Ожидаемые результаты: | учащиеся знают отличительные особенности научного стиля и его разновидности, определяют стилевую принадлежность текста, аргументируют свои ответы с опорой на теоретический материал, различают подстили научного стиля, основные жанры, при анализе текста научного стиля определяют лексические и грамматические особенности |
Актуализация опорных знаний. | Орфографическая разминка Конъюнктура, референдум, предвыборная компания, инфляция, дискриминация, диссидент, социал-демократ, коммюнике, прогрессивный, тоталитарный, оккупация, президент, коллективизация, иммиграция, эмиграционный, репатриация, толерантность, эмиссар, атташе, консолидация, федеративный. Толкование терминов. Конъюнктура | въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства | Эмиграция | терпимость к чужим мнениям, верованиям | Репатриация | возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев | Толерантность | переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными) | Иммиграция | сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни | - К какому стилю речи можно отнести данные слова? Высказывание по опорным словам о научном стиле. Основная функция Сфера применения Речевые жанры Языковые средства. Проверка домашнего задания – упражнение №360 - Какие подстили научного стиля вы знаете? В чем их особенности? Ответы к упражнению: Научно-популярный стиль Научно-популярный стиль Научный стиль Научно-учебный стиль. | Записывают слова под диктовку, сверяют со слайдом (самопроверка), находят соответствие между термином и его лексическим значением |
Практическая работа по теме урока | Работа в паре. Карточка № 1 - Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы: Двигатель, грузчик, кладка, сушилка, бурение, сверление, подключение, буксировка, заготовка, газификация, радиофикация. Карточка № 2 - Укажите приставку, с помощью которой образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы: Ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера. Работа в группе. Анализ текста. Упражнение №368 (работа в группах – по количеству текстов). - Определите лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические признаки научного стиля. | Учащиеся в паре производят словообразовательный разбор слов, определяют словообразовательные особенности слов научного стиля. Пользуясь составленной схемой (дополнительно прилагается таблица «Научный стиль» и материалы упражнения №380, стр.219), учащиеся анализируют текст, определяют в нем лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические признаки научного стиля. |