СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая образовательная среда в начальной школе. Использование ЭОР как средство повышения мотивации к обучению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уч.нач.классов

МБОУ Морско-Чулекской ООШ

Дребезова С.Л.

Цифровая образовательная среда в начальной школе.

Использование ЭОР как средство повышения мотивации к обучению.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитиеи самореализациюличности.

 Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть в том числе и умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; овладение учащимися различными способами поиска информации (в справочных источниках, открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться, правильно вести себя в обществе. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности.Готовясь к урокам, каждый раз думаешь, как сделать так, чтобы урок был незабываемым, как завлечь ребёнка, пробудить у него интерес к дальнейшему изучению материала, не «погасить огонёк» к получению новых знаний. Благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.

Ни для кого не является секретом, что сейчас большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают дети, становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с социальными сетями, то сегодня дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети.

Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.

Что же такое ЭОР? ЭОР  - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме для использования которого необходимы средства вычислительной техники

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

1.      Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

2.      Интерактивность.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

3.      Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).

4.      Универсальность.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.

Использование ЭОР расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • ЭОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

Для учителя электронная среда даёт наибольший эффект при использовании:

– в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, повышается

наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт

использования всего богатства электронной среды;

– в качестве контроля, применяя различные виды тестирования;

– при выступлении на родительских собраниях, педсоветах, методических

объединениях, семинарах, появляется возможность обмениваться актуальной

информацией, ит.д.

Учащимся электронная среда помогает в следующих случаях:

– для более глубокого восприятия учебного материала, самостоятельному

усвоению дисциплин, повышению мотивации к изучению тем;

– выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности;

– овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в

практической деятельности;

– для контроля качества самообразования; и т.д.

Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Выделю некоторые из них, которые я использую в своей работе.

В наше время актуально сетевое взаимодействие педагогов в условиях информационно-образовательной среды. Существует много сайтов для учителей, я пользуюсь сайтами «Фавурок» и «Мультурок», «nsportal.ru»где могу выкладывать свои методические разработки,статьи.

Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений.Они позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Подробно остановлюсь на некоторых возможностях электронных образовательных сервисов.

Я использую Яндекс.Учебник — это сборник заданий по русскому языку и математике для 2-4 классов. С его помощью можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно. Ещё Сухомлинский говорил, что свободное время учителя — важнейшее условие его духовного роста. Все задания Яндекс.Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Проверять задания тоже не нужно — система делает это автоматически и показывает статистику: сколько времени каждый ребенок потратил на решения задания, сколько попыток он использовал, где ошибся.Задания сформулированы интересно и понятно, но самое главное — дети сами могут моментально увидеть свой результат. Для них очень важна обратная связь. Если раньше им приходилось ждать сутки, пока я проверю и принесу тетрадь, то в теперь они могут увидеть результат сразу — это очень мотивирует. Чаще всего этой платформой я пользуюсь на уроке, вывожу на интерактивную панель данные задания. Можно продублировать окно,где одно и тоже задание могут выполнить сразу два ученика,здесь уже появляется соревновательный элемент. Каждый хочет выполнить задание за меньшее количество попыток, поэтому ребята очень стараются. Необязательно перетаскивать цифры, можно использовать маркер, где ребята смогут даже выбрать свой любимый цвет,так решение примера становится более интереснее.

Учебник позволяет быстрее выполнять упражнения на повторение, за счёт чего ученики отрабатывают навык большее количество раз за то же время, доводят его до автоматизма: потому что детям не нужно каждый раз переписывать условие в тетрадь.

Следующая платформа на которой я подробно остановлюсь это Учи.ру. Для поддержания интереса к учебе так важно давать ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала именно ему. Именно поэтому принципу построена работа на платформе «Учи.ру». Выстраивается индивидуальная траектория для каждого ребенка в классе и позволяет осваивать знания с оптимальной скоростью и количеством повторений и отработок. Мои ученики работают на данной платформе дома, при выполнении домашнего задания, созданного мной с помощью множества карточек по предметам. Очень удобно, что я могу отследить, что уже пройдено,в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток было использовано, а самое главное при создании проверочной работы, автоматически выставляется оценка, также могц выдать работу над ошибками ученику, который не справился с данной работой. Учи.ру это еще и возможность нам участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. А самое главное принять участие в марафоне между участниками образовательного учреждения, как ребята радуются,когда класс занимает первое место в школе, а особенно когда обходят даже старшеклассников. Это позволяет не только проверить знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы. Также на данных сайтах, о которых я сказала выше есть возможность подготовки к ВПР, много тренировочных заданий, позволило моим ребятам успешно справиться с данной работой в этом году.

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дидактические и методические материалы. Мне очень нравится видео уроки, которые использую на уроке,они короткие и очень доступно все объясняется и рассказывается.

Дистанционные образовательные конкурсы «Олимпис». С помощью них можно заинтересовать учеников изучаемыми предметами и повысить мотивацию к учёбе. Участвуя в конкурсах, ученики могут проверить свои знания, повторить пройденный материал. Поскольку конкурсы проводятся онлайн, они развивают компьютерные навыки. После конкурсов учителя могут просмотреть ответы своих учеников и определить темы, в которых ученики испытывают трудности. В отличие от традиционных олимпиад, в образовательных конкурсах «Олимпис» присутствуют задания разной сложности, поэтому в них могут участвовать все ученики без исключения.Помимо того, что можно скачать полученные дипломы, сертификаты и т.д, наградные материалы отправляют почтой в школу, все участники получают в подарок ручки, и наиболее активные участники могут побороться за достойные призы. Ученики моего класса принимают участие в каждой из сессий и очень довольны

Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным предметам,Игра на изучение и запоминание материала, тесты и т.д.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где информационные технологии нашли самое широкое применение: участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, проведение внеклассных занятий, классных часов, игр с использованием компьютерных технологий. В процессе деятельности и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей. Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.

Сегодня в школе также появляется возможность взаимодействия с родителями через электронную среду.Электронные дневники позволяют донести единую информацию до всех родителей, учитель и родители могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители могут видеть качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя с помощью электронной среды. Сайт школы является важным звеном единой информационной среды школы, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования и повышение мотивации к обучению.

Категория: Всем учителям
18.09.2021 16:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!