Организация восприятия | Словарная работа. Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступать в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект (30 слов) Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь) Беседа с учащимися по вопросам (слайд 2) Большая советская энциклопедия Текст [от лат. textus — ткань, соединение (слов)]. 1) словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме; произведение литературы, фольклора, любое произведение письменности. 2) В языкознании - последовательность из нескольких (или многих) предложений, построенных согласно правилам языка. Связность Т. обеспечивается грамматическими средствами и смысловыми соотношениями. Порядок слов и интонация отдельных предложений могут зависеть от их роли в целом Т. 3)В широком смысле под Т. в лингвистике понимается любая последовательность слов (а в семиотике — любая последовательность знаков), построенная по правилам данной системы языка. При таком понимании правила построения Т., отвечающего заданному смыслу (модель "смысл — текст"), составляют основную цель лингвистического исследования. Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста (реферат, тезисы, план, выписки, конспект) Какие разновидности переработки текста не названы? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст? - В наш скоростной век каждый человек стремится экономить время, потому что очень часто успех дела зависит от своевременности его выполнения. Можно сказать, что время людьми ценилось всегда (вспомните пословицы и поговорки, отражающие его ценность). Время - деньги. Время не ждет. Час упустишь, годом не наверстаешь. Что успел, то и съел. Как потопаешь, так и полопаешь. - В повседневной жизни на письме мы стараемся сделать свои записи более компактными. Зачем? (успеть записать, сэкономить деньги на SMS, чтобы оно меньше места занимало, шпаргалки – подглядел-ухватил сразу целый «кусок» информации). Таким образом, что мы можем считать «первичным» документом, а что «вторичным»? (ответы учащихся) Слайд3 Какие основные методы положены в основу свертывания информации? (анализ, синтез) Напомните их определения. Слайд 4 Свертывание всей этой информации в тексте без потери смысла возможно. Важно помнить: 1)для кого создается текст, 2) какие цели он преследует. Использование большего количества информации «про запас» только создает препятствие к усвоению действительно значимых моментов. В этом случае большее количество текста приводит к потере смысла. | Записывают словарные слова, проводят самопроверку (эталон на слайде) Объясняют значение слов. Вспоминают виды переработки текста, определяют их необходимость в повседневной жизни ученика. Называют основные методы, которые положены в основу свертывания информации, дают определения. |