СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество учителя и ученика в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что «школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Относительно тенденции, которая обозначена в концепции модернизации, как одна из ведущих задач,  возникает ряд вопросов:

Насколько возможно это реализовывать в условиях современной общеобразовательной школы? По силам ли это сегодняшней школе? Что выступает гарантом обновления школы? С чего должно начинаться это самое обновление?

Рассматривая задачи образования с точки зрения существующей   педагогической практики, можно отметить, что современная общеобразовательная школа достаточно успешно решает собственно проблемы образования, ориентируясь при этом во многом на традиционно сложившуюся дидактическую систему - парадигму, которая, к сожалению, слабо способствует развитию самостоятельности ребенка, поддержке его инициативы, а следовательно и ответственности за собственно совершенное и совершаемое им действие. Причиной этого явления может стать тот факт, что в рамках данной парадигмы ребенок не поставлен перед необходимостью принимать самостоятельные решения, не создано условие запроса этого умения, а его основной задачей является лишь выполнение  действий, которые предлагает учитель (часто это действие по определенно заданному образцу).  И роль ребенка - в таком случае  - пассивна, т.к. он является объектом воздействия.  В обозначенной ситуации задача модернизации кажется абсолютно не выполнимой, т.к. изначально следует осознавать, каковы должны быть условия ее реализации.

Следовательно, первостепенным залогом успешного решения задач модернизации российского образования должно становиться реальное изменение  характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса, как первопричина обновлений. Возможно, в большей степени такая подвижка должна быть со стороны учителя, который в современных условиях обязан осуществлять свою профессиональную деятельность в гуманистической парадигме, предоставляя ребенку поле для самовыражения. В таком контексте соответственно складывается иная норма взаимоотношений в паре «учитель - ученик».

Гуманистическая парадигма требует от педагога осознания и признания ребенка в качестве главной ценности педагогического процесса, принятия ребенка таким, какой он есть, со всеми только ему присущими достоинствами и недостатками. Ребенок – активный деятель!   Задачей  педагога становится установление субъектно-субъектных отношений во взаимодействии с ребенком, которые предполагают безусловное доверие обеих сторон, их сотрудничество, возможности для реального договора. Следует отметить, что для педагога большое значение имеет умение выявить способности ребенка и признать его право на саморазвитие. Современный учитель сам должен стать для ребенка тем образцом, который является носителем норм культурного взаимодействия – гуманного, доверительного, открытого.

Гуманизация отношений между педагогом и ребенком может быть основана только на взаимном уважении. Если педагог относится с уважением к личности ребенка, то в ответ он получит не формальное уважение к своему социальному статусу, а искреннее уважение к себе как личности. Взаимоуважение дает плодотворную почву для сотрудничества. Сотрудничество  предполагает совместные действия педагога и ребенка, направленные на достижение общей цели.

Однако отношения сотрудничества не ограничиваются только названными отношениями между двумя субъектами: учителем и учеником. Круг таких взаимодействий шире:

Для педагога – это:

  • педагог - группа, детского коллектива;
  • педагог - родители (социум);
  • педагог - коллеги, коллектив учреждения в целом;

И здесь для учителя важно сохранять свою гуманистическую направленность.

    А для ребенка:

  • ребенок – ребенок (сверстники)
  • ребенок – взрослый (родитель, учитель другого класса)
  • ребенок -  более старшими или младшими ребятами.

       Здесь взаимодействие может строиться на позиции равноправия и сотрудничества, закрепленное договором организации совместной деятельности в реализации совместно принятых ценностей и норм. Договор же в свою очередь может быть заключен только при условии, что в основании такого взаимодействия находится ответственное действие субъекта.

Овладение ребенком нормой отношений на гуманистической основе, в качестве субъекта образовательного процесса, способствует его социальному становлению и полноценному функционированию.

Возникает вопрос о возможности реализации этих установок в условиях современной школы, в которой намечены явные тенденции перехода к новой парадигме в контексте гуманистической. Но даже этот опыт говорит о больших трудностях самого перехода и необходимости концентрации усилий всего педагогического коллектива, а так же готовности родителей и детей к сотрудничеству со школой. Причины возникновения таких трудностей могут быть разные.

С одной стороны, тот факт, что выпускники педагогических вузов, которые в процессе обучения рассматривали необходимость гуманизации российского образования, не идут работать в школу в связи с низкой оплатой труда педагогов, может обострить обозначенную проблематику. С другой, проблема связана с трудностями  некоторых (уже долгое время практикующих) педагогов в перестройке существующих стереотипов поведения. В нашей, сельской школе, эта проблема не стоит. Т.к. наполняемость классов низкая и мы можем уделить внимание каждому ученику, как это немогут сделать городские, у них наполняемость классов высокая. То, насколько важно взаимодействие, основанное на  сотрудничестве, и как же сложно его организовать с детьми практически не умеющими продуктивно взаимодействовать друг с другом, я осознала, на своем опыте в нынешнем 1 классе. Проводя уроки,   я отметила, что ребята класса предпочитают преимущественно индивидуальную и фронтальную формы работы, ещё не владеют нормами группового взаимодействия. И в данный момент приходиться устанавливать нормы такой работы, буквально договариваться, совместно понимать, как более эффективно построить взаимодействие в группе и решить задачу, но еще не можем договориться.

 Причиной появления такой ситуации то, что дети не доверяют друг другу, не знают норм группового взаимодействия, не видят преимущества такой формы работы.

Думаю, что действенным способом преодоления обозначенной проблематики могут стать следующие шаги:

  • установка причин недоверия и поиск способа по изменению ситуации (создание условий, при которых дети могли бы свободно общаться друг с другом, объединялись, что  способствовало бы сплочению классного коллектива в целом, доверительным отношениям одноклассников друг с другом);
  •  построение работы педагога с детьми таким образом, чтобы дети поняли, что учитель для них является не проверяющим, задача которого указать на их ошибки, а помощником, готовым поддержать их, открытым к сотрудничеству.

 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перспективное развитие системы  образования в XXI веке, возможно только при условии гуманизации образования, и что каждый субъект образовательного процесса примет гуманистическую парадигму, как норму взаимодействия в нем. Ведь перед школой стоит  важнейшая задача не только дать ребенку определенную сумму знаний, но и вырастить успешного, уверенного в себе человека, способного самостоятельно решать возникающие перед ним вопросы, ответственного,  открытого, готового к  продуктивному взаимодействию и общению с другими людьми. Это в свою очередь может быть  выполнено только на основе особым образом выстроенного  сотрудничества между субъектами образовательного процесса -  детьми и педагогами.

 В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что «школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Относительно тенденции, которая обозначена в концепции модернизации, как одна из ведущих задач,  возникает ряд вопросов:

Насколько возможно это реализовывать в условиях современной общеобразовательной школы? По силам ли это сегодняшней школе? Что выступает гарантом обновления школы? С чего должно начинаться это самое обновление?

Рассматривая задачи образования с точки зрения существующей   педагогической практики, можно отметить, что современная общеобразовательная школа достаточно успешно решает собственно проблемы образования, ориентируясь при этом во многом на традиционно сложившуюся дидактическую систему - парадигму, которая, к сожалению, слабо способствует развитию самостоятельности ребенка, поддержке его инициативы, а следовательно и ответственности за собственно совершенное и совершаемое им действие. Причиной этого явления может стать тот факт, что в рамках данной парадигмы ребенок не поставлен перед необходимостью принимать самостоятельные решения, не создано условие запроса этого умения, а его основной задачей является лишь выполнение  действий, которые предлагает учитель (часто это действие по определенно заданному образцу).  И роль ребенка - в таком случае  - пассивна, т.к. он является объектом воздействия.  В обозначенной ситуации задача модернизации кажется абсолютно не выполнимой, т.к. изначально следует осознавать, каковы должны быть условия ее реализации.

Следовательно, первостепенным залогом успешного решения задач модернизации российского образования должно становиться реальное изменение  характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса, как первопричина обновлений. Возможно, в большей степени такая подвижка должна быть со стороны учителя, который в современных условиях обязан осуществлять свою профессиональную деятельность в гуманистической парадигме, предоставляя ребенку поле для самовыражения. В таком контексте соответственно складывается иная норма взаимоотношений в паре «учитель - ученик».

Гуманистическая парадигма требует от педагога осознания и признания ребенка в качестве главной ценности педагогического процесса, принятия ребенка таким, какой он есть, со всеми только ему присущими достоинствами и недостатками. Ребенок – активный деятель!   Задачей  педагога становится установление субъектно-субъектных отношений во взаимодействии с ребенком, которые предполагают безусловное доверие обеих сторон, их сотрудничество, возможности для реального договора. Следует отметить, что для педагога большое значение имеет умение выявить способности ребенка и признать его право на саморазвитие. Современный учитель сам должен стать для ребенка тем образцом, который является носителем норм культурного взаимодействия – гуманного, доверительного, открытого.

Гуманизация отношений между педагогом и ребенком может быть основана только на взаимном уважении. Если педагог относится с уважением к личности ребенка, то в ответ он получит не формальное уважение к своему социальному статусу, а искреннее уважение к себе как личности. Взаимоуважение дает плодотворную почву для сотрудничества. Сотрудничество  предполагает совместные действия педагога и ребенка, направленные на достижение общей цели.

Однако отношения сотрудничества не ограничиваются только названными отношениями между двумя субъектами: учителем и учеником. Круг таких взаимодействий шире:

Для педагога – это:

  • педагог - группа, детского коллектива;
  • педагог - родители (социум);
  • педагог - коллеги, коллектив учреждения в целом;

И здесь для учителя важно сохранять свою гуманистическую направленность.

    А для ребенка:

  • ребенок – ребенок (сверстники)
  • ребенок – взрослый (родитель, учитель другого класса)
  • ребенок -  более старшими или младшими ребятами.

       Здесь взаимодействие может строиться на позиции равноправия и сотрудничества, закрепленное договором организации совместной деятельности в реализации совместно принятых ценностей и норм. Договор же в свою очередь может быть заключен только при условии, что в основании такого взаимодействия находится ответственное действие субъекта.

Овладение ребенком нормой отношений на гуманистической основе, в качестве субъекта образовательного процесса, способствует его социальному становлению и полноценному функционированию.

Возникает вопрос о возможности реализации этих установок в условиях современной школы, в которой намечены явные тенденции перехода к новой парадигме в контексте гуманистической. Но даже этот опыт говорит о больших трудностях самого перехода и необходимости концентрации усилий всего педагогического коллектива, а так же готовности родителей и детей к сотрудничеству со школой. Причины возникновения таких трудностей могут быть разные.

С одной стороны, тот факт, что выпускники педагогических вузов, которые в процессе обучения рассматривали необходимость гуманизации российского образования, не идут работать в школу в связи с низкой оплатой труда педагогов, может обострить обозначенную проблематику. С другой, проблема связана с трудностями  некоторых (уже долгое время практикующих) педагогов в перестройке существующих стереотипов поведения. В нашей, сельской школе, эта проблема не стоит. Т.к. наполняемость классов низкая и мы можем уделить внимание каждому ученику, как это немогут сделать городские, у них наполняемость классов высокая. То, насколько важно взаимодействие, основанное на  сотрудничестве, и как же сложно его организовать с детьми практически не умеющими продуктивно взаимодействовать друг с другом, я осознала, на своем опыте в нынешнем 1 классе. Проводя уроки,   я отметила, что ребята класса предпочитают преимущественно индивидуальную и фронтальную формы работы, ещё не владеют нормами группового взаимодействия. И в данный момент приходиться устанавливать нормы такой работы, буквально договариваться, совместно понимать, как более эффективно построить взаимодействие в группе и решить задачу, но еще не можем договориться.

 Причиной появления такой ситуации то, что дети не доверяют друг другу, не знают норм группового взаимодействия, не видят преимущества такой формы работы.

Думаю, что действенным способом преодоления обозначенной проблематики могут стать следующие шаги:

  • установка причин недоверия и поиск способа по изменению ситуации (создание условий, при которых дети могли бы свободно общаться друг с другом, объединялись, что  способствовало бы сплочению классного коллектива в целом, доверительным отношениям одноклассников друг с другом);
  •  построение работы педагога с детьми таким образом, чтобы дети поняли, что учитель для них является не проверяющим, задача которого указать на их ошибки, а помощником, готовым поддержать их, открытым к сотрудничеству.

 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перспективное развитие системы  образования в XXI веке, возможно только при условии гуманизации образования, и что каждый субъект образовательного процесса примет гуманистическую парадигму, как норму взаимодействия в нем. Ведь перед школой стоит  важнейшая задача не только дать ребенку определенную сумму знаний, но и вырастить успешного, уверенного в себе человека, способного самостоятельно решать возникающие перед ним вопросы, ответственного,  открытого, готового к  продуктивному взаимодействию и общению с другими людьми. Это в свою очередь может быть  выполнено только на основе особым образом выстроенного  сотрудничества между субъектами образовательного процесса -  детьми и педагогами.

 

11.01.2015 19:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!