СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №14 Практическое занятие Виды переработки текста. Конспект.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основныя цель урока: рассмотрение одного из видов сжатия текста – конспекта, углубление знаний учащихся о конспекте как виде информационной переработки текста, обучение приемам составления концептуальных конспектов.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №14 Конспект»

10 класс


урок №14

Виды переработки текста. Конспект.

Цель:

рассмотрение одного из видов сжатия текста – конспекта, углубление знаний учащихся о конспекте как виде информационной переработки текста, обучение приемам составления концептуальных конспектов.

Задачи:


  1. раскрыть особенности конспекта как разновидности свертывания информации, познакомить с разными типами конспектов;

  2. помочь учащимся овладеть соответствующими исследовательской деятельности приемами конспектирования;

  3. продолжить формировать умение работать с первичными источниками информации;

  4. развивать избирательное внимание, память, логическое мышление, речь;

  5. развивать культуру учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности;

  6. воспитывать самостоятельно мыслящую личность.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают особенности конспекта как разновидности переработки текста, основные виды конспектов; выделяют главные положения текстов и фиксируют их в виде ключевых слов; по опорным записям восстанавливают текст; осмысливают главное, делают записи в форме тезисов или конспекта; совершенствуют написанное; исправляют допущенные ошибки и недочёты в содержании и форме высказывания.

Оборудование:

раздаточный материал, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Зачитывается эпиграф

Эпиграфом взяты слова И.Т.Посошкова: «Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки». (СЛАЙД 1)

Вопросы классу:

  • Какова основная идея высказывания? (необходимость ведения индивидуальных записей при чтении)

  • О каком способе сжатия текста пойдет речь на сегодняшнем занятии? (конспект)

  • Какие цель и задачи вы ставите перед собой на занятии?


Приветствуют учителя.

Знакомятся с эпиграфом, определяют основную мысль высказывания.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.


  1. Актуализация знаний

На мультимедийной доске предлагается после выдержек из определений прошлого занятия записать определения видов свертывания информации (сверить по ключу под шторкой).

  • Логическая схема в виде кратких формулировок - план.

  • Основные положения текста, в которых сформулированы главные мысли автора – тезисы.

  • Дословная запись части текста – выписка.

  • Краткое изложение какой-либо идеи или основной мысли лекции, доклада – конспект.

  • Документ, получаемый в результате переработки – вторичный

  • Изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки – свертывание


Вспоминают основные определения прошлого урока по лексическому толкованию слов

  1. Изучение нового материала

  1. Работа с определением «Конспект»

- С конспектированием к 11 классу вы уже обращались неоднократно, поэтому могу предположить, что вы можете самостоятельно сформулировать определение «конспекта» (ответы учащихся, сравнение ответа с определениями из различных источников, выделение основной мысли)

Слайд 2,3,4

  • Что такое конспектирование? Слайд 5

  • Какие разновидности конспектирования вы можете назвать? Слайд 6

  • Тогда логично предположить, что по объему конспекты могут быть? Слайд 7


  1. Работа с типами конспектирования Слайд 8


КОММЕНТАРИИ К СЛАЙДУ:

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не обязательно сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад, выступление. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.

Однако работать с таким конспектом спустя какое-то время после составления довольно трудно – не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время. Иногда он составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при его подготовке требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты, этот тип конспекта нетрудно составлять.

Существенный недостаток текстуального конспекта – он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется, когда конспект составлен на основе выписок, сделанных давно, а также без глубокой проработки материала, без его усвоения. Поэтому следует обязательно давать ссылки на страницы, чтобы потом привлекать в помощь текст.

Свободный конспект – сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом.

Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.

Свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.

Тематический конспект – дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.


  1. Знакомство с концептуальным конспектированием (слайд 11)

  2. "Технология выделения концепций из авторских текстов:

I этап. Исключение частей текста, содержащих описание и оценку проведенного исследования.

Операция 1. Исключить из текста описания сферы интересов автора. Выделить предмет исследования.

Операция 2. Исключить текст, содержащий обоснование важности предмета исследования.

Операция 3. Исключить текст, содержащий описание целей, этапов, путей и способов изучения рассматриваемых явлений.

Операция 4. Исключить текст, описывающий оценку полученных результатов.

Операция 5. Исключить текст, содержащий призывы, рекомендации, описание возможных следствий из результатов исследований.

II этап. Исключить части текста, содержащие средства организации изложения авторских идей.

Операция 6. Исключить текст, содержащий формулировку плана изложения.

Операция 7. Исключить текст, содержащий аналогии с явлениями из других предметных областей.

Операция 8. Исключить текст, содержащий критику других авторов, исключить цитаты.

Операция 9. Исключить вспомогательные слова и предложения, являющиеся связками между частями текста.

 III этап. Удаление повторений и авторской аргументации. Отбор утверждений, составляющих авторскую концепцию

Операция 10. Удалить все повторения в тексте.

Операция 11. Исключить текст, содержащий авторскую аргументацию.

Операция 12. Исключить части текста, отклоняющиеся от основной темы.

IV этап. Литературная обработка выделенной концепции.

Операция 13. Расположить части текста в продуктивном порядке, связать авторские утверждения необходимым минимумом вспомогательных редакторских средств. Мысли автора при этом не должны быть искажены".


  1. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

При этой работе разрешается делать следующее:

  • менять авторские окончания слов с целью грамматического согласования подчёркнутых мест текста;

  • менять порядок слов, если это не искажает изначального смысла; странно, но так бывает, что достаточно написать фразу "с конца к началу", и она становится яснее.

  • Можно заменять существительные и прилагательные на местоимения.

  • можно разбивать слишком длинные предложения на ряд простых;

  • можно соединять простые предложения в сложносочинённые.

  • в исключительных случаях можно переместить абзац в другое место текста (с обязательным указанием об этой операции в примечании);

  • там, где уместна таблица, её надо сделать (за автора); если приведённая автором таблица (или построенная вами на его материале) будет более информативной в виде графика или гистограммы, надо тоже их построить.


Отвечают на вопросы учителя, просматривают презентационный материал, прослушивают комментарий учителя, делают записи в тетради.

  1. Практическая часть.

  1. Работа над созданием концептуального конспекта

(пошаговая работа по алгоритму)

В зависимости от уровня подготовленности учащихся могут быть предложены разные варианты текстов для конспектирования.

ВАРИАНТ 1 (уровень выше нормы)

ИТ: Вильгельм Виндельбанд. О свободе воли. Минск-Москва, “Харвест АСТ”-2000.

В один прекрасный день вопрос о свободе воли в той или иной форме встаёт как личная проблема перед мыслью каждого серьёзного человека. Это вопрос не школы, а жизни, он коренится в наших самых непосредственных переживаниях. С какой страстью в самочувствии собственного свободного определения кидаемся мы в мир! И когда потом, мы шаг за шагом всё теснее и глубже запутываемся в водовороте действительности и находим свои решения суженными и стеснёнными тысячью мотивов, то кто не вопрошает себя в сомнении, где же та золотая свобода, о которой он мечтал? А если кто бросит взгляд назад, на многоизвилистый поток жизни, от того не скроется, что часто и там, где , по его мнению, он поступал свободно, он, в конце концов, скорее следовал ходу вещей, силе обстоятельств, чем сам господствовал над ними; что его двигали там, где по его мнению двигал он. И всё же именно при таком ретроспективном взгляде снова захочется с раскаянием и радостью увидеть в глубочайшей основе судьбы своё собственное деяние и самоопределение.

Если из таких чувств вырастает стремление подумать о свободе воли, то размышления такого рода ведут тотчас же в далёкие области и к самым трудным проблемам, ибо обнаруживается, бесспорно, что при этом речь идёт отнюдь не об одном констатировании душевных явлений, но что трудность проблемы заключается именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”.


Анализ проблемы

В один прекрасный день вопрос о свободе воли в той или иной форме встаёт как личная проблема перед мыслью каждого серьёзного человека. Это вопрос не школы, а жизни, он коренится в наших самых непосредственных переживаниях. С какой страстью в самочувствии собственного свободного определения кидаемся мы в мир! И когда потом, мы шаг за шагом всё теснее и глубже запутываемся в водовороте действительности и находим свои решения суженными и стеснёнными тысячью мотивов, то кто не вопрошает себя в сомнении, где же та золотая свобода, о которой он мечтал? А если кто бросит взгляд назад, на многоизвилистый поток жизни, от того не скроется, что часто и там, где , по его мнению, он поступал свободно, он, в конце концов, скорее следовал ходу вещей, силе обстоятельств, чем сам господствовал над ними; что его двигали там, где по его мнению двигал он. И всё же именно при таком ретроспективном взгляде снова захочется с раскаянием и радостью увидеть в глубочайшей основе судьбы своё собственное деяние и самоопределение.

Если из таких чувств вырастает стремление подумать о свободе воли, то размышления такого рода ведут тотчас же в далёкие области и к самым трудным проблемам, ибо обнаруживается, бесспорно, что при этом речь идёт отнюдь не об одном констатировании душевных явлений, но что трудность проблемы заключается именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”.


Конспект

В один прекрасный день вопрос о свободе воли встаёт как личная проблема перед мыслью каждого. Это – вопрос жизни, он коренится в непосредственных переживаниях.

С какой страстью кидаемся мы в мир! Шаг за шагом запутываемся и находим свои решения стеснёнными тысячью мотивов. Где же золотая свобода!?

Но всё же хочется увидеть в основе судьбы своё самоопределение, и вырастает стремление думать о свободе воли. Размышления такого рода ведут в далёкие области и к самым трудным проблемам.

 Речь начинает идти отнюдь не об одном констатировании душевных явлений. Трудность проблемы именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”.


ВАРИАНТ 2 (уровень ниже нормы)

Таким учащимся предлагается проанализировать перед работой слайды 9,10

Кузница бога огня

С давних времен внимание римлян привлекала гора Этна на острове Сицилия, потому что она не была похожа на другие горы. Внутри нее слышались грозные раскаты грома, из жерла курился дым, иногда вместе с клубами огненного дыма и искр вылетали раскаленные камни. Все это можно было объяснить только тем, что внутри горы имеется гигантский горн. Не у одного римского поэта встречается упоминание или описание этой «кузни» Вулкана, который у древних римлян был богом огня и кузнечного искусства.
Сначала Вулканом называли только гору Этна, но позже всякую огнедышащую гору, которая вела себя подобно ей, стали тоже называть  вулканом. Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером. Слово это происходит от греческого «кратер» (krater), что значит «большая чаша». Так назывались чаши для смешивания вина с водой. Если вулкан находится в спокойном состоянии, то в этом сходстве легко убедиться. Круглые горы на Луне тоже называют кратерами, но это не очень удачное название: термин «кратер» подразумевает наличие вулканической деятельности, в то время как большинство лунных кратеров образовалось от ударов метеоритов. В Италии,  недалеко от Неаполя, есть еще один знаменитый вулкан — Везувий, а неаполитанцы подарили миру хорошо известный всем термин, имеющий отношение к вулканам. Итальянское слово «лаваре» (lavare) означает мыть, поэтому потоки воды, несущиеся в дождь по улицам и смывающие все на своем пути, итальянцы называют лавой. Лавой (lava) стали называть и потоки раскаленной массы, которая во время извержений стекала по склонам Везувия. (В 79 г. до н.э. потоки изверженных лавы и пепла погребли находившиеся вблизи Везувия города Помпеи и Геркуланум).


Конспект

Гора Этна на острове Сицилия, внутри которой слышались раскаты грома и откуда иногда вылетали раскаленные камни, представлялась древним римлянам гигантским горном, поэтому они дали ей имя бога-кузнеца Вулкана. Позже так стали называть и другие огнедышащие горы. Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером, что по-гречески означает «большая чаша». Называть круглые лунные горы кратерами не совсем правильно, потому что на Луне нет вулканической деятельности. Позднее итальянским словом «лава» (lavare — мыть) назвали потоки раскаленной массы, которые во время извержения стекали по склонам вулкана.


  1. Рассмотрение результатов.


В зависимости от уровня подготовки выбирают текст, создают концептуальный конспект, делятся результатами работы.

  1. Рефлексия.

Учащимся предлагается по теме занятия расставить значки, соответствующие их представлению.

«+» известная информация,

«» новая информация,

«–» имел(а) иное мнение,

«?»- не понимаю материал.

Проводят рефлексию содержания изученного материала в виде приема «Инсерт»

Домашнее задание

Составить план, тезисы и конспект какой-либо лингвистической или литературоведческой статьи, а затем, используя эти материалы, подготовить выступление перед одноклассниками.






Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ 1»

ВАРИАНТ 1 (уровень выше нормы)

ИТ: Вильгельм Виндельбанд. О свободе воли. Минск-Москва, “Харвест АСТ”-2000.

В один прекрасный день вопрос о свободе воли в той или иной форме встаёт как личная проблема перед мыслью каждого серьёзного человека. Это вопрос не школы, а жизни, он коренится в наших самых непосредственных переживаниях. С какой страстью в самочувствии собственного свободного определения кидаемся мы в мир! И когда потом, мы шаг за шагом всё теснее и глубже запутываемся в водовороте действительности и находим свои решения суженными и стеснёнными тысячью мотивов, то кто не вопрошает себя в сомнении, где же та золотая свобода, о которой он мечтал? А если кто бросит взгляд назад, на многоизвилистый поток жизни, от того не скроется, что часто и там, где , по его мнению, он поступал свободно, он, в конце концов, скорее следовал ходу вещей, силе обстоятельств, чем сам господствовал над ними; что его двигали там, где по его мнению двигал он. И всё же именно при таком ретроспективном взгляде снова захочется с раскаянием и радостью увидеть в глубочайшей основе судьбы своё собственное деяние и самоопределение.

Если из таких чувств вырастает стремление подумать о свободе воли, то размышления такого рода ведут тотчас же в далёкие области и к самым трудным проблемам, ибо обнаруживается, бесспорно, что при этом речь идёт отнюдь не об одном констатировании душевных явлений, но что трудность проблемы заключается именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”.


Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ 2»

Вариант 2

Кузница бога огня

С давних времен внимание римлян привлекала гора Этна на острове Сицилия, потому что она не была похожа на другие горы. Внутри нее слышались грозные раскаты грома, из жерла курился дым, иногда вместе с клубами огненного дыма и искр вылетали раскаленные камни. Все это можно было объяснить только тем, что внутри горы имеется гигантский горн. Не у одного римского поэта встречается упоминание или описание этой «кузни» Вулкана, который у древних римлян был богом огня и кузнечного искусства.
Сначала Вулканом называли только гору Этна, но позже всякую огнедышащую гору, которая вела себя подобно ей, стали тоже называть  вулканом.
Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером. Слово это происходит от греческого «кратер» (krater), что значит «большая чаша». Так назывались чаши для смешивания вина с водой. Если вулкан находится в спокойном состоянии, то в этом сходстве легко убедиться. Круглые горы на Луне тоже называют кратерами, но это не очень удачное название: термин «кратер» подразумевает наличие вулканической деятельности, в то время как большинство лунных кратеров образовалось от ударов метеоритов.
В Италии,  недалеко от Неаполя, есть еще один знаменитый вулкан — Везувий, а неаполитанцы подарили миру хорошо известный всем термин, имеющий отношение к вулканам. Итальянское слово «лаваре» (lavare) означает мыть, поэтому потоки воды, несущиеся в дождь по улицам и смывающие все на своем пути, итальянцы называют лавой. Лавой (lava) стали называть и потоки раскаленной массы, которая во время извержений стекала по склонам Везувия. (В 79 г. до н.э. потоки изверженных лавы и пепла погребли находившиеся вблизи Везувия города Помпеи и Геркуланум).

Ключ

Сравните полученный вами конспект с данным вариантом.

Гора Этна на острове Сицилия, внутри которой слышались раскаты грома и откуда иногда вылетали раскаленные камни, представлялась древним римлянам гигантским горном, поэтому они дали ей имя бога-кузнеца Вулкана. Позже так стали называть и другие огнедышащие горы.
Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером, что по-гречески означает «большая чаша». Называть круглые лунные горы кратерами не совсем правильно, потому что на Луне нет вулканической деятельности.
Позднее итальянским словом «лава» (lavare — мыть) назвали потоки раскаленной массы, которые во время извержения стекали по склонам вулкана.


Просмотр содержимого документа
«РМ»

ПЛАН. ТЕЗИСЫ. КОНСПЕКТ.

Цель: уточнить значение данных понятий; развивать умения составлять планы, тезисы, конспекты

Материалы к уроку.

  1. Уточнение значения слов ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ по толковому словарю.

  2. Беседа по вопросам:

  • Что представляют собой план, тезисы, конспект?

  • Для чего их необходимо составлять?

  • Когда требуется писать план, тезисы, конспект?

  • В чем сходство и в чем различие между планом и тезисами, тезисами и конспектом?

  1. Сообщение теоретических сведений.

  1. Итак, план.

  • Что такое план?

  • Обратимся к словарной статье.

В словаре С.И.Ожегова дано 7 значений слова план. Интересующее нас значение занимает четвертую позицию:

План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.


ПЛАН – краткий последовательный перечень основных мыслей автора.

  • Зачем нужен план?

Составление плана помогает читателю определить круг вопросов, затронутых в произведении, установить связь между его частями и прочно овладеть материалом. Уместно составлять план после прочтения, а не в ходе чтения. Читая, надо фиксировать, где кончается одна мысль автора и начинается другая. Необходимо выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе делить текст и подбирать заголовки к разделам.

По структуре план м.б. ПРОСТЫМ и СЛОЖНЫМ.

План, представляющий собой список вопросов или тем, которые

освещаются в книге, называют ПРЕДМЕТНЫМ или ЛОГИЧЕСКИМ, он часто совпадает с авторским планом произведения.

При изучении произведений лучше всего составлять предметные планы. Составляя план изучаемого произведения (материала), читатель (слушатель) приобретает навыки для будущей работы: построения планов сочинения, конспекта, реферата.

План м.б. ТЕМАТИЧЕСКИМ, т.е. составленным при работе с несколькими источниками, относящимися к одной общей теме.

Однако план говорит лишь, о чем сказано в произведении, но не о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нем. План хорош, когда надо восстановить в памяти знакомый текст. Чаще план – первый этап работы, он облегчает составление тезисов и конспектов.


  1. Выводы и обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения, называют ТЕЗИСАМИ.

Если в плане произведения мы только называем основные положения, то в тезисах раскрываем само содержание этих положений. Записать прочитанное в виде тезисов – значит записать опорные мысли текста. Разницу между планом и тезисами установить нетрудно: в плане мысль НАЗЫВАЕТСЯ (ставьте всегда вопрос: о чем говорится?), а в тезисах ФОРМУЛИРУЕТСЯ (что именно об этом говорится?).


Обратимся к таблице:

На пороге чтения-изучения

План

Тезисы

  1. «Сюжеты с карандашом». Опыт великих читателей.

  2. Заповеди сознательного чтения.


  1. Задачи первоначального чтения.

  1. Чтение с карандашом не только способствует запоминанию, но и будит собственную мысль.

  2. Сознательное чтение обеспечивается сосредоточением на сущности читаемого, выяснением непонятного, сопереживанием.

  3. Задачи первоначального чтения – общая ориентировка в изучаемом тексте, составление простого плана и заготовок для записей.


Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений – простые тезисы; в развернутом виде, т.е. с дополнительными утверждениями, - сложные тезисы.

  • План или тезисы содержат больше информации? (Да, действительно, тезисы содержат больше информации, чем пункты плана, поэтому при осмыслении и запоминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана.)

Тезисы – один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять дается лишь упорными упражнениями и долговременной практикой. Они полнее всего позволяют обобщать материал, передать его суть. Они облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, т.е. применяются, когда надо дать представление о сути проблемы.

Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.


  1. Нередко важно само доказательство при записи научных трудов и сложных учебных текстов. В таких случаях составляется КОНСПЕКТ. Умение его составлять необходимо людям любой профессии, поскольку конспект помогает осмысливать услышанное и прочитанное.

  • Что такое конспект?

  • Обратимся к словарной статье.

Конспект - положения, кратко излагающие какую-либо идею, а также основные мысли лекции, доклада, сочинения.


КОНСПЕКТ – это краткое последовательное письменное изложение содержания, это особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике. Цель переработки – выявить, систематизировать и обобщить нужную для конспектирующего информацию. В такой записи важно отразить, о чем говорится, что именно утверждается и как доказывается.


Обратимся к таблице, чтобы увидеть различие между тезисами и конспектом.

Тезисы

Конспект

  1. Содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания.

  2. В каждом положении содержится одна мысль.

  3. Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии.

  4. Выделяются, «извлекаются» из текста.

  1. Воспроизводит не только мысль оригинала, но и связь между ними.

  2. Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу.

  3. Цель – сохранение в памяти.

  4. Сжимает, «уплотняет» произведение.

Для того чтобы написать конспект прочитанной книги, надо:

  • выделить из нее все существенное, основное;

  • связно изложить (разрозненные записи не являются конспектом).

Выделяют 4 типа конспектов.

  • П л а н о в ы й к о н с п е к т основан на предварительно составленном плане произведения (материала). Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Если пункт плана ясен, то подробно он не раскрывается. Такой конспект краток, прост, его можно использовать для срочной подготовки к выступлению, докладу и т.д. Но по такому конспекту не всегда легко восстановить прочитанное (услышанное).

  • Т е к с т у а л ь н ы й к о н с п е к т создается из отрывков подлинника цитат.

  • С в о б о д н ы й к о н с п е к т сложен, но он развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения. Суть его в том, что читатель (слушатель) не сохраняет порядок мыслей автора, а излагает материал в другом, более удобном и нужном для себя порядке.

  • Т е м а т и ч е с к и й к о н с п е к т - конспект, составленный на одну тему, по нескольким источникам.


  1. Мы говорили о конспекте как результате определенной обработки материала, но ведь есть еще и сам процесс создания конспекта - КОНСПЕКТИРОВАНИЕ.

Конспектирование – это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь.


Конспектирование включает в себя несколько этапов.

Этапы конспектирования:

  • Чтение текста.

  • Определение стиля и типа речи.

  • Выяснение темы и главной мысли текста.

  • Деление на части, определение границ.

  • Отбор из предлагаемой информации самой существенной.

  • Запись этого сокращенного, «отжатого» текста.

Сокращение текста происходит несколькими способами:

  • Отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию.

  • Перевод текста на «свой» язык.

  • Переформулирование текста с попутным сокращением.


Контрольные вопросы:

  • Что такое план?

  • Что такое тезисы?

  • Что такое конспект? Конспектирование?

  • Назовите этапы конспектирования.

  • Перечислите способы сокращения текста.



Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №14 Конспект»

«Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки».

«Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки».

«Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки».

«Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки».

КОНСПЕКТ [краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.д.) (Словарь иностранных слов)/  2.     conspectus –  I. 1) видный, видимый, бросающийся в глаза, достопримечательный;   2) взгляд, умственный взгляд, созерцание ;  II. 1) появление ; 2) способ появления .

КОНСПЕКТ [краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.д.) (Словарь иностранных слов)/ 2.     conspectus – I. 1) видный, видимый, бросающийся в глаза, достопримечательный; 2) взгляд, умственный взгляд, созерцание ; II. 1) появление ; 2) способ появления .

ДАЙДЖЕСТ (компендиум) – от англ. digest – сущ . – сжато суммарно изложенные результаты какой-нибудь науки, исследования и т.п.;  глаг. - переваривать, усваивать, претерпеть, составлять индекс, классифицировать, приводить в систему.  conceptus - мысль.

ДАЙДЖЕСТ (компендиум) – от англ. digest – сущ . – сжато суммарно изложенные результаты какой-нибудь науки, исследования и т.п.; глаг. - переваривать, усваивать, претерпеть, составлять индекс, классифицировать, приводить в систему. conceptus - мысль.

конспект одна из разновидностей вторичных документов фактографического ряда – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.

конспект

одна из разновидностей вторичных документов фактографического ряда – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста. Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.

две разновидности конспектирования :

две разновидности конспектирования :

  • конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья);
  • конспектирование устных сообщений (например, лекций).
! Система Знаков Символов условностей 1/3 текста

!

Система

Знаков

Символов

условностей

1/3

текста

Особенности конспектирования и требования к конспекту

Особенности конспектирования и требования к конспекту

  • 1. Основа конспекта – тезис;
  • 2. Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования;
  • 3. Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение;
  • 4. Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);
5. Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей свертывания - перефразирование. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;   6. Не увлекайтесь пересказом;   7. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника (это позволит внести конспектируемый источник в список литературы); 8. Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.
  • 5. Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей свертывания - перефразирование. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;
  • 6. Не увлекайтесь пересказом;
  • 7. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника (это позволит внести конспектируемый источник в список литературы);
  • 8. Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.
conceptus – мысль   КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ - краткое письменное изложение мыслей некоторого текста в форме, сохраняющей сюжетный ход авторского изложения, но предлагающий текст более короткий, делающий их легко различимыми, как бы бросающимися в глаза.

conceptus – мысль КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ - краткое письменное изложение мыслей некоторого текста в форме, сохраняющей сюжетный ход авторского изложения, но предлагающий текст более короткий, делающий их легко различимыми, как бы бросающимися в глаза.

Просмотр содержимого презентации
«План, тезисы, конспект»

ПЛАН. ТЕЗИСЫ. КОНСПЕКТ.

ПЛАН.

ТЕЗИСЫ.

КОНСПЕКТ.

План

План

взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения План -

взаимное расположение частей, краткая программа

какого-нибудь

изложения

План -

План может быть:

План может быть:

  • простым и сложным
  • предметным
  • тематическим
Тезисы

Тезисы

положения, кратко излагающие какую-либо идею, а также основные мысли лекции, доклада, сочинения Тезисы -

положения, кратко излагающие какую-либо идею, а также основные мысли лекции,

доклада, сочинения

Тезисы -

Тезисы План Мысль НАЗЫВАЕТСЯ Мысль ФОРМУЛИРУЕТСЯ

Тезисы

План

Мысль НАЗЫВАЕТСЯ

Мысль ФОРМУЛИРУЕТСЯ

На пороге чтения-изучения Тезисы  План «Сюжеты с Чтение с карандашом не только карандашом». Опыт великих читателей. способствует запоминанию, но и 2. Заповеди сознательного чтения. будит собственную мысль. 2. Сознательное чтение обеспечивается 3. Задачи сосредоточением на сущности читаемого, первоначального чтения. выяснением непонятного, сопереживанием. 3. Задачи первоначального чтения - общая ориентировка в изучаемом тексте, составление простого плана и заготовок для записей.

На пороге чтения-изучения

Тезисы

План

  • «Сюжеты с
  • Чтение с карандашом не только

карандашом». Опыт великих читателей.

способствует запоминанию, но и

2. Заповеди

сознательного чтения.

будит собственную мысль.

2. Сознательное чтение обеспечивается

3. Задачи

сосредоточением на сущности читаемого,

первоначального чтения.

выяснением непонятного, сопереживанием.

3. Задачи первоначального чтения -

общая ориентировка в изучаемом

тексте, составление простого плана и

заготовок для записей.

Конспект

Конспект

положения, кратко излагающие какую-либо идею, а также основные мысли лекции, доклада, сочинения Конспект -

положения, кратко излагающие какую-либо идею, а также основные мысли лекции,

доклада, сочинения

Конспект -

Конспект  Тезисы Содержат основные Воспроизводит не только мысли текста в форме мысль оригинала, но и связь утверждения или отрицания. 2.В каждом положении между ними. 2.Сохраняет черты деления содержится одна мысль.  на части, свойственные оригиналу. 3.Служат для сохранения в 3. Цель – сохранение в памяти и как основа для памяти. дискуссии.  4.Выделяются, 4. Сжимает, «уплотняет» «извлекаются» из текста. произведение.

Конспект

Тезисы

  • Содержат основные
  • Воспроизводит не только

мысли текста в форме

мысль оригинала, но и связь

утверждения или отрицания.

2.В каждом положении

между ними.

2.Сохраняет черты деления

содержится одна мысль.

на части, свойственные

оригиналу.

3.Служат для сохранения в

3. Цель – сохранение в

памяти и как основа для

памяти.

дискуссии.

4.Выделяются,

4. Сжимает, «уплотняет»

«извлекаются» из текста.

произведение.

краткое изложение, существенная запись чего-то Конспект -

краткое изложение, существенная запись

чего-то

Конспект -

Виды конспектов свободный текстуальный тематический плановый

Виды конспектов

свободный

текстуальный

тематический

плановый

Конспектирование – это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь.

Конспектирование – это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь.

Этапы конспектирования: Чтение текста. Определение стиля и типа речи. Выяснение темы и главной мысли текста. Деление на части, определение границ. Отбор из предлагаемой информации самой существенной. Запись этого сокращенного, «отжатого» текста.

Этапы конспектирования:

  • Чтение текста.
  • Определение стиля и типа речи.
  • Выяснение темы и главной мысли текста.
  • Деление на части, определение границ.
  • Отбор из предлагаемой информации самой

существенной.

  • Запись этого сокращенного, «отжатого»

текста.

Отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию Перевод текста на «свой» язык Переформулирование текста с попутным сокращением Способы сокращения текста

Отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию

Перевод текста на «свой» язык

Переформулирование текста с попутным сокращением

Способы сокращения текста

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №66 г. Ярославля ЗАХАРОВОЙ Татьяной Александровной

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №66 г. Ярославля

ЗАХАРОВОЙ Татьяной Александровной


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!