СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисование портрета дошкольниками средствами нетрадиционный техники изображения (продолжение; глава 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.2. Применение дидактического комплекса

Основной формой обучения детей является занятие. Значение занятий многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Занятия по нетрадиционной технике рисования проводятся два раза в месяц, длительность зависит от возраста детей. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей доступность. Дети рисуют не только в тетради или альбоме, но и на кусках обоев или на старой газете, оргстекле, гипсе, срезе дерева, шпоне. Самое главное не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как надо». А ведь перед нами творческая личность.

Трех-четырех летнему малышу трудно усидеть на месте более 15 минут. Детям постарше удается работать несколько дольше, но не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Младшие дошкольники опираются на предметное восприятие, что способствует их внутренним переживаниям. Дети непроизвольно и эмоционально откликаются и легко входят в игровую ситуацию. Старшие дошкольники более подготовлены, много знают, и активно проявляют себя в изобразительной деятельности.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная. Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости можно им помогать советом и проводить индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, нужно помогать в выполнении поставленных задач.

Работа строится на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Учим детей рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка, и т.д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисовать можно не только карандашами и кистью, но и с помощью плотной бумаги. Для этого необходимо вырезать полоску из картона длиной три - пять сантиметров и шириной 0,5 -1,5 см (в зависимости оттого, что будут дети изображать). Далее обмакнуть край полоски в краску и, изменяя его (края полоски) движение, рисовать различные картины.

Существуют художественные приемы, которые уводят ребенка от стандарта, не загонять его в какие-то рамки. Особенно ценны они для проблемных детей. Именно такие дети - гиперактивные, которые при рисовании набирают на кисть излишнее количество краски и воды, - подсказали мне новый прием рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха. Со старшими ребятами мы называли его «Рисунок ветра», а с маленькими - «Мой помощник ветерок». Для рисования в этой технике надо набрать немного больше, чем необходимо краски и воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть на них в желаемом направлении. И на глазах у детей подрастает трава, веточки, деревья, без помощи кисти расцветает цветок. Застенчивым ослабленным детям, советую листок бумаги поднести ближе к лицу, что бы струя воздуха стала сильнее. Этот метод рисования можно назвать и коррекционным: он развивает дыхательный аппарат, контролирует дыхание и активизирует мышление и речь (ребенок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок). Ребенок может комбинировать и дорисовывать детали кистью.

Ребенку не под силу расписывать ткани красками в так называемой технике «Батик». Слово батик произошел от названия малайского племени батаков, применявших особые способы росписи ткани. А вообще-то в древности все ткани расписывали вручную. Станки для набивки рисунков придумали каких-то сто лет назад. Конечно, более простой и доступный детям способ. Рисовать по ткани можно акварелью, гуашью или тушью. Кусочек ткани для рисования должен быть чистым, отглажен и хорошо закреплен в рамку.

Перед началом работы нужно сделать эскиз будущего рисунка, подложив его под ткань, обвести контур клеем ПВА или карандашом. Затем кисточкой прорисовываем детали, а фон закрашиваем либо большой кистью, либо паралоном. Готовый рисунок проглаживаем, горячим утюгом через газету или тонкую бумагу и помещаем в рамку.

Рисовать можно и нитью. Эта техника так и называется «Изонить». Изонить техника напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей, на картоне или бархатной бумаге. Эту технику используется с детьми старших групп.

Несформированность графических умений и навыков мешают ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира затрудняет развивать эстетическое восприятие. Ребенок осознает, что та или иная линия у него не получилась и поэтому стремиться ее исправить. А на бумаге незаметно это сделать очень сложно. Учитывая эту особенность детей, предлагаем технику пластилинового налепа, т.е. она называется «Пластилиновая живопись». Барельефную картинку можно изменять дополнять деталями, а предметы получаются. Рисовали пластилином не только на картоне, а если использовать органическое стекло, то работы получаются, как настоящие картины. Если вложить их в коробку из-под конфет, то можно украсить детскую комнату.

Необычна техника «Водяная печать». Ребенок сначала на органическом стекле рисует пейзаж. Затем, намочив лист бумаги, сверху кладет его на изображение, слегка прижав лист к оргстеклу. Затем осторожно снимает его с оргстекла. Полученные изображения дополняет, сделав несколько завершающих штрихов.

Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный для открытки лист, то получится отпечаток. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику или сюжетные картинки.

В работе с детьми можно использовать метод, который не требует от детей профессионального изображения - это «Метод тычка». Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно в правильной форме. Процесс рисования тычками - эта не точность не влияет на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближены к реальным. Здесь необходима густая гуашь и жесткая кисть. Этой техникой можно начинать работать с младшей группы, только у малышей особенность состоит в том, что заранее рисуется контур простым карандашом. С детьми сначала рассматриваем, а затем обводим пальчиком данный предмет, называя в слух все части (ухо, голова, хвост и т.д.). Рисовать начинают слева направо, не оставляя промежутков.

Очень нравится детям рисовать на гипсе. Для работы подойдет ме6дицинский или строительный гипс. Он дает возможность изготовить фигурки барельефы. С их помощью можно преобразить комнату, а мелкие игрушки использовать вместо медальона, игрушек на елку или подарить другу на День рождения. Сначала показывается, как из простого серого порошка можно изготовить фигурки или барельефы. После того как поделка застыла, мы аккуратно достаем ее из формы и приступаем к самому интересному - раскрашиванию. Залив в форму из-под мороженного можно сделать рамку, внутри которой дети рисуют свою картину.

Когда работа будет закончена, можно попросить ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась. Если не получилось не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком выразительности художественного образа, на занятиях по изодеятельности, используем музыкальное сопровождение.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы являлись участниками городских и областных выставок, оформляли выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей. Большое влияние на развитие у детей чувства цвета играет взаимодействие с родителями.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использовала возможность общения с родителями, и одна из задач наша - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей.

Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными. Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя. С родителями проводим следующую работу:

o учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;

o находить в каждом ребенке что - то хорошее и хвалить от души детей;

o уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;

o доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;

o по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

2.3. Планы-конспекты занятий

План-конспект №1. "Портретная галерея Волшебницы зимы".

Цель: формирование у детей универсальных умений средствами проектной деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области искусства дизайна.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о жанре живописи – портрет.

2. Уточнить представления о дизайне как процессе художественного проектирования.

3. Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию в технике коллажа, где образ Волшебницы Зимы является доминирующим.

4. Вырабатывать умение сочетать разнофактурные объекты с живописным изображением для создания образов – ''Ледяная и студеная зима'' и ''Снежная и ласковая зима''.

5. Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму композицию как средства художественной выразительности в проектировании объекта – ''Волшебница Зима''.

6. Формировать умение при выполнении композиции на заданную тему отбирать необходимый материал для более точной передачи замысла.

7. Вырабатывать у детей универсальные умения при поиске общей идеи, её цельности и лаконичности.

8. Подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

9. Развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной поисковой работе.

Тип занятия: проблемное.

Форма занятия: индивидуально-коллективная.

Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).

Материалы и оборудование:

· Зрительно-иллюстративные материалы с изображением зимнего пейзажа; ряда портретов художников: И.П. Аргунова, И.Н. Крамского, В. Боровиковского, М. Врубеля, В. М. Васнецова, В.И. Сурикова, К. Коровина и др.

· Использование музыкальных фрагментов из альбома П.И. Чайковского ''Времена года'', Римского-Корсакова ''Снегурочка'' и современных композиторов.

· Использование художественного слова и фотоматериалов;

· Подготовленные рамы с натянутым на неё тканевым полотном;

· Природный и ''бросовый'' материал (пенопласт, цветочная сетка, фольга, упаковочная бумага, полиэтилен, соломка, бумажные салфетки и др.).

· Клей ''Момент'', булавки с головкой, кнопки, тонкая проволока.

Ход занятия

1. Организационная часть.

2. Постановка учебной цели.

Сегодня на этом занятии вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками, немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет Волшебницы Зимы.

3. Активная беседа.

· Как вы думаете, почему я подготовила такое количество рам для вашей работы?

· Может ли зима быть разной по-своему характеру?

· Опишите характер студеной, суровой, ветреной, ледяной, снежной, морозной, солнечной, вьюжной зимы.

· У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные.

· Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима характеристики, которые присуще человеку?

· Как по-разному называют поэты и писатели зиму? (Матушка-зима, Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима).

· Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.

Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Всмотритесь и попробуйте отнести их к следующим категориям характеристик:

1. Таинственность

2. Загадочность

3. Надменность

4. Нежность

5. Гордость

6. Холодность

7. Задорность

В. Боровиковский ''Портрет Е.Н. Арсеньевой''

''Портрет М.И. Лопухиной''

И. Крамской ''Неизвестная''

В. Васнецов ''Снегурочка'',

'' Три царевны подземного царства''

М. Врубель ''Царевна- Лебедь''

И. Аргунов ''Портрет неизвестной крестьянки в русском Костюме''.

Вы, наверное, обратили внимание, что художники написали некоторые портреты женщин в русском наряде. Расскажите о том, что вы знаете о зимней нарядной одежде, которую носили женщины в старину. Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная? Почему?

Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли самые ценные и редкие материалы: драгоценные камни, жемчуг, цветные стекла. С головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного убора сочеталась с прической.

· Что такое кокошник? (Праздничный головной убор).

Еще раз обращаю внимание на портреты ''Царевна-лебедь'' М. Врубеля и И. Аргунова ''Портрет неизвестной крестьянки…''

В процессе повторного рассматривания портретов включается музыка П.И. Чайковского и Римского-Корсакова.

25.07.2017 08:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!