СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №23-24 Морфологические нормы. Особенности употребления имени прилагательного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания о понятии  «морфологические  нормы» речи; выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических форм имен прилагательных;
  2. развивать  коммуникативные  и лингвистические компетенции обучающихся;
  3. повышать  уровень   речевой культуры и воспитывать  любовь к  русскому языку; развивать  языковое чутьё. 

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок№23-24 Морфологические нормы. Употребление имен прилагательных»

10 класс


Урок №23-24

Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного

Цели:

  1. углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи; выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм имен прилагательных;

  2. развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

  3. повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку; развивать языковое чутьё.

Прогнозируемые результаты:

выявляют нарушение морфологических норм в образовании и употреблении прилагательных; правильно образуют и употребляют грамматические формы имен прилагательных

Оборудование:

презентация, раздаточный материал для практической работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

- Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

- Приведите примеры из наблюдений за речью окружающих (реализация домашнего задания).

  1. Объявление темы урока. Целеполагание.

Приветствуют учителя.


Читают высказывания, определяют их общую мысль.






Приводят примеры из собственных наблюдений за речью окружающих.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Корзина понятий «Имя прилагательное»

  2. Мозговой штурм.

Вопросы:

  1. Какие категории необходимо знать, чтобы не ошибиться в употреблении имен прилагательных? (разряды по значению, степени сравнения, особенности употребления полной и краткой формы)

  2. Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения? (качественные)

  3. Какие качественные прилагательные не могут иметь краткой формы? Степени сравнения?

  4. Есть ли различия в лексическом и грамматическом значении кратких и полных форм имен прилагательных?

  5. Какие прилагательные не могут иметь более экономной формы на -ен?

  6. Как образуется сравнительная степень имен прилагательных?

  7. Как образуется превосходная степень имен прилагательных?

Индивидуально вспоминают теоретический материал по теме «Прилагательное как часть речи», делают записи на стикерах, складывают информацию в «корзину понятий»; спикер обобщает все записи в виде монологического высказывания.


Отвечают на вопросы учителя – фронтальная беседа

  1. Этап открытия новых знаний

  1. Просмотр презентации «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имён прилагательных»

  • Особенности употребления имен прилагательных в формах степеней сравнения?

  • Каковы особенности употребления полной и краткой форм прилагательных?

Изучают материал презентации, делают выводы об особенностях употребления имен прилагательных

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Практическая работа.

Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.

1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.


Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).


Упражнение №3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3.Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).


Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.

Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.


Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.

Кошачья ловкость, горная вершина, крымское побережье, дружеская встреча, солнечные лучи, лебединая песня, бесконечные поиски, старческая походка, библиотечная книга, журавлиный крик, рыбная ловля, южные фрукты.


Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

  1. Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.

  2. Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.

  3. Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.

  4. Их дача уже давно ветхая и заброшена.

  5. Все это придает более необыкновенный стиль тексту.

  6. Нужно разрабатывать более новые технологии.

  7. Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.

  8. Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.

  9. Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.

  10. В этом году ваш перец горче.

Выполняют практические упражнения индивидуально - в паре – в группе.

Ответы к упражнениям

Упражнение №1.

Предложения: 1, 4, 5, 6.






Упражнение №2.

1. Здорова.

2. Откровенен, откровенна.

3. Достойно.

4. Согласен.

5. Жив.

6. Великолепная.

7. Молод, стар.

8. Мертва, слепа.

9. Богата.

10. Ничтожно, пусто.


Упражнение №3.

1. Известен.

2. Легкомыслен.

3. Обязательно.

4. Существенны.

5. Очевидны.

6. Величествен.

7. Компетентен.

8. Нежелательно.


Упражнение №4.

Не соответствуют нормам литературного языка: более глубже, более выше, звончее, сладче, самый меньший.






Упражнение №5.

Ловкость кошки, вершина горы, побережье Крыма, встреча друзей, лучи солнца, пеня лебедя, поиски до бесконечности, походка старца, книга из библиотеки, крик журавля, ловля рыбы, фрукты с юга.


Упражнение №6.

Грамматические ошибки содержатся в предложениях под номерами: 1, 3, 4, 7, 8.

Горче и горше – допустимы оба варианта.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Осуществляют ретроспективную рефлексию своих знаний и умений по теме


Домашнее задание

  1. Продвинутый уровень. Составить тест по теме урока.

  2. Достаточный уровень. Найдите и исправьте морфологические ошибки, связанные с употреблением прилагательных.

  1. Драки наши продолжались, становясь всё яростнее и жесточе.

  2. Этот ребёнок был слабже и задумчивее других.

  3. Ранка на его руке была самая крохотная.

  4. Пришедшая няня была немного подобрее предыдущей.

  5. С улыбкой на лице она становилась более красивее.

  6. С каждым годом дед становился всё глуше и хромее.

  7. Наименее труднейшие задачи нам задавали на дом.

  8. Ваше выступление было очень великолепно.

  9. Иван Иванович, какие вы справедливые.

  10. Пётр был готовый начать всё сначала.


Записывают домашнее задание.



Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.


Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.

1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.


Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).


Упражнение №3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.


Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.

1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.


Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).


Упражнение №3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).

Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.

Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.


Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.

Кошачья ловкость, горная вершина, крымское побережье, дружеская встреча, солнечные лучи, лебединая песня, бесконечные поиски, старческая походка, библиотечная книга, журавлиный крик, рыбная ловля, южные фрукты.


Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.


  1. Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.

  2. Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.

  3. Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.

  4. Их дача уже давно ветхая и заброшена.

  5. Все это придает более необыкновенный стиль тексту.

  6. Нужно разрабатывать более новые технологии.

  7. Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.

  8. Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.

  9. Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.

  10. В этом году ваш перец горче.




Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.

Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.


Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.

Кошачья ловкость, горная вершина, крымское побережье, дружеская встреча, солнечные лучи, лебединая песня, бесконечные поиски, старческая походка, библиотечная книга, журавлиный крик, рыбная ловля, южные фрукты.


Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.


  1. Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.

  2. Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.

  3. Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.

  4. Их дача уже давно ветхая и заброшена.

  5. Все это придает более необыкновенный стиль тексту.

  6. Нужно разрабатывать более новые технологии.

  7. Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.

  8. Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.

  9. Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.

  10. В этом году ваш перец горче.



Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок№23-24 Морфологические нормы. Употребление имен прилагательных»

Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имён прилагательных

Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имён прилагательных

Имя прилагательное Корзина понятий

Имя прилагательное

Корзина понятий

Имя прилагательное как часть речи Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы (какой? каков? чей?). Имена прилагательные зависят от имён существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже (т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и имена существительные). Например: охотничьей избушки, весёлые деньки, в розоватой воде. Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч, м.р.

Имя прилагательное как часть речи

  • Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы (какой? каков? чей?).
  • Имена прилагательные зависят от имён существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже (т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и имена существительные). Например: охотничьей избушки, весёлые деньки, в розоватой воде.
  • Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч, м.р.

Имя прилагательное как часть речи По значению различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Качественные имена прилагательные употребляются в полной и краткой форме. Например: Облетевший тополь серебрист и светел. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. В предложении имена прилагательные в полной форме чаще всего являются согласованными определениями, а в краткой форме – сказуемыми.

Имя прилагательное как часть речи

  • По значению различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
  • Качественные имена прилагательные употребляются в полной и краткой форме. Например: Облетевший тополь серебрист и светел. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
  • В предложении имена прилагательные в полной форме чаще всего являются согласованными определениями, а в краткой форме – сказуемыми.

Разряды имён прилагательных

Качественные

Относительные

обозначают признак, который может проявляться в большей или в меньшей степени (т.е. имеет градации по степени интенсивности своего проявления)

Притяжательные

называют признак через отношение к другому предмету (их корень содержит предметное значение): каменный забор (камень), настенные часы (стена) и др.

  • имеют степени сравнения: красивый — красивее — красивейший;
  • имеют полную и краткую форму: красив красива — красиво — красивы;
  • могут образовывать наречия на -о: красиво;
  • образуют антонимы между собой, в том числе с не -: красивый — ужасный / красивый — некрасивый,
  • имеют суффиксы субъективной оценки: красив еньк ий.

Притяжательные прилага-тельные обозначают принадлежность предмета человеку или животному.

  • Относительные прилагательные обозначают только отношения, например:

Например:

а) к месту (ростовский, речной),

б) ко времени (утренний, зимний, прошлогодний, январский),

Сережина тетрадь, Верины куклы,

в) к материалу (деревянный)

анютины глазки,

китовый ус,

г) назначению (стиральная пассажирский, плавательный),

слоновая кость,

д) конкретному весу, длине, мере (метровая, квартальный).

  • Относительные прилагательные всегда можно заменить синонимичной конструкци-ей со словом, от которого они образованы.

змеиный яд,

Ср.: московский вокзал — вокзал в Москве, кирпичная стена — стена из кирпича, осенний лес — лес осенью.

пчелиное жало

Качественные прилагательные Однако всеми перечисленными признаками обладает не каждое качественное прилагательное. Например, есть прилагательные, обозначающие абсолютный признак ( больной, босой, голый, глухой, немой, слепой, буланый, саврасый, гнедой и др.), которые не образу­ют степеней сравнения, не всегда имеют краткую форму, антони­мы. Тем не менее такие прилагательные — качественные , посколь­ку они обозначают признак непосредственно, а не через отноше­ние к другим предметам или явлениям .

Качественные прилагательные

  • Однако всеми перечисленными признаками обладает не каждое качественное прилагательное. Например, есть прилагательные, обозначающие абсолютный признак ( больной, босой, голый, глухой, немой, слепой, буланый, саврасый, гнедой и др.), которые не образу­ют степеней сравнения, не всегда имеют краткую форму, антони­мы.
  • Тем не менее такие прилагательные — качественные , посколь­ку они обозначают признак непосредственно, а не через отноше­ние к другим предметам или явлениям .

Относительные прилагательные Относительные прилагательные не имеют ни степеней сравнения, ни краткой формы, ни антонимов, ни суффиксов субъективной оценки и не образуют наречий на -о. Если нам встречаются подобные аномалии, то это либо стилистический прием, окказиональное явление в творчестве мастеров слова, либо речевые ошибки, вызванные незнанием грамматических норм.

Относительные прилагательные

  • Относительные прилагательные не имеют ни степеней сравнения, ни краткой формы, ни антонимов, ни суффиксов субъективной оценки и не образуют наречий на -о. Если нам встречаются подобные аномалии, то это либо стилистический прием, окказиональное явление в творчестве мастеров слова, либо речевые ошибки, вызванные незнанием грамматических норм.

Относительные прилагательные Употребляясь в переносном значении, относительные прилагательные могут приобретать качественное значение, например: золотое кольцо, серьги, цепочка, купол и т.д. - золотое сердце, золотые руки, золотая душа, золотые слова и т.д., но и в этом случае они не образуют ни степеней сравнения, ни краткой формы. Единственное, что они могут — это иметь антонимы, и то чаше контекстуальные, ср.: - Значит, разбираешься? Золотые, видать, руки. — Это поглядим — золотые они или оловянные. (В. Васильев)

Относительные прилагательные

  • Употребляясь в переносном значении, относительные прилагательные могут приобретать качественное значение, например: золотое кольцо, серьги, цепочка, купол и т.д. - золотое сердце, золотые руки, золотая душа, золотые слова и т.д., но и в этом случае они не образуют ни степеней сравнения, ни краткой формы. Единственное, что они могут — это иметь антонимы, и то чаше контекстуальные, ср.: - Значит, разбираешься? Золотые, видать, руки. — Это поглядим — золотые они или оловянные. (В. Васильев)

Притяжательные прилагательные Притяжательные прилагательные на -ов/-ев, -ин/-ын употребляются только в разговорной речи: дедов, старухин . Двойное выражение принадлежности — явный признак просторечья: к дяди Петину дому, в тети Машиной кофте, тетин Лизин муж . При выборе вариантов в синонимических конструкциях отцов дом — отцовский дом следует учитывать, что прилагательные на - ский (-веский, -инский ) чаще выражают качественное значение , ср.: отцовская забота, материнская любовь.

Притяжательные прилагательные

  • Притяжательные прилагательные на -ов/-ев, -ин/-ын употребляются только в разговорной речи: дедов, старухин . Двойное выражение принадлежности — явный признак просторечья: к дяди Петину дому, в тети Машиной кофте, тетин Лизин муж .
  • При выборе вариантов в синонимических конструкциях отцов дом — отцовский дом следует учитывать, что прилагательные на - ский (-веский, -инский ) чаще выражают качественное значение , ср.: отцовская забота, материнская любовь.

Притяжательные прилагательные Прилагательные на -овый, -иный (китовый ус, слоновая кость, змеиный яд, пчелиное жало) и прилагательные на -ий, -ья, -ье (казачья станица, рыбачий поселок, верблюжья шерсть, лебяжий пух, медвежье сало) обозначают групповую принадлежность и часто приобретают качественно-относительное значение: бобровый воротник, змеиное коварство, волчий аппетит, лисья хитрость, охотничья собака.

Притяжательные прилагательные

  • Прилагательные на -овый, -иный (китовый ус, слоновая кость, змеиный яд, пчелиное жало) и прилагательные на -ий, -ья, -ье (казачья станица, рыбачий поселок, верблюжья шерсть, лебяжий пух, медвежье сало) обозначают групповую принадлежность и часто приобретают качественно-относительное значение: бобровый воротник, змеиное коварство, волчий аппетит, лисья хитрость, охотничья собака.

Степени сравнения имён прилагательных Сравнительная простая Превосходная прил. + -ЕЕ-/-ЕЙ- составная БОЛЕЕ (МЕНЕЕ) +прил. прил. + -Е-/-ШЕ- простая низкий – ниже составная более прочный ПО + прил. + -ШЕ-/-Е- прил. + -ЕЙШ- милый -милее/милей прил. + -АЙШ- высокий – выше добрый-добрее/добрей САМЫЙ+ прил. умный-умнейший менее смелый высокий - повыше большой - побольше самая умная тонкий – тоньше глубокий - глубочайший НАИБОЛЕЕ (НАИ-МЕНЕЕ) + прил. НАИ + прил. + -Ш- ср.ст. прил. + ВСЕХ (ВСЕГО) наивысший долгий - дольше наиболее серьёзный, самое глубокое наименее подходящее наикрасивейший грустнее всех интереснее всего

Степени сравнения имён прилагательных

Сравнительная

простая

Превосходная

прил. + -ЕЕ-/-ЕЙ-

составная

БОЛЕЕ (МЕНЕЕ) +прил.

прил. + -Е-/-ШЕ-

простая

низкий – ниже

составная

более прочный

ПО + прил. + -ШЕ-/-Е-

прил. + -ЕЙШ-

милый -милее/милей

прил. + -АЙШ-

высокий – выше

добрый-добрее/добрей

САМЫЙ+ прил.

умный-умнейший

менее смелый

высокий - повыше

большой - побольше

самая умная

тонкий – тоньше

глубокий - глубочайший

НАИБОЛЕЕ (НАИ-МЕНЕЕ) + прил.

НАИ + прил. + -Ш-

ср.ст. прил. + ВСЕХ (ВСЕГО)

наивысший

долгий - дольше

наиболее серьёзный,

самое глубокое

наименее подходящее

наикрасивейший

грустнее всех

интереснее всего

Особенности употребления имен прилагательных в формах степеней сравнения Простая форма сравнительной степени имеет нейтральный характер, сложная вносит оттенок книжности: более смелый в разговорной речи употребляется реже, чем смелее , что соответствует тенденции к экономии речевых усилий. Интересно, что синтетические формы сравнительной степени прилагательных все более склоняются к предпочтению форм с фонетической редукцией: яснее —ясней, бодрее —бодрей, смелее —смелей, сочнее —сочней, виднее —видней, темнее —темней, живее —живей, краснее —красней.

Особенности употребления имен прилагательных в формах степеней сравнения

  • Простая форма сравнительной степени имеет нейтральный характер, сложная вносит оттенок книжности: более смелый в разговорной речи употребляется реже, чем смелее , что соответствует тенденции к экономии речевых усилий.
  • Интересно, что синтетические формы сравнительной степени прилагательных все более склоняются к предпочтению форм с фонетической редукцией: яснее —ясней, бодрее —бодрей, смелее —смелей, сочнее —сочней, виднее —видней, темнее —темней, живее —живей, краснее —красней.

Особенности употребления имен прилагательных в формах степеней сравнения Ошибки при образовании степеней сравнения имен прилагательных возникают из-за того, что говорящим не учитывается отсутствие в русском языке для данных слов таких форм. Например, не имеют форм простой сравнительной степени прилагательные с суффиксами -к-, -ск-у -ов-, -ев-, -л-: боевой, вялый, маркий, вражеский и др.  Сравнительная степень подобных прилагательных образуется при помощи слов более и менее.

Особенности употребления имен прилагательных в формах степеней сравнения

  • Ошибки при образовании степеней сравнения имен прилагательных возникают из-за того, что говорящим не учитывается отсутствие в русском языке для данных слов таких форм. Например, не имеют форм простой сравнительной степени прилагательные с суффиксами -к-, -ск-у -ов-, -ев-, -л-: боевой, вялый, маркий, вражеский и др. Сравнительная степень подобных прилагательных образуется при помощи слов более и менее.

Помните, что Нормативными являются следующие формы: бойче вязче, горче (горше), жальче, жарче, звонче, площе, робче, хлёстче, хрупче, у́же. Формы с приставкой по-  вносящие добавочное значение небольшой степени увеличения или уменьшения качеств, характерны для разговорной речи. Например, сделать получше стать повыше, проснуться пораньше и т.д. Ср. в деловой речи: немного лучше, немного выше, немного раньше.

Помните, что

  • Нормативными являются следующие формы: бойче вязче, горче (горше), жальче, жарче, звонче, площе, робче, хлёстче, хрупче, у́же.
  • Формы с приставкой по- вносящие добавочное значение небольшой степени увеличения или уменьшения качеств, характерны для разговорной речи. Например, сделать получше стать повыше, проснуться пораньше и т.д.
  • Ср. в деловой речи: немного лучше, немного выше, немного раньше.

Помните, что Ошибочным считается соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени типа более лучший, более худший, более красивее , поскольку второе слово само по себе не выражает значение сравнительной степени. Нарушением грамматических норм является и употребление конструкций, образованных по схеме: «САМЫЙ + превосходная степени сравнения» типа самых добрейших . Они также носят плеонастический характер, так как слово САМЫЙ дублирует указание на предельное проявление признака, содержащееся в формах с суффиксами -ейш- или -айш-.

Помните, что

  • Ошибочным считается соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени типа более лучший, более худший, более красивее , поскольку второе слово само по себе не выражает значение сравнительной степени.
  • Нарушением грамматических норм является и употребление конструкций, образованных по схеме: «САМЫЙ + превосходная степени сравнения» типа самых добрейших . Они также носят плеонастический характер, так как слово САМЫЙ дублирует указание на предельное проявление признака, содержащееся в формах с суффиксами -ейш- или -айш-.

Полная и краткая формы имени прилагательного Полная форма Краткая форма Смысловое различие Обозначает постоянный признак или вневременное качество: Ср. друг больной - друг болен. Выражает идею временного признака, недлительного состояния: Ср. друг больной - друг болен. 2. Грамматическое различие Синтаксическое управление используется лишь в качестве стилистического приема: Я на такую тяжесть уже не способный . Способна к синтаксическому управлению: Рюкзак тяжел для тебя. 3. Стилистическое различие Характерен оттенок смягченного вы­ражения: Она красивая, он добрый. Характеризуется большей определен­ностью, категоричностью: Она красива, он добр. Встречается чаще всего в разговор­ном стиле, например: Ответы уче­ника ясные и точные. Присуща книжному стилю: Настоящая мудрость немногословна.  ( Л. Толстой)

Полная и краткая формы имени прилагательного

Полная форма

Краткая форма

  • Смысловое различие

Обозначает постоянный признак или вневременное качество: Ср. друг больной - друг болен.

Выражает идею временного признака, недлительного состояния: Ср. друг больной - друг болен.

2. Грамматическое различие

Синтаксическое управление используется лишь в качестве стилистического приема: Я на такую тяжесть уже не способный .

Способна к синтаксическому управлению: Рюкзак тяжел для тебя.

3. Стилистическое различие

Характерен оттенок смягченного вы­ражения: Она красивая, он добрый.

Характеризуется большей определен­ностью, категоричностью: Она красива, он добр.

Встречается чаще всего в разговор­ном стиле, например: Ответы уче­ника ясные и точные.

Присуща книжному стилю: Настоящая мудрость немногословна. ( Л. Толстой)

Особенности употребления  полной и краткой форм имён прилагательных При использовании в речи полных и кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых правил. Полную и краткую формы имён прилагательных нельзя употреблять как однородные члены предложения: Староста нашего класса серьёзна, циплинированна и очень ответственная . В качестве однородных членов должны выступать однотипные формы: либо полные, либо краткие. Староста нашего класса серьёзна, циплинированна и очень ответственна.

Особенности употребления полной и краткой форм имён прилагательных

  • При использовании в речи полных и кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых правил.
  • Полную и краткую формы имён прилагательных нельзя употреблять как однородные члены предложения: Староста нашего класса серьёзна, циплинированна и очень ответственная . В качестве однородных членов должны выступать однотипные формы: либо полные, либо краткие. Староста нашего класса серьёзна, циплинированна и очень ответственна.

Особенности употребления  полной и краткой форм имён прилагательных В разговоре об обыденных вещах, например о погоде, желательно использовать конструкции с полными прилагательными: Утро было тёплое и безветренное. В письменной же речи отдавайте предпочтение кратким формам. Зачастую писатели и поэты намеренно употребляют такие формы, чтобы придать тексту оттенок книжности, высокого стиля: Свободны, горды, полудики, //Природы верные жрецы (К. Батюшков).

Особенности употребления полной и краткой форм имён прилагательных

  • В разговоре об обыденных вещах, например о погоде, желательно использовать конструкции с полными прилагательными: Утро было тёплое и безветренное. В письменной же речи отдавайте предпочтение кратким формам. Зачастую писатели и поэты намеренно употребляют такие формы, чтобы придать тексту оттенок книжности, высокого стиля: Свободны, горды, полудики, //Природы верные жрецы (К. Батюшков).

Особенности употребления  полной и краткой форм имён прилагательных Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами. Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка. Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий: Он худ и высокий; Он ранен и контуженный.

Особенности употребления полной и краткой форм имён прилагательных

  • Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.
  • Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка.
  • Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий:

Он худ и высокий; Он ранен и контуженный.

Особенности употребления  полной и краткой форм имён прилагательных  В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам. В современном языке краткие прилагательные не склоняются, как в древности. Память об их «прошлой жизни» сохранилась в некоторых фразеологизмах (на босу ногу, от мала лика) и фольклорных произведениях: «У меня золота казна не тощится, Цветно платьице не носится, Дружина хоробра не изменяется» (из былины «Садко») ; Шары, бары, растабары: белы снеги выпадали, серы зайцы выбегали... (из русских припевов).

Особенности употребления полной и краткой форм имён прилагательных

  • В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам. В современном языке краткие прилагательные не склоняются, как в древности.
  • Память об их «прошлой жизни» сохранилась в некоторых фразеологизмах (на босу ногу, от мала лика)
  • и фольклорных произведениях: «У меня золота казна не тощится, Цветно платьице не носится, Дружина хоробра не изменяется» (из былины «Садко») ;
  • Шары, бары, растабары: белы снеги выпадали, серы зайцы выбегали... (из русских припевов).

Особенности употребления  полной и краткой форм имён прилагательных  Запомни! Прилагательные, заканчивающиеся на ударный –Е́нный, образуют краткую форму мужского рода только на -ЕНЕН, кроме слов-исключений  современный (современен) и блаженный (блажен) :  обыкновЕнный – обыкновенен сокровЕнный - сокровенен

Особенности употребления полной и краткой форм имён прилагательных

Запомни!

  • Прилагательные, заканчивающиеся на ударный –Е́нный, образуют краткую форму мужского рода только на -ЕНЕН, кроме слов-исключений современный (современен) и блаженный (блажен) :

обыкновЕнный – обыкновенен

сокровЕнный - сокровенен

Как правильно  своевремен или своевременен? Прилагательные на безударное -ЕННЫЙ допускают два варианта краткой формы: на -ЕН и на -ЕНЕН: величествен — величественен, воинствен — воинственен, медлен — медленен, могуществен — могущественен, ответствен — ответственен, родствен — родственен, свойствен — свойственен, торжествен — торжественен, естествен - естественен и т.п. В настоящее время чаще используется форма на -ЕН как более «экономная»: бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчислен, бесчувствен, двусмыслен, искусствен, легкомыслен, многочислен, мужествен, невежествен, посредствен и др.

Как правильно своевремен или своевременен?

  • Прилагательные на безударное -ЕННЫЙ допускают два варианта краткой формы: на -ЕН и на -ЕНЕН: величествен — величественен, воинствен — воинственен, медлен — медленен, могуществен — могущественен, ответствен — ответственен, родствен — родственен, свойствен — свойственен, торжествен — торжественен, естествен - естественен и т.п.
  • В настоящее время чаще используется форма на -ЕН как более «экономная»: бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчислен, бесчувствен, двусмыслен, искусствен, легкомыслен, многочислен, мужествен, невежествен, посредствен и др.

Как правильно  своевремен или своевременен? Что касается ответа на вопрос, заданный в заголовке, то можно своевремен , а можно и своевременен.  Первая из этих форм (с беглым -е-) встречается преимущественно в разговорной речи, а вторая (без беглого гласного) - в книжной.

Как правильно своевремен или своевременен?

  • Что касается ответа на вопрос, заданный в заголовке, то можно своевремен , а можно и своевременен.

  • Первая из этих форм (с беглым -е-) встречается преимущественно в разговорной речи, а вторая (без беглого гласного) - в книжной.

Рефлексия

Рефлексия

Размещено на http://www.nashashcola.ru/  Литература Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие. 10-11-й классы. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

Размещено на http://www.nashashcola.ru/

Литература

  • Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  • Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие. 10-11-й классы. – Ростов н/Д: Легион, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!