературе. Прочитывают разные редакции текста, обсуждают в группе причины изменений. Заслушивание ответов, их аргументация |