СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №11-12 Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. знакомство с лексическими и грамматическими особенностями научного стиля;
  2. развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов и мыслительные способности учащихся (логическая задача);
  3. воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №11-12 Языковые особенности научного стиля»

10 класс


Урок №11-12

Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля

Цели:

научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль.

Задачи:


  1. знакомство с лексическими и грамматическими особенностями научного стиля;

  2. развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов и мыслительные способности учащихся (логическая задача);

  3. воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают отличительные особенности научного стиля и его разновидности, определяют стилевую принадлежность текста, аргументируют свои ответы с опорой на теоретический материал, различают подстили научного стиля, основные жанры, при анализе текста научного стиля определяют лексические и грамматические особенности

Оборудование:

раздаточный материал для работы в парах и группах, ОТ по теме, учебник «Русский язык» для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Орфографическая разминка

Конъюнктура, референдум, предвыборная компания, инфляция, дискриминация, диссидент, социал-демократ, коммюнике, прогрессивный, тоталитарный, оккупация, президент, коллективизация, иммиграция, эмиграционный, репатриация, толерантность, эмиссар, атташе, консолидация, федеративный.


  1. Толкование терминов.

Конъюнктура

въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства

Эмиграция

терпимость к чужим мнениям, верованиям

Репатриация

возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев

Толерантность

переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными)

Иммиграция

сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни


- К какому стилю речи можно отнести данные слова?

  1. Высказывание по опорным словам о научном стиле.

  1. Основная функция

  2. Сфера применения

  3. Речевые жанры

  4. Языковые средства.

  1. Проверка домашнего задания – упражнение №360

- Какие подстили научного стиля вы знаете? В чем их особенности?

Ответы к упражнению:

  1. Научно-популярный стиль

  2. Научно-популярный стиль

  3. Научный стиль

  4. Научно-учебный стиль.


Записывают слова под диктовку, сверяют со слайдом (самопроверка), находят соответствие между термином и его лексическим значением


  1. Изучение нового материала

  1. Изучение материала учебника (стр. 209-218)

  2. Составление опорной схемы «Языковые особенности научного стиля»

Работа в группах

  1. Изучить особенности научного стиля (каждый ученик изучает определенный материал):

  1. Лексические

  2. Словообразовательные

  3. Морфологические

  4. Синтаксические

  1. Рассказать изученный материал товарищам

  2. На основе изученного материала в группе сделать опорную схему (таблицу)

  1. Практическая работа по теме урока

  1. Работа в паре.

Карточка № 1

- Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы:

Двигатель, грузчик, кладка, сушилка, бурение, сверление, подключение, буксировка, заготовка, газификация, радиофикация.

Карточка № 2

- Укажите приставку, с помощью которой образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы:

Ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера.

  1. Работа в группе. Анализ текста.

Упражнение №368 (работа в группах – по количеству текстов).

- Определите лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические признаки научного стиля.


Учащиеся в паре производят словообразовательный разбор слов, определяют словообразовательные особенности слов научного стиля.




Пользуясь составленной схемой (дополнительно прилагается таблица «Научный стиль» и материалы упражнения №380, стр.219), учащиеся анализируют текст, определяют в нем лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические признаки научного стиля.

  1. Подведение итогов

Техника «Рефлексивная мишень».


Учащиеся осуществляют оценку содержания, оценку форм и методов проведения урока, оценку деятельности педагога, оценку своей деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата.

Домашнее задание

Упр. 379 (выполнить анализ текста научного стиля).





Просмотр содержимого документа
«РМ»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

  • насыщенность терминами данной науки;

  • использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;

  • употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

  • частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне состава слова:

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы; (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.): макромир, интерком, полиграф.

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение.

- существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);

- существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель);

- прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь" (глинистый, песчанистый).

на уровне морфологии:

  • редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

  • специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),

  • использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

  • употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

  • неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

  • частые цитаты, ссылки;

  • использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.














Языковые средства

Примеры

Уровень языка: Лексика

Термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания)

Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.
Философия:
агностицизм, базис, диалектика, материя

Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения

Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться

Уровень языка: Морфология

Преобладание имени существительного над другими частями речи

Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество.

Частотность существительных в именительном и родительном падежах

Социальная лингвистиканаука об общественном характере возникновения, развития и функционирования языка

Широкое использование абстрактных существительных среднего рода

Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение

Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени

Среди стилистически окрашенных средств выделяются такие, которые довольно регулярно используются в определённых функциональных стилях

Отсутствие форм глагола 2-го лица ед. и мн. ч.; использование формы 1-го лица мн. ч. при указании на автора. Соответственно использование местоимения мы вместо местоимения я

Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца

Употребление указательных местоимений

В данном случае, этот процесс

Употребление причастий и деепричастий

Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий

Уровень языка: Синтаксис

Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов

Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему

Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения

К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через XY



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!