СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №23-24 Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль. Сфера применения, функции, стилевые черты художественной литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. раскрыть своеобразие стиля художественной литературы в практической работе с текстами; акцентировать внимание на его стилевых чертах, своеобразии текстов с созданием художественных образов;  
  2. прививать навык самостоятельно анализировать его;
  3. способствовать укреплению интереса учеников к художественному слову и развитию образного мышления.

Просмотр содержимого документа
«10 класс»

10 класс


Урок №23-24

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль. Сфера применения, функции, стилевые черты художественной литературы

Цели:

  1. раскрыть своеобразие стиля художественной литературы в практической работе с текстами; акцентировать внимание на его стилевых чертах, своеобразии текстов с созданием художественных образов;

  2. прививать навык самостоятельно анализировать его;

  3. способствовать укреплению интереса учеников к художественному слову и развитию образного мышления.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают особенности художественного стиля, его стилевые черты; анализируют тексты художественного стиля и отмечают их своеобразие

Тип урока:

формирование умений и навыков

Оборудование:

раздаточный материал, опорная таблица

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности

Слова — это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства

и стремления, о которых мы не говорим вслух.

Теодор Драйзер

Слова имеют свою собственную душу.

Б. Брехт

— Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Прочитайте эпиграфы. Какой из них вам больше нравится? Спишите его в тетрадь, объясните свой выбор.

  1. Свободный диктант

Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота — все это выражается в художественных произведениях. Художественная речь — своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература — значит, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. А. С. Пушкин разрушил устарелую стилистическую систему и установил новые принципы многообразия стилей в пределах единого национального литературного языка. Художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией — функцией эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Художественная речь должна возбуждать в нас чувство прекрасного, красоты. Что происходит со словами в художественном произведении? Как слово превращается в образ? На эти вопросы ищут ответы философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времен античности. В художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами. (По Г. Я. Солганику)

- Определите основную мысль текста.

  1. Постановка целей и задач урока

- Сегодня целью нашей работы является почувствовать своеобразие стиля художественной литературы в процессе анализа текстов.

Приветствуют учителя, записывают тему урока, эпиграф, обосновывают свой выбор.

Прослушивают текст свободного диктанта, формулируют основную мысль.

Определяют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Прием «Жигсо»

Разговорный стиль

Задание 1. Дайте определение разговорному стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Замените приводимые ниже предложения синонимичными разговорными конструкциями. При необходимости некоторые книжные слова замените общеупотребительными.

  1. За введением следует первая часть, заключающая в себе историю вопроса.

  2. Алексеев – хороший шахматист, но, тем не менее, выиграть эту партию он не смог.


Научный стиль

Задание 1. Дайте определение научному стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, «общие фразы», устраните многословие, исправьте ошибки.

  1. В ходе осмотра отчетливее стали видны имевшиеся недостатки в организации метеорологической службы, выявились узкие места, наметились пути их устранения.

  2. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясение,- это наблюдение над состоянием источников подземных вод.

  3. Между тем малые архитектурные формы обычно бывают расположены в непосредственной близости от зрителей.


Официально-деловой стиль

Задание 1. Дайте определение официально-деловому стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Укажите, какой вид документации вы будете использовать в следующих случаях.

  1. Вы опоздали на занятия.

  2. Вам нужно сдать экзамен раньше официально назначенного срока.

  3. Вы получили два магнитофона в студенческом клубе для проведения вечера.

  4. Вы не можете получить стипендию и разрешаете получить ее другому человеку.

  5. Ваш друг разрешает вам управлять его машиной.

  6. Вы хотите перевестись с одного отделения на другое.


Публицистический стиль

Задание 1. Дайте определение публицистическому стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Что означают слова:

Мэрия, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, менталитет, маркетинг, брокер?

Учащимся предлагается дать собственное толкование данных слов, после чего значение слов дает учитель. Слова записываются на доске.

Мэрия - орган местной городской исполнительной власти.

Спикер – председатель парламента.

Рейтинг – показатель популярности какого-либо лица, фильма, представления и др.

Инвестор – вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий вклады в какое-либо предприятие, дело.

Менеджер – специалист по управлению производством, работой предприятия.

Менталитет – мировосприятие, умонастроение.

Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг.

Брокер – агент, выступающий посредником, при купле-продаже ценных бумаг.


Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, запишите данные ниже слова.

Сол..дарность, д..пл..матия, д..ржава, экстр..мальный, предвыборная к..мпания, строительная к..мпания, сам..сознание, мис..ия, к..нгресс, д..партамент, д..кларация.


Работа в группах.

Выполняют работу, обсуждая задание в группе, презентуют выполненную работу в группе сменного состава

  1. Этап открытия нового знания

  1. Проблемная ситуация.

«Художественный стиль речи»

- Определите стиль речи. Почему вы так считаете?

Текст. ( И. Тургенев)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо0лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой…

  1. Изучение материала опорных таблиц. Беседа.

  • Каковы функции и особенности стиля?

  • Что значит эстетическая функция?

  • Какие лексические, грамматические, синтаксические средства характерны для него?

  • Каковы критерии нормы для этого стиля?

  • Вспомните, какие художественные средства характерны для этого стиля.

  • Чем отличаются понятия: литературный язык и язык художественной литературы?

*Комментарий учителя.

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.

В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.

Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Признаки художественного стиля:

а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.

б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.

в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.

г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.

На основе прочитанного текста вспоминают основные стилевые черты художественного стиля, его отличительные особенности.












Изучают опорные таблицы, делают записи в тетради, отвечают на основе данного материала на вопросы учителя.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практическая работа. Слушание-понимание текстов художественного стиля

  1. Творческая работа.

Задание. Прочитайте отрывки из стихотворений А. А. Ахматовой. Ответьте на вопросы, выполните предложенные задания.


1-2 группы

3-4 группы

БЕЛЫЙ ДОМ

Здесь дом был почти что белый,

Стеклянное крыльцо.

Сколько раз рукой помертвелой

Я держала звонок-кольцо.

Сколько раз… Играйте, солдаты,

А я мой дом отыщу,

Узнаю по крыше покатой,

По вечному плющу. (А. А. Ахматова)


Я СОШЛА С УМА…

Я сошла с ума, о мальчик странный,

В среду, в три часа!

Уколола палец безымянный

Мне звенящая оса.

Я ее нечаянно прижала,

И, казалось, умерла она,

Но конец отравленного жала

Был острей веретена.

О тебе ли я заплачу, странном,

Улыбнется ль мне твое лицо?

Посмотри! На пальце безымянном

Так красиво гладкое кольцо. (А. А. Ахматова)

  • К какому стилю относится данный текст? Š

  • Какова цель автора? Š

  • Можно по этому описанию отправить письмо? Š

  • К какому стилю будет относиться написание адреса? Š

  • Напишите адрес, по которому может уйти это письмо, соблюдая рамки официально-делового стиля.

  • Ваша цель и цель автора совпадают? Š

  • Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?

  • К какому стилю относится данный текст? Š

  • Какова цель автора? Š

  • Можно ли по данному тексту написать объявление о найденном кольце?

  • Напишите такое объявление с максимальным сохранением содержания данного текста.

  • Ваша цель и цель автора совпадают?

  • Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?



- Мы с вами преобразовывали текст художественный в официально-деловой. Как этим приемом пользуются мастера художественного слова, мы сейчас услышим.

  1. Работа с текстом.

Задание. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ЗАДАЧА (Отрывок)

Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали ее и учитель, вынув часы, заявил, что дает на решение задачи двадцать минут. Задача была следующая. «Два крестьянина вышли одновременно из пункта а в пункт Б, причем один из них делал в час 4 версты, а другой — 5. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта а до пункта Б такое же расстояние в верстах,— сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли 120 рублей, второму — 80, а всего бочка вина приносит прибыли 40 рублей». Первым долгом Семену Панталыкину пришла в голову мысль: «Что это за крестьяне такие: «первый» и «второй»? Эта сухая номенклатура ничего не говорит ни его уму, ни его сердцу. И сразу же, как только Панталыкин перекрестил «первого» и «второго» в Рудольфа и Вильяма, оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца… А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра. И вот шагают они оба, один на четверть часа впереди другого… Панталыкину пришел на ум такой вопрос: «Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу… Но если знакомы, почему они не сговорились идти вместе?». Возник еще один интересный вопрос: «Были ли у них ружья или нет?». Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов. Вот опять же — написали: пункт а, пункт Б… Что это за названия такие? Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами. И едва только пункт а получил название Санта-Фе, а пункт Б был преобразован в столицу Австралии, как оба города сделались понятными и ясными… Улицы сразу застроились домами причудливой экзотической архитектуры, из труб пошел дым, по тротуарам задвигались люди, а по мостовым забегали лошади, неся на своих спинах всадников — диких, приехавших в город за боевыми припасами испанцев. И еще — интересный вопрос: почему Рудольф и Вильям не воспользовались лошадьми, а пошли пешком? Все это очень странно… То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму. И постепенно вся задача, ее тайный смысл вырисовывается в мозгу Панталыкина Семена. Задача представилась такой: …Солнце еще не успело позолотить верхушек деревьев, еще яркие тропические птицы дремали в своих гнездах, еще черные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на все побережье, крадучись, шел по еле заметной лесной тропинке. Делал он только 4 версты в час: более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом. — Карамба! — пробормотал Вильям.— Если бы у Старого Билла была сейчас его лошаденка… Но… пусть меня разорвет, если я не найду негодяя, подрезавшего ей поджилки. А сзади него в это время крался, припадая к земле, скваттер Рудольф Каутерс, и его мужественные брови мрачно хмурились. — Я бы мог делать и 5 верст в час (кстати, почему не «миль» или «ярдов»?),— шептал скваттер,— но я хочу выследить эту старую лисицу. А Блокер уже слышал сзади себя шорох и, прыгнув за дерево, притаился… Увидев ползшего по траве Рудольфа, он приложился и выстрелил. И, схватившись рукой за грудь, перевернулся честный скваттер… — Ну, 20 минут прошло, раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики.— Ну, ты, Панталыкин Семен, покажи: какой из крестьян первый пришел в пункт Б? И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришел негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного» дерева… (По А. Аверченко)

  • Определите, какие стили речи в нем присутствуют. Назовите их характерные черты. Š

  • Какая цель была перед авторами задачи? Š

  • Какова цель мальчика-фантазера, преобразовавшего задачу? Š

  • Как в тексте рождался образ? Š

  • При помощи чего возникли образы Рудольфа и Вильяма? Š

  • Как преобразовались пункт А и пункт Б?


  1. Стилистический выбор.

Задание. Прочитайте и сравните два текста писателей. Объясните причины изменений, внесенных ими в различные редакции своих изданий.

Карточка № 1

До исправления

после исправления

Черт побери! Да есть ли что на свете, чего бы побоялся казак?

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. В. Гоголь)


Карточка № 2

До исправления

после исправления

Он по полю едет на смирном коне. И к гордому старцу подъехал Олег.

Князь по полю едет на верном коне. И к мудрому старцу подъехал Олег. (А. С. Пушкин)


Карточка № 3

До исправления

после исправления

На свою неволю он (дрозд) давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит индифферентно.

На свою неволю он (дрозд) давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. (А. П. Чехов)


Выполняют задание творческой работы: преобразовывают художественный текст в официально-деловой, определяют отличия в постановке целей и использовании художественных средств.

































Прослушивают текст, отвечают на вопросы учителя; отмечают отличительные черты художественного стиля в сравнении с научным (текст математической задачи), делают вывод, как рождается образ в художественной литературе.
















































Прочитывают разные редакции текста, обсуждают в группе причины изменений.

Заслушивание ответов, их аргументация


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «ПОПС - формула»

- Докажите, опираясь на материал сегодняшнего урока, что авторы эпиграфов к уроку были правы.

  1. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

  2. Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

  1. Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу доказать это на примере …».

  2. И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Доказывают правоту высказываний, аргументируя ответ

Домашнее задание

1. Теория по тетради.

2. Задания по уровням.

Высокий и достаточный уровни. Преобразуйте в художественный текст любую задачу, выбранную вами в учебниках алгебры или геометрии, воспользуйтесь при этом художественными средствами.

Средний уровень. Выпишите в тетрадь, какие художественные средства вам известны, приведите примеры.


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«ПР- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»

  1. Практическая работа. Слушание-понимание текстов художественного стиля

  1. Творческая работа.

Задание. Прочитайте отрывки из стихотворений А. А. Ахматовой. Ответьте на вопросы, выполните предложенные задания.


1-2 группы

3-4 группы

БЕЛЫЙ ДОМ

Здесь дом был почти что белый,

Стеклянное крыльцо.

Сколько раз рукой помертвелой

Я держала звонок-кольцо.

Сколько раз… Играйте, солдаты,

А я мой дом отыщу,

Узнаю по крыше покатой,

По вечному плющу. (А. А. Ахматова)


Я СОШЛА С УМА…

Я сошла с ума, о мальчик странный,

В среду, в три часа!

Уколола палец безымянный

Мне звенящая оса.

Я ее нечаянно прижала,

И, казалось, умерла она,

Но конец отравленного жала

Был острей веретена.

О тебе ли я заплачу, странном,

Улыбнется ль мне твое лицо?

Посмотри! На пальце безымянном

Так красиво гладкое кольцо. (А. А. Ахматова)

  • К какому стилю относится данный текст? Š

  • Какова цель автора? Š

  • Можно по этому описанию отправить письмо? Š

  • К какому стилю будет относиться написание адреса? Š

  • Напишите адрес, по которому может уйти это письмо, соблюдая рамки официально-делового стиля.

  • Ваша цель и цель автора совпадают? Š

  • Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?

  • К какому стилю относится данный текст? Š

  • Какова цель автора? Š

  • Можно ли по данному тексту написать объявление о найденном кольце?

  • Напишите такое объявление с максимальным сохранением содержания данного текста.

  • Ваша цель и цель автора совпадают?

  • Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?



  1. Работа с текстом.

Задание. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ЗАДАЧА (Отрывок)

Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали ее и учитель, вынув часы, заявил, что дает на решение задачи двадцать минут. Задача была следующая. «Два крестьянина вышли одновременно из пункта а в пункт Б, причем один из них делал в час 4 версты, а другой — 5. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта а до пункта Б такое же расстояние в верстах,— сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли 120 рублей, второму — 80, а всего бочка вина приносит прибыли 40 рублей». Первым долгом Семену Панталыкину пришла в голову мысль: «Что это за крестьяне такие: «первый» и «второй»? Эта сухая номенклатура ничего не говорит ни его уму, ни его сердцу. И сразу же, как только Панталыкин перекрестил «первого» и «второго» в Рудольфа и Вильяма, оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца… А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра. И вот шагают они оба, один на четверть часа впереди другого… Панталыкину пришел на ум такой вопрос: «Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу… Но если знакомы, почему они не сговорились идти вместе?». Возник еще один интересный вопрос: «Были ли у них ружья или нет?». Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов. Вот опять же — написали: пункт а, пункт Б… Что это за названия такие? Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами. И едва только пункт а получил название Санта-Фе, а пункт Б был преобразован в столицу Австралии, как оба города сделались понятными и ясными… Улицы сразу застроились домами причудливой экзотической архитектуры, из труб пошел дым, по тротуарам задвигались люди, а по мостовым забегали лошади, неся на своих спинах всадников — диких, приехавших в город за боевыми припасами испанцев. И еще — интересный вопрос: почему Рудольф и Вильям не воспользовались лошадьми, а пошли пешком? Все это очень странно… То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму. И постепенно вся задача, ее тайный смысл вырисовывается в мозгу Панталыкина Семена. Задача представилась такой: …Солнце еще не успело позолотить верхушек деревьев, еще яркие тропические птицы дремали в своих гнездах, еще черные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на все побережье, крадучись, шел по еле заметной лесной тропинке. Делал он только 4 версты в час: более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом. — Карамба! — пробормотал Вильям.— Если бы у Старого Билла была сейчас его лошаденка… Но… пусть меня разорвет, если я не найду негодяя, подрезавшего ей поджилки. А сзади него в это время крался, припадая к земле, скваттер Рудольф Каутерс, и его мужественные брови мрачно хмурились. — Я бы мог делать и 5 верст в час (кстати, почему не «миль» или «ярдов»?),— шептал скваттер,— но я хочу выследить эту старую лисицу. А Блокер уже слышал сзади себя шорох и, прыгнув за дерево, притаился… Увидев ползшего по траве Рудольфа, он приложился и выстрелил. И, схватившись рукой за грудь, перевернулся честный скваттер… — Ну, 20 минут прошло, раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики.— Ну, ты, Панталыкин Семен, покажи: какой из крестьян первый пришел в пункт Б? И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришел негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного» дерева… (По А. Аверченко)

  • Определите, какие стили речи в нем присутствуют. Назовите их характерные черты. Š

  • Какая цель была перед авторами задачи? Š

  • Какова цель мальчика-фантазера, преобразовавшего задачу? Š

  • Как в тексте рождался образ? Š

  • При помощи чего возникли образы Рудольфа и Вильяма? Š

  • Как преобразовались пункт А и пункт Б?


  1. Стилистический выбор.

Задание. Прочитайте и сравните два текста писателей. Объясните причины изменений, внесенных ими в различные редакции своих изданий.

Карточка № 1

До исправления

после исправления

Черт побери! Да есть ли что на свете, чего бы побоялся казак?

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. В. Гоголь)

Карточка № 2

До исправления

после исправления

Он по полю едет на смирном коне. И к гордому старцу подъехал Олег.

Князь по полю едет на верном коне. И к мудрому старцу подъехал Олег. (А. С. Пушкин)

Карточка № 3

До исправления

после исправления

На свою неволю он (дрозд) давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит индифферентно.

На свою неволю он (дрозд) давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. (А. П. Чехов)






Просмотр содержимого документа
«РМ - Проблемная ситуация»

  1. Проблемная ситуация.

- Определите стиль речи. Почему вы так считаете?

Текст. ( И. Тургенев)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо0лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой…

  1. Изучение материала опорных таблиц. Беседа.

  • Каковы функции и особенности стиля?

  • Что значит эстетическая функция?

  • Какие лексические, грамматические, синтаксические средства характерны для него?

  • Каковы критерии нормы для этого стиля?

  • Вспомните, какие художественные средства характерны для этого стиля.

  • Чем отличаются понятия: литературный язык и язык художественной литературы?

  1. Проблемная ситуация.

- Определите стиль речи. Почему вы так считаете?

Текст. ( И. Тургенев)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо0лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край неба растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи – величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной системы, они почти не трогаются с места; далее к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой…

  1. Изучение материала опорных таблиц. Беседа.

  • Каковы функции и особенности стиля?

  • Что значит эстетическая функция?

  • Какие лексические, грамматические, синтаксические средства характерны для него?

  • Каковы критерии нормы для этого стиля?

  • Вспомните, какие художественные средства характерны для этого стиля.

  • Чем отличаются понятия: литературный язык и язык художественной литературы?

Просмотр содержимого документа
«РМ- жигсо»

Разговорный стиль

Задание 1. Дайте определение разговорному стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Замените приводимые ниже предложения синонимичными разговорными конструкциями. При необходимости некоторые книжные слова замените общеупотребительными.

  1. За введением следует первая часть, заключающая в себе историю вопроса.

  2. Алексеев – хороший шахматист, но, тем не менее, выиграть эту партию он не смог.



Научный стиль

Задание 1. Дайте определение научному стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, «общие фразы», устраните многословие, исправьте ошибки.

  1. В ходе осмотра отчетливее стали видны имевшиеся недостатки в организации метеорологической службы, выявились узкие места, наметились пути их устранения.

  2. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясение,- это наблюдение над состоянием источников подземных вод.

  3. Между тем малые архитектурные формы обычно бывают расположены в непосредственной близости от зрителей.



Официально-деловой стиль

Задание 1. Дайте определение официально-деловому стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Укажите, какой вид документации вы будете использовать в следующих случаях.

  1. Вы опоздали на занятия.

  2. Вам нужно сдать экзамен раньше официально назначенного срока.

  3. Вы получили два магнитофона в студенческом клубе для проведения вечера.

  4. Вы не можете получить стипендию и разрешаете получить ее другому человеку.

  5. Ваш друг разрешает вам управлять его машиной.

  6. Вы хотите перевестись с одного отделения на другое.



Публицистический стиль

Задание 1. Дайте определение публицистическому стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Что означают слова:

Мэрия, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, менталитет, маркетинг, брокер?

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, запишите данные ниже слова.

Сол..дарность, д..пл..матия, д..ржава, экстр..мальный, предвыборная к..мпания, строительная к..мпания, сам..сознание, мис..ия, к..нгресс, д..партамент, д..кларация.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!