Самостоятельная работа | Опрос по повторению. - Прочитайте текст, выполните тест, ответив на вопросы. В организме человека насчитывается приблизительно 200 типов различных клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается чёткая микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. Клетки можно рассматривать и живыми. Для этого на микроскоп ещё монтируют специальное жёсткое устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо. (С. И. Львова «ЕГЭ — 2006: Русский язык. Сборник заданий») Определите стиль текста. Тест 1) Какое суждение противоречит содержанию текста? а) Микроскопия — ведущий метод изучения клетки; б) большинство компонентов клеток не прозрачны; в) клетки можно рассматривать и живыми; г) человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа. 2) Какова цель автора этого текста? а) Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для ученого-биолога; б) выразить личное отношение к описываемым фактам; в) информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки; г) доступно изложить научные факты. 3) Какая из характеристик не свойственна данному тексту? а) Текст рассчитан на широкий круг читателей; б) научная информация в тексте упрощена; в) текст содержит незначительное количество терминов; г) лексика текста может быть понятна только специалисту. 4) Какие из особенностей языковых средств научного стиля не характерны для данного текста? (Укажите 1 вариант ответа) а) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные, термины; б) в тексте есть сложноподчиненные предложения; в) речь ведется от 1 лица множественного числа; г) все слова в тексте употреблены в прямом значении. 5) Составьте схему 4 предложения, которая поясняла бы знаки препинания. | Выполняют самостоятельную работу индивидуально. Взаимопроверка. Ключи: 1 — б; 2 — г; 3 — б; 4 — в. |
Закрепление | Задание «Докажи!» — Узнав о значении слов «публика», «публикация», мы можем сказать, что публицистика отражает текущую историю народа и обращена к злободневным проблемам общества (политическим, социальным, бытовым), поэтому ее часто называют летописью современности. Докажите эти позиции, используя отрывки из газетных статей. Задание «Найди приметы времени!» - Найдите приметы времени. Ответьте на вопросы. Какие проблемы волновали и волнуют общество? Изменились ли они? Меняется ли отношение к ним? Почему? Карточка № 1 С архитектурной утонченностью нынешних построек, при новых понятиях о домашнем комфорте, исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домики, почти все серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда не красились. (М. Бутурлина, «Записки». 1820–1850-ые гг.) Большинство зданий, представленных в рамках конкурса, находятся в отличном состоянии, но есть и такие, которые нуждаются в ремонте. Например, кинотеатр им. Шевченко — бывший синематограф «Баян», построенный в 1911 году. (Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112) Карточка № 2 Бедность с каждым днем развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «Человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты. Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голоса» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обремененного семейством и получающего 100 или 150 руб. в год пенсии, то вдовы чиновника или офицера с тремя или четырьмя детьми, получающими еще меньше, то жены, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких средств. (Из газеты «Голос». — 1866) Тяжело сегодня живется старикам. Мизерная пенсия, высокие цены не позволяют им приобрести и самые необходимые, жизненно важные продукты питания, одежду, обувь, пользоваться бытовыми услугами. Какая-то надежда у них была на трудовые сбережения, которые они откладывали буквально по рублю из своей заработной платы, сдавали на хранение в учреждения Сбербанка. Но и она рухнула: их вклады инфляция свела на нет. (Из газеты «Крымские известия». — 1993. — № 86) …катастрофически растет задолженность по зарплатам в бюджетной сфере: общая кредиторская задолженность уже перешагнула 33 миллиона против 27 в начале года (то есть за 9 месяцев выросла на 20 %). (Из газеты «Крымское время». — 2009. — № 112) Карточка № 3 Мы посвящаем особенное внимание тем скромным предложениям, которые с некоторого времени начали появляться в изобилии на страницах «Полицейских ведомостей» и относятся к отдаче денег под ручные залоги. Изобретательность этих предложений изумительна. Например: предлагают деньги под залог вещей, начиная от 2 до 3000 руб., с выдачею квитанций за умеренные проценты, под залог пенсионных листов; есть даже такие благодетели, которые предлагают деньги совершенно без процентов. Все эти объявления показывают, с одной стороны, крайнюю потребность в деньгах в бедном классе, с другой — накопление небольших сбережений людьми, не умеющими обратить эти деньги на какое-нибудь производственное предприятие. (Из газеты «Голос». — 1865) Пошел я по банкам, как говорится, со шляпой в руке. Обнаружилось, что объем необходимых документов и справок увеличился вдвое. Но это в конце концов техническая проблема. Что дело не в технике, я понял, когда девочка из кредитного отдела банка за коробку вкусных конфет допустила меня к шкафу, где у них хранятся заявки от желающих получить кредит. Папки с кредитными делами (так это называется на языке банкиров) в шкаф явно не вмещались. В то же время предложений о кредитах вроде много. «Кредиты без залогов, справок и поручителей»,— кричат объявления. Хотелось бы предупредить: среди объявлений на столбах встречаются абсолютно криминальные варианты. Например, ростовщик может назначить клиенту встречу поздно вечером — и выдать деньги. Но не успеет клиент отойти на два квартала от его конторы, как ему «случайно» дадут по голове и ограбят на всю сумму подписанного обязательства. (Из газеты «Московский комсомолец в Украине». — 2009. — № 45) Задание «Сообрази!» (Тематика статей учителем оглашается позже.) - Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки: «Первый блин комом» — газета «МК» — о футболе; «Пес с ними» — газета «МК» — о собаках знаменитостей; «На девочках поставили крест» — газета «МК» — о девочках, убежавших из монастыря; «Свобода пуще неволи» — газета «МК» — сицилиец просится в тюрьму; «Моя хата с краю?» — газета «Европа-Экспресс» — о пассивности граждан по отношению к экстремистам? - Что использовали авторы для заголовков? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы) - Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи? - С какой целью их используют? - Какой прием использовал автор статьи в заголовке «Пока не поГРИППённые» — газета «МК»? (Авторский неологизм). Задание «Скорректируй!» - Прочитайте заголовки статей из газет. Выпишите заголовки, в которых есть иностилевые элементы. Охарактеризуйте их. Рядом запишите исправленный вариант. «Рабочая газета» («РГ»): «Молния в оренбургской степи», «Импортное масло и дорогой сахар», «Превращение народа в пипла», «Америка, ты не права!», «Праздник, который не отнять». Использование иностранного слова в качестве русского с изменением его грамматических свойств является сленговым. Заголовок «Превращение народа в пипла» содержит иностилевой элемент «пипла». Статью следовало озаглавить: «Превращение народа в people» «МК»: «Экономическая дискриминация», «Виктор Пелевин нарывается на проклятие», «Пелевин возродил постмодернизм», «Губернатор послал депутатов». Статьи следовало озаглавить: «Виктор Пелевин напрашивается на проклятие» или «Виктор Пелевин вызывает огонь на себя»; «Губернатор нагрубил депутатам», убрав сленговые слова. «Сегодня. Твоё»: «Звезда ошалела от свободы», «Куда вкладывают деньги профессионалы», «Поездка в Сахару: по местам голливудской славы», «Хвостатый мент». Мент — жаргонное слово. Статью следует озаглавить: «Хвостатый милиционер». Задание «Восстанови!» - Восстановите по предложенной лексике тематику статьи, запишите слова в тетрадь, вставив при необходимости нужные буквы. а) Энергия, т..хнологии, эк..логический, (серо)водород, эк..автомобили, Ч(ч)..рное море, (водородо)добывающий, будущ..е, (экологически) чистые, (взрыво)опасность, пр..брежный, э(ф, фф)ективный. б) Пр..зидентская к..мпания, тр..умфатор, програ(м, мм)а, со- ц..ология, изб..ратель, о(п, пп)озиция, (премьер)министр, бе..пощадный, (К)конституция. в) Музыкальный лан..шафт, «Стари(н, нн)ые часы», «В..рнисаж», (не)повторимые шоу, экспре(с, сс)ия, с..мф..нический оркестр, счас..ливый. г) (Сильно)действующий, эп..демия, про(ф, фф)е(с, сс)ор, соед..нительная ткань, тазобедре(н, нн)ый, самочу..ствие, проф..лактика. Ответы а) Энергетика — (альтернативные виды топлива); б) политика — (предвыборная кампания); в) культура — (музыкальное обозрение); г) медицина, здоровье. Творческое дифференцированное задание Высокий уровень. - Составьте небольшой текст публицистического стиля на одну из предложенных тем, пользуясь записанной лексикой. Достаточный уровень. - Опираясь на правила (о — ё после шипящих, правописание приставок з-, с-, пре- и при-), составьте предложения публицистического стиля, использовав слова и словосочетания. Пр..ображать, пр..следовать, пр..украсить, пр..тендент, пр..зи- дент, пр..способиться, пр..одолевать, пр..неприятный; ч..рный юмор, ч..рный пиар, деш..вый прием, ч..рствый хлеб, говорили ш..потом, ра..смотреть вопрос, ра..чувствоваться, бе..конечный, во..торженный, во..хитительный. | Работа в малых группах. Работают с газетным материалом, определяя злободневные вопросы общества. Определяют «временные» проблемы, их актуальность, отношение к ним читателей Высказывают предположение о тематике статей с данными заголовками, прием и цель их использования. Работают над коррекцией предложений, взятых для заголовков газетных статей. Списывают слова и словосочетания, работая над орфографией; определяют тематику статей по предложенной лексике. Составляют текст или предложения публицистического стиля, используя слова и словосочетания (работа выполняется согласно уровню). Тексты и отдельные предложения заслушиваются в малых группах – прием «Авторский стул» (чтение лучших работ) |