Ход урока:
Организационный момент:
-Здравствуйте ребята!
-Встаньте ровно.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
А теперь садитесь.
-Сегодня я приглашаю вас в гости, отгадайте к какому времени года, прослушайте стихотворение и доскажите словечко:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая-
Значит к нам пришла …
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая –
Значит к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет-
Значит к нам пришла …
- Итак, мы идём в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.
− Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведениями о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей. Недаром весну поэтично называют «утром года».На уроке мы поговорим об особенностях этого времени года, познакомимся с произведениями о природе, научитесь выразительно читать, находить ответы в тексте на поставленные вопросы.
- Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Речевая разминка.
- Начнём урок с упражнения на дыхание.
Делаем глубокий вдох через нос, выдох через рот короткими выдохами.А теперь представьте себя весенним ветерком. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте, чтобы разогнать весь снег.
-Ребята, давайте проверим домашнее задание. Кто выучил русскую народную песню «Березонька»? –Кто мне может пересказать текст «Русский лес»?
Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется.
В марте появляются проталины, первые перелётные птицы.
Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения
. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно заглядывает, улыбается?(апрель)
-Сейчас мы с вами будем читать произведение, которое так и называется “Апрель”. Его написал замечательный детский поэт С. Маршак. ( портрет автора)
Самуил Яковлевич Маршак – русский поэт и переводчик. Он был добрым другом детей. Сочинял и переводил стихи, сказки. Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе. Он написал для детей очень много весёлых, поучительных стихов, сказок, перевёл с английского языка детские песенки.
Работа по теме урока
-Откройте учебники на стр. 40.
(Первичное чтение учителем)
Выявление первичного восприятия.
- Какие приметы весны описал поэт? Найди.
- Расскажи, что ещё происходит ранней весной?
- Понравилось ли вам это стихотворение? Что понравилось?
- Подумайте, ребята, о чём это стихотворение?(Об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны)
- Что представляли, слушая произведение?
- Какое настроение оно у вас вызывает?
- О каком цветке упоминается в стихотворении?(подснежник)
- Ребята, а как надо относиться к такой красоте?(Ответы детей)
( Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту)
-Звуки чего услышал автор? (капели, как медведь пробирается сквозь валежник)
-Чьи голоса услышал С.Я.Маршак? (птиц)
Чтение трудных слов.
про-би-ра-ет-ся - пробирается
ва-леж-ник – валежник
рас-цвёл – расцвёл
под-снеж-ник – подснежник
- Как надо читать стихотворение? (Бодро, весело, но не очень быстро.)
- Обратите внимание на знаки препинания. (делаем паузы)
- Поупражняемся в чтении. (по цепочке)
- Прочитайте стихотворение вполголоса, найдите слова, значение которых вам непонятно.
Словарная работа. (Слова записаны на доске)
- Ребята, значения слов находятся в нашей коробке-помощнице.
Капель – падение с крыш или деревьев тающего снега или сосулек.
Валежник – сухие деревья и сучья, упавшие на землю.Валежник делает лес труднопроходимым.
Стужа – мороз, холод.
Пробирается – медленно и тяжело идёт.
- Прочитайте слова с ударением.
- Прочитайте в стихотворении слова, которые созвучны (рифмуются)
(апрель – капель, ручьи – муравьи, лужи – стужи, медведь – петь, валежник – подснежник)
Выразительное чтение.
- Кто попробует прочитать стихотворение так, чтобы все поняли, что ты рад приходу весны. (Спросить 2 – 3 учеников)
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Продолжение работы по теме урока:
-Мы продолжаем говорить о весне, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Пришвина «Лесная капель», откройте учебник на стр. 41
Михаил Михайлович Пришвин - мастер слова, талантливый и неповторимый. Он был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Его творчество проникнуто любовью к природе. Его записи о природе часто похожи на стихотворения в прозе - так они образны и ритмичны.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении?
Первичное восприятие текста.
- Я прочту произведение, а вы послушайте, о чём оно.
(Учитель читает)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Назовите жанр данного произведения.(Рассказ)
- О чём говорится в произведении?(О природе)
- Перечитайте внимательно первую часть. Приготовьтесь ответить на вопросы к тексту № 1.
- Какие серёжки у берёз?(серёжки золотые, чудесные)
- Как автор говорит о почках? С кем сравнивает их?(как маленькие зелёные птички)
Работа в тетради стр. 26
- Прочитайте, как называется данный приём в литературе?(Это сравнение)
- А сейчас я проверю, кто у нас самый внимательный. Для этого надо ответить на вопрос № 3.
(дети выполняют задание)
Вторичное чтение учащимися
Чтение по цепочке
- Для чего нам нужны деревья?
- Что мы можем сделать, чтобы им помочь.
Подведение итогов урока:
.- С каким произведением и рассказом мы сегодня познакомились?
-О чём эти произведения?
Рефлексия
Закончите предложение: Я узнал …
Закончите предложение: Я научился …
Домашнее задание: с. 40-41 наиз. «Апрель»