СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взрослая безграмотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взрослая безграмотность: почему русский язык надо тренировать после окончания школы

Почему ошибаются взрослые, которые периодически путают -тся и -ться и пишут частицу «не» слитно с глаголом?

1 1 0 6 8

Мы уже писали о детской безграмотности и пытались разобраться, почему ребята пишут «я нез наю». Но почему ошибаются взрослые, которые периодически путают -тся и -ться и пишут частицу «не» слитно с глаголом? Чтобы разобраться в этом вопросе, корреспондент «Фоксфорд.Новости» поговорила с филологом, координатором «Тотального диктанта» в Санкт-Петербурге и членом городской экспертной комиссии Еленой Калининой.

Когда еще до интервью обозначила тему нашего разговора как «безграмотность среди взрослого населения», вы сказали, что считаете наше население достаточно грамотным. Пожалуйста, расскажите почему.

Я не сказала, что оно достаточно грамотное, я сказала, что его нельзя назвать безграмотным. Невозможно утверждать, что сегодня происходит падение уровня грамотности, другое дело, что неграмотность с появлением интернет-технологий стала более заметной. Нет никаких объективных статистических данных, подтверждающих, что, скажем, с пятидесятых годов до сегодняшнего дня произошло уменьшение количества грамотных людей. Такие исследования никогда не проводились. Мнение, что наше население неграмотно, распространяется, потому что мы в социальных сетях наблюдаем письменную речь огромных масс людей, в том числе это могут быть люди с абсолютно разным уровнем образования. И из-за этого складывается впечатление, что неграмотность процветает, хотя и лингвисты пятидесятых годов сокрушались, что школьники пишут хуже, чем несколько десятилетий назад. Это такая же вечная тема, как тема отцов и детей. Но то, что такие разговоры идут, означает, что тема грамотности небезразлична для населения, и это хорошо.

В «Тотальном диктанте» обычно каждый год отличниками становятся всего 2-3% от всех пишущих. Получается, что по-настоящему грамотных в людей в стране совсем немного?

Нет. Кажется, что 2-3% — это очень мало и это единственно грамотные люди, а остальные девяносто восемь — безграмотные. Но надо сказать, что текст Тотального диктанта очень сложный. Его можно воспринимать, как азартную игру. Он всегда чуть сложнее школьной программы. Есть случаи, которые в школе не изучаются, а взрослый человек должен о них знать, потому что его письменная речь по уровню отличается от письменной речи ребенка. Поэтому 2-3% — это победители сложной игры, которые мало того, что обладают высоким уровнем грамотности, но еще им в данном тексте посчастливилось не встретиться с какой-нибудь трудной для них ситуацией.

Получается, «пятерка» на Тотальном диктанте — это сочетание грамотности и удачи?

Совершенно верно, потому что люди, которые, например, могли написать один диктант на «пять», второй диктант на «пять», а в следующем году получить даже не «четыре», а «три». Это значит, что в тексте попались сложные места именно для них.

И все-таки, почему люди делают ошибки в словах, ведь русский язык в школе изучается с первого класса?

Это правда парадокс. С точки зрения школьных предметов, роднее нашего языка нет ничего, это то, чем мы каждый день пользуются. Знания физики используем не каждый день, а вот русский язык — каждый. Причин несколько. С одной стороны, это методические несовершенства преподавания русского языка. Об этом много говорят. Пару лет назад было обсуждение новой концепции преподавания на сайте института русского языка имени Пушкина. Подачу некоторых тем в школе было бы разумно скорректировать.

Акцент делается на теоретических знаниях, например, классификация придаточных в сложном предложении или разряды местоимений. Ребенок запоминает, как что называется, но для практической грамотности это мало полезно. Письменный материал, который дается на практике, неактуален. Они не всегда интересны ребенку, сочинения часто посвящены неинтересным для детей темам, у них складывается впечатление, что русский язык, который преподают в школе, это не тот язык, на котором они пишут и говорят каждый день. Также важно, что на дальнейших ступенях образования отсутствуют практические программы по русскому языку, кроме филологических факультетов, разумеется. Но базу, которая была дана в школе, нужно надстраивать, нужно практиковать и закреплять под началом специалистов. Из-за отсутствия практики идет вымывание школьных знаний, многие правила постепенно искажаются в сознании и меняются.

Есть мнение, что сейчас на грамотность отрицательно влияют присутствие в нашей жизни Интернета и социальных сетей.

Как справедливо замечает Татьяна Владимировна Черниговская, преподавательница филологического факультета СПбГУ, в тех условиях в которых мы находимся, нам уже нужна не столько сама информация, сколько навыки по работе с ней и по управлению своим вниманием. Большинство людей находится в мощном информационном потоке, из-за которого внимание рассеивается. В результате люди менее внимательно относятся к тому, что пишут: просто невозможно держать в голове все сразу. И конечно, когда среднестатистический человек отправляет сообщение в соцсетях, последнее, о чем он будет думать, это насколько он выдержал все нормы орфографии и пунктуации. Надо признать, что даже очень грамотные люди иногда пренебрегают заглавными буквами и запятыми, потому что скорость важнее. Это все понятно и объяснимо, но если этим увлечься, то можно сильно редуцировать свои знания в области письменной речи.

Особенность нашего века — это существование автоматической проверки текста различными программами. Так может, знание правил уж не так уж и нужно?

Это миф в сознании обывателя. Не все то, что подчеркивают спеллчекеры, является ошибкой, и не все ошибки они подчеркивают. Элементарный пример. Есть сложные слова с начальной частью «аудио», «видео», «фото» и прочее. По правилам русского языка слова с такими частями пишутся слитно. Невозможно заранее продумать все комбинации, которые могу возникнуть в такой начальной частью. Видеоплеер, видеоголосование, видеоинструкция, видеоприглашение, — огромное количество разных слов, и внести все в словарь невозможно. И система незнакомые слова будет считать ошибкой, из-за чего пользователь разделит слово на два. Программа знает каждое слово по отдельности, подчеркивание снимается, а у человека формируется впечатление, что писать правильно именно так. А по сути, достаточно знать всего одно правило. Про пунктуацию и говорить нечего. Когда люди пишут «Тотальный диктант», для них огромным потрясением и открытием становится то, что пунктуация бывает вариативна, и одно и то же предложение можно писать по-разному. И никакая программа не может просчитать эту вариативность. Каждый год при подготовке текста к «Тотальному диктанту» группа экспертов просчитывает все возможные варианты написания, и каждый год выявляются непредусмотренные способы. Бывает, что в одном предложении может быть десятки вариантов расстановки знаков препинания.

Какие ошибки чаще всего делают люди в диктантах?

Все зависит от текста, ведь тексты каждый год разные. За все годы сложно сказать. Есть традиционно трудные темы: н и нн, написание слов с не, тире и двоеточие, но у каждого текста своя особенность. Например, в тексте 2015 года было слово «вполоборота», которое практически все написали неправильно, потому что наречия, начинающиеся на «впол», не проходят в школе. И вот многие сделали для себя открытия и, можно сказать, пройдя через боль и страдание на диктанте, узнали что-то новое.

Какие вы можете дать советы тому, кто решил заняться своей грамотностью?

Самое главное начать. Совершенствовать свою письменную речь и повышать уровень грамотности можно бесконечно. Есть хорошие научно-популярные ресурсы, где в доступной форме излагаются правила, даются тренировочные задания. И классический совет: читать больше, но делать это правильно. Грамотность не вырабатывается автоматически от прочтения большого массива книг. Я сейчас не только про правильное написание слов и расстановку знаков препинания, но и про стилистическую грамотность, про умение излагать свои мысли.

Важно не просто читать сюжет, нужно обращать внимание на то, как написан текст, задумываться о том, как пишутся слова. Если в тексте встречается незнакомое слово, то не полениться посмотреть его значение, благодаря телефону или компьютеру это сейчас делается очень быстро, не нужно иметь бумажные словари в большом количестве. Анализировать тексты, которые окружают нас в городе: вывески, объявления, реклама в метро. Постоянно спрашивать себя: «А почему это пишется так, а не иначе?», сделать это маленьким ежедневным упражнением. И так потихоньку, по маленькому камушку, сложится дорога к грамотности.

http://foxford.news/post/vzroslaya-bezgramotnost?utm_source=teacher&utm_medium=email_newsletter&utm_campaign=fnews&utm_content=2018_04_27_digest1&ref=teacher_mail

Категория: Всем учителям
28.04.2018 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!