СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №13 Практическое занятие Текст. Свертывание информации. Виды переработки текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. совершенствование навыков извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста;
  2. развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности; совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
  3. формирование самостоятельно мыслящей личности.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №13 Текст Виды переработки текста.»

10 класс

Урок №13

Текст. Свертывание информации. Виды переработки текста

Цель:

познакомить учащихся с методами и способами свертывания информации, видами переработки текста и приемами сжатия информации.

Задачи:

  1. совершенствование навыков извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста;

  2. развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности; совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

  3. формирование самостоятельно мыслящей личности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают способы переработки текста и приемы сжатия информации, указывают на различия между планом, тезисами и планом; используют на практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Тип занятия:

комбинированное: повторение изученного, знакомство с новым материалом, практическое освоение новых знаний, первичное закрепление материала.

Оборудование:

раздаточный материал, презентации

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Сообщение темы и цели занятия (слайд 1)


Приветствуют учителя. Записывают тему урока, формулируют цели и задачи.

  1. Организация восприятия

  1. Словарная работа.

Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступать в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект (30 слов)

  • Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь)

  1. Беседа с учащимися по вопросам (слайд 2)

  • Что такое текст?

Большая советская энциклопедия

Текст

[от лат. textus — ткань, соединение (слов)].

1) словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме; произведение литературы, фольклора, любое произведение письменности.

2) В языкознании - последовательность из нескольких (или многих) предложений, построенных согласно правилам языка. Связность Т. обеспечивается грамматическими средствами и смысловыми соотношениями. Порядок слов и интонация отдельных предложений могут зависеть от их роли в целом Т.

3)В широком смысле под Т. в лингвистике понимается любая последовательность слов (а в семиотике — любая последовательность знаков), построенная по правилам данной системы языка. При таком понимании правила построения Т., отвечающего заданному смыслу (модель "смысл — текст"), составляют основную цель лингвистического исследования.


  • Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста (реферат, тезисы, план, выписки, конспект)

  • Какие разновидности переработки текста не названы?

  • Для чего необходимо уметь перерабатывать текст?

- В наш скоростной век каждый человек стремится экономить время, потому что очень часто успех дела зависит от своевременности его выполнения. Можно сказать, что время людьми ценилось всегда (вспомните пословицы и поговорки, отражающие его ценность).

  • Время - деньги.

  • Время не ждет.

  • Час упустишь, годом не наверстаешь.

  • Что успел, то и съел.

  • Как потопаешь, так и полопаешь.

- В повседневной жизни на письме мы стараемся сделать свои записи более компактными. Зачем? (успеть записать, сэкономить деньги на SMS, чтобы оно меньше места занимало, шпаргалки – подглядел-ухватил сразу целый «кусок» информации).

  • Таким образом, что мы можем считать «первичным» документом, а что «вторичным»? (ответы учащихся) Слайд3

  • Какие основные методы положены в основу свертывания информации? (анализ, синтез) Напомните их определения. Слайд 4

Свертывание всей этой информации в тексте без потери смысла возможно. Важно помнить:

1)для кого создается текст,

2) какие цели он преследует.

Использование большего количества информации «про запас» только создает препятствие к усвоению действительно значимых моментов. В этом случае большее количество текста приводит к потере смысла.

Записывают словарные слова, проводят самопроверку (эталон на слайде)




Объясняют значение слов.




















Вспоминают виды переработки текста, определяют их необходимость в повседневной жизни ученика.














Называют основные методы, которые положены в основу свертывания информации, дают определения.

  1. Организация осмысления

- Познакомимся с видами переработки текста (слайд 5-6)

- Познакомимся с приемами сжатия текста (слайд 7).

Учитель комментирует каждый из приемов и его составляющие.

Учащиеся слушают учителя, делают записи в тетради, осмысливают каждый прием и приводят устные примеры.

  1. Организация первичного закрепления

  1. Учащимся предлагается на примерах рассмотреть приемы сжатия текста. Примеры взяты из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.

  2. После коллективной работы учащимся предлагается в устной форме изложить новый теоретический материал и в качестве итога практической части текущего занятия самостоятельно поработать с предложенным текстом.

В работе предусмотрены ключи.

Учащиеся работают у доски в программе PowerPoint по заданиям на слайдах (8-12), используя маркеры или ручки (или на бумажных носителях). По каждым действиям необходимо давать комментарии.


  1. Рефлексия.

Вы отвечаете на SMS друга: «Как пройдет – напиши». Что вы ему ответите? Выберите один из вариантов ответа и запишите:

  • Отлежал

  • Отсидел

  • Отработал

  • Отдохнул

  • Отбыл

  • Свой вариант…….

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.




Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №13 Текст Виды переработки текста»

Текст.  Свертывание информации.  Переработка текста

Текст. Свертывание информации. Переработка текста

Беседа Что такое текст? Какие виды переработки текста вы знаете? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст?

Беседа

  • Что такое текст?
  • Какие виды переработки текста вы знаете?
  • Для чего необходимо уметь перерабатывать текст?

«ВТОРИЧНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ» ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСТОЧНИКА В СЖАТОМ ВИДЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА

«ВТОРИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСТОЧНИКА

В СЖАТОМ ВИДЕ

СЖАТИЕ

ТЕКСТА

СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ - изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности.

СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ - изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности.

Виды переработки текста план тезисы выписки конспект рецензия реферат аннотация

Виды переработки текста

план

тезисы

выписки

конспект

рецензия

реферат

аннотация

План - это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.    Тезисы –  основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Тезисы могут содержать классификацию явлений, действий, характеристик. Тезисы могут представлять утверждение чего-либо  Выписки (выдержка) – дословная или документально точная запись частей текста.

План - это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Тезисы могут содержать классификацию явлений, действий, характеристик. Тезисы могут представлять утверждение чего-либо

Выписки (выдержка) – дословная или документально точная запись частей текста.

Приемы сжатия текста Уточняющ конструк ций Второстеп информ Замена ПП СП Подроб ностей, детелей  фрагмент текста Упроще ние синтак сиса Исключе ние конкретных единичных явлений Обобще ние

Приемы сжатия текста

Уточняющ

конструк

ций

Второстеп

информ

Замена

ПП

СП

Подроб

ностей,

детелей

фрагмент

текста

Упроще

ние

синтак

сиса

Исключе

ние

конкретных

единичных

явлений

Обобще

ние

Исключите второстепенную информацию Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Д.С. Лихачев

Исключите второстепенную информацию

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними.

Д.С. Лихачев

Когда я учился в школе, мне казалось, что «взрослая жизнь» будет иной. На деле оказалось иначе. Мои сверстники оказались самыми верными, всегдашними. Д.С. Лихачев

Когда я учился в школе, мне казалось, что «взрослая жизнь» будет иной. На деле оказалось иначе. Мои сверстники оказались самыми верными, всегдашними.

Д.С. Лихачев

Проведите языковое обобщение Заметить красоту во всем – это значит расширить все сферы жизни человека. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек. Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как везде держать себя

Проведите языковое обобщение

Заметить красоту во всем – это значит расширить все сферы жизни человека.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как везде держать себя

Обобщение содержания текстового фрагмента. Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны Этажи заботы скрепляют отношения между людьми

Обобщение содержания текстового фрагмента.

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны

Этажи заботы скрепляют отношения между людьми

Попробуйте самостоятельно Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. Нравственности свойственно чувство сострадания, которое заставляет бороться за уважение к памяти культуры и истории, поэтому забытое понятие требует возрождения и развития

Попробуйте самостоятельно

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Нравственности свойственно чувство сострадания, которое заставляет бороться за уважение к памяти культуры и истории, поэтому забытое понятие требует возрождения и развития


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!