СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1_комплексное сопровождение детей группы риска по речевой патологии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ 

Просмотр содержимого документа
«1_комплексное сопровождение детей группы риска по речевой патологии»

«КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ»



  1. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность обусловлена недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Психолого-педагогическая профилактика – система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

  1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

  • познавательные игры;

  • создание ситуаций эмоционального переживания;

  • создание ситуаций занимательности;

  • создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

  • создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

  1. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

  • создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

  • коллективные игры;

  • выработка коллективно-единых требований;

  • коллективные соревнования;

  • коллективное самообслуживание.

  1. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

  • уважение;

  • педагогическая требовательность;

  • убеждение;

  • осуждение;

  • понимание;

  • доверие;

  • побуждение;

  • сочувствие;

  • педагогическое предостережение;

  • анализ поступка;

  • решение конфликтной ситуации.

  1. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

  • пример, разъяснение;

  • ожидание радости;

  • снятие напряжения;

  • обращение к самолюбию, самоуважению;

  • обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

  • требование;

  • внушение.

Педагогическая коррекция запущенного ребенка

Основными средствами педагогической коррекции являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Коррекция игровых и реальных отношений детей – развитие комплекса игровых способностей, побуждение игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной).

Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды. В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам.

В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Психологическая коррекция (психокоррекция) социально-педагогической запущенности детей.

Психокоррекция индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду». Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты.


  1. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи).

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.

Критические периоды в развитии речевой функции у детей:

  1. Первый критический период (1 - 2 года жизни)

Речь: формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие;

складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении.

Мозг: Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока (центр Брока обеспечивает моторную организацию речи).

Возможные нарушения: Задержка речевого развития, недоразвитие речи.

  1. Второй критический период (3 года)

Речь: интенсивно развивается связная речь;

происходит переход от ситуационной речи к контекстной.

Мозг: Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции.

Возможные нарушения: Заикание, мутизм, отставание речевого развития.

  1. Третий критический период (6 - 7 лет)

Речь: Начало развития письменной речи

Мозг: «Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на центральную нервную систему.

Возможные нарушения: Заикание.

В критические периоды развития речи важно обеспечить ребенку поддержку и стимуляцию для развития его коммуникативных навыков. Методы общения, которые могут быть полезны в критические периоды в развитии речевой функции у детей:

1. Разговоры и диалоги: важно активно вступать в разговор с ребенком, задавать вопросы, описывать происходящее вокруг, комментировать его действия. Это помогает развивать у ребенка языковые навыки, а также понимание общения как взаимодействия.


2. Чтение книг: регулярное чтение книг с ребенком способствует развитию его речи и языковых навыков. Важно обсуждать содержание книги, называть предметы на картинках, задавать вопросы о происходящем.

3. Использование жестов и мимики: жесты, мимика и эмоциональные интонации также играют важную роль в общении с маленьким ребенком. Они помогают уточнять смысл сказанного, делают общение более выразительным, помогая ребенку лучше понимать и использовать язык.

4. Поддержка самостоятельной речи: важно поощрять ребенка говорить самостоятельно, а не только отвечать на вопросы. Поощряйте его делиться своими мыслями, желаниями, эмоциями.

5. Использование игр и игрушек: различные игры, включая музыкальные, конструкторы, пазлы, могут стимулировать развитие речи через взаимодействие и обсуждение происходящего.

6. Поддержка интересов ребенка: общение становится более эффективным, когда оно основано на интересах ребенка. Поэтому важно учитывать его предпочтения и настроения при общении.

Общение с ребенком в критические периоды развития речи должно быть ориентировано на его потребности и способствовать активному участию ребенка в общении.

Во время критического периода развития речи ребенка важно обращать особое внимание на способы общения с взрослыми.

Методы общения, которые следует избегать в критические периоды в развитии речевой функции у детей:

1. Использование сложных и непонятных фраз: взрослый не должен использовать в разговоре с ребенком слишком сложные или абстрактные фразы, которые могут быть непонятны для малыша. Общение должно быть простым и понятным для ребенка.

2. Использование упреков и негативных высказываний: взрослый не должен упрекать ребенка за его речевые ошибки или за неправильное произношение слов. Негативное отношение может угнетать развитие ребенка и ухудшать его мотивацию к общению.

3. Избегание общения: взрослые не должны игнорировать или избегать общения с ребенком из-за его речевых трудностей. Необходимо поддерживать постоянное общение, даже если ребенок испытывает трудности с речью.

4. Использование слишком быстрой речи: взрослый не должен говорить слишком быстро, не давая ребенку возможности уловить смысл высказывания. Речь должна быть медленной и ясной, чтобы ребенок мог понимать и подражать.

5. Навязывание своих ожиданий: вместо того, чтобы навязывать свои ожидания относительно того, как должен звучать ребенок, взрослый должен поощрять его усилия и позитивно реагировать на каждую попытку общения.


  1. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.

Алгоритм работы с детьми группы риска требует комплексного подхода и включает несколько этапов:

1. Идентификация группы риска: первым этапом является идентификация детей, находящихся в группе риска. Это могут быть дети с ранними индикаторами различных проблем (например, задержка в развитии, плохое здоровье, социальные или экономические проблемы).

2. Оценка потребностей: после идентификации детей необходимо провести анализ и оценку их потребностей. Это может включать медицинское обследование, психологическую или педагогическую экспертизу для определения особенностей и проблем каждого ребенка.

3. Разработка индивидуальных программ: для детей группы риска следует разработать индивидуальные программы поддержки и помощи, учитывая их особенности и потребности. Эти программы могут включать медицинское лечение, психологическую поддержку, специальные образовательные программы.


4. Вовлечение специалистов: для эффективной работы с детьми группы риска важно вовлечение специалистов различных профилей, таких как врачи, психологи, педагоги, социальные работники. Каждый специалист вносит вклад в поддержку детей с учетом своих профессиональных компетенций.

5. Взаимодействие с семьями: кроме работы с самими детьми, важно вовлечение и поддержка семей детей группы риска. Это может включать консультирование родителей, обучение социально-педагогических навыков, организацию семейных мероприятий.

6. Мониторинг и оценка: непрерывный мониторинг и оценка прогресса каждого ребенка необходимы для эффективной работы с детьми группы риска. Это позволяет корректировать программы поддержки и адаптировать их под изменяющиеся потребности детей.

7. Систематизация опыта: необходимо систематически фиксировать и анализировать опыт работы с детьми группы риска, чтобы на основе этого опыта улучшать методы и подходы к работе с такими детьми.

Комплексный и систематический подход к работе с детьми группы риска помогает обеспечить эффективную поддержку и помощь каждому ребенку в соответствии с его потребностями.


  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ.

В коррекционную работу должен быть включён воспитатель, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы, и следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатель проводит организованную образовательную деятельность по развитию речи, которая планируется совместно с, контролирует речь детей на занятиях и в режимных моментах, выполняет индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.

Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения, совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

Учителя-логопеда и музыкального руководителя объединяют свои усилия по развития у дошкольников правильного не речевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движении, слухового восприятия.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и не речевого выдоха, его плавность и длительность, развитие общей и мелкой моторики, возможно в разминку включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики.


  1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ.

Эмоциональная депривация у детей представляет собой отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, заботы, внимания, аффективной связи и психологической близости в раннем и детском возрасте. Это может быть вызвано отсутствием адекватного ухода, неблагоприятной семейной обстановкой, социальной изоляцией, травматическими событиями и другими факторами. Эмоциональная депривация может иметь негативные последствия для развития ребенка, включая негативное влияние на его эмоциональное состояние, социальные навыки, самооценку, психологическое здоровье и способность устанавливать здоровые отношения в будущем.

Эмоциональная депривация у детей может иметь множество причин, и часто возникает в результате комплекса негативных факторов:

1. Неблагополучная семейная обстановка: неблагополучие в семье, такое как насилие, зависимость, развод родителей, психологическое или физическое насилие накладывает серьезные травмы на эмоциональное состояние ребенка.

2. Недостаток внимания и заботы со стороны взрослых: неблагоприятные условия воспитания, отсутствие внимания, понимания и поддержки со стороны родителей или опекунов могут привести к эмоциональной депривации.

3. Изоляция и одиночество: отсутствие возможности общения с другими детьми, друзьями или взрослыми, а также отсутствие социальной поддержки ведет к эмоциональной депривации.

4. Травматические события: внезапные травматические события, такие как потеря близкого человека, природные катастрофы, хронический стресс могут вызвать эмоциональную депривацию у детей.

5. Негативное воздействие среды: окружение с низким уровнем социальной поддержки, высоким уровнем преступности, плохие условия проживания влияют на эмоциональное состояние детей.

Проявления эмоциональной депривации у детей могут быть разнообразными и варьировать в зависимости от конкретной ситуации:

1. Эмоциональная неустойчивость: дети, испытывающие эмоциональную депривацию, могут проявлять нестабильность эмоций, частые перепады настроения, плач или злость без явной причины.

2. Стеснительность и избегание контакта: ребенок может проявлять избегание общения, трудности в установлении связи с другими людьми, стеснительность, социальную робость.

3. Проблемы в поведении: возможны проявления агрессии, антисоциального поведения, непослушания, жадности, а также ухудшение учебных результатов и поведения в школе.

4. Задержка в психоэмоциональном развитии: некоторые дети могут показывать отставание в психоэмоциональном развитии: как в моторных навыках, так и в развитии межличностных навыков.

5. Самоповреждение: в тяжелых случаях дети могут обращаться к само повреждающему поведению, такому как укусы, удары по себе или самообмороки.

Признаки эмоциональной депривации могут проявляться различными способами и требуют внимательного наблюдения со стороны взрослых, чтобы своевременно выявить проблему и оказать необходимую поддержку ребенку.

Эмоциональная депривация у детей может иметь серьезные последствия для их физического, эмоционального и психологического развития. Некоторые из потенциальных последствий включают в себя следующее:

1. Эмоциональные проблемы: недостаток эмоциональной поддержки может привести к развитию стресса, тревожности, депрессии, а также к ухудшению самооценки и возникновению проблем с самоидентификацией.

2. Социальная неадаптированность: дети, страдающие от эмоциональной депривации, могут испытывать трудности в установлении и поддержании отношений с окружающими, а также проявлять социальную неуверенность, изоляцию или агрессивное поведение.

3. Когнитивные нарушения: возможно возникновение проблем с концентрацией, памятью, когнитивным развитием и учебными способностями.

4. Поведенческие проблемы: ребенок может стать более склонным к различным видам рискованного поведения, непослушанию, агрессии или самоповреждения.

5. Физические последствия: длительная эмоциональная депривация может влиять на физиологическое развитие, иммунную систему и общее физическое здоровье ребенка.

Эмоциональная депривация в раннем детстве может оказать долгосрочное влияние на психологическое и эмоциональное благополучие человека во взрослом возрасте. Поэтому важно своевременно выявлять такие случаи и предоставлять детям поддержку и помощь в их восстановлении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!