СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №17-18 Основные жанры, нормы публицистического стиля. ПР. Создание текстов публицистического стиля.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с основными жанрами публицистического стиля; учить чёткому определению жанров при работе с текстом газет;
  2. в ходе работы с текстами публицистического стиля прививать навык анализа и составления текста такого стиля;
  3. воспитывать чувство стиля, жанра при анализе газетных образцов публицистики.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №17-18 Жанры публицистического стиля.»

10 класс


Урок №17-18

Основные жанры, нормы публицистического стиля. ПР. Создание текстов публицистического стиля.

Цели:

  1. познакомить учащихся с основными жанрами публицистического стиля; учить чёткому определению жанров при работе с текстом газет;

  2. в ходе работы с текстами публицистического стиля прививать навык анализа и составления текста такого стиля;

  3. воспитывать чувство стиля, жанра при анализе газетных образцов публицистики.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают основные жанры публицистического стиля, проводят аналитическую работу с заголовками, лексикой и газетным материалом, определяя тематику и проблематику предложенного материала; исправляют стилистические ошибки; создают собственный текст на основе предложенной лексике

Оборудование:

(РМ) тексты и задания для самостоятельной работы; карточки и упражнения для работы в группах; слова для творческой работы; (РМ) «Жанры публицистического стиля», газеты (любые).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Приветствуют учителя

  1. Самостоятельная работа


Опрос по повторению.

- Прочитайте текст, выполните тест, ответив на вопросы. Š

В организме человека насчитывается приблизительно 200 типов различных клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается чёткая микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. Клетки можно рассматривать и живыми. Для этого на микроскоп ещё монтируют специальное жёсткое устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.

(С. И. Львова «ЕГЭ — 2006: Русский язык. Сборник заданий»)

Определите стиль текста. Š

Тест

1) Какое суждение противоречит содержанию текста?

а) Микроскопия — ведущий метод изучения клетки;

б) большинство компонентов клеток не прозрачны;

в) клетки можно рассматривать и живыми;

г) человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.

2) Какова цель автора этого текста?

а) Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для ученого-биолога;

б) выразить личное отношение к описываемым фактам;

в) информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки;

г) доступно изложить научные факты.

3) Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

а) Текст рассчитан на широкий круг читателей;

б) научная информация в тексте упрощена;

в) текст содержит незначительное количество терминов;

г) лексика текста может быть понятна только специалисту.

4) Какие из особенностей языковых средств научного стиля не характерны для данного текста? (Укажите 1 вариант ответа)

а) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные, термины;

б) в тексте есть сложноподчиненные предложения;

в) речь ведется от 1 лица множественного числа;

г) все слова в тексте употреблены в прямом значении.

5) Составьте схему 4 предложения, которая поясняла бы знаки препинания.

Выполняют самостоятельную работу индивидуально.

Взаимопроверка.

Ключи:

1 — б; 2 — г; 3 — б; 4 — в.

  1. Актуализация опорных знаний


Лингвистические задачи. Лексическая работа.

  1. Что общего у слов: публика, публичный, публикация, публицистический, популярный?

  2. Слово «публика» заимствовано из польского языка в Петровскую эпоху. Однако корни этого слова уходят глубже: в польский язык оно попало через французский из латинского — «популярный», то есть «народный». Итак, публика — это простой народ, популярный — народный, публикация — доведение до всеобщего сведения. Что же такое республика? (Народная власть)

  3. Создайте ассоциативный ряд (5 слов) к слову публицистический. Работа индивидуальная. Затем учитель 2–3 варианта выносит на доску.

Публицистика — народ — газета — эмоциональность — воздействие.

- Опираясь на эти слова, расскажите о публицистическом стиле.

Выполняют лингвистические задачи, повторяют теоретический материал, связанный с темой «публицистический стиль»

  1. Постановка целей и задач урока


Совместное целеполагание.

- Основная цель работы сегодня — углубить и расширить знания о публицистическом стиле, отследить связь социальных и политических вопросов с эпохой, познакомимся с различными жанрами публицистики и нормами этого стиля, учиться работать с публицистическими текстами и создавать их самим.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока

  1. Объяснение нового материала

Лекция учителя с элементами самостоятельной работы

— В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность. Для нее характерны свои жанры. Какие жанры вы можете назвать?

Задание по работе с РМ.

- Прочитайте определение жанров публицистического стиля. Соотнесите название жанра с его определением. Кратко запишите определения жанров.

ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Передовица —

передовая статья, статья по одному из актуальных вопросов внешней или внутренней политики государств, выражает мнение издателя, является разновидностью информационной статьи.

Полемическая статья —

отклик на другой текст, содержит в себе элементы спора, полемики. Текстам данного типа свойственна яркая эмоциональность, экспрессия, категоричные оценочные суждения, которые могут быть выражены с помощью специальных речевых средств, а могут скрываться под точной и убедительной аргументацией.

Рекламные статьи —

статьи, которые в явной или скрытой форме выражают не точку зрения их автора, а точку зрения заказчика. Данные публикации могут иметь и информативный характер, и ярко экспрессивный.

Очерк —

самостоятельный жанр публицистики, рассказ, основанный на фактическом материале, включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые произошедший факт высвечивает. Он не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора. Различают документальный, в котором авторская позиция скрыта; и публицистический, где автор предстает как реальный наблюдатель или даже участник описываемых событий.

Репортаж —

сообщение о местных событиях, о событиях дня в периодическую печать, информация.

Эссе —

публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем.

Фельетон —

литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни.

Памфлет —

злободневное острое сатирическое публицистическое произведение, обычно политического характера, направленное против кого(чего)-нибудь.


Называют известные жанры публицистического стиля

Работают с таблицей – соотносят название с определением жанра, делают записи в тетради

  1. Закрепление


  1. Задание «Докажи!»

— Узнав о значении слов «публика», «публикация», мы можем сказать, что публицистика отражает текущую историю народа и обращена к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым), поэтому ее часто называют летописью современности. Докажите эти позиции, используя отрывки из газетных статей.

  1. Задание «Найди приметы времени!»

- Найдите приметы времени. Ответьте на вопросы. Какие проблемы волновали и волнуют общество? Изменились ли они? Меняется ли отношение к ним? Почему? Š

Карточка № 1

С архитектурной утонченностью нынешних построек, при новых понятиях о домашнем комфорте, исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домики, почти все серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда не красились. (М. Бутурлина, «Записки». 1820–1850-ые гг.) Большинство зданий, представленных в рамках конкурса, находятся в отличном состоянии, но есть и такие, которые нуждаются в ремонте. Например, кинотеатр им. Шевченко — бывший синематограф «Баян», построенный в 1911 году. (Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)

Карточка № 2

Бедность с каждым днем развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «Человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты. Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голоса» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обремененного семейством и получающего 100 или 150 руб. в год пенсии, то вдовы чиновника или офицера с тремя или четырьмя детьми, получающими еще меньше, то жены, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких средств. (Из газеты «Голос». — 1866)

Тяжело сегодня живется старикам. Мизерная пенсия, высокие цены не позволяют им приобрести и самые необходимые, жизненно важные продукты питания, одежду, обувь, пользоваться бытовыми услугами. Какая-то надежда у них была на трудовые сбережения, которые они откладывали буквально по рублю из своей заработной платы, сдавали на хранение в учреждения Сбербанка. Но и она рухнула: их вклады инфляция свела на нет. (Из газеты «Крымские известия». — 1993. — № 86)

…катастрофически растет задолженность по зарплатам в бюджетной сфере: общая кредиторская задолженность уже перешагнула 33 миллиона против 27 в начале года (то есть за 9 месяцев выросла на 20 %). (Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)

Карточка № 3

Мы посвящаем особенное внимание тем скромным предложениям, которые с некоторого времени начали появляться в изобилии на страницах «Полицейских ведомостей» и относятся к отдаче денег под ручные залоги. Изобретательность этих предложений изумительна. Например: предлагают деньги под залог вещей, начиная от 2 до 3000 руб., с выдачею квитанций за умеренные проценты, под залог пенсионных листов; есть даже такие благодетели, которые предлагают деньги совершенно без процентов. Все эти объявления показывают, с одной стороны, крайнюю потребность в деньгах в бедном классе, с другой — накопление небольших сбережений людьми, не умеющими обратить эти деньги на какое-нибудь производственное предприятие. (Из газеты «Голос». — 1865)

Пошел я по банкам, как говорится, со шляпой в руке. Обнаружилось, что объем необходимых документов и справок увеличился вдвое. Но это в конце концов техническая проблема. Что дело не в технике, я понял, когда девочка из кредитного отдела банка за коробку вкусных конфет допустила меня к шкафу, где у них хранятся заявки от желающих получить кредит. Папки с кредитными делами (так это называется на языке банкиров) в шкаф явно не вмещались. В то же время предложений о кредитах вроде много. «Кредиты без залогов, справок и поручителей»,— кричат объявления. Хотелось бы предупредить: среди объявлений на столбах встречаются абсолютно криминальные варианты. Например, ростовщик может назначить клиенту встречу поздно вечером — и выдать деньги. Но не успеет клиент отойти на два квартала от его конторы, как ему «случайно» дадут по голове и ограбят на всю сумму подписанного обязательства. (Из газеты «Московский комсомолец в Украине». — 2009. — № 45)


  1. Задание «Сообрази!» (Тематика статей учителем оглашается позже.)

- Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки: Š «Первый блин комом» — газета «МК» — о футболе; «Пес с ними» — газета «МК» — о собаках знаменитостей; «На девочках поставили крест» — газета «МК» — о девочках, убежавших из монастыря; «Свобода пуще неволи» — газета «МК» — сицилиец просится в тюрьму; «Моя хата с краю?» — газета «Европа-Экспресс» — о пассивности граждан по отношению к экстремистам?

- Что использовали авторы для заголовков? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы)

- Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи? Š

- С какой целью их используют?

- Какой прием использовал автор статьи в заголовке «Пока не поГРИППённые» — газета «МК»? (Авторский неологизм).


  1. Задание «Скорректируй!»

- Прочитайте заголовки статей из газет. Выпишите заголовки, в которых есть иностилевые элементы. Охарактеризуйте их. Рядом запишите исправленный вариант.

«Рабочая газета» («РГ»): «Молния в оренбургской степи», «Импортное масло и дорогой сахар», «Превращение народа в пипла», «Америка, ты не права!», «Праздник, который не отнять».

Использование иностранного слова в качестве русского с изменением его грамматических свойств является сленговым. Заголовок «Превращение народа в пипла» содержит иностилевой элемент «пипла». Статью следовало озаглавить: «Превращение народа в people»

«МК»: «Экономическая дискриминация», «Виктор Пелевин нарывается на проклятие», «Пелевин возродил постмодернизм», «Губернатор послал депутатов».

Статьи следовало озаглавить: «Виктор Пелевин напрашивается на проклятие» или «Виктор Пелевин вызывает огонь на себя»; «Губернатор нагрубил депутатам», убрав сленговые слова.

«Сегодня. Твоё»: «Звезда ошалела от свободы», «Куда вкладывают деньги профессионалы», «Поездка в Сахару: по местам голливудской славы», «Хвостатый мент».

Мент — жаргонное слово. Статью следует озаглавить: «Хвостатый милиционер».


  1. Задание «Восстанови!»

- Восстановите по предложенной лексике тематику статьи, запишите слова в тетрадь, вставив при необходимости нужные буквы.

а) Энергия, т..хнологии, эк..логический, (серо)водород, эк..автомобили, Ч(ч)..рное море, (водородо)добывающий, будущ..е, (экологически) чистые, (взрыво)опасность, пр..брежный, э(ф, фф)ективный.

б) Пр..зидентская к..мпания, тр..умфатор, програ(м, мм)а, со- ц..ология, изб..ратель, о(п, пп)озиция, (премьер)министр, бе..пощадный, (К)конституция.

в) Музыкальный лан..шафт, «Стари(н, нн)ые часы», «В..рнисаж», (не)повторимые шоу, экспре(с, сс)ия, с..мф..нический оркестр, счас..ливый.

г) (Сильно)действующий, эп..демия, про(ф, фф)е(с, сс)ор, соед..нительная ткань, тазобедре(н, нн)ый, самочу..ствие, проф..лактика.

Ответы

а) Энергетика — (альтернативные виды топлива); б) политика — (предвыборная кампания); в) культура — (музыкальное обозрение); г) медицина, здоровье.


  1. Творческое дифференцированное задание

Высокий уровень.

- Составьте небольшой текст публицистического стиля на одну из предложенных тем, пользуясь записанной лексикой.

Достаточный уровень.

- Опираясь на правила (о — ё после шипящих, правописание приставок з-, с-, пре- и при-), составьте предложения публицистического стиля, использовав слова и словосочетания.

Пр..ображать, пр..следовать, пр..украсить, пр..тендент, пр..зи- дент, пр..способиться, пр..одолевать, пр..неприятный; ч..рный юмор, ч..рный пиар, деш..вый прием, ч..рствый хлеб, говорили ш..потом, ра..смотреть вопрос, ра..чувствоваться, бе..конечный, во..торженный, во..хитительный.

Работа в малых группах.

Работают с газетным материалом, определяя злободневные вопросы общества.


Определяют «временные» проблемы, их актуальность, отношение к ним читателей



















































Высказывают предположение о тематике статей с данными заголовками, прием и цель их использования.








Работают над коррекцией предложений, взятых для заголовков газетных статей.















Списывают слова и словосочетания, работая над орфографией; определяют тематику статей по предложенной лексике.













Составляют текст или предложения публицистического стиля, используя слова и словосочетания (работа выполняется согласно уровню).

Тексты и отдельные предложения заслушиваются в малых группах – прием «Авторский стул» (чтение лучших работ)


  1. Итог урока


Интерактивный приём «Микрофон»

- Продолжите фразу

  • «Слово «публицистика» означает…»

  • «Для публицистического стиля характерны…»

  • «Жанры публицистического стиля…»

  • «Публицистика для меня…»

Передавая условный «микрофон», продолжают предложенные учителем фразы

Домашнее задание

Задания по уровням.

  1. Подобрать статьи на определенные темы, обозначить в них стилевые особенности, характерные для публицистики:

  • высокий уровень: тема «Культура»;

  • достаточный уровень: темы «Наука»; «Достижения»;

  • средний уровень: темы «Здоровье»; «Спорт».

  1. Написать творческую работу:

  • Высокий уровень. Напишите фельетон на тему школьной жизни.

  • Достаточный уровень. Напишите статью, рекламирующую творчество любого писателя ХIX века.

  • Средний уровень. Найдите в газетах очерк, отметьте его характерные черты.

Записывают домашнее задания, задают уточняющие вопросы



1


Просмотр содержимого документа
«РМ»

Основные жанры, нормы публицистического стиля. ПР. Создание текстов публицистического стиля.

  1. Опрос по повторению.

- Прочитайте текст, выполните тест, ответив на вопросы. Š

В организме человека насчитывается приблизительно 200 типов различных клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается чёткая микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. Клетки можно рассматривать и живыми. Для этого на микроскоп ещё монтируют специальное жёсткое устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.

(С. И. Львова «ЕГЭ — 2006: Русский язык. Сборник заданий»)

Определите стиль текста. Š

Тест

1) Какое суждение противоречит содержанию текста?

а) Микроскопия — ведущий метод изучения клетки;

б) большинство компонентов клеток не прозрачны;

в) клетки можно рассматривать и живыми;

г) человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.

2) Какова цель автора этого текста?

а) Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для ученого-биолога;

б) выразить личное отношение к описываемым фактам;

в) информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки;

г) доступно изложить научные факты.

3) Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

а) Текст рассчитан на широкий круг читателей;

б) научная информация в тексте упрощена;

в) текст содержит незначительное количество терминов;

г) лексика текста может быть понятна только специалисту.

4) Какие из особенностей языковых средств научного стиля не характерны для данного текста? (Укажите 1 вариант ответа)

а) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные, термины;

б) в тексте есть сложноподчиненные предложения;

в) речь ведется от 1 лица множественного числа;

г) все слова в тексте употреблены в прямом значении.

5) Составьте схему 4 предложения, которая поясняла бы знаки препинания.


  1. Лингвистические задачи. Лексическая работа.

  1. Что общего у слов: публика, публичный, публикация, публицистический, популярный?

  2. Слово «публика» заимствовано из польского языка в Петровскую эпоху. Однако корни этого слова уходят глубже: в польский язык оно попало через французский из латинского — «популярный», то есть «народный». Итак, публика — это простой народ, популярный — народный, публикация — доведение до всеобщего сведения. Что же такое республика? (Народная власть)

  3. Создайте ассоциативный ряд (5 слов) к слову публицистический. Работа индивидуальная. Затем учитель 2–3 варианта выносит на доску.

Публицистика — народ — газета — эмоциональность — воздействие.

- Опираясь на эти слова, расскажите о публицистическом стиле.


  1. Лекция учителя с элементами самостоятельной работы

— В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность. Для нее характерны свои жанры. Какие жанры вы можете назвать?


Задание по работе с РМ.

- Прочитайте определение жанров публицистического стиля. Соотнесите название жанра с его определением. Кратко запишите определения жанров.

ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Передовица —

самостоятельный жанр публицистики, рассказ, основанный на фактическом материале, включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые произошедший факт высвечивает. Он не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора. Различают документальный, в котором авторская позиция скрыта; и публицистический, где автор предстает как реальный наблюдатель или даже участник описываемых событий.

Полемическая статья —

публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем.

Рекламные статьи —

литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни.

Очерк —

передовая статья, статья по одному из актуальных вопросов внешней или внутренней политики государств, выражает мнение издателя, является разновидностью информационной статьи.

Репортаж —

злободневное острое сатирическое публицистическое произведение, обычно политического характера, направленное против кого(чего)-нибудь.

Эссе —

отклик на другой текст, содержит в себе элементы спора, полемики. Текстам данного типа свойственна яркая эмоциональность, экспрессия, категоричные оценочные суждения, которые могут быть выражены с помощью специальных речевых средств, а могут скрываться под точной и убедительной аргументацией.

Фельетон —

статьи, которые в явной или скрытой форме выражают не точку зрения их автора, а точку зрения заказчика. Данные публикации могут иметь и информативный характер, и ярко экспрессивный.

Памфлет —

сообщение о местных событиях, о событиях дня в периодическую печать, информация.




  1. Закрепление

  1. Задание «Докажи!»

— Узнав о значении слов «публика», «публикация», мы можем сказать, что публицистика отражает текущую историю народа и обращена к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым), поэтому ее часто называют летописью современности. Докажите эти позиции, используя отрывки из газетных статей.

  1. Задание «Найди приметы времени!»

- Найдите приметы времени. Ответьте на вопросы. Какие проблемы волновали и волнуют общество? Изменились ли они? Меняется ли отношение к ним? Почему? Š

Карточка № 1

С архитектурной утонченностью нынешних построек, при новых понятиях о домашнем комфорте, исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домики, почти все серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда не красились. (М. Бутурлина, «Записки». 1820–1850-ые гг.) Большинство зданий, представленных в рамках конкурса, находятся в отличном состоянии, но есть и такие, которые нуждаются в ремонте. Например, кинотеатр им. Шевченко — бывший синематограф «Баян», построенный в 1911 году. (Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)


Карточка № 2

Бедность с каждым днем развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «Человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты. Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голоса» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обремененного семейством и получающего 100 или 150 руб. в год пенсии, то вдовы чиновника или офицера с тремя или четырьмя детьми, получающими еще меньше, то жены, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких средств. (Из газеты «Голос». — 1866)

Тяжело сегодня живется старикам. Мизерная пенсия, высокие цены не позволяют им приобрести и самые необходимые, жизненно важные продукты питания, одежду, обувь, пользоваться бытовыми услугами. Какая-то надежда у них была на трудовые сбережения, которые они откладывали буквально по рублю из своей заработной платы, сдавали на хранение в учреждения Сбербанка. Но и она рухнула: их вклады инфляция свела на нет. (Из газеты «Крымские известия». — 1993. — № 86)

…катастрофически растет задолженность по зарплатам в бюджетной сфере: общая кредиторская задолженность уже перешагнула 33 миллиона против 27 в начале года (то есть за 9 месяцев выросла на 20 %). (Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112)

Карточка № 3

Мы посвящаем особенное внимание тем скромным предложениям, которые с некоторого времени начали появляться в изобилии на страницах «Полицейских ведомостей» и относятся к отдаче денег под ручные залоги. Изобретательность этих предложений изумительна. Например: предлагают деньги под залог вещей, начиная от 2 до 3000 руб., с выдачею квитанций за умеренные проценты, под залог пенсионных листов; есть даже такие благодетели, которые предлагают деньги совершенно без процентов. Все эти объявления показывают, с одной стороны, крайнюю потребность в деньгах в бедном классе, с другой — накопление небольших сбережений людьми, не умеющими обратить эти деньги на какое-нибудь производственное предприятие. (Из газеты «Голос». — 1865)

Пошел я по банкам, как говорится, со шляпой в руке. Обнаружилось, что объем необходимых документов и справок увеличился вдвое. Но это в конце концов техническая проблема. Что дело не в технике, я понял, когда девочка из кредитного отдела банка за коробку вкусных конфет допустила меня к шкафу, где у них хранятся заявки от желающих получить кредит. Папки с кредитными делами (так это называется на языке банкиров) в шкаф явно не вмещались. В то же время предложений о кредитах вроде много. «Кредиты без залогов, справок и поручителей»,— кричат объявления. Хотелось бы предупредить: среди объявлений на столбах встречаются абсолютно криминальные варианты. Например, ростовщик может назначить клиенту встречу поздно вечером — и выдать деньги. Но не успеет клиент отойти на два квартала от его конторы, как ему «случайно» дадут по голове и ограбят на всю сумму подписанного обязательства. (Из газеты «Московский комсомолец в Украине». — 2009. — № 45)


  1. Задание «Сообрази!»

- Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки: Š «Первый блин комом» — газета «МК»; «Пес с ними» — газета «МК»; «На девочках поставили крест» — газета «МК»; «Свобода пуще неволи» — газета «МК»; «Моя хата с краю?» — газета «Европа-Экспресс».

- Что использовали авторы для заголовков?

- Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи? Š

- С какой целью их используют?

- Какой прием использовал автор статьи в заголовке «Пока не поГРИППённые» — газета «МК»?


  1. Задание «Скорректируй!»

- Прочитайте заголовки статей из газет. Выпишите заголовки, в которых есть иностилевые элементы. Охарактеризуйте их. Рядом запишите исправленный вариант.

  1. «Рабочая газета» («РГ»): «Молния в оренбургской степи», «Импортное масло и дорогой сахар», «Превращение народа в пипла», «Америка, ты не права!», «Праздник, который не отнять».

  2. «МК»: «Экономическая дискриминация», «Виктор Пелевин нарывается на проклятие», «Пелевин возродил постмодернизм», «Губернатор послал депутатов».

  3. «Сегодня. Твоё»: «Звезда ошалела от свободы», «Куда вкладывают деньги профессионалы», «Поездка в Сахару: по местам голливудской славы», «Хвостатый мент».


  1. Задание «Восстанови!»

- Восстановите по предложенной лексике тематику статьи, запишите слова в тетрадь, вставив при необходимости нужные буквы.

а) Энергия, т..хнологии, эк..логический, (серо)водород, эк..автомобили, Ч(ч)..рное море, (водородо)добывающий, будущ..е, (экологически) чистые, (взрыво)опасность, пр..брежный, э(ф, фф)ективный.

б) Пр..зидентская к..мпания, тр..умфатор, програ(м, мм)а, со- ц..ология, изб..ратель, о(п, пп)озиция, (премьер)министр, бе..пощадный, (К)конституция.

в) Музыкальный лан..шафт, «Стари(н, нн)ые часы», «В..рнисаж», (не)повторимые шоу, экспре(с, сс)ия, с..мф..нический оркестр, счас..ливый.

г) (Сильно)действующий, эп..демия, про(ф, фф)е(с, сс)ор, соед..нительная ткань, тазобедре(н, нн)ый, самочу..ствие, проф..лактика.


  1. Творческое дифференцированное задание

Высокий уровень.

- Составьте небольшой текст публицистического стиля на одну из предложенных тем, пользуясь записанной лексикой.

Достаточный уровень.

- Опираясь на правила (о — ё после шипящих, правописание приставок з-, с-, пре- и при-), составьте предложения публицистического стиля, использовав слова и словосочетания.

Пр..ображать, пр..следовать, пр..украсить, пр..тендент, пр..зи- дент, пр..способиться, пр..одолевать, пр..неприятный; ч..рный юмор, ч..рный пиар, деш..вый прием, ч..рствый хлеб, говорили ш..потом, ра..смотреть вопрос, ра..чувствоваться, бе..конечный, во..торженный, во..хитительный.


  1. Интерактивный приём «Микрофон»

- Продолжите фразу

  • «Слово «публицистика» означает…»

  • «Для публицистического стиля характерны…»

  • «Жанры публицистического стиля…»

  • «Публицистика для меня…»


  1. Домашнее задание по уровням.

  1. Подобрать статьи на определенные темы, обозначить в них стилевые особенности, характерные для публицистики:

  • высокий уровень: тема «Культура»;

  • достаточный уровень: темы «Наука»; «Достижения»;

  • средний уровень: темы «Здоровье»; «Спорт».

  1. Написать творческую работу:

  • Высокий уровень. Напишите фельетон на тему школьной жизни.

  • Достаточный уровень. Напишите статью, рекламирующую творчество любого писателя ХIX века.

  • Средний уровень. Найдите в газетах очерк, отметьте его характерные черты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!