СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие цели: дать представление обучающимся об опреде­ляющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономиче­ское развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, со­ставить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Россий­ской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить глав­ные черты государственной политики в области промышленно­сти.

Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое от­ношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного раз­вития Российской империи.

Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная эко­номика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, ин­вестиции.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Территория и население Российской империи.

2. Российская модель экономической модернизации.

3. Буржуазия и рабочие.

4. Экономическая политика правительства.

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:

- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?

- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).

- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.

- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.

Беседа по прочитанному тексту:

- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?

- Назовите общее количество населения Российской импе­рии согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.

- Назовите общее количество сельского населения, город­ского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.

- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав насе­ления Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите ко­личество народов и народностей, которые проживали на терри­тории Российской империи.

- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?

- Какая религия являлась официальной?

3. Буржуазия и рабочие.

- отрыв молодежи от семьи;

- готовность к пересмотру ценностей и устоев;

Категория: История
22.05.2021 23:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!