Изучение нового материала | Работа с определением «Конспект» - С конспектированием к 11 классу вы уже обращались неоднократно, поэтому могу предположить, что вы можете самостоятельно сформулировать определение «конспекта» (ответы учащихся, сравнение ответа с определениями из различных источников, выделение основной мысли) Слайд 2,3,4 Что такое конспектирование? Слайд 5 Какие разновидности конспектирования вы можете назвать? Слайд 6 Тогда логично предположить, что по объему конспекты могут быть? Слайд 7 Работа с типами конспектирования Слайд 8 КОММЕНТАРИИ К СЛАЙДУ: Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не обязательно сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад, выступление. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу. Однако работать с таким конспектом спустя какое-то время после составления довольно трудно – не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время. Иногда он составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при его подготовке требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты, этот тип конспекта нетрудно составлять. Существенный недостаток текстуального конспекта – он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется, когда конспект составлен на основе выписок, сделанных давно, а также без глубокой проработки материала, без его усвоения. Поэтому следует обязательно давать ссылки на страницы, чтобы потом привлекать в помощь текст. Свободный конспект – сочетание выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с текстом. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест. Тематический конспект – дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. Знакомство с концептуальным конспектированием (слайд 11) "Технология выделения концепций из авторских текстов: I этап. Исключение частей текста, содержащих описание и оценку проведенного исследования. Операция 1. Исключить из текста описания сферы интересов автора. Выделить предмет исследования. Операция 2. Исключить текст, содержащий обоснование важности предмета исследования. Операция 3. Исключить текст, содержащий описание целей, этапов, путей и способов изучения рассматриваемых явлений. Операция 4. Исключить текст, описывающий оценку полученных результатов. Операция 5. Исключить текст, содержащий призывы, рекомендации, описание возможных следствий из результатов исследований. II этап. Исключить части текста, содержащие средства организации изложения авторских идей. Операция 6. Исключить текст, содержащий формулировку плана изложения. Операция 7. Исключить текст, содержащий аналогии с явлениями из других предметных областей. Операция 8. Исключить текст, содержащий критику других авторов, исключить цитаты. Операция 9. Исключить вспомогательные слова и предложения, являющиеся связками между частями текста. III этап. Удаление повторений и авторской аргументации. Отбор утверждений, составляющих авторскую концепцию Операция 10. Удалить все повторения в тексте. Операция 11. Исключить текст, содержащий авторскую аргументацию. Операция 12. Исключить части текста, отклоняющиеся от основной темы. IV этап. Литературная обработка выделенной концепции. Операция 13. Расположить части текста в продуктивном порядке, связать авторские утверждения необходимым минимумом вспомогательных редакторских средств. Мысли автора при этом не должны быть искажены". ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: При этой работе разрешается делать следующее: менять авторские окончания слов с целью грамматического согласования подчёркнутых мест текста; менять порядок слов, если это не искажает изначального смысла; странно, но так бывает, что достаточно написать фразу "с конца к началу", и она становится яснее. Можно заменять существительные и прилагательные на местоимения. можно разбивать слишком длинные предложения на ряд простых; можно соединять простые предложения в сложносочинённые. в исключительных случаях можно переместить абзац в другое место текста (с обязательным указанием об этой операции в примечании); там, где уместна таблица, её надо сделать (за автора); если приведённая автором таблица (или построенная вами на его материале) будет более информативной в виде графика или гистограммы, надо тоже их построить. | Отвечают на вопросы учителя, просматривают презентационный материал, прослушивают комментарий учителя, делают записи в тетради. |
Практическая часть. | Работа над созданием концептуального конспекта (пошаговая работа по алгоритму) В зависимости от уровня подготовленности учащихся могут быть предложены разные варианты текстов для конспектирования. ВАРИАНТ 1 (уровень выше нормы) ИТ: Вильгельм Виндельбанд. О свободе воли. Минск-Москва, “Харвест АСТ”-2000. В один прекрасный день вопрос о свободе воли в той или иной форме встаёт как личная проблема перед мыслью каждого серьёзного человека. Это вопрос не школы, а жизни, он коренится в наших самых непосредственных переживаниях. С какой страстью в самочувствии собственного свободного определения кидаемся мы в мир! И когда потом, мы шаг за шагом всё теснее и глубже запутываемся в водовороте действительности и находим свои решения суженными и стеснёнными тысячью мотивов, то кто не вопрошает себя в сомнении, где же та золотая свобода, о которой он мечтал? А если кто бросит взгляд назад, на многоизвилистый поток жизни, от того не скроется, что часто и там, где , по его мнению, он поступал свободно, он, в конце концов, скорее следовал ходу вещей, силе обстоятельств, чем сам господствовал над ними; что его двигали там, где по его мнению двигал он. И всё же именно при таком ретроспективном взгляде снова захочется с раскаянием и радостью увидеть в глубочайшей основе судьбы своё собственное деяние и самоопределение. Если из таких чувств вырастает стремление подумать о свободе воли, то размышления такого рода ведут тотчас же в далёкие области и к самым трудным проблемам, ибо обнаруживается, бесспорно, что при этом речь идёт отнюдь не об одном констатировании душевных явлений, но что трудность проблемы заключается именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”. Анализ проблемы В один прекрасный день вопрос о свободе воли в той или иной форме встаёт как личная проблема перед мыслью каждого серьёзного человека. Это вопрос не школы, а жизни, он коренится в наших самых непосредственных переживаниях. С какой страстью в самочувствии собственного свободного определения кидаемся мы в мир! И когда потом, мы шаг за шагом всё теснее и глубже запутываемся в водовороте действительности и находим свои решения суженными и стеснёнными тысячью мотивов, то кто не вопрошает себя в сомнении, где же та золотая свобода, о которой он мечтал? А если кто бросит взгляд назад, на многоизвилистый поток жизни, от того не скроется, что часто и там, где , по его мнению, он поступал свободно, он, в конце концов, скорее следовал ходу вещей, силе обстоятельств, чем сам господствовал над ними; что его двигали там, где по его мнению двигал он. И всё же именно при таком ретроспективном взгляде снова захочется с раскаянием и радостью увидеть в глубочайшей основе судьбы своё собственное деяние и самоопределение. Если из таких чувств вырастает стремление подумать о свободе воли, то размышления такого рода ведут тотчас же в далёкие области и к самым трудным проблемам, ибо обнаруживается, бесспорно, что при этом речь идёт отнюдь не об одном констатировании душевных явлений, но что трудность проблемы заключается именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”. Конспект В один прекрасный день вопрос о свободе воли встаёт как личная проблема перед мыслью каждого. Это – вопрос жизни, он коренится в непосредственных переживаниях. С какой страстью кидаемся мы в мир! Шаг за шагом запутываемся и находим свои решения стеснёнными тысячью мотивов. Где же золотая свобода!? Но всё же хочется увидеть в основе судьбы своё самоопределение, и вырастает стремление думать о свободе воли. Размышления такого рода ведут в далёкие области и к самым трудным проблемам. Речь начинает идти отнюдь не об одном констатировании душевных явлений. Трудность проблемы именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше”. ВАРИАНТ 2 (уровень ниже нормы) Таким учащимся предлагается проанализировать перед работой слайды 9,10 Кузница бога огня С давних времен внимание римлян привлекала гора Этна на острове Сицилия, потому что она не была похожа на другие горы. Внутри нее слышались грозные раскаты грома, из жерла курился дым, иногда вместе с клубами огненного дыма и искр вылетали раскаленные камни. Все это можно было объяснить только тем, что внутри горы имеется гигантский горн. Не у одного римского поэта встречается упоминание или описание этой «кузни» Вулкана, который у древних римлян был богом огня и кузнечного искусства. Сначала Вулканом называли только гору Этна, но позже всякую огнедышащую гору, которая вела себя подобно ей, стали тоже называть вулканом. Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером. Слово это происходит от греческого «кратер» (krater), что значит «большая чаша». Так назывались чаши для смешивания вина с водой. Если вулкан находится в спокойном состоянии, то в этом сходстве легко убедиться. Круглые горы на Луне тоже называют кратерами, но это не очень удачное название: термин «кратер» подразумевает наличие вулканической деятельности, в то время как большинство лунных кратеров образовалось от ударов метеоритов. В Италии, недалеко от Неаполя, есть еще один знаменитый вулкан — Везувий, а неаполитанцы подарили миру хорошо известный всем термин, имеющий отношение к вулканам. Итальянское слово «лаваре» (lavare) означает мыть, поэтому потоки воды, несущиеся в дождь по улицам и смывающие все на своем пути, итальянцы называют лавой. Лавой (lava) стали называть и потоки раскаленной массы, которая во время извержений стекала по склонам Везувия. (В 79 г. до н.э. потоки изверженных лавы и пепла погребли находившиеся вблизи Везувия города Помпеи и Геркуланум). Конспект Гора Этна на острове Сицилия, внутри которой слышались раскаты грома и откуда иногда вылетали раскаленные камни, представлялась древним римлянам гигантским горном, поэтому они дали ей имя бога-кузнеца Вулкана. Позже так стали называть и другие огнедышащие горы. Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером, что по-гречески означает «большая чаша». Называть круглые лунные горы кратерами не совсем правильно, потому что на Луне нет вулканической деятельности. Позднее итальянским словом «лава» (lavare — мыть) назвали потоки раскаленной массы, которые во время извержения стекали по склонам вулкана. Рассмотрение результатов. | В зависимости от уровня подготовки выбирают текст, создают концептуальный конспект, делятся результатами работы. |