Вызов. Постановка цели урока. | Словарно-лексическая работа. Словарный диктант. Деструктивный, парламент, аплодисменты, цивилизация, консенсус, полемизировать, дискуссия, оппонент, оратор, мировоззрение, прогресс, симпатия, коммуникативный, публицистика. Работа над лексическим значением незнакомых слов. Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия. Деструктивный – разрушительный, неплодотворный. Коммуникативный – относящийся к коммуникации (общению) людей друг с другом. Парламент – высшее государственное законодательное представительное собрание. Оппонент – лицо, выступающее с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте. Мировоззрение – система взглядов на природу и общество. Публицистика – литература по общественно-политическим вопросам современности. Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность. Целеполагание. - Подберите однокоренные слова к слову публицистика (публицист, публицистический) - Составьте словосочетание со словом публицистический (публицистический стиль) - Можно ли отнести слова словарного диктанта к публицистическому стилю? - Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля? - А зачем нам нужно это умение? - Сформулируйте цель урока. | Записывают словарные слова, осуществляют самопроверку по слайду, определяют лексические значения слов и их стилевую принадлежность. Выходят на тему урока, формулируют цели и задачи. |
Актуализация опорных знаний. | Особенности публицистического стиля. Задание. Рассмотрите таблицы №27, 22: ответьте на вопросы, выполните задания. - Назовите сферу употребления (использования) публицистического стиля (общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления) - Какие задачи выполняет публицистический стиль? (информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям). - Назовите характерные черты стиля (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность). - Определите, какие лексические, грамматические, синтаксические средства характерны для этого стиля. - Назовите критерии нормы, присущие для данного стиля речи. - Подчеркните названия жанров публицистики. Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира. - Укажите в приведенном списке проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе. Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста. | Учащиеся работают с таблицами, находят информацию на предложенные учителем вопросы и задания. |
Практикум. | - Публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим и социальным, бытовым и философским. Об одной из них мы и поговорим сегодня. Знакомство с мини-текстами. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, не выдержанна, просто ужасна. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Беседа. - Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? аргументы «ДА» | аргументы «НЕТ» | | | - Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение? (публицистический, т.к. нам необходимо было выразить свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям). - Какова тема всех высказываний? (Молодежь) - Какова основная мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру). - Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов? (какие-то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью, не знают, какая она на самом деле). - Кто же действительно автор каждого из этих 4-х высказываний? Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что… На экране те же мини - тексты только с именами авторов высказываний. первое изречение принадлежит Сократу (470-399гг до нашей эры); второе – Гесиоду (720год до нашей эры); третье - египетскому жрецу (2000лет до нашей эры); четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет. - Как вы думаете, какую цель преследовал выступавший в парламенте? Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова. - Какая проблема была поднята выступавшим? (Проблема отцов и детей). - По вашему мнению, добился ли выступавший цели? (Слушатели наверняка задумались. Это было эффектно.) - Какое средство сделало выступление успешным? (Цитирование, использование высказываний известных людей.) Вывод: цитирование является одним из эффективных средств воздействия на аудиторию. - К какому стилю принадлежат все высказывания? (к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность). Вывод: Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить. Работа над языковыми средствами. - Какие же языковые средства, использованы авторами в этих небольших, но глубоких высказываниях? Экспрессивная лексика: дурно воспитана, молодежь невыносима, не выдержанна, просто ужасна. Молодые люди злокозненны, нерадивы (Она создает эмоциональный фон). вводное слово «видимо» указывает на субъективность мнения, метафора «молодежь растлена до глубины души» используется с целью выражения своего негативного отношения к молодежи; устойчивые словосочетания: бразды правления, критическая стадия. градация «молодежь невыносима, не выдержанна, просто ужасна, любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, и нисколько не уважает стариков» используется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты, присущие молодежи, заострить на них внимание, показать ужас ситуации. Работа с текстом публицистического стиля Щемит сердце, хоть кричи… Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать. У него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый, ясный взгляд. Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. Нам было так хорошо вместе в то лето! Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. Каждая, даже самая идеальная! В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис. У одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. Сева стал чаще пропадать из дома… Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный, домашний вид. В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. Наш сын… Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки? Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, не выдержанна, просто ужасна». Эти слова произнес Гесиод еще в седьмом веке до нашей эры. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становится. - Какую проблему поднимает автор в своем тексте? (Проблему отцов и детей) - Каким эпитетом обозначает автор поднятую проблему? (Сакраментальный) - Объясните значение слова. Сакраментальный – 1) связанный с религиозным обрядом, ритуальный; 2) перен. Закрепившийся в традиции, ставший обычаем. - В каком из этих значений употреблено слово в тексте? (в переносном, т.е. в значении «традиционный») - Назовите основные мысли: проблема отцов и детей – вечная; автору больно сознавать, что эта проблема коснулась и его семьи; автор не знает, как поступить в данной ситуации, он находится в растерянности; автора совсем не утешает тот факт, что Гесиод согласился с ним еще в 7 веке до нашей эры. - Определить тип речи данного текста. Аргументировать. Самостоятельная работа. - Найдите в тексте средства выразительности, выпишите в свои тетради. Постарайтесь установить, с какой целью используются найденные тропы и фигуры. 1 вариант – выписывают тропы (лексические средства) 2 вариант – выписывают фигуры речи (синтаксические средства). | Прочитывают предложенные тексты, определяют проблему, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее при помощи дискуссионной карты. Определяют языковые средства, характеризующие данный текст как публицистический. Знакомятся с текстом, определяют круг проблем, авторскую позицию. Пользуясь таблицами «Тропы» и «Стилистические фигуры», определяют средства выразительности, цель их использования автором текста. |