СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс. Литературное чтение Маршак "Апрель", М.М. Пришвин "Лесная капель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 класс. Литературное чтение Маршак "Апрель",  М.М. Пришвин "Лесная капель"

Просмотр содержимого документа
«1 класс. Литературное чтение Маршак "Апрель", М.М. Пришвин "Лесная капель"»

Ход урока:

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте ребята!

-Встаньте ровно.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

А теперь садитесь.


-Сегодня я приглашаю вас в гости, отгадайте к какому времени года, прослушайте стихотворение и доскажите словечко:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая-

Значит к нам пришла …

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит к нам пришла …

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет-

Значит к нам пришла …


- Итак, мы идём в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.

− Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведениями о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей. Недаром весну поэтично называют «утром года».На уроке мы поговорим об особенностях этого времени года, познакомимся с произведениями о природе, научитесь выразительно читать, находить ответы в тексте на поставленные вопросы.

- Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)

  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Речевая разминка.

- Начнём урок с упражнения на дыхание.

Делаем глубокий вдох через нос, выдох через рот короткими выдохами.А теперь представьте себя весенним ветерком. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте, чтобы разогнать весь снег.

-Ребята, давайте проверим домашнее задание. Кто выучил русскую народную песню «Березонька»? –Кто мне может пересказать текст «Русский лес»?



Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется.

В марте появляются проталины, первые перелётные птицы.

Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения

. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно заглядывает, улыбается?(апрель)



-Сейчас мы с вами будем читать произведение, которое так и называется “Апрель”. Его написал замечательный детский поэт С. Маршак. ( портрет автора)

Самуил Яковлевич Маршак – русский поэт и переводчик. Он был добрым другом детей. Сочинял и переводил стихи, сказки. Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе. Он написал для детей очень много весёлых, поучительных стихов, сказок, перевёл с английского языка детские песенки.

  1. Работа по теме урока

-Откройте учебники на стр. 40.

(Первичное чтение учителем)



Выявление первичного восприятия.

-  Какие приметы весны описал поэт? Найди.

- Расскажи, что ещё происходит ранней весной?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Что понравилось?

- Подумайте, ребята, о чём это стихотворение?(Об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны)

- Что представляли, слушая произведение?

- Какое настроение оно у вас вызывает?

- О каком цветке упоминается в стихотворении?(подснежник)

- Ребята, а как надо относиться к такой красоте?(Ответы детей)

( Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту)

-Звуки чего услышал автор? (капели, как медведь пробирается сквозь валежник)

-Чьи голоса услышал С.Я.Маршак? (птиц)


Чтение трудных слов.

про-би-ра-ет-ся  - пробирается

ва-леж-ник – валежник

рас-цвёл – расцвёл

под-снеж-ник – подснежник

- Как надо читать стихотворение? (Бодро, весело, но не очень быстро.)

- Обратите внимание на знаки препинания. (делаем паузы)

- Поупражняемся в чтении. (по цепочке)

Прочитайте стихотворение вполголоса, найдите слова, значение которых вам непонятно.



Словарная работа. (Слова записаны на доске)

- Ребята, значения слов находятся в нашей коробке-помощнице.

Капель – падение с крыш или деревьев тающего снега или сосулек.

Валежник – сухие деревья и сучья, упавшие на землю.Валежник делает лес труднопроходимым.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

- Прочитайте слова с ударением.



- Прочитайте в стихотворении слова, которые созвучны (рифмуются)

(апрель – капель, ручьи – муравьи, лужи – стужи, медведь – петь, валежник – подснежник)



Выразительное чтение.

- Кто попробует прочитать стихотворение так, чтобы все поняли, что ты рад приходу весны. (Спросить 2 – 3 учеников)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.


  1. Продолжение работы по теме урока:

-Мы продолжаем говорить о весне, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Пришвина «Лесная капель», откройте учебник на стр. 41

Михаил Михайлович Пришвин - мастер слова, талантли­вый и неповторимый. Он был влюблён в свою родину, в её красо­ту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Его творчество проникнуто любовью к природе. Его записи о природе часто по­хожи на стихотворения в прозе - так они образны и ритмичны.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении?

Первичное восприятие текста.

- Я прочту произведение, а вы послушайте, о чём оно.

(Учитель читает)

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Назовите жанр данного произведения.(Рассказ)

- О чём говорится в произведении?(О природе)



- Перечитайте внимательно первую часть. Приготовьтесь ответить на вопросы к тексту № 1.

- Какие серёжки у берёз?(серёжки золотые, чудесные)

- Как автор говорит о почках? С кем сравнивает их?(как маленькие зелёные птички)



Работа в тетради стр. 26

- Прочитайте, как называется данный приём в литературе?(Это сравнение)

- А сейчас я проверю, кто у нас самый внимательный. Для этого надо ответить на вопрос № 3.

(дети выполняют задание)

Вторичное чтение учащимися

Чтение по цепочке

- Для чего нам нужны деревья?

- Что мы можем сделать, чтобы им помочь.


  1. Подведение итогов урока:

.- С каким произведением и рассказом мы сегодня познакомились?

-О чём эти произведения?

Рефлексия

Закончите предложение: Я узнал …

Закончите предложение: Я научился …


Домашнее задание: с. 40-41 наиз. «Апрель»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!